На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профессиональная направленность личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ 

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

ПСИХОДИАННОСТИКА 

«Профессиональная направленность личности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
                                                                                                Выполнила
Верховая  Любовь Викторовна,
студентка 5 курса з/о,
сентябрьского набора 2008 

Проверила 
 
 
 
 
 

КИРОВ, 2010 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………3
I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6
1.1Процесс профессионального  самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6
1.2Психологические  механизмы формирования профессиональной  направленности личности……………………………………………….10
1.3Взаимосвязь  ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17
Выводы по I главе………………………………………………………..20
II. Психодиагностические  методы изучения профессиональной  направленности личности……………………………………………….21
2.1Механизмы  формирования и структура профессионально  важных качеств……………………………………………………………………21
2.2Психодиагностика  профессиональной направленности  личности. Ход исследования……………………………………………………………..26
2.3Результаты  исследования. Обработка и интерпритация…………...29
Выводы по II главе……………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………44
 

      Введение 

     В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту  в определенном виде деятельности. Как показывает практика, почти во всех видах деятельности одного старания и желания недостаточно. Успешность во многом зависит от наличия у  человека способностей и склонностей  к этому роду деятельности, от его  профессиональной направленности.
     Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единства у будущих специалистов.
     Согласно  исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983), М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия? выбранная в разрез профессиональной направленности личности человека негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологические и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе.
     В отечественной литературе изучению проблем профессионального становления  личности посвящены труды таких  ученых как, Ростунова А. Т., Кулагина Б.В., Кузьминой Н. В.
     В психологической литературе рассмотрению профессиональной направленности личности посвящены труды К.М Гуревича, Е.А Климова, Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной,
     Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
     Объект исследования: профессиональная направленность личности
     Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
     Исходя  из выше изложенного нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что профессиональная направленность на профессию психолога имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора.
     Для достижения цели и подтверждения  гипотезы необходимо решить следующие  задачи:
    Рассмотреть процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе
    Выявить психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности
    Раскрыть взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности
    Выявить механизмы формирования и структура профессионально важных качеств
    Произвести психодиагностику профессиональной направленности группы студентов. Ход исследования
    Определить результаты исследования. Произвести обработку и интерпретацию
     Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной  литературе в достаточной мере описаны  те качества личности, обуславливающие  успешность в профессиональной деятельности будущего или уже работающего  специалиста. Но недостаточно работ  направленных на изучение зависимости успешности в учебной деятельности в стенах вуза от профессиональной направленности личности студентов.
     Практическая  значимость настоящей работы заключается  в возможности применения результатов  исследования при профессиональном отборе студентов и разработке на их основе психолого–педагогических рекомендаций.
 

      I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности 

     1.1Процесс  профессионального  самоопределения  личности в психолого - педагогической литературе 

     Выбор профессии, или профессиональное самоопределение  основа самоутверждения человека в  обществе, одно из главных решений  в жизни.
     Существуют  различные варианты определения  понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой  выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения  высвечивает двусторонность явлений  выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность  явления выбора профессии.
     Выбор профессии - это не одномерный акт, а  процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит  от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
     В психологической литературе нет  единого взгляда на то, как формируется  выбор профессии, и какие факторы  влияют на этот процесс. По этому вопросу  существует ряд точек зрения, в  защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это  объясняется сложностью процесса профессионального  самоопределения и двухсторонностью самой ситуации выбора профессии1.
     Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии  как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.
     В контексте понимания выбора профессии  как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Несомненно, этот подход более продуктивен, тат как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.
     Существует  еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших  событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения простирается в далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни.
     Если  процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит  в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии  или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного  отношения, а не о тех объективных  связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т. п.). Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности. Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано у Л.И. Божевич обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т. п2.
     Указание  на избирательно-положительное отношение  человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие «отношение к профессии» само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление  нашей активности и указывает  на ее объект. В основе положительного положения нескольких человек к  одной и той же профессии могут  лежать различные потребности и  стремления. Только путем анализа  системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно  судить о его реальном психологическом  содержании.
     В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят  полноту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень  направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов  предпочтения профессии. Избирательное  отношение к профессии чаще всего  начинается с возникновения частных  мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.
     Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все  более распространенной системы  мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным  образом организованы, находиться в  различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут  быть ведущие мотивы.
     Обычно  мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии  в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее  сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.). Четвертую группу составляют мотивы выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т. п.). Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека к внешним, объективно несущественным атрибутам профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям3.
     В мотивации профессионального выбора должна существовать основа (своего рода «психологический атлас») мотивационных  факторов трудовой деятельности, охватывающая все возможные аспекты индивидуальной жизнедеятельности, способные определить содержание мотивации профессионального  выбора, как универсальные, так и  специфические цели разных форм профессионального  труда. 

