На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и виды социальной помощи мигрантам в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение

 
      Актуальность темы исследования. Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого столетия поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Ее непосредственное влияние сказывается на состоянии народного хозяйства, на социальных отношениях, культуре, национальной политике и международных отношениях. Миграция неизбежно ведет к культурно-этнической диверсификации населения внутри отдельных государств и размыванию традиционных границ.
      Миграционные  процессы в современном российском обществе концентрируют особенности  социально-экономического развития страны и ее регионов. В общей структуре массовых передвижений, вызванных экономическими, социальными, международными противоречиями переходного периода, проблемы социальной адаптации мигрантов относятся к ключевым вопросам стабилизации общества. Чем выше уровень адаптации мигрантов к новым условиям жизни, тем значительнее экономическая и интеллектуальная отдача человеческих ресурсов для развития регионов, и наоборот, усиление конфликтогенного потенциала миграционных потоков на территориях въезда снижает уровень адаптации вынужденных мигрантов, деструктурирует региональный рынок труда и усиливает социальную напряженность. Способствовать адаптации мигрантов может социальная работа различных организаций с данной категорией граждан.
      Актуальность  изучения социальной помощи мигрантам обусловлена практической ценностью полученных результатов для совершенствования социальной работы с мигрантами и миграционной политики.
      Степень разработанности  темы. Изучению закономерностей, тенденций, видов, форм и направлений миграции посвящены труды многих ученых.
      Вопросы социальных последствий вынужденной  миграции рассмотрены в ряде исследований по проблемам молодежи (З.В. Сикевич, Т.С. Сулимова, Б.А. Ручкин, В.И. Чупров, М.В. Савва и другие).
      В работах В.В. Гриценко, Е.А.Назаровой, Г.И. Федоровой, Е.И. Филипповой рассматривается опыт создания и эффективность компактных поселений, адаптация репатриантов в российском селе, роль культурных различий в процессе адаптации, правовой статус мигрантов, факторы, способствующие и препятствующие успешной адаптации.
      В работах Ю.А. Арутюняна, А.Г. Вишневского, Т.И. Заславской, Ж.А. Зайончковской, В.И. Переведенцева, Ю.А. Полякова, Н.М. Римашевской и других исследователей затрагиваются определенные аспекты миграционной политики, проблемы вынужденной миграции.
      Хотя  в последние годы исследовательская  работа по проблемам беженцев и вынужденных  переселенцев стала значительно  активнее, многие вопросы остаются недостаточно разработанными, так недостаточно внимания уделено в исследованиях видам и формам социальной помощи мигрантам.
      Проблема – слабая изученность форм и видов социальной помощи мигрантам в России.
      Объект исследования -  социальная поддержка мигрантов.
      Предмет исследования - формы и виды социальной помощи мигрантам в России.
      Цель  исследования – изучение форм и видов социальной помощи мигрантам в России.
      Задачи исследования:
        – изучить социальные проблемы  мигрантов;
        – раскрыть формы и виды социальной помощи мигрантам в России;
        – описать алгоритм оказания помощи мигрантам.

      Глава 1. Характеристика социальной помощи мигрантам в России

1.1.Социальные проблемы мигрантов в России

 
 
      Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.1
      Миграция  населения — это не только простое  механическое передвижение людей, но и  сложный общественный процесс, затрагивающий  многие стороны социально-экономической  и культурной жизни целых народов.
      В последние годы демографическая ситуация как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах сильно изменилась. Только в 13 субъектах Федерации численность населения увеличивается, а в большинстве регионов она уменьшается. К территориям с убывающим населением относятся почти все регионы Сибири.2
      По  данным Росстата, опубликованным 3 июня 2010 года, за I квартал 2010г. число мигрантов  внутри России увеличилось на 7,1 тыс.человек, или на 1,9% по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 5,8 тыс.человек, или на 10,0%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 6,3 тыс.человек, или на 9,7%), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ - на 6,7 тыс.человек, или на 11,2%. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 0,5 тыс.человек, или на 7,3%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,01 тыс.человек, или на 0,3%.
      В I квартале 2010г. в территориальных  органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 853 человека (в I квартале 2009г. - 2516 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,09%.
      По  данным ФМС России, на 1 апреля 2010г. в  стране насчитывалось 56,7 тыс. вынужденных  переселенцев и беженцев. Более 35% из них (19,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 19% (10,6 тыс.) - Грузии, 12% (7,0 тыс.) - Узбекистана, 5% (3,0 тыс.) - Таджикистана. Более 12 тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.3
      Проблема  приживаемости мигрантов все  еще стоит довольно остро.
      Основными проблемами вынужденных переселенцев являются:  
     - получение социального жилья для временного проживания и соответствующее законодательству оформление временного жилья представителями миграционной службы;

      - обеспечение социальных гарантий  в связи с отсутствием постоянной  регистрации по месту жительства вынужденных переселенцев;  
     - нарушение норм ТК РФ при трудоустройстве вынужденных переселенцев.  
     Остро стоит проблема обеспечения жильем граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев. Количество этой категории граждан имеет тенденцию к увеличению по причине отсутствия надлежащего финансирования из федерального бюджета и недостаточного внимания к этой проблеме со стороны областных властей. При этом возникает обострение социальной обстановки на территории нашей области, снижается уровень доверия граждан к государственным органам власти.

