На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3
    Рынок потребительских товаров………………………………………….5
      1.1Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров….....5
      1.2Элементы рынка потребительских товаров……………………………11
      1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка………………………………15
    Рынок безалкогольных напитков………………………………………...17
      2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса……………………………………………………………17
      2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения…………………………………………………….23
      2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков………………………………………………………………………….28
    3. Перспективы  и проблемы развития рынка потребительских товаров
    Заключение
    Список использованных источников 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

     На базе развития рыночной экономики главным вопросом является развитие рынка потребительских товаров. Сбалансированный эффективный рынок потребительских товаров определяет повышение уровня жизни насе-ления. Рынок потребительских товаров позволяет создать экономику, ориен-тированную на человека, развивает заинтересованность в труде, поощряет предприимчивость, деловитость, поиск.
      Проблемы стабилизации и развития  потребительского рынка России  и субъектов Федерации в современных  условиях приобретают особую значи-мость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потре-бления, сбалансированности предложения и спроса. За последние годы произошли существенные изменения в сфере потребительского рынка.
     Развитие процессов обращения потребительских товаров направляет и организует торговля, выполняющая функцию посредника между производи-телями и потребителями. От того насколько четко организованно продвиже-ние товара и успешно выполняет в сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного продукта до потребителя, зависят в конечном счете удовлетворение спроса населения на товары и услуги, качество жизни населения и его желание трудиться.
     Рынок потребительских товаров наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет наибольшее социаль-ное значение при выполнении своих функций. Рынок потребительских това-ров выступает как триединство - спроса, предложения и цены.
    В  этой работе исследуем рынок  потребительских товаров  на  примере  рынка безалкогольных  напитков, так как рынок безалкогольных напитков вплоть до последних месяцев входил в число наиболее быстрорастущих пот-ребительских рынков России. За последние годы можно отметить значитель-ное увеличение объемов потребления соков и минеральной воды – рыночное предложение по этим товарным группам выросло в несколько раз. Также идет увеличение потребления питьевой бутилированной воды. Основными причинами таких темпов роста является пропаганда здорового образа жизни и экологическая ситуация.
     Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:
     - дать понятие рынка потребительских  товаров и его элементов;
     - объяснить сущность и значение  рынка потребительских товаров;
     - рассмотреть спрос на безалкогольные  напитки на рынке потребительских  товаров и факторы, влияющие на спрос;
     - рассмотреть предложение безалкогольных  напитков и факторы, влияю-щие  на него;
     - проанализировать торговлю как  организатора рынка потребительских  товаров;
     - оценить перспективы развития  рынка потребительских товаров;
     - определить проблемы в развитии рынка потребительских товаров.  
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Рынок  потребительских  товаров 

     Рынок потребительских товаров занимает важную роль в развитии рыноч-ной экономики страны, обеспечивает протекание воспроизводства. Правоме-рность рассмотрения рынка потребительских товаров, как самостоятельной экономической категории, подтверждают особенности его функций в системе общественного воспроизводства, которые в определенной степени совпадают с функциями рынка в целом. Основная особенность рынка потребительских товаров заключена в экономическом назначении потребительских товаров, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием услуг оказываемых покупателям субъектами потребительского рынка. 

