На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансы некоммерческих организаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание
Введение
Глава1.Содержание, функции и принципы  финансов некоммерческих организации.
Глава2. Механизм хозяйствования некоммерческих структур
2.1. Доход некоммерческой организации и его структура.
2.2. Состав  расходов некоммерческой организации.
2.3.Оценка и  анализ эффективности работы  НКО.
Глава 3. Пути совершенствования управления финансами некоммерческих предприятий.
3.1 Финансовый  план
3.2 Финансовый  контроль 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
    Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации вызвал необходимость  создания функциональных элементов  рыночной экономики, составляющих ее основу. Одним из основополагающих элементов  рынка является наличие различных  организационно-правовых форм юридических лиц - участников экономического оборота. Среди различных организационно-правовых форм юридических лиц – регламентируемых Гражданским кодексом Российской Федерации,  существенный пласт составляют некоммерческие организации.
    За  последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа  некоммерческих организаций. Возникают  все новые фонды , объединения, союзы и т.п. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль также играют общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.
    Актуальность  данной темы состоит в том , что посредством деятельности некоммерческих организаций происходит взаимодействие предпринимателей и государства, осуществляется представительство интересов предпринимателей в государственных органах.
    Цель: Изучение финансовой деятельности некоммерческих организаций, их особенностей.
    Задачи:
    Раскрыть содержание, функции финансов некоммерческих организаций.
    Дать характеристику финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
    Предложить пути совершенствования финансовой деятельности  некоммерческих предприятий.
Предмет исследования: особенности: функционирования некоммерческих организаций
Объект  исследования : некоммерческие организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Содержание, функции и принципы  финансов некоммерческих организации.
1.1.Содержание  финансов НКО.
Построение  социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание  роли некоммерческих организаций, оказывающих  различные виды социальных услуг. В  Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль  между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической  помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения: 
• с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования; 
• с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования; 
• с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование; 
• со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.). 
    Исходя из этого финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации1. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания. 
  Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования. 
    Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных законодательством (ст. 50 ГК РФ) .

   В Российской Федерации большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые определен Бюджетным кодексом РФ. Необходимость законодательного определения статуса бюджетного учреждения было вызвано тем, что Гражданский кодекс РФ содержит определение только учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации. При этом в определении учреждения не конкретизированы собственник и источник финансирования учреждения. Бюджетный кодекс РФ уточняет эти моменты и определяет бюджетное учреждение как организацию, созданную органами государственной власти РФ, субъектов Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). К бюджетным учреждениям относятся учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка и безопасности государства. 
   Содержание отношений некоммерческих организаций с бюджетами разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет бюджетное учреждение предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность или нет. В случае отсутствия внебюджетных источников доходов учреждение, получая бюджетное финансирование, тем не менее уплачивает налоги, связанные с бюджетной деятельностью (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог), ассигнования на уплату которых предусмотрены в соответствующих статьях сметы доходов и расходов. Если учреждение помимо бюджетной осуществляет еще и предпринимательскую деятельность, оно уплачивает налоги, связанные с этой деятельностью (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог и др.), при этом источником уплаты налогов является выручка или прибыль от реализации продукции, работ или услуг. Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам. 
   Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством. 
    Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет и различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования — ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст. 69 БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.

