На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка стратегии инновационной организации на рынке лицензий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННОЙ  ТЕХНИКИ 
(ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ) 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине
«Инновационный  менеджмент»
на тему:
 «Разработка стратегии инновационной организации на рынке лицензий» 
 
 
 
 
 
 

                                     Выполнили:  Келарева Н.И.
                                                             Чистякова В.А.
                                             группы ЭУ-35 

                                     Научный руководитель: Егорычева Е.В. 
 
 
 
 

Москва 2011 г.
     Содержание
Введение
    Понятие и  виды лицензий
    Формы лицензированных  платежей
    Методы  расчета цены лицензии

Заключение

Список литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
   Лицензионная  политика инновационной организации  в последнее время становится важной оставляющей ее корпоративной  стратегии. Действительно, только на основе всестороннего стратегического  анализа цепочек ценности могут  быть найдены эффективные ответы на такие вопросы, как производить ли самостоятельно инновационную продукцию и выходить с ней на рынок конечного потребителя, или сконцентрироваться на начальных этапах инновационного процесса и путем продажи лицензий на соответствующие разработки возложить производство и сбыт соответствующей продукции на другие организации, или придерживаться комбинированного подхода.
   Когда конкурентное преимущество организации, основанное на реализации инновационной продукции, переходит в стадию стабилизации и сокращения, то в качестве оборонительной стратегии, направленной на сохранение и продление жизненного цикла конкурентного преимущества, часто целесообразным является активизация продаж соответствующих лицензий, т.е. отказ от монопольного использования инновации и предоставление права ее использования потенциальным конкурентам с целью получения лицензионных вознаграждений.
   Таким образом, продажу лицензий стимулирует  ограниченный срок жизни научно-технических  разработок, утрата ими новизны, процесс  их морального старения. Это подчеркивает в условиях. ускорения темпов научно-технического развития все возрастающую значимость лицензионной деятельности для эффективного функционирования инновационных организаций.
   Разработка  лицензионной политики инновационной  организации предполагает решение ряда управленческих проблем, что, в свою очередь, позволяет выработать эффективную стратегию поведения организации на рынках лицензий. К таким проблемам относятся:
• определение  формы предоставления права на использование  инноваций другим хозяйствующим субъектам;
• оптимизация  временных и территориальных  характеристик передачи прав;
• определение  стоимости лицензий и схемы лицензионных платежей и др. 
 
 
 
 

1.Понятие и виды лицензий

   Одной из основных форм трансферта технологий, предоставления права на использование инноваций другим хозяйствующим субъектам является лицензирование.
   Лицензирование  осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения (лицензии) – юридического документа, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар), обладающее исключительным правом на объект промышленной собственности (патентом на изобретение или промышленный образец, свидетельством на полезную модель или товарный знак), передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта промышленной собственности.
   Здесь необходимо отметить, что на практике, а порой и в теоретических  работах, используется более широкое  понятие лицензионного соглашения (лицензии), под которое подпадают не только договоры о предоставлении права на использование объектов промышленной собственности, но и других объектов интеллектуальной собственности, включая ноу-хау и объекты авторских прав (авторские договоры).
     Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в мире среднегодовые темпы роста торговли лицензиями в 3—4 раза выше темпов развития товарных рынков, что в целом позволяет ускорить темпы научно-технического развития. Естественно, разные страны занимают различные позиции на мировых рынках лицензионной торговли. Можно привести примеры стран, динамика и характер лицензионной деятельности которых имеет на мировых рынках определенную направленность (табл.1.1). 
 
 
 

