На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ТЕМА  № 1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ.
    Понятие финансов, их необходимость и природа.
    Специфические признаки финансов.
    Функции финансов.
    Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
    Самостоятельная работа подготовить Эссе на тему «Развитие финансовых отношений в РК»
     
    -  1 -
    Финансы - это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания, движения и использования денежных финансовых ресурсов и фондов.
Сущность  финансов состоит в том, что финансы всегда имеют денежную форму. Финансы отражают процесс создания и движения денег в наличной и безналичной формах, а также движение всех инвестиционных ценностей.
Природа финансов заключается, в движении стоимости в денежной форме условиями такого движения является наличие товарно-денежных отношений. 

-  2  -
  Финансы обладают рядом характерных признаков, наличие которых определяет их категориальную принадлежность:
- финансы  имеют денежную форму, и эта  форма характеризует их родовой признак;
- финансовые  отношения являются в своей  основе распределительными;
- финансы проявляются в движении денежных фондов различного целевого назначения;
- целевые денежные финансовые фонды     предназначены для конкретного расходования и образуются у всех участников общественного производства; 

    - денежные  средства используются в экономической  жизни на основе эквивалентного, то есть равноценного движения  стоимости в товарной и денежной  форме. 

    - 3 - 

    Функции финансов:
   1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы: 1) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей . ..народного хозяйства, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения, необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
   Конечная  цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения
   Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта, а также часть национального богатства, выражаемая в денежной форме.
   Субъектами в финансовом распределении выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.
   2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле над их распределением по целевому назначению. Эта функция нацелена на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов природных богатств, сокращения непроизводительных расходов и потерь, пресечения бесхозяйственности и расточительства.
   3. Регулирующая функция - связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
   4. Стабилизационная функция. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. 

    - 4 -
    1. Деньги и финансы – деньги как общая категория обслуживающие общественное воспроизводство, опосредуют состояние (оценку) и движение стоимости, а действующие на их основе субкатегории – цена, финансы, кредит, оплата труда, страхование воплощают ее (стоимость) движение в более конкретное направление и специфические формы, то есть субкатегории наполняют реальным содержанием всеобщую форму функционирования товарно-денежных отношений – деньги.
    2. Цена и финансы -  цена выступает как исходная категория стоимостного распределения, опосредуя переход продукта труда из натурально-вещественной формы в денежную и его движение от одного владельца к другому на основе актов купли –продажи. Если с помощью цен формируется в целом выручка от реализации продукции, то финансовое распределение расщепляет эту выручку по целевым фондам денежных средств, предназначенных для дальнейшего использования.
    3. Финансы и оплата труда – финансы тесно связаны с оплатой труда. Фонд оплаты труда в сфере материального производства вычисляется из выручки от реализации продукции. В нематериальной сфере  связь финансов и оплаты труда особенно наглядна, так как фонд оплаты труда работников этой сферы формируется в значительной степени из бюджетных средств и определяется финансовыми возможностями соответствующего бюджета. Оплата труда стимулирует рост его производительности, а финансы воздействуют на всё общественное производство.
    4. Финансы и кредит – взаимодействие финансов с кредитом проявляется в том, что в финансах, как и в кредитных отношениях, формируются и используются денежные фонды, называемые ссудными, для целей долгосрочного и краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов, населения, государства. Финансовыми методами, как правило, удовлетворяются постоянные потребности хозорганов в денежных средствах, кредитными же временные нужды.
    С помощью финансов образуются кредитные  ресурсы банков, такие как средства хозорганов, часть выручки от реализации продукции для восполнения оборотных средств.
    С помощью кредита  формируются финансовые ресурсы, такие как ссуды, хозорганам, возможные бюджетные заимствования для финансирования расходов государства.
    ТЕМА  № 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.
    Понятие финансовой системы и её состав.
    Классическая и неклассическая схемы финансовой системы.
    Принципы организации финансовой системы.
    Задачи финансовой системы Республики Казахстан в условиях рыночных отношений.
    Самостоятельная работа, используя ключевые понятия данной темы составить кроссворд.
 
    - 1 -
    Финансовая  система – совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии  с требованиями законодательства.
    Финансовая  система охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов организующих эти отношения.
    Финансовая система состоит из трех частей:
    Совокупность финансовых отношений
    Совокупность фондов денежных средств
    Финансовый аппарат управления
    Место и роль финансовой системы каждый элемент финансовой системы занимает определенное место потому, что его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей.
    Финансовая  система является системой интеграции типа, характеризуется тесной связью входящих в неё элементов и тем, что не одна из подсистем не может существовать самостоятельно. Финансовая система строится как иерархическая структура, которая решает общие задачи её конкретные звенья решают конкретн6ые задачи в соответствии со своим предназначением. 

    - 2 -
    Классическая  схема финансовой системы

     

     


     
     

     


     
     

 
 

Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных финансов. Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.
Централизованные  финансы экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач. Состав централизованных финансов включает в себя главные звенья, формирующие систему финансовой системы страны
Основным звеном финансовой системы являются общегосударственные финансы, которые включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном плане государства.
Финансы корпораций составляют основу финансов, они являются основным звеном финансовой системы, поскольку на корпорациях создается реальный продукт основной источник финансовых  ресурсов общества.  
Финансы населения представляют собой своеобразную часть финансовой системы, так как население вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственными и хозяйствующими субъектами производственных и непроизводственных сфер. 