    Разные формы финансирования, применяемые в отношении некоммерческих организаций определенных организационно-правовых форм, обусловливают и различный механизм предоставления средств из бюджета.
     Для бюджетных учреждений применяется два разных способа доведения до них бюджетных ассигнований: либо через орган управления, которому подчинено бюджетное учреждение, либо непосредственно самому учреждению. Первый способ применяется для бюджетных учреждений, функционирующих в рамках таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др. При этом орган, исполняющий соответствующий бюджет, предоставляет бюджетное финансирование не каждому учреждению в отдельности, а органу управления определенной отрасли (главному распорядителю бюджетных средств): по федеральному бюджету — министерствам, ведомствам, агентствам; по региональным и местным бюджетам — отраслевым департаментам (управлениям, отделам) исполнительного органа власти либо органа местного самоуправления. В свою очередь главный распорядитель бюджетных средств доводит бюджетные ассигнования до каждого учреждения в пределах, утвержденных в процессе бюджетного планирования ассигнований в соответствии со сводной бюджетной росписью.
  Второй способ применяется в отношении отдельных, особо значимых бюджетных учреждений (например, государственного академического Большого театра России, Государственного Эрмитажа и др.), являющихся прямыми получателями бюджетных средств, а также некоммерческих организаций всех иных организационно-правовых форм. 
  Отношения некоммерческих организаций с другими организациями и физическими лицами (учредителями, пайщиками, членами некоммерческих организаций, благотворителями, грантодателями, а также потребителями услуг, оказываемых на платных началах) опосредуют формирование внебюджетных источников доходов — взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

  Все некоммерческие организации являются плательщиками единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, уплачиваемых в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Однако различный правовой статус некоммерческих организаций определяет разные источники уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные на эти цели в смете доходов и расходов, — в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ и услуг — в организациях иных организационно-правовых форм. Начисленные в соответствии с налоговым законодательством суммы единого социального налога и страховых взносов в полном объеме перечисляются в бюджеты Пенсионного фонда РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ, перечисляется в виде разницы между суммой начисленного единого социального налога и произведенных организацией расходов по выплате различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), предусмотренных законодательством.
  Финансовые отношения между некоммерческой организацией и трудовым коллективом опосредуют распределение выручки от реализации продукции (работ, услуг), формирование и использование фондов оплаты труда, фондов целевого назначения (материального стимулирования, производственного и социального развития) в бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм.
   Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления. 
   Современная рыночная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции сочетается с государственным регулированием. Более того, рыночная экономика предполагает высокий уровень государственных гарантий в получении социально значимых услуг, социальной защиты граждан от отрицательных последствий рынка. Именно это определяет способ удовлетворения отдельных видов потребностей в услугах некоммерческих организаций (платный или бесплатный) и соответственно источники финансирования этих потребностей. 
  Одна часть общественных потребностей неделима, и ее удовлетворение возможно только в коллективной форме. К ним относятся потребности в обороне, национальной безопасности, государственном управлении, защите экологии, санитарно-эпидемиологических мероприятиях и др. Эти потребности касаются всех членов общества, и для их удовлетворения используются исключительно государственные средства (средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов).

  Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) имеет индивидуальную форму удовлетворения. Источником финансирования этих потребностей могут быть как бюджетные средства, так и средства организаций и населения. Данные потребности имеют особую социальную значимость, их удовлетворение обеспечивает реализацию важнейших прав человека на охрану здоровья, образование, пользование культурными ценностями, получение информации и др. Применение только платной формы ограничило бы потребление этих услуг рамками платежеспособного спроса населения и сделало бы их недоступными для малообеспеченных слоев населения. Кроме того, государство, финансируя приоритетные социальные потребности, формирует таким образом рациональную структуру потребностей, необходимую обществу.  
   Государственное финансирование социально значимых услуг связано также с достижением социальной справедливости, которая понимается в данном случае как обеспечение доступности важнейших социальных услуг для членов общества независимо от уровня их доходов. 
    Вместе с тем использование только бюджетных средств для бесплатного предоставления социально значимых услуг невозможно в силу ограниченности бюджетных ресурсов. Кроме того, бесплатность услуг имеет определенные негативные черты: приводит к дефициту услуг, сковывает инициативу учреждений и подрывает стимулы к достижению высоких экономических результатов, ограничивает конкуренцию и не стимулирует вследствие этого снижение издержек оказания услуг и т.д. Поэтому в рыночной экономике широко применяется практика рационирования потребления бесплатных услуг.

