На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение…………………………………………..….……………………….…..3
Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения……….…………………………….……………….………5
1.1.Природа  профессионального стресса………………………………………..6
1.2.Стресс-факторы  и негативные последствия профессионального стресса...8
1.3.Стратегии и модели преодоления стресса………………………...……….14
1.4.Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса…...…17
Глава 2. Психологические  особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога………..….26
2.1.Эмоциональное выгорание как стресс…………………………….…….…28
2.2.Требования профессии к личности педагога……………….……….….….37
2.3.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания……………………………………………………………………………...…46
2.4 Профилактика стресса……………………………………………………….49
Заключение……………………………..………….……………………………53
Литература…………………..………...…………………………………….......55 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность  темы исследования. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости в профессиональной деятельности человека. Современная профессиональная и социальная активность субъекта труда становится в условиях глобализации все более насыщенной и сложной. Трудовая деятельность многих профессий часто проходит в условиях, требующих усиленного расхода внутренних резервов человека. Длительные значительные перегрузки без достаточных условий полного восстановления сил, оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на человека, иногда полностью дезорганизуя его деятельность. При продолжительном и комбинированном влиянии комплекса таких факторов с большой долей вероятности можно ожидать появления ряда выраженных функциональных сдвигов и психологических изменений, ухудшения работоспособности, снижения качества работы, т.е. феномена, получившего в психологической литературе название профессионального стресса.
     Изучение  особенностей механизмов и стратегий  преодоления стресса является основой  для разработки психотехнологий  профилактики и преодоления негативных последствий стресса, а также развития стрессоустойчивости человека на рабочем месте.
      Цель  исследования: выявление особенностей преодоления профессионального стресса.           Объект исследования: стратегии и модели преодоления стресса.
      Предмет исследования: особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
      Гипотеза  исследования: синдром наличия стресса и эмоционального  выгорания  развивается  в  процессе  длительной профессиональной деятельности педагога. 
 

      Задачи  исследования:
          Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования.
          Определить основные стресс-факторы и негативные последствия профессионального стресса.
          Изучить особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности педагогических работников.
          Разработать рекомендации по психологической профилактике развития стресса и формирования синдрома эмоционального  выгорания  у представителей педагогических профессий.
    Решение вышеобозначенных задач определило выбор методов проводимого исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение; проксиметрические, изучение передового психологического опыта.
      Практическая  значимость: Исследование полезно организационным психологам, занимающимся проблемами синдрома эмоционального выгорания, профилактики стресса и развития стрессустойчивости у педагогических работников. Представленные в работе рекомендации могут послужить основой для разработки программы психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.      Структура работы: Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава состоит из трех параграфов, посвященных изучаемой проблеме; вторая глава состоит из трех параграфов и представляет собой описание психологических особенностей развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога. В заключении сформулированы основные выводы по работе. Список использованной литературы включает 27 источников.

   Глава 1. Профессиональный стресс и основные механизмы преодолевающего поведения

   За  последние двадцать лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделено важной научной проблемой в связи с его влиянием на состояние здоровья, работоспособность, производительность и качество труда.

Выделяют  различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:
    Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;
    Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом профессиональной деятельности;
    Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.
Эти понятия  используют в зависимости от того, какие именно факторы выходят на передний план при анализе стрессового состояния. [7, с. 33] Однако в психологической литературе по проблеме стресса данные термины нередко используются как синонимы. Наиболее часто встречается понятие именно профессионального стресса. 
 
 
 
 
 
 
 

      Природа профессионального  стресса
     Проблема  воздействия на человека критических  ситуаций издавна привлекала к себе внимание. За последние 30-40 лет особо возрос интерес к феномену стресса, к деятельности и адаптации в стрессовых условиях.
     Стресс (от англ, stress — «туго натянуть» — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. [12, с. 67] Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из-за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства, когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.
      Стресс  — обычное и часто встречающееся  явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Нулевой стресс невозможен. [12, с. 68]
      Физиологические признаки стресса — язва, болезнь  сердца, астма и т.п. Психологические  проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.
     Практика  показывает, что стресс в организации  – не просто сумма индивидуальных стрессов, это явление более сложного порядка. Организация – открытая система, социальный организм, на жизнь и развитие которого оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов. Согласно психофизиологическому подходу, профессиональный стресс представляет собой многомерный феномен, детерминированный внутриорганизационными факторами трёх уровней: индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда; и внешними (макросредовыми) стресс-факторами, зависящими от качества и успешности взаимодействия организации с микро - и макро - средой.
     При работе с данным видом стресса  необходимо исходить из того, что профессиональный стресс – это:
     1. Объективное явление. Все дело в том, какой он – позитивный (эустресс) или деструктивный (дистресс).
     2. Комплексный процесс, включающий социально-психологические (на уровне организации и ее подразделений), индивидуально-психологические и физиологические (на уровне индивида) проявления.
     3. Управляемый процесс, доступный для планирования и коррекции.
     Общим признаком и причиной профессионального стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника.
     Чем выше привлекательность работы в  данной конкретной организации, больше уверенность в карьерном продвижении, чем больше удовлетворённость профессиональной самореализацией, тем меньше вероятность переживания работниками дистресса. Нельзя также забывать об  оптимальном уровне рабочей напряжённости (стресса), который стимулирует работников к профессиональному развитию и личностному росту, а также способствует их лояльности по отношению к своей организации. 
 
