Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

      Введение.........................................................................................................3
      Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7
      История исследования проблемы……………………………………..7
      Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
      Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24
 
      Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32
      2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32
      2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39 

      Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53
      3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53
      3.2. Процедура исследования…………………………………………….56  

      Заключение………………………………………………………………..68  

      Библиография……………………………………………………………..69  

      Приложения  
 
 
 
 
 

      Введение.
      Проблема  одиночества была актуальна во все  времена, ему посвящали свои работы писатели, философы, ученые. В последнее время эта проблема всё так же активно освящается и исследуется, психологи и социологи вносят огромный вклад в науку, изучая сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
      Но  до сих пор не существует единого  мнения как и определения о  том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то — как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.
      Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.
      В данной курсовой работе исследуется феномен одиночества. Выбор темы обусловлен желанием понять природу конфликта личности и среды, потребностью узнать, какое место занимает одиночество в современном обществе.
      Актуальность настоящей работы обусловлена практической потребностью изучения социальной позиции юных людей и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентации, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации. Исследование видов состояния одиночества, имеющего как негативную так и позитивную направленность позволяет сделать шаг к преодолению существующего противоречия в понимании роли и места одиночества в психической жизни человека. Теоретическая значимость исследования заключается в выведении одиночества человека на реально психологический уровень исследования, в уточнении и конкретизации его определения, исходящего из методологических концепций отечественной и зарубежной психологии, а также в изучении его механизмов и роли в процессе социализации личности, в онтогенезе ее психической жизни и поведения.
      Цель:
      - исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
      - выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
      Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:
4
      1. Теоретический анализ сложившихся  научных подходов к пониманию  и изучению одиночества. 
      2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.
      3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).
      4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.
      5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.
      6. Анализ данных, полученные в результате исследования.
      Предметом исследования являются особенности структуры ценностных ориентации и межличностных отношений, свойства личности и способы эмоционального реагирования, определяющие тип переживания одиночества и стратегию его преодоления, психологическая сущность и поведенческие проявления состояния одиночества юного человека.
      Объектом  исследования являются дети подросткового возраста от 12 до 16 лет (школьники). Всего было исследовано 107 человек (64 девочки и 43 мальчика), проживающих в г.Орске Оренбургской области.
     Гипотеза  исследования. Возникновение  чувства  одиночества  связано с недостаточным развитием регуляторного опыта. Переживание одиночества связано с текущими социальными ситуациями и проявляется в межличностных отношениях и поведении человека.
      В подростоковом периоде актуализируется переживание одиночества. Переживание одиночества и тенденция к изоляции ребенка-подростка возникает в связи с проблемами социальной идентификации и возрастными свойствами.  

5
      Субъективное  ощущение одиночества провоцируют  такие факторы как: качество социальных контактов, степень удовлетворенности потребности в общении, нереализации потребности в интимно-личностном общении.
     Состояние одиночества сопровождается конструктивным или деструктивным переживаниями. Выбор стратегии совладания обеспечивает трансформацию негативного переживания в позитивное и его преодоление.
      Методы  исследования.
    В качестве психодиагностических методик использованы:
    1. Шкала одиночества. (Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона).
    2. Метод  социометрических измерений (социометрия).
    3. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич)
      4. Методика исследования сомоотношения (С.Р. Патилеев)
    5. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества»)
      Практическая  значимость заключается в следующем:
      - возможность использования ее посылок и выводов в нормативных курсах общей и социальной психологии в педвузах,
      - эмпирические результаты исследования помогут учителю в воспитательной работе с детьми-подростками.
      В нашей работе мы не затрагиваем клинические  аспекты одиночества (патологии) и рассматриваем переживание одиночества как нормальное состояние человека, развивающегося, как одно из условий его полноценной самореализации и личностной зрелости. 
 
 
 
 
 
 

      6 

      Глава 1. Одиночество как психологическая проблема.
      1.1. История изучения проблемы.
                        «Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный  случай, напротив, оно всегда было и  остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека» 
                                                                                                                  Т.Вульф 

