На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 I.Теоретические основы проблемы исследования
1. Философские  аспекты
1.1 Исторический  процесс в движении
1.2. Исторический  процесс в пространстве
1.3. Исторический  процесс во времени
Глава 2. Методика преподавания истории в  начальной школе
2.1. Средства обучения истории в начальной школе
2.2. Методика  преподавания истории в философском  аспекте (рекомендации).
 II. Экспериментальная работа по теме исследования
      Социологическое исследование работы учителей начальных классов на уроках истории (по историческим темам)
      Социологическое исследование учеников 4 « Б» класса
      Разработка урока по теме «Русские па шестом континенте»
Заключение
Литература
Приложение 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение  

    В период демократизации общественной жизни  нашей страны всё большее значение придаётся изучению в школе Отечественной истории. Изучение начинается уже в начальной школе в курсе «Мы и окружающий мир», где предусматривается предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. Цель изучения, подготовить детей к истории в основной школе, вызвать у них интерес к ней как к школьному предмету, желание узнать прошлое своего Отечества.
    Содержащиеся  в учебниках иллюстрации являются опорой  учащимся в изучении событии, персоналий истории, но их  недостаточно для воссоздания целостной картины события, эпохи. Часто их количество и качество  изображения оставляет  желать лучшего (мало иллюстраций, сложно разглядеть детали). Например, в учебнике Студеникина в среднем одна иллюстрация на две страницы, в пособии М. Т. Студеникина в среднем одна иллюстрация на две страницы, в пособии Д. И. Латышиной нет карт.
    Имея  в содержании образования конкретные исторические события, задумаемся: достаточно ли учебника и слова учителя для  максимально эффективного усвоения учебного материала?
    Главная смысловая идея- это философский, теоретический и нравственный стержень урока, который цементирует урок, придаёт ему внутреннюю логику, цельность, научность. Факты, понятия, теоретические  выводы представленные в различных  сюжетах урока, подчиняются главной смысловой идее.
    Тема: «Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы».
    Противоречие: между знаниями, умениями и навыками преподавателей и преподаванием истории в начальной школе.
    Проблема: как использовать философские аспекты в методике преподавания истории в начальной школе для образного и осмысленного усвоения знаний, приобщение к основам родной культуры.
    Цель  исследования: раскрыть философские аспекты методики преподавания истории в начальной школе с целью создания системы наглядных методов работы на уроках истории.
    Задачи  исследования:
    Анализ литературы.
      Описать теоретическое использование наглядных методов обучения в трёх аспектах: движение, пространстве и времени.
    Разработать систему наглядных методов в трёх аспектах.
    Экспериментально проверить эффективность использования наглядных методов изучения на уроках истории в начальной школе.
    Провести социологическое исследование среди учителей и учащихся начальной школы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    I. Теоретические основы проблемы исследования
    Глава 1. Философские аспекты 

    Рассмотрим  философскую сторону этого «стержня»  урока.
    Историю следует преподавать в трёх аспектах, так как это атрибуты материи, а материя это многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Категория материи предельно широкое понятие, оно охватывает не какой-то отдельный процесс, не какую-то группу предметов и явлений, а всю объективную реальность. Отвлекаясь от данных особенностей, свойств, сторон  отдельных предметов, от их конкретных (особенностей), связей взаимодействия друг с другом, оно общее, главное во всех этих предметах – объективность, то есть независимость их существования от сознания человека. Материя существует только в движении, и через него она проявляется, обнаруживает себя. В этом нас убеждают повседневные факты, развитие науки и практики. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения. Но среди них есть такие, без которых материя не может существовать. Эти свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство и время. Рассмотрим философские аспекты. 

