На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия Сократа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Р Е Ф Е Р  А Т
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Философия Сократа»
2006 год
СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ  
 

Глава 1. Краткая биография  Сократа  

Глава 2. Философия  Сократа 
2.1. Познай самого  себя 
2.2. Добродетель - это знание 
2.3. Диалоги 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сократ -- великий  античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс - стоит  у истоков рационалистических и  просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной  философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого  познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль  философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический  финал -- окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой  Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с  половиной тысячелетий дошла  до наших дней.
Сократом интересовались и увлекались во все време-на. От века к веку аудитория его собеседников изменя-лась, но не убывала. И сегодня  она, несомненно, много-люднее, чем когда  бы то ни было.
В центре сократовской мысли -- тема человека, про-блемы жизни  и смерти, добра и зла, добродетелей и поро-ков, права и долга, свободы  и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы -- поучительный и авторитетный пример того, как  можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение  к Со-крату во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей  эпохи и но-визне задач, не исключение.
Современные обращения  к Сократу - это не просто академическая  дань уважения к общечеловеческому  авторитету античного мыслителя, но и неподдельный интерес к его  любопытной и привлекательной личности, к его продолжающемуся и в  наши дни духовному влиянию.
Глава 1. Краткая биография  Сократа
Сократ родился  в мае-июне 469 г. до н. э. (четвертый  год 77-ой Олимпиады) в семье афинского  каменотеса Софрони-ска и повитухи Фенареты. В дошедших до нас сведениях  о Сократе правда в ряде случаев  дополнена вымыслом. Они порой  носят анекдотический, полулегендарный  характер. Мало достоверных сведений о детстве и вообще первой половине жизни Сократа, когда он еще не приобрел широкую популярность среди  афинян. Но кое-что все же известно.
Сократ был в  семье вторым ребенком. Одна из библиографических  легенд сообщает, что отец Софрониск, по принятому тогда обыкновению, в связи с рождением Сократа  обратился к оракулу с вопросом о характере обращения с сыном  и воспитания его. Смысл божественного  наставления был примерно таков: «Пусть сын делает то, что ему  заблагорассудится; отец не должен его  к чему-то вынуждать и от чего-то удерживать. Отцу лишь следует молиться Зевсу и Музам о благом исходе дела, Предоставив сына свободному проявлению своих склонностей и  влечений. В иных заботах его сын  не нуждается, так как он уже имеет  внутри себя на всю жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и  воспитателей».
Как и остальные  афинские дети, Сократ получил общедоступное  начальное образование, которое  было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и  преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое мусическое и гимнастическое воспитание, причем к мусическому относились все  искусства - поэзия, музыка, театр, изобразительное  искусство, скульптура, искусство счета, речи, и даже философия. Конечно, имелось  в виду приобщение детей в афинских гимназиях лишь к зачаткам таких  знаний и умений.
Когда Сократу исполнилось 18 лет, в отношении его, как и  других его сверстников, решался  весьма существенный вопрос о наделении  гражданскими правами и официальном  признании Афинского государства. В соответствии с законом, гражданином  Афин признавался лишь тот, чьи оба  родителя - афинские граждане. Процедура  подтверждения этого факта была довольна сложной.
Успешно пройдя необходимую  процедуру, молодой Сократ, подобно  другим своим сверстникам, принял следующую, обязательную в Афинах, гражданскую  присягу: «Я не посрамлю священного оружия и не покину товарища, с которым  буду идти в строю, но буду защищать и храмы, и святыни - один и вместе со многими. Отечество оставлю после  себя не умаленным, а большим и  лучшим, чем сам его унаследовал. И я буду слушаться властей, постоянно  существующих, и повиноваться установленным  законам, а также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один и вместе со всеми. И я буду чтить отеческие святыни».
В бурных перипетиях своей жизни, до ее трагического финала, Сократ оставался верным этой присяге, мужественным и законопослушным  патриотом афинского полиса.
Статус полноправного  гражданина Афин предоставлял много  значительных (политических, правовых, материальных, морально-религиозных  и т.п.) льгот его обладателю и  выгодно отличал последнего от всех других лиц, по тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.
О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст 18-ти лет и достиг двадцатилетия, существует несколько версий. Вероятно всего, он занялся делами отцовской  профессии и какое-то время тоже обрабатывал камни. Помимо значительных физических усилий, этот труд - почти  среднее между ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и тонкого  умения. По одной из библиографических  легенд от работы каменотеса Сократа  избавил Критон, его сверстник  и товарищ. Влюбленный в душевные качества Сократа и обладая достаточным  богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии. Эта версия в известной  мере питается из того достоверного источника, согласно которому Критон в зрелые годы был преданным другом, слушателем и последователем Сократа, готовым  помочь ему в жизненных невзгодах.
