На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление инновационной деятельностью предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный экономический  университет» 
 
 

Кафедра маркетинга 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

      по  дисциплине: Управление товаром
          на  тему: Управление инновационной деятельностью предприятия 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Студент
ФМк, 4 курс, РММ2                       ______________                        О.Л.Радько
 
Руководитель
                                                        _______________                        
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011
 

 
РЕФЕРАТ 

      Курсовая работа: 60с., рис.1, табл.4, источник 25, прил. 5
    ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕТНОСТЬ, ИННОВАЦИИ, ЖИЗНЕННЫЙ  ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ, ТЕХНИЧЕСКИЙ УСПЕХ, ТРАНСФЕР РИСКА, ДОГОВОР ФАКТОРИНГА, СТРАХОВАНИЕ
     Объект исследования:  ОАО « Гомельстройматериалы»
      Предмет изучения – Управление инновационной деятельностью напредприятия
      Цель работы: исследовать деятельность  предприятия, проанализировать деятельность предприятия в области внедрения инноваций и разработать пути оптимизации деятельности конкретного предприятия в области внедрения инноваций.
      Методы  исследования: анализ текущей деятельности предприятия в области внедрения инноваций.
      Исследования  и разработки: изучена существующая система внедрения инноваций на предприятии, выявлены недостатки, разработаны конкретные предложения по укреплению позиций лидера в данной области.
        Область возможного практического  применения: применение разработанных мероприятий по улучшению производства на практике, способствование на основе приведенных данных увеличению инновационных проектов на производстве.
      Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание:
     Введение                                                                                               4
     1. Понятие инновационной деятельности предприятия                     5
     1.1 Общее положение                                                                           5
     1.2. Жизненный цикл инноваций                                                        8
     1.3. Управление инновационной деятельностью  предприятия       10
     1.4. Характеристика и виды риска в инновационной деятельности   17
     2. Анализ инновационной деятельности  предприятия                      22
     2.1. Нормативно - правовая база инновационной  деятельности в Республике Беларусь                                                                                     22
     2.2. Характеристика ОАО « Гомельстройматериалы»                     28
     2.3.Анализ  состояния инновационной деятельности  ОАО «Гомельстройматериалы»                                                                           31
     3. Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятии                                                                     34
     3.1. Рекомендации по внедрению инноваций  на ОАО «Гомельстройматериалы»                                                                           34
     Заключение                                                                                        36
     Список  используемой литературы                                                    38
     Приложения                                                                                       40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
           Развитие рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
           Как ни парадоксально, но именно в настоящее время Беларусь переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
     Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.
     Инновационная деятельность предприятия есть система  мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
     Целесообразность  выбора способа и варианта технико - технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
     Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.
     Принципиальные  отличия инновационной деятельности предприятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и технологии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций. 

     1.ПОНЯТИЕ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     1.1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
     Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации инноваций включает:
     • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
     • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
     • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
     • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
     • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
     • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
     • подготовку обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИИОКР;
     • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
     • организацию и проведение маркетинговых  исследований н продвижению инноваций и т.д.
     Совокупность  управленческих, технологических и  экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Ее цель - предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итого увеличить рентабельность производства и сбыта.
     Мотивами  инновационной деятельности выступают  как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат:
     • необходимость приспособлении предприятия к новым условиям хозяйствования;
     • изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
     • совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;
     • активизация конкурентов;
     • конъюнктурные колебания;
     • структурные отраслевые изменения;
     • появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д.
     Внутренними мотивами инновационной деятельности предприятия являются:
     • стремление увеличить объем продаж;
     • расширение доли рынка, переход на новые рынки;
     • улучшение конкурентоспособности фирмы;
     • экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;
     • максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
     Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют  количественные и качественные показатели:
     • материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;
     • кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
     • научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;
     •  информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной пёриодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно - конструкторской документации;
     • организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
     • инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т. д.;
     • рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;
     • экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;
     • финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность.
     В процессе инновационной деятельности предприятие может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействий факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования. Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются по сути воплощением показателей технико - организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом.
