На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Нормы международного права и их классификации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  Гуманитарно-Экономический Институт
Калужский филиал. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

Студента  группы ЮЗВС – 09 юридического факультета: Самохиной Е.В. 
 
 
 
 
 

Дисциплина: «Международное право»
На тему: «Нормы международного права и их классификации» 
 

Преподаватель:                                                                              доц. Писаренко И.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга 2010г. 
 

Оглавление
Введение            3
1. Нормы международного  права        4
   1.1 Нормы международного  права: общая характеристика   4
   1.2. Нормы международного "мягкого  права"     8
   1.3. Структура и реализация  норм международного  права                        12
   1.4. Классификация международно-правовых  норм.                                      18
Заключение                                                                                                                       20
Список  используемой литературы                                                                            21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Актуальность выбранной темы реферата «Нормы международного права и их классификации» обосновывается тем, что норма права является основным элементом правовой системы государства и поэтому необходимо подробно изучать ее понятие, строение и виды.
    Усложнение  правовых функций предопределяет многообразие нормативного инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.
   Норма права – это общеобязательное право (веление), установленное или  признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующие общественные отношения. Это одна из реальных разновидностей социальных норм. 1
   От  других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой.  
 
 
 

1. Нормы международного права 

1.1 Нормы международного права: общая характеристика 

    Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права и обязанности, осуществление которых обеспечивается юридическим механизмом.
    Нормы служат как бы кирпичиками, из которых  строится здание международного права. Их специфика определяется тем, что  они являются элементами особой правовой системы.
    Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное число  случаев. Поэтому в доктрине издавна  ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.
    Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их конструкции. Главное состоит, пожалуй, в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции, точнее контрмеры, определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами.
    Будучи  общим правилом, норма не может  представлять оптимальное решение  для всех случаев, скорее, она служит для этого исходным пунктом. В  процессе применения нормы специфика  случая не может игнорироваться. Вместе с тем отметим, что типизация и формализация - один из источников действенности норм. Другой источник видится в том, что большинство норм воплощают значительный опыт регулирования поведения государств.
    Несмотря  на очевидную роль норм как необходимого элемента международного права, в доктрине получил распространение нормативный нигилизм. Так, одни авторы считают, что международное право состоит из отдельных мнений, соревнующихся в том, чтобы найти отражение в существе решений (Ф. Краточвилл, Великобритания). Другие пишут о нормативном скептицизме и полагают, что право состоит не только из норм, но и из иных стандартов (Т. Нардин, США). Поскольку нормативный нигилизм реально равнозначен международно-правовому нигилизму, он не получил признания в доктрине и тем более в практике.
    Тем не менее тенденция к деформализации права имеет под собой некоторое  основание. Юриспруденция издавна  уделяла внимание фактическим нормам права, которые фигурируют под названиями "живое право" (в отличие  от "бумажного"), "эмпирические нормы" и др. Дело в том, что в рамках, установленных нормой, субъекты обладают определенным уровнем свободы. В общих нормах подобные рамки шире, в конкретных - уже.
    Если  четкое урегулирование оказывается  невозможным, то прибегают к рамочной нормативной конструкции, которая конкретизируется в практической деятельности. Заметим, что слишком детальная конструкция, зарегулированность, не учитывающая реальность, ведет к разрыву между юридическим и фактическим содержанием нормы и тем самым лишает ее действенности.
    Тенденция к деформализации права имеет  под собой некоторое основание. Юриспруденция издавна уделяла  внимание «фактическим нормам права»2, которые фигурируют под названиями «живое право»3 (в отличие от «бумажного»), «эмпирические нормы» и др. Дело в том. что в рамках, установленных нормой, субъекты обладают определенным уровнем свободы. В общих нормах подобные рамки шире, в конкретных — уже. Если четкое урегулирование оказывается невозможным, то прибегают к рамочной нормативной конструкции, которая конкретизируется в практической деятельности.
    В общем, есть основания различать, но не противопоставлять нормы де-юре  и нормы де-факто. Первые - это  официально признанные правила, вторые - те же правила, но с учетом того, как  они реализуются в практике. Эти различия, разумеется, должны иметь пределы. Отход от сложившихся стандартов реализации нормы означает ее нарушение. Практическое значение данного фактора едва ли стоит подчеркивать.
    Анализ  доктрины и практики показывает, что  термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международных правовых норм, в другом — о внеправовых международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, которые, в отличие от «твердого права», не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать'. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и т. п. Такого рода постановлений становится все больше, особенно в политических договорах. По поводу юридической силы подобных норм существуют различные точки зрения. Но, пожалуй, большинство юристов исходят из того, что нормы «мягкого права» являются международно-правовыми. Это мнение находит отражение и в практике судов государств. В «мягком праве» нередко встречаются положения, которые призваны служить лишь прикрытием несогласия сторон. Подобные положения не являются нормами, в каком бы договоре они ни содержались. Существуют и притворные нормы, включаемые в договор лишь для того, чтобы скрыть его реальное содержание.