    1.1Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров 

   Ограниченные  ресурсы и неограниченные потребности  являются важней-шими условиями возникновения рынка, которые привели к общественному разделению труда и специализации. Углубление общественного разделения труда позволяет расширить производственные возможности, с помощью чего увеличивается ассортимент, отвечающий потребностям общества. Осознание потребности может происходить быстро и прямолинейно (человек загляды-вает в холодильник и обнаруживает, что продукт, который хочется, закон-чился), а может быть и неопределенным, как, например, желание попробо-вать чего-то новенького. Люди в процессе своей жизнедеятельности неизбежно вступают в многочисленные и разнообразные взаимоотношения, чтобы, с одной стороны, получить пищу, одежду, множество других благ, товаров, услуг, а с другой стороны, реализовать те товары, блага, которые они сами произвели или просто ими располагают. Основной выбор, который при этом делается человеком, заключается в том, чтобы обеспечить себя, максимально сохранив при этом имеющиеся ресурсы.
   Интерес экономистов к проблемам функционирования рынка объясняется тем, что рынок  — это система, в которой есть определенный порядок, отработанный механизм, координирующий деятельность людей. Рынок  важен, потому что он есть тот экономический механизм, который общество использует для производства, распределения и обмена. Существует множество определений рынка.
   Основное  понятие рынка :
   - это товарообменные операции  и товарно-денежные отношения;
     - это место, где продаются и покупаются товары и услуги;
     - это механизм, управляющий действиями  людей – как производителей, так  и потребителей, диктующий свои  решения, нормы поведения и  т. д.;
    - совокупность экономических отношений  между спросом и предложением, между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, промышленностью и торговлей, складывающихся в сфере производства и купли-продажи товаров, работ и услуг1.
     На рынке произведенная продукция и затраченный на нее труд доказы-вают свою социальную значимость, приобретают общественное, индивидуа-льное и групповое признание. Рынок выступает механизмом, регулирующим все экономические процессы в общественном производстве, определяет область наиболее выгодного приложения труда и капитала.
   Один  из способов удовлетворения потребностей – поход в магазин и приобретение необходимого продукта. Следовательно, удовлетворение индивидуальных потребностей человека происходит через торговлю. На основе этого формируется потребительский  рынок. Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
     Средством удовлетворения человеческой  потребности выступает товар.  В узком смысле под товаром  понимается продукт труда, произведенный для обмена. В широком – понимается все, что имеет потребительскую стоимость и может быть обменено на другой товар или деньги собственником этой пот-ребительской стоимости. Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобрете-ния, использования, или потребления.2
     Существует немало определений рынка потребительских товаров:
    это механизм, сводящий продавца и покупателя и основанный на удов-
летворение потребностей на добровольном  эквивалентно возмездном обмене товаров и денег;
    это общественная форма организации движения товара, при которой
потребительские товары перемещаются из сферы производства в сферу потребления под воздействием закона РФ;
    это сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризу-
ющих  куплю-продажу потребительских товаров  по их вещественному составу и  стоимости3;
    это сфера обращения, посредством которой реализуются товары
народного потребления, она обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи каждого человека.4
     В основе функционирования рынка  лежит действие экономических  за-конов товарного производства. Это закон стоимости, по которому производс-тво и обмен происходят на основе общественно необходимых затрат труда; закон спроса и предложения, который предусматривает необходимость единства стоимостных и натурально-вещественных связей в процессе производства и реализации товаров.
    Одно из условий существования рынка потребительских товаров при-сутствие на нем покупателя или потребителя приобретаемого товара. Роль потребителя для развития рынка и рыночных отношений исключительно велика, так как ею определяются объёмы продаж и производства, а также ассортиментный состав товаров, на который есть спрос.
     Существуют пять признаков рынка потребительских товаров:
    1) подлинный рынок предлагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынок потребительских товаров ничем не ограничивается;
    2) на рынок потребительских товаров действует значительное число производителей товаров, поэтому цена, назначаемая на товары, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену;
    3) на рынке потребительских товаров предполагается наличие полной свободы перемещений материальных, финансовых и людских ресурсов;
   4) все участники рынка потребительских товаров обеспечиваются информацией о предложении, спросе, ценах спецификации и так далее;
     5) исключаются любые привилегии  для каких-либо продавцов.
     Рынок потребительских товаров преследует определенные цели: во-пер-вых,  обеспечение роста общественного производства, то есть рынок должен способствовать продаже товаров, а вырученные деньги направлять на произ-водство новых товаров (чем быстрее продаются товары, тем быстрее произ-водятся новые товары); во-вторых, получение максимальных результатов при минимальных затратах в сфере производства потребительских товаров; в-тре-тьих, достижение максимального уровня цен и исключение инфляционных процессов; в-четвертых, максимальная занятость населения и предоставление свободы выбора места работы; в–пятых, Стимулирование внедрения дости-жений научно-технического прогресса, ведущих к обновлению и увеличению производства потребительских товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества.
     Сущность рынка потребительских товаров полностью раскрывается через его функции.
     Одна из важнейших функцийэто реализация части совокупного продукта, предназначенного для личного потребления, в результате которой возмещаются затраты труда на его производство и обращение.
     Следующая функция заключается в доведении товаров до конечных пот-ребителей и удовлетворение их потребностей в необходимых благах. А это значит, что рынок способствует возмещению затрат рабочей силы, удовлет-воряя платежеспособные физические, социальные, интеллектуальные потребности населения, личные и коллективные (питание, жилье, отдых, конкретные товары и тому подобное).
     Третья функция заключается в стимулировании экономической деятель-ности в обеспечении материальных стимулов к труду. При несоответствии спроса и предложения товаров происходит торможение в реализации денеж-ных доходов населения. В результате чего нарушается механизм распределе-ния по труду, снижается эффективность мер по стимулированию работников за труд .
     Рынок потребительских товаров выполняет функцию регулятора производства. Через отношение спроса и предложения рыночный механизм перераспределяет капитал между отраслями в соответствии с потребностями общества. В сфере рынка через ценообразование осуществляется  сведение затрат с общественно необходимыми и определяется степень их соответст-вия. На рынке возмещаются затраты производства и формируются условия для непрерывного воспроизводства.
     Последняя функция  – санирующая. Рынок является санитаром, который удаляет с рынка недобросовестных поставщиков, производителей и потребителей.
     Все выше названные функции определяют роль рынка потребительских товаров: 1) удовлетворять потребности населения в товарах и услугах; 2) оп-тимизация объема структуры товаров, соответствующих платежеспособному спросу населения, на потребительском рынке; 3) способствовать ликвидации предприятий (как производящих, так и обеспечивающих их продвижение в сферу потребления), деятельность которых не отвечает общественным интересам по экономической эффективности и общественной полезности.
     Рынок потребительских товаров имеет определенную структуру (рисунок 1) и занимает центральное место в хозяйственной системе как жизнео-беспечивающая система всего рыночного механизма.