   Нормативный уровень удовлетворения общественных потребностей за счет государственных средств зависит от состояния экономики, исторических традиций и др. Так, в странах Европейского союза он выше, а в США и Японии — ниже. В большинстве стран Европейского союза государство практически полностью финансирует среднее образование и покрывает преобладающую часть расходов на финансирование высшей школы. В ряде стран (Великобритания, Дания) медицинское обслуживание полностью финансируется из бюджета. В других странах (Германия, Нидерланды, Бельгия) здравоохранение организовано на принципах социального медицинского страхования. В Швеции и Канаде преобладает бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения. В Российской Федерации за счет общегосударственных финансовых ресурсов финансируется общее и среднее образование, минимальный уровень медицинского обслуживания населения, нормативный уровень высшего образования, установленный законодательством уровень социального обеспечения населения и др. Удовлетворение социально значимых потребностей сверх нормативного уровня происходит за счет средств организаций и населения. Платные услуги в дополнение к бесплатным служат для удовлетворения спроса высокооплачиваемых слоев населения, смягчают недостатки бесплатной формы обслуживания (наличие очередей, длительные сроки ожидания госпитализации, ограниченный набор бесплатных услуг).
   Наконец, ряд услуг предоставляется гражданам только на платной основе. К ним относятся услуги театрально-зрелищных предприятий, парков культуры и отдыха, организаций, обеспечивающих отдых населения, нотариата, адвокатуры и др. Источниками удовлетворения этих индивидуальных потребностей являются средства населения. 

1.2.Принципы  финансов некоммерческих  организаций.
 
    Принципы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят от методов их хозяйствования. Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование. Этот метод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства.

Основными принципами формирования и использования  финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:
• определение  объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в  средствах, необходимых для возмещения текущих и капитальных затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения; 
• целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации;

• строгая  регламентация бюджетных средств  по назначению (в соответствии с  установленными законодательством  нормами расходов) и времени (в  рамках финансового года и отдельных кварталов);
• выделение  бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей  деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств;
• контроль над обоснованным планированием ассигнований и рациональным, и экономным использованием средств.
    Однако в условиях ограниченности бюджетных средств формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений производится путем сочетания принципов сметного финансирования и самоокупаемости. Частичная или полная самоокупаемость предполагает возмещение всех затрат на простое или расширенное воспроизводство за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). На принципах самоокупаемости функционируют часть учреждений социально-культурной сферы (поликлиники и диагностические центры, культурно-просветительные учреждения, театрально-зрелищные организации и др.) и некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (фонды, общественные и религиозные организации и др.). Формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций отражается в их финансовых планах, формируемых в виде смет доходов и расходов. 
     Принципами формирования и использования финансовых ресурсов организаций, работающих на самоокупаемости, являются: 
• формирование финансовых ресурсов, главным образом, за счет внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и др.), состав которых определяется целями и задачами деятельности организации, сформулированными в ее учредительных документах; 
 
- использование бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляемых организации на расширение ее деятельности либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;

- формирование  выручки на основе количества  предоставленных услуг и цен  на них (в театрально-зрелищных  организациях — цены билета  и количества зрителей, в вузах  — количества студентов, обучающихся  на платной основе, и стоимости обучения в год, и т.д.);
- большая  самостоятельность в распределении  доходов (за исключением бюджетных  средств) по видам расходов  в пределах общей суммы доходов и их использовании;
- покрытие  за счет выручки от реализации  продукции (работ, услуг) и целевых  поступлений всех затрат и  формирование целевых фондов  после уплаты налогов в соответствии  с действующим законодательством.

