Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ»
             Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
       
 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ
Курсовая  работа 
 

Выполнила:
                  Студентка 402 группы
                  факультета  английского
                  языка
                  Русакова  В.А. 
                   

                  Научный руководитель:
                  Молокова  О.А.
                  канд. биол. наук, доцент

Иркутск, 2008 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….3-4 

Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие  и виды
               конфликтов ………………………………………………………...5-14
      1.2 Понятие  конфликта………………………………………………5-7
      1.2 Классификация  конфликта……………………………………..7-10
      1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14
               Выводы по 1 главе……………………………………………………..14 

Глава 2.Конфликты  в педагогической деятельности………………….15-29
      2.1. Конфликты  между учениками в школе, 
      Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18
      2.2.Разрешение конфликтов между учителем и
      учеником…………………………………………………………...18-19
      2.3Особенности  педагогических конфликтов……………………19-22
      2.4.Особенности  конфликтов между учителями………………...22-29
      Выводы по 2 главе…………………………………………………….29              

Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37
      3.1. Формы,  результаты и критерии завершения 
      Конфликтов………………………………………………………...30-31
               3.2 Условия и факторы разрешения  конфликтов………………...32-34
      3.3. Стратегии  и способы разрешения конфликтов……………...34-37
      Выводы по 3 главе…………………………………………………….37
                     
Заключение…………………………………………………………………..38-39 

Список  использованной литературы…………………………………….40-41
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Сегодня как никогда стала очевидной  решающая роль личностного фактора  в учебно-воспитательном процессе в школах. Личность учителя, руководителя педагогической деятельности – вот что определяет благоприятный климат в школе.
     Формирование в педагогической деятельности благоприятного психологического климата, необходимого для дружной творческой работы, для благоприятного разрешения конфликтов, становится все более актуальной проблемой в современной школе.
     Актуальность: проблема конфликта актуальна сегодня как никогда, так как конфликтные ситуации являются довольно частым неизбежным явлением, и педагогу необходимо знать как себя вести в данной ситуации. Цель данной работы: изучить влияния конфликтов на педагогическую деятельность, а так же особенности таких конфликтов и пути их разрешения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
      изучить теоретический материал по данной проблеме;
      изучить особенности и разновидности конфликтов в педагогической деятельности;
      найти наиболее подходящие пути разрешения конфликтов.
Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить.
     Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, включающих подглавы. В первой главе мы рассматриваем понятие конфликта, его динамику, а также различные классификации конфликтов. Во второй главе мы переходим непосредственно к конфликтам в педагогической деятельности, где рассматриваем конфликты между учениками и их особенности, а также конфликты между учениками и учителем и их особенности. В третьей главе мы переходим к путям разрешения конфликтов, рассматриваем формы, условия и факторы, а также непосредственно стратегии завершения конфликтов. Также курсовая работа включает в себя заключение, список литературы из 15 источников. Общий объем курсовой
работы 39 страниц.
 

               Глава 1. Конфликты и их развитие. Понятие и виды конфликтов
     1.1 Понятие конфликта
       Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений.
     Несомненно, конфликт – явление социальное, порожденное самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
     Исходя из этого, мы можем заключить, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты – постоянные и неизбежные составные части общественного развития.
     Также конфликт – это явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическими, только ему присущим качеством – разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику [7, стр. 33].
     Таким образом, конфликт предстает как  осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
     Следующая черта: конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.
     В самом деле, разве можно себе представить  становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.
     Весьма  существенно, что конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно связано с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели. 
     И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованных в исходе и последствиях противоборства.
     Если  суммировать все вышесказанное  о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то наиболее близким и приемлемым будет следующее определение: конфликт это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [7, стр. 34].
     Так же хочу привести еще одно кажущееся  нам удачным определение:
     КОНФЛИКТ - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
     1.2 Классификация конфликтов
     Конфликты, как уже отмечалось ранее, явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение, по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.
     По  сферам проявления конфликты делят на:
    производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;
    идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;
    социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека;
    семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.
     Если  работников связывают родственные  связи, то семейно-бытовые конфликты  могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.
     По  масштабам, длительности и напряженности  выделяют конфликты:
    общие и локальные;
    бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон;
    острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий;
    слабовыраженные и вяло текущие, возникающее на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон;
    слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический характер.
     По  субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на :
    внутриличностные, которые связанны со столкновением противоположно направленных имманентных мотивов личности;
    межличностные, при столкновении интересов двух личностей;
    межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа;
    межгрупповые, возникающие при столкновении двух социальных групп.
     По  предмету конфликта различают конфликты:
    реальные (предметные), имеющие четкий предмет
    нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.
     По  источникам и причинам возникновения конфликты делят на:
    объективные. Конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации обстоятельств.
    субъективные. Конфликтная ситуация может создаться из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.
     По  непосредственным причинам возникновения  конфликтов можно выделить:
    организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка;
    эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других людей, расхождением во взглядах;
    социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтации частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп.
    По  коммуникативной направленности конфликты  разделяются на:
    горизонтальны, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинение друг у друга;
    вертикальные, участники которых связаны теми или иными видами подчинения.
     По  социальным последствиям конфликты  бывают:
    позитивные, когда разрешение конфликта способствует улучшению отношений, развитию организации и т.п.;
    негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации, усугублению личных отношений;
    конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию деятельности организации;
    деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины,  способствующие росту напряженности в отношениях;
     По  формам и степени столкновения противоборство может быть:
    открытым (спор, ссора и т.п.);
    скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.п.)
    стихийные, т.е. спонтанно возникшие;
    инициативные, заранее спланированные или просто спровоцированные.
     По  способам и масштабам урегулирования конфликты разделяются на:
    антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон;
    компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближение взглядов, интересов, целей [7, стр. 52].
 
