На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Поведение социальных субъектов в сфере правового регулирования общественных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      План 

     
Введение                                                         3
1. Понятие  и виды социальных субъектов 4
2. Поведение как объект правовой  оценки 8
3. Особенности  правомерного и противоправного  поведения 14
Заключение
26
Литература
27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
      Право — важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт  жизнедеятельности людей, их поведения  в обществе. Следовательно, регулировать общественные отношения право может, лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право —  один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает  непосредственным объектом правового  регулирования. К. Маркс, характеризуя роль поведения в правовом регулировании, подчеркивал, что помимо своих действий человек совершенно не существует для  закона, не является его объектом. Поэтому  действия человека — единственное, в силу чего он попадает под власть действующего права. Поведение людей чрезвычайно разнообразно. Оно имеет различные форму выражения, интенсивность, мотивы, цели, последствия. Но все варианты поведения выявляют определенные интересы, ориентации, идеологические позиции в системе отношений государственно-организованного общества. Именно поэтому всякое поведение выступает объектом моральной и правовой оценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и виды социальных субъектов
     Вопрос  о круге лиц и организаций, которые, согласно действующему в той  или иной стране законодательству, могут быть субъектами права или  участниками правоотношений, имеет  не только теоретическое, но и практическое значение.
     Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство  признает способность быть носителями субъективных прав и юридических  обязанностей. В современной юридической  литературе понятие «субъект прав»  чаще всего используется в качестве синонима терминов «субъект» или  «участник правоотношений». В юридических  источниках конца XIX- начала XX в. понятие «субъект права» употреблялось лишь для обозначения носителя субъективных прав.
     Слово «субъект» в применении к юридическому отношению, писал Г.Ф. Шершеневич, употребляется в двояком значении. «Говорят о субъекте юридического отношения, понимая его или с активной стороны, как носителя права, или с пассивной стороны, как носителя обязанности. Чаще же говорят о субъекте права, имея ввиду только того участника юридического отношения, которому принадлежит в нем право».1 Субъектом права «называется всякий», развивал эту же мысль Е.Н. Трубецкой, кто способен иметь права, независимо от того, пользуется ли он ими в действительности или нет.2
     Юридическое качество, или свойство, быть субъектом  права и правоотношений не возникает  само по себе. Оно не составляет, по справедливому утверждению Г.Ф. Шершеневича, «естественного свойства человека, а есть создание объективного права».3 Поэтому попытки закрепления в некоторых конституционных документах положений, вытекающих из теории естественного права, о том, что качество субъектов права- носителей основных прав и свобод человек приобретает «естественным путем», что «они принадлежат каждому от рождения», в практическом плане является не более чем весьма привлекательной, красивой декларацией.
     Ни  природа и ни общество, а только государство определяет, кто и  при каких условиях может быть субъектом права, а следовательно, и участником правоотношений, какими качествами он должен обладать. Только законом может устанавливаться и признаваться то особое юридическое качество, или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом прав. Это качество, или свойство, называется правосубъектностью.
     В отечественной и зарубежной литературе считается общепризнанным, что субъектами права могут быть физические (частные) и юридические лица.
     К физическим лицам относятся все  граждане (при монархическом строе - подданные), иностранцы и лица без гражданства. В современном понимании «физическое лицо» как субъект права отождествляется, по существу, с живым человеком, обладающим правоспособностью и дееспособностью. Физическое лицо, как указывал Г.Ф. Шершеневич, «это субъект права, совпадающий с человеком».4
     Различие  разных субъектов правоотношений среди  физических лиц имеет большой  социальный, практический смысл. Те или  иные категории этих субъектов могут  иметь разные по объему и содержанию правомочия и нести разные обязанности. Например, иностранные граждане имеют в имущественном обороте, как правило. Равные права с гражданами того или иного государства, но политические права (избирательное право, служба в армии) у них разные. В современной России есть и иные ограничения прав иностранных граждан. Так, иностранный гражданин не вправе учреждать газету. Определенные ограничения установлены и для лиц без гражданства. Институт гражданства регулируется статьей 62 Конституции РФ. Проблема гражданства и, соответственно, объема правомочий и обязанностей становится особенно актуальной на современном этапе Российского государства, когда свыше 25 миллионов соотечественников после распада СССР оказались за рубежом, в странах СНГ. С другой стороны, на территории России в настоящее время находятся свыше полумиллиона иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья. Среди них много беженцев, статус которых еще четко не определен. В какой-то степени помогают решить эту проблему теоретические конструкции, вошедшие в законодательство, о двойном гражданстве. В этом случае при наличии соответствующих договоров объем правомочий и обязанностей для гражданина РФ сохраняется, если даже место его жительства находится за рубежом. Граждане - самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни. Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленных в актах международного права. В силу ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст. 18 они являются непосредственно действующими. Права и свободы определяют смысл, содержание и порядок применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов, демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция России устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом.
     В качестве юридических лиц - субъектов права, участников гражданско - правовых отношений - выступают государственные и общественные организации и учреждения, которые обладают следующими признаками: а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; б)отвечают этим имуществом по своим обязательствам; в) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; г) имеют самостоятельный баланс или смету; д) могут нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     В России юридическими лицами, согласно гражданскому законодательству, могут  быть коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, и некоммерческие объединения, которые не преследуют такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.
     В России коллективные субъекты права  имеют обширную классификацию. Они  делятся на следующие виды:
1. Само  государство.
2. Государственные органы и учреждения.
3. Общественные  объединения.
4. Административно-территориальные единицы.
5. Субъекты Российской Федерации.
6. Избирательные  округа.
7. Религиозные организации (ст. 117 ГК РФ).
8. Промышленные  предприятия.
9. Иностранные  фирмы.
10. Специальные субъекты (юридические лица).
Таким образом, к коллективным субъектам  права относятся государственные  и негосударственные организации, государство в целом.
Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов  права их можно подразделить на три группы:
1) органы  государства, выполняющие функции  управления и обладающие властными  полномочиями. Чаще всего они  выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных  правоотношений. Правовое положение  органов государства характеризуется  компетенцией, т.е. совокупностью  прав и обязанностей, предусмотренных  соответствующими нормативными актами;
2) учреждения, занимающиеся социально-культурной  деятельностью, не связанные с  властными полномочиями. Такие учреждения (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.д.) состоят на  бюджете государства, наделяются  комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций;
3) предприятия,  занимающиеся хозяйственной деятельностью,  действующие на праве хозяйственного  ведения (унитарные предприятия)  или на праве оперативного  управления (казенные предприятия).
     Следует отметить, что не всякий коллектив  людей может выступать вообще субъектом права. Например, семья  или учебные группы, курсы, кафедры, производственные бригады и другие общности не обладают этим качеством. Субъектами права являются лишь более  или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются  единством воли и цели, а также  определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные  соединения граждан или каких-то структур. 
 