     1.2Психологические  механизмы формирования  профессиональной  направленности личности 

     Возникновение избирательно-положительного отношения  к профессии означает образование  системы «человек – профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие  «отношение человека к профессии» не может быть сведено к активности, идущей от субъекта.
     Исследование  профессиональной направленности, условий  и движущих сил ее развития не может  быть осуществлено в отрыве от системы  воздействий, идущих от другой стороны  отношения, то есть от профессии. При  определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности.
     Идеальная модель соответствия между личностью  и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла.
     Однако  полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам.
     Во-первых, не всегда в структуре мотивов  выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанной соображение  имеет частный характер, поскольку  существует возможность перестройки  системы мотивов и повышение  уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет  другое соображение.
     Во  всех случаях, когда преобладающим  является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется  возможность углубления этого интереса. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.
     Таким образом, несоответствие между объективным  содержанием профессионального  труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его  выбор или участие в нем, неизбежно. Поскольку, как было отмечено выше, основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении  ее уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает  характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной направленности.
     Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А. А. Ростуновым, на примере студентов ВУЗов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы4.
      Схема 1. Модель формирования профессиональной направленности 

     Как показано на этой модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают  на основе осознания перспектив и  адекватной оценки степени рассогласования  требований перспектив с наличными  склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются  мировоззрения, взгляды, убеждения  и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают  в данном случае в качестве отдельной  цели студента.
     Формирование  и поддержание устойчивой направленности личности студента представляет собою  непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством  деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, равно, как  и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого  познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы.
     Изменение общественной значимости перспективы, осознание ее и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Если же индивид в процессе деятельности не будет видеть перспективы или общественно значимая для него как личности интереса не представляет, направленность не будет развиваться, поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы.
     В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней5. Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива.
     Вторая  ступень. Учащийся имеет фиксированную  установку на профессию и более  устойчивые интересы; у него проявляются  склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление  учебнопроизводственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.
     Третья  ступень. Учащийся имеет твердую  установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет  особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.
     Четвертая ступень. Страстное увлечение своей  профессией; человек и дело сливается  в единое целое; направленность формируется  при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.
     Развитие  профессиональной направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности, активности ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для  его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет  зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных  факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет  для человека содержание его профессии6.
     Познавательная  деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более  эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед  человеком новые горизонты могут  стимулировать в этих случаях  ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже  сложившуюся систему оценок и  представлений.
     При преобладании побочных мотивов новая  информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения  первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может  не привести к сдвигу мотивов и. следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. «Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Учет последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения. Нередко лекции и беседы о профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к содержанию труда именно потому, что проводятся без учета потребностей, интересов, склонностей конкретных учащихся».
     Несомненно, что наибольшие возможности для  пробуждения рассматриваемого противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней ценностные отношения  личности непосредственно взаимодействуют  с требованиями деятельности. Организация  активной пробы сил в сфере  деятельности, на которую мы ориентируем  студента, - важнейшее условие повышения  уровня его профессиональной направленности.
     Реализация  данного условия предполагает такую  организацию деятельности, при которой  перед молодыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику деятельности, ее творческие стороны.
     Следует учесть, что в основе изменения  мотивационного отношения к деятельности лежит изменение соответствующих  потребностей, интересов, склонностей.
     При правильной организации преобразовательной деятельности студентов на каждом последовательном ее этапе требования деятельности предполагают более многогранную, активную, в  чем-то измененную потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внутреннего противоречия. Вместе с  тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие и разрешается. Показатель его разрешения - чувство удовлетворения, свидетельствующее  о дальнейшем развитии и обогащении соответствующей потребности.
     Иногда  мотив, первоначально заключенный  в цели деятельности, как бы сдвигается на ее средства, в связи с чем возникают новые по содержанию мотивы.
     В других случаях развитие потребности  обусловлено самим процессом  усвоения новых форм поведения и  деятельности, овладением готовыми предметами культуры.
     Несомненно, существуют и другие механизмы развития потребностей. Происходящее в процессе деятельности зарождение новых потребностей также свидетельствует о развитии профессиональной направленности.
     Однако  этот процесс прежде всего заключается  в развитии ведущей потребности  от элементарных ее форм ко все более сложным: от одностороннего, или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности.
     Такое развитие потребности в основном содержании деятельности и обусловливает  изменение ее личностного смысла и в конечном счете повышение уровня профессиональной направленности7.
     Таким образом, психологическими механизмами  профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.
     В связи с изложенным выше пониманием движущих сил профессиональной направленности для развития последней необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала  бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Возможности  различных видов деятельности в  этом отношении неравноценны.
 

