На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Процесс демократизации семейных отношений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Оглавление 

 

       Введение

 
     Семья была, есть и будет. История пока не дала альтернативы семье. Незыблемость института семьи ни один исследователь не подвергает сомнению. Опросы общественного мнения на Западе, в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества. “Скажите, какова ваша семья и я скажу, какового ваше общество” – утверждает совершенно верно один из ученых. 
 

 

     
    Тенденции развития современной  семьи
 
     Какова  же наша семья сегодня? 

     В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко  упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества, в целом, на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки.
     Новая структура семьи обусловливается  четко проявляющимся процессом  её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых  супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой и положительные  и отрицательные моменты. С одной  стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Умение проникать в душу другого, терпимость, необходимая в общении с детьми, определенная свобода от своих профессиональных занятий дают большую возможность именно бабушкам и дедушкам налаживать положительные контакты со своими внуками и ненавязчиво на них воздействовать. Отсутствие же контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие старики. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные следствия этого процесса.
     В семье наблюдается активный процесс  эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу и жене необходимы понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих. Женская эмансипация в большой степени способствовала тому, что справедливое равенство в семье между супругами становится непременным условием благополучия и счастья семьи. В настоящее время эгалитарные семьи и семьи переходного типа преобладают, особенно в больших городах. При этом, реализация равенства в семье зависит, прежде всего, от уровня эмоционально-нравственной зрелости супругов, от уровня нравственной культуры.
     Демократизация  отношений в семье в первую очередь, изменяет систему ролевых  отношений между мужем и женой. От взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности, функции к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Сложнее и труднее идет процесс демократизации между поколениями. Еще многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используют приказания, категорические требования, запрещения без особых разъяснений, физические наказания. Конечно, это не грубый, жесткий авторитаризм, свойственный патриархальной семье. Это авторитаризм просвещенный, когда родители, имея высшее образование, нередко педагогическое, знают, что так нельзя воспитывать ребенка, но не могут освободиться до конца от авторитарных, подавляющих методов воспитания. Это не физическое наказание. От него просвещенные родители чаще всего отказываются. Но жизнь ребенка строится на детальном расписании всех его дел и даже интересов, жестком контроле. У ребенка отсутствует минимальная свобода, возможность самовыражения.
     Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть страшным. Общественное мнение стало воспринимать развод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В некоторых регионах развод достигает своего пика: на 100 браков, заключенных в течение года приходится 100 разводов. Интересны причины этого процесса. Часто это алкоголизм и грубость супругов, неспособность к адаптации.
     В 90-е годы в связи с резко  изменившимися экономическими условиями  в стране, потрясения затронули, наряду с другими социальными институтами, и семью. В семье наблюдаются существенные перемены. Прежде всего, появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе на основе профессиональной деятельности выделялось три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в новых условиях можно выделить семью миллионера, семью бизнесмена, уличного торговца, семью безработного и т.д. Эти семьи наряду с традиционными семейными проблемами, порождают новые проблемы психологического и социокультурного плана, такие как ребенок и заработок, ребенок и секс, ребенок и духовное его развитие и др. При этом члены таких семей не только не знают, как их решать, но зачастую и не видят их. Например, семья уличных торговцев. Родителей нет дома целыми днями, дети предоставлены самим себе. Дефицит родительского внимания компенсируется деньгами, вещами. Воспитательный потенциал такой семьи невелик. Интересна в воспитательном плане и семья безработного, в которой родители, теряя возможность содержать семью, теряют авторитет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, которое ему необходимо для нормального роста и развития. В семье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.
     На  основании эмпирических данных можно  говорить и о разных формах семьи. В ХХ веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одни родителем. Неполная семья – результат овдовения или развода. При этом, если в первой половине ХХ века неполные, семьи были главным образом результатом овдовения, то со второй половины – развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни – наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей. В результате разлад между супругами дополняется кризисом родительства.