    Неклассическая  схема 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
 
 
 
     
     
     

    - 3 -
    В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:
    Сочетание централизма и демократизма. При централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам, предприятиям, организациям и учреждениям.
    Соблюдение национальных и региональных интересов. Обеспечение национального равноправия в финансовых отношениях, социально приемлемого уровня развития регионов, т.е. соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно - территориальному устройству.
    Единство финансовой системы. Государством через центральные финансовые органы проводится единая финансовая политика, определяются единые цели, стоящие перед всеми финансовыми органами.
    Функциональное назначение отдельных составных элементов финансовой системы. Каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат.
    - 4-
Финансовая система должна постоянно совершенствоваться и главной задачей этого процесса является: усиление её воздействия на стабилизацию и последующие социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства.  Состояние финансов определяется положением дел в обществе и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению эффективности  экономики. В ряду этих мер – совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешне экономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства.  В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования, ликвидация убыточности, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы. Так же необходимо повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйственных субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии. 
 

ТЕМА  № 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ.
    Понятие финансовой политики. Задачи, цели и принципы.
    Финансовый механизм, содержание и структура.
    Самостоятельная работа составить схему управления финансами в Республике Казахстан.
 
    - 1 -
    Финансовая  политика – это совокупность целей направленных мероприятий проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач.
Содержание  финансовой политики выражается в последовательном осуществлении следующих  стадий:
    разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране, на основе действия экономических законов, изучение состояния экономики;
    формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;
    иерархическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или ориентировкой в зависимости от радикальных экономических преобразований.
    Задачи  финансовой политики:
    обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;
    рациональное распределение финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства направление ресурсов на определенные цели;
    выработка соответствующего финансового механизма для выполнения  намеченных направлений экономического развития и его постоянное совершенствование.
    Цели  финансовой политики:
    получение необходимых финансовых ресурсов;
    полная и своевременная мобилизация финансовых ресурсов в бюджет;
    бесперебойное финансирование мероприятий предусмотренных государственными программами социального и экономического развития;
    усиление контроля за целевым и рациональным использованием всех  ресурсов.
 
 
    Принципы  финансовой политики:
    соблюдение интересов всех участников общественного производства социальных, национальных и профилирующих групп при составлении, утверждении и использовании бюджета исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
    обеспечение планомерной организации финансовых отношений;
    сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
    оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами. Кривая Лаффера служит наглядным примером этого принципа кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума. При возрастании налогов  от 0-50 сумма налоговых поступлений возрастает и достигает максимума, при дальнейшем увеличении налоговых ставок сумма налоговых поступлений сокращается и при налоговой ставке 100 % прекращается совсем.
 
    - 2 -
Каждая  экономическая категория имеет  свою специфику, проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы как специфическая распределительная категория участвуют в распределении и перераспределении созданного продукта путем преобразования и использования различных целевых фондов денежных средств. Финансовый механизм включает в себя  виды, формы и методы организации финансовой системы, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.
Структура финансового механизма:
1.механизм  государственных финансов
2.механизм  хозяйствующих субъектов
3.страховой  механизм
Действие  финансового механизма на экономику  и социальную сферу осуществляется через:
а) структуру  финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение  конкретных задач и достижение реального  эффекта;
б) величину финансовых ресурсов, формируемых у  государства и хозяйствующих  субъектов и направляемых на удовлетворение потребностей общества.
Классификация финансового механизма: 

1) по структуре финансовый  механизм подразделяется  на:
- механизм  государственных финансов
- механизм  хозяйствующих субъектов
- страховой  механизм
2) по функциональным  звеньям:
- мобилизация  финансовых ресурсов
- финансирование
-регулирование
-стимулирование
3) по действию:
- через  структуру финансового механизма
-через  величину финансовых ресурсов
4) по воздействию  на общественное  производство:
- механизм  мобилизации финансовых ресурсов
- механизм  предоставления финансовых ресурсов
- механизм  стимулирования общественного производства 

Схема «Система финансового  механизма» 

ФИНАНСОВЫЙ  МЕХАНИЗМ (СИСТЕМА)
ПОДСИСТЕМЫ
Финансовое  планирование и прогнозирование Финансовые  рычаги  и стимулы Организационная структура и правовой режим
Б               Л                О              К                И
Финансовые  прогнозы, планы и балансы Финансовые показатели Финансовые  нормы и нормативы Нормативы распределения финансовых ресурсов Фонды финансового  обеспечения воспроизводства и стимулирования Организация управления финансами Законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения Финансовый  контроль
Э     Л     Е    М    Е    Н    Т    Ы
КОНКРЕТНЫЕ  НАИМЕНОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ  ПОДСИСТЕМАМ И  БЛДОКАМ ПЕРВИЧНЫХ, ИСХОДНЫХ  ВИДОВ, ФОРМ, МЕТОДОВ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, СПОСОБОВ ИХ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
Подсистема ( часть ) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления. 