      Совершенно  очевидно, что граждане самостоятельно не могут решить жилищные проблемы, тем более, что действующее законодательство определяет порядок предоставления социального жилья для этой категории  населения. Закон закрепляет за вынужденным переселенцем право на получение социального жилья из фонда для временного поселения, если у переселенца нет возможности самостоятельно решить жилищную проблему. Такое жилье предоставляется на весь срок действия статуса вынужденного переселенца. Однако, действительность в этой сфере государственных гарантий совершенно иная.
      Принятие  вынужденных переселенцев на учет нуждающихся  в жилье для временного проживания не лишает их права состоять на учете  нуждающихся в жилье для постоянного проживания в органах местного самоуправления или по месту работы, на получение безвозмездной субсидии для самостоятельного строительства (приобретения) жилья.
      Вопросы наличия жилья и обеспечения  государственной медицинской и  социальной помощью семей вынужденных переселенцев взаимосвязаны. В таких случаях вынужденный переселенец сталкивается с рядом проблем, связанных с действием (бездействием) должностных лиц органов исполнительной власти и федеральных ведомств, которые в силу наличия конкретных ведомственных инструкций и правил вынуждены допускать факты нарушений прав и свобод граждан - в зависимости от наличия регистрации по месту жительства. Ситуация осложняется прежде всего тем, что в большинстве случаев вынужденные переселенцы имеют регистрацию по месту пребывания либо вообще не имеют таковой.
      Получение медицинской помощи в рамках существующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС) реализуется через  наличие страхового медицинского полиса, который выдается каждому застрахованному. В российских городах существует практика, не оформленная нормативными актами, когда в выдаче полиса лицу отказывают на том основании, что у него отсутствует регистрация по месту жительства.
      Ограничения в выдаче полисов суд признал  недействительными. Но на практике данное решение еще не нашло отражение в действиях страховых компаний, а потому еще существуют факты нарушения конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции РФ).
      Мигранты  испытывают проблемы  с социальной и психической адаптацией. Для мигрантов, в равной мере как и для принимающей стороны, важно формирование и сохранение среды, способствующей безболезненному вхождению прибывших людей в существующий на новом месте социум.
      Увеличивающиеся миграционные потоки на территорию России порождают многочисленные проблемы адаптации к условиям принимающей среды. Социальное содержание проблемы адаптации иммигрантов состоит в расхождении исходных ожиданий в отношении среды адаптации и реальных  условий. Результатом этого несоответствия является выстраивание очень сложных, нередко конфликтных взаимоотношений с населением принимающей среды. Источник данной проблемы следует искать не только в сфере экономической конкуренции между иммигрантами и местным населением на рынке труда. Проблема имеет как утилитарно-экономическое, так и социально-культурное измерение.
      Адаптация протекает более или менее  легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается и сопровождается психологическим  дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью.
      Вынужденное переселение - это особый образ жизни, для которого характерны экстремальность  ситуации, унижение, подавление личности. Он накладывает весьма существенный отпечаток на структуру личности, ее ценностные ориентации, восприятие, поведение. Отмечается, что среди необустроенных со временем развиваются маргинальные настроения.
      Часть мигрантов вынуждена возвращаться в страну прежнего проживания, терпеть новые унижения со сменой гражданства, пропиской, трудоустройством, приобретением потерянной уже однажды собственности и т.д.
     Вынужденный переезд приводит к тяжелым для  мигрантов последствиям: расшатывается физическое и психическое здоровье, обостряются хронические заболевания. В проведенных ранее исследованиях обнаружились фобические реакции, энурез у детей, невротические проявления у взрослых. У многих мигрантов налицо симптомы состояния посттравматического стресса, для них характерна повышенная агрессивность, этническая интолерантность. Проблемы, от решения которых зависит моральное и физическое состояние мигрантов, проживающих на территории России, напрямую связаны с возможностью реализации прав человека, записанных в гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации. Наиболее остро для вынужденных переселенцев и беженцев стоит задача реализации такой конституционной нормы, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
