Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Элементы финансовой системы Российской Федерации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План 

Введение
Эволюция финансовой системы
Элементы и звенья финансовой системы РФ
Перспективы развития структуры финансовой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
 

Введение

 
     Экономика любого государства основана на объективных  экономических законах. Современные страны осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.
     Вопрос  о сущности финансовой деятельности и финансовой системы государства  и муниципальных образований  имеет большое теоретическое  значение.
     Финансовая  система - термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий: а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев; б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы. 1
     По  своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:
     общественные  финансы;
     финансы хозяйствующих субъектов.
     Целью курсовой работы является определение  принципиальных составляющих финансовой системы Российской Федерации. Характеристика основных звеньев данной структуры.
     Вопросы (задачи), рассматриваемые в курсовой работе:
     Эволюция  финансовой системы. Дискуссионные аспекты определения структуры финансовой системы России, рассмотренные разными экономистами и авторами финансовых статей и учебников в различных временных отрезках прошлого и настоящего.
     Элементы  и звенья финансовой системы РФ. Определение составных элементов финансовой системы. Особенности, характерные каждому звену структуры.
     Перспективы развития структуры финансовой системы  РФ. Рассмотрение основных проблем, препятствующих развитию. Методы и факторы, координирующие развитие финансовой системы.
     Анализ  закономерностей развития финансов в разных условиях общественного  воспроизводства свидетельствует  о наличии общих признаков  в сущности финансовых отношений, что  обусловлено сохранением объективных  причин и условий функционирования финансов.
 

Эволюция  финансовой системы

 
     В современное время термин "финансы" в обществе используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые ресурсы, финансовые рынки, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.
     Но  до сих пор в мировой экономической  науке нет общепринятого мнения о происхождении этого слова. Одни считают, что термин произошёл от латинского слова "financia", в переводе означает "денежный платёж". Похоже слово "финансы" и на английское "fine" - денежная пеня, пошлина за привилегию. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это строго определённая экономическая категория с чёткой выраженной сущностью и функциями; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличными или безналичным путём.
     Таким образом, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. 2
     Подходы к определению финансовой системы  также разнообразны. Так, например, представители англо-американской финансовой школы Т. Коуплэнд, Р. Брэйли, С. Росс, Ю. Бригхем и другие трактуют финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих финансовые услуги фирмам, гражданам, а также правительствам.
     Мнение  других, а также российских учёных состоит в том, что сущность финансовой системы страны раскрывается через  её подсистемы и составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.
     В экономической практике современной  России можно встретить два наиболее часто встречающихся варианта определения финансовой системы.
     Первый  вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан и государства.
     Второй  вариант определения (научная школа Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванов и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
     "Финансовая система" - в российской экономике понятие развивающиеся. Подходы к определению состава подсистем также различны между собой. В большинстве своём, несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (Приложение 1) 3.
     Ещё в учебниках советских времён в структуре финансовой системы  выделялись обычно две подсистемы:
     финансы предприятий и отраслей народного  хозяйства;
     общегосударственные финансы.
     Иногда  к ним добавляли как отдельную  подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Реформы, проводимые в российской финансовой сфере, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.
     Так, авторы В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, А.М. Ковалёва считают, что финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. И представляют систему в следующей структуре (Рис.1.1). 

     
     Рис.1.1 Финансовая система РФ по В.К. Сенчагову, А.И. Архипову, А.М. Ковалёвой 

     По  их мнению, эти две подсистемы различаются  методами формирования и использования  фондов денежных средств. Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Финансы предприятий - эти децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.
     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждой отдельной  подсистеме, финансовая система является единой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
     Дадим краткую характеристику каждому  из звеньев системы.
     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  частей: расходной и доходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.
     Внебюджетные  фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Данные фонды формируются посредством обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.
     Государственный кредит - представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заёмщика средств, а также кредитора и гаранта.
     Финансовый  рынок - рынок, где обращается капитал. Авторы считаю, что его можно отнести в систему, т.к. фондовый рынок - это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.
     Фондовый  рынок в России начал ускоренно  развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Немалое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию рыночного менталитета.
     Централизованная  часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и ВВП. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.
     Бюджет  нуждается в привлечении средств  для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продаёт государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа.
     Фонд  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
     Второй  подсистемой финансовой системы  России являются финансы предприятий.
     Финансы предприятий различных форм собственности  - основа единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
     Автор Галицкая С.В. считает, что понятие финансовой системы неоднозначно, и различает функциональную и институциональную финансовые системы. Функциональная - совокупность финансовых отношений, институциональная - множество финансовых учреждений.
     Финансовые  отношения являются по своей природе  распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации финансовых отношений является роль субъекта в общественном производстве. Графическое изображение функциональной структуры выглядит следующим образом (Рис.1.2). 