 
 
 

1.2. Стресс-факторы и  негативные последствия профессионального стресса

      Стрессоры (стресс-факторы)- внешние и внутренние факторы, в результате действия которых человек оказывается в стрессовом состоянии. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой,  деятельностью организации или индивидуально - личностными характеристиками  самого работника .  

Организационные факторы.
      Рассмотрим  те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1. Структура: а) специализация и разделение труда, б) централизация управления, в) соотношение структуры и функции организации, г) формализация задания, д) участие в управлении (в принятии решения), е) кадровая политика, карьерный рост;
2. Процессы: а) цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т. д.), б) обратная связь о результатах деятельности, в) профессиональная подготовка (переподготовка);        
3. Управление: а) политика договорных отношений, б) оценка деятельности, в) оплата труда, г) режим работы, д) охрана труда и техника безопасности, в) забота о здоровье, ж) организация рабочего места.     Также в качестве организационных стрессоров могут выступать: неизвестность о планах и перспективах развития учреждения, отстранённость работников от активного участия в принятии решений. Если работники не имеют возможности повлиять на важное событие, касающееся их работы, то они испытывают чувство беспомощности и потери контроля над ситуацией. Это ведёт к развитию неудовлетворённости самореализацией и качеством жизни и - как следствие - к снижению уверенности и профессиональной самоэффективности.
Рабочие характеристики. 
4. Содержание работы: а) объем работы (величина рабочей нагрузки), б) сложность задания, в)наличие проблемных ситуаций, г) ответственность, д) информационная загрузка, е) временные ограничения, ж) способы выполнения действий, з) проявления творчества, поиска, риска;
5. Средства работы: а) безопасность труда, б) надежность техники и оборудования, в) организация рабочего места.
6. Физико-химические и технические условия труда: а) микроклимат на рабочем месте, б) шум, вибрация, освещенность, в) факторы опасности и вредности, г) конструкция рабочего места, д) интерьер (дизайн) помещения;
7. Социальные условия: а) психологический климат, б) совместимость, сплоченность, в) межличностные отношения (конфликты), г) ролевой статус, д) конкуренция, е) личное доверие, ж) общественное признание, одобрение, з) социальная ответственность.
Личностные  факторы.
     При взаимодействии субъекта деятельности со стрессогенными ситуациями на работе подверженность стрессу зависит от личностных факторов:
1. Профессиональные: а) уровень знаний, навыков, умений, б) профессиональный опыт, в) стремление к профессиональному совершенствованию, г) удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей);
2. Морально - нравственные и организационные: а) нравственная зрелость и устойчивость, б) целеустремленность, в) дисциплинированность, г) профессиональная ответственность, д) аккуратность;
3. Психологические: а) трудовая направленность, б) развитие способностей и профессионально важных качеств, в) особенности личности (тревожность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к стрессу и др.), г) психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия);
4. Физиологические: а) острые и хронические заболевания, б) пороги чувствительности анализаторов, в) биологические ритмы, г) возрастные изменения, д) вредные привычки;
      5. Физические: а) развитие выносливости, б) антропометрические и биомеханические особенности, в) состояние здоровья.     Особую категорию профессиональных стрессов составляет фактор высокой личной ответственности за коллег и подчинённых, за общее дело. Современные исследования показывают, что лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию стресс-синдрома «профессионального выгорания». [3, с. 113]
      Однако, психологический стресс и его вредное воздействие являются очень индивидуальным процессом и значение тех или иных рабочих обстоятельств на человека существенно различается даже в относительно однородной профессиональной группе.
      Как нами отмечалось, в отдельный вид стресса может быть выделен профессиональный стресс.         В качестве стрессогенных факторов могут выступать профессиональные вредности, особо высокий темп работы или ее монотонность, завышенные требования к человеку, отсутствие возможности восстановиться, отдохнуть до продолжения своей работы (наблюдается у пожарных), а также такие факторы, как неудовлетворенность своей работой, занимаемой должностью, а также несоответствие индивидуальных особенностей человека и выполняемой им профессиональной деятельности. К событиям, вызывающим переживание стресса, следует также отнести уход с работы, или изменение ее профиля, большие изменения в графике работы, возросшую ответственность или ее снижение, отсутствие работы более одного месяца, проблемы с коллегами или начальством.           Интенсивная работа не всегда прямым путем ведет к стрессу, а затем и к инфаркту. Не в количестве труда, а в его качестве все дело, точнее, в вашем отношении к нему. Замечено, что многие выдающиеся труженики почти во всех областях деятельности прожили долгую жизнь. Работа изматывает человека только удручающими неудачами, а успешная деятельность, даже самая напряженная, не приводит к разрушающему дистрессу, напротив, даже в преклонном возрасте она бодрит, создает ощущение молодости и силы. Вольтер, празднуя 80-летие, сказал: «Сейчас у меня нет для себя ни минутки. Уже через месяц у меня будет много работы. Чем старше становится человек, тем больше ему нужно трудиться. И это хорошо, ибо лучше умереть, чем старчески тащиться по жизни. Работать - значит жить». [5, с. 44]
      Работа - надежный противовес любой беде. Успешная работа связана с таким первобытным  биологическим чувством, как гордость своим умением и мастерством. Даже охотничья собака гордится, когда приносит добычу невредимой. Только неудачи и отсутствие цели портят удовлетворение от работы. Трения и вечно меняющиеся указания ускоряют износ и дряхление, способствуют накоплению шлаков и отходов как в живых машинах, так и в неодушевленных. Вот почему так важно найти свою работу, ту, что нравится больше всего и ценится людьми. Человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных неудач и порицаний, потому что это больше всех других стрессоров делает труд изнурительным и вредным. Нужны три условия, чтобы работа приносила счастье: она должна быть по силам человеку, не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех. Знаток бизнеса У.Геллер советует: ведите свой бизнес как игру. Не принимайте все слишком близко к сердцу - это чревато нервным стрессом. Играйте для того, чтобы выиграть, но, в то же время, умейте наслаждаться самим процессом игры. Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование - это самые вредоносные агрессоры. Особенно вредна бесцельность, а цель у вас должна быть непременно, и самая благородная и оздоравливающая - достижение высокого мастерства. Достигнув его, вы обретаете спокойную уверенность в себе, а также расположение, уважение и, возможно, любовь близких. У людей, заинтересованных до глубины души своим трудом, нет даже и мысли о болезнях. Английские медики в результате многолетних исследований установили, что у людей, безразлично относящихся к своей профессии, инфаркт бывает в четыре раза чаще, нежели у тех, кто любит свое дело. Древние инки говорили: «Живи так, словно завтра ты должен умереть. Работай так, словно тебе придется жить вечно». [9, с. 34]
