Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование особенностей самосознания подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
     Актуальность  проблемы исследования:
     Существующие  перемены в социально-экономической  жизни страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самосознания современных подростков во всей сложной  ее социальной реалии необходимо. Прежде всего, через поиск субъективных резервов личности и возможности оптимизации общественных влияний с учетом особенностей данного возраста.
     Цель  исследования – изучить особенности  самосознания подростков , а так  же условия и факторы, влияющие на него.
     Объект  исследования – подростковый возраст.
     Предмет исследования – особенности самосознания в подростковом возрасте.
     Основоположником  современных исследований с самосознании стал американский психолог Уильям Джеймс, опубликовавший в 1890 г. свою знаменитую книгу «Принципы психологии».
     «Давайте  начнем с самосознания в самом  широком смысле и затем проследим  его до самых тонких и интимных форм», - предложил он. Джеймс утверждал, что, хотя ощущение собственного «Я»  может казаться целостным, оно имеет  множество граней: от восприятия собственного тела до личных воспоминаний и далее, вплоть до осознания своего положения в обществе.
     В последнее время в России стала формироваться еще одна ориентация для подростков - приобретение экономической независимости. Человек по своей природе - субъект экономических отношений. Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчиво и неодинаково не только при сравнении разных культур, но и в пределах одной культуры.
     В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми  начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки  начинают оказывать сопротивление  по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся
ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии  взрослых по отношению к себе.
     Подросток - интуитивный психолог, он чувствует, что утвердить свою личную значимость можно через утверждение своего права собственности на многие вещи.
«Мое» - говорят они, имея в виду интимные душевные переживания; «мое» отвоевывая себе угол или приделывая замок в своей комнате; «мое» - мои друзья, телефонные разговоры и Т.д.
Подростки вовсе не большие собственники, чем  их родители, просто им давно известно, что реальная власть в семье у  того, в чьих руках собственность. Ведь родители считают, что могут распоряжаться судьбой детей, именно потому, что они их родители и тем самым «приобрели навечно» право собственности не только на душу ребенка, но и на его тело.
     Исполненные сознания своих прав, взрослые редко  уважают права детей.
     «Посторонним вход воспрещен!!» - предупреждает подросток, но взрослый с легкостью и без всякого чувства вины вторгается на чужую территорию, в чужую душу. Тогда подросток замыкается в себе - буквально врезает замок в своей комнате, а ключ носит на цепочке, как брелок, или бросается с кулаками на непрошенного посягателя, дерзнувшего на его душу. Сама же семья сохраняет прежние позиции по отношению к подростку. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.
     В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении и не только.
Глава 1. Особенности психики и самосознания подростков. 
 

1.1 Особенности идентификации с собственным «Я», кризис личности в отрочестве.
     Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью - мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я». [6, c.12]
     Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В  обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими. Одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в отрочестве - застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях в откровениях по поводу своих рефлексий, в своей самооценке ввергает подростка в мучительный обвал переживаний. Переживания по поводу возможных переживаний вовсе останавливают отроческие порывы в столь открытом доверительном общении. [6, c.35]
     Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря  рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент «здесь и теперь».
     Особое  значение в отрочестве имеет внешность. Идентификация с собой как  с физическим телом у подростка  обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в  физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения - все это имеет чрезвычайное значение. [4, c.40]
     В зависимости от времени, в котором  живут разные поколения подростков, они проделывали разнообразные  карнавализации со своей внешностью: то отпускали патлы и расклешивали свои брюки, то брились наголо и надевали специально разорванную одежду, то выстригали фасонно волосы, сочетая голые места с зачесанными пучками длинных волос, и надевали на себя немыслимые хламиды. При этом, независимо от пола, они украшали себя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. В последнее время появилась новая тенденция: раскрашивание лица не в соответствии с его конституцией, а вопреки ей - полосами, узорами, изображениями, защитными символами. Многие более агрессивные действия по отношению к своему телу начинают осуществляться именно в подростковом возрасте (татуировки, иссечения с симнолическим подтекстом и др.). Общая идентификация объединяет подростков в «Мы» и создает ощущение защищенности.
     В то же время подросток пристально рассматривает себя природного в  зеркале: удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования во внешности смущают его.
     Идентификация с прежним образом нарушается, и подросток испытывает неуверенность  в себе даже самые обаятельные  и гармоничные подростки не уверены  в себе по-настоящему ведь они в  соответствии с возрастом тоже очень быстро изменяются.
     Одной из причин возрастной застенчивости  является именно высокая значимость внешности для большинства подростков: в отрочестве нередко встречается  недовольство теми или иными чертами  лица или фигуры (чаще - у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недостаточным физическим развитием). При этом воспитатели не только не вытесняют гипертрофированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии. Известно, что психотравмирующие высказывания позволяют себе многие родители, школьные врачи, педагоги. Особенно часто это делают учителя физкультуры, тренеры, хореографы. [1, c.10]
     Разумные  взрослые, понимающие отроческие проблемы, стараются поддержать подростка  и придать ему уверенность в себе. Рефлексия на себя у тонко чувствующего, гениального отрока может показаться выходящей за рамки возможной рефлексии обычных подростков. Однако в действительности это не так. Все отроки заинтересованно относятся к своей внешности, все стремятся заглянуть себе в душу и дать себе общественную оценку.
