На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические аспекты и экономическая сущность налога на добавленную стоимость

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Теоретические аспекты и экономическая сущность налога на добавленную стоимость 
 

     1 Теоретические основы налога  на добавленную стоимость 
 

     Налог на добавленную стоимость (НДС) —  один из федеральных налогов, играющих значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства.
     Будучи  одним из самых важных, налог на добавленную стоимость, вместе с тем, и один из самых сложных для исчисления. Следуя классификации, его нельзя отнести к какой-либо одной категории налогов. Исходя из существующих условий взимания, НДС — смешанный, многообъектный.
     В связи с тем, что бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей, он относится к разряду косвенных. Однако при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, налогообложении строительства, выполненного хозяйственным способом, и в некоторых иных случаях НДС приобретает признаки прямого налога.
     Налог на добавленную стоимость, пожалуй, самый сложный налог в смысле понимания его сущности, порядка исчисления и уплаты в бюджет[11].
     Предшественник  НДС, наиболее близкий по смыслу к  действующему сегодня налогу на добавленную  стоимость, появился в 20-х годах XX века в Германии. Тогда в рамках налоговой реформы было предложено ввести «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС.
     В современном виде НДС был разработан в 1954 году французским экономистом  Морисом Лоре. Данный налог был  введен в налоговую систему Франции в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик[15].
     В 90-х годах XX века НДС входил в налоговые  системы более чем 80 стран. Среди  экономически развитых государств его  не применяют только США и Япония. При этом следует отметить, что  на уровне штатов в США действует налог с продаж – косвенный налог на потребление, сходный с НДС. Налог с продаж включен и в налоговую систему Японии.
     В России НДС был введен с 1 января 1992 года и фактически заменил действовавшие  ранее налог с оборота и  налог с продаж. НДС является косвенным налогом - он включается в цену товара и оплачивается конечным потребителем. По существу это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в роли сборщика налога[10].
     Говоря  о налоге на добавленную стоимость  необходимо сказать в первую очередь о субъектах налога (плательщиках). Плательщиками НДС на основании статьи 2 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» [2] являются:
     1) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
     2) полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;
     3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
     4) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);
     5) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации; 