     1.3. Динамика конфликта
     В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы.
1 Латентный период (предконфликт), который включает этапы:
    возникновение объективной проблемной ситуации;
    осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
    попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
    возникновение предконфликтной ситуации [1, стр. 237].
     Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречий между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями ит.п.). Так противоречие еще не сознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни многие проблемные ситуации существуют долгое время, не проявляя себя.
     Объективные противоречивые ситуации, возникающие  в деятельности людей, создают потенциальную  возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами.
     Одно  из условий такого перехода осознание  объективной проблемной ситуации.
     Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-либо действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации.  Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
     Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречивой ситуации не всегда ведет за собой конфликтное противодействие сторон. Часто обе или одна из них стремится решить проблему неконфликтными путями (убеждением, разъяснением, просьбами). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
     Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматривается не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.
     2. Открытый период. Часто его называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.
     Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе – борьба накаляет эмоции – эмоции увеличивают ошибки восприятия – это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».
       Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Под этим термином понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущее [1, стр. 247].
     Сбалансированное  противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не принимаются.
     Завершение  конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
     3. Послеконфликтный период, который включает два этапа:
      частичную нормализацию отношений оппонентов;
      полную нормализацию отношений оппонентов.
     Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезали негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниям, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношении друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
     Полная  нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
     Рассмотренные периоды и этапы могут иметь  различную длительность: быть спрессованы  до нескольких мгновений (например, в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десятилетиями (вьетнамская война 1959-1973 гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать; например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается [1, стр. 245].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы по 1 главе
     Конфликт  – это очень сложное и многоликое понятие, оно зависит от обстоятельств, в котором конфликт имел место, от его участников. Именно поэтому существует много различных определений этого понятия, однако если их подытожить, то можно сказать, что конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
     Как уже отмечалось, конфликт отличается большим разнообразием, существует огромное количество разнообразных  классификации, в зависимости от сфер проявления, масштабов, длительности, коммуникативной направленности, социальных последствий конфликта.
     Как и любое психологическое явление, конфликт имеет свою динамику, периоды и этапы развития. Выделяют три основных периода: предконфликт или латентный период, открытый период или сам конфликт и послеконфликтный период. Наиболее безболезненное решение конфликта возможно лишь на предконфликтном периоде, однако это не всегда оказывается возможным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности 

     Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы  характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.  

     2.1. Конфликты между учениками в школе, возможные пути    предупреждение и разрешение
     В сфере народного образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно определить следующие виды конфликтов: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители, учитель администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.
     Рассмотрим  один из наиболее распространенных в  учебной деятельности – конфликт между учениками.
     Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и целого класса. По наблюдению психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, циничности, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключен в  том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных.
     Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности.
     Так, обнаружена положительная связь  между количеством агрессивных  действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, известный американский психолог, автор теории социального научения Альберт Бандура (1959) экспериментально доказал, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. В дальнейшем проводя исследование на маленьких детях, которым показывали фильм с поощрением вербальной агрессии, А.Бандура обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л.Джавинен, 1987; С.Ларсенс, 1993) [1, стр. 327].
     На  ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным  способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При  наличии соответствующей личностной основы важным становиться не агрессия-способ достижении, а агрессия-самоцель, она становиться самостоятельным мотивом поведения, обусловлена враждебностью по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
     Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста – формирование морально-критических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
     Как бы то не было, полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, насколько успешно осуществляется в школе социализация ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.
     Заметную  роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечит ребенку  необходимую для его полноценного развития свободу, в рамках разумного  подчинения порядку.
     Большое влияние на конфликтное поведение  школьников играет личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
     Во-первых, стиль взаимодействия учителя с  учеником служит примером для воспроизводства  во взаимоотношениях со сверстниками.
     Исследования  показывают, что стиль общения  и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями.
     Личностный  стиль общения и педагогическая практика «сотрудничества» обуславливают  наиболее бесконфликтные взаимоотношения  детей. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте [1, стр. 321].
     Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в  конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешение конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д. 

     2.2.Разрешение конфликтов между учителем и учеником
     Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможно без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня  нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М.М.Рыбаковой (1991), между учителем и учеником выделяются следующие конфликты :
    деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнение им внеучебных заданий;
    поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
    отношений, возникающих в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
     Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средства наказания тех, кто нарушил дисциплину. Эти ситуации часто становятся причинной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
     Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации о их истинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.
     Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешение педагогом проблемных ситуаций и имею, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие [1, стр. 324].. 