Блок  (звено) финансового механизма – это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности. 

Элемент финансового механизма – это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. 
 
 
 
 
 

ТЕМА  № 4 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
    1. Сущность и значение финансового контроля.
    2. Классификация финансового контроля.
    3. Аудит.
     4. Методы финансового контроля.
     5. Организация финансового контроля.
     6.Самостоятельная работа подготовить Эссе на тему «Перспективы развития     государственного финансового контроля». 

- 1 - 

Финансовый  контроль -  специфическая деятельность, направленная на проверку обоснованности  стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели.
Специфика финансового контроля заключается в том, что она осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объектом  являются процессы формирования доходов и накоплений созданных и использованных денежных фондов.
Принципы  финансового контроля:
    Принцип независимости – недопущение любого вмешательства, подрывающего независимость органов государственного финансового контроля, ревизионных коммисий маслихатов,  служб внутреннего контроля, их работников и членов, независимость проводимого ими  контрольного мероприятия при осуществлении контрольных функций;
    Принцип объективности контроля – проведение контроля в соответствии с законодательством РК,  стандартами государственного финансового контроля, недопущение конфликта интересов, принятие решений по результатам контроля только на основании выявленных и документально подтвержденных фактов:
    Принцип достоверности результатов контроля – подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта государственного финансового контроля;
    Принцип прозрачности контроля – ясность изложения результатов контроля;
    Принцип компетентности – совокупность проффесиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля;
    Принцип гласности – публикация результатов контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
    Основные  задачи финансового  контроля:
    проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством, организациями и населением;
    проверка соблюдений правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами;
    проверка правильности использования хозяйствующими субъектами находящихся в их распоряжении денежных ресурсов;
    выявление внутренних резервов производства;
    устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
                                 
    - 2 - 

Классификация финансового контроля основана на различиях  в субъектах, времени проведения контрольных действий, приемах и  способов проведения контроля.  Исходя из этих признаков, финансовый контроль подразделяется: по видам, формам, методам его осуществления.
    В зависимости от субъектов финансовый контроль  классифицируется на:
    - общегосударственный  он включает в себя государственный  контроль и ведомственный контроль. Государственный контроль – проверка соответствия законодательству РК деятельности объектов государственного финансового контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оценки их исполнения, использования грантов, активов государства. Объекты государственного финансового контроля: Правительство РК, местные исполнительные органы, госучреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства. Типы государственного финансового контроля: контроль на соответствие – оценка соответствия деятельности объекта гос финансового контроля требованиям законодательства РК; контроль  финансовой отчетности – оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом гос контроля;  контроль эффективности – проверка и оценка экономичности, результативности и продуктивности, с которыми объект гос контроля использует средства республиканского и ли местных бюджетов, активы государства, гарантированные государством займы, гранты. Виды государственного финансового контроля: комплексный контроль- проверка и оценка деятельности объекта гос финансового контроля за конкретный период; тематический контроль -  проверка и оценка деятельности объекта гос финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период; встречный контроль – контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта го финансового контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций. Встречный контроль проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом гос финансового контроля и в рамках проверяемого контроля.
    Ведомственный контроль- осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему ( подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений. Основные задачи ведомственного контроля: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Внутрихозяйственный контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных хозяйствующих субъектах ( фирмах, компаниях, организациях, учреждениях).
    2) По  формам проведения он бывает
    - ревизия,  аудит, обследование
    3) По  времени проведения
- предварительный- проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов и поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины;
текущий – контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получение и использование денежных  средств для административно-хозяйственного расходования и т.д.);
последующий – контроль осуществляемый после совершения операций ( исполнение расходной и доходной части бюджета, использование хоз органами денежных средств и т. д.) В этом случаи определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения  и меры по их устранению. 
 
 
 

    Схема «Классификация финансового  контроля по видам»  

ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ
Государственный Ведомственный Контроль  общественных организаций, профсоюзных, партийных, массовых движений, научно-технических, спортивных, творческих, ветеранских  и различных фондов.
Внешний Внутренний Внутриведомственный
 
Парламентский (депутатский ) контроль
АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ
 
 
                         
                                                              - 3 - 

    Аудиторский контроль – это проверка состояния финансовой хозяйственной деятельности, на основе договора заключаемого независимой аудиторской фирмой и владельцем предприятия, компании, фирмы.
    Основные  принципы аудита:
      Объективность
      Профессиональная компетентность
      Конфиденциальность
      Честность
      Соблюдение стандартов организации и кодекса этики
      Независимость
    Виды  аудита:
      Обязательный -  проводится в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательными актами РК
      Инициативный – проводится по инициативе аудируемого субъекта либо его участника с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между инициатором и аудиторской организацией.
 
