На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во 2 классе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение. 

     Речевая культура нужна будущему учителю  начальной школы как одно из главных  условий эффективности воздействия  на разум и чувства ребёнка. Она  ставит своей задачей обеспечить сознательное усвоение богатства русского языка, способствовать развитию речевой культуры и языковой интуиции. Необходимо развивать речь учащихся, так как с помощью речи дети могут читать, решать задачи, мыслить и общаться с людьми. В наше время дети читают хуже, медленнее, в связи с этим качество чтения тоже становится хуже. Поэтому учителю начальных классов приходится проводить с детьми дополнительные занятия по чтению. Одной из проблем чтения младших школьников является беглость чтения. Это может быть вызвано тем, что дети мало читают. Ведь благодаря чтению развивается речь. И чем больше ребенок будет читать, тем грамотнее будет его речь. Данная тема является актуальной в наше время, так как дети читают мало и медленно.
     В связи с актуальностью темы появляется проблема – повышение беглости чтения, как одного из компонентов полноценного навыка чтения.
     Цель  исследования: беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения во втором классе.
     Для овладения важными для педагогической деятельности умениями и навыками развитой речи необходимо опираться на теорию развития речи.
     Дети  должны учиться образцовой речи на образцовых примерах. Но и речь учителя  должна быть правильной, выразительной, эмоциональной и четкой, что требует от будущего учителя младших классов овладения всем комплексом знаний по стилистике и культуре речи.
     В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у школьников навыков и умений. В связи с требованиями усиления подготовки учащихся к  полноценному развитию своей личности этот вопрос в современной школе приобретает особо острую актуальность. Проблемам формирования навыков и умений посвящали свои исследования многие психологи и дидакты. Они внесли значительный вклад в теорию и практику навыков и умений. Но в общедидактическом плане в этом вопросе еще много неясного.
     Что же называется навыком?
     Навыки - автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. Когда человек  читает письмо или книгу, он задумывается над содержанием того, о чем читает, а не над орфографией каждого слова.
     Если  дети будут читать быстро, то они  смогут переработать большой объем  информации.
     Предмет: процесс обучения детей на уроках литературного чтения.
    Объект: беглость, как фактор формирования полноценного навыка чтения.
Гипотеза:
     В связи с этим мы формулируем задачи:
    1. Изучить научно-популярную и методическую литературу по теме исследования.
    2. Изучить возрастные и психолого-педагогические  особенности детей второго класса.
    3. Проанализировать влияние беглости на повышение качества чтения у учащихся второго класса.
    4. Выявить эффективные методы и приемы  работы над беглостью чтения.
    4. Апробировать данную работу на  практике. Дать методические рекомендации  о  значении беглости, как одного из компонентов полноценного навыка чтения учащихся второго класса.
    Методы  исследования.
    1. Теоретические: анализ теоретической литературы, сравнение,  обобщение, систематизация  знаний,  анализ результатов.
    2. Практические: педагогическое наблюдение, диагностика, эксперимент, подбор и анализ изученного материала, оформление ВКР.
    Структура ВКР:
     - введение;
     - две главы;
     - заключение;
     - список литературы;
     - приложение.
    Во  Введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.
    В I главе раскрыты теоретические основы беглости, как фактора формирования полноценного навыка чтения во втором классе.
    Во  II главе определены пути ознакомления родителей и детей с рациональным питанием.
    В Заключении сделаны выводы по итогам исследования.
    В Списке использованной литературы насчитывается более 25 источников.
 База эксперимента: Оренбургская область, г. Ясный, МОУ СОШ №3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теоретическое обоснование по проблеме использования формирования беглости, как один из компонентов навыка чтения.
     1.1. Беглость, как качество навыка чтения.
