На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная защита населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 
 

    2.1 Порядок формирования  и использования  Фонда социальной защиты населения  

    Социальная  защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального  обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании  лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных  предприятиях, учреждениях» в составе  Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального  страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость. В 1933 году социальное страхование было переведено в ведение  профсоюзов, и тарифы страховых взносов  утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам.
    Постановлением  Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда  и фонда социального страхования, находящегося в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси, был  образован фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в подчинении Совета Министров  Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь № 122 от 23.09.1994 года ФСЗН был присоединен к Министерству социальной защиты с правом юридического лица. В 2001 году Указом Президента Республики Беларусь № 516 от 24.09.2001 года ФСЗН преобразуется в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты.
    В Республике Беларусь социальная защита реализуется за счет средств Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и несчастных случаев. С 1999 года по 2002 год включительно функционировал Фонд социальной защиты молодежи (ФСЗМ).
     Фонд  социальной защиты населения образован  в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХII от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 года был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты, а в 2004 году в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат использованию по другому назначению[9].
    В своей деятельности ФСЗН опирается  на Закон Республики Беларусь «Об  основах государственного социального  страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 года.
    Законодательство регулирующее деятельность Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь основывается на  Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного Кодекса,  Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета  Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики  Беларусь, регулирующих жилищные отношения.
    Главными  задачами фонда являются:
     финансирование  расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
    сбор страховых взносов;
    расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;
    международное сотрудничество в области социального страхования.
    Функциями ФСЗН являются:
    методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;
    контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений;
    координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;
    обеспечение капитализации его средств  и привлечение добровольных и благотворительных взносов;
    совершенствование государственного социального страхования;
    организация информации всей категории плательщиков;
    ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;
    определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.
    Средства  ФСЗН складываются из обязательных взносов  нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации  денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным рискам. Размер обязательных страховых взносов  нанимателей и граждан устанавливается  от фонда заработной платы в соответствии с  законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов  в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров[10, c.57].
    Законодательство  о государственном социальном страховании  состоит из Закона Республики Беларусь « Об основах государственного социального  страхования», а также других актов  законодательства, регулирующих конкретные условия, размеры и порядок организации  государственного социального страхования  по каждому страховому случаю.
    В соответствии с Законом Республики Беларусь « Об основах государственного социального страхования» государственное  социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий  и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных  внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
    Основными принципами государственного социального  страхования являются:
    -обязательное  участие работодателей и работающих  граждан в формировании государственных  внебюджетных фондов социального  страхования;
    -распределение  средств от трудоспособных граждан  к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;
    -гарантированность  пенсий, пособий и других выплат  в соответствии с законодательством;
    -равенство  граждан Республики Беларусь  независимо от социального положения,  расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места  жительства в праве на государственное  социальное страхование;
    -дифференциация  условий назначения пенсий, пособий,  других выплат по государственному  социальному страхованию и их  размеров;
    -участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием[12].
    Условия назначения выплат по государственному социальному страхованию могут  включать требования о минимальном  периоде уплаты взносов на государственное  социальное страхование на соответствующий  страховой случай до его наступления.
    К случаям, при наступлении которых  застрахованные граждане приобретают  право на выплаты по государственному социальному страхованию, относятся:
    -болезнь  и временная нетрудоспособность;
    -беременность  и роды;
    -рождение  ребенка, уход за ребенком в  возрасте до трех лет;
    -инвалидность;
    -достижение  пенсионного возраста;
    -потеря  кормильца;
    -потеря  работы;
    -смерть  застрахованного или члена его  семьи.
    По  государственному социальному страхованию  застрахованные граждане обеспечиваются:
    -пенсиями  по возрасту, инвалидности, в случае  потери кормильца, за выслугу  лет, профессиональными пенсиями;
    -пособиями по беременности и родам;
    -пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;
    -пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
    -пособиями по безработице;
    -пособиями на погребение.
    Согласно  Закону  Республики Беларусь 29 февраля 1996 г. N 138-XIII Закону Республики Беларусь 29 февраля 1996г.№ 138- XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной зашиты населения» (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.01.2009).
     Объектом  для начисления обязательных страховых  взносов в Фонд являются:
    -для  работодателей и работающих граждан  - выплаты всех видов в денежном  и (или) натуральном выражении,  начисленные в пользу работающих  граждан по всем основаниям  независимо от источников финансирования (далее - выплаты);
    -для  физических лиц, самостоятельно  уплачивающих обязательные страховые  взносы, - определяемый ими доход;
    -для  Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, - минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы.
     Размеры обязательных страховых взносов  по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:
    -для  работодателей - 28 процентов;
    -для  работодателей, занятых производством  сельскохозяйственной продукции,  объем которой составляет более  50 процентов общего объема произведенной  продукции, - 24 процента.
     Размер  обязательных страховых взносов  по страхованию на случай временной  нетрудоспособности, беременности и  родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстрах составляет 6 процентов.
    От  уплаты обязательных страховых взносов  в Фонд на пенсионное страхование  освобождаются работодатели в части  выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.
     Следует отметить, что с января 2009 года вступили в силу ряд нормативных правовых актов, которыми внесены изменения  и дополнения в законодательство, регулирующее вопросы государственного социального страхования, а именно:  
     1. В ст. 7 Закона об основах социального  страхования произошли некоторые  изменения, был расширен круг  лиц, на которых распространяется  государственное социальное страхование.  Граждане, добровольно участвующие  в системе государственного социального  страхования, пользуются правами  и несут обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы уплачиваются в обязательном порядке.
     2. В ст. 2 Закона о взносах введен совершенно новый элемент в формуле исчисления страховых взносов. Начиная с января 2009 года, страховые взносы должны уплачиваться со всех выплат, начисленных в пользу работающих граждан, при этом сумма выплат для исчисления указанных взносов, не должна превышать 4-х кратную величину средней заработной платы работников в республике (далее – СЗП) за месяц предшествующий месяцу, за который они уплачиваются. Сумма, превышающая указанную величину, не является объектом для исчисления страховых взносов.
     3. В ст.3 Закона о взносах для работодателей уменьшен общеустано-вленный размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование с 29 % до 28 %  (для  работодателей, применяющих льготный размер обязательных страховых взносов, этот размер не изменился).
      Общий размер страховых взносов  для большинства работодателей  составляет 34 % (28 % на пенсионное  страхование + 6 % на социальное  страхование) и 1 % удерживается  с работника, а для индивидуальных  предпринимателей – 35 % (29 % на  пенсионное страхование + 6 % на  социальное страхование).
     4. С января 2009 года порядок и сроки уплаты обязательных страховых взносов регулируются Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В связи с этим был:
       -  изменен срок уплаты страховых взносов для работодателей, предоставляющих работу гражданам по трудовому договору. Сроком уплаты обязательных страховых взносов является установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц.    
    - изменен срок внесения платежей для граждан, которые изъявили желание участвовать в системе государственного социального страхования: с 15 на 25-е число.
     - отменена норма о выдаче органами Фонда справок для открытия либо закрытия текущих (расчетных) счетов в банках.
     6. Введено профессиональное пенсионное  страхование, являющееся новым  видом государственного социального  страхования работников, занятых  в особых условиях труда  либо  отдельными видами профессиональной деятельности .
       - определен страховщик по указанному виду страхования - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). На Фонд возложены функции по сбору финансовых средств, их аккумулированию и размещению в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы,  по назначению и выплате профессиональных пенсий.
    - установлена новая выплата – профессиональная пенсия за работу в особых условиях труда.
    - определен объект для исчисления взносов на профессиональное пенсионное страхование. В его состав включены выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте с особыми условиями труда, кроме выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
    - установлены тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование, которые дифференцированы в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию и отрасли, в которой они заняты, в пределах от 1,5 % до 4,8 %.
    Таким образом, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. Имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.
                 В своей деятельности ФСЗН руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями[12].
       Средства ФСЗН являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.
     Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального  страхования, разработка в пределах его компетенции предложений  о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального  пенсионного страхования, международное  сотрудничество в этих областях деятельности. 

