Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Становление государственности на Руси

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Введение 
       До  настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становления государственности на Руси, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент подтверждений какой-либо из теории мало.
       Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и  перехода   к классовому обществу.
       Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части.  Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
       Зародышевую форму государственности представляли собой  восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы,  правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием.
       Есть  сведения о некоем русском князе  Бравлине, который воевал в  хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании   накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой или  Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании – третьего крупного объединения славян – точно не установлено.
           Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена,  платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре  после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы  прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей  как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
       Датой образования Древнерусского государства условно считается  882г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика),  предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. 

      Восточноевропейские этносы во времена  Великого переселения народов
      В III в. н. э. нарастают дезинтеграционные процессы в Римской империи, ее влияние в Причерноморском регионе уменьшается. Но на смену римскому господству приходит новый внешний фактор, ввергший в миграционные этнические перемещения всю Европу и значительную часть Азии, началось так называемое Великое переселение народов – эпоха, растянувшаяся на три столетия и охватившая период с IV по VII в. н. э.
      Начиная с III в. н. э. с побережья Балтийского моря в Северное Причерноморье устремляются потоки германоязычных племен готов. Однако эпоха готского владычества в Причерноморских степях оказалась недолгой: в 370 г. к берегам Дона подходят новые племена кочевников – гунны (хунну) – сложный по своему составу этнический конгломерат кочевых тюркоязычных племен, продвигавшихся из Центральной Азии (Северо-Восточного Китая) на запад; одна часть из них пришла в Среднюю Азию, а другая – в Причерноморье. Разбив сарматов, гуннские орды в 375 г. подвергли полному разгрому готов, их король Германарих покончил жизнь самоубийством. Спасаясь от гуннов, готы двинулись в Западную Европу, по пути опустошая Балканы, побережье Адриатики, а позднее – Италию и Германию. Гунны, преследуя готов, также устремились на Европейский континент, в пределы римских провинций, дошли до Аттики, южных предгорий Альп и, наконец, переправились через Рейн. Однако в 451 г. в одной из самых кровопролитных битв в истории античности – битве на Каталаунских полях в Галдии гунны и подвластные им готы и гепиды потерпели поражение от объединенной коалиции франков, аланов, бургундов, вестготов и саксов, временно сплотившихся вокруг Западной Римской империи под руководством римского полководца Аэция. Осев на Дунае, гунны в 453 г. начали новый поход, но их легендарный вождь Аттила, прозванный «Молотом Божьим», внезапно умер. Стремительно образовавшаяся Гуннская держава быстро распалась, теснимая новыми ордами тюркоязычных кочевников – болгар и авар, создавших в VI в. н. э. государственное объединение, известное как Тюркский каганат. Территория, контролируемая каганатом в период расцвета, распространялась от Северного Китая и Монголии до Поволжья. В 80-е гг. VI в. Тюркский каганат распался на две части, западная часть которого усилилась от Алтая до предгорий Кавказа.
      В 30-х гг. VII в. в приазовских степях и на Северном Кавказе господствующее положение заняла Великая Болгария тюрков, кочевников-болгар. В этот же период сформировался и Хазарский каганат. Под давлением хазар часть болгарской орды во главе с легендарным ханом протоболгар Аспарухом вторглась в пределы Византии на Балканы, где за Дунаем вместе с оседлым славянским населением в 681 г, основала первое Болгарское царство; другая же часть протоболгар из кубанских степей переместилась в Среднее Поволжье. Там сложилось государство Волжская Бул-гария, которое с VII в. и вплоть до его разгрома монгольскими завоевателями в 30-е гг. XIII в. было ближайшим соседом Руси на северо-восточных рубежах. В этот же период на территории современной Паннонии сформировался Аварский каганат.
      Крушение  прежних государственно-политических образований, от которых остались лишь обломки (как, например, Херсонес, Боспор и Ольвия, уцелевшие лишь потому, что располагались на самом юге Крыма), неустойчивость и недолговечность кочевых империй, интенсивное перемещение значительных масс людей на новые территории и столь же интенсивная их ассимиляция, «смешение» друг с другом зачастую разных и далеких по языку и культуре этносов – все это характерно для Восточной Европы и Северного Причерноморья в середине I тысячелетия н. э.