      1.3Взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности 

     Существенным  критерием правильного выбора профессии  является соответствие склонностей  и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет  к работнику. Несомненно, что такое  соответствие будет тем более  оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями  молодого человека. Вопрос о соотношении  склонности как направленности на деятельность и способности к этой деятельности имеет первостепенное значение для  построения научной теории профессиональной консультации.
     Принципиальное  решение некоторых основных сторон данного вопроса содержится в  исследованиях А. Г. Ковалева и В. Н. Мясищева, а также Б. М. Теплова, посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся  к данной проблеме и обоснованные ими, заключаются в следующем. Способности  нельзя рассматривать как скрытые  до поры до времени внутренние возможности  человека. Они всегда есть производное  от единства индивида и условий его  жизни и деятельности.
     О способностях судят по деятельности. Самое же существенное в том, что  в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого и решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность.
     Таким образом, развитие способностей к деятельности не может происходить вне склонности, а склонность неизбежно приводит к развитию способностей. В связи  с этим утверждается закон соответствия способностей и склонностей. «...Хотя в отдельных случаях в силу внешних, иногда неблагоприятных, влияний может быть расхождение склонностей и способностей, но основным все-таки является правило соответствия способностей и склонностей».
     А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев подчеркивают, что случаи несовпадения склонностей  и способностей свидетельствуют  о наличии побочных влияний.
     Очевидно, что деятельность ребенка, вызванная  принуждением со стороны родителей  или стремлением к успеху, к  самоутверждению, нельзя рассматривать  как действительную склонность. Поэтому, когда говорят о случаях расхождения  между способностями и склонностями, имеют в виду именно кажущиеся  склонности. Что же касается действительных склонностей, то они подпадают под  «естественный закон соответствия склонностей и способностей». Многочисленные наблюдения за развитием способностей подтверждают несомненную реальность «закона соответствия». Он отражает наиболее общую зависимость, существующую между склонностями и способностями. Наблюдения, однако, указывают на то, что возникновение и первоначальное развитие склонности не всегда связано  с потребностью человека в реализации собственных возможностей.
     Особый  интерес представляет мотивационная  сторона деятельности. Склонность к  ней пробуждается в связи с  такими индивидуальными особенностями, благодаря которым человек может  полнее и глубже отразить специфическое  содержание деятельности. В связи  с этим возникшая склонность является потребностью именно в этом основном содержании. Человек увлечен деятельностью  ради нее самой, ради того удовлетворения, которое оно приносит. И чем  сильнее эта потребность, тем  менее удельный вес различных  побочных мотивов. Совершенно очевидно, что в подобных случаях склонность находится в гармонии со способностями.
     Захваченность деятельностью, соответствующей возможностями человека, обеспечивает ее результативность. Способности человека получают признание у окружающих и начинают осознаваться их носителями. Осознание собственных способностей приводит, при благоприятных условиях, к возникновению дополнительного мотива деятельности. Повышается требовательность к себе, растет чувство ответственности перед обществом за результат своей деятельности. Однако при неблагоприятных воспитательных условиях могут сформироваться самоуверенность и легкомысленное отношение к трудностям. Наблюдения, однако, показывают, что такая форма взаимосвязи склонностей и способностей не единственная. Нередко избирательное отношение к деятельности возникает не на основе реактивности личности на специфическое содержание этой деятельности, а в связи с тем, что она удовлетворяет некоторые другие потребности, являющиеся доминантными. Нередко профессиональная направленность складывается под определяющим влиянием ценностей. Формирование направленности на деятельность может происходить под влиянием потребности человека в своем более разностороннем развитии. Таким образом, влияние фактора способностей на возникновение избирательного отношения к деятельности может быть более отдаленным и опосредованным8.
     Несомненно, однако, что в отдельных случаях  возникновение склонности еще не свидетельствует о ее соответствии врожденностям человека. Здесь, встречаются  два основных варианта. В процессе пробы сил, а тем более регулярной практической деятельности возможности  для ее мастерского выполнения может  оказаться недостаточно, и тогда  склонность, не подкрепляемая чувством удовлетворения от труда, будет ослабевать. Либо в процессе деятельности произойдет достаточное развитие необходимых  для нее способностей. В этом случае создаются психологические предпосылки  для сдвига мотивов деятельности. Привлекательным в ней для  человека будет становиться не внешние  ее особенности, а ее творческие стороны, ее специфическое содержание.
 

