На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование систем планирования как фактор повышения эффективности деятельности организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
       Содержание 

Введение
1 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Функции и задачи планирования…………………………………………….5
1.2 Технология и организация планирования…………………………………..12
1.3 Системы планирования………………………………………………………17
2 ОАО «БМЗ-Энергосервис» как объект процесса планирования
2.1 Общая характеристика ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………………….24
2.2 Анализ систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис»……………...35
2.3 Разработка  предложений для повышения эффективности деятельности          ОАО «БМЗ-Энергосервис»…..…………………………………………………..460
Заключение
Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.
     «Мудрость – это  способность  предвидеть  последствия  совершаемых   действий, готовность  пожертвовать  сиюминутной  выгодой  ради  больших  благ  в будущем. 
   Планирование  – это  оружие  мудрых, но  планирование – это  один  из  самых  сложных  видов  работы, доступных  человеку» (Р.Аркофф)
   Анализ  опыта  экономических  реформ  показал, что эффективность  работы  предприятия  во  многом  зависит  от состояния внутрифирменного  планирования.  Сложившаяся на  предприятиях  методология и методика планирования  базируется  на  концепции  централизованного  народнохозяйственного  планирования, созданной  применительно  к условиям  бывшего  хозяйственного  комплекса  Советского   Союза, и не в полной  мере соответствует  хозяйственному рыночному  механизму. Основные  недостатки действующей в наше время   системы  планирования  сводятся  к следующему.  Предприятия необоснованно  отказались от перспективного  планирования, мотивируя это неопределенностью  условий хозяйствования и динамизмом  внешней  среды. Хотя  опыт  показывает, что организации,  планирующие  свою  деятельность, функционируют  более успешно,  чем  организации, свою  деятельность  не планирующие. В организации, использующей  планирование, отмечается  увеличение  отношения  прибыли  к объему  реализации, расширение  сферы  деятельности, повышение  степени  удовлетворенности  работой  специалистов и рабочих. 
       Проблема совершенствования систем планирования в организациях в целях повышения эффективности их деятельности является достаточно актуальной в наши дни, т.к. современный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих в нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. На основе планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляется достижение поставленных целей, организация работ, мотивация, привлечение персонала, контроль достигнутых результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
     Вышесказанное определяет актуальность исследуемой  темы работы.
     Цель  работы: исследовать особенности процесса планирования, рассмотреть и усовершенствовать механизмы планирования на выбранном объекте исследования - ОАО «БМЗ-Энергосервис» - в целях повышения эффективности деятельности.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1) изучить основы планирования деятельности организации;
     2) рассмотреть функции и задачи планирования;
     3) провести анализ технологии и организации процесса планирования;
     4) изучить системы планирования в организации;
     5)разработать предложения по усовершенствованию систем планирования.
     Объектом исследования в данной курсовой работе выступает ОАО «БМЗ-Энергосервис».
     Предметом исследования является механизм функционирования систем планирования в ОАО «БМЗ-Энергосервис». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1     ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 

1.1  Функции и задачи планирования 

Планирование — это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
   В состав   функций планирования входят   следующие:
   1)  Уменьшение  сложности.
   Важнейшей  функцией  планирования  является  преодоление  реально  существующей  сложности  планируемых  объектов  и  процессов.
   2) Мотивация.
   С помощью  процесса  планирования  должно  инициироваться эффективное  использование  материального и  интеллектуального   потенциала  предприятия.
   3) Прогнозирование.
   Одной  из функций   планирования  является   как можно более точное  прогнозирование   состояния как внешней, так и внутренней  среды предприятия путем систематического анализа всех  факторов.  Качество прогноза  определяет  и качество  плана.
    Обеспечение  безопасности.
     Планирования  должно  учитывать фактор  риска, чтобы  избежать  или уменьшить его.
    Оптимизация.
   В соответствии с данной   функцией   планирование  должно обеспечить  выбор допустимых  и наилучших,  с точки зрения  ограничений, альтернатив использования ресурсов.
   6)  Функция координации и интеграции.
   Планирование  должно  объединять  людей, как  в процессе  разработки  плана, так и в процессе его  реализации.  Так же  должно предотвращать  конфликты, учитывать  интеграцию  различных  сфер  деятельности  предприятия.  

