На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансы в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Финансы в рыночной  экономике
1.1.Сущность и функции финансов
      Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана  внутренняя жизнь любого государства  и его деятельность на международной  арене.  
 В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

      Система образования и использования  фондов денежных ресурсов, участвующих  в обеспечении процесса воспроизводства  и составляет финансы общества. А  совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением  денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему  живого организма, через которую  осуществляется движение товаров и  услуг, своеобразный обмен веществ  между экономическими клеточками общественного  организма.
      Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с  возникновением государства при  расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Таким образом, данный термин отражал:
    во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);
    во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;
    в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер);
    в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
      Таковы  основные признаки финансов. По ним  безошибочно можно выделить финансы  из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями.
      Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение  - всегда финансовое отношение.
      Исходя  из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.
Финансы представляют собой  экономические отношения, связанные с формированием, распределением и  использованием централизированных и децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
      Финансы как научное понятие обычно ассоциируется  с теми процессами, которые на поверхности  общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно  сопровождаются движением (наличным или  безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли  и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о  перечислении налоговых платежей в  доходы государственного бюджета, или  о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды  – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.
      Будучи  очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений  – их объединяют лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения – производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.
 


Финансовая система  включает три основных звена:
    государственные финансы
    финансы населения
    финансы предприятия.
    Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, т.к. первые два звена формируются на их базе.
      Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.
      Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
      Внебюджетные  фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
      Бюджет  состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.  
 Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.  
 В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две  сферы:
    экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
    экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализированных денежных фондов предприятий.
      Денежный  характер финансовых отношений –  важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования  финансов. Нет денег – не может  быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.
      В этой связи неправомерно относить к  финансам не только денежные, но и натуральные  взаимоотношения. Существование натуральных  повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного  денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом – функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.
      Появление финансовых отношений всегда дает о  себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления  воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.
      Реальное  движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.
      На  второй стадии движение стоимости в  денежной форме осуществляется обособленно  от движения товаров и характеризуется  ее отчуждением (переходом из рук  одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца)
      . На третей стадии распределенная  стоимость (в денежной форма)  обменивается на товарную форму,  т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму – с денежной на товарную.
      На  третей стадии воспроизводственного процесса постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.
      Областью  возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования. Поэтому важным признаком  финансов как экономической категории  является распределительный характер финансовых отношений.
      Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.  Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.
      Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и  не фондовая форма их использования.
      Финансовые  фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой. Она позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
      Важнейшим признаком финансов является то, что  финансовые отношения всегда связаны  с формированием денежных доходов  и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Функции финансов.
      Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
      Никто не отрицает, что финансы – это  совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых  осуществляется формирование и использование  фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один –  валовый внутренний продукт. Осуществить  процесс распределения ВВП можно  с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и  т.д., установленных государством.
      Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.  Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).
      С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с  этим становится возможным и необходимым  контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
 


      Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его использования.
        Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и валового внутреннего  продукта, совершаемая с помощью  финансов, состоит в развитии  производительных сил, создании  рыночных структур экономики,  укреплении государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения.
      Контрольная функция финансов тесно связана  с распределительной – это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности.  Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.
      Финансы осуществляют контроль на всех стадиях  создания, распределения и использования  общественного продукта и национального  дохода. Их контрольная функция проявляется  во всем многообразии хозяйственной  деятельности предприятий.
        Контроль рублем ведется за  производственными и внепроизводственными  затратами, соответствием этих  затрат доходами, формированием  и использованием основных фондов  и оборотных средств. Он действует  на всех стадиях кругооборота  средств, при финансировании и  кредитовании, проведении безналичных  расчетов, во взаимоотношениях с  бюджетом и другими звеньями  финансовой системы.
 


      Объектом  контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
      Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
      Регулирующая  функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налоги, кредиты) в процесс  воспроизводства. В целях регулирования  экономики и социальных отношений  используются также финансовое и  бюджетное планирование, государственное  регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.
      Хотя  финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят  от проводимой правительством политики.
 


1.2. Структура и органы  управления финансовой  системой в РФ
      Финансовая  система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.
Финансовая система  РФ состоит из трех крупных блоков:
    государственные финансы;
    местные финансы;
    финансы юридических и физических лиц.
      Государственные финансы отражают экономические  отношения по формированию и использованию  централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения  выполнения государством его функций.
        Государственные финансы включают  в себя государственный бюджет  и государственные внебюджетные  фонды. По месту, занимаемому  в финансовой системе, государственный  бюджет представляет собой основной  финансовый план государства  на текущий финансовый год,  имеющий силу закона. По своему  материальному содержанию государственный  бюджет - это централизованный фонд  денежных средств государства.  По социально-экономической сущности  он представляет собой основной  инструмент распределения и перераспределения  ВНП и национального дохода  государства. 
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
    перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
    регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
    стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
    контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
      По  уровню управления государственный  бюджет подразделяется на федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ.
      Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик  в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
        Местное самоуправление по Конституции  РФ отделено от государственной  системы управления. Местные бюджеты  - это окружные, городские, районные  бюджеты, бюджеты поселков и  сельских населенных пунктов;  районные бюджеты в городах. 
      Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции  и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного  финансирования территориальных нужд.
        Внебюджетные фонды создаются  на федеральном и территориальном  уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают  в себя Пенсионный фонд, Фонд  социального страхования, Фонд  обязательного медицинского страхования  и Фонд занятости населения. 
      Финансы юридических и физических лиц - это  совокупность экономических отношений  по формированию и использованию  денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для  обеспечения процесса расширенного воспроизводства.
        Финансы юридических лиц делятся  на две группы: финансы коммерческих  и финансы некоммерческих организаций.  В составе финансов физических  лиц можно выделить финансы  предпринимателей, не зарегистрированных  в качестве юридических лиц,  и финансы других физических  лиц. 
      Финансовая  система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.
 


Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.
 

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации
 


      Особое  место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными  задачами которого являются:
    совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
    разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
    концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
    разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
    разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
    разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
    участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
    разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
    осуществление государственного финансового контроля;
    методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.
      Управление  финансами включает в себя: планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль.
        Управление финансами осуществляется  путем выработки финансовой политики  и претворения ее в жизнь.
        Начальной стадией управления  финансами является составление  финансовых планов, основной формой  которых выступает бюджетирование.  На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.
      На  базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета  осуществляется на основе отражения  всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.
Оно предусматривает:
    зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
    распределение федеральных регулирующих налогов;
    возврат излишне уплаченных сумм доходов;
    учет доходов и составление отчетности о доходах.
Финансирование  расходов федерального бюджета включает в себя:
    разрешение на осуществление платежа;
    осуществление платежа.
      На  микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.
      Необходимость выполнения финансовых планов требует  стимулирования их реализации.
        В условиях рыночной экономики  преобладают экономические методы стимулирования.
        Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; цессию, т. е. уступку прав требования; факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию; учет векселей и др.
      Заключительной  стадией процесса управления финансами  является финансовый контроль. Основными  формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий  контроль.
      Финансовый  контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.
      Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля
 


      . Министерство финансов РФ осуществляет  внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.
 


1.3. Нормативно-правовое  регулирование финансовых  отношений
      Для раскрытия в полной мере всех видов  финансовых правоотношений необходимо раскрыть саму их сущность, т.е. ответить на вопросы для чего, зачем и  по каким основаниям возникают соответствующие  правоотношения.
      Финансовые  правоотношения – это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных и муниципальных  денежных фондов и доходов.
      Правовая  урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Именно будучи урегулированными нормами финансового права, отношения становятся финансово правовыми.
      Их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.