      Выводы по I главе 

     Теоретический анализ данной проблемы показал, что  высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов  личности, которая выражает единство интересов и личности в системе  профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и  способностей ведущая роль преобладающему мотиву.
     Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала  бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
 

      II. Психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности 

     2.1 Механизмы формирования  и структура профессионально  важных качеств 

     Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и  успешность ее освоения. К ПВК относятся  и способности, но они не исчерпывают  всего объема ПВК.
     В последнее время исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно  много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических  особенностей личности в труде. Интерес  к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной  точки зрения проще осуществить  углубленное изучение одной или  нескольких черт личности, нежели исследовать  целостную личность. Большинство  имеющихся методик также направлено на диагностику отдельных черт или  их комплексов. Постановка в форме  наблюдения одного свойства личности позволяет более глубоко и  подробно проследить проявление этого  свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс, а  также результат работы. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности. В этом случае исследователь  чаще всего опирается на концепцию  ПВК личности. Для каждого вида деятельности набор ПВК может  быть достаточно специфичен. Усиленное  внимание к определенному качеству личности позволяет разрабатывать  практические рекомендации по учету, коррекции  и целенаправленному формированию данного свойства в профессиональной деятельности. Многие рекомендации опробированы, и их практическая ценность подтверждена.
     Работы  данного направления часто являются составными частями комплексного исследования, имеющего целью рассмотреть целостный  комплекс ПВК, их взаимосвязь и взаимовлияние  в процессе конкретной профессиональной деятельности. Здесь прослеживается попытка аналитического подхода  с переходом на уровень изучения целостной личности. Таким образом, указанное направление исследований нельзя жестко отграничивать от второго  направления, несколько утратившего  популярность в последнее время, - от изучения целостной личности в  профессиональной деятельности.
     Целесообразность  синтетического подхода к исследованию личности профессионала подчеркивалось давно. Еще в 1930-ые годы отмечалось, что психологическое изучение профессий  должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном  сочетании. В последние время теоретические представления о роли личности в профессиональной деятельности, сложившиеся в отечественной психологии привели к пониманию необходимости синтетического подхода в прикладных исследованиях личности.
     В зарубежной психологии уже в 1930 - 1940-е  гг. началось понимание того, что  изучение отдельных свойств личности в профессиональной деятельности недостаточно, и исследователь, ограничивающий себя такими рамками, неизбежно заходит  в тупик. Это повлекло за собой  переход многостороннему, так называемому  характерологическому описанию, позволяющему дать целостную личностную оценку профессионала.
     В настоящее время большинство  специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего, изучение путей становления  личности профессионала.
     При всем своеобразии комплексов ПВК  в различных видах профессиональной деятельности можно, однако, назвать  ряд личностных качеств, выступающих  как профессионально важные практически  для любого вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего, ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (в частности, экстра-интроверсия) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Хотя эти психологические феномены и не включаются в перечень личностных свойств, а рассматриваются обычно как свойства более низких уровней психики - в частности, индивидного, - целесообразно остановиться на них по двум причинам. Во-первых, некоторые авторы, рассматривающие личность более широко, включают эти свойства в одну из ее подструктур. Во-вторых, особенности нейродинамики являются базой для целого ряда ПВК личности - эмоциональной устойчивости, тревожности, склонности к риску, даже самооценки и настолько тесно с ним связаны, что не могут быть удалены из рассмотрения.
