На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

Кафедра экономической теории 
 
 

Контрольная работа 

По экономической  теории
Тема: Рыночный механизм и проблемы его формирования в РФ. 
 
 

                                                                   
 

                Выполнил: студент ФВ и ЗО
                Курс 1 группа З09 МО(у)
                Специальность МО
                Заочной формы обучения
                Никитина  М. А.
                Проверил: к.э.н., доцент Хисамутдинов Р.Н.
. 
 
 
 

                          
  

Оренбург 2010г. 
 

      План.
    Введение.
    I.Необходимость и основные направления реформирования российской экономики.
    1.1.системный кризис и его последствия.
    1.2.необходимость  реформирования российской экономики.
    1.3.основные  направления и результаты реформирования  российской экономики.
    II.Формирование рыночных отношений в российской экономике.
    2.1.условия  и предпосылки необходимые для развития рынка.
    2.2.рыночный  механизм и проблемы его формирования  в российской экономике.
    2.3.роль  государства в совершенствовании  рыночных отношений.
    Заключение.
    Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. однако осуществление всего не возможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребности в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, в наиболее полной мере это делает рыночная экономика.
    Именно  ее, так упорно, вот уже 19 лет наше государство пытается развивать. В пути к новой системе регулирования национального хозяйства в России встречались различные проблемы. Традиции командно-административной системы плохо заменялись  рыночными традициями. Но даже сам выбор рыночной экономики как альтернативы плановой системы вызвал жаркие споры у экономистов и государственных деятелей.
      Именно о проблемах перехода  и развития рыночной экономики  в России будет идти речь  в данной курсовой работе. Также  будут отмечены условия необходимые для перехода к рынку, созданные и не созданные, роль государства в совершенствовании рыночных отношений. А так же возвращаясь назад, отметим, а так ли была необходима реформирования российской экономики.
    Итак, мы выяснили, что объектом данного исследования будет рыночный механизм. А так же проблемы его формирования в России.
    Основной  целью работы является: показать какие проблемы встретились на пути к рынку в нашем государстве, а какие еще ждут своего решения. Проблемы, а так же их решения не возникают на пустом месте, нужно найти причины их возникновения, чтобы они возникли, и была возможность их решить. Но мы всего лишь найдем проблемы и посмотрим, откуда они взялись – это будет задачей данной курсовой работы.
    Данная  тема очень актуальна в данное время, так как даже 19 лет спустя, имея совсем другое государства, мы имеем проблемы, которые тянутся за государством «шлейфом» из прошлого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Необходимость и основные направления
    реформирования российской экономике.
    § 1 Системный кризис и его последствия. 