    Функция  упорядочения.
   С помощью  планирования   создается единый  порядок действий всех  работников  предприятия.
   8)  Функция  контроля.
   При помощи  планирования  можно  наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью,  анализировать работу  всех  подразделений предприятия.
    Функция  документирования.
   Планирование   обеспечивает  документированное представление хода  производственно-хозяйственной деятельности.
   10) Функция  воспитания и  обучения.
   Планирование  оказывает  воспитательный эффект   посредством образцов  рациональных  действий и позволяет учиться на ошибках.
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.
     Планирование  как метод хозяйственного предвидения  и программирования основан на детальных  расчетах и указаниях. С одной стороны, в плане содержится задание по срокам исполнения на перспективу для всего персонала - что и когда должен делать каждый работник. С другой стороны, в нем содержится предписание для руководителей — какие управленческие решения поэтапно они должны принимать, чтобы предприятие (фирма) достигло поставленной цели (табл. 1).                                                                        
 
 
 
 

  Таблица 1
Задачи  планирования и основные исполнители
Задачи  планирования Основные  исполнители
Проектирование ближайшей отдалённой перспективы по датам (дням, часам) исполнения Руководители  предприятия всех рангов, функциональные отделы и лаборатории
Организация исполнения Руководители  структурных звеньев (начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры и специалисты)
Контроль  исполнения Руководители  предприятия и специалисты
 
     Процесс планирования характеризуется рядом  специфических черт.1
     Во-первых, планирование имеет две стороны: социально – экономическую и организационно – техническую.
     Организационно - техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития  средств и методов планирования.  Социально-экономическая сторона определяется  социально – экономическими  условиями общества.  Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать  с двух позиций:
   1.его организационно – технических характеристик;
   2.социально – экономических условий.
   Иначе  нельзя раскрыть многие причинно –  следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы  и методы планирования.
     С точки  зрения организационно –  технической стороны планирования страны с развитой рыночной  экономикой имеют больше опыта. Применяемый  там арсенал технических   средств  и методов значительно  богаче. Отсюда следует, что уровень организации  производства и управления  в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах  России. Значит, имеется  большая  возможность в использовании организационно – технического опыта  планирования   развитых зарубежных  странах  и ограниченная возможность  применения социально – экономического опыта планирования. 
     Еще  один  важный  вывод из этого  анализа:  социально- экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке  целей планирования и выборе средств их  реализации.
      Во-вторых,  планирование  как элемент управления носит информационный  характер.  Информационная  сущность процесса планирования хорошо   видна на  примере стадий  цикла планирования. В процессе производства перед органами  планирования непрерывно  возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом  цикле  является выявление и формулировка проблем (включает сбор  и обработку  информации, а также  оценку последствий возможных  вариантов плановых  решений).  На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация  о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые  проблемы, и весь  цикл планирования  повторяется. Формулирование проблем, принятие  плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной  цели. Поэтому планирование  всегда строго целенаправленно (рис. 1).
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     

 Рисунок 1 -  информационный  цикл  планирования. 

     В-третьих, планирование на  предприятии выступает как один из  важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит  заметил, что эффект совместных  действий  группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект  он  приписал  разделению  труда и объяснил  следующим:
   - возрастанием  умения  каждого   работника;
   - экономией  времени на  переход  от одного вида деятельности  к другому;
   - специализацией и возможностью  автоматизации процесса производства. 
   Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность  труда.
     Создание  системы  планирования  на  предприятии  требует  затрат, но эффект  от рациональной организации производства всегда превышает  эти  затраты. Поэтому трактовка  внутрифирменного  планирования как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой  трактовке получается, что планирование повышает  производительность  труда, а само  оно основано  на непроизводительном  труде. Отсюда  крайние  выводы о необходимости любой  ценой сократить затраты  на  планирование, что сплошь приходится наблюдать на  предприятиях в настоящее время.
     Планирование  занимает центральное место в  механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров (рис.2). 
 
 
 

 

    

  
    
 
 

  Рисунок 2 – Связь ресурсов и времени  

     Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая  производственная организация должна тщательно планировать перспективу  развития собственного производства и потребности рынка минимум на 2—3 года, а средствами управления— достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией.
     Планирование,  административное управление и контроль за деятельностью производственного предприятия неразрывно связаны. В зарубежной практике они нередко объединяются одним понятием — «менеджмент». В учебной литературе для вузов Японии управление и планирование представлены следующим образом (рис. 3).2

                                         =                                                + 
 
 

                                        =                                                   +
Рисунок 3 – Соотношение планирования и управления производственной деятельностью предприятия.
 