   Рисунок 1. Классификация структуры рынка потребительских товаров 

       Потребительский рынок – центральное звено рыночной экономики, так как экономические интересы общества и каждого индивида направлены на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, а « потребность  - движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности».5 Потребительский рынок, т. е. рынок продовольствия, одежды, обуви, автомашин и других предметов потребления, имеет огромное экономическое значение, выделяющее его среди всех остальных рынков: 

   - прямо или опосредованно выражает  экономические отношения между  производителями и населением;
   - это наиболее массовый рынок  по численности субъектов и  количеству объектов;
   - структурно связан со всеми  рынками;
   - от его развития зависит жизнеобеспечение  населения;
   - выражает экономические отношения  между субъектами, объектами на  всей пространственной и временной  протяженности.
     Удовлетворение потребностей тесно связано с торговлей. Торговля и рынок не могут существовать друг без друга. Рынок – определенная система экономических отношений между продавцами и покупателями6, а торговля – жизненно-обеспечивающий механизм рынка. С точки зрения торговли рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Именно в торговле, в результате реализации товара потребителю, выделяются место и роль каждого конкретного товара в удовлетворении его потребности.
     Торговля способствует развитию конкурентоспособности участников рын-ка и выявляет изменения в структуре потребления. А значит, торговля стиму-лирует производство и задает ему конкретное направление.   Рынок потреби-тельских товаров наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет большее социальное значение. 
 

1.2. Элементы рынка  потребительских  товаров. 