     Труд  называют первым в ряду факторов, обеспечивающих долголетие. Здоровье и долголетие начинаются с неудержимого и необъяснимого желания трудиться, им же определяется творческое начало в жизни человека, этнической группы и народа.
     Чувство удовлетворенности работой вызывается во многом возможностью личностного роста при выполнении работы, чувством самоуважения и заинтересованностью в самой работе.       Нелюбимая, скучная работа, либо предъявляющая повышенные требования к человеку, с которыми он не может справиться (будь то значительные физические нагрузки или требования к более высокому уровню мастерства, которым человек не обладает), могут служить причинами возникновения стресса. На профессиональную сферу человека могут влиять факторы, не имеющие непосредственного к ней отношения - личные проблемы и неприятности, сокращение свободного времени, ведущее к ограничению социальных контактов, большие затраты времени на дорогу до места работы и многое другое.            Остановимся подробнее на негативных последствиях профессионального стресса. Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.         Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы: физиологические; психологические; поведенческие.
      Физиологические симптомы стресса могут быть выражены в таких формах как обострение проблем с желудочно-кишечным трактом, развитие сердечно-сосудистых заболеваний и органов дыхания (ишемическая болезнь сердца, инфаркты, гипертония, астмы), а также эндокринные расстройства и нарушения обмена веществ. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, очевидно то, что его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека является гораздо более сильным, чем это было принято считать раньше.     Психологические симптомы стресса. Стресс нередко сопровождается чувством неудовлетворенности, которая в свою очередь может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе. [3, с. 113]
  К поведенческим симптомам стресса относятся:
    снижение производительности и качества труда;
    снижение надежности деятельности;
    снижение стабильности персонала: текучесть кадров, увеличение числа несчастных случаев на работе;
    снижение трудовой мотивации, вовлечённости в работу, лояльности и привлекательности работы в организации.
      Следует отметить, что при наличии стресса, в пределах его допустимого уровня, работники нередко выполняют работу лучше, чем в обычном состоянии: улучшается реакция, повышается скорость движений, увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным, если, например, необходимо сделать эффектное публичное выступление. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к резкому ухудшению показателей работы.
1.3. Стратегии и модели  преодоления стресса
  Анализ  современной литературы по стресс –  менеджменту позволяет выделить два основных подхода к пониманию стресса:
  Первый  подход трактует стресс как ответную реакцию на беспокоящее или вредное окружение, проявляющееся в состояниях нервно – психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии. Концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье является наиболее известной в данном подходе. Для понимания механизмов управления стрессом концепция Г. Селье содержит три основных положения:
    Первое положение – физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стрессора. Синдром ответной реакции (общий адаптационный синдром) – универсальная модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма.
    Второе положение относится к динамике развития общего адаптационного синдрома. Г. Селье выделил три стадии адаптации: стадия тревоги – стадия резистентности – стадия истощения.
    Третье положение касается силы и продолжительности защитной реакции организма. Если защитная реакция длительна и истощает ресурсы физиологических механизмов, то она переходит в состояние болезней адаптации и далее к летальному исходу.
      Второй  подход – модели взаимодействия человека и среды, представляемые стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды. Наиболее известные концепции данного подхода – когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса и трансактная модель стресса Т. Кокса. [19, с. 103]
     Согласно  когнитивной модели стресса Р. Лазаруса развитие стресса зависит не только от внешних факторов, но также от конституциональной уязвимости человека и от адекватности механизмов его когнитивной защиты. Особое значение для появления стресса имеют оценка человеком ситуации, в которой он находится, переживание разочарования, конфликта или угрозы, а особенности реагирования на стресс зависят от чувства силы или беспомощности справиться с ситуацией. Согласно трансактной модели стресса Т. Кокса стресс является индивидуально воспринимаемым феноменом, опосредованным психологическими особенностями личности. В отличие от предыдущих подходов данная модель подчеркивает наличие обратной связи между всеми компонентами системы, т.е. рассматривает стресс не как линейную реакцию, а как замкнутую систему.
      Т. Кокс и Дж. Макэй выделили в данной системе пять стадий.   Первая стадия – воздействие на человека фактических требований внешней среды.            Вторая стадия – когнитивная оценка – осознавание человеком, с одной стороны, предъявленных к нему требований, с другой – своих возможностей справляться с ними. В случае нарушения равновесия между осознаваемыми требованиями и осознаваемой возможностью возникает стресс. Чем больше неуверенности в своих возможностях, отсутствия опыта в преодолении фактических требований, тем быстрее нарушается равновесие и наступает стресс. Критическое нарушение равновесия сопровождается эмоциональными переживаниями, что может усиливать изменения физиологического состояния.             Психологические и физиологические изменения как ответные реакции на стрессоры рассматриваются как третья стадия.      Четвертая стадия – реакция противодействия стрессогенной ситуации доступными человеку способами (когнитивные, поведенческие реакции, психологическая защита).          Пятая стадия – обратная связь, влияющая на все остальные стадии динамической системы стресса и формирование исхода каждой из них.  В рамках системного подхода к пониманию профессионального стресса особого внимания заслуживает концепция психологической системы деятельности разработанная В. Д. Шадриковым. Совокупность психических свойств, качеств субъекта в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности получила название психологической системы деятельности. [25, с. 74]