    1.1. Исторический процесс  в движении
 Движение обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий.
«...Всё  есть движение, материя находиться в движение, и ещё всё есть материя  и движение находиться в материи. Они есть вещи и умопостигаемое, логическое и действительное. Ибо то, что есть движение, является творцами друг друга. Ибо согревание и охлаждение, увлажнение и иссушение материи образуются (исходя) от движения, а возникновения и уничтожения, рост и убыль, возмущение и изменение движения исходят от материи. Движение представляет собой форму существования материи, её неотъемлемое свойство.  «Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения»- указывал Энгельс. Значит, все исторические события надо преподавать в движении, а движение связано с пространством, а пространство со временем.  


Исторический  процесс в пространстве.             

Пространство – это форма бытия материи, выражающая протяжность  составляющих  её объектов их строение из элементов и частей.
Время – это форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
        Пространство и время представляют собой всеобщие формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, а движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Всеобщее свойство материальных тел обладать протяжностью, занимать определённое место и особым образом располагаться среди других предметов мира и отражает философское понятие пространства.
                 Идея пространства доставляет  двумя чувствами – зрением и осязанием, и ничто не кажется нам протяжным, если оно невидимо, неосязаемо. Поэтому  у нас только в этом случае может быть идея пространства или протяжения, когда мы рассматриваем её как объект зрения или осязания.
Значит  преподавание истории без пространственного  видения невозможно.
    Августин  считал что: « Мир ограничен в  пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени. Время есть мера движения и изменения. Время есть действительно какое-то протяжение». Значит, историю надо преподавать во времени.
    Принимая  во внимание всё выше сказанное учёными  философами, мы рассмотрели философский стержень урока.
Но как  мы уже сказали, урок включает и философский  и теоретический  «стержень». Рассмотрим теоретический стержень урока. 

Глава 2. Методика преподавания истории в начальной  школе 

2.1. Средства обучения  истории в начальной  школе. 

