Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовая политика государства: понятие, содержание, задачи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Финансовая  политика государства: понятие,
    содержание, задачи 

 По  мнению отечественных авторов: «Выработанные государством стратегия и тактика организации форм финансовых отношений, предназначенных для успешного выполнения собственных функций, представляют собой его финансовую политику, которая является исходной и главной стадией управления финансами» [3, c. 25].
 Финансовая  политика – особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию  финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций [15, с.127].
 По  мнению зарубежных авторов: «Финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов, практических форм организации и метода использования финансов» [16, c. 89].
 Финансовая  политика – совокупность форм и  методов реализации финансовой стратегии  субъекта экономики [19, с.542].
 Таким образом можно сделать вывод  о том, что финансовая политика –  это особая сфера деятельности государства, направленная на распределение и  использование финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.
 Финансовая  политика государства, как правило, многовекторна. Это связано с тем, что государству для выполнения своих функций необходимо вырабатывать финансовую политику не единым блоком, а в виде ее отдельных частастями финансовой политики являются: бюджетная политика, налоговая политика, ценовая политика, денежно-кредитная политика.
 Бюджетная политика есть стратегия и тактика  выработки форм финансовых отношений, при помощи которых мобилизуются доходы в консолидированный фонд государства (бюджет), определяется уровень сосредоточения в бюджете национального дохода страны с целью осуществления расходов на развитие государственного сектора народного хозяйства, социально-культурным мероприятий, а также на государственное управление, оборону и резервы. Бюджетная политика зависит от государственного устройства, его общей экономической политики, развития форм собственности в стране.
 Налоговая политика – стратегия и тактика  государства по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для  прямого изъятия части доходов  у субъектов хозяйствования и  населения в бюджет и одновременного обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования.
 Ценовая политика – стратегия и тактика  государства по вмешательству  в  процесс ценообразования и на этой основе по выработке форм финансовых отношений, связанных с внешне скрытым движением стоимости с целью получения доходов в консолидированный фонд государства (бюджет) от субъектов хозяйствования и населения сверх установленных прямых налогов, сборов и пошлин. Это и есть так называемое косвенное налогообложение.
 Кредитная политика – стратегия и тактика  государства в лице Национального  банка по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для  предоставления ссуд субъектам хозяйствования и населению, а также связанных с установлением уровня оплаты за пользование заемными средствами [4, с.25-26].
 Финансовая  политика государства не только состоит  из различных частей (бюджетная, налоговая, ценовая, кредитная), но и сама является составной частью общей экономической политики.
 Таким образом, финансовая политика не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Это означает, что она находится в диалектическом развитии, т.е. меняется на разных этапах развития общества. Она эффективна только при научной организации.
 Успешная  финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое  устройство государства. Если государство построено на недемократических принципах управления, отрицания всеобщего характера товарных отношений, непризнания многообразия форм собственности, то его финансовая политика будет строиться только в соответствии с придуманными законами. Подобная финансовая политика, несмотря на стремление государства добиться при ее помощи успехов в экономическом и социальном развитии общества, приведет к, в конечном счете, к серьезным негативным последствиям [3, с. 27].
 Важным  фактором определения финансовой политики государства являются исторические условия, в которых оно осуществляет свои функции. С изменением политического и экономического устройства государство изменяется и его экономическая (в том числе финансовая) политика. Например, финансовая политика бывшей БССР и нынешней Республики Беларусь отличается существенным образом. В БССР финансовая политика не носила самостоятельного характера, а относилась к финансовой политике СССР. Финансовая политика СССР, несмотря на благие намерения, была направлена только на поддержание государственной формы собственности, подавление частной формы собственности, принижение личных интересов граждан, не уравнительное распределение доходов и т.д.
 С изменением геополитической обстановки и образованием Республики Беларусь наше государство стало проводить самостоятельную финансовую политику в условиях функционирования различных форм собственности, наличия полных рыночных отношений. Цель такой финансовой политики – обеспечить относительно безболезненный переход к полным рыночным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Социальная направленность финансовой политики Республики Беларусь состоит в том, чтобы при неизбежной существенной дифференциации доходов населения в условиях рыночных отношений снизить их отрицательные последствия путем разработки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, продовольственной, здравоохранительной, образовательной, экспортной, инвестиционной и других программ. Реализация этих и других программ – не единственный акт. Для их существования требуется значительное время. В связи с этим финансовая политика конкретизуется государством на каждом этапе реализации поставленных экономических и социальных задач.
 Содержание  финансовой политики определяется её основными звеньями:
1. выработка научно обоснованных концепций развития финансов. На основании изучения требований экономических законов, анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения формируются финансы, то есть создается концепция развития финансов на определенное время;
2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период: определяют путем достижения поставленных целей, учитывают международные факторы, предполагают возможности роста финансовых ресурсов;
3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
 В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
 Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.