      Одиночество как психическое состояние, имеющее  ярко выраженную негативную окраску, известно человечеству, по крайней мере, с  античных времен. В истории философско-психологической  мысли осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции, от осознания необходимости одиночества для самопознания человека, его творческого развития до понимания его как проклятья человечества.
      По  Платону условием достижения истины, добра и красоты является путь дружбы. Аристотель также в «Никомаховой этике» посвятил немало страниц описанию достоинств дружбы, отметив при этом и значение индивидуального развития. Древние греки больше думали над тем, как избежать одиночества, считая самым приемлемы и оптимальным путь дружбы.
      Для Платона и Аристотеля человек  был немыслим без процветающего  полиса. Счастье индивида имело место  только в контексте разумно устроенного  общества. И только в александрийский период мы обнаруживаем человека, отделенного от своих собратьев. Самодостаточность человека уже не основывалась на принадлежности к полису. «Отныне путь к его спасению должен был раскрываться как личный и, таким образом, как
      7
      одинокий  путь» [5, 59].
      Если  эпикурейцы еще утверждали зависимость человека от нескольких особенно близких людей, то скептики отвергали саму возможность длительности и постоянства чего-либо, включая и постоянство собственного «Я».
      С развитием христианства возрастала и потребность в компенсации  чувства разобщенности и покинутости. Средневековому человеку удалось найти средство избавления от одиночества - это была абсолютная сущность, с которой всегда можно вступить в контакт, можно ей молиться. Но затем тяжкие страдания привели человека к пониманию своей отстраненности и отделенности даже от Бога. Все же особо следует отметить, что именно в то время уже были вскрыты позитивные стороны одиночества в личностном становлении человека, в прояснении его взаимоотношений с миром.
      С завершением средневекового этапа развития человек начинает обращаться все больше не к абсолютному и вечному Богу, а к самому человеку, его универсальной сущности (Г.В.Гегель), понятию родовой сущности (Л.Фейербах), понятию классового сознания (К.Маркс). И «как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. Теперь он по своему усмотрению создает любое отношение и допускает любое значение, которое только позволит ему избежать своего одиночества» [5, 65].
      На  закате Ренессанса мы отмечаем, начиная  с М.Монтеня, сосредоточение внимания на личности человека - проблеме его  личностной идентичности.
      Затем у Р.Декарта проявляется более  отчетливое осознание собственной  субъективности и метафизического  одиночества. Философия сосредоточивает свое внимание на проблематике отношений между воспринимающим, самосознающим «Я» и его знанием о внешнем мире и другом сознании, что нашло свое выражение во взглядах Лейбница, в его
учении  о монадах.
8
      Крупный шаг к пониманию одиночества как психического феномена был осуществлен Гегелем. Им предложена теория о «двух мирах отчужденного от себя духа». Одиночество представляется как потеря двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром. Последний является необходимым условием для объединения человека с самим собой. Человек должен иметь «дом», как в объективном, так и субъективном смыслах. Природа одиночества состоит в себялюбии субъективного духа, его стремлении утвердить собственную самость без соотношения ее с деятельностью объективного мирового духа - абсолютной идеи. В результате субъективный дух запутывается в собственных противоречиях, которые порождают у человека несчастное сознание.
      Датский теолог и философ Серен Кьеркегор  рассматривал одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога. Единственным собеседником затерянного в мире человека может стать образ бога в нем самом.
      Феноменология Гуссерля дает представление о сознании как о нескончаемом потоке переживаний, начисто изолированных от всего внешнего и материального. Это признание принципиального одиночества человека, вечного и неизбывного. [5]
      В нашей работе мы рассматриваем одиночество, прежде всего, в европейской, западной традиции.
      Присущий  человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке. Можно выделить несколько этапов в исследовании проблемы переживания одиночества. В зарубежных научных исследованиях интерес к проблеме одиночества проявился в 50-60 годах двадцатого столетия. Считалось, что переживание одиночества является признаком «коммерческих», «потребительских» отношений, которые складываются в обществе. Первые концепции выстраивались на основе наблюдений и теоретических исследований. В 60-80-е годы двадцатого столетия было предложено
9
несколько схем, которые до сих пор являются значимыми для зарубежных и отечественных  исследователей этой проблемы (Вейсс, 1973; Пепло и Перлман, 1980; Сандлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества предстала в качестве предмета в социльно-психологических теоретических и прикладных зарубежных исследованиях. Феномен одиночества изучали как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978), связанное с социальной изоляцией, но не обусловленное ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969). Обнаружено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейсс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).[10]
      Представители различных научных школ и направлений (когнитивных, экзистенциональных, социологических, психодинамических, интеракционистских и др.) указывают на разные причины и особенности протекания одиночества. Если исследователи психодинамического направления рассматривают негативный опыт ранних лет жизни как причину одиночества, то гуманистическая концепция К.Роджерса присваивает ведущую роль текущим влияниям в процессе социализации. Своеобразие когнитивного подхода заключается в смешении типов переживания одиночества и противопоставлении действительного и желаемого взаимодействия субъекта. [11]
      В исследованиях Джонс, Фримон, Госвик (1981) и др. одиночество рассматривается как проблема межличностного характера в категориях «отношение к другому», «закрытость-открытость», «дефицит социальных умений», «доверие» и др. Представления Фландерса (1982) расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии проживания.
        Наибольшее внимание одиночеству  уделяли экзистенциалисты А.Бердяев, М.Бубер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс. Одиночество личности рассматривается как реализация принципа замкнутого
10
анропологического универсума, согласно которому, внутренняя изолированность человека - основа любого индивидуального бытия. Поэтому человек выбирает одиночество, когда не находит эмоционального отклика в ходе общения с другими людьми. Согласно философии Ж.-П.Сартра, путь человека к себе или «в себя» всегда конфликтен и сопряжен с осознанием одиночества как экзистенциальной ситуации человеческого бытия в мире [5].