   Табл.1.1.Страновые особенности международной лицензионной торговли
Характер  международной лицензионной торговли Примеры стран
Экспортная  направленность лицензионной торговли, основанная на высоком научно-техническом  потенциале, характере государственной  инновационной и внешнеэкономической  политики США
Экспортно-импортная направленность лицензионной торговли (положительное сальдо во внешней торговле лицензиями), основанная на отраслевой и  региональной специализации Великобритания, Швейцария
Преимущественна импортная направленность лицензионной торговли на основе широкого использования зарубежного опыта и технических знаний для повышения эффективности производства и ускорения собственных  научно-исследовательских работ
Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция, Япония
Импортно-экспортная направленность лицензионной торговли в результате стремления эффективно использовать передовой зарубежный опыт, с одной стороны, и расширить продажу сублицензий  е соседние страны — с другой
Аргентина, Бразилия, Гватемала, Индия, Турция
Импортная направленность лицензионной торговли с целью использования передового зарубежного опыта (часто закупка  сопутствующих лицензий при строительстве  промышленных объектов) Алжир, Мексика, Марокко, Панама, Таиланд, Филиппины  и др.
Лицензионная  торговля отсутствует или носит  случайный характер Бирма, Египет, Камерун, Конго, Мадагаскар, Чад, Эфиопия, Сальвадор 
   Поэтому обобщенно можно говорить об определенных особенностях лицензионной политики инновационных  организаций в различных странах.
   Рассмотрим виды лицензий:
   Неисключительная (простая) лицензия дает лицензиату право использовать объект интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных договором (например, по оговоренной территории в оговоренные сроки); при этом лицензиар сохраняет за собой право использовать объект договора и право предоставлять лицензии третьим лицам.
   Заметим, что только собственник имеет  право защищать свою интеллектуальную собственность, что в случае неисключительной лицензии может поставить организацию, получившую такую лицензию, в неблагоприятное конкурентное положение. Например, организации X необходимо платить роялти за каждый компонент, производимый по лицензии, в то время как ее конкурент организация Y, которая не побеспокоилась о приобретении лицензии, использует этот же процесс бесплатно. Если в лицензионном соглашении специально не оговорено условие, заставляющее собственника (лицензиара) предпринимать действия против такой компании Y, то компания X ничего не можете этим поделать.
   При исключительной лицензии лицензиат получает исключительное (монопольное) право использовать объект договора в пределах, оговоренных договором (например, на оговоренной территории в оговоренные сроки). Другими словами, лицензиар (собственник) не только не имеет права выдать еще лицензию, но и сам не может использовать то, на что выдана исключительная лицензия. Однако собственник (лицензиар) сохраняет права на использование предмета договора в части, не передаваемой лицензиату (например, на территории, не охватываемой договором, или вне срока договора), Поэтому возможно, что несколько эксклюзивных лицензий будет выдано на основе одного права интеллектуальной собственности. Полная лицензия - это такая исключительная лицензия, в которой ограничивается только срок, т.е. полный отказ лицензиара от использования предмета соглашения в течение этого срока, полная уступка всех имущественных прав в этот период. Единственная лицензия - это своего рода разновидность эксклюзивной лицензии, при которой лицензиар, не имея права выдать еще лицензию, сам может использовать предмет договора.
   Сублицензия - это лицензия, выдаваемая лицензиатом. Лицензионное соглашение может давать разрешение лицензиату позволять другим пользоваться этими же правами без обращения к первоначальному собственнику. Сублицензиат находится даже в более слабом положении, чем лицензиат, когда необходимо отстаивать свои права, так как он отдален от собственника на две и более стадии.
   На  динамику осуществления инноваций, интенсивность и скорость инновационных  процессов порой негативно влияет инертность собственников изобретений, промышленных образцов или полезных моделей. Известно немало примеров равнодушного, а порой агрессивного отношения изобретателей к внедрению их же изобретений. Так, великий английский изобретатель Джеймс Уатт запатентовал в 1784 г. изобретенную им паровую машину с цилиндром двойного действия, сыгравшую большую роль в переходе к машинному производству. Однако сам Уатт пытался провести через парламент закон о запрещении применения паровых машин высокого давления, поскольку считал их очень опасными для общества.
   Для предотвращения злоупотребления патентными правами, в частности, неиспользования  или недостаточного использования  патентообладателем изобретения, ведущее  к недостаточному предложению на рынке соответствующих товаров либо ограничения возможности использования зависимого патента, т.е. в случае, когда патентообладатель не может использовать изобретение, на которое он имеет исключительное право, не нарушая при этом прав обладателя другого патента, возможна выдача принудительной лицензии, передающей право на использование изобретения третьим лицам или организациям без согласия правообладателя.
   Процедуры и условия выдачи принудительных лицензий регулируются национальными  законодательствами, в частности, в Российской Федерации - ст.1362 ГК РФ.