     
    2.2 Анализ деятельности внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь  
 

    Средства  ФСЗН складываются из обязательных взносов  нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности, добровольных пожертвований, поступлений по регрессным рискам. Размер обязательных страховых взносов  нанимателей и граждан устанавливается  от фонда заработной платы в соответствии с  законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров. На рисунке 2.1 показана структура  доходов фонда с 2007 по 2009 гг. [Фисенко].
     
    
    Рисунок 2.1-Структура доходов  фонда с 2007 по 2009гг
    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [13] 

    Основная  часть доходов складывается из обязательных страховых взносов. В 2007 г. они составили 85,84% от всех доходов фонда, а в 2009 г. этот показатель снизился на 9,28% и  составил 76,56%, это связано с уменьшением  трудоспособного населения в  стране. Существенная часть доходов  получена от капитализации временно свободных остатков средств, путем  вложения их в депозиты банков и  покупки государственных казначейских обязательств. В 2009 г. эта часть доходов  составила 1,65%, по сравнению с  2007 г. она увеличилась на 0,46%. В 2009 году введен новый вид государственного обязательного страхования - профессиональное пенсионное страхование. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения и практически не изменились.
    Средства  из ФСЗН расходуются на следующие  цели: выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий; выплата пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на по до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.
    Помимо  этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, финанси-руются расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий.
На рисунке 2.2 показана структура расходов фонда с 2007 по 2009 гг. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2.2 – Структура  расходов фонда с 2007 по 2009 гг.
    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [13]  

     Наибольшая  часть расходов –  это расходы  на выплату пенсий, в 2007 г. они составили 80,48%, а в 2009 г. этот показатель снизился на 2,36% и составил 78,12%. Удельный вес  расходов по выплате пособий на детей  до 3 лет и старше увеличился с 4,9% в 2007 г., до 5,91% в 2009 г.  Что касается расходов на оздоровление населения, то они в 2008 г. снизились на 0,07%, по сравнению с 2007 г., а затем в 2009 г. увеличились на 0,02%. Расходы на содержание фонда в 2009 г. уменьшились на 0,09%, по сравнению с 2007 г. и составили 0,47%.
     На  рисунке 2.3 представлена динамика доходов  и расходов фонда с 2007 по 2009 гг. 

 

                      Рисунок 2.3 – Динамика расходов и доходов фонда за 2007-2009гг.
    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [13]  

    В 2007 г. наблюдается превышение доходов  над расходами на 2,4 млрд руб., что составляет 18,9%. В 2008 г. превышение доходов над расходами составило 4,1млрд руб. или 24,6%. В 2009 г. эта величина была равна 5,6 млрд руб. или 27,9%. Благодаря автономности ФСЗН в этот период достигнут более высокий уровень сбора средств по сравнению с бюджетной системой. Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, направляется в Министерство финансов и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
      На  основании анализа структуры  расходов ФСЗН можно сделать вывод, что большая часть средств  направлена на выплату пенсий. Это  подтверждает, что наиболее важным направлением деятельности фонда является пенсионное обеспечение.
      Как известно, в мире существуют два основных вида пенсионных систем:
      1. Система, основанная по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров.
      2. Системы накопительного характера, при которых работающее население  вкладывает средства   в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возрасти.
      В Республике Беларусь используется система  первого типа, источниками финансирования пенсий и иных страховых выплат являются страховые взносы нанимателей (35 % фонда заработной платы) и работников (1 % начисленного заработка)[2, c.34].
        На рисунке 2.3 показана динамика численности пенсионеров и активного населения, занятого в экономике. 
 

