На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление государственными финансами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………4
1. Организация  управления финансами в Российской  Федерации ………………….5
1.1 Объекты, субъекты,  цели и задачи управления финансами…………………….5 
1.2 Основные методы  и формы управления финансами…………………………….10
1.3 Финансовое планирование, прогнозирование
и контроль как  основные этапы управления финансами……………………………14
2. Государственные  органы управления финансами………………………………...20
2.1 Высшие органы  государственной власти управления  финансами……………..20
2.2 Управление бюджетным процессом……………………………………………...21
2.3 Управление государственным долгом, управление налогообложением……....24
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами, в котором
выделяются объекты  и субъекты управления. Объектами  выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех
организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
         Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика государства является средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет
вспомогательную роль, и от того, насколько правильно  организован процесс управления финансами в государстве, зависит успех реализации его бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой и таможенной политики в целом. В этом и обуславливается актуальность темы курсовой работы («Управление государственными финансами в Российской Федерации »).
         Цель исследования – изучение системы управления финансами в Российской Федерации.
         Задачи исследования:
1) Определить  объекты, субъекты, цели, задачи и  методы управления
финансами в  Российской Федерации;
2) Дать характеристику  процессам финансового планирования,
прогнозирования и контроля;
3) Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета на 2007 год,
анализ сбалансированности бюджета, анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики Российской Федерации, определить проблемы управления финансами и пути их
решения.
         Объект исследования – управление финансами Российской Федерации.
         Предмет исследования – финансовые отношения, возникающие в процессе формирования федерального бюджета, как основного объекта управления финансами.
         При написании курсовой работы были использованы различные источники. Особое место среди них занимают нормативно-правовые акты, изучение которых позволяет сделать определённые выводы о современной организации управления финансами в Российской Федерации. Полный
перечень источников приведён в конце работы.
         При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования как изучение теоретической и нормативно-правовой базы; анализ материала; обобщение (синтез); сравнительный и иные методы исследования. 
 
 
 
 

1. Организация управления  финансами в Российской  Федерации
1.1 Объекты, субъекты,  цели и задачи  управления финансами 

         Финансы - обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами
между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.
         Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
         Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая
независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
         В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления.
Объектами выступают  разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
         Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.
         В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
         Финансовая система представляет собой  финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.
         Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
         Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные
отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).
2) Единство финансовой системы – предопределяется единой
экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.             
         Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными
группами и  слоями населения.
         Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и
перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части
национального богатства, связанные с формированием  финансовых ресурсов
государства и  использованием их на затраты по расширению производства,
удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд
обороны и управления.
         В сфере государственных финансов выделяются звенья:
·   государственный бюджет
·   внебюджетные фонды
·   государственный кредит
         Государственный  бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).
Бюджет РФ как  финансовый план государства базируется на показателях прогноза
социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного
продукта и  национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно- финансовой политикой государства.
         Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами
государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции
денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в
бюджет.
         Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются
самостоятельными  финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой
направленности  расходования средств их можно объединить в три группы. Первая
включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие
общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, Фонд
обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает
внебюджетные  фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения. Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.
         Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.
         Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Государственный кредит функционирует в следующих  формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем
эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме
условного государственного долга выступают гарантированные обязательства
федерального  правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной
власти субъектов  РФ либо хозяйствующими субъектами. В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри  звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:
·   федеральные финансы
·   финансы субъектов РФ
·    местные финансы
         Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
         Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их
использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному
обслуживанию  и материальному стимулированию работающих.
         Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
·  финансы коммерческих предприятий и организаций
· финансы некоммерческих организаций
         Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением. Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.
         Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:
-    отношения с другими предприятиями и организациями;
-    внутри предприятия;
-    внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с
вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также
холдинга;
-   с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами,
банками, страхованием, биржами, различными фондами.
         От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
         Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных
отношений между  его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.
         Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств,
поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям
раскладывается  между участниками страхования.
  По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на
пять групп:
·   социальное;
·   личное;
·   имущественное;
·   страхование ответственности;
·    страхование предпринимательских рисков.
         В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода
граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном
страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования
ответственности выступает обязанность страхователей  выполнять договорные
условия по поставкам  продукции, погашению задолженности  кредиторам или
возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами.
         При страховании ответственности возмещение ущерба  производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)
         Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет
сформировать  систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.
         Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
         Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
         Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и
Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи,
утверждает федеральный  бюджет, принимает финансовое законодательство
(Бюджетный и  Налоговые кодексы и др.).
         Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
         Министерство финансов РФ (МФ РФ):
-  осуществляет методическое руководство в сфере финансового
планирования  и финансирования отраслей хозяйства;
-  развивает бюджетный федерализм;
-  разрабатывает проект федерального бюджета;
-  составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
-  составляет консолидированный бюджет;
На Министерство финансов возложены следующие функции:
-  участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ
на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную  перспективы;
-  подготавливает предложения и реализует мероприятия по
совершенствованию бюджетной системы и механизма  межбюджетных отношений
-  участвует в подготовке предложений по основным направлениям
кредитно-денежной политики;
-  проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением
федерального  бюджета и за исполнением целевых  средств бюджета;
Министерство  по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников
фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный
фонд.
         Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
         Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата
независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений. 
 
