На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Память

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
содержание 

введение........................................................2
глава 1 память .Общие положения.
1.1 Основные виды памяти...........................3
1.2 Основные процессы памяти...................6
1.3 Теории памяти...........................................8 

глава 2 Развитие и индивидуальные особенности  памяти
2.1 Уровни развития мнемических способностей.....10
2.2 Индивидуальные различия памяти.........12
2.3 Развитие памяти в течении жизни..........14
глава 3 Приемы и упражнения для развития памяти и 
облегчения  процессов запоминания.
3.1 Образная память......................................16
3.2 Основные приемы и упражнения для развития памяти  и облегчения процессов запоминания................................18
 
Заключение....................................................21
Список  литературы.....................................23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
     Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.
         Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно - рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.
         Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающи клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.
Целью данной работы является рассмотрение индивидуальных особенностей памяти и ее развития. 
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач :
1. Рассмотреть   память как основу психической  деятельности;
2. Проанализировать  индивидуальные особенности памяти ;
3. Рассмотреть уровни развития памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 . Память. Общие положения.
         Память -- форма психического отражения, заключающаяся  в закреплении, сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
         Память -- основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
         1.1  ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ.
         Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
         Долговременная - это память, способная хранить  информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
         Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в  генотипе, передается и воспроизводится  по наследству. Основным биологическим  механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
         Зрительная  память связана с сохранением  и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
         Слуховая  память - это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
         Двигательная  память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости  и воспроизведение с достаточной  точностью многообразных сложных  движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
         Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов  памяти, но особенно проявляется в  человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
         Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
         По  характеру участия воли в процессах  запоминания и воспроизведения  материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание  и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
         1.2 ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.
         К основным процессам памяти относятся:
         - запоминание
         - сохранение
         - воспроизведение
         - забывание
         Рассмотрим  основные мнемические (связанные с  памятью) процессы :
         Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).
         Хранение - накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
         Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. 

         Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
         Факторы, влияющие на забывание:
         возраст;
         характер  информации и степень ее использования;
         интерференция: проактивная интерференция, связанная  с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
         подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и  вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).
         Нередко память сравнивают с какой-либо технической  ее моделью, например с магнитофоном. С чего начинается его работа? Конечно же, с записи. Итак, память начинается с запоминания - на пленку наносится какая-то информация. Эти образы, слова, вообще впечатления должны удерживаться, законсервироваться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют - сохранение. Мы закладываем кассету, нажимаем на клавиши, и записанная когда-то музыка зазвучала. Происходит воспроизведение. Именно так именуют соответствующий процесс памяти.
         Сочтем  ли мы аппарат исправным, если не будет  происходить стирания с ленты записей, которые уже отслужили? В памяти тоже есть такой очистительный, а может быть, и разрушительный процесс -забывание. Иногда кажется, что это всего лишь антипамять, от которой хорошо бы избавиться, но это ошибочное мнение.
         Итак, на входе - запоминание, запечатление, на выходе - воспроизведение. При этом часто по одному-единственному процессу - воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти. И качества всех других процессов памяти выводятся из представления о том, каким должно быть воспроизведение. Желательно, чтобы оно было точным и своевременным: аппарат должен выдать нужную информацию тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственно особое качество - готовность памяти.
         которой хорошо бы избавиться, но это ошибочное  мнение.
         Итак, на входе - запоминание, запечатление, на выходе - воспроизведение. При этом часто по одному-единственному процессу - воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти. И качества всех других процессов памяти выводятся из представления о том, каким должно быть воспроизведение. Желательно, чтобы оно было точным и своевременным: аппарат должен выдать нужную информацию тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственно особое качество - готовность памяти.
         1.3 Теории памяти.
         В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе запоминания происходят в нервных клетках отдельных структур головного мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры на возбуждающие воздействия в процессе запоминания.
         Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.
         Память  в русле этой теории понималась как  сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе КП и ДП. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г.Эббингауза). Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.
         В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизвдения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал.
         Найдя психологическое объяснение некоторым  фактам избирательности памяти, эта  теория, однако, столкнулась с проблемой  формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.
         На  вопрос о генезисе памяти не был  найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований - бихевиоризма и психоанализа.
         Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной  теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения.
         Заслугой  З.Фрейда и его последователей можно  считать выяснение роли эмоций в  мнемических процессах забывания  и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.
         С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и математического  программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения информации с помощью ЭВМ. В психологии начала разрабатываться новая теория памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. Это направление является очень перспективным, т.к. мозг человека - это тоже своего рода сложнейшая ЭВМ. Понимание процессов, происходящих в памяти, а также в целом процессов познания, мышления помогает созданию новых поколений ЭВМ, работа которых основана на процессах, подобных нейронным.
         У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшими учениками А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурией.
         Свой  значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспризведение информации человеком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         глава 2 Развитие и индивидуальные особенности памяти 

