На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Саморазвитие менеджера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


федеральное агентство по образованию
ростовский  институт (филиал)
государственного  образовательного учреждения высшего профессионального  образования
"российский  государственный  торгово-экономический  университет" 

 

Курсовая  работа 

по  дисциплине «Менеджмент» 

на тему: 

«Саморазвитие менеджера» 

                                                                                                                                                                                                       
Выполнил:   

студент 2-го курса, группы ФМ-2,С/О
заочной формы обучения. 

Преподаватель:   ____________ 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону
2010 г.
 

Содержание

 


Введение

     С развитием рыночной экономики, в  частности в нашей стране, термины "менеджмент" и "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин "управление" имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. 
Понятие менеджмента.

     Прежде  чем говорить о менеджере и  его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин произошел от американского management управление. Менеджмент это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
     Если  немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит1:
    изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
    производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
    управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
     Чтобы предприятие хорошо работало, его  сотрудники должны целенаправленно  претворять под началом руководителя теорию в практику.
     Работа  руководителя должна быть эффективной, иначе его предприятие не добьется успеха. Это сложная задача, требующая  одновременно знаний и опыта. Руководители обязаны понимать, что их  профессия  несет в себе элементы, как науки, так и искусства.
     Прежде  всего руководитель должен быть разносторонне  образован. Однако на уровне практического  руководства его действия есть своего рода искусство. Иными словами, получая  знания о свободной рыночной экономике, теория руководства, стандартных процедурах и механизмах контроля, руководитель обязан учитывать, что в каждой области требуется свой стиль и подход.
     Главная задача руководства - достичь стоящих  перед организацией целей с наименьшими  издержками и за кратчайшие сроки. При решении этой задачи теория и практика менеджмента строятся на пяти основных принципах2:
    Чуткая реакция на внешние и внутренние условия
    Планирование и выработка решения: определение цели организации и принятие наиболее эффективных решений
    Оптимальное распределение сил и ресурсов
    Стремление, чтобы все члены организации работали с наибольшей отдачей
    Постоянный контроль и корректировка текущей работы, направленные на осуществление целей организации
     Всё это показывает насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо не только знать свои функции и что под ними подразумевается, но и постоянно уделять особое внимание саморазвитию. В связи с этим тема моей курсовой является очень актуальной и востребованной.
 


1. Саморазвитие менеджеров

1.1 Понятие процесса управление и функции менеджера

     Процесс управления базируется на нахождении и постановке цели. Затем наступает  этап планирования, т.е. исследования и  определения пути достижения цели. Не спланировав заранее, нельзя добиться результата. Только тогда, когда планируют, и можно организовать процесс и определить, кто за что отвечает (структура управления процессом), что и в какой последовательности следует предпринимать (ход процесса), какие средства для этого необходимы (обеспечение процесса) и т.д. Развивая далее процесс управления, приходим к важному моменту -отделения менеджера от "производственника", который как можно больше работы стремится сделать сам, не доверяя своим подчиненным. Следовательно, подтверждается еще один принцип В.Зигерта и Л.Ланга: кто производит - не управляет, кто управляет - не производит. Ему полностью отвечает простое американское определение процесса управления: "Делать что-либо руками других"3. Таким образом, менеджер делегирует часть своих функций в отличие от "производственника", который все стремится сделать сам даже в ущерб здоровью. "Производственники" являются самыми лучшими служащими для самих себя. Но одного эти люди не умеют делать: они не создают условий для роста других.
     Одна  из основных задач менеджера - создать  побудительные стимулы для человека, при которых у него возникает  желание работать так, чтобы содействовать  достижению целей организации. "Производственник" же не умеет управлять, потому что он никому не дает возможности показать, на что тот способен. Он присваивает успех и тем самым лишает других основного стимула. Отсюда вытекает еще один принцип менеджмента: управлять - значит приводить к успехам других. Менеджеры- это люди, которые принимают и реализуют решения4.
     Все вышеперечисленные функции (этапы) управления (планирование, организация) предполагают принятие решения, важнейшее  из которых - постановка цели. Для подготовки решений необходимы сбор и анализ информации. После того как решение принято, оно должно быть доведено до тех сотрудников, с помощью которых оно будет проводиться в жизнь. Отсюда вытекает следующий этап (функция) - управление реализацией решений, или руководство.
     Менеджер, который активно вовлекает своих сотрудников - их знание, опыт и энтузиазм - в проработку вариантов решений, облегчает организацию выполнения окончательного решения. Кто умеет привлечь своих сотрудников к участию в процессе принятия решений, чтобы в окончательном решении они могли найти и свои цели, т.е., по существу, организовать коллективное принятие решения, с избытком возмещает затраченные силы и время.
     В зависимости от способа принятия решения различают две формы  руководства: авторитарное и демократическое. При авторитарном руководстве руководитель пользуется своим авторитетом, он принимает решение и дает указания, что нужно делать работникам; убеждает их, что нужно делать именно так. При демократическом руководстве руководитель дает свободу своим работникам в действиях, он предлагает решение, его обсуждают. Решение может быть изменено или менеджер предлагает решение, которое еще не принято, оно обсуждается. Принимается окончательное решение. Или он представляет проблему и ограничения, которые следует учитывать при выработке решения. Предоставляется свобода для решения проблемы.
     Руководители  всех уровней выполняют шесть  функций, а именно5:
    планирование,
    организацию,
    руководство и лидерство,
    контроль и регулирование.
     Суть  планирования состоит в определении  назначения организации, ее целей, методов и направлений деятельности, необходимых для выполнения ее назначения. Организаторская функция - это распределение ролей и обязанностей и создание структуры, позволяющей руководителю и подчиненным трудиться сообща с наибольшей отдачей.
     Руководство и лидерство - это умение побудить других к действиям, сообразным с назначением, целями и планами организации.
     Контроль  и регулирование - это основная функция, которая заключается в оценке и внесении необходимых корректив  в деятельность, как отдельных работников, так и организации в целом. Главное в контроле - это умение поставить диагноз и проанализировать проблему, а также выбрать и применить средства, способствующие успеху.