     По  степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, не имеющие аналогов в прошлом в отечественной и в зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Для принципиально новых видов продукции, технологии и услуг особенно важен показатель их патентной и лицензионной чистоты и защиты, ибо они являются не только интеллектуальными продуктами первого рода, т.е. обладают приоритетностью, абсолютной новизной, но и являются оригинальным образцом, на основании которого тиражированием получают новшества-имитации, копии или интеллектуальный продукт второго рода. Интеллектуальный продукт защищается правом собственности, вот почему предприятию для развития инновационной деятельности необходимо наличие патентов, лицензий, изобретений и ноу-хау
     Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения – усовершенствования. В свою очередь, нововведения-усовершенствования по предметно - содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ
     Жизненный цикл инновации представляет собой  совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
     Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
     • зарождение, сопровождающееся выполнением  необходимого объема научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
     • рост (промышленное освоение с одновременным  выходом продукта на рынок);
     • зрелость (стадия серийного или массового  производства и увеличение объема продаж);
     • насыщение рынка (максимальный объем  производства и максимальный объем продаж);
     • упадок (свертывание производства и  уход продукта с рынка). С.позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.
     Первая  стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.
     Вторая  стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.
     Третья  стадия - стадия подъема - отличается быстрым  наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.
     Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
     Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.
     Состав  и структура циклов жизни новой  техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую техник и освоения новых технологических процессов снижаются показатели, эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны, сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.
     Анализ  продолжительности циклов жизни  новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей;
     1) определение общей продолжительности циклов жизни изделие; данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;
     2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;
     3) выработку базы стратегии и  тактики роста производства соответственно  продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;
     4) распределение вероятностей продолжительности  циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;
     5) тщательный анализ "факторов, влияющих  на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;
     6) формализацию методов сбора исходных  данных и применение эконометрических моделей расчета.
     Методика  анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о  динамике технико-экономических показателей производства и прогнозировать тенденции развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
     Каждое  предприятие вне зависимости  от формы собственности и размерных  характеристик разрабатывает инновационную стратегию. К основным элементам инновационной стратегии предприятия относятся:
     - совершенствование уже производимых  изделий и применяемых технологий;
     - создание и освоение новых  продуктов и процессов;
     - повышение качественного уровня  технико - технологической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;
     - повышение эффективности использования  кадрового и информационного потенциала предприятия;
     - совершенствование организации  и управления инновационной деятельностью;
     - рационализация ресурсной базы;
     - обеспечение экологической и  технологической безопасности;
     - достижение на внутреннем и  внешнем рынках конкурентных       преимуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.
     При разработке инновационной стратегии необходимо решить следующие основные проблемы:
     - определение типа инновационной  стратегии, наиболее соответствующего целям и рыночным позициям предприятия;
     - обеспечение соответствия инновационной  стратегии организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией на предприятии;
     - определение критериев успеха  на возможно более ранних стадиях разработки инновационного проекта;
     - выбор оптимальной процедуры  мониторинга и контроля за  ходом реализации проекта.
      В основе инновационной стратегии лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей задачей при этом является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.
      Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг)
предприятию необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции: энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции. Необходимые материалы, сырье и комплектующие изделия (М) предприятие приобретает у собственников оборотных средств, оплатив их стоимость (Дм). Для производства научно-технической продукции (товаров, услуг) предприятию также необходимы основные средства (ОС) в виде сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки, инструментов и т. п. предприятие может прибрести их у собственников ОС или арендовать.
      За  требуемые для инновационной  деятельности ОС необходимо уплатить денежную сумму (Де), размер которой зависит от вида и количества необходимых для деятельности ОС и их стоимости. Для осуществления инновационной деятельности предприятию также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т. е. рабочую силу (РС), затрачивая на это определенные денежные ресурсы (Д ). Результатом инновационной деятельности выступает готовый товар (продукция, услуга) (Т), который предприятие реализует потребителю инновационной продукции по цене (Д-), включающей и себя затраты на производство и прибыль. [9]
      Основные  стадии разработки товара - новинки представляют собой следующую цепь:  формирование инновационных идей, отбор наиболее перспективных идей,  детальная разработка замысла и его экспертная оценка, разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей       
экспертная оценка бизнес-плана, экспериментальное производство товара и испытание в условиях рынка.   