  
     Аналогичного  подхода к планированию и управлению производством придерживаются специалисты почти всех стран. По мнению канадского бизнесмена Д. Доила, «план предпринимательского бизнеса является основой контракта между предпринимателем и финансистом-вкладчиком. Это общепринятый прием менеджмента, который используется корпорациями и учреждениями всех размеров для того, чтобы установить цель и предложить пути ее достижения. Он, как правило, составляется на несколько лет — обычно на 5 лет. Совет директоров развивающейся компании полагается на долгосрочный план, как на дорожную карту»3. Хороший план, по мнению Дойла, — одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, — гарантия провала фирмы. Поэтому планированием охватываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия (рис.4). 


 

 
 
 

 
 

 
 

     =  =   + 


 

     
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 4 –   Планирование – центральное звено в управлении предприятием. 
 

     Таким образом, план используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. 

1.2 Технология и организация  планирования. 

      Технология планирования включает:
    определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия (стадия предплановых разработок);

    оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
    детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным исполнителям, в том числе по рабочим местам и срокам исполнения;
      детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь     период планирования;
    организацию и контроль исполнения плана.
     Обычно  на практике после принятия решения  руководством предприятия о содержании общей задачи плана начинается его  структурная конкретизация в  подразделениях, т. е. установление более  конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и т.д. В эту работу включаются все функциональные подразделения и цехи предприятия, в том числе плановый и финансовый отделы, отдел труда и заработной платы, сбыта продукции и материально-технического обеспечения, бухгалтерия, технический отдел, руководители цехов. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном работы предприятия. Чем тщательнее разработаны отдельные части и разделы плана, тем легче его выполнить: снижаются потери, меньше требуется ресурсов и времени, выше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности плана по ресурсам и срокам исполнения, наличия в нём просчетов, а также недисциплинированности исполнителей (при слабом контроле исполнения). По этой же причине снижается и качество продукции.
     Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т. е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации:
  • наличие и структура производственных мощностей, потенциальные возможности переналадки оборудования на выпуск новых изделий;
  • кадры, их численность и профессиональный состав;
  • финансы (в том числе собственные  и заемные средства);
  • наличие и потребность в оборотных средствах (включая запасы);
   • степень готовности и структура новых научно-технических разработок и др.    
     Cбop и обобщение поступающей информации, её анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана. Она включает:
    анализ ресурсов и потенциала предприятия;
    прогнозирование предстоящей деятельности предприятия;
    маркетинг рынков продаж и закупок.
     Составление плана деятельности предприятия  начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
      плана производства и реализации продукции;
      плана материально-технического обеспечения;
      плана по кадрам и заработной плате;
      перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;
      финансового плана. 
     План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений (рис. 5). 
 
 
 
 
 
 

  Рисунок 5 – Укрупненная структура плана деятельности предприятия (фирмы)
     Это самый ответственный и трудоемкий раздел плана деятельности предприятия. Прежде чем приступить конкретно к разработке этого раздела, надо четко выяснить — какую продукцию следует изготавливать и сколько, кто и по какой цене будет ее покупать. Если, допустим, решено, что для предприятия наиболее целесообразной является работа в деревообрабатывающей промышленности, а конкретно – изготовление мебели, то далее предстоит конкретизировать вид и количество мебели, которые могут принести наибольшую прибыль, а также потребителя этой продукции, Для этого необходимы прогнозные и маркетинговые исследования, являющиеся большой и ответственной частью предплановой работы.
      Планирование  как базовый элемент системы  хозяйственного управления внутри предприятия  разделяется по периодам и рангам должностных лиц, принимающих решения  (рис. 5)
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 6 – Внутрифирменное распределение функций системы планового управления производством. 

     За  разработку и реализацию стратегического  и долгосрочного планов, а также  за точность расчета показателей конечных результатов деятельности предприятия отвечает его высшее руководство во главе с директором. Ответственность за решение локальных и промежуточных задач внутри предприятия лежит на руководителях среднего звена – начальника цехов, отделов, лабораторий. Ответственность за конечное исполнение планового задания, установленного текущим графиком работы, возлагается на руководителей нижнего звена – старших мастеров, мастеров, бригадиров.
     В целом функция планирования осуществляется в крупных современных производственных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Стратегический уровень планирования оценивает будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации. Оперативное (обычно годичное) планирование исходит из стратегического плана и строится достаточно детально и точно в своем содержании.
     Так, стратегическое планирование - высший уровень. Это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.
     На  среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т. е. определяются промежуточные цели, направленные на достижение стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими, что должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были использованы при стратегическом планировании.
     Планирование  осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это основа планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и пр. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
     Однако  никто в одиночку не устанавливает  свои цели и не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.
    Все три типа планирования составляют общую  систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.
    Таким образом, можно сделать вывод, что организация выполнения планов требует настройки всей системы организационных, психологических и экономических отношений на коллективную работу, в результате которой должны быть заинтересованы не только руководители, но и весь трудовой коллектив. 