1.2 Роли и стили менеджеров 

     Руководители  исполняют различные роли: роль в  межличностных отношениях, роль носителя информации и роль принимающего решения. На уровне межличностных отношений руководители осуществляют функцию номинального главы, являются лидерами и налаживают связи как в самой организации, так и за ее пределами. В качестве носителя информации руководители контролируют и распространяют информацию, иногда выступая в роли представителей организации. Для роли принимающего решения руководитель должен обладать предприимчивостью в той мере, в которой это необходимо для инициации преобразований, способностью принимать и исполнять решения относительно производственных проблем, распределения ресурсов и ведения переговоров в самой организации и за ее пределами.
     Все менеджеры также играют роли, хотя типы ролей меняются от одного к  другому в зависимости от их положения и сущности работы.
     Генри Минтзберг выделил десять необходимость  развития управленческих ролей. Он определил их так6:
     Межличностные роли
    Номинальный глава. Эта роль связана с представлением фирмы за ее пределами и обычно включает в себя так называемые протокольные функции -присутствие на обедах, конференциях и т.п.
    Лидер. Менеджер, выступающий в этой роли, хочет иметь за собой сплоченную команду для достижения поставленных задач.
    Связной. Роль, которая включает контакты с другой группой предприятий, их частью, всем внешним миром.
    Информационные  роли
    Аналитик. Менеджер в этой роли пытается соотнести достигнутое с намеченным.
    Глашатай. Роль по передаче информации сотрудникам, в том числе объяснение политики банка, ее разъяснение коллективу или подразделениям.
    Представитель. Более официальная роль, в которой менеджер представляет свой отдел и разъясняет его позицию.
     Роли  в принятии решения
    Предприниматель. Связующая роль, обусловлена творческим подъемом к выполнению задач.
    Блюститель порядка. Дела всегда идут не так, как хочется. В этой роли менеджер пытается вернуть их в нужное русло и вывести на прежний курс.
    Распределитель ресурсов. Ключевая управленческая роль, состоящая в распределении средств для их более эффективного использования при достижении поставленной задачи.
    Посредник. Это роль торговца, которая обычно требует поиска аргументов для получения дополнительных ресурсов.
     Набор ролей, которые данный менеджер будет  играть, зависит от его положения  в организации.
     Например, менеджеры высшего звена, вероятно, в большей степени соответствуют ролям (1) номинального главы, (2) лидера, (3) связного и (6) представителя, в то время, как руководитель подразделения в большей степени выступает как (9) распределитель ресурсов и (8) блюститель порядка. Сочетание ролей меняется от одной работы к другой. Даже те, кто долгое время занимаются одной и той же деятельностью, вдруг обнаруживают, что их роли изменились, так как само предприятие развивается и совершенствуется7.
     Чтобы исполнять эти роли, руководители обязаны обладать пятью важнейшими навыками:
    техническими,
    межличностными,
    концептуальными,
    диагностическими и аналитическими.
     Технические навыки - это умение решать специфические  задачи. Эти навыки обычно приобретаются  в процессе учебы или работы, они особенно важны для менеджеров нижнего звена, обязанных уметь исполнять работу подчиненных, которых они контролируют8.
     Межличностные навыки проще всего определить как  умение общаться и убеждать. Продуктивное общение с начальством, коллегами  и подчиненными столь же важно, как и общение с людьми, не имеющими прямого отношения к организации: клиентами, государственными чиновниками и продавцами.
     Американские  компании придают межличностным  навыкам огромное значение, считая их незаменимыми в работе менеджера.
     Концептуальные  навыки можно определить как способность  абстрактно мыслить. Иными словами, чтобы найти верное решение или  разработать эффективный план, менеджер должен рассматривать проблему на нескольких организационных и функциональных уровнях. Это верно для всех уровней руководства.
     Диагностические и аналитические навыки взаимосвязаны, это умение распознать и понять задачу или перспективу, осознать их природу, отсеять второстепенное и найти  пути решения или использования.