    Усложнение  правовых функций предопределяет многообразие нормативного инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Нормы международного "мягкого права"
    Получил распространение термин "мягкое право". Анализ доктрины и практики показывает, что этот термин используется для обозначения двух различных  явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом - о неправовых международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в отличие от "твердого права" не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать. 4
    В новых областях международно-правового  регулирования зачастую весьма сложно добиться общего согласия по конкретным нормам. В таких случаях на помощь приходят нормы "мягкого права", отличающиеся большей гибкостью. Примером могут служить договоры по защите окружающей среды. В них используются формулировки типа "предпримут усилия", "насколько это возможно", "когда это целесообразно" и т.п.
    По  поводу юридической силы подобных норм существуют различные точки зрения. Но, пожалуй, большинство юристов  исходят из того, что нормы "мягкого права" являются международно-правовыми. Это мнение находит отражение и в практике судов государств.
    Немало  юристов отрицательно оценивают "мягкое право", поскольку его распространение  якобы не способствует упрочению  международно-правовой системы (П. Вейль, Франция). С этим едва ли можно согласиться, не говоря уже о том, что, поскольку явление получило широкое распространение в практике, бороться с ним едва ли имеет смысл. Представляется, что нормы "мягкого права" - необходимый элемент международно-правовой системы, решающий задачи, которые не по плечу "твердому праву".
    В "мягком праве" нередко встречаются  положения, которые призваны служить  лишь прикрытием несогласия сторон. Подобные положения не являются нормами, в  каком бы договоре они ни содержались. Существуют и притворные нормы, включаемые в договор лишь для того, чтобы скрыть его реальное содержание.
    Ко  второму виду норм "мягкого права" относятся те, что содержатся в  неправовых актах, в резолюциях международных  органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике. О том, сколь велико может быть значение этих актов, свидетельствуют, например, решения конференций стран антигитлеровской коалиции. В наше время примером подобных норм служат документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые стали главным инструментом перестройки системы международных отношений в Европе. Такого рода нормы являются не правовыми, а морально-политическими.
    Особую  разновидность этого вида норм "мягкого  права" представляют ожидающие вступления в силу договоры. Как известно, в таком состоянии многосторонние договоры зачастую остаются многие годы. Их положения учитываются при толковании норм международного права, оказывают влияние на практику государств и даже на национальное законодательство. В Докладе Генерального секретаря МОТ о конвенциях этой организации говорится, что, даже не будучи ратифицированными, "они способны оказывать влияние на законодательство и национальную практику" 5
    Нормы "мягкого права" второго вида взаимодействуют с нормами международного права, выполняя то, что по тем или иным причинам не могут делать последние. Нередко они обеспечивают предварительное, доправовое регулирование, прокладывая путь праву. Особенно велико значение таких норм "мягкого права" для деятельности международных органов и организаций, которые с их помощью осуществляют большой объем регулирования международных отношений и воздействуют на развитие международного права.
    Относительно  норм "мягкого права" по вопросам окружающей среды в докладе Института международного права говорится, что они "в точном смысле слова не являются источником права, но их влияние на формирование международных норм об окружающей среде таково, что их следует учитывать при изучении источников, по крайней мере как важный фактор, содействующий развитию права".
    Профессор университета в Дрездене У. Фастенрат  пишет, что "постоянно осуждаемое явление "мягкого права" выполняет  неоценимую функцию. Оно делает возможным  всеобщее соглашение о содержании твердого права, определяя границы допустимости субъективной свободы действий... "Мягкое право" способно быстрее приспосабливаться к меняющимся национально-политическим реалиям... Нам следует не становиться на пути (у "мягкого права"), а вооружиться необходимым инструментарием для движения по нему. В частности, нам надо включить акты "мягкого права" в существующую методологию права" 6
    Таким образом, "мягкое право" вовсе  не является неким ненормальным явлением, как полагают многие юристы. Оно  представляет собой закономерное явление, позволяющее обеспечить нормативное регулирование в тех случаях, когда с помощью "твердого права" сделать это невозможно. Это лишний раз доказывает, что нормативный инструментарий, посредством которого регулируются международные отношения, многообразен и не сводится только к праву. Задача состоит в том, чтобы научиться пользоваться этим инструментарием. Далеко не во всех случаях право является оптимальным инструментом решения задач. Зачастую результат может быть легче, с меньшими затратами энергии достигнут иными нормативными средствами.
    Представляет  в этом плане интерес практика Суда ЕС. Суд включил в право  ЕС принцип пропорциональности. В  соответствии с ним потребность  в специфическом правовом акте должна быть предварительно тщательно проанализирована, с тем чтобы определить возможность использования менее жестких средств для достижения того же результата. 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Структура и реализация  норм международного  права 