 
 
 
 

    Поведение как объект правовой оценки
      С позиций права поведение человека может быть оценено по-разному. Отдельные  отношения людей находятся вне  сферы правового регулирования, а потому вообще не оцениваются правом (отношения любви, дружбы и т. д.). Они поддаются лишь моральной  оценке. Другие отношения не регулируются правом, юридически безразличны и не требуют правового опосредования (например, увлечение спортом, музыкой, спортивные игры). Наибольший интерес для юридической науки и практики представляет поведение людей в сфере правового воздействия, т. е. поведение, урегулированное правом. В литературе такое поведение называется правовым. Правовому поведению присущ ряд признаков. Первый из них - социальная значимость. Поступки людей вплетены в систему общественных отношений и поэтому оказывают на нее определенное воздействие (положительное либо отрицательное). В силу своей социальной значимости всякий человеческий поступок порождает реакцию окружающих — одобрение или осуждение. В этом и проявляется социальная характеристика (оценка) поведения, которое может быть либо общественно полезным, либо общественно опасным (вредным). Второй признак правового поведения — его психологизм, субъективность. Он обусловлен тем, что люди наделены сознанием и волей и контролируют свое поведение. Совершая то или иное действие в правовой сфере, субъект соотносит его с имеющимися нормами и ценностями, анализирует его с позиций того, какую пользу он принесет обществу, себе, другим людям. В зависимости от этого и принимается решение, определяются направление и интенсивность поведения. Эта сторона, связанная с отношением лица к своим действиям и их последствиям, и составляет субъективную сторону поведения.
      Вместе  с тем поведение человека в  правовой сфере имеет специфические, юридические признаки, характеризующие  его как правовое, что определяется связью поведения с правом, правовым регулированием.
      Первый  юридический признак подобного  поведения — его правовая регламентация. Как объективные, так и субъективные моменты поведения отражаются в  правовых предписаниях. Такая регламентация  обеспечивает точность, определенность поведения в правовой сфере, является защитой от постороннего вмешательства  в действия граждан иных субъектов. Эта формально-юридическая сторона  правового поведения очень значима. Сколько бы общественно полезным (или, наоборот, общественно опасным) ни было поведение, если оно не опосредовано правом, оно не является правовым, не поддерживается принудительной силой государства. Именно посредством правовых норм стимулируется, внедряется в общественную жизнь общественно полезное поведение и вытесняется из жизни поведение, нежелательное для общества.
      Второй  юридический признак правового  поведения — подконтрольность его государству в лице правоприменительных и правоохранительных органов. Этот признак вытекает из свойства гарантированности государством права, его принудительности. Контролируя действия субъектов общественной жизни, государство корректирует их в зависимости от социальной значимости поступков.
      Третий  юридический признак правового  поведения заключается в том, что оно как правовое влечет за собой юридические последствия. Указанный признак имеет важное значение для характеристики поведения  в правовой сфере. В условиях расширения границ общедозволительного регулирования, когда «дозволено все, что не запрещено  законом», можно предположить, что  любое поведение, не запрещенное  правовыми нормами, есть поведение  правовое. Однако субъекты совершают  массу поступков, которые, хотя и  не запрещены правом, не влекут за собой  каких-либо юридических последствий. Будучи юридически нейтральным, такое  поведение (повторим) не является правовым. В силу указанной особенности  правовой поступок выступает обычно юридическим фактом — основанием для возникновения (либо прекращения) правоотношения.
      Все изложенное позволяет определить правовое поведение как социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное  нормами права и влекущее за собой  юридические последствия.