    Стадии  аудита:
      планирование
      получение информации об объекте аудита и её оценка
      разработка подхода к процедуре аудита, подготовка программы
      проверка и тесты систем контроля
      проведение процедур аудита
      формирование аудиторского заключения
 
      - 4 -
Используются  следующие методы финансового контроля:
- ревизия  – это наиболее полное обследование  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия за прошедший определенный период;
Виды  ревизий:
    документальная- проверяются документы, в особенности первичные денежные документы ( счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п.
    фактическая – означает не только проверку документов, но и наличие денег и материальных ценностей.
    полная – понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период.
    выборочная – контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например проверка командировочных расходов, разных целевых затрат и расходов).
    тематические – проводятся в нескольких однотипных предприятиях, учреждениях или в нескольких министерствах и ведомствах по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Они дают возможность одновременно проверять состояние определенного участка на ряде хозяйствующих субъектов и получить обширный материал по данному вопросу, проанализировать его, сделать выводы, разработать предложения по улучшению работы.
- обследование  – проводится контрольными органами по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- рассмотрение  проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной  деятельности;
- заслушивание  докладов, информаций должностных  лиц. 

- 5 -
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
    Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы: аппарат Президента; Парламент; Правительство; местные представительные органы; органы местных администраций. Этот вид контроля проводит счетный комитет (за исполнение республиканского бюджета),  министерство финансов, налоговый комитет министерства финансов, местные финансовые и налоговые органы осуществляют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, совместной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полноту и своевременность поступлений доходов, з0аконность и целесообразность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учетов и отчетности.
    Органы государственного финансового контроля представительные органы ( маслихаты, собрания депутатов) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении, то есть контроль осуществляется в двух формах: предварительного и последующего. Текущий контроль в их деятельности не является основным. Основным методом контроля являются проверки. Объектом контроля выступают местные фонды денежных средств.
    Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль наряду с выполнением своей основной работы – управление доходами и расходами государства. Контроль осуществляется во всех формах, преимущественным является предварительный и текущий контроль. Объектом контроля финансовых органов на местах выступают вопросы правильности образования и использования децентрализованных фондов денежных средств.
    Контроль  субъектов хозяйствования осуществляют налоговый комитет  Министерства финансов РК и местные комитеты в  областях, городах, районах.
    К органам общественного контроля относится контроль профсоюзных организаций за деятельностью администрации, осуществляемой на предприятиях, организациях, учреждениях, ведомствах. Финансовый контроль в деятельности этих органов не является основным.
    Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства и ведомства республики в отношении подчиненных им предприятий, организаций, учреждений.
    Внутрихозяйственный контроль осуществляют структурные подразделения хозяйствующих субъектов. Контрольные функции в области финансов осуществляют  руководители, бухгалтера и финансовые отделы.
 
ТЕМА  № 5 ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.
      Содержание финансов хозяйствующих субъектов.
      Классификация хозяйствующих субъектов.
      Особенности финансов хозяйствующих субъектов основных организационно-правовых форм.
      Финансовые аспекты преобразования собственности хозяйствующих субъектов и её диверсификация.
      Финансы хозяйствующих субъектов, действующих на коммерческих началах.
      Финансы некоммерческих организаций и учреждений.
      Самостоятельная работа. Расписать товарищества. Подготовится к семинару на тему «Финансы организаций и государственных учреждений», контрольной работе.
 
      -1-
Финансы хозяйствующих субъектов – это  составная часть единой финансовой системы.
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации товаров, работ и услуг. Хозяйствующие субъекты – экономические агенты, экономические единицы,  которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Центральное место с организационно-экономической точки зрения занимают системно организованные субъекты- предприятия и организации: фирмы, компании, фермерские хозяйства, хозяйственные товарищества, ассоциации, национальные компании и д.р.
 Предприятие- имущественный комплекс, созданный юридическим лицом для осуществления предпринимательской деятельности.
Фирма – наименование, под которым выступает юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, и которое позволяет выделить это лицо среди других участников.
Компания  – объединение предпринимателей для совместной деятельности; это одна из основных форм организации бизнеса, как правило, на основе акционерной формы, при которой участники не отвечают по обязательствам компании и несут риски в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Основные  черты финансов хозяйствующих  субъектов:
- многогранность  финансовых отношений, разнообразие  их форм и целевого назначения;
- обязательное  наличие производственных фондов  и возникновение в связи с  этим отношений, связанных с  их формированием, постоянным  пополнением, увеличением и перераспределением.
Производственные  фонды – это динамичный элемент производства, их движение непрерывно, как и само производства; при этом происходит постоянная смена форм  стоимости из материально-вещественной в денежную;
- высокая  активность, возможность воздействия  на все стороны хозяйственной  деятельности предприятия;
- они  представляют исходную основу всей финансовой системы.
Функции финансовых хозяйствующих  субъектов:
      Воспроизводственная функция. Её содержание состоит в обеспечении соответствия между движением материальных и денежных средств в процессе их кругооборота при простом и расширенном воспроизводстве.
      Контрольная функция играет для хозяйствующих субъектов важную роль в экономике предприятия: нельзя хозяйствовать  без учета и контроля.
Многообразные отношения в сфере финансов хозяйствующих  субъектов сводятся в укрупненные  группы; эти отношения возникают  в процессе расширенного воспроизводства между:
- государством  и хозяйствующим субъектом при  взносе платежей в государственный  бюджет;
- хозяйствующими  субъектами и кредитной системой  по кредитованию и оплате процентов  за предоставление долгосрочных  и краткосрочных кредитов;
- хозяйствующими  субъектами и их вышестоящими  организациями при перераспределении  доходов, фондов, по арендным платежам;
- разными  хозяйствующими субъектами, вступающими  между собой в отношения по  оплате сырья, материалов, топлива,  готовой продукции, работ и услуг;
- хозяйствующими  субъектами и страховыми органами  по страхованию имущества и  персонала. 