      Таким образом, инновационную идею можно  определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок. Для предприятия важно выделить для себя те же информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. Такими источниками могут быть конкретные знания: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким- то определенным товаром.
      Конкретными источниками инновационных идей могут выступать: потребители, т. е. изучение потребительского спроса; ученые, в том
случае, если они занимаются изобретением или  поиском новых материалов,
товарных  свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или
усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг; конкуренты, в некоторых случаях их деятельность, направленная на изучение потребительского спроса, может подтолкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи: торговые агенты, дилеры и прочие посредники; консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности; непосредственно
работники предприятия. Наиболее активно на некоторых предприятиях как источник инновационных идей используется именно его персонал, для чего
применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по
разработке  новых товаров; при этом в процесс  зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники.
      После формирования инновационных идей перед  фирмой стоит задачи отбора наиболее перспективных идей. Выбирая инновационную идею, руководитель предприятия должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку, если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой. Прежде чем предприятию принять решение о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты.
        Во-первых, нужно выяснить, имеет  ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации).
        Во-вторых, при принятии окончательного  решения в связи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему: прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию; связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.[7]
      Кроме этого, даже очень перспективная  идея сама по себе не гарантирует предприятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от инновационной деятельности, предприятию необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям.
1. Необходимо  четко представлять объем спроса  потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т. г. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества.
2. Для  успешного развития инновационного  предприятия обязательным условием является соответствие персонала предприятия определенным требованиям. Значительную роль для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30—35 лет) и их личностные качества: высокая работоспособность, коммуникабельность, целеустремленность, компетентность.
3. При  ограниченности материально-финансовых  ресурсов и рыночной
неопределенности  значительную роль в успехе инновационных  предприятий играет качество организации и управления.
      Для снижения риска инновационной деятельности предприятию необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количествен но очень трудно, а п некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку ни каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы опенки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя[8]: цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство. Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.                                                                         
     1. Цели, стратегия, политика предприятия.  Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
     2. Маркетинг для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование атакой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.
           Технологические инновации, ориентированные на повышение производительности продукта (в перспективе обеспечивающие резкое увеличение объема прежнего по качеству продукта при прежних или незначительно больших затратах на его производство) или ориентированные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нуждаются в проведении сложных маркетинговых исследований в оценке резервов емкости рынка предлагаемого инновационным проектом продукта или услуги.
           Однако целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги, причем эта оценка имеет очень важное значение, так как объем продаж — это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха. При оценке инновационного проекта следует выявить действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов.
           3. Стадия НИОКР  является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия.
           Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей
     привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.
           При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права, на интеллектуальную собственность какого- либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно.
     4. Финансы. При выборе инновационного  проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. Чаще всего, предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован 100%-ный технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направляют ресурсы па разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации.
           Кроме этого следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт пли технологический процесс начнет читать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, это правильное планирование денежной наличности.
           Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки.
     5. Производство. Стадия производства  является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ.
           К моменту, когда  завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг.
           На данной стадии реализации проекта следует оценить  окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологии, уровня оплаты труда работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.
           Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех
вышеперечисленных основных элементов реализации проекта. Для того чтобы свести полученные результаты в единое целое для получения общей оценки, можно использовать критерии, перечисленные в   таблице 1. (Приложение А) Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
      1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
           Риск является элементом  результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования.
           Инновационная деятельность в большинстве случаев сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует.
           В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности. Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти предприятий успеха добиваются лишь одно-два.
           В общем виде риска  инновационной деятельности предприятия можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении
     средств в производство новых товаров и /услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.
           В целом риск, включает в себя следующие основные виды рисков:
риски ошибочного выбора инновационного проекта; риски не обеспечения
инновационного  проекта достаточным уровнем финансирования; маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами.
           Одной из причин возникновения  риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предприятия, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников предприятия.
