На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Избирательная система в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
«Кубанский  государственный аграрный университет»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ
ТЕМА: "Избирательная система в Российской Федерации". 
 
 
 

                Выполнила студентка 3 курса 
                юридического  факультета
                заочного  обучения    уч. группа № 2  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Краснодар
2009
П Л А  Н 

Введение................................................................................................................. 3
1. Избирательная система: понятие, принципы, виды....................................... 5
2. Мажоритарная  избирательная  система  в   конституционном  праве Российской Федерации.....................................................................................  
12
3. Пропорциональная  избирательная  система  в   конституционном  праве Российской  Федерации.....................................................................................  
16
Заключение............................................................................................................. 21
Список  использованных нормативных актов  и литературы............................. 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях становления и развития в России демократического правового  государства народовластие, которое  в советский период было одним  из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную  основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
     Недостаточно  объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Поэтому одним из главных принципов построения демократического государства является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских и личных свобод и прав человека.
     Сегодня как никогда ощущается потребность  в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
     Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.
     Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.
     И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах, но и в повседневной общественной жизни.
     Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Поэтому целью настоящего исследования является раскрытие сути, структуры и порядка функционирования избирательной системы.
     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
    дать понятие избирательной системы в РФ;
    рассмотреть принципы на которых строится избирательная система РФ;
    рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
     Объект  исследования – избирательная система  РФ.
     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением избирательной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.  Избирательная система: понятие, принципы, виды 

     В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие  избирательная система. Одни ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществление взаимоотношений между избирателями и депутатами. Вместе с тем, никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом. Но из приведенного определения выпадает упоминание о нормах права, что ставит под сомнение его научность.
     Другие  под избирательной системой понимают порядок определения результатов  выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен только к технико-процедурным нормам, которые лишь в незначительной мере являются отражением политики и права [1].
     Можно определить избирательную систему  как совокупность юридических норм, устанавливающих принципы, на основе которых осуществляются выборы, право избирать и быть избранными, ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, порядок организации и проведения выборов. Это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов [2].
     Как отмечает американский исследователь  К. Боун, избирательная система, как  минимум, включает в себя три аспекта: определение того, что представляет собой один голос (какие действия может предпринять избиратель), порядок суммирования голосов (т.е. в национальном масштабе или по округам различных видов) и правило переведения доли  полученных голосов
 
1. Нудненко П.В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // Конституционное и муниципальное право, 2008, № 5.
2. Архипова  Т.Г. Государственность современной  России. - М: РГГУ, 2003.    С. 131-132.
в распределение  мандатов. Как отмечает М.В. Баглай, понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования [1].
     Выбор определенной избирательной системы  при проведении выборов в представительный орган представительной власти или  местного самоуправления является чрезвычайно  сложным вопросом, по которому неизменно ведется серьезная полемика. Острота дискуссий определяется тем, что от выбора избирательной системы зависят результаты выборов. Естественно, что различные политические силы заинтересованно отстаивают политически выгодный им вариант проведения выборов.
     Поиск оптимальной для страны избирательной  системы всегда чрезвычайно сложен. Такая система должна опираться  на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать  приоритеты социального и политического  развития страны. Как правило, принятие избирательных законов сопряжено со значительными усилиями по выработке компромисса между различными политическими партиями и группами,- считает Веденеев [2].
     А.Х. Саидов выработал принципы избирательной  системы:
    полного конституционного соответствия избирательной системы;
    легитимность (правопреемственность государственности и государственной власти);
    законность и правообеспеченность всех задач и механизмов избирательной системы;
 
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М: Юристъ, 2000. С. 121.
2. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права, 2006, № 6.
    демократизм избирательной системы, равноправие граждан и политических партий;
    гражданственность избирательной системы, ее направленность на обеспечение стабильности, прогресса, законности, прав человека;
    народность избирательной системы, понятность, доступность для всех граждан;
    законная управляемость избирательной системой как ее организованности, конституционной, правовой, судебной подконтрольности;
    экономичность избирательной системы;
    гарантированность получения непротиворечивых, достаточных данных результатов голосования и избрания.
     Учет  указанных принципов должен лежать в основе всякой демократической избирательной системы. Вместе с тем, эти принципы организации демократической избирательной системы должны находится в определенной иерархической соподчиненности. Принцип обеспечения прав граждан должен признаваться ведущим принципом.
     Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", "О  выборах Президента РФ", "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ", "О формировании Совета Федерации ФС РФ", Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     Основные  принципы избирательного права и избирательной системы - это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование [1].
 