     Для профессиональной психологии очень  важным является тот факт, что особенности  нейродинамики оказывают существенное влияние на формирование ПВК личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и так далее. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышена вероятность установления негибкой неадекватно высокой самооценки.
     Важная  роль самооценке в профессиональной деятельности подтверждена в ряде работ.Общая успешность деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и с ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки. По мере роста профессионализма на первый план выходит умение профессионала на основе прошлого опыта оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности; роль же эмоционального компонента снижается и актуализируется лишь в экстремальных условиях.
     Самооценка  во многом определяет формирование целого ряда ПВК. Так склонность к риску  часто порождается неадекватной самооценкой. Но работа, включающая принятие ответственных решений тоже во многом регулируется «отношением к риску». В экспериментальных исследованиях  Кондрацкого А. А. показана связь  отношения к риску с успешностью  профессионального обучения. Во всех случаях неблагоприятны крайние  значения выраженности этого свойства. Высокие оценки приводят к тому, что деятельность профессионала  детерминируется потребностями  аффективного плана; типична недооценка требований ситуации и переоценка собственных  возможностей. Низкие оценки связаны  с боязнью принятия решений, медлительностью  и пассивностью. В обоих случаях  нарушено вероятное прогнозирование  в деятельности. Результат - существенное снижение общей эффективности.
     Эмоциональная устойчивость как способность сохранить  оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана  с тревожностью - свойством, существенно  обусловленным биологически. Оба  эти качества, рассматриваемые иногда как свойства темперамента чаще - как  личностные характеристики, профессионально  значимы во многих видах деятельности, и отмечаемой во многих видах регулярной профессиональной деятельности. Подобная же зависимость чаще всего наблюдается  между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью. Во многих видах деятельности важной оказывается эмоциональность - интегральная способность к эмоциональным  переживаниям. Особенно серьезные требования к этой сфере предъявляют профессии, требующие высокой эмоциональности  и одновременно эмоциональной устойчивости, - например, деятельность учителя, профессионального  музыканта, актера.
     Свойство  экстра - интроверсии принято считать  профессионально важным, прежде всего, для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для  индивидуальной работы. Есть данные, что  интроверсия связана с более  высоким уровнем активации коры головного мозга в покое, поэтому  интроверты предпочитают деятельность, позволяющую избегать чрезмерной внешней  стимуляции. Экстраверты же стремятся  к такой стимуляции, предпочитают деятельность, дающую возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной  вовлеченности. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работе, лучше справляются с работой, требующей повышенной бдительности, точности. В то же время напряженных  рабочих ситуациях они проявляют  большую склонность к тревожным  реакциям, отрицательно влияющим на успешность деятельности. Экстраверты же менее  точны, ориентируются в напряженных  рабочих ситуациях. При групповой  работе необходимо учитывать большую  внушаемость и конформность экстравертов.
     Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального ПВК ответственность. Ответственность рассматривается  рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности, прежде всего, через отношение  к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам.
     Большинство других личностных качеств является более специфическими и важно  лишь для определенных видов профессиональной деятельности9.
     Суммируя  результаты экспериментальных работ, можно предположить, что особенности  личности могут выступать как  ПВК практически в любом виде профессиональной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.