      Для рынка потребительских товаров как системы товарно-денежных отношений характерны: во-первых, экономическая обособленность произво-дителей; во-вторых, преимущество прямых связей между производителями, их экономичность; в-третьих, реальная возможность выбора партнеров и добровольный характер выбора; в-четвертых, конкуренция и связанный с ней предпринимательский риск в принятии решений, непредсказуемость, стихий-ность хозяйственных отношений. В современной литературе рынок потреби-тельских товаров рассматривается как «некий экономический механизм, основанный на триединстве товарного предложения, покупательского спроса и цены. Каждый из этих элементов развивается во взаимозависимости и взаимосвязи с другими».7
     В  рыночном хозяйстве все  имеет свою цену. Цена – это  количество денег, которое производитель  хочет получить за единицу  товара, а покупатель готов заплатить.  Цена – это наиболее эффективный  способ распределения ограниченных ресурсов потребительских товаров между конкурирующими пользователями. Цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством, причем первичным является рынок.
     Развитие рынка должно характеризоваться сбалансированностью его эле-ментов, хотя в сложившейся ситуации на российском потребительском рынке добиться этой сбалансированности пока еще трудно. Взаимодействие и взаи-мосвязь его основных элементов раскрывает механизм рынка. Механизм рынка помогает всем участникам конкурентного процесса быть материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, которые выражаются через спрос. Этот механизм создает предпосылки для капиталовложений, снижения затрат, повышения качества, расширения ассортимента товаров и услуг, а также с помощью механизма рынка экономика освобождается от дефицита товаров и услуг. Рынок позволяет создать экономику, ориентиро-ванную на человека. Он обеспечивает взаимосвязь производства и потре-бления, гарантирует общественную оценку результата труда, создает условия для высокой эффективности производства, предоставляет свободу выбора товара потребителям, удовлетворяет потребности покупателе.
      Потребности людей почти бесконечны, но ресурсы для их удовлетворе-ния ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые максимально приближены к его желаниям и при этом находятся в рамках его финансовых возможностей. На рынке проявление потребностей в каком-либо товаре явля-ется  спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспо-собный спрос. Потребительский спрос – это количество товара, которое пот-ребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени. По-другому, спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Являясь формой выражения потребностей, спрос населения в своем движении подчиняется тем же законам, которые управляют развитием потребностей, и прежде всего закону возвышения пот-ребностей( потребность и спрос увеличиваются не только в количестве, но и в качестве). Спрос способен раскрыть сущность не только отдельных эконо-мических проблем, но и функционирования всего рынка потребительских товаров. Его изучение необходимо как для товаропроизводителей, продавцов конкретного товара, так и для потребителей.
     Среди факторов влияющих на  величину, структуру и динамику  спроса, важное значение имеет  цена товара и покупательская  способность потреби-теля (его предпочтения и возможности). На спрос влияют и такие факторы как состав семьи, местно проживания, реклама, мода и так далее.
    Спросу противостоит предложение производителей товаров и услуг. Производители со своей стороны пытаются сформировать связь между производимой продукцией и нуждами людей. Товарное предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке. Объем предложения напрямую зависит от цен. С повышением цен возрастает и товарное предложение, и наоборот - это явление в экономической литературе носит название «закон предложения». Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. На объем предложения имеют влияние и такие факторы, как себестоимость производства, количество товаропроизводителей на рынке потребительских товаров, изменение спроса.
     Предложение, покупательский спрос  и цена, являясь главными элемен-тами рынка – отражают действие экономического закона спроса и предло-жения. Основное требование этого закона – соответствие спроса и предложения по объему и структуре.
     Изменение соотношения между  спросом и предложением приводит  к изменению рыночных цен. Через  эти изменения устанавливается  тот уровень цен, при котором  обеспечивается равновесие спроса  и предложения и в конечном  итоге равновесие производства  и потребления. Рыночной экономи-ке присущи тенденция устанавливать определенное соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного равновесия составляет цена равновесия, при которой количество товара находящегося на рынке равно количеству товара, на который предъявлен спрос.
   От того, насколько потребительский рынок насыщен товарами, во многом зависят уровень потребления, устойчивость денежного обращения, обеспе-ченность и уровень жизни населения. Если этот рынок не развивается, то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий. Главной чертой потребительского рынка является его ориентированность на удовлетворение потребностей населения.
     Триединство товарного предложения, спроса и цены дает возможность рыночному механизму решить три основные экономические задачи: что производить, как производить и для кого производить.
   Рынок потребительских товаров , как хозяйственная  деятельность, как система экономических, организационно-правовых действий, связанных с продвижением товара от производства к потребителю обеспечивает:
   а) емкость рынка, то есть максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне цен;
     б) сбалансированность рынка – соотношение между спросом, предложением и ценой (по стоимостным и натуральным показателям);
     в) конъюнктуру рынка – совокупность  условий, определяющих в каждый  данный момент соотношение спроса  и предложения. 