     Объектами НДС являются:
    обороты по реализации на территории РФ товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне, выполненных работ и оказанных услуг
    обороты по реализации товаров внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;
    обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров другим предприятиям или физическим лицам;
    обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги;
    обороты по реализации предметов залога;
    товары, ввозимые на территорию России в соответствии с таможенными режимами, установленными российским таможенным законодательством
     Следует также заострить внимание на товарах  и услугах, которые в силу ряда причин освобождаются от налога на добавленную стоимость:
    экспортируемые товары (за пределы стран-участниц СНГ) как собственного производства, так и приобретенные, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке экспортируемых товаров (и транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации);
    товары и услуги, предоставленные для пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств;
    услуги городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутных), а также услуги оказываемые пригородным транспортом (морским, речным, железнодорожным и автомобильным);
    квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях;
    стоимость выкупаемых в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий;
    операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, кроме операций по инкассации;
    операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющиеся законными средствами платежа, а также ценных бумаг, кроме брокерских и других посреднических операций (однако исключения составляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг, по которым налог взимается);
    лизинговые операции;
    оказание консультационных и информационных услуг;
    продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов;
    обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля и продуктов углеобогащения углесбытовым органам;
    научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета или целевых фондов; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;
    продукция собственного производства отдельных организаций общественного питания; услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей подростков в кружках, секциях, а также с использованием спортивных учреждений; услуги вневедомственной охраны МВД РФ по охране объектов; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуги выполняемые профессиональными аварийно-спасательными службами по договорам;
    обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;
    ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев;
    обороты по реализации конфискованных, бесхозных ценностей, кладов, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;
    услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительские, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ;
    обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов; оборотов по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ и другим специально уполномоченным коммерческим банкам; обороты по реализации драгоценных камней в сырье предприятиям для последующей продажи на экспорт; обороты по реализации драгоценных камней в сырье и ограненных внешнеэкономическим организациям, Центральному банку РФ и другим специально уполномоченным коммерческим банкам;
    стоимость жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и органам местного самоуправления ( а также передача безвозмездно предприятиям органами государственной власти или местного самоуправления стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов всех уровней, в случае если эти средства составляют не менее 40 процентов от стоимости работ; работы, производимые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства по строительству объектов жилищного, социально-культурного и бытового назначения, оказанию услуг иностранными и российскими консультационными фирмами и другими; стоимость объектов государственной и муниципальной собственности, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и управления (а также стоимость зданий, строений и сооружений, передаваемых безвозмездно одними профсоюзными организациями другим);
    платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки; технические средства, включая автомототранспорт, использующиеся для инвалидов;
    товары, услуги, работы (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников, однако данная льгота не распространяется на предприятия, осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность;
    товары собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме фермерских хозяйств), реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности, работающим на них и пенсионерам по старости и инвалидности из числа бывших работников этого предприятия; продукция в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;
    изделия народных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых приняты в установленном порядке;
    сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах;
    обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой; услуги по погрузке и транспортировке печатных изданий, связанных с образованием, наукой и культурой;
    пожарно-техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на основании договора;
    обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли, платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме;
    работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемым государством.
     Говоря  о товарах и услугах, освобождаемых  от НДС, следует среди них выделить такие, как экспортируемые товары, услуги городского транспорта, квартирная плата, банковские операции, операциями над ценными бумагами, платные медицинские услуги для населения – именно с приведенными видами товаров и услуг мы сталкиваемся наиболее часто в повседневной жизни. Так, освобождение от НДС товаров, идущих на экспорт, является довольно-таки большим подспорьем предприятиям, вывозящим свою продукцию за пределы СНГ, так как в связи с этим (освобождением от НДС) продукция российских производителей может конкурировать на мировых рынках. Анализируя перечень товаров и услуг, освобождаемых от НДС, можно с уверенностью сказать, что государство пытается укрепить сферу социальной защиты общества и поддержки тех, кто предоставляет данные виды удовлетворения потребностей, что немаловажно[5].
     Необходимо заострить внимание на том, что можно двумя легальными способами освободиться от налога на добавленную стоимость:
    при экспортировании товаров (работ и услуг) и оказании услуг пассажирского транспорта – в этом случае суммы налога, выплаченные предприятием в государственный бюджет, либо возмещается налоговыми инспекциями на основе представленных счетов, либо принимается в уменьшение сумм налога (зачет по будущим платежам) – данная льгота носит название налоговый кредит;
    при реализации товаров, числящихся в списке освобожденных от налога на добавленную стоимость – налоговая льгота «изъятие»[12].
     Данные  виды ухода от НДС, как уже отмечалось, являются полностью легальными и разрешенными государственными органами.
        Плательщиками НДС являются предприятия  и организации, имеющие в соответствии  с законодательством РФ статус  юридических лиц, полные товарищества, индивидуальные (семейные) частные предприятия и другие обособленные подразделения предприятий, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги)[1].
           В соответствии с законодательством  в качестве объектов обложения  этим налогом определены все  обороты по реализации товаров  (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретаемых на стороне.
       В облагаемый оборот включается  стоимость реализованной продукции       (выручка от реализации), исчисленная  без включения в нее налога  на добавленную стоимость, а также обороты: внутри предприятия для нужд собственного производства; по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги); по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам по реализации предметов залога[7].
         НДС определяется установленным  процентом от облагаемого оборота.    По товарам, с которых взимаются  акцизы, в облагаемый оборот включается  и сумма акцизов. При реализации  работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных работ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских и других работ.
         При реализации услуг объектом  налогообложения является выручка,  полученная от оказания: услуг пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;  услуг по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу; посреднических услуг; услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных услуг; услуг физической культуры и спорта; услуг по выполнению заказов предприятиями торговли; рекламных услуг; инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению; других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли[8].
     Льготы  по уплате НДС.
     В течение всего периода существования  налога на добавленную стоимость  перечень льгот, предоставляемых налогоплательщикам, постоянно видоизменялся. Общее число льгот достаточно велико, поэтому их можно сгруппировать, положив в основу тот или иной признак.
     Первая  группа. Льготы предоставляются в  отношении отдельных отраслей и видов производства: услуг городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении; услуг, выполняемых профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями; оборотов по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также оборотов редакционной, издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции; пожарно-технической продукции (работ, услуг); операций, связанных с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), за исключением брокерских и иных посреднических услуг.
     Вторая  группа. При осуществлении экспортно-импортных  операций не облагаются НДС: экспортируемые товары, как собственного производителя, так и приобретенные; экспортируемые работы и услуги; услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию РФ.
     Третья  группа. Не облагаются НДС товары, работы и услуги, имеющие социальную направленность (сфера жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранение и культура): квартирная плата; продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания (студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета); услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, развлекательные мероприятия; платные медицинские услуги для населения, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника; путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки;  работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством и др.
     Четвертая группа. От НДС освобождены товары и работы, предназначенные для ускорения научно-технического прогресса и развития производительных сил; патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также работы  выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
     Пятая группа. Прочие товары и услуги (обороты  казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах), обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли и другие также не облагаются НДС[6].
     Обязательным  условием для предоставления льгот  является ведение раздельного учета  затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых  от налога на добавленную стоимость и облагаемых указанным налогом.
     Перечень  товаров (работ, услуг), освобождаемых  от НДС, является единым на всей территории РФ. Это значит, что ни органы власти субъектов Федерации, ни органы местного самоуправления не в праве ни сокращать, ни расширять перечень льгот, предоставляемых плательщикам федеральным законодательством[13].
 

