На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                         

                 Курсовая работа

           Наказание и поощрение как  фактор 
      социализации детей школьного  возраста

                                             Содержание       

Введение………………………………………………………………….3
Глава I Особенности процесса социализации школьников…………...5
1.1 Понятие  социализации: факторы, уровни, этапы,  функции……….5
1.2 Общая  характеристика социализации детей………………………13
Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие
 процесса  социализации школьников………………………………….20
2.1  Понятие  наказания и поощрения. Виды  и формы………………..20
2.2 Роль наказания и поощрения в воспитании школьников…………31
Заключение……………………………………………………………….41
Список  литературы………………………………………………………43

                                                

 
 
 
                                                Введение 

               Каждый, кому приходится иметь  дело с детьми, знает, что с  помощью поощрений и наказаний  воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
       Наказание и поощрение являются неотъемлемой частью процесса социализации детей, в  частности школьников. Благодаря - ним, дети учатся различать, “что такое  хорошо” и “что такое плохо”.
       Цель  данной курсовой работы –  исследовать, какую роль играют наказание и поощрение  в процессе социализации школьников.
       Задачи  работы:
    Обобщить теоретический материал по данной теме.
    Исследовать понятия наказание и поощрение, их виды и формы.
    Рассмотреть наказание и поощрение как обязательные элементы  процесса социализации детей школьного возраста.
       Объектом  исследования является процесс социализации.
       Предметом исследования выступает значение наказания  и поощрения  школьников в процессе социализации.
             В работе были использованы следующие методы исследования:
    Теоретические (анализ, обобщение)
    Эмпирические (беседа, анализ результатов деятельности)
        Практическая значимость работы  заключается в том, что с  учетом появления новых методик  воспитания и новых подходов в педагогике, теоретические знания об особенностях процесса социализации и значении наказания и поощрения детей, помогут решить каким образом правильно и корректно воспитывать детей.
              В первой главе работы нами  рассмотрены следующие теоретические вопросы: понятие социализации, факторы, уровни, этапы и функции. Здесь же мы дали общую характеристику социализации детей, привели некоторые примеры.
       Во  второй главе мы проанализировали особенности  двух понятий: наказания и поощрения, рассмотрели их виды и формы, пришли к выводу, что, эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. 
       В заключении сделаны выводы. Завершает  работу список литературы и использованных интернет-источников.
       Работа  может получить дальнейшее развитие в изучении процесса социализации, в частности школьников, послужить хорошим руководством для родителей и учителей в воспитании детей. В этом и видится нам практическая ценность данной работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Особенности процесса социализации школьников                  Социализация  — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
       1.1Понятие  социализации: факторы,  уровни, этапы, функции
       Социализация  рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
       А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К  ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
       Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление  играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
       В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.                Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:        1.Социально-психологические механизмы
2.Социально-педагогические  механизмы
       К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
       Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
       Экзистенциальный  нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
       Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
       Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
       Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
       К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
       Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
       Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.
       Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.
       Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
       Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.
            1. Биологический уровень.
        Это связь организма человека  с окружающей его средой.  Человек,  равно как  и  любое   растение  или  животное  является  частью  космоса. Человек подвержен  влиянию погоды, фазам луны и  другим природным явлениям.
        2. Психологический уровень.
        В  процессе  социализации  выделяется  две  стороны   личности  –   как субъекта, так и объекта общественных  отношений.  Под  субъектом   понимается деятельное  начало  индивида,  процесс   активного   воздействия   на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая  деятельность).  Таким образом, процесс социализации человека в  существенной  мере  выступает  как результат двух процессов: первый  из  них  определяется  активностью  самого  человека, а второй – логикой развертывания внешних,  по  отношению  к  нему, проблемных ситуаций.
             3. Социально-педагогический уровень.