      Таким образом, деятельность человека в правовой сфере может быть оценена и с социальной, и с юридической стороны. Мы говорим о правомерном и неправомерном поведении, когда оно исследуется под углом зрения соответствия его требованиям правовых предписаний. Оно может быть общественно полезным либо общественно опасным (вредным), когда критерием оценки является его социальная значимость. Кроме того, при характеристике действий человека важен учет субъективного момента.
      Поведение субъекта нельзя анализировать с  позиций лишь какого-либо одного из указанных факторов. Односторонний  подход не позволяет верно оценить поступок, дать правильную классификацию его последствий, определить реакцию на него государства и общества. В частности, правовой поступок нередко рассматривают лишь с одной, юридической, стороны. Всякое поведение, соответствующее нормам права, понимается как правомерное, а противоречащее им — как правонарушение. При анализе же поведения не только с юридической, но и с социальной стороны обнаруживаются различные его варианты. Так, возможно поведение, осуществляемое в рамках правовых норм, не нарушающее их, но наносящее определенный ущерб обществу, отдельным гражданам. Бывает, что субъект нарушает нормы права, действует неправомерно, но его действия не влекут за собой каких-либо отрицательных последствий для окружающих. Поэтому не стоит ограничивать виды правового поведения двумя названными (правомерным и правонарушающим). Развитие и потребности юридической практики требуют более дифференцированного подхода к этому вопросу, ибо различные виды правовых действий нуждаются в соответствующей правовой регламентации.
      Все изложенное позволяет выделить следующие  виды правового поведения:
      1) правомерное — социально полезное  поведение, соответствующее правовым  предписаниям;
      2) правонарушение — социально вредное  поведение, нарушающее требования  норм права;
      3) злоупотребление правом — социально  вредное поведение, но осуществляемое  в рамках правовых норм;
      4) объективно противоправное —  поведение, не наносящее вреда,  но осуществляемое с нарушением  правовых велений. Сюда же можно  отнести противоправное поведение  недееспособного лица.
     При рассмотрение понятия «объект правоотношений» следует, прежде всего, обратить внимание на то, что только их наличие вызывает необходимость возникновения и существования самого правоотношения. Отсутствие объекта права лишает смысла существование любого правоотношения. В обществе нет и не может быть правоотношений не только безсубъективных, но и безобъективных.
     Проблема  общего определения понятия «объект  правоотношений» всегда привлекала к себе внимание исследователей и  составляла предмет спора. Стремясь найти ее наиболее адекватное решение  и ответить на вопрос, что такое  объект права, многие авторы высказывают  различные суждения.
     Иногда  под объектом правоотношения понимается то, на что направлено правоотношение или по поводу чего оно возникает. В качестве объекта правоотношения нередко рассматриваются любые  жизненные явления, обусловившие возникновение  субъективных прав и юридических  обязанностей. Объектом правоотношений считаются также различные мотивы и виды поведения людей, направленные на удовлетворение их разнообразных  жизненных потребностей.
     Реальные  жизненные отношения между людьми и их организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными, религиозными, в том числе и правовыми. Каждое общественное отношение представляет собой сложное и многогранное явление, которое может включать различные элементы общественных интересов и потребностей. Одна из них охватывается правовым регулированием, а другие - нет. Отсюда следует, что не все общественные отношения и не в полном  объеме могут приобретать юридическую  форму.  Правоотношения  отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которые определяются  нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, если речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия,  говорить об их юридической природе нельзя. Объектом правового регулирования являются общественные отношения классового общества. Но сами общественные отношения складываются из разнообразных поведенческих актов отдельных индивидов, к воли и сознанию которых адресованы правовые установления. Поэтому нормы права регулируют общественные отношения, воздействуя на поведение конкретных людей.
