На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый контроль в организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ 
 

     1.1 Понятие финансового контроля 

       Контроль  – это функция, которая присуща  всякому управлению.
       Контроль  дает информацию о происходящих процессах, позволяет с точки зрения законности, экономической целесообразности судить о правомерности принятых экономических  решений, а также о качестве самого решения, об эффективности тех организационных  мер, которые были приняты для  его исполнения. Контроль активно  воздействует на происходящие процессы, так как в случаях отклонений выясняются причины допущенных нарушений  и принимаются меры по их устранению. Контроль – как всегда решение  двуединой задачи: закрепить положительное и устранить отрицательное.
       По  целевой направленности выделяют следующие  виды контроля: административный, производственный, финансовый, ценовой, экологический  и др.
       Финансовый  контроль как самостоятельный вид  контроля имеет свое содержание, сферу применения, специфические формы, методы, способы осуществления [1, с.379-380].
       Специфика финансового контроля состоит в  том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля. В сфере финансового контроля находятся финансы, понимаемые как определенные общественные отношения и денежные доходы. И в то же время, поскольку в финансах находят отражение процессы, происходящие в экономике, финансы субъективизируют их, позволяя отслеживать положительные и негативные тенденции в экономики.
       Финансовый  контроль по своей сути является совокупностью  действий и операций по проверки правильности соблюдения установленных форм и  методов финансовых отношений с  целью изучения положительных и  отрицательных сторон, выявления и устранения имеющихся недостатков, наказания виновных, возмещения ущерба, предупреждения аналогичных нарушений в будущем.
     Объектом  финансового контроля, в широком  смысле слова, являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  и фондов денежных средств [1, с.380].
     Осуществляют  финансовый контроль субъекты контроля - специальные государственные контрольные  органы, подразделения в организациях, на предприятиях или в органах  управления, негосударственные специализированные фирмы или отдельные высококвалифицированные специалисты, права, обязанности и ответственность которых регламентированы законодательными актами [2,33].
     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых  случаях и без них, например бартерные  сделки. При этом финансовый контроль выступает как контроль рублем и  не имеет временных границ, т.е. осуществляется постоянно [1, с. 380].
     Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи [3]:
     - содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах и размерами денежных  доходов и фондов народного  хозяйства;
     - обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом;
     - выявление внутрипроизводственных  резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению  себестоимости и повышению рентабельности;
     - содействие рациональному расходованию  материальных ценностей и денежных  ресурсов на предприятиях, в организациях  и бюджетных учреждениях, а  также правильному ведению бухгалтерского  учета и отчетности;
     - обеспечение соблюдения законодательства  и нормативных актов (в области  налогообложения предприятий, относящихся  к различным организационно-правовым  формам);
     - содействие высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том  числе, по валютным операциям.
       Финансовый контроль выполняет  следующие функции [3]:
      проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);
      проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
      проверка соблюдения правил учета и отчетности.
     В обществе с рыночными методами хозяйствования роль финансового контроля возрастает, что обусловлено следующим [4, с.32]:
    целью рыночной экономики является достижение высокой эффективности хозяйственной деятельности. Проведение финансового контроля способствует повышению качества и эффективности финансового управления;
    с помощью финансового контроля достигается соблюдение органами государственной власти, субъектами хозяйствования норм финансового    права,    что    создает    условия    для    эффективного функционирования системы свободного многоукладного хозяйствования рыночной экономики;
    использование финансового контроля создает благоприятные условия для привлечения в экономику частных инвестиций.
 
 
     1.2 Виды и органы финансового контроля 

       В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, и независимый (аудиторский) финансовый контроль (рисунок 1).
       
         

       
         

       
         

         

         
 
 

       Рисунок 1. Направления финансового контроля 

Источник: собственная разработка. 