           Специалисты также  могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение предприятия может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Поэтому целью реализации инновационного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий.  
           Следующей причиной возникновения риска неправильного  выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых “авторских” инновационных проектов, разрабатываемых учеными.
           Риски не обеспечения  инновационного проекта достаточным  уровнем
финансирования включают в себя нижеследующие.
     1. Риск неполучения средств, необходимых  дли разработки инновационного проекта.
     2. При выборе источника финансирования  инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования): самофинансирование проекта; опора делается на внешние источники финансирования; представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.
           На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятии (фирм), научно-исследовательских организации.
           Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие: утечка конфиденциальной информации либо но вине сотрудников предприятия, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами; несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах; замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за
     отсутствия  необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров; недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недобросовестной конкуренции; появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей; выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма; появление местных новых фирм-конкурентов; экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
           Риски, связанные  с обеспечением прав собственности  на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск не обеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно “плотнели” патентной защиты изобретения, технологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести па нет все рыночные преимущество нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления
патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием. 
     Следующая группа рисков, возникающих в процессе инновационной деятельности -  это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом.
           Маркетинговые риски  сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие:
     • риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий;
     • риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий в следующих ситуациях:
     а) когда спрос на новшество на выбранном  сегменте рынка оказывается
нестабильным;
     б) когда на данном сегменте рынка потребность  в новшестве недостаточно сформировалась;
     в) если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена неверно;
     г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т. п.;
     • риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю. Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, кредитные, инвестиционные и др.
           Избежать полностью  риска в инновационном предпринимательстве не возможно, поскольку инновации и риск — дне взаимосвязанные категории. Нововведенческая деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям в первую очередь следует тщательно анализировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии — стадии отбора проектов.
           Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной предпринимательской деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом.
           Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов — следующий метод минимизации риска инновационной деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационного предприятия, оно может передать эти риски другой организации. Выделяют три причины, в результате действия которых передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери):
     — потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть
     незначительны для стороны, риск на себя принимающей;
     — трансфери может находиться в  лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.
           Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования) также относят к способу минимизации рисков снабжения. Осуществляется он за счет передачи риска путем: приобретения опционов на закупку товаров и услуг, необходимых для осуществления инновационного проекта, цена на которые в будущем увеличится: заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.
           Заключая фьючерсный контракт на покупку товара или услуг, инновационная предприятие, с одной стороны, приобретает определенную
гарантию  получения товара или услуги в  нужный срок по оговоренной цене,
снижая  тем самым риск снабжения и  инфляционный риск. С другой стороны,
инновационная фирма не лишается возможности отказаться от контракта в том случае, если найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгодный контракт. Фьючерсный контракт на покупку товара или услуги может быть заключен в качестве резервного как дополнение к основному контракту, в надежности которого у фирмы есть сомнения.
           Важнейшим методом  снижения рисков инновационной деятельности является их страхование.
           Страхование — система  экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределения и перераспределения) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. В страховании обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей созданием и использованием соответствующего фонда, — страховщика и юридических и физических лиц, вносящих в фонд установленные платежи, — страхователей, взаимные обязательства которых регламентируются договором страхования в соответствии с условиями страхования.
           В некоторых случаях  наиболее эффективной возможностью избежать негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как: анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту; планирование и прогнозирование инновационной деятельности и др.
           Большое значение для  снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, Кроме этого, при заключении контракта между руководителем и сотрудником необходимо вносить обязательства последнего по неразглашению коммерческой тайны. В противном случаи должны быть предусмотрены штрафные санкции. Важнейшим направлением защиты коммерческой тайны предприятия является стабильность кадрового состава. Если состав квалифицированных специалистов меняется из-за высокой текучести, бесценные разработки фирмы могут становиться бесплатным достоянием конкурентов.
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ
     2.1. НОРМАТИВНО-ПРОВАВАЯ БАЗА ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
     Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику.
     Государственная инновационная политика является составной  частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника - производство» [3, с. 10].
     Научно-техническая  политика Республики Беларусь является частью социально-экономической политики государства, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
     Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются [3, с. 15]:
    обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
    совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;
    достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.