1.3 Система планирования на предприятии.
     Планирование  является важнейшей  функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития  экономики. Централизованной  системе  планирования экономикой соответствует  адекватная система народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной  концепции  управления потребовал пересмотра всех  элементов  планирования.4
     Система  управления экономикой в нашей  стране сложилась под воздействием  ряда  специфических факторов:
      Монополия  государственных  предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности;
      Жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями;
      Ограничение самостоятельности субъектов  хозяйствования;
      Концентрация производства, ориентация производственной специализации не на хозрасчетную, а на народнохозяйственную эффективность;
      Замкнутость единого народнохозяйственного комплекса  страны.
     Планирование  как форма государственного  воздействия  на экономику  существует  практически  во  всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм  хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами предприятия (субъекты планирования).  Чтобы решит эту  проблему необходимо  рассмотреть виды  планирования.
     По   содержанию  и   форме   проявления  различают  следующие  виды   (формы)  планирования и виды  планов.5
    С точки зрения обязательности плановых заданий:
    - директивное 
    - индикативное  планирование 
   Директивное планирование представляет собой процесс принятия  решений, имеющих обязательный  характер  для  объектов планирования. Поэтому за невыполнение плановых  заданий руководители  предприятий несли дисциплинарную, а иногда и уголовную  ответственность. Директивные  планы имеют, как правило, адресный  характер и отличаются чрезмерной  детализацией.
  Индикативное  планирование представляет  собой наиболее распространенную  во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. В целом индикативное  планирование  носит направляющий, рекомендательный  характер.
   В процессе деятельности при составлении  перспективных  планов используется индикативное  планирование, а в  текущем  планировании – директивное.  Два этих  планирования  должны дополнять друг друга, быть органически  увязаны. 
    2. В зависимости от срока, на который составляется  план, и степень детализации плановых  расчетов  принято различать:
   - долгосрочное планирование (перспективное)
   - среднесрочное  планирование 
   - краткосрочное планирование  (текущее)
   Перспективное  планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет.  Такие  планы  призваны определять долговременную  стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
   Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет.  На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом  случае составляется так называемый скользящий пятилетний  план, в котором первый  год детализируется до уровня текущего плана и представляет  собой по сути дела краткосрочный  план.
   Текущее планирование охватывает  период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное  планирование.
    По содержанию плановых  решений выделяют:
     - стратегическое планирование
     - тактическое планирование
     - оперативно-календарное планирование 
     - бизнес-планирование
   Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития  предприятия.6
   Основная  цель  стратегического  планирования состоит в создании  потенциала для  выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся  внешней   и внутренней среды, порождающей  неопределенность перспективы.
     Тактическое  планирование.  Если  стратегическое  планирование  рассматривают  как поиск  новых  возможностей предприятия, то тактическое планирование следует  считать процессом  создания предпосылок для  реализации этих  новых возможностей, а оперативно-календарное  планирование – процессом  их  реализации.
   В результате тактического планирования  составляется  план экономического и социального развития  фирмы, представляющий  программу производственной,  хозяйственной и социальной деятельности фирмы  на  соответствующий  период.
   Оперативно -  календарное  планирование.  Оперативно – календарное планирование (ОКП) является  завершающим этапом  в планировании хозяйственной деятельности  фирмы. Основная  задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического  плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы  предприятия и его структурных  подразделений.
   Бизнес  – планирование.  Бизнес-план предназначен для оценки  целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных  инвестиций.7
   Бизнес-план инвестиционного  проекта разрабатывается  для  обоснования:
      Текущего  и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов  деятельности;
      Возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных   средств;
      Предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
      Целесообразности оказания мер государственной поддержки.
    4.В теории и практике планирования могут также выделяться другие  виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого  процесса.
    В частности, планирование можно классифицировать по следующим  категориям:
   I. По степени  охвата:
- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
частичное  планирование, охватывающее  только определенные  области и параметры;
   II. По объектам планирования:
- целевое  планирование, относящееся к определению стратегических  и тактических целей;
- планирование  средств, относящееся к определению средств достижения поставленных  целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);
- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных  программ, например  программ производства  и сбыта;
- планирование  действий, например, специальных продаж, наем  кадров;
   III. По сферам  планирования:
- планирование  сбыта (цели  сбыта, программы действий, расходов на  сбыт, развитие  сбыта);
- планирование  производства (производственной  программы, подготовки производства, хода  производства);
- планирование  персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);
- планирование  приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
- планирование инвестиций, финансов и т.д.
   IV. По глубине планирования:
    агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
   - детальное  планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого  процесса или объекта;
   V. По координации частных планов  во  времени:
   - последовательное  планирование, при котором процесс разработки  различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый  процесс, состоящий  из нескольких  этапов;
   - одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном  акте планирования;
   VI. По учету  изменения  данных:
   -  жесткое планирования;
    гибкое планирование;
   VII.  По очередности во  времени:
   - упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного  плана разрабатывается другой  план, (планы чередуются последовательно один  за  другим);
   - скользящее планирование, при котором по истечении  определенного  запланированного срока план продлевается на  следующий  период;
   - внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование  осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия. 
     Таким образом, с помощью избранного вида планирования определяются основные направления деятельности фирмы, перспективы ее развития; вводятся ориентировочные сроки в данном направлении; рассчитываются ожидаемая прибыльность.
     Подведя итог, можно сделать вывод, что планирование – довольно сложный, многогранный и многоуровневый процесс. В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
     Таким образом, в первой части курсовой работы были рассмотрены функции и задачи планирования, технология и организация процесса планирования, а также виды планов. Поэтому, изучив теоретические аспекты данной проблемы,  более подробно рассмотрим функционирование систем планирования на примере выбранной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОАО «БМЗ-Энергосервис»  как объект процесса  планирования