   1.3 Факторы, влияющие на развитие рынка 

   Цена, спрос, предложение способствуют установлению равновесия на рынке. Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуе-мая уровнями спроса и предложения, ценами, а также динамикой производ-ства и потребления называется конъюнктурой рынка.. Изучение конъюнкту-ры рынка включает в себя обработку, анализ и систематизацию количес-твенных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени..
   К постоянно действующим факторам, влияющим на развитие коньюктуры рынка относится государственное регулирование экономики, научно-техни-ческий прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
   Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
   В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цик-личность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизнен-ными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
   Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
     При повышающейся и высокой конъюнктуре происходит превышение спроса над предложением товаров, что сопровождается ростом цен и увеличением количества заключенных сделок. При понижающей и низкой конъюнктуре происходит обратное: превышение предложения товаров над спросом. Это сопровождается снижением уровня цен, сокращением количества заключенных сделок и приводит к пассивности субъектов рынка, а далее – к снижению и последующей стабилизации цен, что соответствует интересам покупателей.
   На конкретных рынках отмеченные  факторы действуют с неодинаковой
интенсивностью, причем  один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени . Возникновение  , силу и дли-тельность воздействия временных факторов на  конъюнктуру рынка трудно предсказать , что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Рынок безалкогольных  напитков 

   В целом Россия повторяет развитие зрелых рынков, где потребители всерьез озабочены вопросами сохранения молодости и здоровья и где наб-людаются высокие темпы роста продуктов, позволяющих поддерживать хо-рошее самочувствие и форму. Эту тенденцию как нельзя лучше иллюстри-рует российский рынок безалкогольных напитков.
     Особой популярностью на рынке России в последнее время пользуются безалкогольные напитки – за счет своей способности утолять жажду, радо-вать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм. На протяжении последних нескольких лет российс-кий рынок безалкогольных напитков  демонстрирует высокие и устойчивые темпы роста. Такой успех связан с наблюдаемой в последнее время тенден-цией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно – минеральной воды и соков. В средствах массовой информации все чаще встречаются статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественных безал-когольных напитков как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше минеральную воду покупали в основном в целях утоления вне-запной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках.  

2.1 Спрос на безалкогольные  напитки. Факторы,  влияющие на формирование спроса 

     Сегодня рынок безалкогольных напитков является одним из самых быст-рорастущих потребительских рынков России. Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому питанию и своей физической форме. Рост "здоровых" сегментов значительно превышает рост самих кате-горий. Наиболее яркими примерами этой тенденции является рост спроса на безалкогольные напитки. Спрос имеет огромное значение в развитии рынка. Спрос дает информацию производителям о том, что нужно производить, в каком количестве, какого качества, и по какой цене. Качество, цена и узнаваемость продукта определяют спрос.
     Результаты анализа структуры питания населения России показывают, что за последние годы произошло существенное увеличение объемов потреб-ления безалкогольных напитков и соков, вклад которых в общую энергети-ческую ценность рациона питания в настоящее время превышает 7 %.
     Значение напитков в питании человека невозможно переоценить. Это связано прежде всего с пищевой и биологической ценностью данных проду-ктов. Все без исключения возрастные группы населения потребляют безалко-гольные напитки. Они служат источниками углеводов, органических кислот, минеральных веществ, других биологически активных компонентов. С потребительской точки зрения большое значение имеют способность напитка утолять жажду и его органолептические свойства.
     По результатам российского опроса потребителей, каким безалкогольным напиткам они отдают предпочтения, более чем две трети респондентов ответили, что утоляют жажду чаем (рисунок 2), 43% минеральной водой, треть респондентов квасом. Примерно столько же россиян (30%) не отказы-вают себе в чашечке кофе. Оказалось, что кофеманы, в основном, живут в больших городах (38%) и хорошо зарабатывают (44%). Каждый пятый рос-сиянин пьет воду из-под крана, причем среди них значимо больше жителей
сельской  местности (29%). Четверть респондентов выбрали соки и нектары (27%), либо прохладительные газированные напитки (24%). Реже всего наши соотечественники охлаждаются безалкогольным пивом (3%) и энергети-ческими напитками (3%) (см. рисунок 2).
     В целом же структура рынка  безалкогольных напитков (см. рисунок  3) такова: на сладкую газировку  приходится 43% в натуральном выражении.  Абсолютными лидерами в сегменте  сладких газировок остаются Coca-cola