 Финансовая  тактика - направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
 Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
 Сама  по себе финансовая политика не может  быть плохой или хорошей. Она оценивается  в соответствии с тем, насколько  она соответствует интересам  общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
 Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности  жизни.
 Финансовое  положение страны характеризуется  рядом показателей:
    валовой национальный продукт (ВВП) или национальный доход (НД)
    главные источники финансовых ресурсов;
    объем инвестирования;
    темпы обновления основных фондов;
    рост производительности труда;
    жизненный уровень населения;
    дефицит государственного бюджета (должен быть не более 3%).
 Важным  показателем финансовой политики является отношение государственного долга к ВВП. При этом снижение этого параметра, которые должны обеспечивать власти, описывается следующей формулой:
 d = - x  + (r-g) * d,                            (1.1)
 где  d – отношение государственного долга к ВВП;
 x – отношение профицита к ВВП;
 r – процентная ставка;
 g – прирост ВВП [ 13, с. 28].
 Свое  практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
 Финансовые  стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными  интересами субъектов хозяйствования.
 Группы  финансовых стимулов:
1. Финансовые  стимулы, которые позволяют обеспечить  выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).
2. Использование  специальных поощрительных фондов.
3.Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства.
 Проводя активную финансовую политику государство  может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.
 Чтобы бюджетные доходы превратились в  бюджетные стимулы, нужно, чтобы  каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.
4. Специальные  финансовые льготы и санкции.
 Для реализации финансовой политики и успешного  проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
 Финансовый  механизм включает в себя:
    методы распределения национального дохода;
    способы образования государственных фондов;
    виды платежей в бюджет;
    финансовое планирование и прогнозирование;
    финансовый контроль.
 Финансовая  политика является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономических процессов. На ряду с монетарной политикой финансовая обеспечивает эффективное функционирование производственно-экономических и торговых отношений.
 Вместе  с тем акцент властями ставится обычно на монетарную политику, а финансовой политике отводится роль сглаживания  отрицательных колебаний экономических  циклов. При сравнении монетарной и финансовой политики можно отметить, что монетарные (денежные) отношения действительно шире финансовых, так как последние являются лишь частью денежных отношений, направленных на формирование, распределение и перераспределение централизованных и децентрализованных фондов. В этой связи справедливо, что финансовой (бюджетно-налоговой) политике отводится второстепенная роль относительно монетарной политики. При этом эффективным сочетанием этих двух сфер зарубежными авторами считается оптимальный уровень государственных расходов, который находится во взаимосвязи с инфляцией и подоходными налогами. Другие экономисты отмечают, что целевым показателем финансовой политики дожжен стать размер государственного долга, также соответствующий инфляции и подоходным налогам.
 Современное понимание финансовой политики зарубежными  учеными сводится к тому, что финансовая (фискальная) политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. В отличие от западных подходов содержание отечественной финансовой политики несколько шире и распространяется на самостоятельную сферу деятельности в области финансовых отношений, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Кроме того, финансовая политика в ее отечественном понимании может быть как бюджетно-финансовой, так и налоговой и денежно-кредитной. В зарубежной науке финансовая политика ограничивается бюджетной и налоговой с дополнением политики по управлению государственным долгом. Денежно-кредитная политика в свою очередь входит вместе с валютной политикой в структуру монетарного регулирования.
 Теория  и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике. К ним относятся:
    научный подход к выработке финансовой политики, предполагающей ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории;
    учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенности внутреннего положения и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства;
    тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта;
    соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечения тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики – финансово-кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы;
    повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики;
    учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;
    предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, позволяющих избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике, создавая благоприятные условия для деятельности предприятий;
    широкое использование выводов финансовой науки, составляющих необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики;
    наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.
 Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:
    учет действия объективных экономических законов;
    необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
    определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами; определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
    обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения между отраслями и сферами народного хозяйства, развитие приоритетных отраслей и направлений, степени социальной защиты населения);
    концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
    сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
    уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
    либерализация внешнеэкономической деятельности;
    выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
 Таким образом, оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Финансовая  политика Республики Беларусь
 на  современном этапе 

 Финансовая  политика до приобретения современных  очертаний прошла ряд этапов, которые  характеризовались общеэкономическим  положением страны. В современных  условиях здесь определены следующие  приоритеты:
    упорядочивание и упрощение системы налогообложения предприятий и физических лиц, значительное сокращение количества налогов. Данный пункт реализуется в рамках налоговой гармонизации интеграционных инициатив Беларуси и России;
    снижение уровня инфляции. Как отмечалось выше, уровень инфляции является в большей степени целевым показателем монетарной политики, нежели финансовой, поэтому постановка этой задачи, с одной стороны, демонстрирует, что это связь разных сфер экономического регулирования, с другой – подтверждает тот тезис, что инфляция в Беларуси вызвана не только монетарными факторами, но и структурными, исключение которых возможно с помощью финансовой политики;
    создание свободы предприятиям в выборе предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес является долгосрочной целью финансовых властей, определенной еще в начале 1990-х годов;
    оживление производительного и сельскохозяйственного производства в стране. Достаточно дискуссионный приоритет в финансировании данной отрасли экономики, требующей не только оздоровления, но и проведения полного курса лечения;
    реформирование банковской системы, с тем чтобы поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики. Распределительный характер финансов проявляется через аккумуляцию финансовых ресурсов и их направление в нуждающиеся отрасли. Финансовая политика играет в данном процессе ключевую роль, так как создает государственное обеспечение функционирования финансового рынка, на котором проявляют свои свойства институциональные единицы финансово-кредитной системы. Другими словами, дееспособные кредитные учреждения способствует оптимальному распределению финансовых ресурсов, что повышает эффективность финансовой политики;
    осуществление концентрации в республиканском бюджете значительной части финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных мероприятий производственной и непроизводственной сферы. Независимость таких элементов белорусской финансовой системы, как местные бюджеты, специальные бюджетные и внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий, требуют значительной централизации финансовых ресурсов для выполнения функций государства;
    обеспечение социальной направленности государственного бюджета. Особенности белорусской модели экономики требуют соответствующей корректировки в финансовой политике и республиканском бюджете.