       Это  связь  человека  с  обществом  в  лице  социальных  институтов  и отдельных групп, когда ребенок  ищет новые социальные роли и  выбирает  стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.
         Уровни  социализации  демонстрируют   основу   человеческой   личности, влияние социальных институтов  на ее формирование, рассматривая  личность, как объект, так и субъект  воздействия личности  на  себя  и  общество,  а  также общественных институтов на личность.
         Включенность в обозначенные  выше уровни обуславливает пространственно  - временную непрерывность процесса  социализации  на  протяжении  всей   жизни человека.
         Поскольку социальная  среда  есть  явление  динамическое,  результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые  в  процессе социальной жизни,  благодаря  завязыванию  все  новых  связей,  отношений  с другими людьми, общностями, системами.
         В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно  формирование  новых  потребностей,  их  осознание  и  перевод  в  систему ценностей. Новые потребности играют  роль  ведущих  на  своем  этапе развития. Можно выделить семь этапов.
         Первым этапом социализации является  восприятие  индивидом  социальной  информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и  навыков.  При  этом следует непременно  учитывать фактор своевременности  подачи информации.
         Вторым этапом социализации подростка является интуитивное  соотнесение получаемой  информации   с   генетически   заложенным   кодом,   собственным социальным  опытом  и  формирование  на  этой  основе  собственного  к   ней отношения. На этом этапе социализации  первостепенное  значение  приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в  особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем  как позитивное, так и негативное. Именно  к  этим  чувствам,  к  состоянию  души неосознанно прислушивается человек при восприятии  и  оценке  той  или  иной информации. Другой фактор, оказывающий сильное  воздействие  на  этом  этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок.  Это может быть двор, друзья, класс, но чаще  всего это семья и,  когда новая информация вступает в противоречие с установками,  полученными ребенком  в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.
       Отсюда  третий этап – выработка установки  на  принятие  или  отторжение  полученной информации.  В  качестве  факторов,  оказывающих  воздействие  на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и  которые,  так  или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику  информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.
         В  качестве  четвертого  этапа   выступает   формирование   ценностных ориентаций  и  установка   на   действие.   В   качестве   ведущего   фактора благоприятствующего  положительному исходу этого  этапа выступает идеал.
       Основой пятого этапа служат поступки,  логически  выстроенная  система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях  поступки  следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция»,  и,  только  потом прорабатываются второй – четвертый этапы, в  других  они  возникают  лишь  в результате  неоднократного  повторения   определенных   воздействий   извне, проходя через этап обобщения и закрепления. На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет  разное качественное состояние. В шесть  лет  усваивается  норма  не  драться,  а  в шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.
       Седьмой  этап  выражается   в   осмыслении   и   оценке   своей   социальной деятельности.
       Социализация  осуществляет основополагающие функции  развития индивида и общества:
      -  нормативно-регулятивная   функция,   формирующая   и   регулирующая  жизнедеятельность  человека  в  обществе  посредством   воздействия  на  него специальных  социальных  институтов,  определяющих   образ   жизни   данного общества во временном контексте;
      - личностно-преобразовательная функция,  индивидуализирующая  человека  посредством формирования  потребностно  -  мотивационной  сферы,  идеалов  и установок человека в системе социальных отношений;
      -  ценностно-ориентационная  функция,  формирующая  систему  ценностей  определяющих образ жизни человека;
      -    коммуникативно-информационная,     приводящая     человека     во
взаимоотношения с  другими  людьми,  группами  людей,  системой,  насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;
      -   прокреативная   функция,   порождающая   готовность    действовать
определенным  образом;
      -  творческая  функция,  в  процессе  реализации   которой   рождается
стремление  творить, отыскивать выход из нестандартных  ситуаций, открывать  и преобразовывать  мир вокруг себя;
      - компенсаторная функция, восполняющая  дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
             Функции  социализации  не   только   раскрывают,   но   и  определяют  процесс  развития  индивида  и  общества.   Функции   направляют активность индивида, определяя более или менее  перспективные  пути  развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают  возможность индивиду  проявить себя в определенной сфере деятельности.
 1.2 Общая характеристика социализации детей
       Социализация  – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители, церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние. Семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. 
По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

