На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:
      Этапы формирования высшей нервной деятельности у детей;
      Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков;
      Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента;
      Пол и функциональная асимметрия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Формирование  высшей нервной деятельности у детей
Высшая  нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет).
Ребенок рождается  с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального  развития. Так, первые сосательные и  дыхательные движения появляются у  плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается  на 4—5-м месяце внутриутробного  развития. К моменту рождения у  ребенка формируется большинство  врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.
Возможность простых  пищевых условных реакций, несмотря на морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже  на первые-вторые сутки, а к концу  первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного  анализатора и вестибулярною  аппарата: двигательные и временные. Все эти рефлексы очень медленно формируются, они чрезвычайно нежны  и легко тормозятся, что, ви димо, связано с незрелостью корковых клеток и резким преобладанием процессов  возбуждения над тормозными и  их широкой иррадиацией.
Со второго  месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Важное з начение в совершенствовании  условно рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.
К концу первого  года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет пре дметов, различает  голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить  отдельные слова (“мама”, “папа”, “ деда”, “тетя”, “ дядя” и  др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого  года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется  ее совместная деятельность с первой.
Развитие речи — это трудная задача. Она требует  координации деятельности дыхательных  мышц, мышц гортани, языка, гл отки и  губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки  и слова неправильно.
На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается  словарный з апас (250—300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у  годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные раздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают  сигнальное значение.
Решающее значение в формировании речи ребенка и  всей второй сигнальной системы в  целом имеет общение ребенка  со взрослыми, т.е. окружающая социальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательство решающей роли среды в развертывани и потенциальных возможностей генотипа. Дети, лишенные языковой среды, общения  с людьми, не владеют речью, более  того, их интеллектуальные способности  остаются на примитивном животном уровне. При этом возраст с двух до пяти является “критическим” в овладении  речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и  возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться  говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет  не в состоянии произнести уже  ни одного слова.
Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной  и исследовательской деятельностью. “При этом,— пишет М. М. Кольцова,—  сущность ориентировочного рефлекса ребенка  этого возраста правильнее может  быть охарактеризована не вопросом “что это такое?”, а вопросом “что с  этим можно сделать?”. Ребенок тянется  к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять  и т. д.”.
Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется  “предметным” характером мышлени  я, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим  созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1 —2 годам  достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим  созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращени я и высокая  двигательная активность ребенка. Ограничение  его подвижности на этом этапе  онтогенеза значительно замедляет  пси хическое и физическое развитие.
Период до трех лет характеризуется также необычайной  легкостью образования условных рефлексов на самые различные  раздражители, в том числе на размеры, тяжесть, удаленность и окраску  предметов. Павлов считал эти виды условных рефлексов прообразами понятий, развиваемых без слов (“группированное  отражение явлений внешнего мира в мозгу”).
Примечательной  особенностью двух - трехлетнего ребенка  является легкость выработки динамических стереотипов. Интересно, что каждый новый стереотип вырабатывается легче. М. М. Кольцова пишет: “Теперь  для ребенка становятся важными  не только режим дня: часы сна, бодрствования, питания и прогулок,— но и последовательность в надевании или снимании одежды или порядок слов в знакомой сказке и песенке — все получает значение. Очевидно, что при недостаточно сильных  и подвижных еще нервных процессах  дети нуждаются в стереотипах, которые  облегчают приспособление к окружающей среде”.
Условные связи  и динамические стереотипы у детей  до трех лет отличаются необычайной  прочностью, поэтому их переделка  для ребенка всегда событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.
Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается  их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают  доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так же легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указанными выше функциональными изменениями. Ориентировочный  рефлекс на посторонние раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста, что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредных  привычек и навыков. 

Многие выдающиеся педагоги (Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) эмпирически считали возраст  от двух до пяти особенно ответственным  за гармоничное формирование всех физических и психических возможностей человека. Физиологически это основывается на том, что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это  время, отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через  всю его жизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут  быть длительное время заторможенными, но в определенных условиях легко  восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи.
К пяти — семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить. “Слово в  этом возрасте уже имеет значение “сигнала сигналов”, т. е. получает обобщающее значение, близкое к тому, которое  оно имеет для взрослого человека”.
