На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психологическая готовность к разрешению конфликта

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования Республики Беларусь
     Учреждение  образования «Белорусский государственный  педагогический университет  имени Максима  Танка» 
 

     Факультет психологии
     Заочное отделение
     Группа  ПП-041 

     Юдина Надежда Владимировна 
 

контрольная работа по конфликтологии на тему: 
 

Психологическая готовность к разрешению конфликта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Преподаватель: Повидайко Л.В.  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Минск, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Условия конструктивного разрешения конфликтов………….4
    - а) адекватность отражения конфликта………………………………..…4
    - б) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон..…5
    - в) создание климата взаимного доверия и сотрудничества……………7
    - г)  определение существа конфликта………………………………….…7
ГЛАВА 2. Подходы к разрешению конфликта…………………………..…10
ГЛАВА 3. Предупреждение конфликтов ………………………………...…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…19
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Конфликты всегда существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом. Картину общества без межличностных конфликтов  в принципе, представить невозможно, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентичности[9,98].
      Как нельзя дать однозначное определение понятию конфликта, так сложно определить и конкретные пути его разрешения. Однако,  совершенно очевидно, что психологическая готовность к разрешению конфликтных ситуаций является важной составляющей этой  проблемы.
      Важную  роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
— адекватность отражения конфликта;
— открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
— создание климата взаимного доверия и  сотрудничества;
— определение  существа конфликта[7,286].
     Изучением данного вопроса занималось огромное количество известных психологов. Не приостановлено исследование конфликта  и сегодня. Связано  оно с такими именами как Джонсон Дж., Мелибруда Е., Скотт Дж., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Гришина Н. В. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  Условия конструктивного разрешения конфликтов 