     Психологическая система деятельности  включает следующие основные функциональные блоки: мотивов, целей, программы и информационной основы деятельности, принятия решения и подсистему профессионально важных качеств (ПВК).  Слабая сформированность отдельных элементов психологической системы деятельности, дефицит соответствия реальным условиям деятельности могут явиться причиной снижения стрессоустойчивости и развития психологического стресса.       В ряде исследований В. А. Бодрова показано, что работа может способствовать использованию более активных процессов преодоления стресса. Профессиональный опыт влияет на систему оценки человеком стресса и стратегию его преодоления. Рабочие условия, содержание трудовых задач, выполнения которых требует самостоятельных решений, выбора способов их решения, а также поддержка соратников по работе способствует активному преодолению стресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Классификация типов стратегий и ресурсов преодоления стресса.
     В современной психологии распространено понятие копинг (от англ. to cope – совладать). Сущность этого понятия заключается в эффективной адаптации человека к требованиям ситуации. Понятие «coping behavior» используется для характеристики способов поведения человека в различных ситуациях. Лазарус и Кохен выделили пять основных задач копинга:
1. Минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления;
2. Терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;
3. Поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;
4. Поддержание эмоционального равновесия;
5. Поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. [22, с. 44]
     Успешность  преодоления зависит от реализации перечисленных задач. Преодолевающее поведение оценивается как успешное, если оно: устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения; дает личности возможность восстановить дострессовую активность; оберегает индивида от психического истощения (дистресса). Исследователи также отмечают, что важную роль в преодолении стресса играет социокультурная среда, которая предрасполагает человека к проявлению реакций на стресс тем или иным образом.
     Особенности этой среды определяют выбор способов поведения для преодоления стресса в зависимости от характера ситуации, социального статуса человека, его национальных и других особенностей, которые могут стать как ресурсом для преодоления, так и источником стресса.   В отечественной и зарубежной психологии представлен широкий диапазон классификаций стратегий преодоления стресса. Большинство  классификаций построено вокруг двух предложенных Лазарусом и Фолкманом модусов психологического совладания, направленного на:
1. Решение проблемы (проблемно-ориентированный копинг);
2. Изменение собственного состояния и установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированный копинг).
     Проблемно-ориентированный  копинг считается более эффективной  стратегией, а эмоционально сфокусированный  копинг эффективен только в тех случаях, когда невозможно изменить ситуацию.
       Помимо дихотомической типологии  стратегий преодоления существуют и более развернутые варианты их классификации. Так, отечественные психологи И. Г. Сизова и С. И. Филипченкова, на основании экспериментальных исследований определили базовые и функционально – ситуативные стратегии преодоления:
1. конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «антиципирующее преодоление», «предвосхищающая печаль»);
2. конструктивные приспособительные стратегии («позитивное истолкование ситуации», «придание нетривиального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»);
3. неконструктивные приспособительные стратегии («фиксированная на эмоциях стратегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания»). [25, с. 125]
            Классификация видов  стратегий преодоления стресса, разработанная В. А. Бодровым, основана на систематизации по признакам наиболее типичных стратегий преодоления стресса: а) превентивной, оперативной, комплексной направленности воздействий; б) ориентированности приемов регуляции поведения на собственные эмоциональные переживания, реакции и установки в отношении стрессогенных ситуаций, на решение проблемы или на поведение по избеганию трудных ситуаций; в) активности или пассивности форм преодоления; г) характера мобилизованных на преодоление личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных).  Продуктивным является подход к изучению механизмов регуляции стресса как адаптационного процесса с позиций и в направлении оценки структурных компонентов адаптации, представленных в работе С. А. Шапкина и Л. Г. Дикой. Авторы выделяют:      активационный компонент, связанный с органическими и функциональными затратами, направленных на достижение значимых для субъекта целей и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей (механизмы активации, преобразования и распределения активационно-энергических ресурсов субъекта, зависящих от индивидуальных свойств нервных процессов);           когнитивный компонент, основу которого составляют перестройки в когнитивных системах деятельности, направленные на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, необходимой для адаптации;              эмоциональный компонент, отражающий динамику эмоциональных переживаний - субъективных индикаторов эффективности процесса адаптации;              мотивационно-волевой компонент, который обеспечивает координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей.           Данный подход в изучении механизмов регуляции стресса позволяет анализировать этот процесс с позиций его системной детерминации. [11, с. 81]
      Значительное  усиление интенсивности воздействующего стресс-фактора происходит именно за счет субъективной переоценки его повреждающих свойств и недооценки собственных возможностей. Было показано, что выраженность сдвигов ряда физиологических функций в условиях стресса находится в прямой зависимости от познавательной социально-психологической компетентности субъекта.