     На  современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов.
     Государственная инновационная политика республики касается широкого круга проблем:
    стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;
    технологической перестройки производства;
    формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;
    создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;
    обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;
    совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;
    привлечения иностранных инвестиций;
    содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;
    научно-технического прогнозирования и программирования и другого.
     Одним из основных элементов национальной инновационной политики (наряду с  государственными приоритетами, институциональной  инфраструктурой, системами финансирования и подготовки и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Более того, законотворческая деятельность является безусловной прерогативой государства, важнейшим инструментом регулирования научно-технической и инновационной деятельности в стране, главным фактором формирования «правил игры» на рынках научно-технической и инновационной продукции.
     Согласно  ст. 51 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует свободу научного творчества и содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов. Нормативные основы собственно научно-инновационной деятельности в Беларуси начали закладываться в первые годы ее суверенитета в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2I05-XII. В преамбуле этого нормативного правового акта (в редакции 1997 г) прямо указывается, что наука находится под опекой государства и пользуется поддержкой как исключительно важная сфера для экономического развития, культуры, общественных отношений, а государство обеспечивает экономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационной деятельности.
     Дальнейшее  развитие правовая база получила в  рамках Программы развития научно-инновационной деятельности, одобренной Правительством в феврале 1996г. и разработанной по инициативе Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) для активизации процесса продвижения научно-технических разработок в производство, создания новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса и его государственной поддержки. Результатом реализации этой программы в законодательном плане явилась разработка целого ряда нормативных правовых актов, в числе которых законы Республики Беларусь «О научной деятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «О научно-технической информации», а также принятие нескольких документов методического плана, касающихся оценки научно-технического уровня инновационных проектов, методических указаний по работе с нематериальными активами, а также выпуск официального стандартизированного терминологического сборника «Инновационная деятельность. Термины и определения».
     В последующие годы принимается комплекс нормативных правовых актов, связанных  с решением теоретико-методологических проблем определения новых и высоких технологий, формированием и функционированием базовых элементов инновационной инфраструктуры, порядка их финансирования и т. д., в том числе:
    Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1996 г. № 143 «О программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
    Указ Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развитияновых и высоких технологий и критериях их оценки»;
     - Положение Министерства экономики  Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г., Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. «О порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизы разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997 г. № 998 «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке»;
    Приказ Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 27 октября 1997 г. №95 «Об утверждении Порядка отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 105 «О механизме реализации мер государственной поддержки создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 1998 г. № 712 «О некоторых вопросах регулирования научно-технической деятельности»;
     -  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1084 «Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета»;
     -  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. № 1301 «Об утверждении порядка софинансирования программ и проектов международного технического сотрудничества в Республике Беларусь»;
     - Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1652 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения государственных научно-технических программ»;
     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда»;
     - Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 31 мая  1999г. «Об утверждении Положения  о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета»;
     - Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. № 16 «Об утверждении Правил оказания финансовой помощи Центрам поддержки предпринимательства и Инкубаторам малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета».
     Перечисленные нормативные правовые акты послужили  законодательной базой для формирования инновационной инфраструктуры, после чего страна вступила в период ее совершенствования. С целью создания условий для перехода к инновационной экономике, развития механизмов государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности, формирования правового поля для обеспечения инновационного процесса в стране принят ряд новых нормативных правовых актов, в том числе:
    Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25 июля 2002г. № 1002 «О Комитете по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 1346 «Об утверждении положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2003г. № 303 «О некоторых вопросах деятельности Белорусского инновационного фонда»;
     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2003г. № 1016 «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы»;
     - Указ Президента Республики Беларусь  от 26 марта 2007г. № 136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы»;
     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004г. № 282 «О государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь»
     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004г. № 677 «Об утверждении критериев оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых за рубежом, и их факторных показателей»;
     - Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 14 мая  2005г. №493 «Об утверждении Положения  о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов»;
     - Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006-2010 гг.»;
     -  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ»;
     - Декрет Президента Республики  Беларусь от 22 сентября 2005 г. «О Парке высоких технологий»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 348 «Об утверждении расходов за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных в 2006 году на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, по направлениям и государственным заказчикам»;
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 407 «Об утверждении нормативов направления средств инновационных средств на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции в 2006 году»;
    Постановление Национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 03.01.2008 N 1/1 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок" (Приложение Б).                   