      В творчестве французского писателя - эссеиста и философа А.Камю, исходящего из твердого убеждения в абсурдности человеческого  бытия, символом «человеческого состояния» назван античный миф о Сизифе. С точки зрения Камю, безбрежное одиночество Сизифа становится подтверждением его силы и внутренней свободы .
      Ф.Ницше, а затем и Э.Фромм продолжили мысль И.Канта о том, что одиночество может происходить от падения нравственных норм. Э.Фромм причиной одиночества называл культивирование неразумных потребностей. [20]
      К.Хорни  считала одиночество следствием негативного проявления идеологии  рыночных отношений, конкурентности человека с человеком. [5]
      В.Франкл полагал, что человек попадает в состояние одиночества утратив определенные ценности и смысл жизни. [5]
      Д.Рисмен и О.Тоффлер видели причину одиночества в ускорении темпов жизни в условиях НТР, когда человек остается «один в толпе». [5]
      Можно считать, что одиночество как  объективная психологическая проблема современности не утрачивает своей актуальности. Например, Н.Е.Покровский называет его «чумой XX века», требующей серьезного осмысления, теоретических и эксперементальных научных исследований.
      В последнее десятилетие прошлого века вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (1991), утверждающие позитивный смысл в природе переживания одиночества; исследование Рокача и Брока (1996), выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.
11
      В отечественной литературе анализ изоляции, одиночества, отчужденности касался  проблемы психического состояния в  экстремальных условиях (О.А.Кузнецов, В.И.Лебедев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Н.Ю.Хрящева, С.Т.Юрских и др.), проблемы последствий разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (А.В.Гозман., Г.С.Гурко, Л.А.Коростылева и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (К.А.Абульханова-Славская, Е.И.Головаха, А.Г.Ковалев, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин и др.) и т.д. Основополагающие методологические принципы концепции отечественной психологии: о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.М.Андреева, А.В.Петровский, К.К.Платонов), о системной, межфункциональной организации человеческой психики и сознания (Л.С.Выготский), представления о психологической устойчивости личности (Е.П.Крупник), о динамики личности как взаимодействии базовых психодинамических тенденций: идентификации и обособления. [19] В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в философском (И.М.Ачильдиев, Л.И.Старовойтова), философско-социологическом (Г.М.Тихонов, Ж.В.Пузанова), социологическом (Ю.М.Черепухин, С.В.Куртиян) направлениях. Важно отметить социльно-психологическое исследование Ю.М.Швалбы, О.В.Данчевой, психолого-педагогическое - О.Б.Долгиновой
      Изучив  данные исследования, можно сделать  вывод, что феноменология одиночества недостаточно разработана в отечественной науке. Одиночество как комплексный, психический феномен выступает объектом разных гуманитарных наук: социологии, классической социальной философии и психологии. Однако в отечественной психологии, за исключением диссертационного исследования Долгиновой О.Б. [3], пока нет специальных работ, посвященных одиночеству. Не исследована его сущность, психологическая природа, генезис, не определено место в системе классификации психических явлений. Можно сказать, что отечественная
12
психологическая наука как бы не замечала этот феномен. Вероятно, поэтому представленные в  мировой психологии подходы к  изучению одиночества связаны с  именами зарубежных ученых, которые  в уходящем двадцатом столетии исследовали этот крайне актуальный феномен в самых разных аспектах. Конечно, и в советский период становления и развития психологии некоторые ученые видели угрозу для человека в остром переживании им чувства одиночества. Вот, к примеру, слова одного из классиков психологии Б.Г.Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций ... возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения ...» [ 19 ].
      При достаточно частом указании на одиночество  как на психическое явление в отечественной психологии практически отсутствуют его теоретические и эмпирические исследования. Положение о том, что здоровье общества - это здоровье его членов, заслуживает изучения и в контексте емкой, межпредметной категории одиночества. В затянувшихся условиях социально-экономической нестабильности, характерной для нашей страны, проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся по-особому злободневными и значимыми. Все более очевидна необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики его переживания и проявления в жизни и деятельности.
      Нельзя  не согласится с Долгиновой О.Б., что при употреблении в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "чувство одиночества", "состояние одиночества", "потребность в одиночестве", "изоляция", "уединение", и др., используются неоправданно широкие понятийные переносы [3]. Например, большая и, несомненно, имеющая научную ценность, работа О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева «Психология и психопатология одиночества» в действительности мало имеет отношение к собственно одиночеству. Скорее всего, авторы используют термин «одиночество» в качестве
13
подмены понятия сенсорной депривации [5]. Бесспорно, что эти два психических явления требуют дальнейшего научного исследования и четкого разделения.
      И.С.Кон [4], также как и Р.С.Немов [5], рассматривая вопросы психологии юношеского возраста, описывают некоторые реакции личности и ее окружения на одиночество, предпринимают попытку определить причины данного состояния. По-видимому, эти ученые не ставили перед собой задачу рассмотреть одиночество как психический феномен, исследовать его психологическую природу, поскольку даже не дают ему определения.
      В работе Ю.М.Швабла и О.В.Данчевой [22], на наш взгляд, происходит подмена понятий «одиночество» на «уединение» и «изоляция», что ведет к невосполнимым понятийным и собственно психологическим потерям. В.А.Андрусенко также называет одиночество изоляцией от людей, мира в целом, но предлагает категорию «душевного одиночества как необходимого этапа в определении возможностей своего «Я». [5]
      Анализ  научной литературы свидетельствует, что до сих пор не написана работа, в которой была бы дана целостная характеристика состояния одиночества, как психолого-педагогической проблемы. Сложность построения научной теории одиночества заключается в том, что, с одной стороны оно являет собой глобальное, сущностное, социально-обусловленное явление с недостаточно четкими критериальными признаками, с другой стороны, является фактом сложного психического переживания, уходящего в глубины индивидуального сознания (рефлексия, интимность, субъектность и пр.)  
 