 
 

1.2 Основные методы и формы управления финансами. 

         Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи  и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами  служат:
-       финансовое планирование;
-       прогнозирование;
-       программирование;
-       финансовое регулирование;
-       оперативное управление;
-       финансовый контроль;
         Финансовое планирование занимает важное место в системе управления
финансами. Именно в ходе планирования любой субъект  хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной.
         Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых
ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение  между
финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами,
остающимися в  руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность –
рациональное  соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
         Финансовое планирование представляет собой составную часть
народнохозяйственного планирования, базируется на показателях  плана
социально-экономического развития, направлено на координацию  деятельности
всех органов  финансовой системы. Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.
Финансовые планы  имеют все звенья финансовой системы, причем форма
финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего
звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на
коммерческих  началах, составляют балансы доходов  и расходов; учреждения,
осуществляющие  некоммерческую деятельность,  –  сметы; общественные
объединения, страховые  компании – финансовые планы; органы государственной
власти –  бюджеты различных уровней. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
         Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового
положения, обоснование  показателей финансовых планов. Финансовое
прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в
прогнозируемом  периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой
политики. Финансовое прогнозирование  предполагает применение различных методов:
-       построение эконометрических моделей,  описывающих динамику показателей
финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на
экономические процессы;
-       корреляционно-регрессионный анализ;
-       метод экспертной оценки.
         Финансовое программирование – метод финансового планирования,
использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко
сформулированные  цели и средства их достижения, предполагает:
-       установление приоритетов расходов  по направлениям;
-       повышение эффективности расходования  средств;
-       прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного
варианта.
         Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет
собой организуемую государством деятельность по использованию  всех аспектов
финансовых отношений  в целях корректировки параметров воспроизводства.
Субъектами финансового  регулирования выступают государственные  структуры, а
объектами –  доходы и расходы участников общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро- так и на микроуровне.
         Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
-       налоги и неналоговые платежи в бюджет;
-       финансовые льготы и санкции;
-       общие и целевые субсидии;
-       доходы и расходы внебюджетных  фондов;
-       доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.
         Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы
регулирования. Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру. К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов
государственных предприятий и организаций.
         Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических
действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников
формирования  финансовых ресурсов и направлений  их эффективного вложения.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемые на
основе оперативного анализа складывающейся ситуации и  преследующих цель
получения максимального  эффекта при минимуме затрат с  помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
         Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой
системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных  органов власти,
дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб
предприятий.
         Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий
управления финансами, а с другой он выступает необходимым  условием
эффективности управления ими. Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово- экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
         Объектом финансового контроля являются денежные отношения,
перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в том  числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях
хозяйства. Финансовый контроль включает:
- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и
перераспределения национального дохода);
- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов
предприятий и  организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие задачи:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и
размерами денежных фондов;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств
перед государственным  бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.
Важную роль в обеспечении качества финансового  контроля играет уровень
организации учета  в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная
документация  – главный объект финансового  контроля. Успешное и эффективное
проведение финансового  контроля зависит от уровня организации  и видов
контроля, форм и методов его проведения. В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
·  общегосударственный  контроль, проводится органами государственной
власти. Главная  цель – обеспечить интересы государства  и общества по
поступлению доходов  и при расходовании государственных  средств;
·  ведомственный  контроль, осуществляется контрольно-ревизионными
управлениями, другими  структурами министерств и ведомств, охватывает
деятельность  подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
·  внутрихозяйственный  контроль проводится экономическими и  финансовыми
службами предприятий  и организаций. Объект контроля –  хозяйственная и
финансовая деятельность;
·  общественный контроль осуществляют неправительственные  организации.
Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
·  независимый  контроль проводится специальными органами: аудиторскими
фирмами и другими  службами.
К методам финансового контроля относятся:
- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной
деятельности  на основе отчетных, балансовых и расходных  документов. В процессе
проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по их устранению.
- Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий,
организаций и  учреждений.
- Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами,
получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую,
банковскую и  др. Он предполагает контроль за соблюдением  нормативов и правил.
- Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской
отчетности с  целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности,
финансового состояния  и обоснования возможностей их эффективного использования.
- Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы
управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые
организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы
предприятий, организаций  и учреждений.
      