Подростки склонны не только рефлексировать на свои достоинства и недостатки, но и доверяют плоды своих усилий заинтересованным в них взрослым. Они полностью называют свои исходные данные: имя, отчество, фамилию, год рождения, когда об этом их не просят. Указывают село, город и место учебы. Отроки хотят занять в мире свое место и обозначают его на Планете. Им нужно заявить о себе: «Я есть!»
     Рефлексивный  самоанализ многих сотен подростков дает основание утверждать, что в отрочестве впервые человек начинает стремиться познать себя как такового. Давая оценки своим исключительно значимым для себя и других качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, отроки принимают себя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают себя в мире. «Примите меня таким, каков Я есть!» - это, конечно, вызов, но прежде всего это нормальная идентификация с собственным Я. [1, c.26]
     Кризис  личности. В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым. «Мама, я весь дрожу и мне чего-то все время хочется. Я ем кислое, горчицу и другое, но не могу ничего найти. Ох, как мне тяжело». Мать этого отрока предложила ему записаться в атлетическую секцию, начала контролировать пищу. Скоро мальчик сообщил, что испытал облегчение от навалившейся на него «лишней энергии». [4, c. 102]
     Многие  подростки, подпадая под зависимость  от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
     Подростковый  возраст - период отчаянных попыток  «пройти через все». При этом подросток  по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.
     Подростки достаточно легкомысленно относятся  к человеческим порокам и слабостям  и в результате быстро приобщаются  к алкоголю и наркотикам, превращая  их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса. Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса. [1, c. 28]
     Отдельно  следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и  изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока, наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка. Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна - необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.
     Не  всякий подросток, однако, проходит столь  тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад. [3, c. 48] 
 

1.2 Самосознание в отрочестве.
     Отрочество - возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного отрока. В подростковом возрасте в процесс е физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. [6, c. 55]
     Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Отрок сензитивен к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.
     Подростка начинает волновать он сам в своем  физическом и духовном воплощении. «Каким я могу предстать перед  другими?» - актуальный вопрос для него. В этой связи его волнует его тело, лицо, имя. Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности.
     Подростку предстоит в сфере развития его  самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего материального бытия. Это многотрудный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких отрок проходит сам. [4, c. 114]
     В разных культурах отроки испытывают разные по содержанию проблемы, связанные  с телесным развитием. Идентификация  с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток. Части тела могут быть приняты как «хорошие» в той мере, в какой это дозволяется культурой. Телесное сознание отражает конфликт исторического, культурного отношения к телу. В сознании подростка могут быть «беспокоящие области», заставляющие его испытывать смущение одновременно с затаенным интересом к ним. Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний отроков.
     В то же время подросток начинает ощущать  наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство - ощущение того, что он обладает жизненной  силой, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно случиться.
     Ощущение  энергетики своего тела придает подростку  особое ощущение жизни, которое запоминается человеком на все последующие  годы.
     В этот период чувствования становятся особенно острыми. Неожиданные чужеродные прикосновения вызывают физическое напряжение, иногда брезгливость и резкое отторжение. В то же время прикосновения привлекательных для подростка существ становятся особенно ценимыми и желанными. [3, c. 52]
     Кроме проблемы привлекательности внешности многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица.
     Углубленная рефлексия на свою внешность и  тревога по ее поводу наряду с другими  возрастными проблемами создают  у подростков общее напряженное  выражение, которое сопутствует возрасту. Подростки могут ходить сгорбленными, загребать или шаркать ногами, могут быть резкими или «развинченными» в телесных выражениях своих эмоциональных состояний, могут смотреть «тусклыми» и «безразличными» глазами на окружающих, как бы демонстрируя незаинтересованность собой или другим человеком. Для подростков особую значимость приобретает одежда. У них свой автономный от взрослых стиль: чаще спортивный или диско.
     Однажды один непосредственный подросток на вопрос, чем же человек отличается от животных, сказал: «У человека есть одежда, прическа и он умеет улыбаться!» В этом суждении выявляется значимость внешнего вида. Одежда, прическа и лицо - вот предметы первоочередной заботы подростка. [1, c. 211]
     Столь же важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. В кругу семьи и сверстников подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательное, детские имена и нежные прозвища, но это и клички, порой беспощадно оценивающие его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающие его личность. Именно в подростковом возрасте отроку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждая себя через свое собственное имя.
     Подростки проходят сложные социальные инициации  в отношении своего имени.
     Деприссируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания. [4, c. 69]
     Притязания  на признание в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере; физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность  в признании самостоятельности при психологической зависимости от сверстников, поэтому эффективно подросток соединяет его позицию «Не путайте меня с другими конформную позицию «Мы - группа сверстников» - ведь общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.