   Рисунок 2. Предпочтения безалкогольных напитков российских граждан
   
Рисунок 3. Структура рынка безалкогольных напитков 

Compani ( торговые марки Соса-соla, Sprit, Fanta) и PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda). В России самыми активными потребителями безалкогольных гази-рованных напитков являются дети до 16 лет (20,4%) и молодые люди от 16 до 29 лет (24%)8. В последние несколько лет темпы роста её продаж отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Это обусловлено в зна-чительной степени  тем, что потребители стали ориентироваться на более здоровые напитки. Другая причина сокращения популярности газированной воды заключается в расширении ассортимента других безалкогольных напитков, предлагающихся потребителю: холодный чай, квас, сокосодер-жащие напитки. И хотя эти рынки недостаточно широко распространены в России, их развитие также обостряет конкуренцию на безалкогольном рынке.
    Cоки и нектары занимают четверть рынка безалкогольных напитков (25%). Большинство потребителей отдают предпочтение 100%-ным сокам, как наи-более полезным и натуральным, содержащим наименьшее количество кон-сервантов. Наибольшие доли продаж принадлежат брендам «Фруктовый сад» (Лебедянский), «Добрый» (Мултон), J-7 ( Вимм-Билль-Данн Продукты Питания), «Моя семья» (Нидан Соки). За последние годы потребление соков в России постоянно росло. Среднедушевой уровень потребления соков в 2007 году в 8-10 раз превышает показатели советских времен и составляет 18,4 литра (для сравнения в 2000 году этот показатель составлял 6,3 литра). Насе-ление крупных городов и мегаполисов потребляет соки примерно в 1,5 раза больше, чем жители РФ в среднем, а именно, около 28-30 литров в год. Это объясняется большей концентрацией в городах реальных и потенциальных потребителей этой продукции. Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, потребление соков в России по-прежнему остается низким и это только внушает дополнительный оптимизм относительно развития данного рынка.9
    Наиболее успешно развивающийся сегмент рынка безалкогольных напит-ков – квас. Его можно выделить в отдельную категорию, которая занимает 3% в структуре безалкогольных напитков, так как за последние годы, искон-но русский напиток показывает положительную динамику продаж. Исследо-вание Marketing Index группы компаний TNS Россия за второе полугодие 2007 года показывает, что самый популярный квас – «Очаковский», его знают 51,5% (49,7% за тот же период 2006 года) респондентов. На втором месте по знанию марки (40,5%) и на третьем по потреблению напитка (18,1%) – квас «Никола». На третьем месте (28,4%) – квас «Монастырский».  Квас миновал период более чем 10-кратного падения объема производства ( 5 млн дал в 1997г. против 70 млн дал в 1991 г.) и в последние два-три года стремительно возвращает прежние позиции потребителя и в его корзине пот-ребления. Продажи бутилированного кваса увеличились на 20-30 %ежегодно и достигли 83 млн дал в 2007 г. (табл.1)10 Это свидетельствует о том, что квас возвращается на российский рынок безалкогольных напитков, стремясь достичь популярности, которая была у этого напитка в советское время. В СССР он занимал солидную нишу прохладительных напитков, но постепенно был вытеснен Кока-Колой и Пепси, сегодня же он пользуется спросом.
Таблица 1
Продажи бутилированного кваса
 
Год
Продажи бутилированного  кваса, млн дал Доля рынка  безалкогольных напитков
2004 43,6 9,8
2005 53,0 11,0
2006 69,6 13,7
2007 82,7 15,4
 