   Так, немаловажное значение для стимулирования и ускорения инновационных процессов  имеет и возможность получения  так называемой перекрестной лицензии. Например, если патентообладатель не может использовать изобретение или полезную модель, не нарушая при этом прав другого патентообладателя, то он вправе требовать от последнего заключения лицензионного договора. Примером необходимости перекрестного лицензирования является ситуация, когда, скажем, изобретатель X обладает патентом на определенное устройство. Изобретатель Y разработал и запатентовал улучшение изобретения ученого X. Каждый изобретатель благодаря своему патенту мог бы помешать другому или кому-то еще коммерциализировать новое изобретение. Более того, патент ученого X мог бы привести к его доминирующему положению, сдерживающему дальнейшее развитие этой технологии, так как X мог бы продолжать производить и поставлять на рынок свое устройство, в то время как Y не смог бы использовать свое изобретение без лицензии ученого X.
   Схемы взаимозависимостей и взаимопереплетений прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности могут быть достаточно сложными и многосторонними. Перекрестное лицензирование служит интересам всех сторон, так как эти соглашения снимают в случае взаимозависимости прав на объекты интеллектуальной собственности препятствия для разработки и использования инноваций.
   Одним из распространенных способов увеличения прибыли от продажи инноваций, роста  доходов от предоставления права  использовать результаты инновационной деятельности организации является пакетное лицензирование. Оно имеет место, когда определенный набор патентов и других прав лицензируется собственником единым блоком (пакетом) с целью получения единого платежа, единого роялти, т.е. платежа, который должен выплачиваться независимо от фактического использования каждой индивидуальной составляющей пакета. Оправданием пакетного лицензирования часто является возможность избежать сложных процедур расчета всех роялти и оценивания индивидуальных патентов и прав.
   Заметим, что пакетное лицензирование применяется  не только отдельными инновационными организациями, но и их союзами, ассоциациями, совместными предприятиями, другими  объединениями. Для этого создаются  патентные пулы, общие фонды прав на различные объекты интеллектуальной собственности.
   Консолидация  инновационных организаций путем  объединения принадлежащих им патентов, авторских прав, конфиденциальных ноу-хау  и других прав особенно успешна, когда  соответствующие объекты интеллектуальной собственности взаимодополняемы. Например, хорошим случаем для пудинга (объединения в общий фонд, пул) является ситуация, когда изобретатель А имеет Патент на сплав и процесс его изготовления вместе с соответствующим ноу-хау. Изобретатель В имеет патент на печь, которая идеально подходит для изобретения А. Объединение А и В, создание ими общего фонда, патентного пула было бы взаимовыгодным.
   Те, кто вносит вклад в общий фонд охраняемых объектов интеллектуальной собственности, пользуются соответствующими правами, для обеспечения которых, как правило, вырабатывается специальное соглашение по пулу. Без пулинга некоторые инновационные продукты не были бы разработаны или понадобилось бы намного больше времени для достижения ими рынка.
   Однако  сложность, которую может породить патентный пул, заключается в том, что он позволяет партнерам по пулу получить несправедливое преимущество над конкурентами, что может привести к монополизации того или иного рынка. Другими словами, патентный пул может использоваться как способ уменьшения фактической или потенциальной конкуренции в отрасли. Поэтому стороны, рассматривающие перспективы пакетного лицензирования, должны быть уверены, что их соглашение не нарушит антимонопольный закон.
   В последнее время все более  широкое применение получает франчайзинг - определенный вид лицензирования, в основе которого лежит предоставление права на использование товарного знака.
   Владелец  товарного знака - франчайзер (franchiser) - выдает лицензию другому юридическому или физическому лицу - франшизи (franchisee), которая позволяет последнему продавать продукцию или оказывать услуги под именем франчайзора и получать выгоды от его хорошей репутации.
   Лицензия  на товарный знак должна содержать  условие о том, что качество продуктов  и услуг лицензиата будет не ниже качества продуктов и услуг лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
   В качестве основных условий распространенного  в мире подхода к франчайзингу можно выделить следующие:
   • выделяется географическая территория, на которой франчайзиат (лицензиат) будет единственным оператором франчайзера, т.е. он получает исключительную лицензию на товарный знак на этой территории;
   • франшизи должен владеть своим бизнесом;
   • франчайзор (лицензиар) должен обучить  франчайзиата (лицензиата) различным аспектам своего бизнеса;
   • франшизи должен сделать существенные капитальные инвестиции;
   • франшизи должен осуществлять платежи  в пользу франчайзера за приобретенные  права и постоянно оказываемые  услуги.
   Для начинающей организации франчайзинг уменьшает ее риски, хотя, естественно, и прибыли ее уменьшаются на суммы платежей франшизи. С точки же зрения франчайзора, франчайзинг дает возможность расширяться, получать большую долю рынка намного быстрее, с меньшими затратами и меньшим риском. 