1.3. Функции финансов предприятий

 
   Финансы, как общеэкономическая категория  выполняют множество функций, т.е. динамических проявлений своих свойств  и предназначений. Основными из них  являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая, доходораспределительная, обеспечивающая и контрольная.
   Первая  функция проявляется в распределении  его ресурсов исходя из различных  классификационных группировок, основными  из которых являются: а) структурные  подразделения предприятия и (или) виды деятельности; б) виды активов.
   Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в  рамках инвестиционной политики, когда  относительно большее или меньшее  внимание уделяется тому или иному  подразделению, дивизиону, технологической  линии и др. Основным критерием  в этом случае, как правило, является прогнозируемая рентабельность инвестиций. Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры  его активов проявляется в  стремлении оптимизировать активную сторону  баланса.
   Фондообразующая функция реализуется в ходе оптимизации  правой (т.е. источниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников, причем их много, и они, как правило, небесплатны.  Здесь возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ.
   Суть  доходораспределительной функции в том, что решающую роль в создании и функционировании предприятия несут его собственники; они могут ликвидировать компанию, поддерживать величину вложенного капитала на уровне, не предусматривающем расширение ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения дивидендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем. Аргументы в пользу того или иного решения формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымается из него и выплачивается в виде дивидендов [12, c. 10].
   Смысл обеспечивающей функции финансов  определяется, во-первых, целевым предназначением  предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия  состоит в регулярном генерировании  прибыли в среднем, благодаря  чему капитал собственников возрастает, что при необходимости проявляется  в получении ими дополнительных денежных средств по сравнению с  исходными инвестициями. В чисто  процедурном плане горазд значимее второй  аспект- система расчетных отношений, поскольку в современной экономике любые отношения в системах «предприятие-государство», «предприятие-предприятие», «предприятие- работники», «предприятие-собственник» и т.п. чаще всего выражаются в форме денежных отношений. Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной деятельности.
   Контрольная функция финансов предприятий проявляется  в контроле за обоснованностью формирования доходов, за затратами предприятия, рациональным использованием денежных фондов, уплатой налогов в бюджет и отчислениями во внебюджетные социальные фонды. Финансовый контроль осуществляется в процессе использования денежных фондов по целевому назначению. Реализация этой функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений. 
 

Глава 2. Механизм хозяйствования некоммерческих структур. 