 
 
 
 

      14
      1.2. Основные подходы к психологическому анализу одиночества 

      . В этой главе мы хотели бы сделать обзор как некоторых психологических взглядов об одиночестве, так и мнений психологов и философов о том, что делать человеку с одиночеством и как полноценно жить с ним. 
      Психологические представления об одиночестве.
      1) Психоаналитический подход (Зилбург,  Саливан, Фромм-Рейхман) [10]
      Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество  расценивается в этой психологической  парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.   
      Один  из представителей психоанализа Зилбург  различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
      Об  этиологии одиночества писал  и Г.Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.
15
      Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
      2) Человеко-центрированный подход (К.Роджерс) [11]
      Подход  К.Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что  он мало обращает внимания на ранние детские  воспоминая, считая, что одиночество  вызвано текущими влияниями, которые  испытывает личность.
      Согласно  Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина.
      1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в  соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия  образцами. 
      2) Из-за этого возникают противоречия  между внутренним истинным «Я»  индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования.
      3) Индивид становится одиноким, когда,  устранив охранительные барьеры  на пути к собственному «Я»,  он тем не менее думает, что  ему будет отказано в контакте  со стороны других.
      И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы  не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что  приводит к опустошенности. Иными  словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».
      3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр) [10]
      В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества  является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на
16
общество. Так Боумен выделил несколько  факторов, способствующих усилению одиночества  в современном обществе:  ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.
      Рисмен  считает, что одной из главных  причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как «направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу».
      Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности  в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.
      4) Интеракционистский подход (Вейс)
      Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам:
      ·     он считает, что одиночество это  результат влияния двух факторов - личности и ситуации;
      ·     Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения  как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.
      Вейс  выделил два типа одиночества: эмоциональное  и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в
      17
переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.
      5) Когнитивный подход (Л.Э.Пепло) [10]
      Согласно  мнению представителей когнитивного направления  в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л.Э.Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
      6) Экзистенциальная психология (И.Ялом, К.Мустакас)
      Экзистенциальная  психология тесно связана с экзистенциальной  философией. Первые попытки непосредственно  перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний  день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии  экзистенциализма такими авторами как В.Франкл, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь.
      В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный  конфронтацией индивидуума с  данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия. [8]
      Один  из представителей этого направления И.Ялом рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не
18
внутренняя  изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделенность между  индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.
      В своей работе «Экзистенциальная  психотерапия» [23] он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации - состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущению уюта, принадлежности к чему-то знакомому.
      Говоря  о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию изоляцией.
      У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». [23] Это созвучно М.Буберу, который считал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной». [8]
      Не  принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не
19
может с любовью обратиться к другим. Оказывавшись в море существования, переживая ужаса одиночества  и стремясь как можно быстрее  выбраться из него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же как и мы - испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (напр. слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции. Ниже, при рассмотрении взглядов М.Бубера, А.Маслоу и Э.Фромма на проблему одиночества, мы коснемся принципов, по котором можно строить отношения, свободные от нужды друг в друге.
      К.Мустакас, другой представитель экзистенциального  направления в психологии, разделяет  «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования».  Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку. [8]
