На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Продовольственный рынок Кемеровской области

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство  по образованию
     Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
     «Кузбасский  государственный технический университет» 

     Кафедра финансов и кредита 
 
 

     ОТЧЁТ

     ПО  ПРАКТИКУМУ
     на  тему: Продовольственный рынок Кемеровской  области 
 

     Выполнила студентка гр. ФК-092
     Подгорная М.А.
     Руководитель  практикума
     Кудреватых  Н.В.
     Отчет защищен 
     «______»  ___________ 2010г.
     с оценкой ___________________
                                    ____________
                                                     Подпись руководителя практикума 

Кемерово 2010
 

     Содержание 

    Введение                                                                                                               3
    Состав и значение регионального продовольственного рынка                    5
    Динамика основных экономических показателей продовольственного рынка региона                                                                                                    9            
    Влияние развития регионального продовольственного рынка
     на уровень  жизни населения региона                                                           15                   
    Основные проблемы функционирования и развития
     продовольственного  рынка и пути их решения                                          20
    Заключение                                                                                                        24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Потребительский рынок Кемеровской области является рынком регионального значения. В  нормативных документах региональный рынок определяется как сфера  обращения товаров в пределах субъекта Федерации. В этом определении отчетливо просматривается административно-территориальный подход к региональным явлениям.
     Функционирование  региональных рынков несовместимо с  натурализацией обмена, местничеством, потому что это ведет к нарушению  единого экономического пространства страны. Региональные рынки имели  место в нашей стране еще в  период лимитного (фондового) распределения. Они же складываются и при переходе к рынку. Разница лишь в том, что  при плановой системе распределение  осуществляется в соответствии с  планом, а в условиях рынка –  под воздействием рыночных инструментов: цены, налогов, процентов по кредиту  т.д.
     Региональные  рынки формируются под влиянием особенностей спроса и предложения  в пределах административно-территориального образования. А сами эти особенности  проистекают из множества социально-экономических, демографических, этнических и других причин.
     Развитый  региональный рынок может успешно  функционировать при хорошо поставленном постоянном изучении спроса, тенденций  и закономерностей его развития.
     Все это позволяет прогнозировать емкость, структуру и другие важные параметры  рынка, а также сдвиги в нем.
     Потребности в товарах и услугах обуславливаются  платежеспособным спросом населения  региона, который наряду с инфраструктурой  также определяет характер функционирования региональных рынков.
     Региональные  рынки неоднородны. Существуют несколько их классификаций.
     «По территориальной организации региональных рынков выделяют:
      Поселенческие – рынки в населенных пунктах сельской местности;
      Городские;
      Областные;
      Межобластные;
      Республиканские;
      Межрегиональные.
     По  виду продаваемого товара и предоставляемых  услуг региональные рынки подразделяются:
      На потребительский – рынок благ;
      Рынок земли и недвижимости;
      Рынок капитала – кредитный и рынок ценных бумаг;
      Рынок информации;
      Рынок природных ресурсов;
      Рынок культурных ценностей;
      Рынок образовательных услуг и др.» [4, с. 200].
     Все эти рынки взаимосвязаны и  обслуживаются соответствующими сферами  инфраструктуры.
     В нашей работе мы будем рассматривать  потребительский рынок Кемеровской  области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Состав  и значение регионального продовольственного рынка 