2.Формы лицензионных платежей
   Лицензии  выдаются на условиях, о которых  договорятся стороны, принимающие  лицензионное соглашение. Как правило, в лицензии оговаривается территория, на которую она распространяется, сроки, способ использования передаваемых прав (например, модификация, воспроизведение или распространение программы для ЭВМ) и другие условия. Определение этих условий дает лицензиару существенный простор для разработки стратегии использования объекта интеллектуальной собственности с наилучшим эффектом.
   Таким образом, по лицензионному договору продавец (лицензиар) обязуется на определенных условиях предоставить право на использование объекта интеллектуальной собственности покупателю (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи.
   Основными формами лицензионных платежей являются роялти, паушальный платеж и гонорар.
   Роялти — это периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия лицензионного соглашения, сумма которых определяется в зависимости от экономических результатов использования предмета лицензии (процент от полученной лицензиатом прибыли или объема продаж инновационной продукции и т.п.).
    Является  компенсацией за использование патента, авторского права, и других видов интеллектуальной собственности, выплачиваемой в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др.
   На  практике размеры авторского гонорара устанавливаются в виде фиксированных  ставок, которые выплачиваются лицензиатом  через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения. Ставка авторского гонорара устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, её себестоимости, валовой прибыли или определяется в расчёте на единицу выпускаемой продукции. Наиболее распространённым методом является исчисление авторского гонорара в процентах от стоимости продаж продукции.
   Также роялти может означать плату за право разработки природных ресурсов.
   Паушальный  платеж — единовременный (аккордный) платеж, т.е. единовременная выплата твердой, заранее рассчитанной суммы.
   Устанавливается исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей от ее использования. Может выплачиваться единовременно или в рассрочку.
   Гонорар — денежное вознаграждение за услуги, оказываемые лицензиаром, которое назначается в виде определенной суммы. Разные формы платежей обычно сочетаются, например единовременная выплата определенной суммы после заключения лицензионного соглашения дополняется последующими выплатами роялти. 
 