    Специфические сложности истории как устного  предмета особенно ощущаются в начальной  школе. Для эффективного обучения младших  школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Представляя исторический материал, мы неизбежно упоминаем географические понятия – названия частей света, стран, городов, рек – в исторической ретроспективе. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали установлению причинно-следственных связей, формированию правильных представлений о территории нашей Родины в прошлом, взаимоотношений с другими государствам, уже в начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с исторической  картой.
    Формирование  умений работать с исторической картой является одной из важнейших задач учителя истории, которая продолжает решаться и в старших классах, в период обучения в школе. Но карты для младших школьников должны быть несколькими иными: максимально лаконичными, содержащие основные сведения, затрагиваемые при изучении темы, периода. Карты должны быть красочными, с крупными условными обозначениями и шрифтом. Очень хорошо в начальной школе использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения), могут перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки). Это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней исторические события, выделить места сражений, центры культурных связей, показать пути и направления взаимодействия народов. Использование фигур
аппликаций  способствует установлению логических  взаимосвязей, лучшему запоминанию  « сухой информации», помогает перейти  к восприятию абстрагированных символов стандартной исторической карты.
    Важную  роль в обучении истории всегда играли картины исторического содержания, как созданные выдающимися художниками, так и учебные, специально написанные для целей образования и способствующие раскрытию учебной темы. Исторические карты несут в себе массу детализированной информации, умение, видеть которую способствует формированию целостного образа эпохи, эмоциональному восприятию события, формированию личностного отношения к событию и личности. Частично такие картины включены в содержание учеников, но их небольшой формат не позволяет учителю организовать специальную работу в классе -  научить рассматривать историческую картину, видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали  эпохи. Для этого необходимы картины демонстрационного характера.
    В начальной школе схемы и таблицы имеют, вероятно, наименьшее значение, так как степень абстрагирования учащихся не очень велика. Однако есть отдельные темы, в которых подобная подача материала способна оказать помощь учащимся в упорядочении, систематизации знаний (например, схема генеалогического древа русских  князей, картосхемы баталий в виде таблиц могут быть представлены данные по народам России). Но общий удельный вес схем и таблиц по истории в начальной школе должен быть небольшим, поскольку в этом возрасте важно яркое, образное восприятие основных событий прошлого.
    Особые  трудности вызывает у детей овладение  историко-временными представлениями. Изучаемые исторические факты выходят за рамки жизненного опыта детей, происходит замена переживаемого учащимися времени (часы, дни, годы) воображаемым, неосознанным на личном опыте. Вместе с тем практика убеждает, что планомерная систематическая работа даёт положительные результаты, поэтому уже на первых уроках дети знакомятся с летоисчислением, единицами измерения исторического времени, определением по году века, последовательности событий (раньше, позже). Целесообразна работа с «лентой времени» - в ней отмечаются даты рассматриваемых событий. Также на уроке истории можно использовать различные варианты работы с хронологией, например, использовать кроссворды, ребусы, анаграммы. Все эти варианты работ со временем  помогают запомнить учащимся значимые даты.
    Коллекции предметов материальной культуры, используемые на уроках, позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили эти предметы и как их использовали. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, попробовать действовать с ними так, как действовали люди прошедшей эпохи, например, предметы детских игр, быта, изделия народных промыслов.
    Модели представляют собой условное воспроизведение натуральных объектов (предметов быта, одежды, орудий труда, памятников архитектуры), обычно в уменьшенном, несколько стилизованном виде. Опираясь на наглядно-дейсвенное мышление школьников, модели и коллекции дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.
    Диапозитивы и диафильмы представляют собой ряд изображений проектируемых на экран. Диафильмы – это ряд изображений с жёстко закреплённой последовательностью кадров. Диапозитивы – это слайды, последовательность которых возможно варьировать. В начальной школе предпочтительнее использовать цветные диафильмы и слайды, так как они вызывают  большие эмоции у младших школьников, способствуют созданию более ярких впечатлений от просмотра. Диафильм позволяет целостно охватить событие, аспект жизни, например культура в определённый период, в серии кадров показать технологические процессы. В случаях, когда диафильм связан сюжетной единой линией, он «погружает» в событие, апперирует к эмоциональному отождествлению с главными героями (особенно, если герои фильма дети). Титры задают текстовое сопровождение диафильма, дополнительное комментирование здесь нежелательно или может быть использовано в небольших объёмах, чтобы не разрушать целостного впечатления. Диапозитивы, наоборот, предусматривают такое комментирование. И диапозитивы, и диафильмы могут демонстрироваться на уроке не целиком, а фрагментно в зависимости от цели урока.
    Близко по функциям к диапозитивам примыкают новые средства информационных технологий – мультимедийные презентации. Такие материалы базируются на электронных носителях (CD-ROM) и проектируются на  экранах с помощью мультимедийного проектора. Особенностью этих средств обучения является то, что каждый кадр соответственно заложенной в нём программ, может выводить на экран содержащуюся в нём информацию одномоментно или послойно (например, изображение, стрелки – указатели, текст – пояснение), что в определённой степени напоминает работу с транспортами для кодоскопа. Кадры мультимедийной презентации могут демонстрироваться последовательно  или выборочно. Благодаря системе гиперссылок один кадр может указывать на другой, связанный с ним информацией, к которому можно моментально обратиться, если требуется пояснение. Иллюстративно-текстовая организация мультимедийных презентаций может также содержать в себе карты, картосхемы, таблицы, иметь аудиосопровождение (музыкальное,  фонозапись). В отличие от диафильмов, при работе с мультимедийными презентациями не требуется затемнять помещения. При этом сохраняется обычная обстановка класса, возможность производить записи в тетради.
    Все виды средств обучения несут  различную  дидактическую нагрузку, способствуют созданию у младших школьников целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации знаний и учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания истории в начальной школе, повысить качество обучения учащихся. В настоящее время стали издаваться средства обучения к курсу истории начальной школы. Частично можно использовать тематически пересекающиеся материалы для средней школы. Но необходимость создания средств обучения истории непосредственно для младших школьников выступает, очевидно, без поддержки средствами обучения. Невозможно (или крайне сложно) выполнить многие требования стандарта образования к уровню знаний и умений младших школьников. Наиболее оптимистичное положение наблюдается в издании исторических карт для начальной школы. Карты (издательство «Дрофа», «Дик») отвечают выдвигаемым выше дидактическим требованиям, в значительной степени представляют необходимый тематический минимум. Имеются также атласы и контурные карты (3 и 5 классов), которые позволяют формировать картографические умения.
    Картины по истории, к великому сожалению, сейчас не выпускаются не только для начальной, но и для средней и старшей школы. Если основная школа может ещё использовать ранее выпущенные демонстрационные иллюстративные материалы, то начальная школа здесь могла бы адаптировать для себя комплект «Картины к рассказам по истории СССР», изданный для 4 класса, в котором в советское время и изучался пропедевтический курс истории. Но сложность заключается в том, что эти картины если и сохранились в школе, то являются физически устаревшими, соответственно последним санитарно – гигиеническим нормам. Можно обратиться к альбомам по искусству для основной школы, которые помогут реализовать следующее требование стандарта: младший школьник должен уметь различать некоторые произведения живописи, архитектуры, народных промыслов. Раздаточный материал по курсу истории в начальной школе специально не производится, издаются рабочие тетради, например, к учебникам Е. В. Саплиной и А. И. «Введение в историю». С учётом возрастных особенностей и общего объёма письменной нагрузки младших школьников, хотелось бы, чтобы в рабочих тетрадях для начальной школы письменные задания были сведены к минимуму, а тетради содержали больше упражнений на сопоставление, рисование, разгадывание и проблемных ситуаций.
Как же всё-таки использовать философские  аспекты в методике преподавания истории. Нами была разработана система уроков, преподаваемая в трёх философских аспектах. На уроке истории необходимо знакомить детей и с исторической картой и работать по ленте времени. Чтобы оживить урок, сделать его наглядным  мы предлагаем вашему вниманию таблицу с наглядным обеспечением. Если упустить и виду один из этих аспектов, урок не будет цельным. И это ведёт к тому, что учащиеся не ориентируются в важнейших событиях, не имеют представления о прошлом  Отечества.
Урок Пространство Время Движение
1 Карта «Лента времени» Карта – схема
2 Карта - схема «Лото»  Аппликация
3 Картины Домино Аудиозапись
4 Модели «Уха» Диапозитивы
5 Предметы материальной культуры Соединить события  с датой Видеофильмы
6 Мультимедийные  презентации
  