      Рассматривая  характеристики людей, избегающих осознания  одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные  для клиентов с экзистенциальным неврозом [15]:
      1)  «Сплав» - желание потерять собственную  личность, стремление слиться с  другим, т.к. желание быть индивидуальностью  связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо  для личности;
20
      2)  «Универсальный симптом» - состоявшееся  слияние, попытка слияния (или его иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности;
      3)  «Универсальный конфликт» - это  переживаемое, как страдание, нежелаемое  чувство одиночества. 
      Эти тенденции позволяют клиенту  избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.
      По  сути, об этом же пишет и Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько  себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как  собственную жизнь». [17
      Отношения как средство, способное помочь разделить одиночество.
      При рассмотрении экзистенциального взгляда  на одиночество мы упомянули, что кроме принятия факта экзистенциональной изоляции, у человека есть еще одно средство ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - отношения. Чтобы понять какими могут быть отношения, способные помочь разделить это одиночество и, одновременно, не построенные на принципе «ты мне - я тебе», рассмотрим типы отношений, выделенных М. Бубером, А. Маслоу и Э. Фроммом. [8]
      Диалог vs. монолог (М. Бубер)
      М.Бубер  внес большой вклад в рассмотрение проблемы одиночества. Трудно отнести  его к какому-то одному направлению  философии, т.к. его позиция основывается на еврейской мистической школе, хасидизме и релятивистской теории, а его взгляды оказали значительное влияние как на религиозную философию, так и на психологию. Он считал, что стремление человека к отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже у только что появившегося на свет ребенка есть стремление к  контакту - сначала
21
тактильному, а затем «оптимальному» с другими людьми. Таким образом, человек не существует как отдельная сущность, т.к. он «сотворен между». Поскольку для Бубера основным модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказать для него нет одиночества как фундаментального факта бытия (ср. с экзистенциалистами).
      Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты»  и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет  «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. «Я», пишет Бубер, возникает и приобретает очертания в рамках отношений и оно, т.о., связано с «Ты», взаимодействуя с которым каждый раз создается новое «Я». При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» - он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и вынесением суждения об «Оно».
      Основной  способ переживания «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между  собой и им». Об этом же писал и  В.Франкл когда говорил, что идея встречи в настоящее время упростилась. «Встреча» часто является самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смешается с поворота к другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это, по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные под диалог».
      Бытийные vs. дефицитарные отношения (А. Маслоу)
      А. Маслоу - один из основателей гуманистической  психологии - считал, что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел следующие характеристики человека, ориентированного на рост: способность реализации собственного
22
потенциала, большая самодостаточность, меньшая  зависимость от подкрепления среды, меньшая потребность в межличностных  отношениях, восприятие людей не с позиции полезности («использования»), а с позиции уникальности каждого человека. Т.о., эти люди руководствуются не социальными или средовыми детерминантами, а внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить два типа любви - бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для бытийной любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость, автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость.    
      Симбиотическая  привязанность vs. зрелая любовь (Э.Фромм) [21]
      Э.Фромм, в одной из своих блестящих  работ «Искусство любви», также затрагивает  вопрос о том, что должны представлять из себя ненуждающиеся отношения. Так  же как и многие экзистенционалисты, Фромм считает экзистенциональную изоляцию причиной серьезного беспокойства человека. Рассматривая то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не были достаточными для этого преодоления - они были «частичными ответами». «Полный ответ» - достижение единения с другим человеком в любви.
      Как и Маслоу, он предложил свою классификацию  типов любви. Фромм отличал «симбиотическое  слияние», при котором ни один из партнеров не является целостным и свободным, от «зрелой» любви. Последняя есть «союз при условии сохранения индивидуальности ... двое становятся одним и все же остаются двумя».
      Для Фромма важно, что любовь - активный процесс, основанный не на «получении», а на отдаче; «участии», а не «увлечении». К другим характеристикам зрелой любви он относит: заботу, отзывчивость, уважение и знание. 

