На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Стратегии рыночного поведения фирмы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 20 И. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ.
     Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  рынок (в широком значении) - такая  организация в обществе, при которой  фирмы, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как  эти товары произвести. Обязательным условием реализации выгод от общественного разделения труда является четкое разграничение функций, полномочий, прав и обязанностей. Для этого требуется не только строгая правовая регламентация, но и высокий уровень правосознания всех лиц, действующих в сфере экономики и политики.
       Рынок подсистема общей системы  товарного хозяйства, представляет  собой сферу товарно-денежного  обращения, товарооборота, выявляющую  и устанавливающую общественно  необходимые затраты труда на  производство товаров и услуг. В сфере товарно-денежного обращения происходят еще два очень важных социально-экономических процесса. Во-первых, здесь продолжается перераспределение прибавочного, а иногда и необходимого продукта, созданного товаропроизводителями. В силу действия не только объективных, но и субъективных, случайных причин на рынке довольно часто совершаются неэквивалентные, спекулятивные сделки купли-продажи. Поэтому одни чрезмерно обогащаются, другие теряют свои заработанные доходы. Во-вторых, в результате акта купли-продажи товара меняются субъекты собственности. Когда товар продан, у него появляется новый хозяин, который согласно законам рынка (закрепленным, как правило, юридическими нормами) по своему усмотрению пользуется и распоряжается приобретенной вещью или другими благами.
       Реформы отношений собственности  являются важнейшим элементом  перехода к рыночной экономике.  Главным этапом реформ собственности  в России явилась приватизация, направленная, прежде всего, на  массовое разгосударствление российской  экономики и создание конкурентной среды, обеспечивающей условия для демонополизации народного хозяйства.
       К настоящему времени приватизация  в России в основном выполнила  первую важнейшую из возложенных  на нее задач разгосударствление  российской экономики. К такому выводу в частности пришли исследователи из Института экономики переходного периода. Однако, другая задача не менее важная, связанная с демонополизацией народного хозяйства, по-прежнему, весьма актуальна.
       Конечно, той степени монопольной  экономической власти государства сейчас не существует, но на смену ей пришла власть так называемых естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в жизненно важных отраслях народного хозяйства. Хотя существуют и противоположные точки зрения. Так некоторые исследователи, полагают, что выводы о высокой степени монополизации российской экономики сильно преувеличены. По их мнению, оценку монополизации экономики необходимо проводить не по отраслевому, а по продуктовому принципу. А проведенные ими исследования степени эластичности товаров и услуг российских монополий, говорят о том, что лишь десятая часть этих товаров и услуг обладает эластичностью большей единицы. Это говорит о том, что российские монополии не способны извлечь сколь либо ощутимой прибыли от манипулирования ценой на свои товары и услуги.
       Тем не менее, вопрос об экономической  эффективности функционирования  российских монополий, и связанный  с ним вопрос об их реформировании  и регулировании по-прежнему остается  открытым.
     Целью данной работы является рассмотрение стратегий рыночного поведения фирмы.
     1.  Рынок. Сущность, функции, структура  рынка, место и  роль фирмы на  нем.
     1.1. Понятие рынка.
     Можно дать несколько определений рынка.
         Рынок – это обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
         Рынок – это механизм взаимодействия  покупателей и продавцов,  иными словами, отношение спроса и предложения.
         Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами,  связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
         Рынок  рассматривают  как  совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного  производства  и обращения.  В книге Ф. Котлера  рынок  характеризуется  как  совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В  книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм,  который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.
         Интересно высказались о рынке  американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой  разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические  решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения,  какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей   –   что и как производить; владельцы факторов  производства  –  кому и как эти товары продавать.
         Рынок является фундаментом для  понимания ключевых путей   экономического развития и путей повышения эффективности на микро-  и  макроуровне.  Его сущность отражает совокупность отношений товарного    обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом.  Вполне  обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет  собой определенную систему экономических отношений между продавцами  и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические   отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как  цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».
     1.2. Сущность рынка.
     Углубленное понимание категории  «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре  сферы экономической деятельности:
      Производство.
      Распределение.
      Обмен.
      Потребление.
         Хотя конечная, естественная цель  экономической жизни – это  потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает  товарную массу. Изменение производственной сферы – это ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
         Однако между производством и  потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система,  определяющая, кому достанутся непосредственные результаты    производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль  в формировании социальных отношений между людьми, в определении  материального положения различных слоев общества.
         Но распределение – это не  только следствие производства. От  того,  как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.
         Хотя обмен занимает третье  место в иерархии сфер экономики,  он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на  производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка.  Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе  общественного  хозяйства, а поэтому и развитие  рынка  как совокупности  отношений  товарного  обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.
     1.3. Функции рынка.
       Утвердившиеся в обществе рыночные  отношения оказывают   огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд  существенных функций.
     Функции бывают:
         1. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
         2. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
         3. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.   
         4. Регулирующая – самая важная. Рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
         5. Санирующая - Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
         6. Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.
     1.4. Структура рынка.
     1. по объектам рынка:
      рынок товаров и услуг
      рынок капиталов
      рынок труда
      финансовый рынок
      рынок информации
     2. по географическому положению:
      местный
      региональный
      национальный
      мировой
     3. по механизму функционирования:
      рынок свободной конкуренции
      монополизированный рынок
      регулируемый рынок
     4. по степени насыщенности:
      равновесный рынок
      дефицитный рынок
      избыточный рынок
 