1.3 Стили менеджмента и сущность саморазвития менеджеров

 
     Невозможно  достичь успеха без выдающихся менеджеров, способных повести за собой людей. Как ведет себя идеальный менеджер? В чем состоит сущность саморазвития менеджеров?
     В школах бизнеса и университетах  сформировалось два крупнейших направления. Первое было ориентировано на расчеты, оно видело в количественных методах управления предприятием, направленных на получение оптимальных объемов прибыли, задачи каждого хорошего управляющего.
     Другая  школа видела истоки решаемых проблем не в цифрах, а в людях, труд которых лежит в основе всех результатов. Ее представители считают важным разгадать загадки того или иного поведения людей в рамках организации и выявить, когда и при каких условиях люди работают наиболее эффективно или, наоборот, что отвращает их от работы и вызывает апатию.
     Центральным понятием стала мотивация. Такой  позиции придерживаются представители "поведенческой школы".
     Один  из исследователей этой проблемы шел  совершенно особым путем, но он до сих  пор оказывает очень серьезное влияние на процесс обучения управляющих. Речь идет о профессоре Роберте Блейке и его "решетке" менеджмента9
Что такое "решетка" менеджмента? Каждый управляющий должен знать свою "решетку", она поможет иметь правильную ориентировку, четче определить цели, повысить квалификацию.

     Р.Блейк  и его сотрудница Джейн С.Мутон  уже давно, до получивших сегодня  признания идей "гуманизации", пришли к выводу, что любой результат  достигается в "силовом поле" между производством и человеком. Первая "силовая линия" ведет к максимальному объему производства, выражающемуся в разнообразных формах товаров и услуг. Постоянными целями здесь являются максимально высокий объем прибыли, снижение издержек производства и т.п. Если при этом пытаться повысить производительность любой ценой без оглядки на сотрудников, то это может привести к плачевным результатам. Вторая "силовая линия" направлена на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и желаниям. Хорошее самочувствие и удовлетворение работой -вот вторая цель.10
     Между этими двумя "силовыми линиями" есть определенное противоречие. При  этом образуется некое "поле", как  это показано на рисунке: Блейк и Мутон выделили по девять градаций на каждой "силовой линии", что позволило определить пять характерных типов управленческого поведения, каждый из которых может быть обозначен цифрами.
     Мутон и другие сторонники "решетки" менеджмента убеждены в том, что  не только можно, но и нужно его  достигать.
     Ключ  к этому - в реальных человеческих потребностях, которые состоят не в ничегонеделании, не в совместном чаепитии или проведении свободного времени, а в мотивациях. Как эмпирически доказал американский психолог Ф.Херцберг, успех, признание, оптимальная организация труда и перспективы роста - основные из возможных мотивов. Человек практического склада самореализуется в результатах своего труда.11
     Стиль оптимального управления состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Если же при этом будут еще и созданы условия работы, позволяющие им наилучшим образом использовать свои возможности, то идеал позиции кажется не таким уж недосягаемым.
     Оптимальный стиль- это руководитель группы (команды).
     Формирование группы - процесс сложный. Коренные интересы и цели ее членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). Поэтому в зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок групповым можно говорить о степени коллективности или степени социальной зрелости группы. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера.
     Руководителю  необходимо иметь в виду, что в  своем формировании и развитии группа проходит три основных этапа.
     На  первом этапе, когда группа только создана, происходит взаимное знакомство его  членов. Руководителю важно присмотреться  к людям и попытаться определить наиболее влиятельных и авторитетных работников с тем, чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить в группе. На этом этапе руководитель выступает как "внешняя сила" по отношению к группе. Большинство требований исходит от него и через него.
     На  втором этапе завершается взаимное знакомство и изучение членов группы. Происходит дружеское сближение людей в соответствии с их интересами и склонностями. В общих чертах складывается неофициальная структура группы, образуется актив, может образоваться и пассив. Возможно, при определенных условиях будет образована и группа дезорганизаторов.
     Руководителю  необходимо тщательно проанализировать причины возникновения такой  группы и индивидуальные мотивы, по которым в нее попали те или  иные работники. Характерная особенность данного этапа состоит в том, что руководитель может управлять группой и предъявлять к ней требования не только лично, но и через неформальных лидеров.
     На  третьем этапе сознательность и  активность работников достигают приблизительно одинакового высокого уровня, подчиненные  хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не выступают по отношению к остальным членам группы как "внешняя сила", поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные для всех членов группы. Характерная черта данного этапа - достижение гармонического сочетания групповых (организации) и личных интересов.
     Вполне  очевидно, что группа в своем развитии одни этапы может проходить быстрее, другие медленнее. Бывают случаи, когда  он "застревает" на одном из этапов и даже распадается. Распадение группы происходит, когда менеджер не обладает достаточными навыками руководства, исповедует антиколлективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности и терпимо относится к плохим межгрупповым отношениям.
     Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и  результативный коллектив, говорят, что  такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.
     Таким образом, рыночная экономика требует  от менеджера:12
    способности управлять собой;
    разумных личных ценностей;
    четких личных целей;
    постоянного личного роста (развития);
    навыков решать проблемы;
    изобретательности и способности к инновациям;
    способности влиять на окружающих;
    знания современных управленческих подходов;
    способности обучать подчиненных;
    способности формировать и развивать трудовой коллектив.