     Существуют  различные определения понятия  конфликт, в зависимости от того, в какой научной области оно изучается. С точки зрения социальной психологии, конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречий в интересах, позициях, ценностях и взглядах. Для философии – это борьба противоречий, борьба противоположностей. С точки зрения социологии – это борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть, ресурсы[3,65].
     З. Фрейд первым описал конфликт не только в целях понимания некоторого психического феномена, но и для построения определённой практики. Конфликт есть столкновение антагонистических сил, которые не могут не столкнуться[10,465].
     Для того, чтобы определить психологическую готовность к разрешению конфликта, важно объективно оценивать причины, индивидуально-психологические особенности конфликтующих сторон и реальную возможность решить данный конфликт.
     а) адекватность отражения конфликта
     Очень часто в ситуации конфликта стороны неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
     •    «Иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации её участники нередко полагают, что являются жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны, а истина и справедливость целиком на стороне первого и свидетельствуют в его же пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убеждён, что только противник этого не хочет.
     •    «Поиск соломинки в глазу другого» — каждый из противников ясно видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
     •    «Двойная этика» — даже тогда, когда  противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.
     •    «Всё ясно» — очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны[4,56]. Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации.
     б) открытость и эффективность  общения конфликтующих сторон
     В любом конфликте партнёры испытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой — у оппонентов есть, хотя и очень приглушённые, более доброжелательные чувства, порождённые всей совокупностью предыдущих взаимоотношений, а также стремлением к взаимопониманию и согласию.
     Если  искажение восприятия при конфликте  чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке  собственной предвзятости, потому что  ясно видишь и чувствуешь только враждебность партнера, не замечая никаких других чувств с его стороны. Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неверным, немедленно подтверждается.
     К сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники охотнее пользуются способами общения, затрудняющими понимание того, что, собственно, происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.
     Действительно, когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно  выслушивать противника. Поэтому  порой имеет смысл в самом  начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь. В этот момент бессмысленно пытаться что-то решать, главное, о чём надо заботиться, — это о том, чтобы не обидеть и не унизить партнера. Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу лучше, чем спокойная, хладнокровная отповедь, которую противник будет помнить всю жизнь. Подчас, прикрываясь хорошими манерами и вежливым тоном, люди идут на преднамеренное психологическое убийство другого, уничтожая в нём его образ самого себя. В результате партнеры отказываются от поиска конструктивных выходов из конфликта, а только «зализывают раны» и думают о возможной мести[12,387].
     Взаимное выражение чувств, хотя бы частичное, может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог, хотя бы частично сообщить другому следующее:
     •    что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
     •    каких реакций я жду со стороны другого?
     •   что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю?
    •    на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
     в)создание климата взаимного доверия и сотрудничества
     Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путём готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
     Конфликт  разрешается успешнее, если обе стороны  заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к  сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с разрешением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это — момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях[5,85].
    г)определение существа конфликта
     Чем точнее определение существенных элементов  конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.
     1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее определение характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными:
     — Как я понимаю проблему? Какие  мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению  и закреплению конфликта?
     — Как мой партнёр видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?
     — Соответствует ли поведение каждого  из нас сложившейся ситуации?
     — Как можно наиболее лаконично  и полно определить нашу общую проблему?
     — В каких вопросах мы с партнёром расходимся?
     — В каких вопросах мы солидарны  и понимаем друг друга?
     2. Определение причины конфликта.  Даже если мы точно знаем,  что нам нравится и что не  нравится в нашем поведении,  все равно существует большая вероятность, что конфликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конфликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вообще избежать их:
     — нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемлемым;
     — нужно понять, какие мои действия в конфликтной ситуации неприемлемы  для партнера;
     — необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.
     3. Поиск возможных путей разрешения  конфликта. 
     — Что я мог бы сделать, чтобы  разрешить конфликт?
     — Что мог бы сделать для этого  мой партнер?
     — Каковы наши общие цели, во имя которых  необходимо найти выход из конфликта?
     4. Совместное решение о выходе  из конфликта. Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последствия каждого из способов разрешения конфликта и осознавать, что только совместные усилия партнеров могут привести к желаемому результату:
     — Каковы вероятные следствия каждого  из возможных путей разрешения конфликта?
     — Что нужно сделать для достижения намеченных целей?
     — Какой из способов разрешения конфликта  вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?
           Перечисленные выше предложения не являются рецептом чудодейственного способа разрешения конфликтов. Не существует универсальных приёмов, позволяющих справиться с любой ситуацией. Описанные этапы разрешения конфликта содержат лишь некоторые указания, реализация которых требует с нашей стороны вовлечения всей личности, усилий, умения, упорства и доброй воли.
     Все последовательные шаги на пути к выходу из конфликта, более или менее сходные с теми, что описаны здесь, должны быть в каждом конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных поисков может стать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу каждого очередного этапа. Вспомогательным средством может оказаться запись своих соображений по поводу каждой очередной проблемы и своевременное знакомство партнера с ними. Следует помнить, что неудачи вначале еще не определяют конечный результат.
          
