На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административно-правовые отношения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию 

     Федеральное государственное образовательное  учреждение
     высшего профессионального образования
     «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
     Имени П.А. СТОЛЫПИНА» 
 
 

КАФЕДРА Административного права и государственного строительства 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине Административное право
     на  тему: Административно-правовые отношения 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила:
                Студентка 3 курса, 3 группы,
                Заочной (сокращенной) формы обучения,
                Специальности Государственное и муниципальное управление
                Агарёва Анна Викторовна
                Руководитель__________________ 
                 
                 

     Саратов 2010
     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                          3
1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения                7
1.1 Понятие,  черты административно-правовых норм              7
1.2 Классификация  административно-правовых норм             11
2. Административно-правовые отношения             17
2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений         17
2.2 Структура административно-правовых отношений           23
2.3 Виды  административных правоотношений             27
Заключение                  40
Библиографический список                43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, т.е. соответствующими государственными органами. Данное условие полностью применимо и к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих1.
     Административное  право представляет собой отрасль  правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественно-властных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
     Административно-правовые отношения, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, являются фундаментальным базисом. Из наиболее общей характеристики административно-правовых отношений следует выделить некоторые особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.
     Исходя  из всего вышеуказанного, целью данной работы является исследование вопроса  об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, характерных черт, отличий от других правовых отношений, и, наконец, обозначение места, которое занимают административно-правовые отношения в общественной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Задачей работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в литературе.
     Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения  урегулированные нормами права2. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.
     Административное  право занимает особое место в  системе  правового регулирования, поскольку  выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы  правового  регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера,  которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных  органов,  связанных  с функцией управления,  а  также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.3
     Наиболее  тесную связь административное право  имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая административное, и занимает ведущее место.
     Административное  право тесно связано также  и с гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.
     Таким образом, административно-правовые отношения  – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

     Нормативную базу исследования составили:

     Теоретико-методологическую базу исследования составили три  группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике, в частности, работы Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Кармолицкого А.А., Князева С. Д., Козлова Ю.М. и другие. Ко второй - учебная литература, например: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005.; Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис, 2006; Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть. - СПб.: ГУАП, 2007. К третьей - отнесены специализированные веб-сайты.
     Эмпирическую  базу составила практическая информация касательно заданной темы исследования.
     Актуальность  выбора данной темы обусловлена возможностью выяснения  сущности административно-правовых норм, административно-правовых отношений, их структуры и изучение принципов государственного управления и контроля сложнейшим механизмом – государством. 
 
 
 

 

      1. Общая характеристика административно-правовых норм, регулирующих административные правоотношения
      Понятие, черты административно-правовых норм 
 
     Нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти. Однако они не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д.
          Нормы административного права  определяют границы должного, управомоченного  или запрещенного поведения субъектов  в процессе осуществления исполнительной  власти в сфере государственного управления4. Эти нормы регулируют отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон этих отношений. Они призваны обеспечить публичные интересы посредством установления конкретной меры должного и возможного поведения субъектов административного права в сфере государственного управления.
          Специфика предмета административно-правового  регулирования определяет целый  ряд особенностей, которые отличают  административно-правовые нормы от норм других отраслей права5.
          Во-первых, в содержательном плане  нормы административного права  закрепляют отношения по организации  и реализации исполнительной  власти в сфере государственного  управления, устанавливают процедуры  и формы деятельности государственной администрации в ее государственно-властных отношениях с частными лицами. Эти нормы адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления, обеспечения законности в деятельности государственной администрации. Однако значительная их часть касается вопросов защиты прав и законных интересов граждан в сфере управления, устанавливает гарантии их реализации. Так, процедура подачи и рассмотрения обращений граждан в административные органы регламентируется более чем 80 различными нормативными актами.
          Во-вторых, нормы административного  права определяют административно-правовой  статус субъектов управленческих  правоотношений в сфере исполнительной  власти, устанавливают их права,  обязанности, ответственность и правовые формы деятельности.
          В-третьих, административно-правовые  нормы регулируют во многих  случаях отношения, входящие в  предмет других отраслей права  (налогового, финансового, земельного  и т.д.).
          В-четвертых, в отличие от многих  других отраслей права, административно-правовые нормы обеспечены собственными отраслевыми средствами охраны и юридического принуждения к их исполнению. Эти средства представлены административно-правовыми охранительными нормами, устанавливающими административную и дисциплинарную ответственность.
     В-пятых, административно-правовые нормы устанавливаются  не только законодательным путем, но и в значительной мере в процессе административного правотворчества. Вследствие этого они неравнозначны  по своей юридической силе. Нормы, являющиеся продуктом административного правотворчества, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции. Эти нормы носят подзаконный характер и могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, вышестоящей инстанцией либо признаны недействующими по решению суда.
     Нормы административного права получают свое внешнее выражение и закрепление  в нормативно-правовых актах, состоящих  из статей6. Между статьями правовых актов и нормами права нет прямого соответствия. Возможны три варианта соотношения статей и норм: а) в одной статье содержится одна норма; б) одна статья содержит несколько правовых норм; в) элементы одной и той же нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) находятся в нескольких статьях нормативного акта или даже в нескольких нормативных актах. В правотворческом процессе используется три основных способа изложения норм административного права в нормативно-правовых актах: 1) прямой - все элементы нормы воспроизводятся в статье непосредственно; 2) отсылочный - в статье один из элементов нормы указывается путем отсылки к другой конкретной статье этого же нормативно-правового акта; 3) бланкетный - статья указывает на элемент нормы путем отсылки не к конкретной статье, а к другому порядку правового регулирования - правилам осуществления какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т.д.
     Нормативно-правовые акты - основной вид источников административного  права. Под источниками права понимаются внешние конкретные формы выражения правовых норм.
     Основными источниками административного  права являются:
    Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ, установления полномочий Правительства РФ и т.д.;
    федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права;
    кодифицированные нормативные акты;
    федеральные законы;
    подзаконные федеральные акты: указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
    законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по проблемам административно-правовых отношений);
    подзаконные акты субъектов Федерации;
    нормативные акты президентов, глав администраций;
    постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;
    приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;
    административно-правовые договоры нормативного содержания, которые представляют собой соглашения между субъектами административного правотворчества, содержащие нормы административного права;
    международно-правовые акты.
     Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей  совокупности систему административного  права. В системе административного  права выделяются нормы Общей  и Особенной частей.
     В рамках Общей части административного  права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты:
    институт административно-правового статуса граждан;
    институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют порядок организации и функционирования исполнительной власти, административно-правовой статус ее органов;
    институт форм и методов осуществления исполнительной власти;
    институт государственной службы;
    институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их служащих;
    институт административного принуждения и административной ответственности;
    институт административной юстиции;
    институт контроля за деятельностью государственной администрации и др.
 
     
      Классификация административно-правовых норм
 
     Административно-правовые нормы подразделяются на различные  виды по целому ряду оснований.
     В зависимости от содержания выделяются материальные и процедурно-процессуальные нормы7. Материальные нормы определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Они регламентируют правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций. Процедурно-процессуальные нормы регламентируют процесс функционирования органов государственной администрации в их отношениях с другими субъектами административного права. Процедурные нормы определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Они регулируют процедуру, формы и методы нормотворческой и правоприменительной деятельности государственной администрации. Процессуальные нормы регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, т.е. отношения, складывающиеся с участием юрисдикционного органа в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.
     В зависимости от функций права  административно-правовые нормы подразделяются на учредительные, регулятивные и охранительные. Учредительные нормы различны по своему функциональному назначению и диапазону действия. Они закрепляют отправные, принципиальные положения материального или процессуального характера. Структура этих норм включает два основных элемента: объем и определение. Объем указывает условия применения учредительной нормы, а определение закрепляет значение того или иного термина, используемого в административном праве либо принцип административного права. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права. Они определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства и прекращения этих отношений. Охранительные нормы обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов.
     В зависимости от юридической силы выделяются законодательные и подзаконные административно-правовые нормы. Законодательные нормы содержатся в федеральных законах и нормативных актах законодательной власти субъектов Федерации. Подзаконные нормы могут быть общими и отраслевыми (ведомственными). Общие подзаконные нормы содержатся в актах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ. Отраслевые нормы устанавливаются посредством ведомственных нормативных актов.
     В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права8 делятся на:
      обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях);
      запрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных действий);
      уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия);
      разрешительные или дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению);
      ограничительные (вводят ограничения на ту или иную деятельность).
     По  форме предписания административные нормы подразделяются на:
     1. императивные (подлежащие обязательному, безусловному исполнению);
     2. рекомендательные (не носящие обязательного характера и содержащие рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий);
     3. диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон);
     4. стимулирующие (обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений).
     В зависимости от территории действия различаются: общефедеральные, региональные (действующие на территории субъекта РФ), межтерриториальные, местные и локальные (внутриорганизационные) нормы административного права. Эти нормы по сроку действия подразделяются на временные (введенные на определенный срок), бессрочные (не имеющие заранее определенного срока действия), чрезвычайные (рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис 1.1