Это обусловлено  тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает  материальный субстрат второй сигнальной системы. В связи с этим для  воспитателей особо важно помнить, что только к семи годам слово  может эффективно применяться для  образования условных связей. Злоупотребление  словом до этого возраста без достаточной  его связи с непосредственными  раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях. 

Высшая  нервная деятельность детей школьного  возраста
Существующие  немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, что младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно “спокойного” развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и  взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Это переход “от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций” 

Однако только на базе обучения письму и чтению слово  становится предметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных  с ним образов предметов и  действии. Незначительное ухудшение  процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в 1-м классе в  связи с процессами адаптации  к школе. Интересно отметить, что  в младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы  условно - рефлекторная деятельность ребенка  приобретает специфический характер, свойственный только человеку. Например, при выработке вегетативных и  сомато - двигательных условных рефлексов  у детей в ряде случаев наблюдается  ответная реакция только на безусловный  раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемому была дана словесная инструкция, что после  звонка он получит клюквенный сок, то слюноотделение начинается только при  предъявлении безусловного раздражителя. Подобные случаи “не образования” условного рефлекса проявляются  тем чаще, чем старше возраст испытуемого, а среди детей одного возраста — у более дисциплинированных и способных.
Особое значение для учителя и воспитателя  имеет следующий возрастной период—подростковый (с 11 — 12 до 15—17 лет). Это время больших  эндокринных преобразований в организме  подростков и формирования у них  вторичных половых признаков, что  в свою очередь сказывается и  на свойствах высшей нервной деятельности.Нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности  нервных процессов, значительно  ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Образно этот период можно было бы назвать “горным  ущельем”.
Все функциональные изменения приводят к психической  неуравновешенности подростка (вспыльчивость, “взрывная” ответная реакция даже на незначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и педагогами.
Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным  морфофункциональным созреванием  всех физиологических систем человеческого  тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы.
Все свойства основных нервных процессов достигают  уровня взрослого человека. Если на всех предыдущих этапах условия для  развития ребенка были оптимальными, то высшая нервная деятельность старших  школьников становится упорядоченной  и гармоничной. 
 
 

      Половозрастные  и индивидуально-типологические особенности подростков
 Становление  человека как индивида и личности  предполагает диалектическое взаимодействие  двух относительно автономных, но  неразрывно связанных рядов развития  — натурального и социального.  Это положение сформулировал  еще в 1920-х гг. выдающийся отечественный  психолог Л. С. Выготский. Натуральный  ряд составляют процессы биологического  созревания, включая половое; социальный  ряд — процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле  слова. 
 Процессы  эти всегда взаимосвязаны, но  не синхронны. Гетерохронность  развития в подростковом возрасте  проявляется особенно рельефно, так как наступление физической, психической и социальной зрелости  во времени, как правило, не  совпадает. Подростковый возраст  обычно связывается с понятием  физического развития, и прежде  всего полового созревания. Однако  темпы физического развития подростков  неодинаковы: один мальчик (или  девочка) в 14-15 лет выглядит  уже взрослым, а другой — еще  ребенком.
 Как влияет  физическое развитие на психические  процессы и свойства личности? Однозначного ответа на этот  вопрос быть не может, поскольку  прямую связь между физическим  и психическим развитием установить  трудно. Однако опосредованное воздействие  соматотипа (врожденные конституциональные  особенности организма) и темпа  физического созревания на психику  и поведение подростка несомненно.
 В результате  бурного и неравномерного роста  у подростка удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими  и угловатыми. Осознавая это, подросток  смущается, старается замаскировать  свою нескладность, принимая порой  неестественные позы. Даже легкий  намек на особенности внешности  вызывает у подростка бурные  аффективные реакции и грубость. Современная наука различает  три основных соматотипа: эндоморфный  (рыхлый, с избытком жира); мезоморфный  (стройный, мускулистый) и эктоморфный  (худой, костлявый) (Кондрашенко В.  Т., 1988).
 Мезоморфный  тип (атлетическое сложение, высокий  рост) всегда ассоциируется у  подростков с такими понятиями,  как мужественность, сила, спортивность. Для подростка-мальчика высокий  рост и величие почти синонимы. Напротив, подростки низкого роста,  щуплые кажутся окружающим «маленькими»  не только в физическом, но  и в социально-психологическом  смысле. Наблюдения показывают, что  рослые мальчики послушнее, держатся  естественнее и требуют к себе  меньшего внимания, чем их низкорослые  сверстники. По оценке психологов, подростки мезоморфного типа обычно более популярны, менее интроспективны и кажутся более социально зрелыми, чем мальчики со слабовыраженными мезоморфными компонентами.