      Конкретный  социально-политический опыт ушедших эпох и угасших цивилизаций во многих сферах оказался либо полностью утраченным, либо измененным до неузнаваемости. И все же наследие тысячи с лишним лет, прошедших со времени возникновения греческих колоний до гуннского нашествия, оказалось весьма значительным: оно сформировало условия цивилизационного развития, характерные для последующих этапов отечественной истории. К их числу можно отнести: многовековое сосуществование очагов евроцентристской цивилизации и «варваров», интенсивный диалог культур; относительную устойчивость территориально-политических структур, связанных с оседлым населением, и динамичных объединений кочевых племен, многие из которых так и не достигли уровня развитой государственности; выделение на географически едином пространстве нескольких хозяйственно-культурных регионов, отличающихся уровнем, характером и направленностью развития (Северное Причерноморье; Великая степь – от устья Дуная до Алтая; лесная и болотистая зона Великой русской равнины).
      Во  второй половине VI — VIII вв. славяне широко расселились в Европе. На западе заняли земли восточной части современной Германии, на юге - Балканский полуостров, включая Пелопоннес, значительно потеснив территорию Византии.
      Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины было длительным и постепенным, что не исключало военных столкновений. В целом многолетнее сосуществование славян с балтами и финноуграми привело к ассимиляции, ославяниванию значительной их части.
      Широкое расселение славян по Европе в период Раннего Средневековья послужило  мощным импульсом их дифференциации. По лингвистическим данным, около VII-VIII вв. праславянская языковая общность распадается, формируются отдельные славянские языки. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.
      Накануне  образования Древнерусского государства, по имеющимся летописным и археологическим данным, восточные славяне образовывали несколько союзов племенных княжений (каждый из которых включал ряд племен): словёне, сохранившие свое имя (район озера Ильмень, рек Волхов и Мета); кривичи (вокруг южной части Чудского озера, верховья Западной Двины, Днепра, Волги); вятичи (бассейн Верхней и Средней Оки); радимичи (между Десной и Днепром); дреговичи (к северу от Припяти, между Днепром и верховьями Немана); древляне (южнее Припяти). К востоку от древлян в Среднем Поднепровье обитали поляне; южнее полян – уличи; на Днепровском Левобережье - северяне; западнее древлян, до Западного Буга - волыняне (бужане); на Верхнем Днестре – хорваты, южнее – тиверцы. Особая группа славян жила в бассейне верховьев Дона. 

      Общественный  строй древних  славян. Появление  государственных  институтов
     Сохранившиеся литературные памятники и археологические находки свидетельствуют о том, что славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь и др., занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.
     В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне – лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.
      Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в полe с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы (видимо, из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались.
      Производство  глиняной посуды в VIII-IX вв. сделало большой шаг вперед. На смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гончарного круга.
      Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже – появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам.
      Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям.
      Активную  торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, конечно, греками (византийцами). В. О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину – десятину.
      Главными  предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока  и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.
      С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страной     городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.
      Появились первые княжества: Куябия (Куяба – вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.
  В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род – группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.
      В VII—IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.
      Постепенно  происходит замена родовой общины на соседскую, территориальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а являлись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севере — «вервь» (в Западной Европе — «марка»). В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли — «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.
      В племенной среде VII – начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» - вожди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укрепленными усадьбами. Зарождалась частная собственность.
      Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитиие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.
      Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.
      Восточные славяне вели многочисленные войны  со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовал и все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Военно-дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр – вотчинников и подчинение им общинников.
      К VIII-IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужья».
      Князья  и дружинники богатели за счет военной  добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.
      В VI-IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например за долги и т. п.
      Рабы  использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.
      Предпосылки образования Древнерусского государства. Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. При всей дискуссионности вопроса об определении государства нам представляется, что под государством следует понимать механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина – функции: внешняя – защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) – подавление сопротивления внутри государства).
      Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не о единичных, а о группе факторов, воздействующих на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества: социальную, экономическую, политическую, духовную.
      В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.
      1. Пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.
      2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.
      3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.
      В VII-X вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы). По мнению Б. А. Рыбакова, возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. И. А. Фроянов также видел в политической организации сверхсоюзов сосредоточение ростков государственности.
      Вопрос  о происхождении государственности на Руси освещался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов.