1.4 Элементы стиля и саморазвития менеджера

 
     Хотя  у тех, кто изучал менеджмент только теоретически, может сложиться представление, что эта деятельность скорее рутинная, однако, как показывает опыт, чаще всего такое представление не соответствует действительности.
     Менеджер  должен обладать гибкостью и быть готовым к неопределенности, неожиданности  или нестабильности ситуации. При  этом он практически всегда работает в напряженном темпе. Несмотря на лучшие намерения, жесткая конкуренция может просто не оставить ему времени тщательно продумать решение.
     Что нужно знать и уметь менеджеру?
     Вопросам  определения комплекса знаний, умений, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется большое внимание.
     Некоторые специалисты высказывают сомнение, что сформулировать такие конкретные требования практически невозможно. Например, польский проф. Е.Старосьцяк считает, что требования к качеству менеджеров не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от уровня среды, в которой менеджеру приходится работать. Е.Старосъцяк отмечает, что в среде со слабыми моральными устоями или примитивной в культурном отношении успехов может добиться менеджер, пользующийся такими методами, которые в иных условиях можно было бы назвать "грубыми".13
     В среде с высоким культурным уровнем  тот же самый организатор, применяя те же самые методы, может встретить  неодобрение, а его усилия не будут  поддержаны.
     Однако  большинство специалистов считают, что нельзя общие требования к менеджерам ставить в непосредственную зависимость от условий работы на предприятиях. Условия работы в процессе развития предприятия могут изменяться, и поэтому менеджеру необходимо иметь способность менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом и заключается способность менеджера при любых условиях успешно управлять производством. Как считают многие ученые, общие требования к знаниям, умениям, деловым и личным качествам менеджеров могут быть сформулированы, однако конкретные требования, конечно, будут отличаться для менеджеров разного уровня. Знания служат для того, чтобы знать, что делать; умения и навыки дают возможность знать, как сделать; деловые и личные качества обеспечивают знание обстановки, правильную ее оценку, уверенность в принятии решений и энергичные действия по реализации принятых решений.
     Менеджеру необходимо иметь соответствующие  занимаемой должности знания в области  техники, экономики, организации производства и управления.
     Знания  должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными  в процессе работы на производстве. Общий объем комплекса теоретических  и практических знаний и соответствие знаний в различных областях науки  и техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер. Чем крупнее подразделение, которым управляет менеджер, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знании в различных областях науки зависит от того, каким участком работы он управляет. Так, для руководителей технических служб наиболее важным является наличие у них глубоких технических знаний, для начальников цехов - знаний организации производства и управления. Однако и тем и другим руководителям необходимо иметь достаточные экономические знания.14
     Практика  показывает, что не все даже высококвалифицированные  специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить. Менеджеру необходимо иметь организаторские способности. Ведь управление заключается прежде всего в руководстве людьми.
     Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего проявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он может использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.
     Под "внешними данными" руководителя понимаются такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и  т.п. Не менее важны и индивидуальные качества менеджера, такие, как честность, порядочность, человечность, справедливость и т.д. Эти личные качества менеджера помогут ему завоевать авторитет как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия, а наличие авторитета является первым и наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.15
     Учитывая сформулированные требования при рассмотрении кандидатуры на должность менеджера любого ранга следует попытаться ответить на следующие вопросы:16
    Имеет ли претендент достаточную для той должности, на которую он выдвигается, теоретическую подготовку: технические, экономические знания и общее развитие?
    Обладает ли достаточным опытом практической работы в данной отрасли, на каких должностях и сколько времени он работал, насколько успешно справлялся с работой?
    Трудолюбив ли, насколько добросовестно относится к работе, имеет ли чувство долга и ответственности?
    Умеет ли понимать людей и сможет ли подбирать подходящих к работе и друг к другу сотрудников?
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.