На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Познавательные процессы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
    Введение
    1.Познавательные психические процессы
    1.2 Составляющие познавательных процессов, их структура
    2.Ощущения
    2.1Анализаторы. Строение и работа анализаторов 
    2.2. Виды ощущений 11
    3. Восприятие 16
    3.1 Восприятие как познавательный процесс
    3.2 Свойства и виды восприятия
    4.Мышление
    4.1 Виды мышления
    4.2 Операции и формы мышления
    5.1. Общие закономерность ощущений
    Заключение
    Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Познавательные  процессы присущи каждому человеку. Ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь составляют познавательные процессы. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности. Все познавательные процессы взаимосвязаны  между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из познавательных процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Познавательные процессы взаимосвязаны: не будь восприятия, не было бы и представления и воображения. Представление необходимо для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияет на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память логической и управляемой, воображение более глубоким, творческим. Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов, направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания.
В данной контрольной работе мы рассмотрим подробнее, что из себя представляют познавательные процессы, их структуру и составляющие. Также более детально разберем несколько составляющих познавательных процессов, такие как ощущения, восприятие и мышление. Мы рассмотрим в отдельности, что такое ощущение, что такое восприятие и что такое мышление. Какие виды и формы этих процессов существуют? А также, что такое анализаторы и их основная характеристика. Чем восприятие отличается от ощущения? В чем специфика мышления в отличии от других познавательных процессов?
Итак, мы узнаем, что для того чтобы удовлетворять  свои потребности, общаться, играть, учиться  и трудиться, человек, используя  познавательные процессы, должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно  сделать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как  ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что познавательные процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и  сами представляют собой особые виды деятельности.
В данной работе основным источником литературы является учебное пособие Л.Д. Столяренко «Основы психологии». В этом учебном  пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные  сведения по многим направлениям психологии, в частности по данной теме контрольной работы «Психология познавательных процессов». В главе «Психология познавательных процессов» подробно раскрыты составляющие познавательных процессов, такие как ощущения, восприятие, мышление, воображение, речь. Эта глава учебного пособия обобщает в научную закономерность эти процессы и показывает их значимость в формировании психики человека.
Используемые  термины:
Анализатор - это анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
Рецепторы - это специальные чувствительные образования, воспринимающие внешние  и внутренние раздражения и преобразующие  их в нервные возбуждения, которые  передаются в центральную нервную  систему.
Дифференциальный, разностный порог - это наименьшая величина различий между раздражителями.
Экстерорецептивные  ощущения - это ощущения, возникающие  при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности  тела.
Интерорецептивные ощущения - ощущения, сигнализирующие о том, что происходит в организме.
Проприорецептивные ощущения - это ощущения расположенные в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Адаптация - изменение чувственности для  приспособления к внешним условиям.
Сенсибилизация - это повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.
Идентификация - это отождествление непосредственно  воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.
Апперцепция - это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенности его личности.
Аутистическое мышление - это мышление, связанное  с реализацией желаний человека.
Абстракция - это выделение одной какой - либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. 

1. Познавательные психические  процессы
Психические процессы являются базовой основой  человеческой психики. Три разновидности  психических процессов познавательные, эмоциональные и волевые образуют в своей совокупности психическую  деятельность человека.
Психические процессы, с помощью которых формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого организма и его  внутренней среды, называются познавательными  психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические  процессы обеспечивают получение человеком  знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего - то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
Познавая  и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между  явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем  сознании опосредованно во внешних  признаках явлений. Человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или  устанавливаем законы движения небесных светил во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек  осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность обобщенную ориентацию в мире.
Мышление  формирует структуру индивидуального  сознания, классификационно-оценочные  эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию  явлений.
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах  веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного  взора закономерных отношениях между  ними, о людях и их качествах, о  самом себе и, наконец, знания об общем  устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но, в то же время, целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов (оттенков, форм, звуков, запахов), в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план.
1.2 Составляющие познавательных  процессов, их  структура
Рассмотрим  структуру познавательных процессов, с помощью которых человек  получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.
Ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь составляют познавательные процессы (см. таблицу 1).
Структура приема информации включает следующие  этапы: Р>ОЧ>НИ>ГМ>ОЩ>ЦВ>(ЭП)>ОП>(М)>ОС<ВН
Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Познавательные психические процессы
Ощущение Восприятие Память Воображение Мышление  
Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.   Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Высшая форма  отражательной деятельности, позволяющая  понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.  
           