       Процесс   функционирования   организаций   некоммерческого   сектора
несколько отличается от деятельности коммерческих организаций. По  сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает  два уровня:
основная  и предпринимательская деятельность.
       Основная деятельность некоммерческой  организации — это деятельность, соответствующая целям,  ради  которых  эта  организация  создана  и  которая предусмотрена  ее  учредительными  документами.  Некоммерческая  организация может осуществлять один или несколько видов деятельности.
       Ведение  основной  деятельности  —  главная  функция  некоммерческой
организации, цель, ради  которой  она  создается.  Именно  эта  деятельность
некоммерческой  организации  поддерживается  и  стимулируется   государством посредством предоставления льгот при уплате  налогов,  получении  заказов  и др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства  в обмен на обязательства первых осуществлять  основную  деятельность,  которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.
       Следует отметить, что  нацеленность  некоммерческих  организаций   на
ведение основной деятельности вовсе не  означает,  что  конечные  результаты должны представляться  потребителям  бесплатно  или  по  льготным  ценам.  В настоящее  время  многие  некоммерческие  организации,  особенно   в   сфере здравоохранения,  образования,  культуры,  предоставляют   потребителям   по рыночным  ценам  продукцию,  которая  является   результатом   их   основной деятельности.
       В странах рыночной экономики  некоммерческим организациям разрешается помимо     основной     деятельности     заниматься      предпринимательской деятельностью. Посредством последней некоммерческие организации  получают возможность заработать дополнительные денежные средства,  которые  в  данный момент не могут быть предоставлены  учредителями,  участниками  организации.
Вместе  с тем предпринимательская деятельность имеет  несколько  ограниченный
характер.
       Если смысл существования коммерческих  организаций – приносить  доход ее владельцам, то для некоммерческой прибыль не самоцель,  а  лишь  средство для  реализации  определенной  миссии:  сохранения   культурного   наследия, повышения   доступного   образования,   медицины   и   т.д.   Некоммерческая  организация  может  осуществлять   предпринимательскую   деятельность   лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она  создана.
Главная  задача  заключается  в  том,  чтобы   некоммерческая   организация,
занимаясь предпринимательской деятельностью, не  отклонялась  от  выполнения основной деятельности, направляла возможную прибыль на  выполнение  уставных целей.
       Следующие   виды   предпринимательской    деятельности    признаются
соответствующими  целям, ради которых создана некоммерческая организация:
-приносящее  прибыль производство товаров  и  услуг,  которые  отвечают  целям
создания  некоммерческой организации;
-приобретение  и реализация ценных бумаг;
-реализация  имущественных и неимущественных  прав;
-участие  в хозяйственных  обществах   и  товариществах  на  вере  в  качестве
вкладчика.
       Это  далеко  не  исчерпывающий   перечень  видов  предпринимательской
деятельности  некоммерческих  организаций.  Данный   перечень   может   быть расширен как законом, так и учредительными документами  организации.  Вместе с  тем,  законодательством   ограничены   права   на   осуществление   рядом некоммерческих организаций предпринимательской деятельности  непосредственно ими  самими.  Кроме  того,  законодательством  Российской  Федерации   могут устанавливаться  ограничения  на  виды   деятельности,   в   том   числе   и предпринимательской, которыми вправе заниматься  некоммерческие  организации отдельных  видов.   Отдельные   виды   деятельности   могут   осуществляться некоммерческими организациями только на  основании  специального  разрешения (лицензии).  Перечень  этих  видов деятельности  определяется   федеральным законом.
2.1. Доход некоммерческой организации и его структура.
       Некоммерческая организация для   ведения  своей  деятельности  должна
иметь определенный доход.
       Некоммерческие  организации,  в   отличие   от   коммерческих,   при
формировании  дохода имеют право на широкое  использование  таких  источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы  и пожертвования, целевые поступления от физических и  юридических  лиц  и  др.
Право    привлекать    дополнительные    источники    формирования    дохода
предоставляется  некоммерческим  организациям  в  обмен   на   обязательства создавать   преимущественно   общественные   блага,   оказывать   социальную поддержку,  реализовывать   профессиональные,   любительские,   общественные интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять  между учредителями   (участниками)    некоммерческой    организации    (исключение составляют потребительские кооперативы).
       Порядок поступления вступительных  и  регулярных  взносов  участников
некоммерческой  организации  определяется  учредительными  документами  либо решением ее органов управления.
       Механизм  регулярных   поступлений   от   учредителей   определяется
учредительными  документами  некоммерческой  организации.  Если  учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию  на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на  таком  уровне, чтобы некоммерческие организации  имели  возможность  обеспечить  возмещение эксплуатационных   доходов,    расширить    материально-техническую    базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с  работниками  и др.  Нормативное  финансирование  осуществляется   на   основе   специальных расчетных  показателей,   которые   наиболее   полно   отражают   результаты функционирования  той  или  иной  некоммерческой  организации.  Например,  в образовании одним из таких показателей является  стоимость  обучения  одного учащегося в год. В то же время применение нормативного  метода  на  практике не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих  организаций и  определить  тенденции  их  развития.  Иногда  расчет  нормативов  ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета.  Некоторые расходы некоммерческих  организаций  вовсе  не  удается  пронормировать.
Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует  достижению высоких  качественных  показателей,  а  иногда  порождает  затратные  методы достижения конечных результатов.
       В настоящее время в России  значительная часть нормативов, на  основе
которых осуществляется финансирование некоммерческих организаций,  находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной  мере обеспечить инновационный характер развития.
       Средства учредителей, которые  не представляют государство,  поступают
в некоммерческие организации на  основе  учредительных  документов,  решения органов управления.
       Добровольные  взносы  и  пожертвования   —   особая   часть   доходов