      Формирование  основ государственности восточных славян. Становление государства у восточных славян проходило в сложных геополитических условиях, обусловленных привлекательностью открытых, не имеющих естественных географических границ просторов Великой Русской равнины, через речные бассейны которой проходили важнейшие торговые пути, соединявшие Северную Европу с Византией и арабским миром.
      Сложившееся на севере Восточной Европы в середине IX в. протогосударственное политическое объединение – своего рода федерация союзов племенных княжений, в которую наряду со славянами (ильменскими словенами и кривичами) входили неславянские этносы (финноугорские племена – чудь и меря), - платило дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами, «северными людьми»).
      В эту же эпоху населявшие более  южные и восточные районы Восточно-Европейской равнины поляне, северяне, радимичи и вятичи были данниками хазар. Хазары – тюркоязычное племя, в середине VII в. создавшее собственное полиэтничное государство, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном, — каганат. Центр Хазарского каганата первоначально находился на территории современного Дагестана, затем, вследствие арабских завоеваний, переместился в низовья Волги, где была построена столица – Итиль. Правящая верхушка Хазарии в начале IX в. приняла иудаизм. Хазарская держава была не простым объединением кочевых и оседлых народов (хазар, волжских булгар, мордвы, алан, славян). На местах существовала администрация - «тудуны» и «малики»; а в больших городах (Фа-нагории, Беленджере, Самандаре, Атиле) находились кварталы ремесленников и купцов - «русов», мусульман и евреев; там же селилась и хазарская знать, на лето откочевывавшая в степи. Хазарские правители прочно контролировали торговые коммуникации по Волге и Дону; при дворе верховного хазарского владыки - «хакана», или кагана (хана ханов), состояли мусульманская гвардия и особая коллегия из 7 судей для решения дел подданных согласно их вере и закону. В союзе с Византией Хазария воевала с Арабским халифатом. Однако хазарам так и не удалось создать прочной государственно-политической структуры: у каганата не сформировалось единого законодательства, культуры и письменности, что предопределило скорый распад Хазарии.
      Стремление  варягов на севере и хазар на юге подчинить восточнославянские союзы племенных княжений во многом объяснялось желанием контролировать важнейшие международные торговые пути, прежде всего сложившийся в IX в. путь «из варяг в греки».
      Согласно  летописной версии, дошедшей до нас в изложении «Повести временных лет» в 862 г., члены северной федерации союзов племенных княжений изгнали варягов в прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из местных правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение, в соответствии с летописной традицией, будто бы согласились три брата из среды варяжских конунгов (князей) – Рюрик (862-879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде, второй – на Белоозере, третий – в Изборске. После смерти Рюрика новгородским князем стал его родственник Олег (879-912). В 882 г.. преодолев путь «из варяг в греки», Олег хитростью захватил племенной центр полян Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи - «мужей» Рюрика), и стал правителем объединенных под его властью северных и южных восточнославянских протогосударственных образований. Хотя точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать датой создания Древнерусского государства со столицей в Киеве. Летописная версия событий явно пытается обосновать законность власти на Руси лишь одного князя, хотя на правление в земли северной федерации словен был призван целый княжеский род. Данное противоречие между стремлением русских князей к единодержавию и правом всех представителей княжеского рода Рюриковичей на легитимность власти в дальнейшем станет причиной бесконечных княжеских усобиц на протяжении всего раннесредневекового периода. 

      Теории о возникновении Древнерусского государства. Споры о понятии «Русь»
      «Норманнская теория» происхождения Руси. Летописные свидетельства, дошедшие до нас в изложении, о начале древнерусской государственности послужили основой появления так называемой «норманнской теории». Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в петербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и их младший коллега А. Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне были неспособны к самостоятельному созданию государства и оно привнесено извне варягами, «русью». Последовательный противник данной теории М. В. Ломоносов указывал на южные корни формирования древнерусской государственности и отрицал роль скандинавов в создании государства Русь. Полемика между «норманнистами» и «антинорманнистами» в мировой исторической науке велась долгие десятилетия и обострилась в середине XX столетия в СССР.