       Классификация органов государственного контроля:
    органы   общей   компетенции   (для   них   осуществление финансового контроля - одна из функций);
    органы специальной компетенции (финансовый контроль - основная задача и цель их деятельности).
       Национальная  система финансово-контрольных органов  Беларуси включает следующих субъектов [6, с.140]:
     1. Комитет государственного контроля (КГК);
     2. Департамент финансовых расследований КГК (ДФР);
     3. Департамент финансового мониторинга КГК (ДФМ);
     4. Национальный банк (НБ);
     5. Совет Министров (СМ);
     6. Министерство финансов (МФ);
     7. Главное   контрольно-ревизионное   управление   МФ (ГКРУ);
     8. Главное государственное казначейство МФ;
     9. Департамент страхового надзора МФ;
     10. Министерство по налогам и сборам (МНС);
     11. Государственный таможенный комитет (ГТК);
     12. Комитет по ценным бумагам при СМ;
     13. Национальное собрание;
     14. Президент;
     15. Местные органы власти и управления.
     Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности или ведомственной подчиненности. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль.
     Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективного использования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества.
     Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.
     Внутриведомственный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый внутри одного министерства, ведомства, где создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы, контрольно-ревизионные управления.  Ревизионные комиссии.
     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб, бухгалтерией и т.д. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности [2, с. 51].
     К необходимости создания независимого финансового контроля – аудита, привело создание акционерных обществ  и развитие рыночных отношений.
     Аудиторский финансовый контроль предназначен для удовлетворения потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки, с целью оценки его финансового положения. Аудит представляет собой независимую от внешнего влияния проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности и относящейся к ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.
     Аудиторская деятельность (аудит) – это независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РБ [7].
     Различают внешний и внутренний аудит.
     Внешний аудит осуществляется на основе договора со сторонними аудиторами или аудиторскими фирмами с целью подтверждения правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности. Аудит может быть инициативным (добровольным) и обязательным.
     Инициативный (добровольный) аудит проводится по инициативе самого субъекта хозяйствования. Инициативный аудит – это услуга, адресованная собственникам предприятия, по экспертизе состояния бухгалтерского учета, экспертизе состояния налогового учета и оценке эффективности управления предприятием.  Содержание и характер аудиторской проверки зависит только от желания клиента.
     Обязательный  аудит - ежегодная предусмотренная действующим законодательством обязательная аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организации или индивидуального предпринимателя с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности [7].
     Обязательной  аудиторской проверке подлежат [7]:
      открытые акционерные общества;
      банки, небанковские кредитно-финансовые организации;
      биржи;
      коммерческие организации с иностранными инвестициями;
      страховые организации, страховые брокеры;
      резиденты Парка высоких технологий;
      организация, осуществляющая гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
      иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
     Внутренний  аудит проводится внутри предприятия по инициативе руководства и от его имени. Внутренний аудит направлен на полное использование внутренних резервов повышения эффективности производства, совершенствования организации и управления производством. Он обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и их рациональным использованием; эффективностью использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда; формированием себестоимости продукции и повышением прибыльности предприятий.
     Различают финансовый, управленческий и производственный аудит.
     Финансовый  аудит – аудит финансовой отчетности, целью которого является проверка соответствия (несоответствия) финансовой отчетности действующим стандартам (правилам).
     Управленческий  аудит – аудит деятельности управленческого характера, а производственный – деятельности производственного характера.
     Выделяют  банковский, страховой, инвестиционный и общий аудит.
     Цель  у них – проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
     Существует  общественный финансовый контроль, осуществляемый профсоюзными органами, ревизионными комиссиями, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся  также письма и сигналы граждан  в правоохранительные, контрольные  органы, редакции газет, в которых  сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере [2, с. 52]. 
 