         2.1 УРОВНИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ. 

         Развитие  памяти происходит благодаря развитию мнемических способностей.Ключевым моментом развития памяти являются операционные механизмы, появление которых кардинально изменяет строение памяти и создает условия для системного взаимодействия функциональных , операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания , сохранения , воспроизведения и узнавания любого материала.
         Какими  способами можно развивать память?
         В качестве приемов развития можно  выделить 13 способов обработки информации в целях ее более эффективного запоминания , сохранения , воспроизведения.
         Группировка - разделение материала на группы( по смыслу , ассоциациям , фонетическим признакам и т.д. )
         Опорные пункты - выделение какого - либо краткого пункта , служащего опорой более широкого содержания(заголовки , цифровые данные , имена , чем либо выделяющиеся выражения и т. д.)
         Мнемический план - совокупность опорных пунктов.
         Классификация - разделение каких либо предметов , явлений , понятий по классам , группам, разрядам на основе общих признаков.
         Структурирование  - установление взаимного расположения частей , составляющих целое , внутреннего строения запоминаемого.
         Систематизация  - установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними.
         Схематизация - изображение чего либо в основных чертах
         Аналогии  - установление сходства , подобия в определенных отношениях предметов ,явлений ,понятий в целом различных .
         Мнемотехнические  приемы - совокупность готовых , известных способов запоминания.
         Перекодирование - представление информации в образной форме.
         Достраивание  запоминаемого материала - метод локальной привязки или метод мест.
         Серийная  организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему , по времени и т.д.
         Ассоциация - установление связей по сходству , смежности или противоположности . 

         В процессе развития мнемических способностей можно выделить 4 основных уровня :
         1.Уровень додеятельной памяти.Информация повторяется , циркулирует , но не обрабатывается , не трансформируется.
         2.Субъект начинает ориентироваться в запоминаемом материале, целенаправленно ,осмысленно.
         3.На этом уровне субъекту подвластны все способы обработки информации.
         4.Характеризуется сформированной функциональной системой  мнемических способностей. 
 

         2.2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ .
         Память  у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все  это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими либо движениями.
         «Чистые»  виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных  крайне редки. Чаще всего на практике сталкиваются с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.
         Наибольшего развития у человека достигают те виды памяти, которые чаще всего  используются. Большой отпечаток  на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и  логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.
         Процессы  памяти тесным образом связаны с  особенностями личности человека, с  его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. «Не подлежит сомнению, - писал С.Л. Рубинштейн, - что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты». Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.
         Существенную  роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.
         Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.
         По  динамике протекания мнемических процессов  амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание  прошлых событий; антероградная - невозможность запоминания на будущее; рретардированная амнезия - вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий - прогрессивная - проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.
         Основатель  психоанализа З. Фрейд уделил большое  внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм не работает.
         Примерами мотивированного забывания, по З. Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно  теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.
         Склонность  к забыванию неприятного действительно  широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.
         2.3 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ  в течении  жизни.
         ВИДЫ  ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ , С КОТОРЫМИ ОН ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ , ПРЕОБРАЗУЮТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ.
         У человека с рождения есть генетическая , кратковременная , непосредственная и непроизвольная память.Все остальные  виды памяти приобретаются в течении  жизни.Память младенца можно определить как кратковременную , непроизвольную и непосредственную.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.