     Литературное  чтение является одним из мощных средств  приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Для того, чтобы книга для детей  стала другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить с помощью книг приобретать знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
     В начальной школе навык чтения необходим для того, чтобы дети могли грамотно выражать свои мысли, писать, общаться с окружающими.
     Прежде, чем рассматривать сущность одного из качеств навыка чтения, определим, что же такое навык чтения. По мнению профессора Н. А. Рыбникова, навык чтения представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя непрерывную цепь психофизиологических действий и операций: «восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержанием; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. п.» И далее Н. А. Рыбников подчеркивает, что «весь этот сложный процесс осуществляется с точки зрения определенно поставленной цели, в соответствии с которой из этого сложного комплекса выдвигаются на первый план те или другие моменты. Там, где этот процесс оказывается адекватным поставленной цели, мы имеем и правильный конечный результат, т. е. правильное прочтение».
     Помня о сущности навыка чтения, учителю  следует ясно представлять себе систему  психологических характеристик  разного рода действий, которые составляют основу беглого восприятия чужого текста. Рассмотрим их.
     Как показывают исследования Т. Г. Егорова, движение глаз во время чтения идет скачками: глаз быстро перемещается от одной точки текста в другую. Скорость движения глаза настолько велика (от 0,01 до 0,03 секунды), что возможность чтения в этот момент совершенно исключена. Следовательно, процесс чтения осуществляется в момент остановок (фиксаций) глаза, продолжительность которых в 12-20 раз превосходит время движения глаз по строке. Число точек фиксаций глаз, как правило, не соответствует количеству слов текста, а сами эти точки могут приходиться на любую часть слова и даже на промежутки между словами. Количество фиксаций у начинающих обучаться чтению примерно в 3 раза больше, чем у опытных чтецов, а продолжительность – в два с половиной раза больше. Следовательно, скорость чтения увеличивается при уменьшении количества фиксаций и их продолжительности. Это первый методический вывод.
     При движении глаз отмечаются не только поступательные (слева направо), но и обратные движения, которые Т. Г. Егоров называет регрессиями. «Регрессии являются не чем иным, как поправкой, вносимой читающим в не совсем почему-либо удачные для восприятия текста передвижения его глаза». Регрессии не носят регулярного характера, их количество зависит от степени трудности читаемого текста, от важности прочитываемого текста и т. д. У ребенка, обучающегося чтению, количество регрессий примерно в 10 раз больше, чем у опытного чтеца. Сделаем второй методический вывод: скорость чтения увеличивается при сокращении количества регрессий.
     Как отмечает Т. Г. Егоров, «единицей восприятия текста является не буква и даже не слог, а целое слово», «скорость  восприятия слов у человека, владеющего навыком чтения, близка скорости восприятия отдельной буквы». Обучающийся чтению ребенок должен узнать все составляющие читаемое слово буквы, прежде чем прочитать это слово. Опытный чтец схватывает лишь общую конфигурацию только доминирующих букв, т. е. определяющих слово как целостный зрительный образ, при этом учитывается пространственное расположение букв в слове, длина читаемого слова. Сделаем третий методический вывод: скорость чтения увеличивается, если читающий будет ориентироваться не на отдельные буквы слова, а схватывать за одно  движение глаза слог, а затем и слово, если его образ уже знаком ребенку.
     Л. М. Шварц на основании специального исследования отмечает, что владеющий  навыком чтения, воспринимая текст, опирается больше на верхнюю часть  строки, чем на нижнюю. На основании  этого сделаем четвертый методический вывод: скорость чтения повысится, если с самого начала обучения чтению учить ребенка ориентироваться на верхнюю часть слова, строки.