Ресурсный подход к анализу  совладающего поведения

     Как следует из ресурсных концепций  стресса, потеря ресурсов – это первичный  механизм, ведущий к стрессовым реакциям. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессовых трудовых и жизненных  ситуациях. Ресурсы человека – средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией. Для повышения стрессоустойчивости очень важным является накопление («консервация») ресурсов до того, когда возникает стресс – ситуация или действие отдельного стрессора. Традиционными показателями стрессоустойчивости человека на социально – психологическом уровне являются:
1. Сохранение способности к социальной адаптации;
2. Сохранение значимых межличностных связей;
3. Обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;
4. Сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности;
5. Сохранение здоровья.
     Как показывают современные исследования, стрессоустойчивость не является статическим  свойством индивида. Устойчивость к  стрессу рассматривается как величина, обладающая определенной ситуативной изменчивостью, «эластичностью», которая опосредована когнитивно-аффективной оценкой ситуации и ресурсами человека.
      В этой связи актуальным представляется обращение к стратегии накопления ресурсов. Стратегия накопления ресурсов представляет собой некоторый антиципаторный копинг. Первый принцип «консервации» ресурсов (COR-теория С. Хобфолла) заключается в том, что люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. Вторым принципом «консервации» ресурсов является то, что люди стремятся инвестировать свои усилия в накопление собственных ресурсов. [24, с. 40] 