     Сегодня на потребительском рынке Кузбасса работает свыше 14 тысяч предприятий  розничной торговли, в том числе  почти 6 тысяч магазинов, реализующих  продовольственные товары.
     Потребительский рынок Кузбасса характеризуется  стабильностью, высоким уровнем  насыщения товарами и услугами.
     В 2009 году продолжилась устойчивая тенденция к росту объемов розничного товарооборота, который достиг 251 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 19 процентов.
     «Следует отметить, что по общему объему оборота розничной торговли и обороту розничной торговли на душу населения Кемеровская область занимает первое место среди регионов Сибирского федерального округа.
     Сегодня оборот розничной торговли на 90,4 процента формируется торгующими организациями  и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в  стационарной торговой сети, продажа  товаров на рынках составляет 9,6 процента (в 2007 году соответственно 85 процентов и 15 процентов).
     Рост  оборота розничной торговли обеспечен  в том числе и за счет нового строительства, расширения и реконструкции  торговых объектов. За 2007-2008 год в области введено в действие почти 190 тыс. кв. метров торговой площади магазинов. Среди новых крупных объектов: в городе Кемерово - торговые центры "Лапландия", "Гринвич", гипермаркет "Поляна", в Прокопьевске - торговые центры "Чайка", "Максима", в г. Киселевске - супермаркет "Кора", в г. Ленинске-Кузнецком - гипермаркет "Палата" и др.
     В соответствии с мировыми и общероссийскими  тенденциями в Кузбассе развиваются  розничные торговые продуктовые  сети, среди них есть как областные - "Система "Чибис", "Кора-ТК", "Элис-компани", так и пришедшие  на кузбасский рынок из других регионов "АЛПИ" (г. Красноярск), "Мария-РА" (г. Барнаул), "Квартал" (г. Новосибирск) и др.» [6].
     Следует отметить, что сегодня розничные  сети присутствуют не только в г. Кемерово и г. Новокузнецке, как это было всего несколько лет назад, а  практически во всех средних и  малых городах области. Так, магазины системы "Кора" есть в г.г. Березовском, Киселевске, Ленинске-Кузнецком, магазины "Чибис" работают в г.г. Гурьевске, Салаире, Топки, Таштаголе, Мыски, Калтане, поселках городского типа Инской, Яшкино, Бачатский, Тяжинский и т.д.
     Интенсивное развитие сетевых структур в области  связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском  рынке они имеют определенные преимущества. Им гораздо легче создать  широкий ассортимент товаров  и высокий уровень обслуживания, внедрять новейшие торговые технологии, применять современные методы работы с клиентами.
     «Администрацией Кемеровской области уделяется особое внимание развитию социально ориентированной торговли, услугами которой, в первую очередь, пользуются малообеспеченные категории населения, ветераны, пенсионеры.
     В Кузбассе впервые в России была создана  сеть губернских торговых предприятий. На сегодняшний день в области  действует 47 губернских магазинов и 2 губернских рынка. Губернские магазины есть в 15 городах и 11 сельских районах  области, в г. Кемерово - 10 таких магазинов  и 1 рынок, в г. Новокузнецке - 4 магазина, в г. Киселевске - 3. Губернские магазины начали создаваться с 2003 года в городах  области на базе собственных магазинов  предприятий хлебопечения, входящих в Ассоциацию хлебопеков и мукомолов  Кузбасса. Сегодня губернские магазины открываются не только предприятиями  пищевой, перерабатывающей промышленности, но и торговыми организациями, индивидуальными  предпринимателями, а также в  системе потребительской кооперации.» [6]
     Цены  в губернских предприятиях на основные группы продовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину, на 10 - 15 процентов ниже сложившихся  в розничной торговле.
     Это стало возможным благодаря практике заключения губернскими предприятиями  прямых договоров на поставку продукции  от местных производителей. В этих целях заключено трехстороннее  соглашение о реализации государственной  политики Кемеровской области в  сфере развития социально ориентированной  торговли.
     Его участниками являются с одной  стороны отраслевые департаменты Кемеровской  области, с другой - руководители магазинов, имеющих статус "губернский", а  также местные сельхоз- и товаропроизводители.
     Отраслевые  департаменты Кемеровской области  содействуют обеспечению губернских магазинов продукцией местного производства в широком ассортименте, а также  оказывают магазинам помощь в  снижении затрат, связанных с содержанием  торговых помещений.
     Сельхоз- и товаропроизводители гарантируют  поставку продукции высокого качества и по ценам на 5 - 10% ниже сложившихся  оптово-отпускных.
     Магазины, в свою очередь, берут на себя обязательства  обеспечивать постоянное наличие в  ассортименте продукции местных  товаропроизводителей, а такие виды товаров как хлеб, мука, мучные, кондитерские изделия, молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, овощи, рыба (живая), алкогольная и безалкогольная продукция в губернских магазинах - только местного производства.
     Заключение  такого соглашения дает возможность  не только сдерживать цены на основные продукты питания, но и установить жесткий  контроль за их качеством.
     Предельные  цены на основные продукты питания, реализуемые  в губернских магазинах и на рынках, согласовываются с департаментами сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, департаментом цен и тарифов  Администрации Кемеровской области.
     При создании сети губернских предприятий  преследовалось несколько целей. Основная цель их создания - обеспечение социально  незащищенных слоев населения высококачественными  продуктами по доступным ценам.
     Кроме того, предполагалось, что поддержание  низкого уровня цен в губернских магазинах окажет положительное  влияние и на потребительский  рынок в целом - будет способствовать стабилизации цен и недопущению  их резких скачков на продовольственные  товары первой необходимости.
     Сегодня, когда в области действует 49 губернских торговых предприятий, их влияние на потребительский рынок очень  ощутимо - в силу высокой конкуренции  и другие предприятия торговли не могут необоснованно завышать цены и стремятся привлекать покупателей  путем снижения розничных цен.
     Одним из факторов развития конкурентной среды  и стабилизации цен в сфере  розничной торговли в Кемеровской  области является деятельность розничных  рынков.
     Сегодня в области работает 83 розничных  рынка, из них 65 универсальных и 18 специализированных (по специализации: 5 автомобильных, 5 непродовольственных, 6 продовольственных, 1 сельскохозяйственный и 1 сельскохозяйственный кооперативный).
     Всего на рынках области создано более 14 тысяч торговых мест.
     На  вещевых, смешанных и продовольственных  рынках население покупает 6,6 процента продовольственных товаров и 12,6 процента - непродовольственных (в 2006 году соответственно - 11,5 процента и 18,4 процента).
     В соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных  рынках и о внесении изменений  в Трудовой кодекс Российской Федерации" отечественные производители товаров  имеют преимущества при предоставлении торговых мест на рынках, в частности, на сельскохозяйственных рынках им предоставляется  не менее 50 процентов торговых мест от их общего количества.
     Кроме этого, на рынках области около 2 тыс. льготных торговых мест, которые предоставляются  населению для реализации продукции  собственного производства, в том  числе сельскохозяйственной. 