     
     Рис.1.2 Структура финансовой системы по Галицкой С.В. 

     Выделенные  группы и подгруппы связаны между  собой посредством перемещения  финансовых ресурсов из одних фондов другие.
     Институциональная финансовая система предполагает совокупность институтов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих определённые функции в сфере финансов, в  том числе:
     президент;
     органы  законодательной власти;
     органы  исполнительной власти, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;
     органы  финансово контроля.
     А мнение Ю.Г. Швецова, И.М. Камнева состоит в том, что в состав финансовой системы, кроме перечисленных выше элементов, должны войти, во-первых, финансы домашних хозяйств и финансы некоммерческих организаций, во-вторых, банки, которые связаны с системой государственного кредита через Центральный банк России. Кроме этого, коммерческие банки являются и основной институциональной единицей финансового рынка.
     Нешитой А.С. считает, что в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, сложившейся в результате рыночных преобразований 90-х гг., можно выделить следующие крупные сферы:
     государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;
     финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
     страхование;
     кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
     Каждая  из предложенных сфер имеет организационную  структуру и складывается из нескольких звеньев (Рис.1.3). 

     
     Рис.1.3 Финансовая система Российской Федерации по Нешитому А.С. 

     Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
     Иное  представление о структуре финансовой системы имеется у авторов  Галяпиной Л.В., Трусковой Т.М.
     В финансовой системе выделяют следующие  сферы:
     государственные и территориальные финансы;
     финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций);
     финансы домашних хозяйств.
     В соответствии с перечисленными сферами  финансовой системы выделяются в  соответствующие звенья. К государственным и территориальным финансам относятся:
     государственная бюджетная система;
     система внебюджетных фондов;
     система государственного кредита.
     Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя структуру финансовых взаимоотношений  коммерческих и некоммерческих предприятий  и организаций различных форм собственности, а также систему  страхования. В свою очередь финансы домашних хозяйств состоят из оборота финансовых ресурсов населения.
     Подобное  определение схоже с определением советской России, но финансовой звено  домашних хозяйств выделено в структуре  отдельно от финансов хозяйствующих  субъектов. Скорее это связано с тем, что на сегодняшний день сфере домашних хозяйств стали уделять большее внимание.
     Обобщая рассмотренные подходы к трактовке  финансовой системы, следует исходить из того, что она в странах с  рыночной экономикой представляет собой  сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как  функциональная, так и институциональная  основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы.
     Финансовая  система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирования и использование денежных средств государства, организаций и населения.
     С нашей точки зрения, в целом финансовая система России, наиболее подходящая под реальное положение дел состоит из двух укрупнённых подсистем:
     государственных и муниципальных финансов;
     финансов  хозяйствующих субъектов.
     Эти укрупнённые подсистемы в зависимости  от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частые подсистемы (звенья), представленные ниже (Рис.1.4) 4. 

     
     Рис.1.4 Структура финансовой системы Российской Федерации 

     Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.
 

