На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовый контроль-виды,формы,методы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
Факультет управления 

Кафедра "Менеджмента предпринимательской  деятельности" 

Реферат на тему:
«Финансовый контроль-виды,формы,методы» 
 
 
 

Выполнила:
студентка 3 курса
группа 303-В
Тейфукова Н.Р. 

Проверила:
Короленко Ю.Н. 

Симферополь 2011 

СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики………………………………………………………….... 3
2. Формы, виды и методы финансового контроля……………………………..6
3.Содержание……………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание  финансового контроля, его значение и  функции в условиях рыночной экономики
 
Финансовый  контроль  является  практическим  воплощением   контрольной функции, присущей финансам как экономической  категории.
Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:
1) Строго  регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;
2) Неотъемлемый  элемент управления финансами  и денежными потоками на макро-  и микро-уровне с целью обеспечения  целесообразности и эффективности  финансовых операций.
Оба аспекта  контроля взаимосвязаны, но различаются  целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает  правовая и количественная сторона  контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового  контроля.
Финансовый  контроль за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством.
Одним из звеньев системы контроля выступает  финансовый  контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях  народного хозяйства. Роль финансового  контроля при переходе к рынку  многократно возрастает.
Таким образом, финансовый контроль, с одной  стороны, является одной из завершающих  стадий управления финансами, а с  другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов.
Так же как финансы являются основой  любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется  весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для  начала  осуществления деятельности в любой  сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов  его организации.
Для осуществления  финансового  контроля создаются  особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность  строго регламентированы, в том числе  и в законодательном порядке.
Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных  категорий, имеет определенную сферу  применения и соответствующую целевую  направленность. Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики  страны.
Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм  финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и  т. п.).
Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  национального дохода; составления  и исполнения бюджета (бюджетный  контроль); финансового состояния  и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных  учреждений, а также налоговый  контроль; другие направления.
Перед  финансовым контролем стоят следующие  задачи:
·                          содействие сбалансированности между  потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства;
· обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
· выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
· обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
· содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению  эффективности производства, его  интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. 
 
 
 
 