23
      1.3. Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия). 

      Одиночество как предмет исследования представляет интерес не только для психологии, но также для философии, социологии. Резюмируя сказанное выше, мы можем выделить те аспекты, в которых этот феномен рассматривается в философии [2]:
      одиночество-«бездомность» – это неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянность человека в бесконечности; отсутствие предустановленной гармонии человека с миром (Паскаль, Киркегор, Ницше, Бубер, экзистенциалисты);
      одиночество-неслиянность – это изначальная и неодолимая обособленность существования «я» от других существований (феноменология, экзистенциализм);
      одиночество-ответственность  – это «обреченность» каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого (Сартр и другие экзистенциалисты);
      одиночество-уединение  – это добровольное избегание  контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе (Торо и др.).
      Чем отличаются подходы других научных дисциплин к явлению одиночества от философского подхода?
      Психологи и социологи особое значение придают  изучению эмпирических закономерностей  этого явления; например, проводят опросы, выявляют степени подверженности одиночеству  людей, принадлежащих различным возрастным, профессиональным категориям, определяют факторы, способствующие усилению или ослаблению чувства одиночества. Философию же интересуют не особенности переживаний чувства одиночества у тех или иных индивидов, не случайные и преходящие
24
причины данного явления (которые могут  быть, а могут и не быть), а те общие глубинные «бытийные» и духовные основания, из которых произрастают эти чувства.
      Вместе  с тем понятно, что философский, психологический и социологический  подходы дополняют друг друга и дают отображение феномена одиночества в его многомерности. Исходя из обобщенной картины, мы можем выделить четыре его модуса: космическое, культурное, социальное и межличностное одиночество. (В качестве основы этой классификации использована схема, предложенная в книге: Садлер У., Джонсон. Г. От одиночества – к аномии // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 21-51.) [16]
      Космическое одиночество – это переживание  человеком своей отдаленности от «всеобъемлющей» сущности, каковой может представляться:
      - природа, космос, мир; 
      - Бог, «высший разум»;
      - человеческая история. 
      (Здесь  имеется в виду душевное состояние  человека, осознающего, что его  «жизненная программа» остается нереализованной, что его личность не замечена обществом, что он не оставил «свой след в истории».)
      Культурное  одиночество – переживания человека, связанные с тем, что его ценности, идеалы, представления о должном, сформировавшиеся в определенной культурной среде, не находят отклика и понимания  у окружающих людей. Ситуации, в которых у человека возникают такого рода переживания, могут быть обусловлены следующими факторами:
      миграция (переезды людей на жительство в  другую страну, город, деревню);
      быстрая переориентация общества на новые ценности (чаще всего в связи с революциями, крупными реформами. В таких ситуациях типичны "конфликты отцов и детей", представляющих старую и новую культуру);
25
быстрое интеллектуальное развитие отдельной  личности, делающее проблематичным общение  с близкими прежде людьми (пример –  Мартин Иден, герой романа Дж.Лондона).
      Социальное  одиночество – переживания человека, обусловленные исключением его  из определенной группы или невозможностью вступления в группу. Такого рода ситуации чрезвычайно многообразны. Назовем  наиболее распространенные: увольнение с работы, отставка, выход на пенсию, исключение из команды, остракизм, неприятие коллективом по новому месту работы и т.п. Наиболее подвержены социальному одиночеству люди, относящиеся к двум возрастным группам – подростки («тинейджеры») и старики: первые испытывают острую потребность впервые обрести друзей, но еще не имеют необходимых навыков общения; вторые, в силу преклонного возраста, покидают привычные и обжитые сферы деятельности, утрачивают прежних друзей.
      Межличностное одиночество – переживание человеком утраты или недостатка духовной связи с другой конкретной, единственной и неповторимой личностью (близкий родственник, друг, любимый).
      Рассмотренная классификация модусов одиночества  не претендует на методологическую непогрешимость, но вместе с тем она может быть полезна, когда нам понадобится проанализировать причины неудовлетворенности жизнью конкретного человека и попытаться найти выход из тягостного душевного состояния. Одиночество многомерно, и важно уметь различить конкретный модус одиночества данного человека. Специалисты отмечают, что одиночество может иметь своими последствиями тяжелые расстройства личности, состояние «экзистенциального вакуума», депрессию, самоубийство, антиобщественное поведение. Отсюда понятна растущая озабоченность и стремление глубже изучить это явление.
      Понятие одиночества, как видно из предшествующего  изложения, наделено у разных авторов  в чем-то близким, но не одинаковым
26
содержанием. Очевидно, сам феномен одиночества  многомерен. Одиночество - одно из самых значимых переживаемых человеком состояний. То, что человек ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чем думает - никто не сможет пережить так, как он. Противоположной стороной одиночества, данной человеку в переживании, является состояние единения с другими.
      «Человек  одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, нетождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда  ему предстоит что-то оценить  или принять какие-то решения  самостоятельно» [5].
      Всякое  значительное событие в жизни, всякое решение и ответственность за его принятие дают человеку возможность  ощутить свое одиночество. Переживание  одиночества может выступать  как исходная обреченность на непонимание  другими и как ситуативное  переживание (отверженности, неприкаянности, заброшенности).
      Одино?чество  — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Одиночество как психический феномен представляет собой переживание человеком субъективной невозможности или нежелания иметь адекватный отклик и принятие себя другими людьми. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное одиночество (уединенность) и негативное одиночество (изоляция). Чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации. [13]