    Процесс создания норм международного права. Специфика создания норм международного права как правотворческого процесса заключается в том, что они всегда являются плодом соглашения, выражением соглашения. Они создаются как минимум двумя сторонами, юридически не подчиненными друг другу, равноправными. В одних случаях они являются результатом целенаправленной деятельности субъектов международного права, стремящихся к выработке соответствующих норм; в других - возникают стихийно (международно-правовые обычные нормы). 8
    В обоих случаях речь идет не о слиянии  воль государств, а о совпадении социально однородных государственных  позиций.
    В международном праве нормы любого уровня не могут рассматриваться  как выражающие волю отдельных государственных  органов, поскольку последние не являются теми социальными организмами, которые в состоянии быть участниками межгосударственных отношений. Это относится и к нормам межведомственных договоров. Данные договоры, представляя собой разновидность упрощенных договоров, внешне связывающих только заключившие их ведомства, в действительности содержат нормы, обязывающие государства. Договорные нормы более низкого уровня должны соответствовать договорным нормам более высокого уровня, развивая их, детализируя, но не вступая с ними в противоречие.
    Принадлежность  норм к определенному уровню может  порождать правовые последствия  в процессе их осуществления, характерные  именно для данного уровня. Это, например, может касаться объема таких последствий, порядка предъявления претензий в случае нарушения норм.
    Особенности структуры международно-правовых норм. Международно-правовая норма, как и  любая правовая норма, имеет структуру, состоящую из трех элементов:
    гипотезы,
    диспозиции,
    санкции.
    Элемент правовой нормы (или  ее часть) - это часть ее формулировки, словесного выражения, отражающая часть содержания конкретной нормы (С.В. Черниченко). Без словесного выражения норма не существует, но это выражение может изменяться путем замены, совершенствования. 9
    В международных нормативных актах, в отличие от многих внутригосударственных, формулируются, как правило, только гипотезы и диспозиции международно-правовых норм. В лучшем случае говорится о том, что стороны несут ответственность за невыполнение соответствующих положений договора. Санкции же относятся к области международного обычая, причем для международно-правовых норм характерны абсолютно неопределенные санкции. Это, однако, не должно восприниматься как отсутствие санкций в международно-правовых нормах вообще. В противном случае данная норма перестала бы иметь правовой характер. Поэтому санкцию практически любой международно-правовой нормы можно сформулировать исходя из принципа добросовестного выполнения международных обязательств: нарушение соответствующих предписаний и запретов влечет за собой ответственность нарушителя (конкретного субъекта международного права), мера и средства реализации которой определяются на основе международного соглашения.
    Заинтересованные  участники межгосударственных отношений  могут определить в соглашении меру ответственности одного из них или друг друга либо договориться о рассмотрении этого вопроса в международном арбитраже или суде. Международное соглашение может быть достигнуто и относительно меры ответственности третьей стороны либо применения тех или иных мер принуждения для осуществления такой меры ответственности (например, Киотский климатический протокол 1997 г.). Вопрос о мере ответственности может быть решен и в рамках международной организации.
    Что касается соглашений, устанавливающих  меру ответственности, то они заключаются уже после нарушения нормы международного права, представляя собой этап в реализации той неопределенной санкции, которая была сформулирована выше, и стадию реализации возникшей ответственности.