      - 2 - 

      Классификация хозяйствующих субъектов:
1)отнесение  предприятий и организаций к  одной из сфер деятельности:
    а) материальной сферы деятельности – создают материальные продукты и блага, являющиеся основой жизнедеятельности всего общества;
    б) нематериальной – сфере услуг;
2) характер  финансовой деятельности:
    а) коммерческая деятельность-  её целью является получение дохода;
      б) некоммерческая деятельность -  оборона, охрана правопорядка, защита окружающей среды, образование, здравоохранение, культура, искусство;
3) принадлежность  к определенной форме собственности:
     а) государственная собственность
     б) частная собственность
Внутри названных форм собственности могут быть сформированы разные хозяйственные структуры, что порождает большее количество организационно-правовых форм хозяйствования:
1.Государственные  предприятия, основанные на государственной  собственности, в том числе:
      а) республиканские – для решения  общегосударственных задач экономического и социального развития страны;
      б) предприятия коммунальной собственности  – для решения задач по удовлетворению социально-экономических потребностей населения соответствующей территории, находятся в местном подчинении.
2. Хозяйствующие  субъекты, основанные на частной  собственности юридических лиц:
хозяйственные товарищества разного типа, в том  числе и АО, кооперативные предприятия  и организации.
3.Хозяйствующие  субъекты, основанные на собственности общественных объединений.
4. Совместные  предприятия на основе объединения  имущества учредителей, в том числе иностранных юридических лиц и граждан.
5. Частные хозяйствующие  субъекты, основанные на собственности  граждан.
6. Смешанные  предприятия с участием разных вышеперечисленных форм собственности. 

-3- 

Хозяйствующий субъект как основное звено экономики  функционирует при многообразии форм собственности и хозяйствования, развитии товарно-денежных отношений  и рынка. Разграничение хозяйствующих субъектов по организационно-правовым формам влечет различия в организации их финансов: формирование капитала, финансирования производственно-хозяйственной деятельности, распределении результатов хозяйствования.
Имеются особенности формирования фондов субъектов хозяйствования в зависимости от форм собственности.
      Фонды частных хозяйствующих субъектов реального сектора экономики образуются за счет собственных источников ( чистого дохода, кредитов банков, средств от выпуска ценных бумаг).
      Фонды государственных предприятий дополняются в необходимых случаях ассигнованиями из бюджета и внебюджетных фондов.
      Финансовые ресурсы кооперативов средства образуются за счет паевых взносов членов кооператива.
Организация финансов хозяйствующих субъектов, функционирующих на паевой основе – хозяйственные товарищества, кооперативов, совместных предприятий, определяется особенностями формирования средств таких предприятий и последующего распределения полученных доходов в соответствии с долей в имуществе каждого участника. Законодательством определено, что хозяйственное товарищество – коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделенным на вклады (доли) учредителей уставным фондом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Установлены следующие формы хозяйственных товариществ:
        полное
        простое
        коммандитное                                                                   
        ТОО
        товарищество с дополнительной ответственностью
        АО
-4- 

Преобразование  государственной собственности  путем разгосударствления и приватизации в другие формы призвано обеспечивать многообразие этих форм, на основе которых создаются объективные предпосылки для формирования реальных хозяйств в сферах материального производства и услуг, стимулирует предпринимательство и конкуренцию, создает у работников мотивацию к высоким конечным результатам труда.
Разгосударствление  – это передача функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий от государства на уровень хозяйствующих субъектов, замена вертикальных хозяйственных связей на горизонтальные, разгосударствление может происходить и без смены собственника.
Приватизация  – приобретение у государства юридическими лицами и гражданами объектов государственной собственности, а также акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий и организаций.
Реструктуризация  – охватывает меры технологически обоснованной сегментации производства на отдельные перспективно конкурентоспособные хозяйствующие объекты с разработкой планов возможной санации (финансовое оздоровление), приватизации или ликвидации несостоятельных предприятий.
Санация – мероприятия предусматривают систему организационно-технических, производственных, финансово-экономических действий администрации предприятия, его уполномоченного органа для восстановления или поиска новых рынков сбыта, упорядочению активов и пассивов баланса, обеспечение безубыточной работы, восстановление платежеспособности. Финансовая поддержка санируемых предприятий осуществляется на возвратной основе. 