    Командно- административная система управления – это централизованное государственное  управление, которое заставляет все  предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с  помощью приказов и других неэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в следующей схеме.
      Суть данной системы - в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное.
    Для того чтобы лучше разобраться  и понять данную систему приведем следующую таблицу.
    Основные  черты
    господство государственной собственности;
    диктатура государственного плана в экономике;
    административные методы управления экономикой;
    финансовая диктатура государства;
    Основные  плюсы     + более стабильная экономика;     + больше уверенности людей в экономике;
    + меньше неравенства в обществе;
    + гарантия минимального жизнеобеспечения  всем;
    + нет проблем трудоустройства;
    + удобный для многих государственный  патернализм;
    Основные  минусы     - неудовлетворительная работа госсобственности;     - нет стимулов к усердному труду;
    - безынициативность и безответственность  работников;
    - неэффективность экономики и  всеобщие дефициты;
    - диктатура производителей над  потребителями;
    - низкий уровень жизни людей.
    Эта таблица показывает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов административной власти. А это сводит «на нет» самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно - распорядительных методов. Тем самым подрывается свободная предприимчивость работников и их материальная заинтерисованость  в результатах труда.
    Приказное управление в полной мере утверждается, когда происходит огосударствливание экономики. Такая мера оправдано применяется при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой и голодом. Командное руководство способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительно простые производственные задачи. В крайних условиях данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.
    В нашей стране административное управление хозяйством была установлена в конце 1918г., когда начались гражданская  война и иностранная интервенция. Нужды обороны потребовали централизации  управления страной. Была введена продразверстка . промышленность на выпускала товаров для населения и произошла натурализация экономических отношений. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Руководство промышленностью сосредоточили в своих руках главные управления Всероссийского Совета народного хозяйства. Они лишили предприятия всякой самостоятельности, в директивном порядке снабжали их материальными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.
    Значит, командно-административную систему  управления можно признать нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй страны и её граждан находится под угрозой.
    Когда же война заканчивается, командное  управление экономикой изживает себя и, как правило, устраняется. Приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921г., чисто командная система была упразднена. Однако в конце 20-х – начале 30-х годов 20 века вновь произошло полное огосударствливание  экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату, и вновь установилась система командования народным хозяйством.
    В начале хозяйственного строительства сверхцентрализованое управление давало определенный результат, ибо объём выпуска всей продукции был ещё очень невелик, а структура промышленности была сравнительно простой. Когда же производство достигло современных масштабов, эффективно руководить им из центра стало невозможно. Если  в 1920-х годах у нас насчитывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале 1990-х годах имелось свыше 500 отраслей, подотраслей и видов производства более 45 тыс. крупных предприятий промышленность выпускала свыше 24 млн. наименований видов продукции.
    Но  не возможность, со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных задач, связанных с развитием такого хозяйства привила в результате к огромным проблемам в экономике.
    Госплан ограничивался разработкой одного варианта государственного плана, не пытаясь  путем многовариантных расчетов найти наиболее эффективные решения. После того как план был официально утвержден, он по указаниям руководящих органов многократно переделывался по объективным и субъективным  причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефицитная экономика, а нормально необходимые для воспроизводства резервы (свободные, производственные мощности, сырьё, финансовые средства) всегда отсутствовали, то план постоянно перекраивался. Его окончательная доводка и исправления осуществлялись в ходе выполнения плановых заданий, которые предписывалось выполнять «любой ценой».
    За  более чем 50-летние существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис. Именно это породило необходимость реформирования российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2 необходимость  реформирования российской экономики. 

    Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
    Административно-командная  система имела два существенных недостатка. Первый- это её негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорции близка к критической точке. Второй недостаток- это крайне низкая производительность впоследствии тотального подавления хозяйственной инициативы.
    Отвергая  принципы рынка и демократической  организации общества, социализм  выдвигал вместо них внешне привлекательные  идеи, которые позволяли некоторым экономистам выделять одной из главных черт социализма сознательное регулирование жизни общества и каждого человека со стороны государства.
    В разрезе экономической практики это не что иное, как планирование народного хозяйства. Планирование вначале действительно может дать
      неплохие результаты, ведь нельзя  отрицать достижения советской  экономики, особенно в 1930-1970гг. – создание мощной промышленности  и сильной армии, позволившей  победить в войне, огромные  социальные сдвиги, развитие науки,  первенство в космосе, обретение статуса сверхдержавы и т. д.
    Но  своими успехами социализм обязан огромной концентрации усилий и ресурсов на развитие тяжелой и военной промышленности, государственному принуждению и  эксплуатации, поэтому на всем протяжении советской истории народное хозяйство отличалось крайней неэффективностью, несбалансированностью, низким уровнем жизни, а в последние годы и отторжением научно-технического прогресса.
    Например, в послевоенный период потребление  сырья и энергии на одну единицу  конечного продукта в СССР превосходило аналогичный показатель в США - в полтора-два раза. Средний срок строительства промышленного предприятия составлял около 15 лет по сравнению с менее чем двумя годами в США. В 1960-1980-е гг. как минимум 15%  рабочей силы в промышленности было  избыточным, администрация держала их «на всякий случай» или не имело возможности их уволить. Избыточной было и примерно одна треть выпускаемой промышленной продукции, т. е. она не нашла бы потребителя в нормальных рыночных условиях из-за низкого качества, стремления предприятия иметь запасы на случай перебоя в поставках сырья или просто из-за несовпадения спроса и предложения.
    И все же наиболее характерной чертой советской системы был хронический  дефицит- постоянная нехватка сырья, материалов, оборудования и готовой продукции производственно-технического и потребительского назначения. Но это были не только ошибки планирования, но и неравновесная природа советской экономической системы. В отличие от рыночного хозяйства с присущим ему стремлению к равновесию, государственному социализму присуще устойчивое превышение спроса над предложением. Это можно объяснить тем, что социалистические предприятия не несли финансовой ответственности за свою хозяйственную деятельность, в том числе – за соотношение затрат и результатов. Ведь социалистические предприятия не знали конкуренции и банкротства. Поэтому руководители предприятий стремились получить от государства как можно больше ресурсов, чтобы облегчить себе выполнение плана. Инвестиционный спрос поддерживался на высоком уровне и ввиду стремления предприятия иметь запасы, крайне необходимые в условиях неустойчивого материально-технического снабжения. Государство было не в состоянии контролировать обоснованность запасов предприятий и удовлетворяло заявки, что бы не допустить срыва выполнения плановых заданий. Это явление в последствии получило название мягких бюджетных ограничений - возможности для предприятий тратить больше чем оно зарабатывало, за счет бюджетного финансирования. Кроме того, гарантированное получение доходов предприятием и населением, не зависящее от результатов деятельности, вело к устойчивому превышению денежной массы над товарной. При фиксированных ценах, не балансирующих спрос и предложение, это предопределяло постоянную нехватку продукции.