     Процессы  чтения вслух и про себя являются качественно своеобразными, разница  между ними не может быть сведена к тому, что в одном случае имеют место моторные процессы, а в другом они отсутствуют. При чтении вслух, по данным Т. Г. Егорова, количество фиксаций на строку увеличивается на 6-33%, а количество слов на одну фиксацию сокращается на 14-30% по сравнению с чтением про себя. Следовательно, беглость чтения у ребенка будет увеличиваться, если одновременно с обучением чтению вслух его обучают чтению про себя. Это пятый методический вывод.
     Сделанные нами методические выводы будут положены в основу отбора приемов совершенствования беглости как качества навыка чтения.
     Существуют  определенные требования к беглости чтения. Нормальной, оптимальной беглостью  чтения считают такую, которая обеспечивает осознанность восприятия текста. К. Д. Ушинский отмечал, что полезно лишь такое беглое чтение, которое не расходится с пониманием. При определении оптимальной беглости чтения вслух следует ориентироваться на темп обычной речи ребенка. Следует помнить, что скорость чтения ребенка во многом зависит от его биологических (качество зрения, слуха) и психических (характер темперамента, быстрота реакций и т. д.) особенностей.
     Впервые требования к беглости чтения были определены для школы 1 ступени профессором  П. А. Афанасьевым в 1932 году. В современных  «Программах для начальной школы» указаны требования к типу чтения (беглости), установленные эмпирическим, опытным путем. Приведем их.
Программные требования к беглости чтения:
     Класс      Трехлетняя  начальная школа      Четырехлетняя начальная школа
     Чтение  вслух      Чтение  про себя      Чтение  вслух      Чтение про себя
     1      2
     3
     4
     30-40 слов      60-70 слов
     80-90 слов
      -
     Требования 
     не  определены
      -
     20-30 слов      30-50 слов
     60-75 слов
     80-100слов
      -       -
     70-90 слов
     100-140 слов
     Необходимо  отметить, что беглость чтения можно  развивать, интенсифицировать с  помощью специальных упражнений. Увеличение скорости чтения возможно на 50-100%, у отдельных людей – и более. Каждому учителю известно, что замедленный темп чтения – враг понимания текста. Экспериментально установлено, что если темп чтения у ребенка составляет менее 30-32 слов в минуту вслух и 45 слов в минуту про себя, он не может освоить содержание текста самостоятельно, без посторонней помощи (учителя, родителей). При переходе со строки на строку он теряет нужную строку, перечитывает одну и ту же несколько раз или пропускает ее, дочитывая предложения до конца, забывая его начало. Единственный выход для такого ребенка – заучивание текста, предложенного для чтения дома, наизусть.
     Этот  факт отметил В. А. Сухомлинский, который  писал, что чем больше медленно читающие дети читают, тем больше они тупеют. Такие дети обречены на зубрежку, ненависть к учебному труду.
     Важно заметить, что среди быстро читающих около 55% учащихся успевает на «4» и  «5», а среди медленно читающих таких  детей только 4%. Самый большой  прирост в скорости чтения приходится на время обучения в начальной школе. Если от 1 к 3 классу скорость чтения возрастает на 300% (от 30 до 90 слов в минуту), то от 4 до 7 класса возрастает примерно на 30 % (на 30 слов в минуту).
     Различия  в темпе чтения учащихся одного класса нарушают темп письма и разрушают скорость работы класса на всех уроках, где детям приходится читать и писать. Если к концу первого года обучения разрыв в скорости чтения у быстро и медленно читающих составляет примерно 50-60 слов в минуту, в 6 классе такой разрыв может составлять 140-160 слов. При такой ситуации медленно читающий должен затратить на подготовку к урокам 8-10 часов в день!
     Различия  в скорости чтения у учащихся приводят к различиям в скорости письма, так как низкий темп чтения нарушает темп письма. Так, во 2 классе он увеличивается до 16 знаков, в 3 классе – до 24 знаков, в 6 классе до 48 знаков.
     Основываясь на выше изложенном, мы можем отметить, что, опираясь на требования Программы, следует помнить о необходимости  как можно скорее вывести ребенка на скорость чтения в 30-32 слова в минуту вслух и 45 – про себя, а затем с помощью специальных упражнений развивать беглость чтения, учитывая факторы, тормозящие ее.