   3.Методы  расчета цены лицензии.
   Платежи за лицензии зависят:
   •   от способа применения лицензии и условий соглашения;
   •   ценности, которую лицензия представляет для лицензиара;
   •   факторов, связанных с законодательством и конкуренцией;
   •   умения сторон вести переговоры.
   Существует  несколько видов лицензионных платежей.
   Роялти — это периодические процентные или фиксированные суммарные отчисления лицензиата в пользу лицензиара за права, предоставленные ему лицензиаром. В лицензионных соглашениях устанавливается размер, база исчисления и периодичность выплаты роялти. В международной практике размер роялти определяется исходя из среднего уровня стандартных ставок текущих отчислений, характерных для отраслей. Роялти могут исчисляться исходя из объемов прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3—5%.
   На  размер роялти влияет также отрасль  техники: чем больше наукоемкость отрасли, тем выше роялти. Например, в фармацевтике она может колебаться от 2—5 до 10—15%, что вызвано более высокими затратами на разработку лекарств, их обязательным патентованием и сложной процедурой получения разрешения на продажу. В прочих отраслях роялти могут составлять от 1—3 до 5—10%. Наиболее высоки стандартные ставки роялти в следующих отраслях: электронная промышленность, авиатехника, вооружение — 4—10%, точное приборостроение, станкостроение — 4—7, автомобильная промышленность — 1—3, производство потребительских товаров длительного пользования — 5, потребительских товаров с малым сроком использования — 0,2—1,5%.
   Самой распространенной базой исчисления роялти является продажная цена продукции, рассчитанная на дату заключения соглашения. Ставки роялти должны как минимум покрывать лицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии. В свою очередь максимальные выплаты, на которые может согласиться лицензиат, равны стоимости альтернативного решения, заменяющего приобретение лицензии.
   Паушальный  платеж: представляет собой зафиксированную в тексте лицензионного соглашения сумму, которая выплачивается в виде единовременного платежа или по частям. Эта величина не связана во времени с фактическим использованием лицензии, а устанавливается заранее путем экспертных оценок. По паушальным платежам лицензиар стремится получить такую сумму, которая, будучи положенной на банковский счет, обеспечила бы ему прибыль, равную по величине и времени выплате в виде роялти. Паушальная форма платежа страхует лицензиара от коммерческого и прочих рисков и используется при продаже лицензии малоизвестной фирме в качестве гарантии от разглашения секретов при передаче ноу-хау, а также при поставках комплектного оборудования и в случаях, когда лицензиат хочет избежать контроля за последующим использованием технологии. В то же время лицензиар лишается возможности получения дополнительных сумм, если производство лицензионной продукции превысит расчетные объемы.
   Участие в прибыли — отчисление в пользу лицензиара части прибыли от коммерческого использования предмета лицензии. Как правило, участие лицензиара в прибыли лицензиата фиксируется на уровне до 30% при предоставлении исключительной лицензии и 10% — при неисключительной лицензии.
   Участие в собственности — передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию. Этот вид применяется в целях установления контроля над собственностью иностранных предприятий, использующих технологию лицензиара.
   Цена  лицензии основывается на определении стоимости объекта лицензирования, которая складывается из затрат владельца прав на создание новшества, его патентование, организацию использования, страхование, разрешение правовых конфликтов, а также с учетом сроков охранного документа и предполагаемого полезного использования объекта.
   Верхним пределом цены лицензиара служит наименьшая из его оценок:
   1) прироста прибыли покупателя  в результате применения технологии;
   2) стоимости закупки покупателем  аналогичной технологии у другого  продавца;
   3) издержек самостоятельной разработки технологии лицензиатом.
   Для лицензиата "потолком " цены на приобретаемую технологию является наименьшая из его оценок тех же показателей, но рассчитанных в обратной последовательности:
   1) собственных издержек на разработку  аналогичной технологии или обход патентов лицензиара;
   2) расходов на приобретение такой  же технологии у другого поставщика;
   3) прироста прибыли или экономии  за счет приобретения технологии у лицензиара либо издержек нарушения патентных прав лицензиара;
   4) последствий от отказа от приобретения данной технологии.
   Нижний  предел цены лицензиара — его оценка издержек передачи технологии плюс "упущенной" выгоды (прирост добавочной прибыли, которую бы мог получить владелец технологии на рынках, которые он отдает покупателю).
   Нижний  предел цены для лицензиата — оценка издержек лицензиара по передаче технологии.
   Реальная  цена будет находиться между нижним пределом цены лицензиара и "потолочным" значением цены лицензиата [7]. Факторы рынка, влияющие на цену лицензии: государственные правила лицензирования; уровень производственной и технологической конкуренции на рынке; политический и деловой риск в стране лицензиата; нормативы, относящиеся к готовой продукции и соответствующей отрасли; способность страны лицензиата к восприятию технологии.
   Условия лицензионного соглашения, влияющие на цену лицензии: рыночные ограничения, ограничения по объему производства, требования по качеству продукции, условия возврата субсидий, принудительный ассортимент, срок действия соглашения, новизна технологии, срок действия патента, прочие ограничения на использование технологии.
   Проведенный в США опрос 428 компаний показал, что при оплате лицензионных соглашений преобладает сочетание паушальных выплат и роялти, а 60% лицензиаров вносят начальную плату, за которой следует отчисление роялти, при этом размер начальной платы составляет в среднем от 3 до 10% суммарных ожидаемых отчислений роялти [21, с. 15].
   Расчет  цены лицензии. В международной практике лицензионной торговли наиболее широко используются следующие методы расчета цены лицензии:
   •   на основе оценки ожидаемой прибыли лицензиата;
   •   на базе роялти;
   •   "затратным" методом;
   •   на основе комиссий за технические услуги.
   Определение цены лицензии на основе оценки размера прибыли  лицензиата. Размер ожидаемой прибыли лицензиата зависит от таких показателей, как объем производимой продукции по лицензии, прибыль от реализации на рынке единицы этой продукции, срок действия лицензионного соглашения. Исходя из этого, расчетная цена лицензии определяется по формуле:
   Cp=V?T?Pr?Sh,
   где С
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.