2.1 Общая характеристика  ОАО «БМЗ-Энергосервис»

     ОАО «БМЗ-Энергосервис» - это предприятие  холдинговой компании ОАО БМЗ.
     ОАО БМЗ было основано в 1873 году как рельсопрокатный завод.  В дальнейшем развитии оно стало крупнейшим производственным объединением тяжелого машиностроения.  В 1997 г. в результате рыночных преобразований в стране и на предприятии,  объединение стало холдинговой компанией. В процессе структурных изменений служба энергетика выделилась в дочернее общество «БМЗ-Энергосервис».
     ОАО «БМЗ–Энергосервис» (в дальнейшем именуемое  «Общество») создано по решению  учредителя в процессе  реорганизации и преобразовано в общество с ограниченной ответственностью «БМЗ-Энергосервис», которое является его правопреемником, имеет право и несет обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его реорганизации.
     Учредитель: ОАО БМЗ, зарегистрировано администрацией г. Брянска
под № 523 от 25.07.96г.
     Юридический адрес:   Россия, 241015, г. Брянск, ул. Ульянова, 26.
ИНН 3232001480
     Полное  фирменное наименование «Общества»: открытое акционерное общество «БМЗ-Энергосервис».
     Место нахождения:   Россия, 241015,  г. Брянск,  ул. Ульянова, 26.
     Срок  деятельности «Общества»:   не ограничен.  В своей деятельности «Общество» руководствуется федеральным законом «Об акционерных обществах», законодательными актами  Р.Ф., Уставом «Общества», решениями органов управления «Общества».

     Основные виды деятельности «Общества»:

    производство, поставка и получение электрической  и тепловой энергии и других энергоресурсов;
    разработка  проектно-сметной и технической документации  на  системы  электроснабжения, отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, охранной сигнализации;
    ремонто - монтажные работы  всех систем энергообеспечения;
    ремонт электро- и энергооборудования;
    услуги по надзору (котлонадзор, надзор за эффективным и безопасным обслуживанием электрооборудования, теплооборудования, надзор сетей электроснабжения, отопления, водоснабжения, канализации, сжатого воздуха, кислорода, углекислоты);
    планирование, распределение, обеспечение структурных подразделений всеми видами энергоресурсов и связи;
    ведение и контроль планово-предупредительных работ  систем и оборудования энергообеспечения;
    обслуживание энергохозяйства  средствами связи и пожарно-охранной сигнализации.
   Выше  перечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим  законодательством  РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых  определяется  федеральным законом, «Общество» может заниматься  на основании лицензий.

     Предыдущая и текущая  производственная деятельность.

     Отдел главного энергетика ПО БМЗ был создан, как вспомогательное производство с целями и задачами направленными  на  создание всех необходимых условий для энергообеспечения основных производств. После реорганизации  ПО БМЗ в ОАО БМЗ и дочерние общества основная задача  АО «БМЗ–Энергосервис» осталась та же – бесперебойное  обеспечение всеми видами энергоресурсов структурные подразделения ОАО БМЗ; обслуживание  энергохозяйство, средств связи и пожароохранной сигнализации; планирование,  распределение и учет всех видов энергоресурсов.  Таким образом, исходя из традиционно сложившейся деятельности  ОАО «БМЗ-Энергосервис» 97,5 % своих услуг и продукции реализует на  «внутреннем» рынке – структурные подразделения ОАО БМЗ и дочерние общества. И только 2,5% на «внешнем» рынке.  На внутреннем рынке конкурентов у ОАО «БМЗ-Энергосервис» - нет.
     В производстве продукции и обслуживания оборудования систем энергоснабжения принимают участие 830 человек,  стоимость активов составляет 270 млн.руб.,  ежемесячная реализация составляет 10-16 млн.руб.
     Миссия ОАО «БМЗ-Энергосервис» имеет следующий вид. 