     Факторы, тормозящие развитие беглости чтения, можно условно разделить на три  группы: связанные, во-первых, с недостаточным уровнем готовности детей к обучению чтению, во-вторых, с преобладающим обучением одному из видов чтения, и, в-третьих, обусловленные особенности текста для чтения. К первой группе мы относим неразвитость артикуляционного аппарата, неритмичность дыхания учащихся, ко второй – преимущественную обработку чтения вслух без одновременного обучения чтению про себя, к третьей – наличие «трудных» слов. Рассмотрим эти трудности и способы их преодоления.
     1. Неразвитость артикуляционного аппарата. Сразу оговоримся, что не имеем в виду исправление органических дефектов детской речи и не исключаем направления ребенка, речь которого характеризуется такими дефектами, к специалисту-логопеду. Речь идет о тех случаях, когда ребенок, отчетливо произнося все звуки русской речи, затрудняется при произнесении слов со стечением согласных. В такой ситуации требуются упражнения в четком – «без каши во рту» - произнесении любых звуковых сочетаний, встречающихся в родном языке. Подобные упражнения – такая же гимнастика для органов речи, как упражнения в рисовании простейших фигур и линий для развития мышц кисти руки при обучении письму.
     С целью тренировки артикуляционного аппарата следует включать в урок скороговорки разных типов (со стечением  различных согласных, на дифференцирование согласных, которые ребенок может смешивать или произносить нечетко) для обработки силы голоса (шепотом, умеренно-спокойно, громко) и темпа говорения (медленно, средним темпом, как можно скорее, с предельной быстротой). Каждая из скороговорок проговаривается не менее трёх раз вслух хором с убыстрением темпа, затем индивидуально проговаривается. Можно одновременно с убыстрением темпа усиливать или уменьшать силу голоса, используя такую таблицу:
             Темп      Сила  голоса
             Медленно      Тихо
             Нормально      Средне
             Быстро      громко
     Указкой учитель регулирует темп чтения и  силу голоса. Приведем примеры скороговорок, которые могут быть использованы для «артикуляционной зарядки»: ПРИЛОЖЕНИЕ
      - Водовоз вез воду  из водопровода.
      - На горе гогочут  гуси, под горой огонь горит.
      - Мама мыла Милу  мылом.
      - Осип охрип, Архип  осип.
      - Чешую у щучки,  щетинка у чушки.
      - Щеткой чищу я  щенка, щекочу  ему бока.
      - Шли сорок мышей,  несли сорок грошей. Две мыши поплоше  несли по два  гроша.
     С целью совершенствования работы артикуляционного аппарата следует вводить в урок полутораминутные разминки – чистоговорки, например:ПРИЛОЖЕНИЕ
       – Ра-ра-ра-ра-ра, начинается игра.
      - Ре-ре-ре-ре-ре, дуб  стоит на горе.
     Упражнения  в дикции следует проводить на каждом уроке, связанном с языком и речью (особенно в период обучения грамоте), где они успешно используются в качестве речевой разминки, речевой паузы для более органичного перехода от одного вида деятельности к другому и заключении урока – чтобы снять усталость.
     2. Неритмичность дыхания. Неумение экономно расходовать воздух при чтении часто приводит к тому, что ребенок, читая, делает паузу для вдоха в середине слова, предложения. Использование долгоговорок позволит приучить ребенка экономно расходовать дыхание при чтении. Приведем пример такой долгоговорки:ПРИЛОЖЕНИЕ
     (Вдох) Как на горке, на пригорке
     Встали  тридцать три Егорки:
     (Вдох) Раз Егорка,
     Два Егорка,
     Три Егорка…
     (и  так до тридцати трёх Егорок)
     Вся долгоговорка проговаривается на два  вдоха, вторая часть – на один вдох при условии такого экономного выдоха, чтобы его хватило на проговаривание долгоговорки. К концу 1 класса учащиеся должны на одном дыхании «насчитывать» 15 Егорок, во 2 классе – 24 Егорки, в 3 классе – 33 Егорки.
     Отработке правильного, ритмичного дыхания при  чтении способствует заучивание наизусть и выразительное воспроизведение текстов стихотворных произведений. Для этого используются скороговорки.
     1. Для того чтобы научиться говорить  быстро и чётко, люди придумали  много скороговорок. Читай их  так: первый раз – медленно (но не по слогам), чётко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее.
     ПРИЛОЖЕНИЕ: СКОРОГОВОРКИ.
    Три сороки тараторки
     Тараторили  на горке.
    Дед Данила
     Делил дыню – 
     Дольку  Диме,
     Дольку  Дине.
    Спать на сене
     Будет Сеня.
    Стоит воз овса,
     Возле воза – овца.
    На дворе трава,
     На  траве дрова:
     Раз дрова, два дрова, три дрова.
    Всех скороговорок не переговоришь
     И не перевыговоришь. 