                                                        - 5 –
В основу организации финансов коммерческих хозяйствующих субъектов положены одинаковые принципы, которыми являются:
1. коммерческий расчет- этот принцип означает, что хозяйствующему субъекту выделяется в постоянное пользование необходимые для его деятельности основные и оборотные средства ( капитал), составляющие его уставный фонд.  Как метод ведения хозяйства коммерческий расчет предполагает соизмерение затрат с доходами от хозяйственной деятельности.
Принципами  коммерческого расчета являются:
    САМООКУПАЕМОСТЬ - основополагающий принцип хозяйствования, который означает, что хозяйствующий субъект обязан за счет выручки от реализации своей продукции возмещать все издержки по ее производству и поставкам.
    САМИОФИНАНСИРОВАНИЕ – предполагает не только возмещение издержек на производство и реализацию продукции, но и получение  достаточного дохода, за счет которого, а также других собственных источников и заемных средств хозяйствующий субъект обеспечивает покрытие затрат на техническое совершенствование и расширение действующего производства, социальные нужды коллектива, обновление ассортимента продукции,  а также на другие плановые потребности.
    ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – хозяйствующий субъект может сам распоряжаться основными и оборотными средствами, маневрировать ими в интересах получения наибольшего дохода- оставлять часть его за собой для материального стимулирования работающих, для использования на расширение производства и другие производственные потребности.
    ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – за выполнение хозяйствующим субъектом предусмотренных планов, договорами, заказами, законом производственных и финансовых обязательств, в случаи их неисполнения или нарушения по срокам, объему, качеству, хозяйствующий субъект отвечает материально – уплачивает штрафы, пени, неустойки.
    ФИНАНСОВАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ – одно из требований коммерческого расчета проявляется в использовании финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, как для материального стимулирования работников, так и для совершенствования и развития производства.
2. принцип плановости – означает, что финансовая деятельность хозяйствующих субъектов предусматривается заранее путем расчетов ее параметров исходя из целей,  задач производства, намеченных методов их достижения. На основе расчетов и с использованием установленных финансовых нормативов определяются финансовые показатели, которые отражаются в специальном документе – финансовом плане. В случаи неопределенности факторов предполагаемой деятельности вместо планирования применяется прогнозирование, когда на основе изучения имеющихся данных составляется прогноз финансового развития хозяйствующего субъекта. Прогноз служит для оценки и последующего принятия решений по вариантам хозяйственной деятельности.
3.  принцип равенства всех форм собственности – реализуется в гарантии государства стабильности отношений и развития разных форм собственности- государственной, частной, международных организаций.
4. принцип наличия финансовых резервов- предназначен для устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности, а также для финансирования затрат, связанных с производственным и социальным развитием.
  Финансовые фонды.
В процессе хозяйственно-финансовой деятельности хозяйствующие субъекты формируют, и использую различные финансовые фонды.
Финансовые  фонды – денежные средства, предназначенные для определенных целей.  В фондах  денежные средства находятся в постоянном движении- поступают, накапливаются, расходуются.
Наиболее  значительными и важными для  функционирования хозяйствующих субъектов  являются следующие фонды:
    Уставный фонд - отражает в денежном выражении величину имущество (капитала) хозяйствующего субъекта, предоставленного ему государством, иным собственником или учредителем. Величина уставного фонда изменяется в процессе хозяйственной деятельности – увеличивается в результате инвестиций (капитальных вложений) в основные фонды, за счет чистого дохода, и других пополнений капитала; уменьшается за счет списания или передачи основных средств, начисления их износа, списания убытков, уценки товарно-материальных ценностей.
    Фонд потребления – образуется за счет средств направляемых на оплату труда и части чистого дохода, оставляемого в распоряжении хозяйствующего субъекта для материального поощрения работников и  разных  социальных выплат.
    В его  состав входят: расходы на оплату труда  всего персонала; денежные выплаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год; материальная помощь; доходы ( дивиденды, проценты) выплачиваемые по акциям.
    Фонд накопления – используется для финансирования затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. В его состав входят: амортизационные отчисления; кредиты банков; дополнительный выпуск обыкновенных акций; прибыль, оставляемая в распоряжении хозяйствующего субъекта.
    Резервный фонд – предназначен для обеспечения финансовой устойчивости предприятий в период временного ухудшения финансового положения и компенсировать непредвиденные затраты, возникающие в процессе производства и реализации продукции. Образуется за счет прибыли или дохода, оставляемых в распоряжении хозяйствующего субъекта.
    Валютный фонд – используются на производственное и социально-культурное развитие трудовых коллективов, часть валютных средств может быть направлена на приобретение импортных товаров потребительского назначения, медикаментов и медицинской техники, а также для оказания гуманитарной и благотворительной помощи. Валютные фонды образуются из следующих источников: экспортная валютная выручка; взносы в уставный фонд в валюте; валютные кредиты банков; финансовая помощь от нерезидентов.
    Ремонтный фонд – создается для проведения всех видов ремонта основных фондов – капитального, среднего и текущего. Все виды ремонта финансируются за счет себестоимости продукции.
    Производственные  фонды.
Благодаря финансам осуществляется постоянный кругооборот  производственных фондов хозяйствующих  субъектов – основных и оборотных. Характер кругооборота основных и оборотных  производственных фондов  имеет  различия.
Основные фонды участвуют в производственном процессе длительное время и передают свою стоимость на изготовляемый продукт частями;  величина переносимой части определяется исходя из срока службы средств труда, по мере износа. Процесс переноса называется амортизацией, доля переносимой стоимости нормой амортизации, а денежное выражение этой доли амортизационными отчислениями.
Оборотные фонды делятся на оборотные производственные фонды и фонды обращения.
      Оборотные производственные фонды состоят из трех частей:
    а) производственные запасы – включают стоимость предметов труда ( сырье, покупных полуфабрикатов, топлива, тары, запасных частей);
    б) незавершенное  производство – характеризует стоимость  тех же предметов, вовлеченных в  процесс переработки, изготовления продукции;
    в) расходы  будущих периодов – представляют собой  затраты, производимые в текущем  периоде, но погашаемые за счет себестоимости  продукции в последующие периоды.
    2. Фонды  обращения связаны со сферой  обращения к ним относится:  готовая продукция на складах и отгруженная потребителям, денежные средства в кассе и в банках на счетах, дебиторская задолженность.
Оба элемента – оборотные производственные фонды  и фонды обращения обеспечивают постоянный, бесперебойный кругооборот  средств путем последовательной смены форм стоимости: денежной, товарной, производственной, приращенной товарной, приращенной денежной форм.
Финансовые  результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Разобрать со студентами ( предложив им составить схему формирования результатов финансовой деятельности хоз. субъектов) 