 Подростки  с эндоморфной конституцией, наоборот, редко занимают ведущее положение  среди сверстников, часто бывают  предметом насмешек товарищей,  имеют меньше возможностей в  выборе друзей и больше нуждаются  в поддержке. В старшем подростковом  возрасте подростки с ретардацией  физического развития чаще акселератов  испытывают чувство собственной  неполноценности, отверженности.  Нередко устойчивая потребность  в опеке сочетается у низкорослых  подростков с повышенной эмоциональностью, обостренной потребностью в эмансипации  и самоутверждении. 

 Однако влияние  соматотипа на психику и поведение  подростков не обязательно и  не однозначно. Одни, осознав свою  физическую слабость, смиряются  с ней, другие компенсируют  физический недостаток в иной, чаще интеллектуальном, сфере, третьи  начинают усиленно заниматься  спортом и нередко достигают  завидных результатов.
 Влияние соматотипа  и темпа физического развития  на психику и поведение у  девочек выражено не так резко,  как у мальчиков. Если мальчику  быть выше В сильнее сверстников  всегда престижно, то высокий  рост и раннее половое со- зревание  нередко создают для девочки  дополнительные психологические  трудности, отдаляют ее от сверстниц.  Однако то, что неприятно для  девочки в раннем подростковом  возрасте, может оказаться весьма  желательным в старшем подростковом. Всегда ли раннее физическое  созревание благоприятно воздействует  на формирование психики подростка?  На этот вопрос нельзя ответить  однозначно. Не- редко раннее половое  созревание вызывает у подростка  тревогу, а появившее- ся половое  влечение накладывает отпечаток  на поведение. С возрастом (после  20 лет), когда вопросы физической  силы и роста для человека  становятся менее актуальными,  бывшие акселераты долгое время  могут оставаться более напористыми,  конфликтными, претендующими на  лидерство, а ретарданты —  психологически более тонкими,  чувствительными, гибкими.
 На психическое  формирование подростка, несомненно, влияет степень его соци- ального  возмужания. По-разному мыслят и  по-разному ведут себя школьник  и рабочий, не обремененный  семьей юноша и молодой муж.  Некоторые исследователи считают  рубежом социальной зрелости  начало самостоятельной трудовой  деятельности. Этот критерий, безусловно, важный, но он не единственный. Нель- зя не согласиться с И.  С. Коном (1979), по мнению которого, если взять за основу только  этот критерий, получится, что  раньше взрослеет сельская молодежь, по- том рабочая, позже всех  — учащиеся и студенты.
 Социальное  созревание — сложный процесс,  темпы и этапы которого опреде- ляются такими основными критериями, как завершение образования, приобрете-  ние стабильной профессии, начало  трудовой деятельности, материальная  зависимость от родителей, совершеннолетие,  служба в армии, вступление  в брак, рожде- ние первого ребенка  и т. д.
 Темпы социального  созревания в младшем и среднем  подростковом возрасте невелики, так как подавляющее большинство  подростков в это время учится  в школе и находится на иждивении  у родителей. Однако у некоторых  из них, особенно у акселератов,  чувство взрослости и связанные  с этим претензии «взрослого»  человека появляются очень рано. У таких подростков обостряется  желание сбросить с себя «иго»  родительской опеки, получить  полную самостоятельность. В старшем  подростковом периоде темпы социального  развития заметно возрастают. На  это время приходятся такие  важные для самоутверждения события,  как получение паспорта, призыв  в армию, выбор профессии, начало  трудовой Деятельности, которые  во многом определяют поведение и психику подростка. Общеизвестно, что у работающей молодежи раньше формируется чувство личной ответственности, определяется цена труду и деньгам. Претензии на полную эмансипацию сменяются поисками своего места в мире взрослых.