    Бесперебойное и качественное обеспечение всеми видами энергоресурсов  внешних и внутренних  потребителей на основе энергосберегающих  экологичных технологий с использованием современной микро-процессорной техники и компьютерных программ для тотального учета и контроля за использованными энергоресурсами,
    Анализ и планирование энергопотребления для рационального использования ресурсов,
    Предоставление дополнительных услуг на базе энергетических служб и цехов  для привлечения дополнительных денежных средств
    Развитие корпоративной культуры (создание атмосферы,  климата благоприятной рабочей обстановки) ,  способствующей пониманию каждым работником важности его деятельности  и ответственности за выполняемую работу.
    Привлечение и обучение работников,  способных к  самостоятельным решениям  в  экстремальных ситуациях.
    Завоевания доверия и уважения наших клиентов,  акционеров, работников;
    формирование имиджа  надежного стабильного партнера. 
     Лозунговый  вариант: Потребителям  ОАО «БМЗ-Энергосервис» -качество, надежность, стабильность в обеспечении энергоресурсами.
     Корпоративные цели ОАО БМЗ-Энергосервис на 2007  год
Прибыльность 1. Увеличить  прибыль предприятия на 5% по году.
Маркетинг
    Развитие и совершенствование маркетинговой информационной системы (подготовка людей? установка и освоение технических средств? освоение методологических приемов) для сбора? классификации? анализа? оценки актуальной современной и точной информации для принятия решений.
    Проведение исследования рынков «углекислота? кислота и азот» и «монтажные электротехнические работы и перемотка электродвигателей»? в сроки в соответствии со сроками по комплексному маркетинговому плану.
    Увеличение доли текущего рынка продаж углекислоты и кислорода на 25 %.
    Совершенствование процесса эффективного обслуживания потребителей. Время отпуска товара потребителю оформление заказа не более 30 мин.
    Разработать гибкую систему ценообразования с учетом стратегии конкурентов и наличия сегментов рынка.
    Выбор средства и проведение рекламной компании  на сумму 70 тыс.руб. с анализом ее эффективности.
    Выход на новые рынки
Производство
    Снижение энергоемкости производства продукции на 7%.
    Снижение доли накладных расходов на 5%.
    Уменьшение количества автотранспортных расходов а 3%.
    Проведение ремонтно-восстановительных работ на котельном оборудовании (сварочные работы аттестованными рабочими) без привлечения подрядных организаций.
    Разработка и реализация программы энергосбережения 2002-2003 год.
    Использование альльтернативных газу видов топлива? в целях снижения штрафных санкций за использование сверхлимитного газа.
    Лицензирование продукции СО2(техническая и пищевая), О2
    Создание запасов, необходимых для поведения ремонтных работ электродвигателей.
Финансы
    Увеличить приток денежных средств за счет реализации услуг и товаров на сторону до 240 тыс.руб. ежемесячно (из них пром.газы – 180 тыс.руб.).
    Увеличить приток денежных средств от дочерних обществ ОАО БМЗ в объеме необходимом для выполнения заданий производства обеспечение финансовыми средствами внедрение новой техники.
    Ведение реального финансового планирования.
    Увеличение рентабельности реализации продукции сторонним потребителям на 10%.
    Снижение дебиторской задолженности: задержка в оплате не более 3 месяцев.
    Рост ликвидности на абсолютной ликвидности на 10%
Социальная  политика
          Предоставить каждому работнику общества:
    Дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 6 дней;
    Материальную помощь по чрезвычайным обстоятельствам в размере 300 руб.
Научные исследования и внедрение новшеств
    Подключение «Интернет» в бюро маркетинга.
    Приобретение дополнительной оргтехники и сетевого оборудования для реализации задачи: на базе компьютерных программ и планирования учета и распределения энергоресурсов.
    Приобрести и освоить новые информационные технологии в сфере экономики и ведения бизнеса (программные продукты) позволяющие быстро получить и эффективно использовать  информацию по планированию? производству и реализации продукции.
    Выполнение мероприятий по внедрению новой техники и технологий.
    Подготовка сотрудников для работ с новой техникой.
Структура организации
    Усиление функциональных связей между бюро.
    Создание единовременных групп из работников различных бюро для решения единовременных задач? требующих комплексного подхода в решении.
Сфера человеческих ресурсов
    Обучение персонала пользованию оргтехникой.
    Повышение квалификации работников фирмы в сфере экономики? маркетинга? расходы на обучение 20 тыс.руб.
    Разработка и внедрение системы оплаты труда мотивирующей работника.
 