- 6 -
Общей особенностью финансов некоммерческих организаций является то, что основным мотивом функционирования организации  или учреждений не  является извлечение прибыли или дохода от результатов  деятельности, а удовлетворение общественных потребностей, которых организации, действующие, на коммерческой основе не желает или не в состоянии обеспечить.
Некоммерческая  деятельность представлена разнообразными видами, которые можно объединить по следующим направлениям:
- оборона
- охрана внутреннего  правопорядка и безопасности
- предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций, связанных с неблагоприятными  природными явлениями, катастрофами, авариями и других бедствий
-  образование
- здравоохранение
- социальная  защита населения
- наука
- культура и  искусство
- защита окружающей  среды
- общественно-бытовое  благоустройство городов и населенных  пунктов (освещение, озеленение, дороги, мосты, и др.)
- общественные  объединения и организации
- благотворительные  и гуманитарные организации и фонды.
Методами  ведения хозяйственной  деятельности некоммерческих организаций является бюджетное финансирование - при безвозмездности оказываемых услуг и благ, а при возмездность – на началах хозяйственного расчета и самоокупаемости.
      Бюджетное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов организаций и учреждений, не имеющих собственных доходов. Денежные средства предоставляются в соответствии с ассигнованиями и отражены в финансовом плане учреждений -  смете расходов, потребляются на приобретение основных фондов, материальных запасов, оплату услуг, выплату заработной платы, другие хозяйственные нужды.
      Хозрасчетный метод ведения хозяйства применяется в учреждениях и организациях, затраты которых возмещаются из выручки от реализации нематериальных услуг и благ. К ним относятся: учреждения здравоохранения и образования, работающие на платной основе, отраслевые научно-исследовательские институты, некоторые учреждения искусств.
      Метод самоокупаемости предусматривает организацию хозяйственной деятельности на основе услуг за плату, цена которых определяется применительно к объему расходов. Этот метод применяется в организациях, оказывающих платные услуги в области культурно-просветительной деятельности, организации свободного времени и т. д. К ним относятся: курсы и школы по приобретению бытовых, проффесиональных навыков и знаний, изучения иностранных языков, национальных клубов по интересам.
Источники финансирования организаций  и учреждений некоммерческой деятельности.
    Там где государство полностью исполняет соответствующие функции, расходы на содержание организаций осуществляются за счет средств государственного бюджета. К ним относятся: охрана правопорядка, оборона, частично образование и здравоохранение, охрана окружающей среды, большая часть на проведение фундаментальных исследований.
    Вторым по значению источником финансирования некоммерческих организаций являются собственные средства, получаемые в виде дохода от предоставляемых услуг, выполняемых работ, непосредственно самой организацией по роду ее деятельности.
    Третьим источником служат кредиты банков. Данный источник возможен к использованию организациям, оказывающими платные услуги, так как необходимость возврата заемных средств требует хорошо налаженной, стабильной работы организации на протяжении периода, превышающего сроки пользования кредитом.
    Специфическим методом финансирования общественных объединений и организаций являются членские взносы их участников.
    При финансировании научных исследований применяется метод грантов безвозмездной поддержки со стороны частного лица, компаний, фирм, международных организаций.
    Определенным источником пополнения средств для содержания и развития организаций и учреждений некоммерческой деятельности являются доходы от размещения части располагаемых ими ресурсов на депозитах коммерческих и сберегательных банков, а также в ценные бумаги на финансовом рынке.
Расходы некоммерческих организаций  и учреждений. Разобрать со студентами ( предложив им составить схему расходов некоммерческих организаций по категориям). 