     5. в соответствии с действующим законодательством:
      легальный рынок
      нелегальный рынок
 
     1.5. Роль фирмы в  конкурентной борьбе  на рынке. 

     По  мнению известного специалиста по маркетингу Ф.Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть четыре роли. Роль зависит от доли фирмы на рынке:
       Лидер (доля на рынке – 40%) ощущает себя уверенно или увереннее других. Однако его пытаются многие догнать, поэтому он часто первым проявляет инициативу в области цен на новые товары, стимулирования спроса.
       Претендент на лидерство (доля на рынке – 30%) ощущает себя уверенно, только если атакует первым.
       Последователь или Ведомый (доля на рынке – 20%) – эта роль заключается в следовании за лидером на значительном расстоянии, экономя силы и средства.
       Окопавшийся в рыночной нише (доля на рынке – 10%) – с этой роли, как правило, начинают новички. Это поиск рыночной «ниши» достаточно удовлетворительных размеров и прибыльности. Удачно для новичка, если он находит нишу с возможностями роста, но не слишком привлекательную для конкурентов, специализируется на определенной деятельности и обретает своего потребителя.
       Привлечь потребителя можно только  предложением товара, который имеет  преимущества по сравнению с  товарами – соперниками по  удовлетворению нужд потребителя. 
 
 
 

     2. Стратегии рыночного поведения фирмы. 

     Стратегии рыночного поведения — это генеральные программы действий на длительную перспективу, выявляющие приоритеты проблем и ресурсов для достижения основных целей предприятия. 

       Тактика рыночного поведения — состоит из мер по реализации целей товаропроизводителей в короткий период времени в соответствии с выбранной стратегией. 

       Стратегия и тактика рыночного  поведения товаропроизводителя  зависят от целей и направлений  развития предприятия (фирмы): экстенсивного, интенсивного, интегрированного, диверсифицированного. 

       Экстенсивное развитие предполагает, что предприятие практически не изменяет ранее поставленных целей, а ставит задачу увеличить объем продаж и прибыль на своем сегменте рынка. 

       Интенсивное развитие предопределено  тем, что экстенсивный путь  исчерпал себя, и нужно выходить  на новые рынки либо разрабатывать  модификации существующего товара. 

       Интегрированное развитие предполагает обеспечить увеличение доходов на основе объединения с другими предприятиями с использованием их опыта и ресурсного потенциала (консорциумы, ассоциации и т. п.). 

