На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ» 

Кафедра финансов и кредита 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Тема: Финансовая система РФ: ее сферы и звенья,
взаимосвязь между звеньями финансовой системы 

                      Выполнила: студентка факультета Центр ДОТ
                      Специальность Ф курса 2(с) группа заочного отделения
                      Комарова Анастасия Ивановна
                                                                                       Шифр ДФ/09117
                      Проверил: _____________________________________
                                                        (Ф.И.О. преподавателя)
                      Результаты защиты:_____________________________
                      Дата защиты:___________________________________ 
 
 
 
 

2011г.
 

Содержание
     Введение……………………………………………………………………….3
    Понятие финансовой системы РФ…………………………………..…..5
    Структура финансовой системы………………………………………..11
    Децентрализованные звенья финансовой системы и их финансовые отношения…………………………………………………………………………..16
    Направления совершенствования финансовой системы РФ…………26
     Заключение…………………………………………………………………...31
     Список  используемой литературы……………………………………….…33 

 

    Введение
     Рыночная  экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
     Регулируя и направляя потоки денежных средств  для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.
     Вот почему сегодня как никогда важно  хорошо знать природу финансов, глубоко  разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
     Между тем, отечественными и иностранными финансистами, как в устных выступлениях, так и в научных статьях неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения — полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
     Таким образом, актуальность исследования проблем  функционирования финансовой системы  Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.
     Цель  данной работы — рассмотреть понятие  и сущность финансовой системы, проанализировать структуру финансовой системы и выявить направления совершенствования финансовой системы в России. 

 

    Понятие финансовой системы РФ
     Финансовая  система – это совокупность подразделений  и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
     Поскольку финансы являются носителями распределительных  отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
    общегосударственные финансы;
    финансы предприятий и организаций.
     Финансовая  система в её широком понимании  включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
     Каждая  из этих сфер имеет организационную  структуру и складывается из нескольких звеньев.
     Звенья первой сферы – общегосударственных финансов – относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
     Звенья  второго подразделения (финансы  предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
     Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.
     Структура финансовой системы, сложившейся в  Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рисунке 1. 

      Финансовая  система Российской Федерации
       
Общегосуда-рственные  финансы
  Финансы предприятий и 
организаций
  Кредитно- банковская
система
  Система государственных
финансовых
     
    Бюджетная
система;
    Государствен-ные социальные внебюджетные фонды;
    Государствен-ный кредит;
    Государствен-ный фонд страхования
 
    Финансы
коммерческих  предприятий  (организаций);
    Финансы государственных и муниципальных предприятий;
    Финансы некоммерческих предприятий и организаций;
    Финансы общественных организаций и объединений
 
    Центральный банк РФ (Банк
России);
    Сбербанк России;
    Внешторгбанк;
    Российский банк развития;
    Коммерческие банки (акционерные и кооперативные)
 
    Министерство  финансов РФ;
    Федеральное
казначейство;
    Финансовые
органы субъектов РФ;
    Министерство РФ по налогам и
сборам
     Рис. 1. Финансовая система Российской Федерации 

     Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
     Краткую характеристику и роль отдельных  структурных подразделений финансовой системы РФ рассмотрим ниже.
     Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.
     Бюджетная система России – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.
     Государственный бюджет Российской Федерации – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.
     Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение – финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.
     Наряду  с государственными внебюджетными  фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счёт которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.
     Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит – это также внешние займы государства, когда государство берёт кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.
     Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
     Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.
     Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчёта.
     Хозяйственный (коммерческий) расчёт производственных предприятий основан на трёх принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счёт полученной прибыли.
     Финансы предприятий являются не просто одним  из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.
     Однако  не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчёта. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.
     Таким образом, в сфере финансов предприятий  выделяют следующие звенья финансовой системы:
    финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
    финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;
    финансы государственных и муниципальных предприятий;
    финансы общественных организаций (объединений).
     Основой организации финансов предприятий  всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.
     Кредитно-банковская система – это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения. [5]
     Объективная необходимость существования кредитных  отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.
     Аккумулируют  временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным  образом, банки и иные кредитные организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.
     Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система – одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:
    первый уровень – Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
    второй уровень – коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
 

2. Структура финансовой системы
     По  причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления.
     Каждая из этих подсистем является сложной системой. Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья.
     Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.
     Финансовая  система состоит из трёх основных элементов:
    совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
    совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;
    система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.
     Финансовая  система – 1) вся совокупность звеньев  и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д. [7]
     Первая  сфера, где необходимы финансы –  государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы.
     Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.
     Третья  сфера – прочие финансы (в том  числе финансы страхования).
     Звенья  первой сферы:
    Федеральный бюджет;
     2. Внебюджетные фонды (денежные  средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):
      Пенсионный фонд;
      Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);
      Фонд обязательного медицинского страхования.
     Правительство стремится распоряжаться этими  фондами, так как в них оседают  колоссальные средства, которые правительство  может использовать для своих целей.
     3. Государственный кредит.
     Звенья  второй сферы (финансы предприятий):
    Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
    Финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;
    Финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).
     Страхование – специфическая сфера, которая  имеет свои звенья:
    Социальное страхование;
    Личное страхование;
    Имущественное страхование;
    Страхование ответственности;
    Страхование предпринимательских рисков.
     Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
     Каждому звену системы финансов присущи  свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
     Финансовые  системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно – правовыми формами.
     В учебниках советского периода в  структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему – государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
     Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.
     В целом, вся система финансов состоит  из двух укрупнённых подсистем (сфер):
    государственных и муниципальных финансов;
    финансов хозяйствующих субъектов.
     Как уже говорилось ранее, классификационным  признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.
     Так, непосредственно участники общественного  воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг.
     Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.
     Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.
     Каждая  сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов, и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
     Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.
     Такие организации не преследуют цель получения  прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.
     Участниками товарного производства также выступают  ПБЮЛ (предприятия без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.
     Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:
    финансы коммерческих организаций;
    финансы некоммерческих организаций;
    финансы ПБЮЛ.
     Сфера финансов государственных и муниципальных  финансов состоит из двух звеньев:
    финансы государственного бюджета;
    финансы внебюджетных фондов.
     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
 

    3. Децентрализованные звенья финансовой системы и их
    финансовые отношения
     Финансы любого государства составляют целостную  систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
     Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
    Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления;
    Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.