1. Белов С. А. Избирательная система как правовой институт. - М: Норма, 2007. С. 120.
     Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним в голосовании может участвовать все дееспособное население государства с минимальными цензами.
     Принцип равного избирательного права - все  участвуют в выборах наравне  с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают также те, кто избирается с государственной должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей.
     Принцип прямого избирательного права - это  такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного  характера формируются нижестоящими органами представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас так формируется Совет Федерации.
     Принцип тайного голосования - за волеизъявлением  избирателей запрещается любой  контроль. Нарушения это принципа могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата за деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам.
     Менее значимыми принципами считаются:
     а) принцип гласности;
     б) принцип проведения выборов избирательными комиссиями;
     в) территориальный принцип организации  выборов (выборы проводятся по территориальным  избирательным округам);
     г) принцип государственного финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование, т.е. помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии, при допущении смешанного рефинансирования).
     В Российской Федерации в последние  годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная (мажоритарно-пропорциональная). О мажоритарной и пропорциональной системах писал в свое время русский юрист дореволюционной поры  Н.И. Лазаревский. По его мнению, мажоритарная – это система выборов, при которой по округу проходит депутат (депутаты), получивший абсолютное большинство голосов; пропорциональная – система выборов, когда от округа избирается несколько депутатов, причем избранным считается не только список, получивший наибольшее число голосов. Все места распределяются между отдельными списками, от каждого из которых берется число депутатов, пропорциональное тому числу голосов, которое этот список получил [1].
     Пропорциональная  система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). До 2003 года в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент  по  партийным  спискам, а  другая  половина  выбиралась в местных
 
1. Козлова Е.И. Конституционное право России. - М: Юристъ, 2000. С. 347-348.
округах по мажоритарной системе.
     При мажоритарной системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента.
     При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %.
     Голоса, отданные за партии, не прошедшие в  парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года.
     Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.
     Депутаты  Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.
     Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 – Советом Федерации, 5 — Государственной Думой.
     Действия  избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий.
     Стадии  избирательного процесса
    назначение даты выборов;
    образование (определение) избирательных округов;
    установление избирательных участков;
    создание избирательных органов;
    регистрация избирателей;
    период выдвижения кандидатов или партийных списков;
    агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию;
    голосование;
    опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии;
    подсчет голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией; контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2. Мажоритарная  избирательная  система  в  конституционном  праве Российской Федерации
 
     Мажоритарная  система – это система, при  которой избранным считается  тот кандидат, который набрал установленное  законом большинство голосов. Она  является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.
     В странах, имеющих длительные демократические  традиции, политическая жизнь давно  монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах  и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату.
     Больше  шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к  тщательной, хотя и рутинной, законодательной  работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Мы у себя в стране наблюдали это на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов.
     Мажоритарная  система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей [1].
     Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.
     Поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.
     Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50% + 1 голос). В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но все же вполне возможно, что и при этой системе партия,  кандидаты которой по стране собрали большинство  голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае,
 
1. Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. - М., 2008. С. 672.
если  избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели "партии меньшинства", напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов.
     При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.
     Достоинством  мажоритарной системы абсолютного  большинства в отличие от большинства  относительного является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей. К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность. При этом степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей. Для преодоления указанного недостатка применяется, как правило, повторное голосование (второй тур) [1].
     Так же избежать нерезультативности возможно различными способами.
     Первый  способ - так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что  избиратель в одномандатном избирательном  округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются   по   первым   предпочтениям.  Кандидат,  получивший   более
 
1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации /Под ред. А.А. Вешнякова. - М: Норма, 2003. С. 564-565.
половины  первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.
     Другой  способ, более распространенный, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в упомянутом нашем федеральном законе так и предусмотрено).
    Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому  такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство  голосов, то система именуется системой трех туров.
     Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для  избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.
 
 
 
 
     3. Пропорциональная  избирательная   система  в  конституционном  праве Российской Федерации
 
     Пропорциональная  система (пропорциональное представительство  партий и движений). При данной системе  каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу  голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.
     Пропорциональная  система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление  множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы  избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов.
     Федеральный закон "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.