       Цель  социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».
       Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из них – культурный контекст. Японские родители, в отличии от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родители прибегают к этому крайне редко. Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения. С совершенствованием речевых навыков ребенка растет эффективность применяемых родителями словесных указаний, разъяснений и рассуждений.
       Согласно  Белски, факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три  большие категории: 1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методов социализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивные способности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов.
         Стиль воспитания и используемые  дисциплинарные методы с неизбежностью  отражают личностные качества родителей и систему их убеждений. Эмоционально зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители, менее благополучные в психологическом плане; сенситивное воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости, независимости, социальной компетентности и интеллектуальных навыков.
       Помимо  личностных особенностей на формирование стиля дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителей о мотивации и способностях ребенка. Пытаясь социализировать своих детей таким образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нет.
       Некоторые родители уверены, что ребенок конструктивен и адаптивен в своем познании мира через экспериментирование. Они беседуют с детьми и задают им множество вопросов, таким образом, побуждая их к размышлению и рассуждению. Более того, те кто убежден в естественной одаренности ребенка, в его способности к быстрому обучению, полагают, что по отношению к ребенку не следует быть жестко директивным. родители же, которые считают, что дети пассивны в своем познании мира, напротив, используют наставления и указания, которые в меньшей мере способствуют когнитивному развитию.
       На  взаимодействие родителей с детьми влияет также социальная направленность родителей, их обобщенные представления  о других людях. 
Родители, подчеркивающие значение психологических характеристик, мотивов и чувств – в отличии от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положения в обществе, - склонны использовать личностно-ориентированные дисциплинарные методы. Они обращают внимание детей на чувства, мотивы других людей, поощряют их размышления над собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствует развитию познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности.

       Таким образом, представления родителей  о поведении и мотивации ребенка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательного процесса.
         Принцип взаимного влияния наглядно  иллюстрирует отношения между  родителем и ребенком: темперамент  и особенности ребенка влияют  на качество и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребенка. 
Возбудимый, беспокойный ребенок, скорее всего, будет фрустрировать тех, кто за ним ухаживает, вызывая реакцию раздражения, которая, в свою очередь, повышает возбудимость ребенка. Матери, считающие своих детей «трудными», меньше взаимодействуют с ними, менее чутко реагируют на них. Взаимное влияние родителей и детей можно объяснить через концепцию верхней и нижней границ допускаемого родителями поведения. Если поведение выходит за рамки, родитель пытается скорректировать его. Отношения между супругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчают адаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сенситивным воспитанием, которое, в свою очередь, связано с надежной привязанностью ребенка к родителю. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в умении считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание. Статистика бракоразводных процессов показывают, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доброту.

       Нормальные  воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности  супругов, их соответствии друг другу  во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а так же социально- психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязанностей по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.
       Взаимная  поддержка родителей воздействует на воспитательный процесс несколькими  способами. Первый из них – опосредованный: взаимная поддержка супругов снижает эмоциональный дистресс, неизбежно возникающий время от времени в жизненных ситуациях, личная поддержка повышает настроение и таким образом дает возможность родителю взаимодействовать с ребенком в более позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют на родительское поведение друг друга, подавая пример эффективного вмешательства, беря на себя часть забот, если супруг (а) устал (а) или если дети доставляют особенно много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счет к общему решению.
       Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической  поддержки и защиты. 
Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, главы семьи, завышение требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самым, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимся на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