Динамика  основных экономических показателей продовольственного рынка региона 

     Далее мы рассмотрим основные показатели продовольственного рынка по Кемеровской области, такие как: оборот розничной торговли, средние потребительские цены, количество розничных рынков по области, - а также их динамику за последние 2-5 лет.  Данные взяты из статистических бюллетеней/сборников Федеральной службы государственной статистики. (территориальный орган по Кемеровской области) и приведены в таблицах 1, 2 и в графиках 1,2.
     Жители  региона стали покупать больше дешевых  продуктов, а вот товары класса премиум  вытесняются с рынка. Товарооборот в области снизился на 11%. Больше всего финансовый спад ударил по сфере  общественного питания — в этом сегменте спрос сократился почти наполовину.
     Зато  вдвое популярнее стали у кузбассовцев предприятия бытового обслуживания. Наступил удачный момент для химчисток  и мастерских по ремонту обуви — люди, если не покупают новые, то стараются сохранить подольше те вещи, которые у них есть. На алкогольном рынке, хорошо это или плохо, начались положительные тенденции — спрос на горячительные напитки вырос более, чем на 20%.
.  
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1 –Основные показатели розничной торговли и платных услуг населению1.
  2005 2006 2007 2008 2009
  Миллионов рублей
Оборот  розничной торговли 140904 178979 2223710 273834 234237
В том  числе:          
Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия2 68814 86277 105613 126514 116728
Непродовольственные товары 72090 92702 118097 147320 117509
Оборот  общественного питания 6977 9700 12369 16578 11273
Платные услуги населению 28858 35158 44092 54054 57873
  На  душу населения, рублей
Оборот  розничной торговли 49496 63190 79192 97011 83025
Оборот  общественного питания 2451 3425 4379 5873 3996
Платные услуги населению 10137 12413 15608 19150 20514
 