    Создатели международно-правовых норм и те, кто  их применяет, как правило, одни и те же лица, причем в основе создания норм международного права, как и в основе определения конкретных мер ответственности в случае их нарушения (а это один из вариантов их применения), лежит соглашение между их создателями. Поэтому несущественно, предусмотрены ли заранее те или иные меры ответственности в случае нарушения международно-правовых норм (в виде абсолютно или относительно определенных санкций таких норм) или же меры ответственности должны быть установлены специальным соглашением после совершения нарушения (если санкции носят неопределенный характер). Рассматривая структуру международно-правовых норм, нельзя не упомянуть о таких правовых явлениях, как дефиниции, фикции, презумпции и преюдиции. В.М. Горшенев называет их нетипичными нормативными предписаниями, так как они не имеют полного "набора" структурных элементов. Эти явления встречаются и в международном праве. 10 Для презумпций, преюдиций и фикций в большей степени характерны определенные допущения некоторых обстоятельств; для дефиниций - упрощение действительности, сведение ее к определенным признакам или обстоятельствам, признаваемым имеющими юридическое значение.
    Реализация  международно-правовых норм. Естественной и необходимой предпосылкой реализации международно-правовой нормы, как и любой другой правовой нормы, является ее действие. Понятия реализации и действия правовых норм являются настолько близкими, что иногда могут смешиваться. На самом деле они отражают разные явления. Действие правовых норм - это их существование в качестве юридически обязательных моделей поведения. В то же время действующие правовые нормы могут реализовываться не всегда. Это еще не говорит об их неэффективности. Возможны случаи, когда обстоятельства, на наличие которых рассчитана норма, не наступают. Например, нормы международного права, рассчитанные на реализацию в период вооруженных конфликтов, в мирное время действуют, но не применяются, не реализуются.
    Применение  норм международного права - это их, так сказать, приложение к межгосударственным отношениям. Выражения "осуществление норм международного права", "реализация норм международного права", "международно-правовое регулирование" очень близки друг к другу.
    Механизм  международно-правового  регулирования, как и вообще механизм правового регулирования, упрощенно можно обрисовать с помощью следующей схемы:
    правовая  норма - права;
    обязанности субъекта права - правоотношения.
    При этом имеется в виду, что осуществление  правовых норм не обязательно происходит через правоотношения.
    Начало  действия правовой нормы в отношении каких-либо лиц не всегда является точкой отсчета ее осуществления. Во-первых, норма может действовать, а лицо, которому она адресована, еще не появилось (например, международная организация еще не создана). Во-вторых, в течение определенного отрезка времени могут не возникать ситуации, не наступать события и т.п., при наличии которых только и возможно осуществление данной нормы. 11
    Эффективность международно-правовых норм. Эффективность  правовых норм определяется как правовыми, так и неправовыми факторами.
    Правовыми факторами являются качество формулировки нормы в соответствующем акте (точность и т.п.), согласованность  с другими нормами (в том числе  учет вышестоящих норм, отсутствие противоречий с нормами своего уровня), а также уровень функционирования других частей правовой надстройки.
    Неправовыми факторами, влияющими на эффективность  осуществления правовых норм, являются объективные закономерности общественного  развития, обусловленные этими закономерностями тенденции в экономике, политике и других сферах общественной жизни.
    Если  под эффективностью правовой нормы  понимать социальную результативность ее осуществления, т.е. достижение максимально  близкого к намеченному в норме  социально полезного регулятивного  воздействия на определенные общественные отношения при минимально возможных в данных социальных условиях побочных отрицательных последствиях, то лишь сочетание указанных правовых и неправовых факторов может обеспечить указанную эффективность. Показатели эффективности нормы - точность и последовательность ее реализации плюс социально полезный результат такой реализации.