      2 Налоговые ставки и порядок  расчета налога на добавленную  стоимость 
 

     Налоговый период устанавливается как квартал.
     Налоговые ставки.
     Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
     Для некоторых продовольственных товаров  и товаров для детей в настоящее  время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога[9].
     1. Налогообложение производится по  налоговой ставке 0 процентов при  реализации:
    товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ;
    работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров;
    работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
    услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
    товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
    драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы,;
    товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
     2. Налогообложение производится по  налоговой ставке 10 процентов при  реализации:
    1) следующих  продовольственных товаров:
    скота и птицы в живом весе;
    мяса и мясопродуктов;
    молока и молокопродуктов;
    яйца и яйцепродуктов;
    масла растительного;
    маргарина;
    сахара, включая сахар-сырец;
    соли; 
    зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
    маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
    хлеба и хлебобулочных изделий;
    крупы;
    муки;
    и другие.
     2) следующих товаров для детей:
    трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
    швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика;
    обуви;
    кроватей детских;
    матрацев детских;
    колясок;
    тетрадей школьных;
    игрушек;
    пластилина;
    и другие.
     3) периодических печатных изданий;
     4) некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства[1].
     Ставка 15,25 процентов применяется:
    реализация автомобилей, приобретенных у физических лиц;
    реализация с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, по перечню, утверждаемому ПРФ.
     Во  всех остальных случаях налогообложения  производится по ставке 18 процентов.
     Порядок расчёта налога.
    Формула расчета НДС:
     НДС= S * ст.НДС / 100,
     где S – сумма, облагаемая налогом;
     ст.НДС  – процентная ставка НДС 
     2. Формула расчета суммы с НДС. 
     Пусть известна сумма S. Надо вычислить Sн  — сумму с НДС. Используя формулу  расчета процента от числа, получаем:
     Sн= S + S * ст.НДС / 100.
     или
     Sн= S * (1 + ст.НДС / 100) [14]
     Схема расчета налога представлена на рисунке  2.1
      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы
                  Вариант 1 
           
           
           
           
           
           
           

 
               Вариант 2 
             
             
             
             
             
             
             
             

 Рисунок 2.1 Схема расчета НДС
 налога  уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС)[17].
     Расчет  налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.
     Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов[16].
     НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего»  НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.
     Также налогом на добавленную стоимость  облагается:
    безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);
    передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
    ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт)[4].
     3 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость 
 

     Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налог называют самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ в. Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.
     Отцом налога считается французский финансист М. Лоре, который разработал его концепцию, принципиальную схему взимания и обосновал преимущества. Несколько лет НДС применялся в африканском государстве Кот-д’Ивуар, которое было опытным полигоном для апробирования налога, а во Франции налог был введен 1 января 1968 г.
     70е  гг. ХХ столетия – период распространения  НДС в ряде государств Западной  Европы. Этому в значительной  мере способствовало принятие ЕС Директивы об унификации правовых норм, которая определила необходимость введения НДС как основного косвенного налога, функционировавшего в странах Сообщества. Для стран, желающих вступить в ЕС, наличие действующей системы НДС стало необходимым условием.
     В 80х гг. страны Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вводят Н ДС в свои налоговые системы. 90е гг. – период его активного внедрения в налоговую практику стран Восточной Европы.
     В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 19921 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога.
     Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в  налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.
     Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических  условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).
     Еще одна особенность косвенных налогов  заключается в том, что применяется  дозированный порядок их уплаты для реального плательщика. Так, Л.В. Ходский писал: Перенесение всей тяжести бюджета на прямые налоги было бы слишком обременительным для населения: уплачивать налог незначительными долями, как при косвенных налогах, и вносить то же самое крупными суммами в виде прямых податей далеко не одно и то же.
     Русский ученый М.Н. Соболев отмечал другие преимущества косвенных налогов: 1) эти налоги, поскольку они попадают на предметы широкого потребления, всегда весьма доходны для государства; 2) косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа; 3) косвенные налоги не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами, поскольку они входят в цену товаров, которые и покупаются потребителями тогда, когда у них имеются деньги.
     НДС обычно относят к категории универсальных  косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке  и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).
     Взимание  НДС как косвенного налога направлено прежде всего на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов. Для налоговых доходов по НДС характерно применение собирательно-возмещаемого принципа, модель представлена на рисунке 3.1.
     Вся совокупность налогоплательщиков разделена  на три группы по принципу взаиморасчетов с бюджетом по НДС. В первую группу вошли те плательщики, которые в налоговом периоде приобретали у поставщиков товары (работы, услуги), в стоимость которых входила сумма НДС. Эти плательщики реализовывали свои товары (работ, услуги) и включали в их стоимость сумму НДС. Поскольку сумма НДС, полученная от покупателей, была больше, чем сумма НДС, уплаченная поставщику, то по окончании налогового периода налогоплательщик разницу между суммами перечислил в бюджет. Во вторую группу включены те плательщики, которые реализуют товары (работы, услуги) и которые в соответствии с законодательством освобождены от уплаты НДС.
Рисунок 3.1 Модель формирования налоговых доходов бюджета по НДС:
собирательно-возмещаемый  принцип
     К таким плательщикам, например, относятся  организации, оказывающие образовательные  услуги, банковские услуги, и организации, реализующие товары (работы, услуги), местом реализации которых признается другая страна. Эта группа плательщиков реализует товары (работы, услуги) без включения в их цену НДС, поэтому у нее не возникают налоговые обязательства перед бюджетом. В третью группу включены те плательщики, у которых сумма НДС, уплаченная поставщику, больше, чем суммы налога, полученные от покупателей, а государство возникшую разницу должно им возместить за счет средств (доходов) бюджета. В этом случае у государства возникают не налоговые доходы, а налоговые расходы. Эта группа плательщиков получает из бюджета сумму налога, которую в бюджет не перечисляла. К таким плательщикам относятся те, у которых стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, больше, чем стоимость реализованных товаров (работ, услуг), или для которых установлена нулевая налоговая ставка. С этой особенностью НДС связаны самые значительные злоупотребления налогоплательщиков, которые приняли форму незаконного возмещения из бюджета неуплаченной суммы налога.
     Налогоплательщики каждой группы могут покупать товары (работы, услуги) как у плательщиков своей группы, так и у плательщиков двух других групп. Однако государству поступят налоговые доходы в бюджет в случае приобретения товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков первой группы. И если есть возможность выбора для производителя приобретать товар у плательщика третьей, второй или первой группы, то тогда в этой ситуации исключать возможность существования причинно-следственных связей и не учитывать их при анализе, на наш взгляд, было бы неправомерно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.