     Материнская семья исходно внебрачна. Внебрачные рождения растут более быстро, чем  брачные. Наибольшее и увеличившееся распространение материнская семья получила среди 15-19 летних подростков и женщин после 35 лет.
     В западно-сибирских селах и в  Томске наиболее часты внебрачные рождения у самых молодых (15-19 лет) женщин: почти каждый третий ребенок, родившийся у матери этого возраста, был внебрачным. Материнская семья более распространена среди всех слоев городского населения, но и в сибирских селах имеет место устойчивое воспроизводство рассматриваемого типа семьи. Хотя многие матери, родившие ребенка вне брака, не возражали бы против юридического оформления своих отношений.
     В последнее время широкое распространение  получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может или уже появился ребенок. Сожительство – это удел молодых. Его пик приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни индивида. В последующем идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отношению к сожительству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.
     Хочется отметить еще одну своеобразную форму  брака – это так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. У.Годвин – английский анархо-социалист утверждал. Что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей. “Брачный сепаратизм”, как известно, это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного разъезда. Кроме того, чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид такого социума сознает себя как индивидуальность. Тем насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция прослеживается и в семье. Необходимо отметить, что интерес к такой модели семьи не угасает. А в связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно женской, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих большие доходы. С ней связывается возможность реального равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.
     С появлением “новых русских” широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М.Босанац дал название “семья – “конкубинат”, означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющий от него внебрачного ребенка или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной. Другими словами, мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка. При этом он выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Зачастую женщины знают о существовании друг друга и не возражают против этого. Такая форма семьи во многом зависит от толерантно-адаптационных возможностей женщин и автономного потенциала мужчин. Семейные отношения в данной семье чреваты непредсказуемыми эмоциональными и психологическими стрессами и поэтому вряд ли она жизнеспособна.
     В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И.Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Муж и жена, безусловно, всегда составляли основу семьи и были супругами. Но это был либо союз экономический, либо репродуктивный, либо воспитательный, но не союз-супружество, Супружество же – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Принципы, лежащие в основе супружества, реализуются в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, рост внутренней ответственности и автономии от социальных общностей) и распространением этих качеств на женщин, что, конечно же, было бы невозможным без их экономической и гражданской эмансипации. Семья – содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отношения между супругами определяются не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристском типе), а свойством. Муж и жена не безоговорочно подчиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.
     В последнее время в семье отношения  между мужем и женой строились  по принципу взаимозаменяемости, где  отсутствовало жесткое закрепление  обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, жена становится хозяйкой дома со всеми вытекающими отсюда обязанностями, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом. Сфера обслуживания, став дорогою, компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье.
     Говоря  о возврате традиционных ролей мужчине  и женщине, необходимо отметить, что  эта традиционализация осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как раньше. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообразные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рамки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.
     Такая традиционализация носит зачастую вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует потребностям как женщин, так и мужчин и даже, в целом, всего общества. Поэтому в процессе общественного развития должны быть найдены новые механизмы, соответствующие правам отдельных членов семьи и поддерживающие эффективное выполнение семьей своих основных функций в изменяющихся социально-экономических условиях.
     Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых  семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Среди семей, имеющих в  своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. Экономическое неблагополучие семьи прежде всего сказывается на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. Это оборачивается утратой равных стартовых позиций для развития детей. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача – выжить в данной ситуации. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, т.е., те которые являются сущностными в семейной жизни, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают её гуманистическую сущность. Прежде всего, это проявляется в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются лишь материальные проблемы (не только в малообеспеченных семьях), когда в общении недостаточно теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, родителей от детей, проявляющимся как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Такое противостояние в подростковом возрасте вызывает лавинообразный рост агрессии, садизма, немотивированной преступности. Многие исследователи считают, что проявления подростковой и юношеской жестокости – это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Следствием этого отчуждения является также и ранний сексуальный опыт. По утверждению психологов, дети, лишенные родительской любви, испытавшие её недостаток, компенсируют это ранними половыми связями. Самым же сильным выражением нравственно-эмоционального отторжения являются, на наш взгляд, участившиеся случаи убийства (рационального, сознательного или в момент раздражения, гнева) детьми своих родителей.
     В семье дети не только рождаются, но и воспитываются. Главная задача семьи – формирование гуманистических, нравственных начал в ребенке. Семьи  в силу своих особенностей имеет  эту возможность. Именно семья имеет  такую атмосферу (речь идет о благополучной семье), в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать, сопереживать другому, способность “со-радоваться, со-веселиться и со-печалиться” с другим человеком, “со-присутствовать” ему. Этому способствуют три вида любви в семье: любовь супружеская, любовь родительская и любовь детская. Переплетаясь между собой, эти три вида любви и создают особую, благоприятную для ребенка, атмосферу. Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отношениями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформируют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на её воспитательный потенциал.
     В семье формируется способность любить другого человека, способность к эмоциональному контакту с другим. Главную роль в этом процессе играет мать. Отношение “мать – дитя” является первичной детерминантой человеческой нравственности, человеколюбия. В отношениях с матерью закладывается в ребенке первичный нравственный опыт, первичные нравственные представления и отношения. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ребенка. Дефицит материнской любви, а тем более её отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление.
     Что же представляет из себя современная  мама? Какой характер носит отношение  “мать – дитя”? Нужно отметить, что некоторые современные мамы признают, что не испытывают горячей  любви к своим детям, что их отношение к ним базируется лишь на ощущении необходимости как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми либо из-за незнания, либо из-за отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют детей на заработки, оставляют в роддоме, а иногда и убивают. Растет детская беспризорность, число отказных детей, обуславливая сиротство при живых родителях. Материнская любовь по своей сути жертвенна. Мать маленького ребенка, любящая его, жертвует ради него своим отдыхом, своими интересами и желаниями. Такой жертвенности, в самом лучшем смысле этого слова, не достает современным мамам. Для обозначения этого феномена появился специальный термин “уклоняющееся материнство”, т.е. материнство не полноценное, частичное. На основании будущего социологического исследования, выяснившего основные принципы отношений современной матери со своим ребенком, возможно предсказать некоторые особенности нравственного поведения будущей молодежи.
     Последствия перечисленных особенностей функционирования современной семьи далеко не однозначны. Возможны как позитивные, так и  негативные следствия. Чтобы блокировать  отрицательные моменты в развитии семьи, чтобы помочь семье, необходима тщательно выверенная и логически выстроенная система семейной политики. Чтобы создать эту систему прежде всего необходим теоретический анализ жизнедеятельности семьи на современном этапе. Эффективность рекомендаций непосредственно сопряжена с наличием концептуальных построений. При этом концепция семейной политики каждого региона должна опираться на теоретические исследования семейной жизни данного региона. Так, нами проведен теоретический анализ семьи Томской области до 90-х годов, отмечены основные особенности семьи Томской области. Это малодетность (преобладает трехчленная семья), низкий материальный уровень (в Томске преобладают семьи бюджетников), больший, чем в других регионах процент бездетных семей, большое количество внебрачных рождений, особенно у молодых женщин (от 16 до 19 лет), высокий уровень разводов (впервые в г.Кедровом и Стрежевом показатель разводов в 1994г. достиг пика: 1 развод на 1 брак) и т.д. Нами написана книга: А.П.Ощепкова, М.З.Этштейн “Томская семья: особенности её развития и формирования нравственной культуры личности” Томск, 1995г.). В этой книге изложены результаты исследований семьи, в основном, до начала 30-х годов. 90-е годы многое в семье изменили, что обуславливает простор для последующих теоретических исследований жизнедеятельности современной семьи. 