Работа  с датами
1.«Лото»
Учитель показывает  картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату, а дети  - картинку с изображением события. Такую работу можно проводить в парах.
2. «Уха»
Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик «поймал рыбку», если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.
3. Соединить  события с датой.
Крещение Руси                  1147 г.
Куликовская битва            1240 г.
Основание Москвы           1242 г.
Невская битва                     988 г.
Ледовое побоище               1380 г. 
4.Схема может  служить как проверка знаний.
Представляем  вашему вниманию разработки фрагмента  уроков, которые окажут помощь в подготовке.
                                           В ней 
 

   
 
 

Для чего создавалась?  
 

 
 

Как им можно стать? 
 


 

    III Экспериментальная работа
    В ходе подготовительного этапа экспериментальной  работы было сделано следующие:
    1. Проанализирована учебная программа по курсу « Мы и окружающий мир».
    2. Разработаны и подготовлены вопросы для анкет.
    3. Подобран наглядный материал, разработан  и подготовлен урок по теме  «Русские на шестом континенте».
Социологическое исследование учителей 
 

    Цель: Получение  информации
    Объект:  Учитель начальных классов
    Предмет: "Мы и окружающий мир"
    Ваш стаж работы:
    Ф.И.О:
 
 
 
Анкета 

Уважаемые педагоги!
Мы хотим, чтобы  вы заполнили анкету. Пожалуйста, напишите своё мнение на поставленные вопросы. 