1.3 Финансовое планирование, прогнозирование
и контроль как основные этапы управления финансами. 

         Неотъемлемыми этапами управления финансами, как и любого другого процесса управления, являются:
1) финансовое  планирование;
2) финансовое
прогнозирование;
3) финансовый  контроль.
Финансовое планирование - это осуществляемое государством или организацией планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и
использования денежных ресурсов. Главным объектом государственного финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов государства принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов федерации, муниципальному). Наряду с бюджетами формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается в виде доходов и
расходов. Финансовое планирование представляет собой процесс определения объема финансовых ресурсов, которые за данный период могут быть мобилизованы в какой-либо фонд и использованы на соответствующие цели. Необходимость финансового планирования связана с тем, что любая экономическая задача требует своего финансового обеспечения, то есть покрытия затрат за счет финансовых ресурсов, которые аккумулируются хозяйствующим субъектом или государством. Итогом планирования является составление бюджета, баланса или сметы в зависимости от субъекта. На предварительном этапе в качестве продукта планирования выступает финансовая часть бизнес-плана хозяйствующего
субъекта.
         Основными целями финансового планирования являются:
1) определение  возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей;
2) обеспечение  эффективного использования ресурсов  в будущем.
         Основными задачами финансового планирования являются:
1) обеспечение  необходимыми финансовыми ресурсами;
2) определение путей эффективного вложения финансовых ресурсов, оценка степени рационального их использования;
3) выявление  внутренних резервов финансовых ресурсов за счет рационального
использования денежных средств;
4) установление  рациональных финансовых отношений  между субъектами
финансовой системы (банки, бюджет, страховые организации, предприятия и т.д.);
5) соблюдение интересов всех участников финансовых отношений;
6) контроль за  состоянием финансов.
         Существуют следующие основные методы финансового планирования:
1) метод экономического  анализа;
2) нормативный метод;
3) метод балансовых  расчетов;
4) метод многовариантных  расчетов;
5) метод денежных потоков.
         Метод экономического анализа используется для определения основных
закономерностей, тенденций движения натуральных  и стоимостных показателей, внутренних резервов.
         Нормативный метод планирования осуществляется на основе заранее установленных технико-экономических норм и нормативов. При этом рассчитывается потребность в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы могут устанавливаться государством (ставки налогов и сборов, нормы
амортизационных отчислений и т.д.) либо самим юридическим лицом или предпринимателем (в целях планирования порядка ведения бизнеса и обеспечения его эффективности).
         Метод балансовых расчётов основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.
         Сущность метода многовариантных расчётов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчётов, для того чтобы по различным оценочным критериям выбрать из них наиболее оптимальный.
         Особенность метода денежных потоков заключается в его привязке к ожидаемым поступлениям средств на определённую дату и бюджетировании всех издержек и расходов.
         Финансовое планирование делится на:
1) перспективное (стратегическое);
2) текущее (тактическое);
3) оперативное.
         Стратегическое финансовое планирование осуществляется на период от одного года до трёх лет. Используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов их роста, является основной формой реализации целей управления финансами.
         Тактическое финансовое планирование осуществляется на текущий период.
Является составной  частью перспективного плана и конкретизирует его показатели.
         Оперативное планирование необходимо для организации самого процесса поступления денежных средств и их расходования.
Финансовое планирование использует следующие инструменты:
1) финансовые  показатели - директивные параметры качественного или количественного развития;
2) контрольные  цифры – параметры перспективного развития, не имеющие директивного характера (динамика доходов, уровень инфляции и т.д. на ближайшие несколько лет);