2. Формы, виды и  методы финансового  контроля.
  В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль
Государственный финансовый контроль реализуется через  общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной  власти и управления. Он направлен  на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные  отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов местных органов  власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятий, а также его  структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).
Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный  производиться главным бухгалтером  в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткой организации  бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Подпись  главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный  бухгалтер отвечает за соблюдение государственной  финансовой дисциплины и финансового  законодательства. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
Общественный финансовый контроль
Общественный  финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
Банковский  надзор
Банковская  система выполняет важнейшую  роль в рыночной экономике. Существует двусторонняя взаимосвязь между  хорошо функционирующей экономикой и банковской системой. Поскольку  банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.
К основным целям надзора за коммерческими банками являются:
защита  мелких вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;
защита  клиентов от системного риска (при банкротстве  одного банка могут потерпеть  банкротство несколько банков и  тем самым будет подорвано доверие ко всей системе);
обеспечение доверия тем банкам, которые выступают  в качестве кредиторов на международном банковском рынке;
защита  экономики от отрицательных явлений в банковской системе.
Органы  денежно-кредитного регулирования  призваны обеспечить стабильность денежного  обращения и национальной валюты, что невозможно без ограничения  кредитной экспансии банков, которые  теоретически могут «создать» любое количество платёжных средств.
Надзор  построен на принципе принятия мер  предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммерческими  банками средств в банковские и в небанковские структуры.
Защита  акционеров и пайщиков обычно не входит в функции надзорных органов.
Удовлетворительная  система надзора включает сложное  сплетение финансовых, юридических, экономических и административных связей. Наиболее важными являются следующие:
кодифицированный  свод законов, касающихся экономических  субъектов и собственности, включая банковское законодательство;
разработка  адекватных и чётко установленных стандартов учёта и отчётности;
система надзорных органов, их функций, полномочий;
сущность  практики надзора, её последовательность;
система коррективных мер и экономических санкций;
обнародование для широкой общественности банковской отчётности.
Важнейшей предпосылкой эффективного надзора  является наличие требований, предъявляемых  к системе бухгалтерского учета. Они представляют собой правила, которым должны следовать при  подготовке своих балансовых отчётов  коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и  т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнёров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчётность заёмщиков, чтобы осуществлять кредитный анализ. Стандарт отчётности должен быть единым, с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заёмщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчётность необходима не только для финансовой оценки отдельных банковских клиентов, но также для проведения сравнения различных банков, включая зарубежные.
Обычно  надзор за коммерческими банками  осуществляется либо внутренним аудитом (аудиторские службы коммерческого  банка), либо внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый  аудит).
В качестве способов банковского надзора могут  быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача лицензий) и т.д.
Аудиторский контроль
Аудиторский контроль является новым видом финансового  контроля.С переходом к рыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке финансового состояния.
Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить  как отдельные физические лица, прошедшие  государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе иностранные), которые  могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения  лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Основные  задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и  финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим  в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и  требований проверяемых экономических  субъектов. Аудиторские службы могут  оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и  прогнозирование финансово-хозяйственной  деятельности; обучение работников бухгалтерских  служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются  договором с оплатой услуг  по договорным ценам. Если аудиторская  проверка проводится на основе поручения  судебных органов при наличии  уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг  производится за счёт проверяемой организации  по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности  – за счёт средств бюджета, с последующим  возмещением из имущества проверяемой  организации, признанной судом банкротом.
Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению  самого экономического субъекта. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением  муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых  превышают критерии, установленные  Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению  государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и  налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.
Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическую  силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:
Заключение  без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;
Заключение  с замечаниями (оговорками), свидетельствующее  об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей  финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;
Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский  учёт не соответствует требованиям  нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления  о финансовом положении проверяемого предприятия;
Заключение  не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.
Выделяются  два вида аудита – внешний и  внутрифирменный.
Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной  аудиторской службой, функционирующей  как на уровне центрального руководства  фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.
Внутрифирменный аудит направлен на повышение  эффективности управленческих решений  по совершенствованию финансовой и  хозяйственной деятельности предприятия  в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и  правил бухгалтерского учёта при  подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства  филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности  мероприятий по обеспечению сохранности  активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности фирмы и филиалов и  т.п.
Внешний аудит выполняют специальные  аудиторские фирмы по договору с  государственными налоговыми и другими  органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и  т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также  разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной  деятельности.
Для достижения поставленных задач и целей аудиторские  фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятий  и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможности избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления, составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.
В целом  область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести  также: постановку и организацию  бухгалтерского учёта; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и последующий  контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие отечественным  и иностранным партнёрам при  переговорах о сотрудничестве, учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д.
Из перечня  услуг чётко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в  предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.
Можно выделить несколько этапов аудиторской  проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность  анализа: подбор и систематизацию необходимых  материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей  отчётности. На втором этапе выполняется  большое количество различных аналитических  расчетов. Третий этап сводится к обобщению  результатов и формулированию экспертно-аудиторской оценки.
Выполняя  предусмотренные программой аудиторские  процедуры, профессионалы проверяют  полноту отражения важнейших  хозяйственных операций в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеют форму вопросника по сбору данных и исчислению показателей.
На основе проверки и анализа финансового  состояния аудиторы должны в официальной  форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период.
Аудиторский финансовый контроль находится в  процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений  в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб  и роста спроса на их услуги со стороны  частных фирм и корпораций с целью  снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.
По формам проведения финансовый контроль делиться на:
Предварительный;
Текущий;
Последующий.
Предварительный финансовый контроль
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и  организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за своё финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и т.п.
Текущий финансовый контроль
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового  контроля предполагает системный факторный  анализ деятельности предприятий и  организаций в целях выявления  полноты и своевременности расчётов с бюджетом. Важное значение текущий  финансовый контроль имеет в изыскании  внутрихозяйственных резервов роста  накоплений. Он производится повседневно  финансовыми службами, для исключения нарушений финансовой дисциплины в  процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым  операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.п.
Последующий финансовый контроль
Последующий финансовый контроль осуществляется после  завершения отчётного периода и  финансового года в целом. Проверяется  целесообразность расходования государственных  денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведённых  мероприятий производиться в  результате анализа использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершённых хозяйственно-финансовых операций на основе проверенных отчётных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий  финансовый контроль с предварительным  финансовым контролем, базирующимся на нём.
Методы  финансового контроля
По методам  проведения финансового контроля, т.е. приёмам и способам его осуществления  различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
Проверка  производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных  документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия  по устранению их негативных последствий.
Обследование  охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение  хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или  переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ, как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или  годовой отчётности. Выявляется уровень  выполнения плана, соблюдения норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Сущность  и методы экономического анализа  на микроуровне
Сущность  анализа экономики на микроуровне
Он заключается  в изучении поведения отдельных  экономических единиц, их взаимодействия на рынках, в результате которого формируются  цены на производимые товары и услуги, а также факторы производства.
Основная  цель субъектов хозяйствования –  совершать экономический выбор. Отдельно взятые предприниматели и  предприятия осуществляют в условиях рынка четыре фундаментальных экономических выбора:
Что и  в каком количестве следует производить;
Как следует  производить;
Кто должен выполнять определённую работу, используя  преимущества общественного разделения труда;
Для кого должны быть предназначены результаты производства.
Без экономического анализа на микроуровне невозможно правильно сделать выбор.
Задачи  и методы экономического анализа деятельности фирмы
Содержание  и значение экономического анализа  на микроуровне определяют и стоящие  перед ним задачи. К числу важнейших из них следует отнести:
повышение обоснованности бизнес-планов, индикаторов и нормативов деятельности;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.