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Подходы к разрешению конфликта
     В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Эти стадии не являются обязательными – возможно, что какие-то из них в ходе конфликта «проскакиваются». По-разному складывается продолжительность стадий. Но последовательность их в любых конфликтах одна и та же. К ним относятся следующие: а)предконфликтная ситуация, б)инцидент, в)эскалация, г)кульминация, д)завершение конфликта, е)постконфликтная ситуация[1,64].
     Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трёх этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта - реализация комплекса методов и средств.
     Диагностика конфликта включает: а) описание его  видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.д.); б) определение  уровня развития конфликта; в) выявление  причин конфликта и его природы (объективной и субъективной); г) измерение интенсивности; д) определение сферы распространённости[2,190]. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта - содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действий, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.
     Разработка  стратегий разрешения конфликта осуществляется с учётом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание - таковы моменты асимметричного решения конфликта. В ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, возможна стратегия подавления конфликта, механического его устранения.
     Разнообразные модели разрешения конфликта формировались  исторической практикой. В литературе различаются силовая, компромиссная и интегративная модели. Силовая модель ведёт к исходам конфликта двух видов: победа-поражение, поражение-поражение. Две другие модели - к возможному разрешению конфликта по типу победа-победа, выигрыш-выигрыш[3,36]. Силовая форма типична для правовых конфликтов.
     Среди разнообразных стратегий выхода из конфликтных ситуаций наиболее часто  используются четыре. Каждая из них  имеет свои достоинства и недостатки и может быть использована в зависимости  от обстоятельств, времени на решение  и конечных целей:
     1) Мнимое улаживание. Это принуждение к миру без устранения причин, вызвавших конфликт. В качестве принуждающих средств используются: власть (реальная или мнимая), запугивание, взывание к разуму или благородным чувствам. В результате конфликт не разрешается, а загоняется внутрь, срабатывает психологическая защита участников - происходит переоценка ситуации, смирение с ней. Этот тип стратегии подходит для снятия эмоционального напряжения при взаимодействии конфликтующих сторон, но не приводит к решению проблемы, породившей конфликт. Последствием использования данной стратегии является возобновление конфликта на новом уровне в усиленном или измененном варианте.
     2) Победа одной из сторон. Сущность этой стратегии заключается в признании превосходства позиции одной из конфликтующих сторон, её правоты, силы и подчинении ей другой стороны.
     Эта стратегия применима в так  называемом честном бою, когда и  одна из сторон убедила в своей  правоте другую сторону, не ущемляя её прав, мнений, а также не использовала неэтичных методов борьбы. В такой ситуации происходит постепенное снижение психологической напряженности в отношениях сторон, нормализуется климат взаимоотношений в коллективе (или между отдельными участниками, если конфликт был межличностный), налаживается продуктивное взаимодействие, возможна перестройка отношений. Если же победа одной из сторон является результатом подавления другой, использования «грязных» методов (анонимки, запугивания, административные воздействия несправедливого характера и пр.), то следствием применения данной стратегии является ухудшение психологического климата, происходит усугубление конфликта на внутриличностном и межличностном уровнях, снижается продуктивность деятельности.
     3) Компромисс. Суть этой стратегии состоит в согласии обеих сторон на основе взаимных уступок и терпимости к позиции противника при сохранении несхожести основных позиций, взглядов, мнений, отношений. Эта стратегия хороша как промежуточный шаг, передышка, позволяющая более глубоко разобраться в ситуации и подготовиться к её окончательному или более эффективному решению. Она зачастую не решает самого конфликта, но ликвидирует конфликтную обстановку. Последствиями такой стратегии могут быть временное затишье для накопления сил с целью продолжения борьбы или скрытая борьба другими средствами, возможное разделение сфер деятельности при взаимном невмешательстве или ослаблении требований друг к другу[7,263].
     4) Интеграция. Основа стратегии интеграции заключается во взаимном примирении и согласии, достигнутом за счёт перестройки взглядов и отношений, нахождения общих позиций, интересов, целей, способов деятельности и поведения, удовлетворяющих противоборствующие стороны. Применение данной стратегии основывается на признании различий позиций и мнений сторон и готовности принять их во внимание для понимания причин конфликта и поиска вариантов решения, приемлемых для обеих сторон. Результатом такой стратегии будет разрешение конфликта, улучшение взаимоотношений сторон, стремление к сотрудничеству, повышение доверия, эмоциональный подъём, повышение эффективности деятельности. Это самая сложная в реализации, но и самая эффективная стратегия разрешения конфликтов[8,39].