 Финансовая  политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [11], Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» [8], Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы и другие [9].
 Финансовая  политика направлена главным образом  на достижение роста благосостояния народа, приближение его к уровню экономически развитых стран на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечение занятости населения, доведение его социальной защищенности до уровня передовых стран. Для реализации поставленной стратегической цели необходима концентрация ограниченных ресурсов на важнейших направлениях, для чего планируется осуществить следующие мероприятия:
    активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
    наращивание экспорта товаров и услуг;
    развитие транспортных и коммуникационных услуг;
    развитие агроэкономического комплекса;
    развитие жилищного строительства с максимальным использованием внебюджетных источников;
    реформирование системы здравоохранения [13, c.28].
 На  современном этапе развития экономики  финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения. Это особенности финансовой политики определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
 Таким образом, финансовая политика в целом  и Республика Беларусь, в частности, вместе с монетарной политикой выступают гарантом обеспечения экономического роста. Установив четкие связи между целями и задачами финансовой и монетарной политики, определив передаточные каналы, по которым финансовая политика влияет на экономический рост, а также приоритеты финансовых властей Беларуси, можно сделать вывод в рамках финансовой сферы государства. С одной стороны, цели, задачи и показатели финансовой политики необходимо отличать от аналогичных параметров монетарной, экономической и другой политики. С другой стороны, взаимосвязь финансового регулирования с монетарным, долговым, экономическим столь очевидна что лишь системный подход при реализации финансовой политики позволит создать эффективное финансовое обеспечение экономических процессов в государстве.
 Важным  показателем финансовой политики является отношение государственного долга к ВВП. Долг формирует обязательства по кредитам Правительства Республики Беларусь, погашаемым из бюджетных средств, и по кредитам предприятий, привлеченным под гарантии Правительства и погашаемым за счет их собственных средств.
 Таблица 2.1
Абсолютные  показатели валового внешнего долга Республики Беларусь
(дол.  США) 

Показатели 2008 год
2009 Год
Отклонение (+;-)
Темп изменения, %
1.Валовой внешний долг по всем секторам экономики 12 496,5 15154,1 2657,6 121,3
2. Обслуживание валового внешнего долга 6 448,5 2 794,5 -3654 43,4
2.1 Платежи по основному долгу 3 728,0 5 960,5 2232,5 159,9
2.2. Платежи по процентам 237,4 488,0 250,6 205,6
3. Внешний долг органов государственного управления 2 036,3 3 597,2 1560,9 176,7
4. Обслуживание внешнего долга  органов государственного управления 227,4 287,5 60,1 126,4
4.1. Платежи по основному долгу 194,8 131,0 -63,8 67,2
4.2. Платежи по процентам 32,6 156,5 123,9 480,1
5. Отношение государственного долга  к ВВП 7487,4 13652,3 6164,9 182,3
 
 Источник  – [13, с. 28].
 Таким образом можно сказать, что валовой  внешний долг по всем секторам экономики в 2008 году с каждым годом увеличивается. В 2009 году он составил 15154,1 долл. США, что на 2657,6 долл. США больше, чем в предыдущем году. Обслуживание валового внешнего долга в 2008 году увеличивалось, а в 2009 году уменьшилось и составило 2794,5 долл. США.
 На  кредиты Правительства приходится 343,17 млн. долл. США, или 45%, а под гарантии Правительства Республики Беларусь – 419,84 млн. долл. США, или 55%. Главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия.
 Анализ  параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь указывает, что наряду с высокими темпами  их роста акцент несколько смещается  в пользу эффективности развития социальной сферы и социально  значимых мероприятий.
 Таблица 2.2
 Индексы основных социально-экономических  показателей
 Республики  Беларусь
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.