    Однако специалисты в области юриспруденции отмечают, что, несмотря на многочисленность и разновекторность введенных в действие нормативных правовых актов, законодательство о научно-инновационной деятельности до сих «не стало полноценной отраслью (или подотраслью) в системе отраслей законодательства или права Республики Беларусь, хотя в Едином правовом классификаторе Республики Беларусь оно закреплено в качестве следующей комплексной отрасли «Законодательство в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта» и соответственно самостоятельной подотрасли под наименованием «законодательство о научной, научно-технической и инновационной деятельности»(индексы10.01-10.02.19.00)».                                                         В условиях, когда Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривают активное развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности (научно-внедренческих и научно-технических центров, технопарков и технополисов), национальной инновационной системы страны, увеличение финансирования научно-инновационной деятельности к концу пятилетки не менее чем в 2,5-3 раза важно срочно создавать правовое обеспечение инновационной деятельности и, в частности, ускорить принятие Инновационного кодекса.          Формирование такого важнейшего элемента инновационной системы страны как законодательная база, регулирующая научно-техническую и инновационную деятельность субъектов хозяйствования, продолжается. Приняты или находятся на рассмотрении в Правительстве и другие нормативные акты, направленные на дальнейшее совершенствование системы организации, проведения и финансирования исследований и разработок на основе программно-целевых подходов, повышение эффективности направления и использования средств инновационных фондов, на активизацию инновационной деятельности, развитие ее инфраструктуры, охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, стимулирование высокоэффективного труда ученых, повышение их ответственности за результаты внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских (технологических) работ (НИОК(Т)Р) в производство.
 

      2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОМЕЛЬСТРОЙМАТЕРИАЛЫ»
     Открытое  акционерное общество «Гомельстройматериалы» одно из крупных предприятий строительных материалов Республики Беларусь. Гомельский комбинат строительных материалов был основан в 1950 году. В 1971 году на его базе было основано объединение «Гомельстройматериалы».
     Открытое  акционерное общество «Гомельстройматериалы» (ОАО «Гомельстройматериалы») зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 27.04.2000 года №229 за №400051892. Учредительная конференция по созданию ОАО «Гомельстройматериалы» была проведена 12.12.96 года. Юридический адрес: 246010, г. Гомель, ул. Могилёвская, 14. УНН – 400051892, ОКПО – 00294616.
     Форма собственности – частная, доля государства  – 97,5%.
     Основной  целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и экономических нужд коллектива работников и акционеров общества.
     Основным  видом деятельности является производство строительных материалов. Лицензируемые  виды деятельности осуществляются только на основании специального разрешения (лицензии).
     В соответствии с Общегосударственным  классификатором Республики Беларусь Общество осуществляет следующие виды деятельности:
    производство строительных металлоконструкций (28111);
    производство строительных металлических изделий (28120);
    производство изделий из проволоки (28730);
    производство прочих, металлический изделий, не включенных в другие группировки (28759);
    переработка отходов и лома черных металлов (37101);
    переработка отходов и лома цветных металлов (37102);
    оптовая торговля автомобилями (50101);
    оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (50301);
    оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (51);
    оптовая торговля ломом и отходами черных и цветных металлов (51571);
    прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах (52120);
    розничная торговля строительными материалами (52460);
    розничная торговля по образцам (52610);
    деятельность автомобильного грузового транспорта (60240);
    транспортная обработка грузов (63110);
    хранение и складирование (63120);
    организация перевозок грузов (63400);
    сдача внаем собственного недвижимого имущества (70200);
    аренда прочих машин и оборудования (71340):
     К группе основного производства относятся
     – цех по производству теплоизоляционных  материалов;
     – цех по производству камней силикатных;
     – цех по производству блоков из ячеистого бетона;
     – карьер по обеспечению производства стеновых материалов песком.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.