РАЗДЕЛ  № 6 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ.
1: Понятие и состав государственных финансов.
Проблема: что такое по вашему мнению государственные финансы?
Государственные финансы как звено финансовой системы связаны действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике.
Экономическая сущность государственных  финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимомти общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий.
Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятий, организаций, учреждений, граждан – с другой.
В состав государственных  финансов входят:
    государственный бюджет
    внебюджетные фонды
    государственный кредит
    финансы государственных предприятий и организаций
По  уровню государственного руководства государственные  финансы подразделяются на:
                    общегосударственные (республиканские,  правительственные);
                    местные (муниципальные)
Роль  республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, правопорядка, охраны границ, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств.С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержки единого уровня социальной защищенности населения.
Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.
Назначение  внебюджетных фондов в финансировании отдельных целевых мероприятий за счет специальных отчислений.
В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. 

2: Экономическая деятельность государства.
Проблема: Чем вызывается необходимость перераспределения экономических ресурсов.
Государство учавствует в экономической жизни  в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.
Экономическая деятельность государства  проявляется в  следующих функциях:
    определения правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
    ограничения монополистической деятельности и защита конкуренции;
    перераспределение доходов и богатств;
    стабилизация экономики;
    перераспределение ресурсов.
Доходы  и богатства государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении.
Действия  государства по стабилизации экономики  включает контроль за уровнем занятости  и инфляции, вызываемых колебаниями  экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.
Перераспределение экономических ресурсов вызываются несовершенством рыночной системы  в двух ситуациях:
    отклонение равновесного объема производства некоторых товаров от их оптимального объема;
    отказ рынка от выделения ресурсов или их недостаточное выделение для производства общественных товаров, благ и услуг.
 
 
 
РАЗДЕЛ  № 7 НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ
ТЕМА: Понятие налогов и их социально-экономическая сущность.
    Принципы налогов.
    Функции налогов.
    Задание: глосарий по лекции, тестовые вопросы ( 5-6 с пятью вариантами ответов) принести на следующее занятие налоговый кодекс
                    1 -  

Налоги  – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они предстваляют сабой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Принципы  налогов:
    Принцип справедливости
    а) достижение «горизонтального равенства», которое  требует чтобы все доходы налогоплатильщиков не зависимо от того как они зарабатываются и тратятся облогались единообразно на равных условиях;
    б) соблюдение «вертикального равенства» перед законом по обязательствам налогоплатильщиков имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных  с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. То есть перераспределение части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить налоги вообще,0 или платить гораздо меньше остальных.
    2. Принцип простоты – для налогоплатидльщика должно быть понятно назначение и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен.
    3. Определенность налогов- равенство заранее установленных условий и требований, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.
    4. Минимум налоговых льгот – помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Необходимо проводить государственное финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя получать путем манипуляции ставками налогов.
    5. Экономическая приемлеммость – налоги не должны препятствовать улутшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает.
    6. Сопостовимость налоговых ставок – по основным видам налогов с другими странами – партнерами данной страны по хэкономическим отношениям. (НИЗКИЕ СТАВКИ ПРИВЕДУТ К ПЕРЕТОКУ ДОХОДОВ: увеличение экспортирующих капиталов, и отрицательно повлияют на бюджет страны как импортера капитала, ВЫСОКИЕ СТАВКИ будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны)
                                                      - 2 – 
    Сущность  налогов проявляюется в их функциях.
    Фискальная функция -  обеспечивающая поступления средств в государственный бюджет по мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающися поступления государству денежных доходов.
    Перераспределительная функция – состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.
    Контрольная функция – позволяет обеспечить проверку правильности и своевременности внесения налогоплательщиком налоговых платежей в бюджет.
    Регулирующая функция – возникает с расширением экономической деятельности государства, она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами.
 
ТЕМА: Налоговая  система и организация взимания налогов в РК.
     1.Классификация налогов по признакам.
     2. Способы взимания налогов.
     3. Перечень налогов, сборов и плат.
    4. Элементы налогообложения.
   5. ЗАДАНИЕ: История налогов Казахстана. Глоссарий по элементам налогообложения
                                                        - 1 – 
Совокупность  видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.
Классификация налогов по признакам:
    От объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства:
    Прямые – к ним относятся налоги, которые устанавливаются на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю) они в свою очеред подразделяются на:
    реальные  – к ним относятся земельный, имущественный, промысловый. Облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования.
    личные  – к ним относятся подоходный налог, налог с наследств и  дарений. Учитывается не только доход, ног и финансовое положение плательщика.
    Косвенные – взимаются опосредованно через цены товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.
    По признаку использования:
    Общие – поступают государству и при использовании обезличиваются.
    Специальные – имеют строго определенное назначение (налог на транспортные средства используются для формирования дорожного фонда).
    В зависимости от органа, взимающего налоги: центральные, местные.
    По экономическим признакам:
     На доходы – взимаются с доходов получаемых плательщиком от любого объекта                            обложения.
      На потребление – налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.
- 2 –
Существует  четыре способа взимания налогов:
    Согласно кадастровому  способу - учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (ЗЕМЕЛЬНЫЙ, ИМУЩЕСТВЕННЫЙ) без учета фактической доходности.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.