     Из  таблицы можно сделать вывод, что до 2008 года включительно шел  значительный рост денежных масс в  обороте, однако с 2009 года произошел  резкий спад данных показателей. Причину  этому мы раскроем в параграфе  ниже. 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 2 – Средние потребительские цены на основные виды продуктов питания. (на конец года; рублей за килограмм).
  2005 2006 2007 2008 2009
Говядина  113,09 119,88 125,52 156,58 167,19
Свинина 119,04 129,67 133,54 161,65 168,27
Куры 83,58 76,85 86,35 104,62 102,10
Колбаса вареная 1 сорта 93,39 100,12 110,01 134,33 143,28
Сосиски, сардельки 94,38 101,97 113,17 140,95 153,17
Колбаса полукопченая 138,26 146,74 164,25 209,95 224,28
Рыба  замороженная 52,87 52,38 57,74 64,00 74,33
Масло сливочное 101,03 112,78 149,46 165,06 168,12
Масло подсолнечное 40,80 40,00 61,67 76,38 52,39
Маргарин 43,64 44,42 57,54 71,98 72,38
Молоко  цельное пастеризованное, 2.5.-3.5.% жирности, за литр 16,92 17,57 21,32 22,96 22,22
Сметана 44,53 48,21 61,52 71,15 72,06
Кисломолочные продукты, за литр 22,75 23,18 30,13 33,31 33,52
Творог  жирный 78,90 84,94 104,21 115,22 138,50
Творог  нежирный 84,91 86,18 117,26 120,32 112,59
Сыры  сычужные твердые и мягкие 136,50 139,53 235,86 199,47 208,27
Яйца  куриные, за десяток 21,74 23,00 30,37 32,97 28,17
Сахар-песок 19,27 21,50 20,30 22,95 32,62
Чай черный байховый 175,70 187,72 201,04 230,36 266,50
Соль  поваренная пищевая 5,18 6,40 6,80 8,96 9,40
Мука  пшеничная 9,54 10,72 14,73 18,68 14,64
Хлеб  ржаной 14,02 15,38 19,47 26,01 25,49
Хлеб  и булочные изделия из пшеничной  муки высшего сорта 19,54 22,25 30,21 41,32 42,71
Хлеб  и булочные изделия из пшеничной  муки 1 сорта 10,71 11,94 13,84 16,71 16,24
Рис шлифованный 21,28 22,92 32,35 46,99 45,57
 
 
Продолжение таблицы 2. 

Крупа манная 13,53 14,19 17,36 25,13 21,10
Пшено 10,57 14,75 19,61 25,45 21,30
Крупа гречневая 19,86 22,74 23,93 23,57 23,94
Горох и фасоль 14,83 17,68 22,05 31,14 25,00
Макаронные  изделия из муки высшего сорта 25,07 26,71 32,18 39,01 38,08
Картофель 9,37 11,96 16,83 17,50 12,20
Капуста белокочанная 8,75 10,55 11,54 11,34 10,36
Лук репчатый 13,49 17,27 16,87 17,79 17,42
Свекла  столовая 13,47 18,65 15,41 19,41 14,31
Морковь 14,32 16,55 15,86 20,17 15,20
Яблоки  43,43 49,60 54,77 62,03 61,14
 
 
     Не  трудно заметить, что в 2009 году произошел  резкий скачок потребительский цен  на основные продукты питания. (не все наименования) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

График 1 – Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями и непродовольственными товарами (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года). 

 

     Из  графика видно, по сравнению с 2008 годом в 2009 оборот розничной торговли значительно снизился, однако можно  заметить, что соотношение продажи  пищевых продуктов к продаже  непродовольственных товаров изменился  в обратную сторону. 

___________
За 2008г. приведены  индексы физического объема в % к 2007г. по продовольственным товарам  без табачных изделий. 