    Недостатки  советской системы особенно ярко проявились в 1970-1980-е гг., когда СССР не смог в массовом порядке освоить  достижения научно-технической революции  и тем самым проиграл историческое соревнование с капитализмом. Только в оборонных отраслях, которые пользовались абсолютным приоритетом в снабжении ресурсами, оборудованием и кадрами, Советскому Союзу удалось сохранить научно-технический приоритет. В остальных же отраслях предприятия не только не были заинтересованы в использовании новой техники, но и активно сопротивлялись этому, потому что любая реорганизация предприятия мешала выполнять план. Не случайно в СССР получил распространение термин «внедрение», имевший смысловой оттенок насильного навязывания промышленности достижений НТР. Советская экономическая система отторгала научно-технический прогресс. Другая причина отставания в НТР состояла в крайней неповоротливости советских предприятий, которые не имели возможности права без длительных бюрократических согласований менять технологию или ассортимент.
    Опасаясь  утраты контроля над народным хозяйством, советское руководство упорно отгораживало страну от мирового хозяйства. СССР был  лишен такого важного фактора  современной хозяйственной жизни, как интернационализация экономики, свободное перемещение капиталов, рабочей силы и перемещение капиталов, рабочей силы и научно-технических знаний между странами, использование преимуществ международного разделения труда.
    Все это оборачивалось растущим отставанием  от стран с рыночной экономикой, замедлением научно-технического прогресса и крайне низким уровнем жизни населения. Согласно оценкам, в 1980г. ВВП СССР на душу населения составлял только 37% от показателя США. По мнению ряда исследователей, в начале 1980-х годов прекратился и реальный рост советской экономики – в дальнейшем статистика регистрировала увеличение совокупного производства только за счет скрытого роста цен.
    Постепенно  командно- административная система  изживала себя и все сильнее была необходимость реформирования экономики. То наследие, которое оставила данная система, делало реформирование особенно трудным:
    -отсутствие  частной собственности и предпринимательства;
    -доминирование  государства в хозяйственной  жизни страны;
    -монополизация  всей хозяйственной деятельности  и полное отсутствие конкуренции;
    -отсутствие  коммерческих банков, финансовых  и валютных рынков;
    -изолированность  от мировых экономических и научно-технических процессов;
    -неравномерное развитие отдельных секторов и отраслей народного хозяйства;
    -доминирование  в структуре производства крупных, негибких и технически устаревших предприятий.
    С развитием электронно-вычислительной техники в середине 70-х гг. была предпринята попытка решить проблему переработки огромного массива  информации с помощью внедрения  ЭВМ в планирование на различных уровнях. Но даже ЭВМ не могли справится с этой задачей, не говоря о том, что им в принципе не под силу решить проблему достоверности исходной информации.
    Но, даже объективная информация, поступающая  в плановые органы для принятия решений, в современную эпоху устаревает необычайно быстро. Стремительно меняется спрос и другие условия производства. Возникают новые технологии, которые не могут быть заранее спрогнозированы и включены в план. Отсутствие быстрой реакции на новшества и отсутствие достоверной и актуальной информации было одной из важнейших проблем командно-административной системы. Все это стало необходимостью реформ, которыми в дальнейшем и занялось правительство уже новой страны, выделив три ее главных направления:  либерализацию, приватизацию, стабилизацию. 
 