     2. Следующая скороговорка учит  управлять своим дыханием. Выучи  её.
     Как на горке, на пригорке
     Стоят тридцать три Егорки:
     Раз Егорка,
     Два Егорка,
     Три Егорка…
     (и  так до тридцати трёх Егорок)
     Вздохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха. Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.
     3. Вот ещё несколько авторских скороговорок. Читай их трижды, всё больше ускоряя.
     Е. Благинина.
     У Вари
     На  бульваре
     Варежки пропали.
     Воротилась  Варя
     Вечером с бульвара,
     И нашла в кармане
     Варежки Варвара.
             М. Бородицкая.
     Были  галчата в гостях у волчат.
     Были  волчата в гостях у галчат.
     Нынче волчата галдят, как волчата,
     И, как волчата, галчата молчат. 

     
    Какие звуки  часто повторяются в этих скороговорках?
    Какие ещё скороговорки ты знаешь? Устройте конкурс скороговорок.
     Семь  золотых правил быстрого чтения.
     Первое  — читать без регрессий.
     Второе  — читать по интегральному алгоритму  чтения.
     Третье  — всегда выделять доминанту —  основное смысловое значение текста.
     Четвертое — читать без артикуляции.
     Пятое — читать вертикальным движением  глаз.
     Шестое  — постоянно развивать свое внимание и память.
     Седьмое — выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50—100 страниц любой книги.
     Таким образом, беглость является одним из важных компонентов  для формирования навыка чтения, которая вместе с другими компонентами способствует формированию полноценного навыка чтения, а значит и развитию интеллекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.
     Начало  младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы, в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырёхлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет.
     В этот период у детей наблюдаются изменения в психическом развитии такие, как: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Остановимся на каждом из них.
     На  протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания преобладает  интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2.1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
     Сложность внимания заключается в том, что  разные свойства внимания поддаются  развитию в неодинаковой степени.
     Внимание  тесно связано с мышлением. Школьникам трудно сосредоточить внимание на неясном неосмысленном материале.
     В 2 классе происходит бурный процесс развития произвольного внимания. Это связанно с общим интеллектуальным развитием, формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно.
     Но  произвольное внимание младшего школьника  ещё неустойчиво. В среднем ребёнок  способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут.
     В 2 классе внимание более устойчиво  при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. Эту особенность важно использовать в педагогической практике, чередуя умственную деятельность с материально-практической (рисование, лепка, физкультура).
     Также обнаружено, что дети чаще отвлекаются при выполнении простой, но монотонной деятельности, чем при решении сложных задач. Таким образом, внимание будет способствовать формированию навыка чтения.
     Способность ребенка успешно включаться в  процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.
     Восприятие  является основной познавательной деятельностью, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры  на полноценное восприятие.
     Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающего мышления «восприятие становится думающим».
     Проблема  управлением восприятия в младшем  школьном возрасте непосредственно  связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе.
     Таким образом, восприятие может способствовать развитию беглости, как одного из компонентов  полноценного навыка чтения.
     Памятью называют следовое психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
     В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память школьника приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
     Младший школьник легче запоминает то, что  ярко, необычно, эмоционально значимо.
     Легче всего ребенку запомнить то, что  включено в его активную деятельность.
     Младшие школьники лучше запоминают наглядный  материал, чем словесный. В словесном  материале они лучше запоминают названия предметов и труднее  абстрактные понятия. Ко 2 классу память становится более продуктивным видом деятельности.
     Таким образом, …
     Мышлением называется процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними.
     В развитии мышления выделяют две стадии:
     Во  втором классе мышление во многом похоже на мышление дошкольника. Преобладает наглядно-образное мышление. Именно по этому в начальной школе так важен принцип наглядности.
     Младший школьник умеет классифицировать, у  него формируется аналитико-синтаксический тип деятельности.
     Развитие  мышления зависит от мыслительных процессов. У младших развит больше анализ, чем синтез. Младшие школьники  начинают осознавать мыслительные процессы, пытаются ими управлять, но не всегда успешно.
     Таким образом,…
     Воображением  называется познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
     Воображение проходит у младших школьников характеризуется тем, что образы им видны деталями. Дети малоподвижны, что говорит о воссоздающем характере воображения. 