3) финансовые  лимиты - предельно допустимое по  верхней и нижней границам директивное значение планируемого показателя.
С процессом  планирования финансов тесно связано финансовое прогнозирование. Общее понятие экономического прогнозирования формулируется следующим образом: прогноз - это научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующих это состояние показателях.
         Информационную базу при прогнозировании составляют результаты научных исследований, содержащие данные количественного и качественного характера о тенденциях и факторах развития финансовой сферы.
Финансовый прогноз  является ориентиром для составления  финансовых планов. При разработке прогноза не ставятся конкретные задачи управления финансами, не определяются во всех деталях характеристики будущего состояния финансовой системы. Прогнозируемые показатели дают лишь приближенную оценку будущего, их точность проверяется временем.
Важным методологическим принципом финансового прогнозирования является множественность сценариев макроэкономических условий прогноза.
Разрабатывается несколько вариантов прогноза, обычно три:
1) высокий (оптимистический);
2) средний (наиболее вероятный);
3) низкий (пессимистический).
При этом основными  факторами, влияющими на траекторию развития в перспективе, являются: масштабы инфляции; уровень безработицы; инвестиционный
климат; уровень  доходов населения и др.
Различают следующие  основные виды финансового прогнозирования:
1) краткосрочное  (в пределах одного года);
2) среднесрочное  (на один — три года);
3) долгосрочное (на срок более трех лет).
Финансовое прогнозирование  является многоуровневым, прогнозы разрабатываются на уровнях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Региональные  прогнозы содержат информацию об ожидаемых  масштабах территориальной дифференциации основных макроэкономических показателей. Эти прогнозы позволяют определить, какие регионы могут оказаться в перспективе «донорами», а какие -дотационными.
         Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Посредством финансовой политики активизируются финансовые рычаги и стимулы, обеспечивается мобилизация денежных поступлений в государственный бюджет и их рациональное использование на общегосударственные нужды. Основным нормативным документом, которым руководствуются при составлении финансовых прогнозов, является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», принятый в 1995 году и сохраняющим своё действие. Формой реализации контрольной функции финансов является финансовый контроль. С одной стороны, финансовый контроль - это строго
регламентированная  деятельность специально созданных  в государстве контролирующих органов  по контролю за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми хозяйствующими субъектами. С другой стороны, финансовый контроль рассматривается как необходимый элемент в
управлении финансами  и денежными потоками, как на макро, так и на микро уровне.
Финансовый контроль может носить как принудительный (нормативный), так и добровольный характер. В первом случае речь идёт о правовых интересах субъектов финансового контроля, а во втором об аналитической стороне финансового контроля. Оба эти понятия взаимосвязаны между собой, но они имеют различие, которое связано с теми целями, ради которых прибегают к финансовому контролю.
         Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Главной задачей финансового контроля является рациональное управление финансами. Без финансового контроля невозможно управлять ни одной отраслью народного хозяйства. Кроме этого, без финансового контроля невозможна успешная реализация финансовой политики государства. Финансовый контроль затрагивает все сферы экономической деятельности государства и его хозяйствующих субъектов. Особенно важна роль финансового контроля в государствах с рыночной экономикой, где помимо государственного сектора экономики активно развит частный экономический сектор. Само по себе понятие «контроль» подразумевает какую-то завершающую стадию процесса, в данном случае, связанного с движением
финансов, но на самом деле сфера применения финансового контроля распространяется и на сам процесс. То есть, без контроля за движением финансов нельзя качественно управлять любым процессом, с которым связаны эти финансы.
Сфера применения финансового контроля и его задачи столь же обширны, сколь