 
 
 
 
 

§ 3 Основные направления и результаты реформирования
    российской  экономики.
    За  годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения двух типов:
    - институциональные, выражающиеся  в возникновении и укреплении  рыночных институтов экономической деятельности;
    - вещественно-структурные, нашедшие  выражения в падении валового  продукта более чем в два  раза по сравнению с началом 1990-х гг., резком сокращении доли обрабатывающих отраслей  в структуре промышленного производства и росте доли обрабатывающих отраслей в структуре  промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.
    Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институтов и глубокому кризису с точки зрения институтов и глубокому кризису с точки зрения объёма и структуры экономики.
    Такое сочетание не противоречит идее о  том, что институциональная трансформация  предопределяет вещественно-структурные  перемены в экономике. Очевидно, что  эффект в виде роста экономики  проявляется не сразу после того, как сложилась новая система институтов. После возникновения основ рыночной системы в нашей стране в середине 1990-х гг. в экономике действительно проявились признаки роста. Однако эти тенденции не получили развития из-за неблагоприятной внешне экономической ситуации и несостоятельной финансовой  политики государства.
    Одной из первых реформ в России была проведена  либерализация. Эксперты отмечают, что прошедшая в России либерализация экономики проходила довольно тяжело, так данные реформы сталкиваются с широким социальным недовольством.
    В России основная часть мероприятий  по либерализации экономики пришлась на 1991-1993гг., когда были ликвидированы  органы директивного централизованного  планирования, материально технического снабжения, отменена монополия внешне экономической деятельности и т. д.  Однако на протяжении всего периода либерализации экономики сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы, энергоносители).
    Среди рыночных реформ ведущее место занимает приватизация. Как процесс изменения отношений собственности, приватизация привела к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.
    Независимость участников рынка от государства  – очень важный признак рыночной экономики. О том, насколько ярко проявляется  этот признак в России, можно судить по огромному влиянию крупных компаний и банков на положение дел в экономике, с которым вынуждено считаться и государство.
    Значение  приватизации состоит ещё и в  том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Наконец, приватизация преследует и фискальные цели, т.е. пополнение бюджета за счет продажи государственной собственности.
    Приватизация  началась в 1993 г. До середины 1994 г. она  осуществлялась путем обмена государственной  собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам. Отсутствие у населения денежных средств делало не возможным другую схему приватизации, т.е. продажу. Платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в условиях острой политической борьбы первой половины 1990-х гг.было очень важно быстро  изменить структуру собственности, чтобы не допустить возврата к старой экономической системы.
    В результате ваучерной приватизации к середине 1994г. примерно 60% бывших государственных  предприятий перешли в собственность  трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фондов, других негосударственных организаций, а также граждан. Произошло формальное отделение большой части производственного имущества от государства. Это дало толчок дальнейшим преобразованиям в сфере отношений собственности, в том числе возникновению эффективных собственников.
    В процессе приватизации благодаря отношению  акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок –  один из важнейших элементов рыночной системы.
    К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации относится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов в государственный бюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство её правовой базы обуславливали запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях – сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет собственные интересы. В результате оказалось парализовано корпоративное управление.
    В 1995г. правительство объявило о начале  «денежного» этапа приватизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Программа «денежной» приватизации реализовывалась с большим трудом в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность. Поэтому в 1995-1996 гг. приватизация главным образом осуществлялась в форме залоговых аукционов. Их суть состоит в том, что банки давали кредит правительству под залог государственной собственности. Банки получали государственное имущество в так называемое «доверительное управление», а в последствие, как правило, превратились в собственного этого имущества.
    Укрепление  финансовых возможностей негосударственного сектора позволило правительству  в 1997г. отказаться от залоговых аукционов  и перейти непосредственно к продаже предприятий.
    Приватизация  привела к глубоким изменениям в  структуре собственности. Если раньше все материальные богатства страны за небольшим исключением, принадлежали государству, то теперь основой стала  частная собственность. Возникли и новые формы собственности – это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.
    Вплоть  до середины 1998г. другим бесспорным успехом  реформ считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение, прежде всего в предопределении гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительских цен до 11%, в 1997г. обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.
    Антиинфляционная  политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994г. закона «о Центральном банке России». Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Иными словами, правительство теряло доступ к «печатному станку». Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении.
    Только  в первой половине 1997г., когда рост цен снизился до уровня менее 20%  в годовом исчислении, ЦБ стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая роль в оживлении производства.