Около начала Пелопонесской  войны Сократ выступил с устным изложением своего философского учения и вскоре собрал вокруг себя круг учеников, большая  часть которых оказалась врагами  общественно-политического строя. Это  обстоятельство, а так же критические  высказывания самого Сократа, направленные против правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа  к суду. Мотивом для обвинения, по существу политического, послужило  религиозное легкомыслие Сократа, который отрицал старых богов  и почитал новое божество. По приговору  суда Сократ в мае 399 г. до н.э. выпил  кубок яда.
Глава 2. Философия  Сократа.
2.1. Познай самого  себя.
Согласно приводимому  Аристотелем преданию, Сократ в молодости  посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом  среди всех эллинов). Его взволновала  и захватила призывная надпись  «Познай самого себя». Это изречение  послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление  его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение  как призыв к познанию вообще, и  выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении  с божественной мудростью. Речь шла  о принципе познания человеком своего места в мире.
Сократовское проникновение  в существо человеческих требовало  новых, истинных путей познания. Философский  интерес Сократа к проблемам  человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней  натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой  этики Сократа и главной темой  всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный  с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был  охвачен настоящей страстью к  Познани. Природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению  и гибели. В подобных стихийно-научных  размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений  природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.
Она состояла в том, что Ум вначале провозглашается  им в качестве принципа, который  всему в мире сообщает порядок  и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок  вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами - водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем  самым подменяется понятие причины  естественных явлений самими этими  явлениями, их столкновениями и стихийной  игрой. По Сократу же, истинная причина  естественных явлений коренится  не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, но не ее источник.
Придя к выводу о  неправильности исследования причины  бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием  истины является соответствие того, что  познается, своему понятию.
Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого  предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не бытием, но со знанием о бытии. И это  знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.
Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для  его повседневной жизни. Поэтому  ценность всякого познания - природных, людских и божественных явлений  и отношений - в том, чтобы научиться  разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в  мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой  как человеком» Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, I, 24..
Философски возвысив разум и признав за ним универсальную  мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало  в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым  он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».
2.2. Добродетель - это знание.
В центре всего сократовского  философствования стоят вопросы  о нравственных добродетелях, моральных  качествах человека. По существу своему учение Сократа - это философия морали, этика. Этически сориентирована и его  теория познания, гносеология. Нравственно-этический  смысл человеческих поисков истины и овладение знанием предопределяется тем. Что истоки и знания, нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой  человеческой добродетели оказывается  его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает  характер морального действия, нравственного  акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.
Истинное познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек  не в силах знать все. «Человеку, - говорил Сократ,- невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр» Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, IV,8..
Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит  по сравнению с божественной мудростью. И уже совсем мало что значит в  этом отношении обыденное, непросвещенное мнение.
Сократовское положение  о мудрости знания человеком границ своего знания и незнания - «я знаю. Что ничего не знаю» - как раз и  фиксирует отношение человеческого  познания к божественному разуму. Знание божественно, и только оно  возвышает человека и уподобляет его богам. Большинство же людей, считает. Сократ, чурается знаний и  руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами. Сократ отстаивал принцип всеобщего  господства разума - в природе, в  отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. В природе это  проявляется как гармония и целесообразность во всем мироздании; в отдельном  человеке как господство разумной души над природным и неразумным телом; в обществе - как господство разумных законов и установлений, как правление  знающих. Игнорирование этого, отклонение от правильного пути являются, по Сократу, следствием незнания.
Главной задачей  философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного  мировоззрения, познание же природы, натурфилософию счи-тал делом ненужным и безбожным. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу разума человека в этом направлении он считал безбожеством. Он считал, что мир есть творение “божества” великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относи-тельно их воли. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал де-лать это  своим ученикам. Он делал жертвоприношение богам и старательно выполнял все религиозные обряды.
Получается, что основной вопрос философии Сократ решает как  идеалист: природа - это нечто не стоящее внимания философа, важнейшим  для него яв-ляется дух, сознания. Сомнение служило Сократу предпосылкой для  обраще-ния к собственному Я, к  субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая  этика Сократа перерастает в  теологию.
Он выступает против детерминизма древнегреческих материалистов  и наме-чает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунк-том для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей це-лью пользу человека.
Телеология Сократа  выступает в крайне примитивной  форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют  выполнение определен-ных задач. Цель: глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять  и т.п. Равным об-разом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет  своей целью помогать определению  времени. Боги заботятся о том, чтобы  земля произво-дила пищу для человека, для чего введен соответствующий  распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком  расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или  чрезмерного холода и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.