     Диверсифицированное развитие означает, что предприятие разрабатывает принципиально новые товары, осваивает новые виды деятельности.
     Рассмотрим  различные стратегии рыночного поведения. 

     2.1. Стратегия рыночного поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. 

     В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такую форму  организации рынка, при которой  исключены все силы соперничества  как между продавцами, так и между покупателями.
     В чем же проявляется соперничество? Среди производителей оно проявляется  в предложении новых товаров, улучшении качества уже выпускаемых, мерах по продвижению их на рынок  и т.п. Среди потребителей соперничество  может выражаться в стремлении получить новые скидки, в поисках более выгодных поставщиков и т.д.
     Различие  соперничества и конкуренции  возникло лишь с появлением и развитием  теории строения рынка. В современном  понимании термин "соперничество" относится к действительному поведению, тогда как термин "конкуренция" относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.
     Совершенная конкуренция - такая организация  рынка, при которой каждое предприятие  может продавать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает. А на уровень цен не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Рынок совершенной конкуренции - это рынок, где удовлетворяются условия совершенной конкуренции.
     Модель совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка. 

     1. Рынок состоит из многих конкурирующих  продавцов, каждый из которых  продает стандартизированную продукцию  многим покупателям. Стандартизированность  или однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей. Продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных фирм означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары фирм-производителей близка к бесконечности. Это значит, что малое повышение цены одной фирмой сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию других фирм. Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.  

     2. Малость и множественность.  

     Доля  каждой фирмы на рынке отрасли  незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта. На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как "прайс-тейкер". Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна, т.е. абсолютно эластична. 

     В случае увеличения объема производства отдельной фирмой, выступающей на рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает. Общая выручка  предприятия TR изменяется пропорционально  изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (P = AR = MR). Малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие (формальных и неформальных) соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке. 

     3. Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового  производителя и возможности  свободного выхода из отрасли. Свободный вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены может, как правило, способствовать вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения. Вход в отрасль не требует сколько-нибудь существенных затрат, существует совершенная мобильность покупателей и продавцов внутри рынка. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, их свободным переливом в отрасли, где их альтернативная ценность выше. 

     4. Полная информированность всех  участников рынка. Информация  о ценах, технологии и вероятной  прибыли является общедоступной  и распространяется среди субъектов  рынка мгновенно и ничего им не стоит. На данном допущении основан так называемый закон единой цены. Данное допущение является наименее реалистичным, так как на практике информация дефицитна, ее получение и использование требует значительных затрат. В конкретных же условиях наблюдается дисперсия цен, т.е. множественность рыночных цен на однородный товар на каждом рынке. 

     5. Субъекты рынка действуют независимо  друг от друга, преследуя собственные  интересы. Фирмы не интересуются  производственными решениями своих  конкурентов, ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доли продаж. 

     Итак, совершенная конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов хозяйствования из отрасли ничем не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.  

     В условиях совершенной конкуренции  предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции. 

     В краткосрочном периоде постоянные издержки не оказывают влияния на объем предложения. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует прибыль только в том случае, если цена, по крайней мере, не ниже средних переменных издержек. В противном случае фирма может уменьшить свои потери за счет временного прекращения производства. В краткосрочный период времени кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек. 

     Объем предложенной рынку продукции по каждой цене представляет собой сумму объемов продукции всех фирм на рынке. В краткосрочном периоде число фирм и их постоянные факторы представляют собой постоянные величины, вся продукция производится уже существующими фирмами. Число фирм, имеющихся на рынке в краткосрочном периоде фиксировано, но число функционирующих фирм возрастает, как правило, по мере роста цен на продукцию, так как в этом случае фирмы, ранее закрытые в силу убыточности или получения лишь нормальной экономической прибыли, открывают и начинают наращивать свое производство. Новые фирмы в краткосрочном периоде не имеют времени на строительство фабрик и организацию производства, так что вся продукция производится уже действующими фирмами. 

     Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения всех фирм при каждой возможной цене, т.е. представляет сумму по горизонтали индивидуальных кривых предельных издержек всех фирм, работающих на рынке. При этом для каждой фирмы сохраняется условие P = MC. Индивидуальная фирма может получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости. На цену в этом случае оказывают влияние ни один отдельно взятый продавец, а все продавцы вместе взятые.
     Детерминантами рыночного предложения являются: 

      количество  фирм в отрасли;
      средний размер фирмы в отрасли (чем фирмы больше по размеру, тем - больший объем продукции они производят и достигают минимально возможных средних издержек);
      технологии, применяемые в отрасли (улучшение технологий способствует росту предложения товаров).
     При совершенной конкуренции фирмы  не могут оказывать влияния на цены продаваемого товара. Однако, в  долгосрочном периоде они имеют  большую гибкость в расширении своих  операций и перераспределении своих ресурсов в другие отрасли по сравнению с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.
     В длительном периоде всякое предприятие  имеет возможность выбора производственной мощности, а значит и большую, чем  в коротком периоде возможность  изменить объем выпуска. Благодаря  же свободе входа в отрасль  и выхода из нее, меняется число фирм, ищущих максимум прибыли на данном рынке. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы. Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки, наоборот, усилят уход из данной в более прибыльную отрасль.
     В условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается  равенство: MR = MC = AC = P
     MR - предельный доход
     MC - предельные издержки
     AC - средние издержки 