     Алгоритм выхода из конфликта задаёт общее смысловое направление деятельности по разрешению конфликтной ситуации. Практические же шаги по разрешению конфликта весьма разнообразны и зависят во много от его специфики, сферы проявления участвующих в нём субъектов, причин его возникновения.
     Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включает в себя целую совокупность последовательных действий:
      анализ конфликтной ситуации;
      выявление личностных особенностей участников конфликта;
      сбор разнообразной информации о конфликте;
      выбор стратегии управления конфликтной ситуацией;
      собеседование с участниками конфликта;
      конкретные шаги по устранению причин конфликта;
      создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта;
      использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта[8,35].
     Характер  конфликтных действий определяется их направленностью на разные по масштабу цели. Тактическое действие приводит к эффектам в конкретных ситуациях, стратегия связана со стремлением к разрешению противоречия, актуализировавшегося в конкретном взаимодействии.
     Наиболее  распространённым представлением, обсуждаемым как стратегии поведения в конфликте, является модель К.Томаса, согласно которой конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системе координат, где:
     - по вертикальной оси указывается  степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов;
     - по горизонтальной оси - степень  уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая как важность отношений.
     Таким образом, минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избежания (ухода); максимальная по вертикальной оси образует соперничество; по горизонтальной - приспособление; сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество; и срединное положение соответствует компромиссу[9,172].
     Избежание (уход) - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта.
     Соперничество (борьба) - стремление к доминированию и в конечном счете устранению одной из сторон в конфликте.
     Приспособление - уступки противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.
     Сотрудничество - стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.
     Компромисс - взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.
     Не  все из приведенных в модели Томаса форм поведения в конфликтной ситуации можно обсуждать как стратегии. Так, приспособление, избежание и взаимные уступки являются, очевидно, характеристиками процесса взаимодействия и не содержат целевых установок, связанных собственно с противоречием. Если в конфликте нет субъекта, ставящего цели разрешения, вообще невозможно обсуждать вопрос о стратегичности поведения.
     Выбор стратегии существенно зависит от того, в каком времени должна осуществляться работа с конфликтом: в прошедшем, настоящем или будущем.
     Для работы с уже завершившимся конфликтом (с учетом того, что завершенность  может быть только видимостью и течение  конфликта перешло в латентный вид) более всего используются психотерапевтические стратегии.
     Психотерапия  имеет дело с феноменом индивидуального  переживания события, уже завершившегося и не подлежащего изменению в своем фактическом материале. Диапазон возможного вмешательства ограничен только психическим состоянием и персональным отношением клиента (пациента) к случившемуся[11,126].
     Наиболее  убедительным свидетельством эффективности  применения как общих стратегических принципов, так и конкретных тактик регулирования конфликтов служат реальные результаты. Результаты управления конфликтом могут быть двух родов: 1) позитивные, или конструктивные, 2) негативные, или деструктивные.
     Позитивный, или конструктивный результат успешно  разрешенного конфликта может быть выражен в:
     • разрядке эмоциональной напряженности;
     • глубоком взаимопонимании сторон, их сближении, обеспечении информационно-связующего результата;
     • росте производительности труда, стимуляции социальных изменений, прогресса;
     • вскрытии имеющихся противоречий и  определении путей их преодоления;
     • увеличении возможностей переоценки прежних  ценностей и норм;
     • усилении взаимного доверия, терпимости членов данной группы, их сплоченности.
     По  мнению классика американской конфликтологии Льюиса Козера, именно эти позитивные функции конфликтов являются источником социального изменения и развития. Однако он считает что, эта социальная функция конфликта свободно реализуется только в условиях демократического, плюралистического общества. В обществах же недемократических, в условиях господства методов насилия конфликты приобретают характер конфронтации, вражды между группами и классами, служат источником разрушения социальных связей и даже самого общества, т.е. имеют преимущественно негативные последствия.
     Hегативные последствия конфликтов состоят в чувстве неудовлетворенности, подавленности, депрессии, снижении активности, падении производительности труда, текучести кадров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Предупреждение конфликтов
     Управление  конфликтом предполагает не только регулирование  уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.
     Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности  обобщать имеющиеся теоретические  и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить — значит предвидеть.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.