       В соответствии с намеченными целями было разработано дерево целей на основе существующей организационной  структуры организации.

"Дерево  целей"

 
 
 
 
 
 
 
 
 


     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

                 
          Выделение сегментов и их описание.

      Наиболее  оптимально и целесообразно выделять их по виду потребности (роду занятий), географическому положению, объемам  потребления в месяц и форме  оплаты. Таким образом, можно реально выделить следующие сегменты.
      «Брянские оптовики» - предприятия, специализирующиеся на перепродаже, находящиеся в пределах границы Брянской области.
      «Не наши оптовики» - характеризуются малой готовностью к сотрудничеству. Рынок этих оптовиков не желает пускать к себе предприятия других областей.
      «Авторемонтники» - территориально связаны с г. Брянском и прилегающими районами.
      «Сваривающие крупные металлоконструкции» - предприятия, занятые в строительстве.
      «Производители газированных напитков».
      «Продажа газировки».
      «Больницы».
      Прочие потребители.
            Уникальность нашего предприятия  заключается в следующем: 
    единственное предприятие, расположенное в центральной части Бежицкого р-на г.Брянска,  производящее все виды энергоресурсов,
    подобран специализированный рабочий и технический персонал,
    имеет техническое оборудование, позволяющее увеличить объемы производства.
     Технологические возможности Общества были заложены ранее и развивались  в соответствии с планами и объемами производств в эпоху «Развитого социализма», когда объемы и товарной продукции  были значительно выше в сравнении с годами кризиса в России.
     Сегодняшние направления в развитии и совершенствовании  производства это:
    Выполнение  программы техперевооружения в рамках финансирования исходя из объемов амортизационных отчислений по году.
    Выполнение программы энергосбережения 2006.
    В ведение системы компьютерного контроля и управление работой котельного оборудования для оптимизации расходов энергоресурсов  на выработку теплоэнергию.
    На базе современных компьютерных программ проведение планирования, учета  и распределение энергоресурсов.
    Увеличение собственной выработки электроэнергии и перехода  на альтернативные  газу виды топлива (с обострением вопроса денежных платежей за энергоресурсы ООО «Брянскрегионгаз» и ОА «Брянскэнерго»).
   Переход к рыночным отношениям и образование  дочерних обществ, как юридически самостоятельных  единиц в рамках ОАО БМЗ изменило ситуацию на «внутреннем» рынке. Обществу необходимо решать вопросы направленные на общую цель – обеспечить дочерние общества  энергоресурсами  по ценам, которые дали бы  возможность получения  конкурентоспособной  продукции дочерними обществами и при этом Обществу необходимо вести самостоятельную политику в вопросах  взаиморасчетов с каждым дочерним обществом.
     Основная  задача стратегического рыночного  планирования – адаптация Общества к внешним условиям.
     В вопросах адаптации к изменяющимся условиям на «внутреннем» рынке, как  и в вопросах взаимоотношений с дочерними обществами. Общество в первую очередь опирается на стратегические направления, разрабатываемые головным  координатором ОАО БМЗ, а так же ежемесячные, квартальные задачи которые ставятся перед ОАО «БМЗ-Энергосервис».
     По  основному  виду деятельности: п. 1 Устава: - производство и поставка энергоресурсов, конкурентов у Общества  нет. Так как  данный рынок  сложился в силу уже существующих распределительных коммуникаций  (теплотрассы, кабельные линии, водопроводы, канализация)  вокруг ОАО БМЗ.
     Расширение коммуникаций связано с:
    крупными вложениями и затратами,
    решение городской администрации об источнике энергообеспечения,
    отсутствие крупных новых потребителей.
     Поэтому увеличение объемов реализации энергоносителей  на «внешнем» рынке Общество связывает:
    с ростом отапливаемых площадей «Московского» микрорайона, в связи  со строительством  нового жилого фонда,
    усиление контрольной и учетной политики на основе внедрения технических средств.
    привлечение на ОАО БМЗ компаний, которые бы использовали в своем производстве теплоэнергию, пар, воду, сжатый воздух.
     По  другим видам деятельности: п. 3 – 4, общество наметило следующее направление: реализовывать услуги на базе существующих технологических возможностей, но не в ущерб основному виду деятельности (бесперебойному и экономическому снабжению энергоресурсами ОАО БМЗ).
     Итак, ОАО «БМЗ-Энергосервис» работает на рынке производства и транспорта энергоресурсов, и основным потребителем данной продукции являются холдинговая компания ОАО БМЗ.
     Схематически  структуру рынка можно представить  следующим образом:
Таблица 2 - Рынки предприятия. 