     Речь  выделяется от всех психических процессов младшего школьника, так как является главным. На первый план выступает коммуникативная функция речи.
     Особенностью  развития речи является формирование письменной речи, хотя она является во многом беднее и однообразнее устной. Таким образом, речь является неотъемлемым компонентом в формировании навыка чтения.
     В наше время живое устное слово  приобретает исключительное значение, потопу что лекция, доклад, беседа, информация стали повседневным явлением в нашей жизни. Ярко и четко должен говорить и лектор, выступающий перед большой аудиторией, и агитатор, беседующий с группой людей, и рядовой рабочий, рассказывающий об опыте своей работы.
     Особая  ответственность ложится на учителя, выполняющего задачу первостепенной важности – задачу коммунистического воспитания российской молодежи.
     Устная  речь становится всё богаче и разнообразнее  по своим функциям, становится средством  получения разнообразной информации, формой многогранного общения людей во всех сферах их деятельности.
     Таким образом, у детей начальной школы  в мышлении преобладает анализ, в  воображении - фантазия, в восприятии – различие форм и цветовой гаммы  предметов, в памяти – умение запоминать наглядный материал. Все эти мыслительные процессы будут способствовать формированию навыка чтения, а в частности, формированию беглости чтения. 
 
 
 
 

     1.3. Беглость, как один из компонентов полноценного навыка чтения на уроках литературного чтения во втором классе.

     В программе начальной школы сказано о том, что у детей необходимо формировать полноценный навык чтения.

     Учебный материал книг подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в  идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии.

     Уроки чтения являются начальной ступенью литературного образования учащихся, которое обеспечивается чтением высокохудожественных произведений в книгах для чтения, выделением особых литературных разделов в каждой учебной книге, включением развернутого методического аппарата к каждому художественному произведению, помогающего полноценному их восприятию, и дополнительной работой с детской книгой в системе внеклассного чтения. На материале доступных детям рассказов, стихотворений, сказок они учатся понимать содержание и главную мысль произведения, поступки и мотивы поведения героев, учатся давать элементарную оценку прочитанному, видеть авторское отношение к событиям и героям прочитанных произведений. В элементарной форме учащиеся получают представления о языке художественных произведений, его изобразительных средствах. У них развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, любовь к русскому языку, художественной литературе, интерес к чтению.

     На  уроках чтения обогащается и активизируется речь учащихся, развивается умение выражать мысли в устной и письменной форме, расширяется читательский кругозор, формируется база для самостоятельного чтения книг как источника недостающей информации и приобретения нравственно-социального опыта.

     В учебнике для 2 класса литературные произведения систематизированы, что позволяет сформировать все стороны навыка чтения и первоначальные умения работы с художественным текстом. В первой части книги («Учимся читать») помещены произведения, которые способствуют развитию сознательности, правильности, беглости и выразительности чтения (разделы «Читаем – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно»).

     Во  второй части книги («Учимся работать с текстом») заложены элементарные основы литературного анализа художественного текста (разделы «Автор и его герои», «Слова, слова, слова…», «План и пересказ»).

     В третьей части книги («В мире книг») кроме текстов в качестве учебного материала дается определенный набор  внетекстовых средств: обложка, титульный  лист, предисловие, содержание (оглавление), иллюстрации.

     Во 2 классе круг чтения составляют произведения фольклора, русская и зарубежная классика, современная, отечественная  и зарубежная литература.

     В этот период необходимо выработать у  детей осознанное, правильное чтение целыми словами.

     Скорость  чтения к концу 2 класса – 50-80 слов в  минуту. Формирование способа чтение «по догадке».

     Важнейшей задачей уроков чтения является формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения и развитой речи; овладение детьми умениями понимать содержание прочитанного и работать с текстом; расширение и углубление знаний детей об окружающем мире; активное приобщение учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний.

     В содержании программы  уроков чтения на каждом году обучения выделяются четыре основных раздела:

     1). Тематика чтения.

     2). Навыки чтения.

     3). Работа над текстом.

     4). Внеклассное чтение.

     Материал  от класса к классу позволяет совершенствовать умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся на основе нового, более  сложного материала.

     Совершенствуются  навыки сознательного, правильного  и беглого чтения, большое внимание уделяется выразительному чтению: логическому ударению (без употребления термина), паузам, тону и темпу чтения, передаче с помощью интонации отношения к событиям и героям читаемых произведений. Усложняются требования к работе с текстом. Учащиеся овладевают умением различать второстепенное и главное, выделять главную мысль произведения, подробно излагать прочитанное, с помощью учителя кратко передавать содержание произведения.