обширна сфера  финансов. Финансовый контроль затрагивает весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от их формирования и заканчивая получением финансовых результатов от применения этих ресурсов.  В своём роде, финансовый контроль представляет собой совокупность действия и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйственной деятельности (как коммерческих, так и не коммерческих организаций) с применением специальных форм и методов.
Перед финансовым контролем стоят следующие основные задачи:
1) Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
2) Обеспечение  своевременности и полноты выполнения  финансовых обязательств
перед государственным  бюджетом;
3) Выявление  внутрипроизводственных резервов  роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
4) Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
5) Обеспечение  соблюдения действующего законодательства  и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно – правовым формам;
6) Содействие  высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том  числе по валютным операциям и др.
         В зависимости от срока проведения финансового контроля выделяют три
основные его  формы:
1) предварительный  финансовый контроль;
2) текущий финансовый  контроль;
3) последующий финансовый контроль.
Предварительный финансовый контроль, - это контроль, который осуществляется на стадии разработки и составления финансовых планов, смет организаций, проектов
бюджетов, текстов договоров, при учреждении предприятия и т.д. Именно поэтому он называется «предварительным». Эта форма финансового контроля является превентивной (предупреждающей) мерой, так как она способствует предотвращению неправильного использования финансовых ресурсов. С помощью предварительного финансового контроля могут быть выявлены слабые стороны различных бизнес проектов, и установлена необходимость привлечения дополнительных или высвобождения лишних финансовых ресурсов.
         Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансов, то есть, когда запланированные проекты начинают внедряться в жизнь. Само название «текущий» говорит о сущности этой формы контроля. При текущем финансовом контроле проверяются, практически, те же стороны деятельности объекта контроля, что и при предварительном, но только сам контроль уже носит не
превентивный, а  корректирующий характер. То есть, текущий  финансовый контроль позволяет выявить  не желательные отклонения от запланированного процесса, и провести корректировку самого процесса. Данная форма контроля подразумевает проверку соблюдения норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, их соответствие плану расходов. Текущий финансовый контроль
осуществляется  повседневно финансовыми службами организации или государственными органами финансового контроля. Одной из целей текущего финансового контроля является исключение нарушений финансовой дисциплины, в частности, по вопросам расчёта (налоговые платежи) с бюджетом.
         Последующий финансовый контроль, - это контроль после завершения процесса. В качестве процесса рассматривается конкретный отчётный период (например, финансовый год). При последующем финансовом контроле проверяется правильность и целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений и так далее. Последующий финансовый контроль осуществляется на основе отчётной финансовой документации, а также другой документации по выполнению планов. В зависимости от органов, которые
осуществляют  финансовый контроль, финансовый контроль бывает:
1) Государственный  финансовый контроль:
а) общегосударственный  финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности, например, налоговый контроль);
б) ведомственный  финансовый контроль (производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов и др. Его объектом являются производственная и
финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений).
2) Внутрихозяйственный  финансовый контроль (осуществляется  экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерия, финансовые отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений)).
3) Общественный  финансовый контроль (выполняют  группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.).
4) Независимый  аудиторский контроль (осуществляют специализированные аудиторские организации или независимые аудиторы).
Существует несколько  методов финансового контроля, из которых выделяются:
1) проверка;
2) обследование;
3) анализ финансового состояния;
4) надзор;
5) наблюдение (мониторинг);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.