      Рассматривая  одиночество как психический  феномен, можно говорить о нем в разных категориях, например, таких как: чувство, состояние, процесс, отношение.
      Одиночество как чувство обусловливается  переживанием человеком своей непохожести  на других, "инаковости", вследствие чего возникает 
27
определенный  психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми. Чувство одиночества есть осознание человеком невозможности (на данном этапе) иметь близкие, интимные отношения с кем-либо, основанные на взаимном принятии, любви и понимании.
      Состояние одиночества - это переживание человеком потери внутренней целостности и внешней гармонии с миром. Оно выражается в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения. Состояние одиночества имеет ряд модальностей: от нормального своего проявления до патологии и может быть сопряжено с другими психическими проявлениями, например, такими как тревожность, скука, опустошенность, депрессия. В пограничных формах состояние одиночества вызывает резкую актуализацию потребности в общении, что может выражаться в оторванности от действительности, смешивании реальных и иллюзорных событий и ситуаций, персонофикацию предметов. Патологическая форма состояния одиночества сопровождается психическими расстройствами, галлюцинациями и т.д.
      Одиночество как процесс - есть постепенное разрушение способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях. В результате процесса одиночества происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни.
      Одиночество как отношение - это невозможность  принятия мира как самоцели и самоценности. При этом, индивид, анализируя свои отношения с другими людьми, не ассоциирует себя с окружающим социальным пространством.
      Проблема  определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство
      28
одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов.
      В психологических словарях [1,13,18] одиночество трактуется как один из психогенных факторов, влияющий на эмоциональное состояние и психическое здоровье человека. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Условием его проявления определяется изоляция: физическая или эмоциональная. В таких условиях (экспериментально созданных или естественных) резко актуализируется потребность в общении, неудовлетворение которой может вызывать острые психические состояния, например, напряженность, тревожность, опустошенность, депрессию, сопровождающиеся выраженными вегетативными реакциями. Иногда наблюдаются психические расстройства: реактивные галлюцинации, деперсонализационные переживания, сверхценные идеи. Однако одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди). Так же и физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.
      Поэтому все же большинство исследователей, рассматривая одиночество как психической феномен, подчеркивают его различия с такими понятиями как «уединение» и «изоляция», полагая, что одиночество имеет некий специфический внутренний контекст. Изоляция может содействовать одиночеству, но это никак не дает оснований к синонимизации этих понятий. Изоляция в большей степени связана с физической, пространственной и временной локализацией человека по отношению к социальному окружению и является внешнео-обусловленной ситуацией, а не внутренним психическим
29
переживанием. Очень выразительно говорят об этом У.Садлер и Т.Джонс: "Чтобы обнаружить физическую изоляцию достаточно иметь  одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его” [5]. Изоляция всегда предполагает предмет, который человек по тем или иным причинам добровольно или насильственно исключает из своей жизни: общество в целом, определенная группа людей, специфические условия бытия и мн. др. Можно сказать: «изолирован от ...», но по отношению к одиночеству такое построение фразы будет не возможно. Предметом одиночество выступает сам человек. Одиночество направлено на субъекта, объект здесь как бы вторичен. Можно быть изолированным, но не одиноким. Можно переживать одиночество, не будучи изолированным. Одиночество в отличие от объективной изоляции отражает дисгармонию отношений между «Я» и «ОНИ», разлад с миром, собой, сопровождаясь страданиями, кризисами и т.п. Изоляция может сопровождаться или не сопровождаться одиночеством, но эти понятия ни в каком случае не идентичны друг другу.
      Степень испытываемого одиночества также  не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов  с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества, о которых говорится далее в этой главе. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между их реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения. Примером изоляции без одиночества можно считать иногда тюремное заключение. Есть данные о том, что политические заключенные, даже находясь в одиночной камере, при твердой убежденности в правоте своего дела и моральной поддержке единомышленников, не испытывали разрушающего чувства одиночества. Примером добровольной изоляции от мира может служить религиозное затворничество. Обычно добровольную изоляцию называют уединением. Описания жизни монахов –
30
отшельников свидетельствуют, что затворничество давало возможность находится в  самом живом и "обитаемом" для  них мире, в мире духовного общения  с Богом.
      Уединение изначально имеет временные рамки, всегда добровольно и свободно выбирается человеком. Уединение представляется наиболее выгодным в момент времени, например, с точки зрения личностного роста, действия защитных механизмов, снижения уровня психической напряженности и др. Такие исследователи одиночества как Мария Мицелли, Брюс Мораш, Энн Пепло [5], полагают, что уединение не обязательно связано с одиночеством (как с тягостным эмоциональным состоянием), и что люди могут быть субъективно счастливы и в затворничестве.
      Одиночество — распространённое явление в  крупных городах, где общение  с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений  не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии.
      Напоминает  одиночество, но в то же время не носит такого глубокого характера, нехватка обратной связи, обусловленная  либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим типом) данного человека. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида (например, аутизм). 
 