     Основным  результатом правового воздействия  на общественные и личные отношения должно быть достижение  соответствия между фактическим поведением сторон и теми правами и обязанностями, которые закреплены за ними с помощью правовых норм. Обеспечивая такое соответствие, право способствует повсеместному распространению должного поведения, отвечающим его нормативным требованием. Установленные и поддержанные с помощью специальных юридических средств определенного типа поведения людей, организованного и направленного к общественно значимым целям – одно из важнейших назначений права в обществе5
        Социально значимое поведение людей, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия, является правовым поведением.6
         Субъектами правового поведения выступают индивиды (граждане иностранцы, лица без гражданства) и социальные общности (государственные и общественные организации, государство в целом). Как субъект правового поведения граждан характеризуется определенными  физическими и юридическими признаками.  Правовое поведение отличается от иных видов поведения, в частности, тем, что оно способно вызывать возникновение, изменение или прекращение правоотношений, в том числе  и связанных с юридической ответственностью. В связи с этим  законом устанавливается некоторые обязательные условия, при которых физические лица приобретают качества субъектов правовых отношений, становятся носителями прав и обязанностей.7
        Правовое поведение может соответствовать,  а может и противоречить интересам  общества.  Нормы  права  призваны   санкционировать   одни   виды поведения, отвечающие интересам государства и общества, и запрещать  другие, наносящие  ущерб  этим  интересам.  Выполнение  правовых  требований   может сопровождаться    различной    степенью    активности    и     относительной самостоятельности   действий   субъектов   права,   правовые   нормы    либо предписывают, либо запрещают, либо разрешают  определенные  виды  поведения.
     Степень  правовой  регламентации  поведения  зависит  также  от  природы   и важности тех или иных видов поведения для интересов государства, общества  и отдельных индивидов. Но в любом случае,  с  точки  зрения  права  юридически значимое поведение может быть правомерным или неправомерным.  Все  остальные действия могут быть причислены к юридически  безразличным. Поведение людей, соответствующее требованиям правовых норм,  является правомерным, нарушающее эти требования - неправомерными. Поведение, в том числе и правомерное, может выражаться  как в  действии личности, так и в ее бездействии. Обе формы поведения отражают  определенную активность личности, поскольку в случае пассивного поведения  –  бездействия она выражает свое  отношение  к  норме,  требующей  не  совершать  социально вредные  действия.  Позитивное  бездействие  представляет  собой  активность минимально необходимую для нормального функционирования общества. В этом  ее коренное отличие  от преступного бездействия,  которое  рассматривается  как воздержание лица от обязательного действия, предписываемого нормой права,  и потому наказуемое установленном правовом порядке.8
          Закрепленное в юридических нормах право личности на свободу выбора того или иного поступка представляет собой решение по своему усмотрению  вопроса "  как поступить?". Здесь вступают в силу внутренние регуляторы  поведения, связанные   как   с   осознанием   возможного   принуждения   со    стороны государственных органов, так и с  нравственно-  этическим миром личности, закрепленным в ее сознании определенным уровнем общей культуры поведения, а также правовыми традициями общества.9
         Отмечая зависимость  нормы   права от сложившихся норм  поведения, нельзя забывать,  что  есть  и  другая  сторона  взаимосвязи:  на  основе  анализа общественных потребностей сначала создается  правовое  предписание  (закон, указ, постановление), а  затем  оно  реализуется  в  фактическом  поведении граждан. Должностных лиц, коллективов.10
         Правовая   норма   предписывает   в   определенных    ситуациях,    как воздерживаться от каких либо действий (соблюдать правые требования), так  и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях  могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность  выбора  того или  иного  действия  (то  есть  использовать  правовые  нормы  по   своему усмотрению). 
 