Элементы  и звенья финансовой системы РФ

 
     Как говорилось выше, финансовая система представляет собой структуру взаимосвязанных подсистем, которая включает в себя государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Которые делятся следующим образом на звенья:
     Государственные и муниципальные финансы:
     а) бюджетная система;
     б) государственный кредит
     Финансы хозяйствующих субъектов:
     а) коммерческие организации;
     б) некоммерческие организации;
     в) финансовые посредники.
     "Финансовая деятельность государства и муниципальных образований представляет собой процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач" - пишет М.В. Карасёва5.
     Государственная бюджетная система Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими составляющими:
     федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ;
     территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);
     бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) - это
     окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты  поселков и сельских
     населенных  пунктов; районные бюджеты в городах.
     Государственный бюджет выполняет следующие функции:
     перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
     регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
     стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
     контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
     Государственный кредит выделяется в самостоятельное  звено государственных финансов, так как ему присущи специфические  формы финансово-кредитных отношений  по привлечению средств в централизованные фонда государства. Государственный кредит - особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами и международными организациями по поводу финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства.
     Необходимость государственного кредита обусловлена  темпами роста государственных  расходов, опережающими возможности  расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. Очевидно, что в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать в систему Центрального Банка РФ.
     Внебюджетные  фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Данные фонды создаются в различных государствах на определённый срок или действуют постоянно. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования различных социально-экономических услуг населения, для стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.
     По  признаку целевой направленности использования  средств внебюджетные фонды можно  объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонда территориального назначения. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.
     В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях усиления контроля над использованием государственными финансовыми ресурсами была произведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались за счёт обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.
     ПФ  Российской Федерации создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением.
     ФСС Российской Федерации создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования  и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования.
     ФОМС  предназначен для аккумулирования  денежных ресурсов на обязательное медицинское  страхование граждан, обеспечение  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования  и выравнивание финансовых ресурсов его проведения.
     Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов  - предприятий и организаций различных форм собственности, созданными в порядке, установленным законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей. Именно в этом звене создаётся основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определённая часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной.
     В сфере хозяйствующих субъектов, несмотря на различия и особенности  предприятий и организаций в  этой сфере финансовой системы, финансовые отношения имеют общую структуру, где следует выделить:
     отношения, связанные с формированием первичных  доходов и целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставный фонд, фонды развития производства, поощрительные и др.);
     отношения, возникающие между предприятиями, если эти отношения носят распределительный  характер, а не обслуживают обмен (инвестирование средств в ценные бумаги, получение дивидендов, штрафы при нарушении договорных обязательств);
     отношения, возникающие со страховыми организациями  в связи с формированием и  использованием страховых фондов;
     отношения, возникающие с банками в связи  с получением ссуд и другим обслуживанием;
     отношения, возникающие с бюджетной системой;
     отношения, возникающие с вышестоящими управленческими  структурами в связи с перераспределением финансовых ресурсов.
     Особенности этих отношений зависят от следующих  факторов: формы собственности, характера деятельности (коммерческие или некоммерческие), отраслевой принадлежности. Эти особенности находят своё отражение в источниках финансирования, порядке образования и использование целевых денежных фондов, в характере взаимоотношений с бюджетом.
     В сфере финансов домохозяйств выделяют три группы отношений:
     между домохозяйствами и бюджетной  системой (бюджет и внебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов и финансирования доходной части бюджетов домохозяйств (социальные трансферты и заработная плата работников бюджетной сферы);
     между домохозяйствами и различными участниками финансового рынка в связи с осуществлением инвестиций в различные виды доходных финансовых инструментов;
     между домохозяйствами и хозяйствующими субъектами по поводу формирования доходов  домохозяйств (оплата по труду и другие выплаты, приравненные к ним)
     Коммерческие  организации - юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
     Некоммерческие  организации - организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Такие предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
     Звенья  первой сферы - государственных и муниципальных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Звенья второй подсистемы включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Перспективы развития структуры  финансовой системы  РФ

 
     Современное состояние экономики представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана  с другими системами и играет важную роль.
     Тенденции развития финансовых систем зарубежных стран заставляют реагировать на изменения и Россию. И вряд ли РФ может реагировать пассивным приспособлением, без существенного изменения макро и микроэкономической политики. А именно это такие тенденции, как:
     во-первых, инфляция активов, приведшая к периодическому формированию пузырей на рынках финансовых инструментов и недвижимости;
     во-вторых, безудержное подорожание базовых  сырьевых ресурсов - теперь уже не только нефти, газа, металлов, но и продовольствия.
     Самое опасное, однако, то, что зарубежные финансовые институты, вложившиеся  в эти активы, сегодня тоже оказались  заложниками существующей политики.
     Автор статьи "Финансовая система: Время пришло" председатель совета директоров МДМ-банка, профессор ГУ-ВШЭ Олег Вьюгин акцентировал внимание на том, что сложившийся в начале 2000-х мировой финансово-экономический механизм разваливается. А также он уточнил обстоятельство, способствующее этому процессу:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.