 
 

              Рисунок 2.4 – Динамика численности пенсионеров и  населения занятого в экономике за 2003-2009 гг.
    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [14] 

    На  основании анализируемых данных  можно сделать вывод, что за исследуемый  период соотношение между численностью активного населения, занятого в  экономике и численностью пенсионеров  с 2003 г. по 2006 г. оставалось практически  на одном уровне. В 2007г. наблюдалась  тенденция к незначительному  увеличению разности этих двух показателей. Но резкое сокращение активного населения  в 2008 г. на 931,1 тыс. чел. Привело к тому, что разница составила 946,5 тыс. чел., в 2009 году эта тенденция сохранилась.
    Несмотря  на сокращение численности активного населения численность пенсионеров постоянно растет, в результате  чего возникает нарушение пропорций между поступившими средствами, за счет  страховых взносов,  и той суммой средств, которая используется для выплаты пенсий по возрасту.
    В связи с этим доходы ФСЗН, связанные  с отчислением в фонд обязательных страховых взносов  сократились  в 2009 г. почти на 10%. Это стало одной  из причин  принятия реформы в  области пенсионного обеспечения. Министерство труда и социальной защиты Беларуси подготовило комплексные изменения в пенсионное законодательство. В данную реформу был заложен экономический механизм, который позволяет человеку самостоятельно сделать выбор – выходить на пенсию или продолжить работу. Цель – стимулировать более поздний выход на пенсию тем, что в последствии человек будет получать более высокий размер пенсии. Поскольку государство не может себе позволить выплачивать пенсию людям, которые по состоянию здоровья могут работать.
      Закон «О профессиональном пенсионном  страховании» вступает в силу с 1 января 2009 года . Финансирование досрочных пенсий за работу с особыми условиями труда осуществляется из средств не общей пенсионной системы, а профессионального пенсионного страхования, формирующихся из взносов, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В настоящее время на рабочих местах, дающих право на досрочные пенсии за работу в особых условиях труда, занято более 624 тыс. человек. Планируется, что в дальнейшем значительному снижению численности занятых в таких условиях будут способствовать существенное улучшение условий труда и рационализация рабочих мест.
    Одним из методов реализации социальной защиты  является поддержка инфраструктуры, которая включает расходы  на содержание  учреждения здравоохранения, домов  престарелых и др. Для анализа  данного метода необходимо рассмотреть  соответствующие  показатели. На рисунке  2.5 показана динамика общеобразовательных учреждений. 

 

Рисунок 2.5 – Динамика числа общеобразовательных учреждений
    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [14] 

    Можно отметить, что с 2005 по 2009 количество общеобразовательных
учреждений  уменьшилось с 4187 до 3790. Основной из причин таких изменений является постепенное сокращение числа учащихся. В 2009 году в школах обучалось на 233 тыс. учеников меньше, чем в 2005 году. Сокращение числа учебных заведений не отразилось существенным образом на уровне доступности образования: в 2005 году на одну  школу приходилось 296 учеников, в 2009 году – 275 учеников. Одной из главных положительных сторон системы образования РБ является наличие возможности получения общего среднего образования бесплатно для всех членов общества.
    Особое  внимание государства уделяется  развитию системы высшего образования  в РБ. На рисунке 2.6 представлена динамика основных показателей, характеризующих  развитие системы высшего образования(количество высших учебных заведений (далее ВУЗ) и количество студентов): 
 

 

                           Рисунок 2.6 -  Динамика  основных показателей  развития системы  высшего образования в РБ за 2005-2009 гг
    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [14] 

    Как показано на рисунке 2.6 с 2005г. по 2009г. количество ВУЗов в РБ сократилось с 55 до 52. Но  общее число студентов увеличилось по сравнения с 2005 годом на 47 тысяч человек. Нужно отметить, что  при сокращении числа учащихся увеличение числа студентов свидетельствует о положительной тенденции в сфере повышения грамотности и образованности населения. Коэффициент грамотности населения в РБ находится на очень высоком уровне – 99,7%, что свидетельствует об эффективности проводимой государством политики с целью развития и совершенствования системы образования РБ.   
    Одним из главных направлений социальной политики государства является оказания социальной помощи наименее защищенным категориям населения, таким как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В таблице 2.7 представлена динамика таких показателей, как количество школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без родителей, и количество проживающих в них детей-сирот:
Таблица 2.7 – Динамика количества школ-интернатов за 2005-2009гг
Год
 
показатель
2005 2006 прирост,% (к пред.г.) 2007 прирост,% (к пред.г.) 2008
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.