     1.3. Формы и методы финансового  контроля 

     Под формой финансового контроля понимают конкретную организацию контрольных  действий. В зависимости от времени  проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных  операций выделяют три основный формы  финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.
     Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Он осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов формирования и использования финансовых ресурсов. Цель этой формы контроля заключается в том, что она позволяет предупредить нарушения законов, неправильное, нецелесообразное расходование средств, устранить излишества,   выявить   резервы.
     Текущий контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджетов и финансовых планов. Используя данные бухгалтерского учета, текущий контроль позволяет предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного или последующего контроля могут остаться невскрытыми[8, с.104].
     Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных и финансовых операций. В ходе его проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и эффективность их использования при выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйственного субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения [8, с.104].
     Финансовый  контроль осуществляется с помощью  определенных способов и приемов, которые  принято обозначать понятием «методы». К ним относятся: обследование, анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов финансовых планов, проверки и ревизии.
     Обследование – знакомство с состоянием контролируемого объекта на месте по определенному вопросу, входящему в компетенцию органа финансового контроля с целью определения необходимости проведения детальной проверки.
     Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Анализу подвергается периодическая или годовая отчетность субъекта хозяйствования. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовыми описанием. Анализ позволяет выявить неиспользуемые резервы роста эффективности производства [8, с. 106].
     Проверки  и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличают друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.
     Проверка – это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта, в процессе проверки определяется законность и эффективность использования финансовых ресурсов.
     Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, нормативно-аналитические  проверки.
     Формальная  проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверки выясняется, соблюдена ли установленная форма документа; написан ли он на бланке установленной формы, имеются ли на нем необходимые подписи, штампы, и прилагаемые к нему другие документы.
     Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В этом случае проводится инвентаризация, на основе которой считается действительное наличие материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут проводится контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.
     Встречная проверка проводится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах контрольного объекта и документов его партнеров.
     Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.
     Нормативно-аналитическая  проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами.
     В зависимости от места  проведения проверки делятся на камеральные  и выездные.
     Камеральная проверка – это проверкам органам финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.
     Выездные  проверки по видам могут быть комплексные, целевые (тематические), рейдовые и  встречные.
     Комплексная проверка – это проверка субъекта хозяйствования за определенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной деятельности.
     Целевые (тематические) проверки проводятся по определенному направлению или виду финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования, по определенному кругу вопросов или по одной теме в результате ознакомления с отдельными сторонами финансовой и хозяйственной деятельности.
     Выездная  проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта. Она может  быть плановой и внеплановой.
     Плановая  выездная проверка проводится на основании графика проверок, утверждаемого руководителями органа финансового контроля.
     Внеплановая выездная налоговая  проверка одного того же субъекта предпринимательской деятельности проводиться только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республики Беларусь, правоохранительных, судебных и налоговых органов.
     Рейдовая  проверка проводится органами финансового контроля в местах деятельности налогоплательщиков и физических лиц, связанная с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг), хранением и перемещением товарно-материальных ценностей, в других местах, связанных с извлечением доходов.
     Встречная выездная проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, если у проверяющих возникли сомнения в достоверности отражения этих операций в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования или физического лица, в отношении которого проводятся плановые либо внеплановые проверки.
     Камеральные, встречные, рейдовые и целевые проверки являются внеплановыми и проводятся вне зависимости от даты проведения предыдущей проверки.
     По  полноте охвата материала  различают сплошные проверки и частичные (выборочные).
     При проведение сплошных проверок проверяются все документы организации, а при частичных (выборочных) проверках - только часть документов. Сплошные проверки проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет. Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива документов организации.
     Практика  показывает, что самым действенным  методом финансового контроля является ревизия, при которой проводится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки законности, правильности и целесообразности [4, с. 34 - 36; 5, с. 75 - 76].
     Основные  показатели, анализируемые при финансовом контроле на предприятии являются:
      уровень прибыли;
      издержки производства и их соотношение с продажами;
      эффективность капиталовложений;
      обеспеченности собственными средствами;
      финансового состояния и др.
     Таким образом, значение финансового контроля выражается в том, что при его  проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства, т.е. он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. 
 

     1.4. Оценка эффективности финансового  контроля 

     Эффективность финансового контроля – сложное понятие. Она характеризуется определенными критериями, выявлением и оценкой ряда показателей, на уровень которых влияют различные социальные, экономические и иные факторы.
     Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: народнохозяйственная эффективность и эффективность  работы органа финансового контроля.
     Народнохозяйственная  эффективность - сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:
    социальный эффект;
    организационный эффект;
    экономический эффект.
     Социальный  эффект финансового контроля проявляется  в том, что по его результатам  применяются  меры  к  лицам,  допустившим   нарушения  финансового  законодательства, включая увольнение и привлечение к уголовной  ответственности.
     Экономический эффект проявляется, во-первых, в том, что обеспечивается возврат средств, использованному по целевому назначению, и штрафных санкций за это в  республиканский бюджет. Эти средства составляют значительные суммы.
     Во-вторых, экономический эффект получается в  результате улучшения деятельности органов исполнительной власти в  части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости  продукции и т.д.
     Экономическая эффективность финансового контроля может быть определена по следующей  формуле: 

     Ээф=(Эс0э)/3                     (1.1) 

     где Ээф - экономическая эффективность;
     Эс - денежное выражение социального эффекта;
     Э0 - денежное выражение организационного эффекта;
     Ээ - денежное выражение экономического эффекта;
     3 - затраты на содержание органа  финансового контроля.
     Не  все показатели в формуле (1.1) и не всегда можно оценить количественно и в денежной форме. Поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный эффект экономической эффективности: 

     Ээф=(Эбс)/3                          (1.2) 

     где Э6 - средства, возвращенные в бюджет;
     Эс- средства, полученные в результате эффективности деятельности объекта контроля.
     В том случае, если сложно определить и Эс, эффективность рассчитывается по формуле: 

     Ээфб/3                                     (1.3) 

     Критериями  эффективности финансового контроля являются: результативность, действенность и экономичность.
     Каждый  из названных критериев может  быть оценен количественно, и это  весьма важно для оценки эффективности  финансового контроля. В этой связи  предлагаются следующие критериальные  показатели эффективности финансового  контроля.
     Критерий  результативности включает:
      выявленный объем средств, использованных с нарушением законодательства;
      выявленный объем, неэффективно использованных средств;
      выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;
      количество подготовленных представлений и предписаний.
     Критерий  действенности включает:
    количество исполненных представлений и предписаний;
    объем средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета организаций;
    количество структурных преобразований в экономике, министерствах, ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям и предложениям;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.