2. Ощущения
Ощущения  есть отражение конкретных, отдельных  свойств, качеств, сторон предметов  и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Для возникновения  ощущений необходимо, прежде всего, наличие  воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.
Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств.
2.1 Анализаторы. Строение и работа анализаторов 
Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей:
· рецептор, или орган чувств, преобразующий  энергию внешнего воздействия в  нервные сигналы;
· проводящие нервные пути, по которым нервные  сигналы передаются в мозг;
· мозговой центр в коре полушарий головного  мозга.
Каждый  рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью  к определенным физическим и химическим агентам.
Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств- глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудестой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находится на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.
Для всех анализаторов общими являются болевые  ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.
Таким образом, первичный психологический  процесс в познании окружающего  мира - ощущения. Ощущения - это отражение  отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.
Ощущения - объективны, так как в них  всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния  нервной системы и индивидуальных особенностей.
Основные  характеристики анализаторов.
1) Нижний  порог ощущений - минимальная величина  раздражителя, вызывающая едва заметное  ощущение (обозначается J). Сигналы,  интенсивность которых меньше J, человеком не ощущается. Верхний  порог - максимальная величина  раздражителя, который способен  адекватно воспринимать анализатор (J). Интервал между Jи J носит название «диапазон чувствительности».
2) Дифференциальный, разностный порог - наименьшая  величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как  различные (*J). Величина *J пропорциональна  интенсивности сигнала J, *J/J=K - закон  Вебера. Для зрительного анализатора К=0,01, для слухового - К=0,1.
3) Оперативный  порог различимости сигналов - та  величина различия между сигналами,  при которой точность и скорость  различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.
4) Интенсивность  ощущения (Е) прямо пропорциональна  логарифму силы раздражителя J (закон  Вебера - Фехнера) E=k log J+c
5) Временной  порог - минимальная длительность  воздействия раздражителя, необходимая  для возникновения ощущения. Пространственный  порог определяется минимальным  размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза  различать мелкие детали предметов.  У людей с нормальным зрением  пространственный порог остроты  зрения равен 1 угл. мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальными условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40 угловых минут.
Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек  в течении одной зрительной фиксации (одного взгляда). При предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляют 4-8 элементов.
6) Латентный  период реакции - промежуток времени  от момента подачи сигнала  до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия  раздражителя зрительные ощущения  исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения =0,1-0,2 сек.). Поэтому  время действия сигнала и интервал  между появляющимися сигналами  должен быть не меньше времени  сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет  замедляться скорость и точность  реагирования, поскольку во время  прихода нового сигнала в зрительной  системе человека еще будет  оставаться образ предыдущего  сигнала.
Инженерам, проектирующим и эксплуатирующим  современную технику, необходимо знать  и учитывать психологические  возможности человека по приему информации, характеристики анализаторов человека.
Различают две основные формы изменения  чувствительности:
· адаптация - изменение чувственности для  приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться, например адаптация  к яркому свету, сильному запаху);
· сенсибилизация - повышение чувствительности под  влиянием внутренних факторов, состояния  организма. 
 
 

2.2. Виды ощущений
Английский  физиолог И. Шеррингтон выделил три  основных класса ощущений:
1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии  внешних стимулов на рецепторы,  расположенные на поверхности  тела;
2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.д.);
3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема Шеррингтона позволяет  разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего - болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, т.е. осязательная) форма. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.
По модальности  раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода.
Охарактеризуем  кратко каждый из названных видов  ощущений.
Зрительные  ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные  клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.
Слуховые  ощущения. Эти ощущения также относятся  к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны - продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.
Слуховые  ощущения отражают: высоту звука, которая  зависит от частоты колебания  звуковых волн; громкость, которая зависит  амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн.
Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы.
Вибрационные  ощущения. К слуховым ощущениям примыкает  вибрационная чувствительность. У них  общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид  чувствительности образно называют «контактным слухом». У человека вибрационная чувствительность подчинена  слуховой и зрительной.
Обонятельные  ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.
Вкусовые  ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или в воде. Вкусовые рецепторы - расположенные на поверхности  языка, глотки, нёба, - различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.
Кожные  ощущения. В кожных покровах имеется  несколько анализаторных систем: тактильная (ощущение прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о положении тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.
Если  прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знать о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют  организму об необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.
Третий  вид кожной чувствительности - температурные  ощущения - связан с регулированием теплообмена между организмом и  окружающей средой. Распределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже не равномерно.
О положении  тела в пространстве сигнализируют  статические ощущения. Рецепторы  статической чувствительности расположены  на вестибулярном аппарате внутреннего  уха. Резкие и частые изменения положения  тела относительно плоскости земли  могут приводить к головокружению.
Особое  место и роль в жизни и деятельности человека занимают интерорецептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах, и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
К органическим ощущениям относится, в первую очередь, чувства голода, жажды, насыщения, а  также комплексы болевых и  половых ощущений.
3. Восприятие
Прием и переработка человеком поступившей  через органы чувств информации завершается  появлением образов предметов и  явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс).
Если  в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах  предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и  т.д.), то восприятие дает целостный  образ предмета или явления. Оно  предполагает наличие разнообразных  ощущений и протекает вместе с  ощущениями, но не может быть сведено  к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений  между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Восприятием называют психический процесс отражения  предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств  и частей при непосредственном воздействии  их на органы чувств. Восприятие - это  отражение комплексного раздражителя.
3.1 Восприятие как  познавательный процесс
Выделяются  четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.
Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может  ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее - формирование перцептивного образа эталона. При  этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед  субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно  воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному  классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона  из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой  систему перцептивных действий, овладение  ими требует специального обучения и практики.
Восприятие - результат деятельности системы  анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением  от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико - синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.
Закономерность  субъективности восприятия - одну и  ту же информацию люди воспринимают по - разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенности его личности носит название апперцепции.
3.2 Свойства и виды  восприятия
Свойства  восприятия:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.