 
 
 
 
 

     3. Особенности правомерного  и противоправного  поведения 

Из вышесказанного можно сделать вывод: правомерное поведение можно определить как: поведение, которое соответствует предписаниям права, т.е. субъективным правам и обязанностям. Это социально полезное действие или бездействие субъектов права, в котором реализуется предписание, заложенные в правовых нормах. Для режима законности очень важно, чтобы как можно более широко распространенным видом поведения в обществе было правомерное. Это является основой режима законности, правопорядка, наиболее благоприятных условий для осуществления прав и свобод человека.
Правомерное поведение вступает в правовом регулировании, одним из средств регуляции общественных отношений, а результаты действия права. Могут быть выражены не только поведением их участников, поскольку реализация норм права может иметь место и вне правоотношений. Воздействие права на формирование мотивов правомерного поведения значительно ослабевает, когда сама практика по исполнению правовых норм находится в противоречии с принципами права. Тем самым подрывается уверенность субъектов права в их целесообразности и социальной справедливости, поскольку становление правовой убежденности происходит не на базе не коего набора готовых правовых форм – как известно, это процесс сознательного усвоения и оценки соответствующих явлений.11 

Основные  черты правомерного поведения
В основном черты правомерного поведения, определяющие его социальную
ценность  были определены как:
1. Правомерное  поведение находится в установленных законодательством
рамках (формальный аспект).
2. Правомерное  поведение социально полезно,  не противоречит общественным интересам и целям. Правомерное поведение всегда рассматривалось как самое массовое общественное явление, оно свойственно подавляющему большенству людей, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект).
3. Добровольность  и сознательность, убежденность  и ответственность личности в своих действиях, ее активность в выполнении обусловленных правом действий, что составляет его субъективную сторону.12
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.