На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Финансовая система

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема  лекции
«ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА» 

План  лекции
    Понятие финансовой системы, теоретические подходы к определению финансовой системы в экономической литературе.
    Состав сфер и звеньев финансовой системы, их взаимосвязь.
    Характеристика современной финансовой системы Российской Федерации. Изменения, произошедшие в финансовой системе РФ за годы рыночных преобразований.
    Дискуссионные вопросы состава финансовой системы в современной экономической литературе.
 
Вопрос 1. Понятие финансовой системы, теоретические подходы к определению финансовой системы в экономической литературе 

      Следует отметить, что существует несколько подходов к определению понятия «финансовая система» в экономической литературе: 

      функциональный  подход, 

      т.е  под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается система финансовых отношений, существующих в обществе; 

      институциональный подход, 

      под термином «финансовая система» понимается совокупность финансовых учреждений (см. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002.,  — С. 1021—1023; а также Финансы: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти — М.: Юрайт, 2006. 

      В настоящей теме рассматривается только классификация финансовых отношений. Финансовые отношения, которые существуют в обществе, очень многообразны, и  для дальнейшего изучения необходимо их систематизировать, классифицировать, разделить на отдельные группы, которые будут иметь похожие свойства. Разделение всех финансовых отношений на группы должно происходить по определенному признаку. Наиболее точным признаком является роль субъекта в общественном воспроизводстве. Именно этот признак будет определять специфику финансовых отношений, способы их организации, наличие, порядок образования и использования тех или иных финансовых ресурсов и финансовых фондов, особенности управления финансами.  

      В любом обществе есть субъекты, роль которых – обеспечить общество товарами, и услугами, в которых нуждается население. К ним относятся организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг.  

      Для осуществления своей деятельности они осуществляют финансовые операции, которые обеспечивают непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: начисляют амортизационные отчисления, восполняют недостаток оборотных средств, используют прибыль на капитальные вложения, на материальное стимулирование своих работников, поощряя лучшие результаты их работы и т.п. Эти субъекты «хозяйствуют», то есть являются участниками воспроизводственного процесса в обществе, поэтому финансовые отношения, возникающие у этих субъектов, называются «финансы субъектов хозяйствования». 

      Также в любом обществе есть еще один субъект – государство, на которое возложены различные функции - экономическая, социальная, политическая и др. Государству также необходимы финансовые ресурсы для выполнения этих функций. Группа финансовых отношений, которые обеспечивают государство, и прежде всего органы власти, финансовыми ресурсами, называется «государственные и муниципальные финансы». Для этой группы соответственно будут характерны иные формы и методы организации финансов, другие источники и виды финансовых ресурсов, другая организация процесса управления финансами. 

      Таким образом, первым классификационным  признаком, в соответствии с которым финансовые отношения подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим признаком все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, которые называются сферами финансовой системы ? финансы субъектов хозяйствования, и государственные и муниципальные финансы. 

 
 

    Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в наше время в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для финансирования своих функций.
    Рассмотрим  более подробно эти сферы в  следующем вопросе. 

Вопрос 2 Состав сфер и звеньев финансовой системы, их взаимосвязь 

    Каждая  сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные  элементы, подразделяется на звенья. 

    Дальнейшая  группировка финансовых отношений  внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Часть организаций в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Организации, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследует получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяют полученную прибыль между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы лишь для осуществления своей уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации.
    Кроме юридических лиц, участниками воспроизводственного процесса могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
    Таким образом, внутри сферы финансов субъектов  хозяйствования выделяют группы финансовых отношений, в соответствии с характером деятельности субъектов, такие группы называют «звеньями финансовой системы». Сфера финансов субъектов хозяйствования будет подразделяться на следующие звенья: финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций, финансов индивидуальных предпринимателей.
      Внутри  сферы государственных и муниципальных  финансов выделение групп отношений (звеньев) будет зависеть от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране. 

      Любое государство не может существовать без финансовых ресурсов, которые формируются и используются в форме бюджетов, в которых аккумулируются средства для финансирования функций, возложенных на органы власти того или иного уровня. Кроме того,  в большинстве стран, помимо бюджетов, имеются финансовые фонды, как правило, узкоцелевого назначения, используемые в качестве дополнительного источника финансирования некоторых расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются «внебюджетными фондами», создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов  - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Таким образом,  в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и внебюджетные фонды.
      Таким образом, финансовая система может быть определена как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений и будет иметь следующий вид: 

      Сферы и звенья финансовой системы
      
      Многообразные финансовые отношения в обществе существуют не обособленно, а образуют систему связанных между собой  элементов. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы финансовой системы взаимодействуют между собой. 

    Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют  с государственными и муниципальными финансами – при уплате организациями налогов и страховых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п. Учитывая, что финансовые отношения – это распределительные отношения,  необходимо помнить, что к финансовым отношениям не будут относиться операции по купле-продажи товаров, так как они относятся к стадии обмена.
      Государственные и муниципальные финансы как  сфера финансовой системы также  характеризуются тесным взаимодействием своих структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Возникают различные межбюджетные отношения между уровнями и видами бюджетов, кроме этого, бюджеты взаимодействует с внебюджетными фондами при передаче средств фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др.
      Внебюджетные  фонды, как часть сферы государственных  и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и гражданами-предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому. 

      Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансовых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных в сферах и звеньях финансовой системы. 

Вопрос 3. Характеристика современной финансовой системы Российской Федерации. Изменения, произошедшие в финансовой системе РФ за годы рыночных преобразований. 

      В каждой стране субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйствования в Российской федерации определены Гражданским кодексом Российской Федерации.
    Стоимость валового внутреннего продукта создается  в первую очередь коммерческими организациями, и с помощью коммерческих организаций происходит ее первичное распределение, следовательно, финансы коммерческих организаций являются исходным элементом для всей финансовой системы.
    В соответствии с гражданским законодательством РФ1 основной целью создания и деятельности коммерческой организации как юридического лица является извлечение прибыли, это предопределяет содержание и принципы финансов коммерческих организаций.
      В соответствии со статьей 50 ГК РФ, коммерческие организации могут создаваться в формах:
      хозяйственных товариществ (полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества);
      хозяйственного  общества (акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью);
      производственных  кооперативов;
      государственных и муниципальных унитарных предприятий. 

      Специфика организационно-правовой формы будет оказывать влияние на порядок формирования и использования их финансовых ресурсов.  

      Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма определяет порядок формирования уставного капитала, распределение прибыли между участниками, степень финансовой ответственности перед другими субъектами, в некоторых коммерческих организациях нормативно-правовыми актами предусмотрено создание специальных финансовых фондов (например, создание резервного фонда акционерными обществами). 

      В составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается им лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций (начисляются амортизационные отчисления, формируется прибыль и т.п.), и основная цель этих организаций – получение прибыли от произведенной продукции или оказанных услуг. 

      Целью создания некоммерческих организаций, функционирующих в экономиках всех стран, независимо от уровня экономического развития, является производство общественных благ. В странах с социально-ориентированной рыночной экономикой роль некоммерческих организаций возрастает многократно, поскольку они обеспечивают достижение целей и задач социальной политики. В законодательствах всех стран основным отличительным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и распределения полученной прибыли между участниками
      Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на их финансовые отношения, например, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.