     На  ранних стадиях стресса человек  пытается бороться со стрессорами путем  интенсивного вложения личных ресурсов. В случае дефицита ресурсов человек  переключается на защитное поведение, для восполнения своих персональных ресурсов. Проводя защитную политику, человек запасает доступные для себя ресурсы (проактивное преодоление стресса), стремится уменьшить прямые и косвенные потери ресурсов, которые могут возникать от постоянного вложения в не вознаграждаемые действия или решения. Потеря ресурсов происходит также в случае длительной экспозиции негативной обратной связи от окружающих, которую человек  получает в трудных жизненных или профессиональных ситуациях. Потеря внутренних («душевных») и внешних (социальных) ресурсов влечет за собой неизбежную потерю субъективного благополучия и переживается как состояние психологического стресса.
     К наиболее изученным в настоящее  время личностным ресурсам преодоления стресса относятся:
- Активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобрести личный опыт и возможности личностного роста;
- Сила «Я-концепции», самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность»;
- Активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях;
- Позитивность и рациональность мышления;
- Эмоционально – волевые качества;
- Физические ресурсы: состояние здоровья и отношение к нему как ценности.
    Информационные  и инструментальные ресурсы:
- Способность контролировать ситуацию: адекватная оценка степени воздействия ситуации на человека;
- Профессиональные ресурсы: умения, мастерство, компетентность, технологии освоения новых знаний и навыков;
- Социальные ресурсы: сохранение значимых межличностных связей, наличие поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы.
- Информационная активность и деятельность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс – ситуации;
- Способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации;
- Материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода и материальных условий, позволяющих восстановить первичные физиологические потребности; безопасность жизни и стабильность оплаты труда. [14, с. 79]
     Э. Фромм выделил три основных психологических  ресурса, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций:
Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. «Надеяться – значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это ожидание не произошло».
Рациональная  вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера – рациональная интерпретация настоящего.
Душевная  сила – мужество. «Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их путем превращения в «голый» оптимизм или в иррациональную веру».
     Многие  авторы выделяют психологическую компетентность, как особый ресурс жизненной стойкости.
     С позиции ресурсного подхода сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих личности в преодолении стрессовых ситуаций. Если человек постоянно будет развивать свои ресурсы и разумно избегать рисков, то он тем самым уменьшит вероятность развития у него стресса.

Психопрофилактика стресса

     Психопрофилактика стресса, как одно из основных направлений стресс – менеджмента, ориентирована на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение этого направления заключается в обучении навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения. Важным аспектом профилактической работы является обучение работников методам, позволяющим правильно анализировать и интерпретировать ситуации жизненных и профессиональных стрессов, давать им реалистичные оценки, расширять репертуар конструктивных копинг – стратегий и повышать индивидуальную устойчивость к стрессу.
      Одной из составляющих профилактики стресса является персональная психодиагностика стресс – состояний и стрессоустойчивости работников, разработка индивидуальных рекомендаций по снижению уязвимости к стрессу. При диагностике стресса нужно учитывать массу факторов, и все они были обобщены профессором кафедры психологии труда МГУ имени М.В.Ломоносова А. Б. Леоновой, которая предложила интегративную оценку профессионального стресса. [26, с. 81]
     Модель интегративной диагностики профессионального стресса содержит все факторы диагностики синдрома выгорания. Уже разработан диагностический инструментарий, который так и называется — «Интегральная диагностика и коррекция стресса (ИДИКС)», в котором три части — диагностическая, оценочная (которую берет на себя компьютер) и коррекция (или превентивные мероприятия). Это целый комплект методик, позволяющий наиболее комплексно подойти к проблеме профессионального стресса.

Основные  методы психологической  саморегуляции

     В научной и популярной психологической  литературе описано множество техник и упражнений, хорошо зарекомендовавших себя в управлении стрессом и совершенствовании психологической саморегуляции. Данные психотехники делятся на несколько групп:
    Изменение содержания сознания – эти техники основаны на изменении направленности внимания, отвлечении от эмоционально значимых ситуаций, угнетающих представлений и мыслей, переключении на объекты окружающего мира, другую деятельность.
    Управление физическим «Я» - эта группа техник направленна на фрмирование навыков самоконтроля и регуляции внешних проявлений эмоций, которые достигаются благодаря сосредоточенности внимания на тонусе мимических и скелетных мышц, темпе движений и речи, дыхании.
    Репродукция ресурсных состояний или позитивных образов – эта группа приемов отличается более высоким уровнем сложности и эффективности, чем предыдущие две. К ним относятся воспроизведение приятных воспоминаний, сюжетных образов, которые содержат позитивный заряд и способны изменить эмоциональное состояние человека.
    Отражение своего социального «Я» - группа способов саморегуляции, к которым относятся: умение поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, временно уменьшить степень ее значимости при высокой эмоциональной напряженности, суметь отключится на время от мотивирующих влияний среды, вовремя вновь актуализировать первоначальный замысел.
    Работа с иррациональными убеждениями – данный метод получил название «Рационально – эмоциональная терапия», его основоположник – Альберт Эллис. Иррациональные убеждения ведут к неконструктивным переживаниям и лежат в основе «нездоровых» моделей поведения. Суть данного метода заключается в переработке иррациональных убеждений в рациональные.
    Позитивное внушение или самовнушение – мотивационно – волевые техники: самоубеждение, самоодобрение, самоуспокоение и различные самовнушения.
     Многие  авторы отмечают, что высокий уровень  психологической саморегуляции повышает стрессоустойчивость и снижает риск эмоционального выгорания. Повышать уровень саморегуляции может каждый человек, и особенно это важно для тех, кто не обладает природными задатками стрессоустойчивости и в результате жизненных стрессов утратил душевное равновесие.
     Развивая  навыки психологической  саморегуляции  человек приобретает способность  быстро справляться с возникающим  при стрессе напряжением, что  позволяет ему сохранить эмоционально – энергетический ресурс, необходимый для преодоления стресса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.
 