           
     В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в конечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.
     В экономике совершенной конкуренции  достигается эффективность распределения  ограниченных ресурсов между фирмами  и отраслями в целях максимального  удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а предельные общественные затраты равны предельным общественным выгодам.
     Совершенная конкуренция как структура рыночной экономики имеет ряд недостатков:
     1. Совершенная конкуренция исходит из платежеспособных возможностей, обусловленных неравномерностью распределения доходов, что создает равенство возможностей, но не равенство результатов.
     2. Совершенная конкуренция в силу большого количества фирм не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса, особенно фундаментальных исследований.
     3. Совершенная конкуренция, как правило, не учитывает разнообразия потребительских запросов, так как одним из ее условий является стандартизация продукции, а, наоборот, ее дифференциация связана с повышением издержек на ее производство, что снижает конкурентоспособность фирмы в совершенной рыночной структуре.
     4. Кроме того, совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ.
     Ограниченность  совершенной конкуренции преодолевается в условиях иных различных типов  рыночных структур.
     2.2. Стратегия рыночного  поведения фирмы  в условиях абсолютной  монополии.
     Хотя  теоретическая концепция совершенной  конкуренции способствует наиболее выгодному для общества распределению его ограниченных ресурсов, практически деловая жизнь общества в подавляющем большинстве случаев соответствует условиям несовершенной конкуренции.
     Рассмотрим  классификацию рыночных структур, характеризующихся  несовершенной конкуренцией.
     Один  из видов несовершенной конкуренции - монополия. Монополия - это рыночная структура. В которой одна-единственная фирма является поставщиком на рынок  продукта, не имеющего близких субститутов. Т.е. имеется производитель, который  полностью контролирует объем предложения товара и определяет уровень цен. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара.
     Монополия спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией.
     Рыночная  структура, в которой единственному  продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
     В реальной экономике развитых стран  чистая монополия - такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Вместе с тем и монополиями и свободно конкурирующими фирмами движут одни и те же мотивы. И те и другие стремятся к максимизации прибыли.
     Имеется ряд обстоятельств, делающих возможным  существование монополии. Таким  общим условием являются барьеры  для входа в отрасль, представляющие ограничители, которые предотвращают появление дополнительных продавцов (покупателей) на рынке монопольной прибыли. Барьеры для входа необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти. В качестве основных типов барьеров, поддерживающих монополии, следует отметить следующие:
     1. Некоторые барьеры для входа на рынок есть результат правительственных мер, дающих фирмам исключительное право предоставления определенного вида товаров и услуг на рынок (например, услуги связи, транспорта, основные коммунальные услуги и т.д.);
     2. Предоставление патентов и авторских прав, обеспечивающих монопольные позиции в целях изобретения новых продуктов и технологических процессов. Однако исключительные права гарантируются на ограниченный период, а образованная таким образом монополия является временной;
     3. Монополия может поддерживаться за счет владения конкретного ресурса, необходимого для создания монополизированного продукта;
     4. Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного эффектом масштаба. Это может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступные для "новичков" на рынке).
     Соответственно  этим обстоятельствам можно выделить следующие виды монополий:
     1. Закрытая монополия - монополия,  защищенная юридическими запретами,  наложенными на конкуренцию. Закрытая  монополия существует в том  случае, если одна-единственная фирма  может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или институтом авторских прав, или содержащихся в секрете.
     2. Естественная монополия - отрасль,  в которой долгосрочные средние  издержки минимальны только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или несколькими фирмами приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. Поскольку единственный продавец, благодаря экономии от масштаба, может производить с меньшими затратами, то данной отрасли трудно избежать превращения в монополию. Если в отрасли более одной фирмы, то одна из них может снизить цену и резко расширить выпуск и, следовательно, создать трудности с получением прибыли для своих более мелких соперников. Таким образом, "естественность" монополии заключается и в том, что она является следствием свободного действия рыночных сил.
     С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах  производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
     3. Открытая монополия - монополия,  при которой одна фирма , по  крайней мере, на некоторое время  становится единственным поставщиком  продукта, но не имеет специальной  защиты от конкуренции.
     В ситуации открытой монополии часто  оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться  на рынке несколько позже.
     Такая классификация монополии, в частности, изложенная в работе Эд. Дж. Долана и Д.Е. Линдсея "Рынок: микроэкономическая модель", является весьма условной. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов.
     Монополия в чистом виде явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Фирмы могут влиять на цены и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
     Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, предлагаемое на продажу. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью не обязательно быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является то, что кривая спроса на продукцию фирмы, была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы. В этом случае фирма может повышать или понижать цену путем изменения количества предлагаемого ею продукта. Фирма с монопольной властью по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную.
     Монопольная власть - это возможность монополии (продавца) повышать цену на свою продукцию при ограничении своего собственного объема производства.
     Сосредоточение  в руках монополии экономической  власти позволяет им ограничить внутриотраслевую конкуренцию и, до известного предела, диктовать рынку цену на свою продукцию. Цена, устанавливаемая монополией на рынке, называется монопольной ценой. Условием ее возникновения служит господствующее положение монополии на рынке, вне зависимости - выступает она в качестве продавца или покупателя.
     Выступая в качестве единственного производителя товара, монополист находится в уникальном положении. Если он решает повысить цену продукта, ему приходится бояться конкурентов, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Это не означает, что монополист может назначать любую, сколько угодно высокую цену, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
     Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить характеристики рыночного спроса и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса.
     Пределом  монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса: если монополия  установит цену на слишком высоком уровне, то объем продажи может значительно сократиться, что приведет к уменьшению прибыли.
     Цены, по которым покупается сырье у  немонополизированных производителей, не могут долгое время находиться на монопольно низком уровне, так как не смогут обеспечить воспроизводство этой группы производителей.
     В условиях монополии становится другим и характер зависимости между  уровнем цен и величиной издержек производства. Уменьшение издержек не ведет, как правило, к автоматическому  снижению цен на монополизированном рынке. И в то же время рост издержек зачастую используется монополией для установления более высоких цен.
     Цель  монополиста: производить такое  количество продукции, чтобы MC = MR, и  прекращать производство, когда средние  издержки (АС) выше средней выручки (AR) при любом объеме производства. Монополист имеет меньший объем производства при более высокой цене производства (при аналогичной отрасли с совершенной конкуренцией и аналогичной функции издержек).
     При прочих равных условиях цены при монополии выше существующих на полностью конкурентном рынке. Социальной ценой монополии являются потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.
     
     Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы. Лернер А.П. в 1934 г. предложил индекс, характеризующий монопольную власть:
     I = (P - MC) : P = 1 : E,
     где I - лернеровский индекс монопольной  власти ;
     P - монопольная цена;
     MC - предельные издержки;
     Е - эластичность спроса на продукцию.
     В условиях совершенной конкуренции  МС = Р, а I = О. Чем выше I, тем больше монопольная власть. В силу сложности  определения реальных предельных издержек на практике их заменяют средними:
     I = (P - АС) : Р
     Лернеровский  показатель рассматривает высокие  прибыли как признак монополии.
     Для характеристики монопольной власти используется и индекс Херфиндаля - Хиршмана (HHI), определяющий степень концентрации рынка.
     Индекс  рассчитывается на основе удельного  веса продукции фирмы в отрасли:
       где:
     N – количество фирм в отрасли;
     S - доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли,
       при этом S1 ? S2 ? : ? Sn
     В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой HHI = 1800. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При этом индекс отражает реальное положение рыночной структуры лишь в том случае, если учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
     Господство  многоотраслевой монополии облегчает  перемещение капитала из отрасли  в отрасль и в то же время  ставит барьеры для проникновения  в сферу ее деятельности других фирм, особенно менее крупных. Тем самым затрудняется перелив капитала, выравнивание отраслевых норм прибыли в единую среднюю.
     Подрыв  монополией внутриотраслевой и межотраслевой  конкуренции дает ей возможность  извлекать монопольную прибыль.
     Получение монопольной прибыли обеспечивается монополизацией производства и связанными с ней преимуществами в технической  оснащенности и масштабах производства, в ресурсном обеспечении, более  низком уровне материальных и трудовых затрат на единицу продукции. На длительный срок монополия имеет возможность присвоения дополнительной прибыли. Временной аспект чрезвычайно важен для монополии, максимизацию прибыли она обеспечивает с расчетом на длительную перспективу. А этого нельзя достигнуть, если не обеспечить сохранение монопольной позиции на рынках сбыта путем приспособления к тенденциям развития производства, вложения средств в изучение вкусов и наклонностей потребителя и т.д. Главная задача современной монополии - обеспечение исключительного положения на рынке.
     Несмотря  на достаточную монопольную власть, дающую фирме-монополисту возможность  извлекать монопольную прибыль, она в полной мере не свободна от конкуренции и вынуждена считаться  с некоторыми ее формами, оказывающими влияние на поведение монополиста.
     Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Всегда существуют условия для проникновения в отрасль новых фирм, если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера). При этом чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем более возможна потенциальная конкуренция.
     Конкуренция нововведений (новые технологические процессы производства товаров, совершенствование потребительских свойств товара, появление товаров-субститутов). Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. Угроза конкуренции может возникнуть со стороны небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара и т.п. А потому монополист вынужден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цен.
     Конкуренция со стороны товаров-заменителей (субститутов). Отношения взаимозаменяемости товаров могут быть сложными и весьма нетривиальными, так что монополизировать производство всех товаров-субститутов часто оказывается невозможным.
     Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. В условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны, все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.
     Итак, монополия, возникшая из концентрации производства и незащищенная государственной  властью, сталкивается в условиях рыночной экономики со всеми перечисленными формами конкуренции, что весьма ограничивает силу этой монополии.
     По  другому обстоит дело с монополией в условиях административно-командной  системы. Подобный вид монополизма - государственная монополия - складывается под воздействием ряда факторов, в частности, таких как:
     1. Существование государственной собственности на средства производства.
     2. Наличие административно-командной системы управления, что проявляется в директивном планировании, в централизации большой доли дохода, в конечном счете, тормозя научно-технический прогресс.
     3. Концентрация и узкая специализация производства, порождающая жесткую зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.