     2.3Особенности педагогических конфликтов
     Среди них можно выделить следующие:
    ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношения между людьми;
    участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
    разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
    различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
    присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;
    профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешение и на первое место суметь поставить интересы как формирующейся личности;
    всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
    конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.
     Современная ситуация в стране, бедственное положение  школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к  конструктивному  разрешению конфликтов с учениками  приводят к значительным деструктивным  последствиям.
     По  данным исследований за 1996г., 35%-40% детских неврозов носит дидактогенный характер. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) [1, стр. 325]. .
     Важно, чтобы учитель умел правильно  определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне  выступает коллектив класса, то ему  легче найти оптимальный выход  из сложившейся ситуации. Если же класс  начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
     Для конструктивного выхода из конфликта  важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.
     Предупреждению  конфликтов между учителями и  учениками способствует снижение у  педагогов проявления тенденции  доминирования и подавления в  межличностных отношениях с подростками, что формирует у последних  деструктивный стиль поведения  в конфликтах.
     Кроме того, часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подросткам, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым.
     Благополучное разрешение конфликта невозможно без  психологической готовности учителя  перейти к новому типу взаимоотношений  с взрослеющими детьми. Инициатором таких отношений должен быть взрослый.
     Основные  рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:
    контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
    не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «Я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
    не оскорблять ученика (есть слова, которые прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие»  действия не могут их исправить);
    стараться не выгонять ученика из класса;
    по возможности не обращаться к администрации;
    не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;
    дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
    независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с ребенком (высказать сожаления по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
    не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;
    ценя в детях способность понимать вас, во всем соглашаться с вами, помнить слова высказанные Ф.Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется».
 
     2.4.Особенности конфликтов между учителями
     Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в наименьшей степени  по сравнению с другими видами конфликтов в школьном коллективе. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.
     В данном параграфе рассмотрены не только конфликты с участием рядовых  учителей, но и столкновения учителей с директором или завучем общеобразовательной  школы, т.е. конфликты «по вертикали». Это два разных вида конфликтов. Однако они происходят в одном и том же педагогическом коллективе, часто взаимосвязаны и поэтому могут подвергаться сравнительному анализу.
     Во-первых, особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей определяются самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга, конечно гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимосвязь, гораздо больше, чем у учеников. Если учитель математики работает плохо, то это заметно отражается на качестве уроков у учителя физики. Если классный руководитель не занимается проблемой дисциплины у учеников, то это затрагивает интересы всех учителей, работающих в данном классе.
     Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «выманивания» мужчин из этого важнейшего государственного вида деятельности. По сравнению с мужчинами женщины более эмоциональны в оценках и поступках. Они гораздо более чувствительны к отношению со стороны коллег, более остро реагируют на просчеты и ошибки окружающих.
     Экспериментально  доказано, что конфликты между  женщинами чаще связаны с причинами  личностного характера. В то время  как мужчины чаще конфликтуют  из-за противоречий, возникающих в  процессе совместной деятельности.
     Третьим фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, выступает современный уклад жизни на селе и в городе, та социально-экономическая ситуация, которая сложилась в стране. Этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако учителя в гораздо большей степени, чем ученики подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений современной жизни опекой со стороны родителей. Кроме того, в силу особенности детской психики они в розовом свете видят будущее, быстро забывают обиды прошлого, легче переносят трудности настоящего. У педагогов же стабильно нестабильная обстановка в стране, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы, вал трудно разрешимых проблем вызывает заметный и устойчивый стресс. Его еще называют стрессом жизни.
     Оценка  устойчивой тревожности 586 педагогов, проведенная с помощью специального теста, показала, что ни один из них  не обладает низкой тревожностью. Нормальная тревожность обнаружена у 13% педагогов, высокая – у 87% [1, стр. 343].
     Очевидно, что имея такой высокий уровень  личной тревожности, педагоги чаще конфликтно реагируют на ущемление их интересов  коллегами и руководителями.
     Анализ  реальных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учителей показывает, что существует очень широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликта. Приведем некоторые из них.
    Всем старшеклассникам было стыдно, когда завуч школы в их присутствии отругал учительницу. Она не знала, как себя вести засмущалась и покраснела.
    Учительница демонстративно обожествляла себя. Она на самом деле была очень сильным предметником и методистом. Часто позволяла себе при учениках пренебрежительно высказываться о коллегах.
    Классная руководительница очень откровенно рассказывала старшеклассникам о конфликтах ссорах и других событиях в жизни учителей школы.
    Взаимная неприязнь двух учительниц сказывалась на дочери одной из них, которая регулярно получала заниженные оценки от той учительницы, с которой конфликтовала ее мама.
    Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в учебном кабинете. Повышают голос, жестикулируют.
    Любимые слова учителя – «хамье», «идиотка в носочках»  вызывают возмущение не только у учеников, но и у других учителей. Учитель физики говорил об этом учителе при учениках, что у этого преподавателя и учащиеся будут «дубами». В коридоре эти два учителя крупно ссорились при школьниках.
    Директор школы при старшеклассниках грубо разговаривал с учительницей, которая была старше его по возрасту.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.