    Важнейшим неправовым фактором, влияющим на эффективность  международно-правовых норм, является соотношение сил на международной  арене. Можно констатировать, что в современных условиях это соотношение порождает четкую тенденцию к возрастанию эффективности международно-правовых норм. Мерилом эффективности международного права в целом является международная законность. Международная законность - соответствие поведения подавляющего большинства субъектов международного права международно-правовым предписаниям, дозволениям и запретам. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4. Классификация международно-правовых норм.
    По  форме объективирования нормы международного права делятся на договорные и обычно-правовые.
    По  количеству участников - на нормы, обязывающие двух субъектов международного права (двусторонних договорах), и нормы, обязывающие трех и более субъектов международного права (многосторонних договорах).
    По  субъектно-территориальной сфере действия - на универсальные и локальные.
    По  юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диспозитивные нормы.
    Императивная  норма общего международного права (jus cogens) является нормой, которая принимается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
    Диспозитивные нормы - это такие нормы, которые в своих рамках предоставляют субъектам международного права возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов и устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу.
    По  видам международно-правовых норм - на нормы материального права и нормы процессуального права.
    В зависимости от функционального  назначения - на регулятивные и охранительные (обеспечительные). Регулятивные нормы  устанавливают конкретные права  и обязанности субъектов международного права, а охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы ст.ст. 41, 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).
    По  характеру субъективных прав и обязанностей - на обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
     Постепенно  конституции государств обретают черты  основных законов членов международного сообщества. Это находит выражение  в первую очередь во все более  широком признании приоритета международного права. Наблюдается тенденция к  росту роли международного права.
     Углубление  взаимодействия международного и внутреннего  права государств ведет к образованию  глобальной правовой системы или  суперсистемы.
     В ее рамках национальные правовые системы  активно взаимодействуют друг с  другом, с региональными системами и общим международным правом. В основе ее лежит принцип демократии, дающий возможность согласования различных правовых систем.
     Система норм международного права и нормы  внутригосударственных правовых систем взаимосвязаны и влияют друг на друга. Посредством этого взаимодействия происходит согласование норм указанных систем и проявляется их социальная ценность, позволяющая судить об их эффективности: социальная ценность нормативности в праве связана с той ролью, которую играют социальные нормы в жизни общества.
     Связующим звеном системы норм международного права во взаимодействии с внутригосударственной  нормативной системой является принцип  добросовестного выполнения международных  обязательств.
       Таким образом, данный реферат представляет собой теоретико-правовое исследование, проведенное на основе общедоступных нормативно-правовых актов и научных трудов известных ученых. Общепризнанные принципы и нормы международного права
    Такая классификация считается универсальной  и даже, несмотря на разнообразие современных политических и экономических систем, может быть применена к любой стране.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.