График 2 – Изменение количества розничных рынков по области и торговых мест на них в динамике (2008-2009гг.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние развития регионального  продовольственного рынка на уровень  жизни населения  региона 

     Уровень жизни населения во многом зависит  от темпов развития агропромышленного  комплекса. Потребительский рынок  более чем на 70%  формируется  продовольствием и товарами, изготовленными из сельскохозяйственного сырья.
     «В агропромышленном комплексе  России производится около валового общественного продукта и более 70% потребительских товаров для населения, в том числе приблизительно 30% - предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.
     Анализ  состояния рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья  позволяет сделать вывод, что  попытки правительства России приспособить государственную централизованную систему заготовок, хранения и переработки  сельскохозяйственной продукции к  рыночным условиям оказались несостоятельными. В результате – дестабилизация продовольственного рынка и рынка сельскохозяйственного  сырья, практически неуправляемый  рост розничных цен на сельскохозяйственную и агропромышленную продукцию, сокращение объемов ее производства  и переработки.» [6, с. 589]
     Продовольственный рынок пополняется по трем каналам поставки: собственное производство, ввоз товаров из ближнего зарубежья и импорт. В ряде регионов России ежегодно наблюдается сокращение поставок продовольствия собственного производства на потребительские рынки, что является крайне негативным фактором.
     Резкое  снижение жизненного уровня населения  регионов России вызвало перераспределение  денежных расходов в пользу продуктов  питания, что ограничило спрос на непродовольственные товары. По сравнению  с 1991г. объем продаж по основным видам  непродовольственных товаров снизился на 20-54%. На значительное уменьшение объема реализации товаров народного потребления повлиял не только безудержный рост цен, но и снижение производства отечественных товаров.
     Падение покупательной способности населения, сокращение потребления основных видов  продовольствия (кроме хлебопродуктов) происходят на фоне резкого роста  розничных цен на все без исключения продукты питания при одновременном  затоваривании магазинов дорогостоящими продуктами, в том числе импортными, не находящими спроса. Все это элементы прогрессирующей депрессии, характеризующие  состояние продовольственного рынка  и рынка сельскохозяйственного  сырья.
     Соотношение уровня и темпов роста доходов  населения и потребительских  цен, в частности стоимости 19 продуктов  питания, составляющих минимальную  продовольственную корзину, позволяет  судить о дифференциации и динамике покупательной способности доходов  и, следовательно, о наиболее общих  тенденциях изменения уровня жизни  и населения в различных регионах.
     Стоит заметить, что в Кемеровской области  делают все для того, чтобы не допускать подобных плачевных ситуаций. Например, Эко-бюллетень ИНЭКА (2001 г) пишет: «… в администрации кемеровской  области состоялась церемония официального открытия нового проекта Программы  ЕС Тасис3, целью которого является повышение конкурентоспособности предприятий пищевой отрасли Кузбасса. Бюджет проекта, рассчитанного на два года, составит 1.4 миллиона евро.
     Обоснование проекта очень хорошо изложено в  Техническом задании: «Главное, что нужно сделать в Кузбассе – это повысить конкурентоспособность продовольственных товаров местного производства путем устранения узких мест между производством, переработкой, хранением, транспортировкой и различными этапами реализации отдельных продовольственных товаров местного производства. Поэтому главный акцент в этом проекте следует сделать на укрепление торговых связей между самостоятельно функционирующими звеньями продовольственной цепочки». Потребность в улучшении управления местной пищевой промышленностью с целью продажи большего количества местных продуктов питания по наиболее приемлемым ценам была особо подчеркнута как авторами проекта, так и местными деловыми кругами Кузбасса при подаче заявки на данный проект.
     В связи со сложившейся в настоящее  время благоприятной посткризисной  ситуацией, в рамках проекта поставлена задача стимулировать и повысить конкурентоспособность производимых в Кузбассе продуктов питания, восстановить доверие потребителей к продовольственным  товарам отечественного производства и повысить производительность сельскохозяйственного  сектора.
     Для достижения поставленных целей проект Тасис уделит особое внимание следующим  проблемам:
    Ценовая политика: необходимо изменить существующие в регионе юридические и политические условия в пользу частного и рентабельного производства продуктов питания;
    Консультационные бизнес-центры: создать местные агрофирмы, оказывающие консультационные услуги работникам сельскохозяйственного сектора по техническим, торговым и административным вопросам на коммерческой основе;
    Краткосрочное кредитование торговых предприятий: создать схемы мелких накоплений и системы кредитования совместно с участниками местного бизнеса по принципу взаимного доверия;
    Практика ведения бизнеса: создать уверенность в возможности решения проблем и в укреплении атмосферы доверительного отношения в бизнесе, где за основу приняты стандарты качества товара».
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.