    Финансовый  кризис в Юго-Восточной Азии и  падение мировых цен на нефть  привели к бегству спекулятивных  иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующего дефолта привел к всплеску  инфляции на 30% в сентябре 1998г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.
    Самый неблагоприятный ход реформ –  в сфере реального производства. Как уже говорились, по формированию с началом 1990-х г. объём производства сократился в более чем в два  раза. Но при этом необходимо отметить быстрый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.
    За  годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли  обрабатывающей промышленности, меньше – отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности , которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности, и повышение доли добывающей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры.
    Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997г. упали при мерно до уровня 10-15% по сравнению с показателями начала 1990-х гг. Это делало преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модернизации производственных фондов. Переходу к экономическому росту обычно предшествует расширение инвестиций,  причем временной интервал между всплеском инвестиций и началом роста составляет как минимум год. Это время необходимо для того, чтобы финансовые инвестиции трансформировались в прирост реальных производственных мощностей – станков, оборудование и т.д.
    Кризис 1998г. подвёл черту под начальным  периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития российской экономики в 1999-2001гг. можно отнести следующее:
    девальвация российского рубля  почти в 3 раза после финансового кризиса 1998г. привела к эффекту импортозамещения, дала толчок экономическому росту ряда отраслей  отечественной промышленности, не выдерживавших ранее конкуренции с импортными товарами. Годовые темпы прироста ВВП составляли в 1999г. 4,5%, в 2000г.-8,3%, в 2001г.-5,7%. Согласно данным Госкомстата, значительный вклад в экономический рост 2001г. внесли такие отрасли, как легкая промышленность (5%), пищевая (8%), машиностроение и металлообработка (7,8%), сельское хозяйство (6,8%);
    важнейшим фактором экономического роста в указанные годы стал рост совокупного спроса; вклад спроса, предъявляемого домашними хозяйствами, в экономический рост в 2001г. составил 50%;
    благоприятная внешнеэкономическая конъектура, прежде всего, рост цен на нефть, достигавших рекордных отметок за баррель, позволили увеличить доходную часть государственного бюджета и свести его в 2000 и 2001гг. с профицитом, чего не наблюдалось за все предшествующие годы реформ.
    Однако, темпы экономического роста с  конца 2001г. стали замедляться, и причина здесь не только в изменении положения дел на мировом рынке энергоресурсов после трагических событий в США 11сентебря 2001г. Многие проблемы российской экономики по-прежнему ждут своего решения.
    Прежде  всего, следует отметить, что инфляция по-прежнему остается весьма высокой (12-18%), если сравнивать ее годовые темпы с аналогичными показателями в странах Европейского Союза и США. Неопределенность, сознаваемая неустойчивыми и непредсказуемые темпами инфляции (правительственные оценки, закладываемые при составлении государственного бюджета в 2000 и 2001гг. оказались ниже фактических), препятствует осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов, подрывает доверие субъектов рынка к правительству и его мероприятиям.
    Так и не начавшаяся, по существу, реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других естественных монополий  (МПС, РАО ЕЭС, Газпром) по-прежнему остаются нерешенной и особо болезненной в социальном отношении проблемой российской экономики.
    Сохраняется так называемый фрагментарный характер российской экономики. Различные сектора, отрасли и подотрасли развиваются в автономном режиме, слабо связанные друг с другом.  В современной российской хозяйственной жизни отсутствует то, что принято называть целостной экономической системой, сбалансированной во всех своих составляющих. Так, например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки на внутренний спрос, ориентируясь лишь на внешнеэкономическую коньюктуру;  инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбережениями населения; различия в уровне и темпах экономического развития в региональном разрезе так же весьма значительны.
    Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая  система России характеризуется  высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества, препятствующего осуществлению подлинных рыночных реформ и обеспокоенных лишь извлечением статусной, или административной ренты. Не случайно для правительства РФ стала насущной проблемой разработка системы мероприятий по дебюрократизации экономики.
    Устойчивость  рыночных институтов является важнейшим  фактором роста. Таким образом, необходимо укрепить нормативно-регулирующие функции  государства, поскольку неисполняемость  законов и безвластие – одна из главных причин неудовлетворительного функционирования рынка в России. Крайне скудная финансовая основа для производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, требующих сравнительно небольших вложений средств: реструктуризации предприятий, проведения антимонопольной политики, создание экспортных картелей, защиты малого бизнеса, совершенствования правовых основ корпоративного управления и т.д.
    Особо важную роль в обеспечении сбалансированного роста играет промышленная, или структурная политика (долгосрочный экономический курс государства, направленный на создание финансовых, организационных, правовых и других условий для быстрого и сбалансированного роста рыночной экономики).
    Её  долгосрочная цель - структурная перестройка  экономики, формирование субъектов рынка, создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных  производств и переход к устойчивому росту. Острая нехватка частных и государственных капиталов заставляет концентрировать инвестиции  на небольшом количестве наукоемких производств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Для этого необходимо прежде всего восстановить банковскую систему, которая послужит инструментом рыночного перераспределения ресурсов на приоритетные с точки зрения общества, проекты и программы. Промышленную политику нужно сочетать с продолжением реформ налогово-бюджетной, банковской систем, использованием кредитно-денежных, валютных и других рычагов.