    Как вы думаете, нравятся ли ученикам ваши уроки?
2. Имеются ли  в вашем классе карты по истории?
    Как вы думаете, что может оживить урок?
    Какими картинами вы пользуетесь: те, которые в учебнике или те, которые демонстрационного характера?
    Работаете ли вы по ленте времени?
    Как вы думаете, почему у учащихся низкий уровень знаний по истории?
7.Что вы делали  для того, чтобы дети лучше усвоили материал?
    Умеете ли Вы работать с исторической картой?
    На какие анализаторы Вы больше опираетесь при подаче материала: слуховые, зрительные?
    Что Вы думаете о мультимедийной презентации, целесообразно ли её использовать на уроке?
    Приносите ли Вы предметы материальной культуры на урок?
    Знакомили ли Вы учащихся с диапозитивами и диафильмами?
13. Каким методом  Вы проверяете  усвоенные знания?
14.Что имеется  в вашем классе по предмету "Мы и окружающий мир 
 

 

    
.1 Социологическое  исследование преподавателей  начальной школы 

Вопросы \ Ф.И.О, Стаж работы  Тихонова Марина Николаевна 17 лет Шестакова Наталья  Михайловна 13 лет Шушкова Светлана Александровна Михалёва Светлана Васильевна 25 лет Марсакова Екатерина  Николаевна
1. Как  вы, думаете, нравятся ли ученикам  ваши уроки? Да Да Да Да Да
2. Имеются  ли в вашем классе карты  по истории? Нет Нет Нет Нет Нет
3. Как  вы думаете, что может оживить урок? ТСО; наглядность; Исследовательская деятельность ТСО, Конкурсы, кроссворды Экскурсии в  музей
4. Какими  картинами вы пользуетесь: те, которые в учебнике или демонстрационного  характера? Из учебника И теми и другими Разные В учебнике В учебнике
5. Работаете ли вы по ленте времени? Нерегулярно Да Да Да Да
6. Как  вы думаете, почему у учащихся  низкий уровень знаний по истории? Практически отсутствует  наглядность Не видят  применение своих знаний Не осознают важность предмета От учителя  нет дополнительной информации Нет наглядного материала
7. Что  вы делали для того, что оживить  урок? Использовала  дополнительный материал Экскурсии, соревнования, игры Разные форы работы Использовала  различные методы работы Опора на жизненный  опыт детей
8. Умеете  ли вы работать с картой? Да Да Нет Да Да
9. На  какие анализаторы вы больше  опираетесь при подаче материала:  слуховые, зрительные? Слуховые Слуховые, Зрительные Оба вида Зрительные Зрительные
10. Что  вы думаете о мультимедийной  презентации, целесообразно ли  неё использовать на уроке? Нет в наличии Да Да  Да, но нет в  наличии Да
11. Приносите  ли вы предметы материальной  культуры на урок? Очень редко Да Иногда Да Да
12. Знакомили  вы учащихся с диапозитивами  и диафильмами? Нет Нет Нет Нет Нет
13. Каким  методом вы проверяете усвоенные знания? Тест, контрольные  работы - Тест, фронтальный  опрос Тест Опрос, тест
14.Что  имеется в вашем классе по  предмету «Мы и окружающий  мир»  Таблицы, Рабочие тетради, карточки с вопросами Нет ничего   наглядность
 
 
Обработав результаты социологического исследования, мы пришли к выводу, что класс преподавателя не богат средствами обучения. Нет карт, не знакомили с диафильмами, диапозитивами, редко приносят на урок предметы материальной культуры. На вопрос, каким методом проверяют пройденный материал: кроме тестов и контрольных работ ничего не используют. Знания есть, а работать не с чем, нет наглядного обеспечения.
 


Социологическое исследование
Цели: Получение  информации
Объект: Ученики 4 «б» класса
Предмет: Урок истории  в курсе «Мы и окружающий мир» 
 

Анкета
Уважаемые ученики 4 «б» класса ответьте, пожалуйста, на вопросы!
1. Имеете ли  вы представления, что такое  меловой рисунок плюс аппликация?
2.Работаете  ли вы на уроках «Мы и  окружающий мир»  по ленте времени?
3. Вам  нравиться урок «Мы и окружающий мир» без использования наглядности?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.