 Следует,  однако, учитывать, что социальное  развитие, так же как и физическое, протекает неравномерно. Подросток  может, например, быть достаточно  зрелым в сфере трудовой деятельности, но оставаться беспомощным в  вопросах быта (такая диспропорция  социальной зрелости у многих  людей может сохраняться на  долгие годы). Кроме того, социальное  созревание по времени чаще  всего не совпадает с физическим. Если сравнить современных подростков  с их сверстниками 1940—1950-х гг. то окажется, что у нынешних  подростков физическое созревание  начинается раньше и заканчивается  быстрее, а социальное, наоборот, затягивается. Современные подростки  дольше учатся и значительно  позже, чем их ровесники в  прошлом, начинают самостоятельную  жизнь, а поэтому дольше сохраняют  материальную зависимость от  родителей.
 Таким образом,  диспропорция физического и социального  созревания с явным преобладанием  темпа физического развития создает  дополнительные психологические  трудности и во многом определяет  особенности психики и поведения  подростков.
 Важным этапом  подросткового возраста является  процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется  осознанное отношение к своим  потребностям и способностям, влечениям  и мотивам поведения, переживаниям  и мыслям. Самосознание выражается  также в эмоционально-смысловой  оценке своих субъективных возможностей, которая в свою очередь выступает  в качестве обоснования целесообразности  действий и поступков.
 В основе  самосознания лежит способность  человека отличать себя от  своей жизнедеятельности. Это  отношение к своему осознанному  бытию способствует формированию  определенного представления о  себе самом, о своих способностях  и возможностях. Представление о  себе (субъективный образ своего  «я») складывается под влиянием  мнений и оценок окружающих, при  соотнесении мотивов, целей и  результатов своих поступков  с нормами поведения, принятыми  в данном обществе.
 Самооценка  — обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями  о себе оценку человеком самого  себя, своих способностей, нравственных  качеств и поступков. Правильная  самооценка помогает отнестись  к себе критически, правильно  соотнести свои силы и возможности  с поставленной целью и реальными  трудностями. В подростковом возрасте, на который приходится процесс  формирования самосознания, самооценка  чаще всего бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои возможности.  В первом случае подросток  относится к себе как к уже  обладающему нужными, престижными  качествами и способностями (завышенная  самооценка), во втором — относит  себя к типу людей, у которых  таких качеств и способностей  нет (заниженная самооценка).
 Как уже  отмечалось, формирование личности  у мальчиков и девочек имеет  свои особенности, которые касаются  всех сфер психической деятельности, но в большей мере — интеллектуальной  и эмоциональной. У мальчиков  обычно больше выражена способность  к абстрагированию, круг интересов  их более широк и дифференцирован.  Однако они часто бывают беспомощнее  сверстниц в решении практических  задач, связанных с повседневной  жизнью. Девочки превосходят мальчиков  в словесно-речевой деятельности, у них более выражено чувство  сострадания, сопереживания. Вместе  с тем для девочек важнее, как  они выглядят, что о них думают  другие, они чувствительнее к  критике и насмешкам, относящимся  к их внешности. Девочка-подросток,  например, может спокойно отнестись  к тому, что ее посчитают «глупой», но будет глубоко уязвлена, если  ее назовут «уродкой».
 У мальчиков  и девочек обычно различается  и оценка своих психических  качеств. Мальчики склонны считать  себя храбрыми, сильными, энергичными,  девочки более самокритичны и  зачастую не стесняются своей  слабости. В старшем подростковом  возрасте направленность личности  становится все более дифференцированной: одни подростки четко ориентированы  на деятельность и быстро выбирают  себе цель в жизни, другие  витают в мире нереальных фантазий, третьи пассивно плывут по  течению и живут только «сегодняшним  днем». 

 Важной и  трудной проблемой подросткового  возраста, имеющей как психологический,  так и социальный аспекты, является  проблема взаимоотношений подростков  и взрослых. Прежде всего это  касается взаимоотношений с родителями  и учителями. Анализируя мир  собственных переживаний, оценивая  свое поведение, подросток постоянно  сравнивает их с переживаниями  и поведением взрослых. Да и  сам мир воспроизводится подростком  через посредство взрослых людей.  Преемственность поколений всегда  предусматривает два мира —  мир взрослых и мир детей.  Взаимоотношения этих миров неравноправны,  но и взрослые, и дети считают  их вполне естественными. У  подростка эта естественность  взаимоотношений вызывает сомнения, которые все более возрастают  по мере взросления.