     2. Общество и частная жизнь в России в зеркале семейных
     отношений 

     В XV-XVII вв. в России сложился специфический  патриархально-авторитарный семейный строй. Преобладающей формой семейной организации являлась сложная семья, в которой домочадцы были лишены голоса при решении дел, имели крайне ограниченные права на семейное имущество, беспрекословно подчинялись главе дома, женщины были исключены из общественной жизни, до некоторой степени изолированы от мужского общества и образовывали как бы особый мир внутри домохозяйства, сельских и городских корпораций. Женщины были даже изолированы в пространстве, занимая особую часть дома у высшего класса (терем) и определенную часть одной комнаты, в которой жила вся семья, - в домах крестьян и горожан. Некоторые исследователи связывают это с татарским влиянием, так как в мусульманских обществах женщины занимают приниженное положение относительно мужчин и отделяются от них социально, и именно после утверждения господства монголов на Руси социальный статус женщин понизился, они перестали участвовать в общественной жизни и утратили прежние имущественные права. Однако пока данная точка зрения является гипотезой, требующей проверки.
     В течение XVIII-XX вв. во всех социальных группах  российского общества формы семейной организации и характер отношений в семье изменялись. Среди крестьянства в течение всего императорского периода важное значение имела сложная семья. Малая семья как главная и единственная форма организации жизни пришла в город лишь к концу XIX в. и только среди дворянства и интеллигенции она превалировала. Вплоть до Великих реформ 1860-х гг. в семьях всех сословий преобладали патриархально-авторитарные отношения, так как они строились на доминировании мужчин над женщинами и главы семьи над всеми домочадцами, на иерархизме, строгом разделении ролей по половозрастному признаку, приоритете общих семейных интересов над индивидуальными, включенности семей в соответствующие сословные корпорации, которые вмешивались во семейные отношения. Крепостнический характер социальных отношений и политический абсолютизм в государстве в значительной мере обусловливались господством патриархальной семьи, потому что она воспитывала авторитарные личности, которые являлись (становились) благодатной социальной базой для политического абсолютизма и крепостничества со всеми вытекающими из этого экономическими и социальными последствиями. Не случайно патриархальную семью исследователи называют также семьей монархического типа.
     В пореформенное время наблюдалась  гуманизация семейных отношений: уменьшалось насилие над слабыми в семье, устанавливался контроль со стороны общества и суда за соблюдением интересов женщин и детей. Среди высшего и среднего класса прогресс был бoльшим, среди крестьян и городских низов - меньшим. Дворянство и интеллигенция были пионерами перехода от патриархальных к демократическим семьям и от авторитарных к демократическим отношениям. Однако сильные пережитки крепостничества, стойкая патриархальность семейных отношений, слабое развитие феминистского движения помешали завершению этого процесса даже среди элиты русского общества. Социальная неполноценность не только детей, но и женщин оставалась фактом российской действительности вплоть до 1917 г.
     Старая  патриархальная семья была одним (конечно, не единственным) из важных источников авторитаризма в России на всех уровнях - от семейного до государственного. По мере гуманизации и демократизации отношений в семье происходили изменения отношений в обществе и государстве, и наоборот - по мере демократизации общества и государства происходила демократизация семейных отношений. Зачатки институтов гражданского общества появились в России в конце XVIII в. и были ограничены средой дворянства и интеллигенции - тех социальных групп, которые были, во-первых, лично свободны, во-вторых, не знали большой патриархальной семьи крестьянского типа, и воспитывались в семьях, напоминавших демократическую семью. Эти ростки к 1917 г. превратились в целую систему, опять же в основном ограниченную средой высшего и среднего класса, где были распространены демократические семьи. Именно эти классы формировали основу гражданского общества - многочисленные общественные организации, общественное мнение и парламент. Под давлением и при участии этих же социальных групп российская государственность прошла путь от петровского абсолютизма начала XVIII в. до парламентской монархии в начале XX в.
     После 1917 г., когда носители либерально-демократических  отношений дворянство, буржуазия, интеллигенция  были уничтожены, высланы, дискредитированы и отстранены от власти, а государство стало опираться на рабочих и крестьян, в среде которых преобладали патриархально-авторитарные отношения, в России произошла частичная реставрация старого авторитарного режима. Вплоть до 1960-х гг. дети даже в городе воспитывались в обстановке просвещенного авторитаризма, принуждения, строгой регламентации и опеки. Терапия физическим наказанием ослабевала, но тем не менее еще занимала видное место в арсенале средств воздействия. Она сочеталась с более гуманными методами - с внушением, убеждением, запугиванием, психологической обработкой. В большинстве случаев усилия родителей, как всегда - из лучших побуждений, направлялись, скорее, на приручение детей, на формирование у них способности приспосабливаться, считаться с обстоятельствами, не выделяться, быть лояльными, скромными, как все, нежели на воспитание инициативы, самостоятельности мышлениям, чувства собственного достоинства, оригинальности, на умение совершать нестандартные поступки. Эта линия на выхолащивание из ребенка всего самобытного, неординарного, на введение его поведения в жесткие, унифицированные для всех рамки еще более четко проводилась в яслях, детских садах и школах. Педагоги практиковали строгость, наказание, безусловное подчинение, жесткий контроль. Дети формировались соответствующим образом.
     Общественные  перемены - критика сталинизма, попытки  рыночных реформ, ревизия марксизма, диссидентское движение - начались с конца 1950-х гг. и постепенно темп их нарастал и это совпало со временем существенных изменений в семье. Семейная жизнь в советской стране не была свободна от общественного контроля и все же пользовалась большей свободой сравнительно с другими институтами. Благодаря этому во второй половине XX в. именно городская семья быстро эволюционировала в направлении демократической и стала тем уникальным местом, где признавались такие ценности, как индивидуальность, свобода, собственность, независимости, право выбора. Человек, воспитанный в такой семье, ощущал потребность в индивидуальной автономии, в открытом обсуждении наболевших проблем, в институтах гражданского общества. Он хотел иметь гражданские права, готов был отказаться от советских ценностей ради ценностей буржуазных (хотя слово "буржуазный" ему не нравилось), которые, как казалось, легко и быстро обеспечат достойную жизнь. В значительной степени распространенностью нового типа личности мы обязаны быстрой и бескровной революции, произошедшей в начале 1990-х гг.
     В последние 350 лет семья в России принципиально изменялась, причем в  тех же направлениях, как и на Западе, только с опозданием. Численность семьи сузилась до супругов и одного-двух детей, семейная жизнь стала концентрироваться вокруг супругов и детей, отношения между которыми стали партнерскими, окрашенными заботой, сердечностью, взаимным уважением. Семья перестала быть производственной единицей и хозяйственным союзом; отношения между членами семьи не обусловливаются производственной зависимостью, значит, перестали б
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.