некоммерческих  организаций. Эти средства поступают  от граждан,  предприятий, организаций.  Они  предназначены  для   выполнения   уставной   деятельности некоммерческой  организации.  К  добровольным   взносам   и   пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую  форму  оплаты рекламной деятельности.
       Добровольные  имущественные   взносы  и  пожертвования   физических  и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение  бескорыстия. В обмен на  ссужаемый  капитал  жертвователи  получают  прямые  и  косвенные выгоды. Прямые — льготное налогообложение, доступ к современной  научно- технической, экономической и  иным  видам  информации;  использование  труда высококвалифицированных  специалистов;   возможность   проведения   рекламы; признание общественности и пр.  Косвенные  выгоды  заключаются  в  повышении
образовательного,  научного,   духовного   потенциала   общества,   здоровья
населения   и   пр.,   что   в   целом   способствует   улучшению    условий
функционирования  бизнеса.
       В свою очередь некоммерческие  организации получают  необходимые   для выполнения  основной  деятельности  материальные   и   финансовые   ресурсы, возможность  использовать  современные  виды  оборудования,  сырья,   связи, повышать квалификацию работников и пр. Использование  средств  жертвователей дает  возможность  некоммерческим  организациям  успешно   решать   проблему реализации   экономических   благ   с   достаточно    высокими    издержками производства,  что  способствует  укреплению  их  позиций  по  сравнению   с коммерческими организациями. Однако,  несмотря  на  взаимовыгодность  данной сделки,   некоммерческие   организации   в   определенной   мере    лишаются самостоятельности.   Это   определяется   в   выборе   стратегии    развития организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.
       Целевые  поступления  от  физических  и  юридических   лиц  —  важный
источник  формирования  доходов  некоммерческой  организации.  Эти  средства предназначены для  выполнения  конкретных  программ.  Такого  рода  средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и  иные целевые фонды.  Такое  выделение  ресурсов  широко  используется  во  многих странах мира и известно как «система грантов».
       Средства  из  государственного  бюджета   поступают   некоммерческим
организациям  на осуществление  отдельных  проектов,  программ,  мероприятий.
Взаимоотношения  государственной,  в  том  числе  местной,  администрации  с некоммерческими организациями в развитых странах  носят  целевой,  системный характер. Эти структуры  активно  привлекаются  к  разработке  и  реализации федеральных, региональных  и  местных  социально-экономических  программ.  В ряде   случаев   между   некоммерческими   организациями   и    государством устанавливаются  долгосрочные  контрактные  соглашения.   Заключение   таких контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за  последнее время некоммерческие  организации  были  включены  в  выполнение  почти  600
федеральных программ.
       В  России  пока  средства  из  государственного  бюджета   поступают
некоммерческим  организациям  стихийно  и  бессистемно.  Их  получение  часто зависит от личной договоренности руководителей той или  иной  некоммерческой организации с представителями органов государственной власти.  Такая  основа не всегда может быть прочной.
       Выручка от реализации товаров  и услуг занимает значительное  место  в
составе  доходов некоммерческой  организации.   Этот   вид   дохода   может
складываться  из  выручки  от   реализации   продукции,   создание   которой
представляет    основную    либо    предпринимательскую     деятельность[12]
некоммерческой  организации.
       Ограниченность   ресурсов   государственного   бюджета,    сложность
получения  целевых  ассигнований,   добровольных   пожертвований   вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме  доходов  долю  средств от платной реализации экономических благ.
       Экономическое  поведение   некоммерческих  организаций   на  рынке   в
процессе реализации продукции на платной основе  существенно не  отличается от  экономического  поведения  коммерческих  структур.  Огромное  количество примеров    функционирования     организаций     некоммерческого     сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник  и пр.) подтверждает   их   эффективность,   высокую   конкурентоспособность.    Это объясняется не только  усиливающимся  спросом  на  продукцию  некоммерческих организаций, но и тем, что в данном  секторе  экономики  удается  достаточно полно сочетать  принципы  современного  предпринимательства  с  инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.
       Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие  организации получают  по акциям, облигациям, другим ценным  бумагам  и  вкладам.  В  России  развитие этого   источника   формирования    бюджета    некоммерческой    организации сдерживается  достаточно  большим  риском  ведения  фондовых   операций   на отечественном  рынке,  ограниченными  финансовыми  ресурсами  некоммерческих организаций.
       Доходы,  получаемые  от  собственности   некоммерческой  организации,
включают  поступления от сдачи в аренду  помещений,  оборудования,  земельных участков и др.
       Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме,  в виде поставок оборудования, сырья, материалов,  выполнения  работ,  оказания услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг,  подготовка  и переподготовка персонала, юридические услуги и др.).
       Источники формирования дохода  некоммерческой организации зависят   от формы собственности, вида  создаваемых  благ,  характера  их  предоставления потребителям.
       Статистическая информация показывает , что многие  негосударственные
некоммерческие  организации за рубежом являются  «бюджетными»  организациями, так как получают  значительные  средства  от  государства.  Это характерно особенно  для  некоммерческих  организаций,  занятых  в  сфере  образования,здравоохранения, науки, социального обеспечения и др.  Например,  в сфере здравоохранения на долю средств государственного  бюджета  приходится  около 60   процентов   совокупного   дохода    негосударственных    некоммерческих и организаций. В сфере социальных услуг  этот  источник  составляет  более  50 процентов.
       Добровольные пожертвования, целевые  поступления  имеют  существенное значение   для   развития   некоммерческих    организаций,    созданных    и функционирующих в  благотворительных  целях,  целях  оказания  содействия  и развития.   В   такого   рода   некоммерческих   организациях   добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более  30  процентов  годового дохода.
       Взносы участников, доход от  платной   реализации  товаров  и  услуг,
собственности и прав образуют  около  70  процентов  доходов  некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода  образовательных, благотворительных организаций. 