 Самым главным  новообразованием подросткового  возраста является многогранное  и противоречивое чувство взрослости. Считая себя взрослым, подросток  протестует против мелочной опеки,  контроля, беспрекословного послушания, несправедливого, с его точки  зрения, наказания. Формой протеста  может быть непослушание, грубость, упрямство, замкнутость и т.  п. Эти реакции эмансипации  бывают особенно выраженными,  когда взрослые, видя в подростке  ребенка, «несмышленыша », полностью  игнорируют его желания, интересы  и инициативу. Очень часто между  подростками и взрослыми возникают  разногласия в художественных  вкусах, во взглядах на моду, формы  проведения досуга. В этих вопросах  молодежь всегда опережает старших,  заставляя их в итоге приспосабливаться  к веяниям времени. Реже предметом  разногласий служат вопросы, касающиеся  потребительских ориентации, мировоззрения  и политических взглядов. Разговоры  на эту тему редко заканчиваются  миром, и причина разногласий  заключается не только в незрелости  и безапелляционности подростков, но в значительной мере и  в психологии взрослых, не желающих  замечать изменений внутреннего  мира подростка.
 Сложность  взаимоотношений подростка и  взрослого заключается еще и  в том, что, с одной стороны,  подросток стремится к самостоятельности,  протестует против опеки и  недоверия, а с другой —  сталкиваясь с новыми жизненными  трудностями, испытывает тревогу  и опасения, ждет от взрослого  помощи и поддержки, но не  всегда хочет открыто признаваться  в этом.
 Чрезвычайно  важным фактором, влияющим на  формирование личности подростка,  является его общение со сверстниками. Такая потребность возникает  уже в 4-5 лет и достигает  апогея в подростковом возрасте. По мнению М. Шовена (Chauvin, 1963) и  др., «общество сверстников» —  это специфическая форма взаимодействия  и коммуникации детей и подростков, которая существовала и существует  не только во всех человеческих  обществах, но и у многих  животных.
 Общаясь со  сверстниками, подросток получает  необходимые знания о жизни  которые по тем или иным  причинам ему не могут дать  взрослые (например, информацию о  взаимоотношении полов). Группа сверстников  вырабатывает у подростка навыки  социального взаимодействия. Только  здесь он может выступить в  качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного  и судьи учителя и ученика  и т. д.
 Для подростка  очень важно, что о нем говорят  и думают сверстники. Принадлежность  к компании повышает уверенность  в себе и дает дополнительные  возможности для самоутверждения.  Ориентируясь на сверстников  и подражая им подросток воспитывает  в себе те качества, которые  особенно ценятся товарищами. Происходит  своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия  морально-этических требований. При  этом нормы и критерии, принятые  в кругу сверстников, нередко  становятся психологически более  значимыми, чем те, которые существуют  у взрослых.
 Условно выделяют  организованные, формальные (школьный  класс, молодежный лагерь, спортивная  секция и т. п.), и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы. Влияние организованного коллектива  на формирование личности подростка  исследовалось многими авторами  и изучено достаточно полно  (Новикова Л. И., 1973; Петровский  А. В., Шпалинский В. В., 1978, и  др.). Если в младших классах  наиболее значимый критерий «ценности»  сверстника — успеваемость, школьные  отметки, то со временем межличностные  отношения более дифференцируются, а критерии социометрического  статуса усложняются. Более резкой  становится разница в положении  «признанных» и «отвергнутых».  В свою очередь положение подростка  в коллективе влияет на его  поведение. И. С. Кон (1979), ссылаясь  на исследования М. А. Алемаскина, Г. Г. Бочкаревой, подчеркивает, что  неблагоприятное положение в  классном коллективе — одна  из основных причин формирования  «трудных» подростков. Такие подростки  обычно преждевременно оставляют  школу и чаще сверстников попадают  под дурное влияние вне школы.  При обследовании несовершеннолетних  правонарушителей оказалось, что  90 % из них были в школах «изолированными», почти все были недовольны  своим положением в классе, более  50 % относились к одноклассникам  безразлично или враждебно.
 Менее изучено  влияние на формирование психики  и поведение подростка так  называемых стихийных (неформальных) групп, которые охватывают примерно 80—85 % подростков. Численность таких  групп — 5—15 человек. Состав  их обычно смешанный и по  возрасту, и по социальной принадлежности. Очень часто уровень организованности  неформальной группы не уступает  уровню организованности классного  коллектива, а иногда и превосходит  его. Вожаком такой группы обычно  бывает подросток, обладающий  реальным авторитетом и чьи  психологические лидерские качества  совпадают с его официальным  статусом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.