     Товарная категория холодный чай довольно молода. Производители нача-ли работать в этой нише примерно пять лет назад. Однако именно эта катего-рия показывает очень хороший рост и динамику.Процентное соотношение по потребле-нию наиболее популярных марок холодного чая таково: Lipton (17,2%), Nestea (16,3%), «Найс ти» (2,5%), «Эдо» (1,4%), Caprice (1,3%) (по данным группы компаний TNS Россия, исследование Marketing Index за второе полугодие 2007 года). Раньше в России даже понятия холодный чай не существовало, но сейчас продукт прочно закрепился и этот сегмент активно развивается. Его доля составляет 2 % от общего объема потребления.
        И 27 % -занимает питьевая и минеральная вода. При этом, при тради-ционном недоверии к воде «из-под крана», с ростом покупательской способ-ности покупатели все чаще покупают бутилированную воду (ежегодные темпы роста продаж которой оцениваются в 10-12%)11. Если раньше минеральную воду покупали в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи и на загородных участках. Рост потребления воды в регионах России не связан с низким качеством водопроводной воды, он связан с информацией о ее качестве, доводимой до потребителя. В Свердловской области общественное мнение формируют игроки рынка: компании-производители бутилированной воды, продавцы фильтров, доставщики воды, власти предпочитают отмалчиваться - потребление бутилированной воды растет. Пример Свердловской области весьма выразителен и свидетельствует о влиянии доступной информации на формирование общественного мнения.
     По данным компании «Ромир»,  в 2007 году в тройку самых популярных брендов бутилированной воды входили Aqua Minerale (19%), Bonaqua (18%) и минеральная вода «Ессентуки» (16%). Далее по популярности следовали Архыз-Vita (10%), «Новотерская» (8%), «Карачинская» (7%), «Нарзан» (7%) и «Шишкин лес» (7%). То есть наиболее крупными игроками на  общерос-сийском рынке минеральной и питьевой воды также являются международ-ные концерны PepsiСо (ТМ «Аква Минерале») и  Coca-Cola Company (ТМ «БонАква»).Структура потребления россиянами минеральной и питьевой воды такова: наибольшая доля потребления принадлежит минеральной столовой воде – 66%, потребление очищенной воды составляет 28%, потребление лечебной воды – 6%.12
     43% россиян предпочитают покупать  безалкогольные напитки в супермар-кетах  и гипермаркетах. Продовольственные  магазины, гастрономы (27,2%) и небольшие  по площади магазины самообслуживания (23,6%) находятся на второй и третьей позициях рейтинга мест покупок. Лишь 5% россиян приоб-ретают безалкогольные напитки в павильонах и столько же на открытых рынках (см. рисунок 4).
     На фоне улучшения благосостояния  населения и пропаганды здорового образа жизни потребительские предпочтения смещаются в сторону более натуральных напитков – к воде и сокам. Поданным исследования Nielsen, розничные продажи безалкогольных напитков в 2007 году выросли на 11%. В
числе лидеров роста здесь – соки (+14%) и газированные напитки (+18%) высокую динамику последних поддержал самый русский безалкогольный

Рисунок 4. Торговые точки по приобретению безалкогольных напитков 

напиток – квас, объемы продаж которого в стоимостном выражении выросли в 2007 году более чем на 60%, составив 10% от общего объема  продаж газированных напитков в стоимостном выражении.13
     На рынок безалкогольных напитков все большее влияние оказывают «здоровые» тренды: стремление к здоровому образу жизни, хорошему само-чувствию и расширению ассортимента качественных натуральных продук-тов. Особенно популярны такие напитки и продукты, благоприятный эффект от которых становится быстро заметен, например, улучшается пищеварение или приходит в норму вес. В наибольшей степени это относится к категории функциональных напитков, то есть напитков, обладающих дополнительными полезными свойствами. Это позволяет производителю позиционировать про-дукт в более высоком ценовом сегменте, что является важным преимущест-вом особенно на уже сложившихся рынках, где потребитель ищет дополни-тельную выгоду в виде высокого качества, богатого витаминами и минералами состава, улучшенного вкуса.
     Среди важных факторов, влияющих на выбор в пользу того и иного това-ра, можно отметить: известность марки (6,1%), целебные свойства (6,1%), отечественный производитель (5,7%) (смотри рисунок 5).