     Формально в России русские мигранты из различных регионов не считаются беженцами, а получают статус вынужденных переселенцев, как только принимают российское гражданство. Беженцами же признаются только те мигранты, которые не имеют права стать российскими гражданами, как правило, это люди других национальностей. Фактически же и социально-экономическое положение и психическое состояние как у вынужденных переселенцев, так и у беженцев зачастую являются одинаково тяжелыми.
     К сожалению, при работе с вынужденными мигрантами о психологии вспоминают только тогда, когда возникает потребность в психиатре. Но в этом случае ситуация уже запущена, а искалеченная психика нуждается не в психологической помощи, а в медикаментозном лечении. Очень важно не доводить дело до психического срыва. Именно психическое состояние человека, его психологический настрой определяют возможности адаптации, способности справиться, выжить. Вынужденным мигрантам, особенно беженцам из "горячих точек", крайне необходима психотерапевтическая помощь в преодолении кризисных жизненных ситуаций и профессиональные консультации специалистов-психологов.
     Попадание в новую этнокультурную среду  зачастую приводит к так называемому  культурному шоку. Следование прежним  нормам и ценностям, принятым в той  среде, откуда человек был вынужден уехать, только усугубляет ситуацию. Чем более жестко человек придерживается привычных для него культурных моделей поведения, социально одобряемых в прежней культурен, тем труднее ему приспособиться в новой среде. Причем существенную роль играют не только этнические, но и культурные различия.
     В то же время есть и другая крайность - например, ухудшается отношение к  своему народу, нарастают тенденции  отрицания собственной культуры, становится безразличной этническая принадлежность, что также не способствует успешной адаптации. Это означает, что человек не должен терять своего лица, полностью отказываясь от привычных способов поведения, стиля жизни. Для уже сформировавшейся личности такие перестройки чреваты тяжелыми психологическими последствиями. Подобные трансформации самосознания у беженцев и вынужденных переселенцев снижают уровень толерантности (терпимости) к другим группам, препятствуя адаптации в новых условиях. В таких ситуациях необходим достаточно длительный процесс культурной адаптации, в ходе которого консультации психологов и психотерапевтов могут оказать неоценимую практическую помощь.
     Около 90% ситуаций с отстаиванием интересов  вынужденных переселенцев в судах  и оказанием им правовой помощи связано  с легализацией пребывания репатриантов в стране (получение гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства и/или по месту пребывания) и легализацией их в качестве вынужденных переселенцев (получение соответствующего статуса от территориального органа ФМС).
     Этот  «перекос» вовсе не означает, что, к примеру, с проблемами трудоустройства, обеспечения жильем, социальными услугами все обстоит благополучно. Дело тут в сочетании двух обстоятельств: во-первых, нарушения прав переселенцев в означенных сферах являются массовыми; во-вторых, юридическая борьба с этими нарушениями доказала свою результативность (особенно когда дело доходит до судебного разбирательства), поскольку речь идет о противоречии действий разного ранга должностных лиц положениям Конституции и других весьма четко сформулированных законодательных актов. Другой вопрос, что «советским» людям, особенно находящимся в тяжелом материальном и психологическом состоянии, нередко бывает трудно перестроить свое мышление и заставить себя обратиться в суд, а затем проходить одну судебную инстанцию за другой.
     Что касается трудностей переселенцев в  получении жилья и работы, речь тут идет, во-первых, о так называемых ресурсоемких правах, соблюдение которых  крайне трудно «пробить» через суд, ведь само по себе судебное решение  не создает необходимого (и всюду в России тотально дефицитного) материального обеспечения прав. Во-вторых, из-за этого дефицита законодательные акты сформулированы так, что они практически никого ни к чему не обязывают.
     Таким образом, при попытках решить ключевые проблемы обустройства мигранты как бы выводятся из правового пространства и попадают во власть некоего неформального механизма, основанного на связях, деньгах, взятках и пр., на их умении «устраиваться» и «договариваться».4