       Как и социальная поддержка, получаемая от супружеских отношений, социальная поддержка родственников и друзей существенным образом влияет на родительское поведение. У родителей, получающих социальную поддержку, выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожелательны, лучше заботятся о детях.
Выводы по I главе
                Таким образом, социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Процесс социализации индивида протекает на 3 уровнях: биологическом, психологическом, социально-педагогическом. Уровни  социализации  демонстрируют  основу   человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность, как объект, так и субъект воздействия личности  на  себя,  и  общество,  а  также общественных институтов на личность.   Социализация  как поэтапный процесс протекает  в  сознании  и  поведении  детей  во  множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем,  придя  к  своему логическому завершению  –  самооценке,  на  определенном  этапе  жизни  этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже  на  новом  качественном уровне.
       Дети  социализируются не только по средствам  прямого общения, но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие поведенческие модели другого человека.
       Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой  эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с человеком. Стиль воспитания варьируется от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому; они также неадекватны в разных семьях. 
Исследователи выделяют четыре модели родительского поведения: авторитарное, авторитетное, либерально-популистическое и отвергающе - пренебрежительное. Наиболее благоприятным для ребенка является авторитетный стиль, который сочетает в себе высокую требовательность с высоким уровнем теплоты и отзывчивости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие процесса     социализации школьников
             Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. Рассмотрим эти два понятия подробнее.
2.1  Понятие наказания и поощрения. Виды и формы
         Наказание – применение каких-либо  неприятных или нежелательных  мер в отношении человека или  животного в ответ на неповиновение  или на неугодное или морально  неправильное поведение. Наказание  может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Наказание всегда применяется лицами, занимающими более высокое положение в социальной иерархии по отношению к лицам, занимающим более низкое положение. Детей за проступки наказывают родители или заменяющие их лица, а также воспитатели и учителя. Работников за проступки на работе наказывают работодатели или их представители. Военнослужащих наказывают за проступки их командиры. Рабов и крепостных имели право наказывать их хозяева. За преступления предусмотрено уголовное наказание, применяемое по приговору суда.
      Термин  «наказание» в психологии означает действие, которое совершается с  целью уменьшения, по крайней мере, временно, вероятности того, что  какое-либо поведение наказанного повторится. Предполагаемая цель наказания — побудить человека или животное не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.
      По  Б. Ф. Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет «позитивное наказание» и «негативное наказание».
       Примеры позитивного наказания: если дети плохо  себя ведут, то их ставят в угол или  шлепают; если студенты пользуются шпаргалками на экзамене, то их исключают из вуза; если взрослых ловят на краже, их штрафуют или сажают в тюрьму. У наказания есть две цели: Во-первых, таким образом, взрослый пытается повлиять на нежелательное для себя поведение ребенка, а во-вторых, морально оправдать свою враждебность по отношению к нему. Интересно, что первая цель наказания не достигается никогда, а вторая - почти всегда.
        Негативное наказание состоит в том, что за определённым не одобряемым поведением человека следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения, с работником, нарушающим трудовую дисциплину, расторгают  трудовой договор.
       Поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку мы выделяем следующие виды поощрения и наказания:
1. Поощрения  и наказания, связанные с изменением  в правах детей.
2. Поощрения  и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
3. Поощрения  и наказания, связанные с моральными  санкциями.
       Внутри  каждой из этих групп поощрений и  наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие  основные формы:
а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
б) традиционные поощрения и наказания;
в) поощрения  и наказания в форме экспромта. [9, с. 151]
       Классификация видов и форм поощрения и наказания  во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих  воспитательных средств. Назначение этой классификации — помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков.
       При этом необходимо иметь в виду, что  та или иная мера связывается с  поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию. [9, с.169]
       Рассмотрим  вначале основные меры поощрения  в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального  и коллективного поощрения следует  назвать, прежде всего, поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. К примеру, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически,  в виде поощрения.
       Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это не редко связывается с присвоением различных почетных званий. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.
       Одна  из наиболее распространенных мер поощрения  — присуждение почетного места  в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей, во что бы то ни стало, делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.
       Своеобразной  формой присуждения почетных мест в  соревновательно-творческой деятельности  школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, сочинений, поделок разного рода (моделей, приборов, наглядных пособий и проч.). Будучи обычно связанными, с традиционными олимпиадами, проводимыми ежегодно по ряду предметов школьной программы, или конкурсами, такие поощрения способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся.
       Распространенными формами поощрения в соревновательно-творческой деятельности являются разного рода почетные грамоты и вымпелы. Количество их, как и вообще поощрений в школе, не должно быть излишне большим. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п. [9, с. 171]
       Обратимся к характеристике наиболее употребительных  и оправданных мер  наказания  в школе и семье. В числе  их следует, прежде всего, назвать официально действующие в школе меры наказания учащихся.
       Наиболее  распространенной мерой наказания  является замечание учителя.
       Замечание должно быть обращено к конкретному  нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования.
       В отдельных случаях педагогом  может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у  парты. Такое наказание целесообразно  в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам.
       Встав возле парты, находясь под пристальным  взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его на место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.
       Не  говоря уже о том, что для ребенка  такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь  в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, такой возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.