  Внутренний  рынок Внешний рынок
Территория Территория  БМЗ и близлежащие районы. Брянск и  Брянская область, потенциальные – соседние области, Московская область
Потребители ОАО БМЗ и  его дочерние общества. Предприятия, занятые в авторемонте, строительстве, предприятия с электрооборудованием.
Основная  продукция Теплоэнергия, электроэнергия, артезианская вода, газы, услуги связи, по очистке стоков и  электромонтажные работы. Углекислота, кислород (ЦКС). Перемотка э/д, производство и установка электрических шкафов, электромонтажные работы (ЦЭС). Разработка проектно-сметной документации (Проектное бюро). Сантехнические работы (ЦТС).
Конкуренты Отсутствуют Высокая конкуренция, есть лидеры, рынок устоялся.
Платежи Взаимозачеты. Предоставление ресурсов иногда бесплатно. Н/р, б/р на счет ДОЭ и третьих лиц, предоплата.
2.2  Анализ систем  планирования на  ОАО «БМЗ-Энергосервис» 

     Планирование является первоначальной стадией процесса управления.
     Планирование  – это, прежде всего, процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность.
     Планирование  дает возможность заблаговременно  учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия и отдельного структурного подразделения.
     Планирование  заключается в основном в определении  главных целей деятельности фирмы  и ориентировано на определение  намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
     Рассмотрим  порядок действий при осуществлении планирования на ОАО «БМЗ-Энергосервис».
     Отдел планирования изучает рынок и  конкурентную среду, делает оценки деловой активности, определяет набор действий в отношении рынков, продукции. Затем устанавливает плановые показатели и приоритеты, которые впоследствии утверждаются высшим руководством.
     Проводится  конференция по планированию среди руководящих работников организации. Руководство организации представляет участникам планы. Участники обсуждают предложения и решают, что необходимо сделать в организации.
     Участники конференции (руководители частных  подразделений организации, главные специалисты) возвращаются на места и интерпретируют предплановые задачи применительно к своим участкам работы. Разрабатывается календарь процесса планирования.
     Предварительные плановые задания последовательно  доводятся до всех уровней организации  вплоть до самого нижнего - рабочей  группы. На них основное подразделение и участок готовят свои предложения по каждому разделу плана. Данные передаются наверх, где определяется возможность достижения поставленных целей высшим руководством.
     Руководители  подразделений проводят еще обсуждение плановых предложений с руководством организации, вносят в планы необходимые изменения  по согласованию с нижестоящими уровнями и утверждают планы своих подразделений.
     Высшее  руководство организации утверждает окончательный вариант плана  организации.
     Централизованные функциональные службы определяют готовность частей и подразделений организации к выполнению плана следующего года (например, заключены ли договора с поставщиками, достаточен ли уровень квалификации рабочей силы и т.п.). Каждый работник организации разрабатывает свой индивидуальный план работы в соответствии с планом организации, следуя установленным в нем приоритетам.
     Структура и состав плана ОАО «БМЗ-Энергосервис» включает следующее:
     1. производство и реализацию продукции  (номенклатура и объем продукции);
     2. техническое и организационное  развитие (развитие технологии и  новой продукции);
     3. повышение эффективности производства (темпы роста производства, производительности работы, прибыли и рентабельности);
     4. нормирование работы и материалов (нормы расходов, затрат, себестоимость);
     5. капитальные вложения и капитальное  строительство (объемы, сроки и  стоимость строительства новых мощностей и реконструкции старых);
     6. материально-техническое обеспечение  (потребности в ресурсах);
     7. персонал и его оплату (структура и развитие персонала, системы оплаты);
     8. себестоимость, прибыль и рентабельность;
     9. системы материального стимулирования (фонды стимулирования и их  источники, кредиты, плата за фонды, амортизацию т.п.);
     10. финансовый план (балансы, налогообложение, кредиты; за фонды, амортизация и т.п.);
     11. социальное развитие коллектива (ценностные ориентиры, нормы  поведения, системы коллективного пользования и т.п.);
     12. охрану природы и рациональное  использование природных ресурсов (контроль за окружающей средой, оздоровление среды).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.