1.2. Особенности социальной помощи  мигрантам

 
      Рен Бейкер отмечает, что потребности  в разного рода поддержки зависят  от этапа адаптации беженца.
  Так, в период ожидания (чрезвычайная, начальная фаза) человек обычно испытывает чувства неуверенности, изоляции, беспомощности перед лицом своей семьи, страха преследования, беспокойство и неопределенность относительно своего будущего, чувство скорби по тому, что утрачено. Социальный работник должен обеспечить доступ к процедуре предоставления убежища и касающейся ее информации; помочь в подготовке необходимых документов для получения статуса беженца или вынужденного переселенца; поддержать психологически и найти возможность для первичной материальной помощи.
  На следующем этапе формы помощи зависят от результата принятого решения. Если отказ – необходимо разъяснить альтернативы (подать апелляцию, просьбу о выезде в другую страну или возвращении на Родину), предотвратить панику и негативные реакции на полученный ответ. Лица, признанные беженцами, нуждаются по прибытии на место в ощущении безопасности, испытывают потребность в уважении и понимании, доброжелательности.
  Стратегия успешной интеграции беженцев будет в определенной мере зависеть от:
  - оказываемого им приема;
      - целостности семьи беженца или ее разобщенности;
  - наличия тяжелой душевной травмы;
  - принадлежности/не принадлежности к национальному меньшинству у себя на родине;
  - наличия у них четко определенных целей (постоянное или временное пристанище).
      Беженцы прибывают в страну убежища с  самыми разными целями. Но в любом  случае социальный работник должен помнить о том, что беженец хочет обрести в новой стране безопасность для себя, своих близких; хочет почувствовать, что его воспринимают как личность, нуждается в уважении своих решений и желаний; будет использовать свои знания и способности; желает жить свободным человеком, обосноваться в новой стране и воспитывать детей в обстановке мира и спокойствия; пожелает или не пожелает поддерживать культурные связи со страной своего происхождения; захочет или не захочет возвратиться на родину даже в том случае, если это окажется возможным; всю жизнь он будет скорбеть о том, что он потерял: о людях, с которыми расстался, о родных местах, культуре своего народа.
      Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами.
      В работе с мигрантами приходится рассматривать  предпосылки и характер солидарности, складывающейся на новом месте, а также общую атмосферу в регионе и социальной интеграции на старом месте, причин переселения, особенности ценностей и механизмов реинтеграции на новом месте. Сочетаются индивидуальная, семейная. Групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование. Чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации, социальными службами разного характера. При этом социальный работник опирается на помощь некоторых специализированных государственных и общественных центров. Среди них Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ведущий просветительскую работу; Российский центр помощи беженцам «Соотечественники» помогающий создавать рабочие места, предприятия; Международная организация по миграции, оказывающая экспертную и консультативную помощь, организующая семинары, помогающая инструментами и машинами, начавшая в Тамбове и Новгороде осуществлять пилотные проекты расселения вынужденных мигрантов; ЭКО-центр «среда обитания» разрабатывающий проекты расселения и строительства жилья для вынужденных мигрантов с их участием.5
 

Глава 2. Виды и формы социальной помощи мигрантам в России

2.1. Характеристика видов и форм социальной помощи мигрантам в России

 
 
     Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием. Системы социальной помощи всегда и везде следовали главному принципу - необходимости заботиться о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе сам.6
      Социальная  защита, оказание той или иной помощи отдельным людям или социальным группам в конечном счете направлена на гармонизацию отношений между ними и обществом.
      Социальная  помощь беженцам и мигрантам - различные  формы содействия и поддержки, оказываемые  социальными службами государственных  и негосударственных структур преимущественно  представителям конкретных этнических общностей. По содержанию эта помощь может быть: материальной, правовой, психологической, педагогической, профориентационной, медико-санитарной, информационно-просветительской.
      В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
      В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
      1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком  или группой людей, нуждающихся  в социальной помощи).
      2. Организационная работа (организация  работы социальной службы, разработка  конкретных программ деятельности и т.п.).
      Практическая  социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
      1. Социальное направление (работа  осуществляется в контакте с  различными ведомствами, в том  числе — Пенсионным фондом) включает  в себя:
      — проведение социальных консультаций;
      — проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
      — выявление лиц, особо нуждающихся  в социальной помощи;
      — социальная диагностика;
      — помощь мигрантам в получении  пенсий и пособий;
      — содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
      — выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных  семей;
      — профилактика девиантного поведения;
      — организация культурно-досуговой  работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;
      — профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
      — профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские  дома и дома-интернаты);
      — содействие возвращению имущества  мигрантов и получению ими компенсаций;
      — взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями  по вопросам помощи мигрантам.
      2. Социально-информационное направление  (работа осуществляется в контакте  с Госкомстатом РФ и средствами  массовой информации):
      — информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
      — сбор информации о мигрантах (в том  числе и от самих мигрантов) и  ее систематизация в целях организации  оптимальной социальной работы с  данной категорией населения;
      — информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
      — содействие адекватному освещению  в средствах массовой информации темы миграции.
      3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):
      — психологическое консультирование;
      — психологическая коррекция и  помощь в социальной адаптации;
      — психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
      — психопрофилактика стресса;
      — проведение психологических тренингов  с мигрантами;
      — обучение аутотренингам и психологической  саморегуляции;
      — психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;
      — психологическая диагностика и  консультирование в области приобретения новой специальности.
      4. Социально-педагогическое направление  (работа осуществляется в контакте  с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
      — проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;
      — социально-педагогическая работа с  детьми и подростками;
      — специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;
      — социально-педагогическая помощь детям  и подросткам, имеющим проблемы в  обучении;
      — контроль за получением образования  детьми и подростками из семей  мигрантов;
      — профессиональное консультирование и  содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;
      — профилактика девиантного поведения;
      — проведение досуговых мероприятий  для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
      5. Социально-правовое направление  (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
      — защита прав мигрантов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.