      В настоящее время существует единая точка зрения  на сущность  психического  выгорания  и  его  структуру.  Согласно  современным данным,  под  «психическим  выгоранием»  понимается  состояние физического,
      эмоционального  и  умственного   истощения,   проявляющееся   в   профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя  три  основные  составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию  (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.  Под  эмоциональным  истощением   понимается   чувство   эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к  труду  и  объектам своего   труда.   В   социальной   сфере    деперсонализация    предполагает бесчувственное, негуманное отношение к  клиентам,  приходящим  для  лечения, консультации, получения  образования  и  т.д.  Контакты  с ними  становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут  поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом  раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у  работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание  неуспеха в ней.       Исследования последних лет  позволили  существенно  расширить  сферу распространения  этой  структуры,  включив   профессии,   не   связанные   с социальной   сферой,   что   привело   к   некоторой   модификации   понятия «выгорания»  и его структуры.  Психическое выгорание   понимается   как профессиональный кризис,  связанный  с  работой  в  целом,  а  не  только  с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.  Такое  понимание  несколько видоизменило и его основные  компоненты:  эмоциональное  истощение,  цинизм, профессиональная эффективность.  С  этих  позиций  понятие  деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только  к людям, но и к труду и его предмету в целом. [1, с. 13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1.  Эмоциональное выгорание  как стресс.
      Вернемся, еще раз, к описанию синдрома эмоционального выгорания. Доктор  К. Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря  творческого  потенциала, не реакция на  скуку,  а «эмоциональное  истощение,  возникающее  на  фоне стресса,  вызванного  межличностным   общением».   Согласно    Гансу   Селье (1936г.),  основоположнику  учения  о  стрессе,  это  неспецифическая  (т.е. всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на  психотравмирующие факторы  разного  свойства.  Он  определил  следующие  стадии  стресса   как процесса:
1) непосредственная  реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально  эффективная адаптация (стадия  резистентности);
3) нарушение  адаптационного процесса  (стадия  истощения). [19, с. 106]
      Р.М. Грановская отмечает, что развивается  стресс  обычно  таким  образом: стрессор – накопления – реакция. В промежутке  между  стрессором  и  ответом организма  развертываются  определенные  процессы,  опосредованные   прежним опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает  и  физиологические, и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует  себя целиком  на  приспособление   к   новой   ситуации,   приводя   в   действие неспецифические  защитные  механизмы,   обеспечивающие   сопротивление   или адаптацию.
              Основные черты психического  стресса:
  1)  стресс  – состояние   организма,   его   возникновение   предполагает
     взаимодействие между организмом  и средой;
  2) стресс  – более напряженное состояние,  чем  обычное  мотивационное,  оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления  стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная  реакция недостаточна. [7, с. 36]
      По  словам К. Маслач, выгорание можно приравнять  к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей  стадии  общего  синдрома  адаптации  –
стадии  истощения,  однако,  момент,  когда  стресс   переходит,   ясно   не
определен. Эмоциональное выгорание – динамический процесс и  возникает  поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса,  налицо  все  три  фазы стресса:
             1) нервное (тревожное) напряжение  –  его  создают  хроническая
психоэмоциональная  атмосфера,  дестабилизирующая   обстановка,   повышенная ответственность, трудность контингента;
            2) резистенция,  то  есть  сопротивление,  -  человек пытается
более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
            3) истощение  –  оскудение  психических  ресурсов,  снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания. Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе,  например, путем расслабления или организации перерыва в работе. На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал  может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после  выходных. Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Признаки и симптомы третьей стадии выгорания  являются  хроническими. Могут развиваться  физические  и психологические  проблемы  типа  язв   и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не  приносят  результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии  и  жизни как таковой.        Очень подробно освещает  симптомы всех  трех  фаз  Бойко  В.В.  в  своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других», рассмотрим  их. [6, с. 64]
Фаза  «напряжения».   Нервное (тревожное) напряжение  служит предвестником  и  «запускающим»  механизмом  в формировании  эмоционального
выгорания.  Напряжение  имеет  динамический  характер,  что  обусловливается изматывающим  постоянством   или   усилением   психотравмирующих   факторов.
Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
1 . Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
Проявляется  усиливающимся   осознанием   психотравмирующих   факторов
профессиональной  деятельности, которые трудно или  вовсе  неустранимы.  Если человек не ригиден, то  раздражение  ими  постепенно  растет,  накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к  развитию  прочих явлений «выгорания».
2. Симптом «неудовлетворенности собой». 
В результате неудач или  неспособности  повлиять  на  психотравмирующие обстоятельства, человек  обычно  испытывает  недовольство  собой,  избранной профессией,  занимаемой  должностью,  конкретными  обязанностями.  Действует механизм «эмоционального переноса»- энергетика направляется не только  и не столько вовне,  сколько  на  себя.  По  крайней  мере,  возникает  замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и  побуждают  ее  вновь  и  вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В  этой схеме   особое   значение   имеют   известные   нам   внутренние    факторы, способствующие    появлению    эмоционального     выгорания:     интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства  деятельности,  повышенная совестливость и чувство ответственности.  На  начальных  этапах  «выгорания» они нагнетают  напряжение,  а  на  последующих  провоцируют  психологическую защиту. 