     Завышенные  максималистские притязания и возможности  их реализации находятся по большей  части в противоречии, что приводит к так называемому кризису  идентичности. Подросток испытывает неуверенность в себе, которая  борется с чувством собственной  уникальности.
     Отрочество - возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные  тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с  другим (человеком или животным, растительным и прочим миром) к резкому отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток. Все эти позиции могут преломляться в сознании подростка и как условия реализации его притязаний на признание.
В отрочестве в условиях родительской семьи представление о фамильном «Мы» претерпевает изменения и деформацию. Подросток может занять негативную позицию, может потерять уверенность в своей личной значимости для членов своей семьи, может пережить и другие катаклизмы, связанные с психологическими особенностями возраста, с особенностями статуса и психологического климата семьи и характером отношения к общей социальной ситуации.
     В условиях учреждений интернатного типа трудности возраста усугубляются. Подросток, лишенный родительского попечительства, еще в большей мере, чем подросток из семьи, испытывает и переживает неуверенность в себе, в своей ценности для других, отчужденность, многочисленные комплексы.
     И все-таки именно в отрочестве человек  обращается к своему «Я», стремится утвердить себя. Встреча с самим собой в отрочестве дается нелегко - можно наблюдать выраженную психическую напряженность в позах и жестах подростков, в суждениях и рефлексивных самоописаниях.
Подростки весьма озабочены собственной духовной, интеллектуальной, волевой сферой.
     Специфичным для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. «Некрасивый», «неумный», «безвольный» и другие оценки, выражающие отсутствие достоинств и  положительных качеств, выступают  на первый план самооценки подростка. Сравнения со сверстником, которые делает подросток, чаще всего оборачиваются против него. Это дает пищу для рефлексии, направленной не столько на самосовершенствование, сколько на переживания по поводу своего несовершенства. [3, c. 130]
     Как указывалось выше, в отрочестве формируется стремление быть и считаться взрослым. Это стремление является одной из форм проявления самосознания подростка. Чувство взрослости у подростка - специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных реакций. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
     Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.
     Особое  влияние на поведение подростка  оказывает его семейное положение, Мальчики из полных семей в ситуациях  депривации реализации их притязаний на признание гораздо чаще проявляют  адекватно нелояльное поведение: агрессивное и игнорирующее. Мальчики, воспитываемые матерью без отца, более пассивны по сравнению со сверстниками из полных семей они чаще ведут себя лояльно. В то же время они проявляют большую лабильность поведения - они более ориентированы на поведение, направленное на преодоление ситуации фрустрации. Эти отроческие особенности поведения в ситуациях депривации реализации притязания на признание проявляются в отношении ко всем окружающим: взрослым и сверстникам.
     В зависимости от семейных ориентаций на религию идет не только наполнение структурных звеньев самосознания и его эмоциональное освещение, но и усвоение определенных стереотипов поведения, Так, отроки из семей с православной религиозной ориентацией при депривации чаще, чем их сверстники из семей неверующих, ориентируются на поведение, направленное на снятие ситуации фрустрации. При этом отроки из религиозных семей проявляют меньше пассивных реакций: при видимом внутреннем напряжении сил предпринимаются попытки к разрешению конфликтной ситуации мирным путем. Таким образом, социальная ситуация и духовная позиция в большей мере определяют самосознание и самооценку отрока, что ведет к формированию детерминированного этими обстоятельствами типа поведения. [5, c. 210]
     Оценки  могут также быть направлены не на личность подростка, а на долженствование. «Так надо», «Так принято», «Я должен» - позиции, которые могут приниматься  без критики и ложиться в основу ценностных ориентаций и поведения подростка. Чувство исполненного долга, правильно выбранного поведения в соответствии с усвоенной нормативностью может приносить удовлетворение собой и быть наградой в притязании на признание. В отрочестве по большей части любая самооценка носит неустойчивый характер.
Притязание  на признание в отрочестве распространяется на такие ориентации в мире, как  приобретение эмоциональной независимости  от родителей и других взрослых; развитие духовности и интеллектуального  потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости выбор и подготовка к профессии; подготовка к браку и семейной жизни. Производство И потребление как экономические категории начинают интересовать подростков. Деньги как капитал, но больше как средство потребления становятся предметом интереса многих подростков. Отроки стремятся освоить доступное им пространство в сфере производства и потребления и реализовать свои притязания в этой
области.
     В каждой культуре формируются преобладающие  типы демонстрируемого поведения и притязаний на признание. Сегодня среди российских подростков существует многообразие типов с определяющейся идентичностью: тип законопослушный, ориентирующийся на нормативность и самоограничение; тип отчужденный, ориентирующийся на интеллектуальную и социальную независимость; тип агрессивно отчужденный, ориентирующийся на утверждение себя через нарушение нормативности и др. Тенденции, определяющие формирование типов социальных ориентаций подростков как значимых для притязаний на признание, следует выявлять и изучать в соответствии с каждым поворотом социальной ситуации, изменяющей общественное умонастроение. [1, c. 92] 
 

1.3. Лидерство в подростковом возрасте.
     Отрочество  - период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления своей личности. Именно в отрочестве начинает проявляться тенденция к личност
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.