Рисунок 5. Критерии выбора безалкогольных напитков
     Но самым важным для потребителя  при выборе безалкогольных напитков  остаются вкусовые предпочтения (31,9%), приемлемая цена(15,4%), и качество продукции (15,3%). Так, например, самый предпочитаемый россиянами вкус газированных напитков – апельсиновый, его выбирают 38,3% россиян старше 16 лет. Далее следуют вкусы (по названиям напитков: «Кола» (33,9%), «Дюшес» (27,8%), «Буратино» (25,6%), «Крем-сода» (20,8%), «Колокольчик» (20,6%), «Тархун» (19,5%), «Байкал» (17,5%), «Лимонный» (16,6%), «Яблочный» (15,2%). Уровень известности (6,1%) того или иного продукта так же влияет на спрос, он зависит от степени воздействия рекламной кампании на потребительскую аудиторию. Во время проведения  широких рекламных компаний по центральным каналам телевидения определенного напитка, наблюдается увеличение спроса на данный товар.
     Можно также проследить особенности  потребительских предпочтений у  потребителей с разным материальным  достатком. Потребители с более высоким уровнем дохода предпочитают покупать напитки с более высокой ценовой категорией.
     Еще один не маловажный фактор, влияющий на рынок безалкогольных напитков - сезонность. Пик продаж наступает летом. С наступлением лета объем спроса увеличивается почти в 3-4 раза. Производители напитков стараются в этот период разработать новые напитки, с лучшим вкусом и качеством. Однако зимой спрос на безалкогольные напитки не исчезает, меняется структура предпочтений, то есть газированной сладкой воде и сокосодержащим напиткам отдают предпочтения сокам натуральным. Пик сезонных продаж в России на прохладительные напитки – июнь-июль, пик спроса на соки приходится на осень, зиму и весну - период авитаминоза. 
   На спрос влияют и такие  факторы, как:
    социальные, которые могут быть вызваны информацией, полученной
от родственников, друзей и коллег;
    коммерческие, которые направлены производителем, оптовым или
розничным продавцом, цель этого фактора –  заинтересовать потребителя, привлечь его внимание на определенный товар, конкретной фирмы путем рекламы, распродажи, презентации, выставки, дегустации;
    физические факторы, при которых принимает участие одно или
несколько физических чувств.
     На спрос , как и на предложение  влияют также – расположение  региона, численность и плотность  населения, климат. Огромное влияние на формирование спроса влияет цена. 


2.2 Предложение безалкогольных  напитков. Факторы,  влияющие на формирование  предложения 

     В последние годы рынок безалкогольных  напитков по своей сложности, неопределенности, изменчивости все больше напоминает рынок моды, парфюмерии и развлечений. На рынке безалкогольных напитков потребители голосуют за тот или иной товар своими кошельками. В старые добрые вре-мена на рынке преобладали напитки с незатейливыми традиционными назва-ниями: «Ситро», «Буратино», «Лимонад» и со вкусами ягод, фруктов и трав. Индивидуализация вкусов потребителей, выделение стилей и разницы их восприятия вынудили производителей мыслить по-новому. На сегодняшний день предложение на рынке решает задачу создания наилучшего предложе-ния для потребителя, исходя из его пристрастий и потребностей. Произво-дители напитков больше не могут рассчитывать на наличие исчерпывающей информацией о потенциальном потребителе. Базовую информацию можно взять из маркетинговых исследований. Важность определенных видов напитков возрастает под влиянием изменений потребительских привычек и восприятия. Производители потребительских товаров должны быть в курсе этих постоянно меняющихся условий и создавать оптимальные решения для потребителей завтрашнего дня.
     Сегодня предложение безалкогольных  напитков на потребительском  рынке очень велико. Согласно таблице 2 объем рынка безалкогольных напитков с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением потребления безалкогольных напитков (рисунок 6).Потребление безалкогольных напитков за период с 2003 по 2007 увеличилось на 3910,5 миллионов литров.  

Таблица 2
Российский  рынок безалкогольных напитков
Объем рынка, 2005-2007гг.
Категория Объем рынка, млн дал Прирост,%
2005 2006 2007 2006 2007
Соки 227 257 282 13 10
Газированные  безалкогольные напитки 466 503 545 8 8
Минеральная и питьевая вода * 266 297
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.