     В центре внимания на уроках чтения находится  изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства. Дети приобщаются к чтению произведений классиков русской, советской литературы и устного народного творчества…. Чтение художественных произведений, вызывающих эмоциональный отклик в душе ребенка, способствует развитию интереса детей к чтению, активно обогащает речь учащихся образцами литературного языка, развивает эстетический вкус ребенка, способствует его нравственному воспитанию. Некоторые произведения мы перечитываем несколько раз, и каждый раз мы находим в нем какие-то новые интересные факты. Литературные произведения дают высоконравственные образцы поведения человека и помогают детям лучше понять себя, определить правильное отношение к товарищам, осознать свои обязанности в коллективе, найти полезное применение своим силам.

     Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение вслух текстов. Соблюдение в устной речи и при чтении , отделяющих одно предоложение от другого.

     Программа II класса по чтению и развитию речи предусматривает:

     Навыки  чтения.

     В 1 полугодии дети читают правильно, сознательно и выразительно целыми словами (слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам). Выделяют при чтении важных по смыслу слов, соблюдают паузы между предложениями и частями текста. Темп чтения незнакомого текста – 45-55 слов в минуту. Значит, техника чтения в первом полугодии во втором классе составляет 45-55 слов в минуту.

     Во  2 полугодии школьники читают правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно целыми словами. Темп чтения незнакомого текста – 60-70 слов в минуту. Соблюдение при чтении логических ударений и пауз, тона и темпа чтения, соответствующих смыслу читаемого текста. Значит, темп чтения во 2 полугодии по сравнению с 1 полугодием увеличился на 25 слов. Если в 1 полугодии техника чтения составляла 45-55 слов в минуту, то во 2 полугодии техника чтения составляет 60-70 слов в минуту.

     Работа  над текстом.

     Установление  последовательности действий в рассказе и осмысление взаимосвязи описываемых  в нем событий. Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части, выделение главного в содержании части и всего рассказа в целом. Составление плана прочитанного и краткая передача его содержания с помощью учителя.

     Осмысление  поведения героев и оценка их поступков. Самостоятельное нахождение слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий, выражение своего отношения к прочитанному. Различие оттенков значения слов в контексте, выработка внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.

     В настоящее время, когда учитель  имеет право выбора методики преподавания, то администрация выбирает направления  развития школы, вводит новые предметы, в трудной ситуации оказывается  ученик. Увлекаясь новшествами, администрация, на наш взгляд, недостаточно уделяет внимание решению проблемы формирования общеучебных умений и навыков (техника  письма, чтения, умение работать с текстом, со справочной литературой и другие).

     Порой возникают парадоксальные ситуации, когда в начальной школе, изучая риторику, учащиеся знакомятся с составлением нескольких видов плана, а в 5 классе эти знания остаются не востребованы, так как учитель среднего звена не интересуется, какими общеучебными умениями и навыками владеют выпускники начальной школы.

     Среди всех общеучебных умений и навыков  самое важное место для дальнейшего  обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной  школе. Известный ученый и педагог  В.Н. Зайцев в своих исследованиях  пришёл к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе. Важным направлением в работе администратора, курирующего пятые классы, является организация эффективного контроля за достижениями норматива техники чтения учащимися, которые соответствуют рекомендованным стандартам в среднем звене школы.

     На  уроке чтения можно  использовать различные  приемы работы.

     Фрагмент  урока чтения.

     «Живая  шляпа».

     1.4. Рекомендации «Как овладеть техникой “быстрого чтения”?»

     Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале ХХI века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.

     Конечно, современная техника помогает ориентироваться  в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком.
     Наблюдения  ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту.
     Но  истории так же известны факты  феноменально быстрого и рационального  чтения, достигающего 1000 и более  слов в минуту. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький и Марк Твен и мн. другие.
     Но  способность рационально читать - удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек  средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.
     За  счет чего происходит увеличение скорости чтения? Останется ли понимание и запоминание читаемого материала?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.