              2.2. Состав расходов некоммерческой организации. 

       Функционирование некоммерческой  организации связано с осуществлением определенных расходов. Их можно подразделить на следующие виды:
-расходы  по  выполнению  основной  уставной  деятельности  (административно-хозяйственные  расходы и расходы по выполнению  программ  и  мероприятий,  на которые получены средства целевых поступлений);
-расходы,  связанные с предпринимательской  деятельностью;
-средства, переданные в результате внутрихозяйственных  расчетов;
-потери  и списания.
       Распределение расходов некоммерческой  организации зависит  от  формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ  и мероприятий.
       Некоммерческие организации в  зависимости от целей  функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой  практике  подразделяются  на рыночных и нерыночных производителей.
       К рыночным некоммерческим организациям  относятся:
-некоммерческие  организации, занятые рыночным  производством;
-некоммерческие  организации, обслуживающие коммерческие  предприятия.
       К  некоммерческим  организациям,  занятым  рыночным   производством,
относятся  организации,  реализующие  свою  продукцию  по  рыночным   ценам.
Рыночными некоммерческими организациями  являются  многие  школы,  колледжи, университеты, клиники, больницы и  т.  д.  Все  они  представляют  продукцию потребителям,  как  правило,  по  достаточно  высоким  ценам.  В  их  основе находятся производственные затраты.
       Некоммерческие    организации    рыночного    типа    не    являются
благотворительными  организациями,  так  как  их  основной  целью   является предоставление экономических благ высокого качества в  области  образования, здравоохранения, социального  обеспечения  и  др.  Дополнительные  источники финансирования,   связанные   со   статусом   некоммерческой    организации, используются в основном для того, чтобы  несколько  снизить  высокую  плату, которую  они  вынуждены  устанавливать  на  основе  соответствующего  уровня затрат.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.