 
 

      31
      Глава 2. Специфика переживания  одиночества подростками.
      2. 1. Общая характеристика детей подросткового возраста. 

      Переходя  к подростковому возрасту отметим, что границы подросткового периода  примерно совпадают с обучением  детей в 5 – 9 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
      Особое  положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено в  его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.
      Как показывают исследования отечественных психологов, отрицательные качества у наших подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Иначе говоря, они возникают вследствие уродливого воспитания, при котором не
32
принимаются во внимание психологические особенности этого возраста.
      Отечественная психология при рассмотрении особенностей подросткового возраста исходит из принципа общественно-исторической обусловленности формирования личности.
      При нормальном развитии ребенка интерес  к моральным проблемам связан у подростков с увлечением героическими поступками, овеянными романтикой. Часто в школе для достижения этих целей организуются соревнования между отдельными учениками, звеньями, отрядами, классами. Работа Е.С.Махлах, проведенная в одной из школ-интернатов, показала, что соревнование само по себе ещё не обеспечивает усвоение общественных норм. Учащиеся этой школы, включившись в соревнование, достигли значительных успехов: в период соревнования дети внимательно контролировали учебную работу друг друга, старались не допустить проявлений недисциплинированности, плохих отметок, безответственного отношения к общественным поручениям и т.д. Однако по окончании соревнования достигнутые успехи сошли на нет; прилежание, аккуратность, вежливость опять исчезли. Те требования, которые подростки предъявляли к себе и своим товарищам, имели для них подлинный личностный смысл только в ходе соревнования и были связаны не с целью воспитания в себе определенных качеств, а с победой в соревновании. Достижение этой цели снимало необходимость соответствующего поведения в дальнейшем.
      В таком случае не внешний контроль, а самоконтроль «питает» успех формирования той или иной деятельности.
      То, что нравственные качества, общественные нормы поведения оказываются в центре внимания подростков, приводит к формированию у них идеала – некоторого обобщённого представления об облике «настоящего человека». Это ярко эмоционально окрашенный и принятый ребенком образ, являющийся для него постоянным внутренним побудителем – образ, который ориентирует и регулирует поведение подростка, выступает в качестве критерия оценки себя и других. На протяжении подросткового возраста
      33
идеалы  имеют определённую динамику. Для младшего подросткового возраста (5 класса) идеал обычно воплощен в конкретном человеке – учителе, старшем брате, отце, героях войны и т.д. Если в качестве идеала выбран кто-либо из окружающих, то подросток, как правило, стремится следовать этому образцу во всем, начиная во внешних проявлений до суждений и оценок. Такой образец принимается ребенком полностью и ни какой критике не подвергается.
      Постепенно  из целостного образа, воплощенного в  определенном человеке и его поведении, и прочно связанного с конкретными ситуациями, подросток начинает выделять черты, которые он особенно ценит, но и эти черты ещё не теряют связи в его сознании с конкретными людьми и поступками. Это характерно для детей 6-х классов. Обосновывая в беседе свой выбор идеала, эти ученики говорят: «Он не боится смерти», «Был хорошим другом» и т.д.
      Только  к 7-9 классу идеалы подростков приобретают более обобщенный характер и, как правило, начинают отделяться от конкретных людей и литературных героев.
      К концу подросткового возраста уже  имеет место постоянное сравнение  себя и своего поведения с принятым идеалом и оценка других людей  на его основе.
      В процессе воспитания мотивы, формирующиеся у человека, постепенно выстраиваются в определённую систему. Выделяются мотивы, которые приобретают доминирующее значение и начинаю определять поведение и деятельность человека. Если те или иные мотивы занимают устойчиво доминирующее положение, то можно говорить о формировании у человека определенной направленности личности.
      Множество научных данных указывает на то, что формирование направленности личности происходит именно в подростковом возрасте. Изучение этого процесса проводилось многими исследователями и научными коллективами в нашей стране.
34
      Подростковый  возраст отмечен более высоким  уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства.
      По  существу, самосознание есть познание самого себя. Интерес к своему внутреннему миру возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Возникает новая потребность – понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других людей, попытаться проанализировать свои переживания. Иначе говоря, пробуждается интерес к самооценке.
      Как показывают многочисленные исследования, формирование самосознания подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности.
      Формирование  самосознания у подростка оказывает  большое влияние на весь ход его  дальнейшего психического развития.
      Процесс этот не лишен драматичности, которая объясняется тем, что потребность в анализе и оценке самого себя очень острая, а возможности подростка в этом плане ещё ограничены. Не умея по-настоящему разобраться в себе, ребенок в этом возрасте становится излишне чувствительным к мнению о нем окружающих. Отсюда ранимость подростка, несдержанность, часто бурные, казалось бы, беспричинные реакции на самые пустячные, с точки зрения взрослого, обстоятельства.
      Особенно  интенсивно развитие самооценки происходит у подростков, что объясняется их стремлением разобраться в себе, усложнением их взаимоотношений с другими людьми, возникновением идеалов.
      Самооценка  имеет принципиальное значение для  формирования личности в целом и  таких её качеств, как уверенность  в себе, настойчивость, в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность, некритическое отношение к себе. Именно самооценка становиться важнейшим условием эмоционального благополучия.
35
      Таким образом, функциональная нагрузка самооценки очень велика. Формирование её влечет за собой возникновение новой потребности – быть на уровне тех требований, которые человек сам к себе предъявляет, тех целей, к которым он стремится.
      Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [13]
      Различают общую и частную самооценку. Частной  самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
      Человек может оценивать себя адекватно  и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.
      Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.
      Итоговым  измерением «Я», формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. [13]
      Совокупность  таких целей образует уровень  притязаний личности.
36
В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
      Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
      Знания, накопленные человеком о самом  себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.
      Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
      Самооценка-отношение  человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она
      37
может быть правильной (адекватной), когда  мнение человека о себе совпадает  с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.
      Если  человек недооценивает себя по сравнению  с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества,  наружность, характерной для него является завышенная самооценка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.