      Сегодня вполне очевидна научная недостаточность «норманнской теории», основанной на тезисе возможности «научить государству», между тем как любое государственное образование (в том числе и древнерусское) формируется на основе длительного внутреннего развития и усложнения структуры данного конкретно-исторического общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реальные события. Призвание варяжского князя Рюрика на княжение (правление) по договору («ряду») для раннего средневековья было общепринятым в Европе явлением. Не вызывает сомнений варяжское происхождение и первых русских князей: имена Аскольд, Олег, Игорь, Ольга - скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки скандинавских захоронений. Следует констатировать, что варяги приняли деятельное участие в создании Древнерусского государства и его правящей династии. Но сами сравнительно быстро «растворились» в среде местного славянского населения, например, сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав.
      Вопрос  о происхождении понятия «Русь» в настоящее время является дискуссионным. Историки-норманисты придерживаются мнения о варяжском его происхождении...
      Историки-антинорманисты подчеркивают южное происхождение термина «Русь», обращая внимание на то, что задолго до появления варягов на Руси в византийских и арабо-персидских источниках для названия славян наряду с «антами», «венедами» и «склавенами» использовалось и понятие «росы»... В отечественной историографии долгое время существовала гипотеза, выдвинутая еще М. Ломоносовым, которая происхождение термина «Русь» связывала с названием реки Рось, притоком Днепра, в бассейне которой жили поляне, ставшие затем центром формирования русского этноса. Однако многие лингвисты отвергают эту гипотезу на том основании, что в историческом развитии русского языка, по их мнению, не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Поэтому название реки Рось, по их мнению, не имеет никакого отношения к имени «Русь».
      Однако  некоторые исследователи (О. Трубачев) полагают, что такое чередование  гласных «о» и «у» было вполне возможным в индоевропейском  варианте, прежде всего на юге, в Северном Причерноморье, где местное индоарийское слово «русса» означало «светлый, белый». Поэтому он считает, что «Русь» происходит из пережиточных следов древнего значения южных индоарийских форм...
      С. Лесной-Парамонов, основываясь на так называемой «Влесовой книге», подлинность которой вызывает большие сомнения у историков-источниковедов, пришел к выводу, что славянское племя русь находилось в Средней и Восточной Европе и просуществовало до конца XII в. Поэтому новгородцы («словены») «идоша к варягам, к Руси», посылали послов не на север, а на запад, и Рюрик с братьями, имевшие славянские имена, были западными русинами.
      Интересную  гипотезу о происхождении слова  «Русь» выдвинула С. Жарникова, которая пришла к выводу о том, что у нынешних индийцев и славян была одна прародина (от современной Вологды до побережья Ледовитого океана) и один праязык (санскрит). Похолодание климата на Севере сопровождалось переселением индоевропейских племен на запад, юг и восток. В результате индоевропейская общность на рубеже IV-III тыс. до н. э. распалась на десять этноязыковых групп, которые стали предками славян, романских и германских народов Европы. Само слово «Русь», по мнению ученого, происходит от санскритского «русья», что означает «святая, светлая».
      Наконец, некоторые отечественные и зарубежные языковеды считают, что термин «Русь» северного, предположительно финского или шведского происхождения, хотя разыскания в этом направлении не дали еще сколько-нибудь убедительных данных. Черты внешнего правдоподобия носит гипотеза, связывающая термин «Русь» с финским словом Ruotsi, возникшего, в свою очередь от шведского – Roods («гребцы»). Это косвенно подтверждается тем фактом, что византийцы часто называли «Русь» дромитами, потому что они пользовались легкими и быстрыми судами-дромонами.
      Современные научные исследования свидетельствуют  о том, что в докиевский период термин «Русь» топонимически был  связан с северными землями, откуда он пришел затем на юг. В киевский период «Русь» была первоначально династическим именем. Затем значение этого термина распространилось на весь социально-верхушечный слой, состоявший из славянских, чудских и варяжских элементов. К XII в. варяжская династия Рюриковичей в течение нескольких поколений совершенно «ославянилась», а «Русь» превратилась в этническое имя. Параллельно термин «Русь» употреблялся ив качестве территориальной единицы. В IX в. «Русь» представляла собой небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. В XII в. понятие «Русь» в территориальном смысле уже употреблялось в более широком, объединяющем значение как название всех южнорусских земель. В это же время стало складываться представление о «Руси» как стране-государстве. 

      Заключение
      Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
      Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
      В рамках древнерусского государства  происходит складывание единой древнерусской  народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского  и белорусского.
      Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало “волны” кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социально-культурный раскол.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.