3. Симптом «загнанности  в клетку».
Возникает,  но  не  во  всех  случаях,  хотя  выступает  логическим
продолжением  развивающегося стресса. Когда психотравмирующие  обстоятельства очень давят  и  устранить  их  невозможно,  к  нам  часто  приходит  чувство безысходности. Мы пытаемся,  что-то  изменить,  еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные  аспекты  своей  работы.  Это   приводит   к   усилению психической  энергии  за  счет  индукции  идеального:   работает   мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы,  подключаются  образы  должного  и желаемого. Сосредоточение психической  энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической  защиты,  включая  «эмоциональное  выгорание»,  то человек переживает  ощущение  «загнанности  в   клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.  В  жизни  мы  часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только по  поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии  произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил, с этим бороться,  «я  чувствую  безысходность ситуации».  Нас повергает в исступление бюрократическая  казенщина, организационная бестолковщина, людская  непорядочность,  повседневная рутинность.
4. Симптом «тревоги  и депрессии».
Обнаруживается  в связи  с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах,  побуждающих к эмоциональному  выгоранию  как средству  психологической  защиты.  Чувство  неудовлетворенности  работой  и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной  тревоги,  разочарования  в  себе,  в  избранной профессии,  в  конкретной  должности.  Симптом  «тревоги  и  депрессии», - пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
Фаза  «резистенции». Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно  или бессознательно стремится  к психологическому  комфорту, снизить  давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении  средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит  на  фоне следующих явлений:
1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный «признак  выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции  довольно ограниченного  регистра  и   умеренной   интенсивности:   легкая   улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи,  сдержанные  реакции на сильные раздражители, лаконичные формы  выражения  несогласия,  отсутствие категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне  профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:
- если  не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия  эмоций  не  снижает
 «вхождение» в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;
- если  не настораживает и не отталкивает партнера;
- если,  при  необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию. Например, профессионал, когда требуется, способен отнестись к партнеру,  подчеркнуто  вежливо, внимательно, с искренним  сочувствием.         Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип  «хочу  или  не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение, - откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости  такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что
человеку  чаще всего кажется, будто он поступает  допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное  –  эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.    Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение  к  их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.
2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».   Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он  защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай,   чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения»,  «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства.  Ведь профессиональная  деятельность, построенная  на  человеческом  общении,  не знает исключений. Учитель не имеет морального права делить  учеников  на «хороших» и «плохих». Учитель не должен решать педагогические  проблемы подопечных по собственному выбору. К сожалению,  в  жизни  мы  зачастую  сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной   дезориентации.   Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас  на достойных  и не достойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных  отношений,  допускает  эмоционально-нравственную  дезориентацию.  В  нашем  обществе  привычно  исполнять   свои обязанности в зависимости от настроения и  субъективного  предпочтения,  что свидетельствует,  если  можно  так  сказать,  о  раннем   периоде   развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.
3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».    Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда,  когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в  общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе  вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы,  что  вам  не  хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно  домашние  становятся  первой «жертвой» эмоционального выгорания.  На службе вы еще   держитесь соответственно нормативам и  обязанностям,  а  дома  замыкаетесь  или,  хуже того, готовы послать всех подальше, а то  и  просто, «рычите»  на  брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими  контактами. Вы переживаете симптом «отравления людьми».
4.Симптом  «редукции профессиональных обязанностей».   Термин редукц
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.