     Особенная часть административного права  состоит из норм, регулирующих отношения  в отдельных отраслях государственного управления.
     Эти нормы группируются по трем основным направлениям: а) нормы, регулирующие управление экономикой; б) нормы, регулирующие управление в социально-культурной сфере; в) нормы, определяющие порядок управления административно-политической сферой. 
 
 
 
 
 
 

     Рис 1.2

     Нормы административного права реализуются  в практической деятельности его  субъектов, между которыми складываются определенные административно-правовые отношения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Административно-правовые отношения
     2.1 Понятие и особенности административно-правовых отношений 

     Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, отличающихся по характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Они обладают всеми основными признаками любого правового отношения9:
     - первичность правовых норм, вследствие  чего правоотношение есть результат  регулирующего воздействия на  данное общественное отношение данной правовой нормы, придающего ему юридическую форму;
     - регламентация правовой нормой  действий (поведения) сторон этого  отношения; корреспонденция взаимных  обязанностей и прав сторон  правоотношения, определяемая правовой  нормой;
     - установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
     Соответственно, административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают  как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой10. Существуют две концепции признаков административно-правовых отношений. Согласно одной из концепций административно-правовые отношения:
      возникают в процессе государственного управления;
      имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти);
      являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
     Вторая  концепция административно-правовых отношений:
      возникают в сфере государственного управления;
      могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
      делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия.
     Несмотря  на некоторые различия в понимании  сущности административно-правовых отношений, можно отметить общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в  них ничего не говорится о таком  фундаментальном признаке этих отношений, как важность установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Этот недостаток вытекает в отсутствие правового режима административно-правовых отношений, отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению к управлению (исполнительной власти).
     Особенностями административно-правовых отношений являются11:
    широкое распространение мнения, что административно-правовые отношения в отличие от всех других (особенно - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение». Именно этот их признак является главным, поскольку предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности;
    сущность государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида социального управления, определяет необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого определенный приоритет воли такого субъекта всегда налицо. Поэтому его сознательно-волевые проявления направлены на упорядочение поведения объекта управления;
    административные правоотношения, как и все другие правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающими соподчиненность воль. Воля всех участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой управляющей воле. Так образуется властный характер этих отношений, а власть является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах принимают участие люди, наделенные волей и сознанием; они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них. Соответственно объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованное ими поведение управляемых в сфере реализации исполнительной власти;
    административно-правовые отношения имеют широкую сферу для своего возникновения, изменения или прекращения.
     Это - сфера государственного управления - понятие, границы которого в течение  всей истории определялись объемом  и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти. Сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы огромное количество различного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, тысячи граждан;
    сфера государственного управления - поле практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц, действующих от имени этих органов. Из этого утверждения можно сделать вывод, что в границах названной сферы нередко возникают правоотношения иного рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские и даже гражданско-правовые). Это давно подтвердила практика.
    административным правоотношениям свойственна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или административно-правового опосредования общественных отношений, относящихся к предмету других отраслей российского права;
    сфера государственного управления является той областью деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их называют или органами государственного управления, или органами исполнительной власти. Таким образом, в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не ограничивается только взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода. Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.