    Если  развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать  перехода к устойчивому росту  в ближайшем обозримом будущем. Именно экономический рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате сложатся условия для усиления социальной направленности российской экономики, финансирование накоплений человеческого капитала и создание механизмов социального партнерства с тем, чтобы сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период. Об этом пойдет речь далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Формирование рыночных отношений в российской
    экономике.
    §1. Условия и предпосылки необходимые для развития рынка.
    Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать  безработицу, инфляцию, экономическую  нестабильность, необходимо создать  условия для перехода к рыночному  хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:
    -наличие  в экономике разнообразных форм собственности и хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции (если 4-5 – это олигополия, если 1-2 – монополия, что может сдерживать развитие рынка). Опыт России показал, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы происходило  довольно медленно. Результатом был экономический спад.
    - обеспечение свободы хозяйственной  деятельности, выбора партнеров  по хозяйственным связям, самостоятельности,  независимости и ответственности  за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способности самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказы; способности свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа. Несмотря на быструю либерализацию экономики в России, рыночные регуляторы долго не могли стать преобладающими в поведении экономических субъектов. Своеобразным анклавом административно-командной системы, где переход к рыночным отношениям осуществлялся с немалыми трудностями, оставалась крупная государственная промышленность, а так же сельское хозяйство.
    - формирование механизма свободного  ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок сам задает цену покупателю и продавцу. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которые не устраивают рынок. В России после начала реформ, некоторое время сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные услуги, энергоносители). В остальных же случаях свободное ценообразование привело к резкому скачку цен.
    -свободное  маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающие мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития.  Возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики.
    - полнота и доступ к информации  о состоянии рынка всех хозяйственников. Ведь именно недостаток объективной, своевременной информации  стало одной из главных причин кризиса плановой экономики.
    -наличие  рыночной инфраструктуры, т. е.  комплекса отраслей, систем, служб,  предприятий, обслуживающих рынок.
    - сохранение нерыночного сектора  экономики, при распространении  рыночных отношений.
    -последовательная  интеграция национальной экономики в систему мировых связей.
    -обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
    К сожалению, эти условия в течении  первых десяти лет перехода к рынку  в России так и не были созданы. Развитие рынка в переходной экономике  России осуществлялось по трем направлениям:
    1) в рамках корпоративно-монополистических  форм крупных хозяйственных систем. Именно эти системы являются действительно независимыми, экономически обособленными, осуществляющими хозяйственную деятельность на свой страх и риск. Взаимодействие между ними носит действительно рыночный характер, хотят оно подчинено соображениям извлечения монопольной сверхприбыли  и обеспечение устойчивости этих номенклатурно-правовых групп. Важнейшая задача продвижения к рыночной экономике состоит в сломе этой корпоративно-монополистической власти и развитие реальной самостоятельности для всех хозяйственных организаций и мелких предпринимательских структур, различных форм свободного ассоциирования;
    2) там, где ранее товарные экономические  отношения не возникали. Это  касается рынка недвижимости, жилья,  финансовых, денежных ресурсов;
    3) формирование новых рынков, которые характеризуют новое направление развития – возникновение рыночных отношений труда и капитала, становление рынков рабочей силы и капиталов, генезис, который являлся специфической чертой переходной экономики. 
    В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо менее благоприятно, чем в странах бывшего социалистического лагеря, по причине огромных структурных диспропорций между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризацией экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствие в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистической психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР. Уже в силу этих факторов переходный период не может быть более длительным и болезненным, чем в других странах.
    Специфику вхождения России в систему социально-ориентированного рыночного хозяйствования определяют следующим: относительно низким уровнем развития производственных сил; ослабленностью  мировых хозяйственных связей; сохранением элементов административно-командной системы хозяйствования; высоким уровнем концентрации производства при незначительном противовесе в виде сферы малого и среднего бизнеса; монополизированной структурой экономики и основных рынков; оторванностью от человека (отчуждением от производства); необходимостью сочетания общефедеральных и республиканско-региональных интересов; сочетанием противоречивых процессов «регионализации» рынков  и усиления хозяйственной взаимозависимости экономик отдельных республик и регионов, районов и т.д., необходимости единого экономического пространства.
    Вопрос  перехода общества к рыночным структурам не прост. Трудность понимания проблемы заключается в том, что теоретические воззрения и общественная практика не всегда совпадают, а для некоторых авторов они прямо противоположны. Одни в рынке видят главный путь выхода из кризиса, другие утверждают, что именно рынок загнал наше общество в тупик.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.