На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому району

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                  Кафедра экономики

 
 
 
 
 
Инновационный потенциал страны и инвестиционный рейтинг по
Западно-Сибирскому району

Реферат

по дисциплине «Региональная экономика»

 
 
 
 
 
 
 
 
                    Студентка гр. Д-256
                    ____________ Гурина Е.Ю.
                    «____»___________ 2010 г. 
               

                     Руководитель:    
              ____________ Трафеева Т.Л.
                «____»_________ 2010 г.

Северск – 2010

 
 
 
 
 
Содержание 

Введение………………………………………………………...…….…….… 3
1. Инновационный потенциал страны………………..………..………….... 5
1.1 Формирование государственной инновационной политики…………. 5
1.2 Основные направления инновационной политики……………………. 7
1.3 Региональная инновационная политика: цели и приоритеты
развития.……………………………………………………………………….13
2. Инвестиционный рейтинг по Западно-Сибирскому экономическому району……………………………………………………………….………... 20
Заключение…………………………………………………….……………... 24
Список  использованной литературы……………………………….………. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время в России наиболее актуальным является вопрос перевода экономики страны на инновационный  путь развития. Одной из предпосылок  к этому является то, что ресурсоориентированный, перерабатывающий тип национальной экономики не способен достичь желаемых темпов роста без ущерба для социальной и экологической обстановки России. Решение поставленной задачи по увеличению объема ВВП и усилению конкурентоспособности  России на мировых рынках в условиях мировой инновационной экономической  конъюнктуры также невозможно без  использования высокого инновационного потенциала страны, обеспеченного мощным научным сектором.
     Для осуществления поставленной задачи необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики. Переход к экономике знаний требует  формирования в стране и, соответственно, в регионах целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в  новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или глобальных рынках.
     Создание  национальной инновационной системы  было провозглашено на государственном  уровне в качестве стратегического  направления развития страны в целом  и научно-технологической сферы  в частности в 1997 г. С тех пор  создавались отдельные элементы этой системы (государственные и  региональные фонды, технопарки, инновационно-технологические  центры, венчурный инновационной  фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами  экономики (такими, как промышленность, АПК, строительство и т.д.). При  этом заимствование зарубежного  опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных  экономических механизмов и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный  опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики России и ее регионов не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений, так и их коммерциализацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Инновационный потенциал страны
1.1 Формирование государственной инновационной политики 

     Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной  политике". Этот закон решает несколько  задач. Прежде всего, закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика". Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: "в научно-технической и производственно-технологической сферах".
     Законодатель  применил двухуровневое определение  понятия "инновационная деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная  деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому  применению новой или усовершенствованной  продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса". Кроме  указанного прямого определения  понятия "инновационная деятельность" в других статьях закона приведены виды работ и услуг, которые относятся к инновационной деятельности.
     В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача  при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью  при производстве научной продукции  или внедрении. В конечном итоге  должен быть произведен продукт, имеющий  коммерческий успех. Только тогда инновационный  процесс можно полагать завершенным. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны. Прием двухуровневого описания законодатель применил и для определения понятия "государственная инновационная политика". В статье 1 закона указано: "государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности". В последующих статьях законодатель указывает на составную, иерархическую организацию государственной инновационной политики России. Статья 5 в своем названии вводит понятие государственной инновационной политики Российской Федерации, в отличии от "инновационной политики субъектов Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований". Кроме того, законодатель указывает, что "государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
     Законодатель  устанавливает иерархическую структуру  формирования и комплексного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации. Закон вводит понятия "инновационная политика субъекта РФ", а также "инновационная политика муниципального образования". К настоящему времени существует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории данного региона. Если бы Федеральный закон не установил иерархическую структуру формирования и реализации государственной инновационной политики, то многие из нормативных актов субъектов РФ подлежали бы корректировке или отмене. Законодатель нашел способ увязать нормативно правовую базу регулирования инновационной деятельности в единую российскую систему.
1.2 Основные направления инновационной политики  

     Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально  новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. С учетом сегодняшнего состояния  экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных  технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов  и повышению конкурентоспособности  продукции.
     В Посланиях Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации за основу будущего развития России принята модель инновационного социально-ориентированного развития. Эта модель предполагает переход от модели экономического роста, основанной на экспорте топливно-сырьевых ресурсов, к инновационной модели, основанной на более полном использовании  таких факторов производства как  человеческий и инновационный потенциалы, с целью повышения конкурентоспособности  экономики.
     Определяющей  особенностью передачи результатов  научных исследований для их освоения в производстве является создание и  развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Сложившийся уровень спроса на внешнем  и внутреннем рынках на продукцию  отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные  изменения основных производственных фондов. Отрасли, вышедшие со своей  продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления  на нем нуждаются в повышении  эффективности производственного  потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную  на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
    разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот;
    создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
    развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
    развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
    совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
    реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
    использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
     Государственная инновационная политика в базовых  отраслях и производствах будет  направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических  достижений мирового уровня, воспроизводство  природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.). В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:
     1) в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;
     2) в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородо-содержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости;
     3) в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.
     В электроэнергетике инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.
     В транспортном комплексе инновационная  политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.
     В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических  циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
     Технологическими  ориентирами в химической и нефтехимической  промышленности являются материало- и  энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических  и композиционных материалов, в том  числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений  и ресурсосберегающие малотоннажные  химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.
     В машиностроительном комплексе организации  будут ориентированы на технологическое  перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации  процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации  и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов  в процессе изготовления и эксплуатации.
     Уточняются  и формируются приоритеты инновационной  политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике  и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.
     Особое  значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством  использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально  повлиять на улучшение состояния  окружающей среды.
     Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система  возвратного финансирования инновационных  проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В  условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет  необходимость привлечения средств  из дополнительных источников (собственных  средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных  средств международных кредитно-финансовых организаций). 
 

1.3 Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития  

     Региональная  политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования  рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и  первоначально основывалась на известных  работах Джона Кейнса, который  обосновал роль государства в  качестве регулятора экономической  и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей  силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных  районах). Как известно в странах  с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения  полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так  и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в  Западной Европе). В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих  мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного  механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и  устранение региональной несбалансированности.
     В России за последние несколько лет  региональная проблема стремительно выросла  в одну из самых острых проблем  общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны нашей  жизни. Темпы перехода к рынку  оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё  это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития. Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России нет региональной политики: подобная политика как сознательно и последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет отражать действительные региональные интересы, способы и методы их реализации.
     В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая. Россия унаследовала от СССР громадный  научно-технический потенциал (как  по оценкам мировых экспертов, так  и свидетельству отечественных  ученых). Россия имеет всё еще  достаточно высокий уровень развития науки, известные в мире научные  школы, большую долю специалистов с  высшим образованием в народном хозяйстве. Россия продолжает оставаться мировым  лидером в ряде фундаментальных  направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств  связи и коммуникаций и т.д. В  стране накоплен значительный запас  нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи). В настоящее время  в силу многих причин на первое место  выходит проблема сохранения этого  потенциала и адаптации его к  рыночным условиям.
     Основная  проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым  требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса  условий, способствующего возрождению  и стимулированию инновационной  активности в рыночной среде. Важнейший  аспект данной проблемы - региональная составляющая инновационного механизма. Именно в региональном разрезе механизма  хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.
     Под региональной инновационной политикой  понимается совокупность установленных  целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств  их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов  управления. В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды  для нововведений. Её центральным  моментом является динамичная эффективность  региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм (содействие, сотрудничество), передача инноваций и технологий (так называемый трансфер технологий). Разработка и реализация региональной инновационной политики - не самоцель. Она направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
     Региональная  инновационная политика, представленная в виде программы содержит следующие  разделы:
     1. Анализ состояния научно-инновационной  сферы с целью выявления уровня  и степени использования инновационного  потенциала; перспективности и направлений  инновационной деятельности, её  масштаба и влияния на конкурентоспособность  продукции региона; структурных  и институциональных изменений;  условий повышения инновационной  активности.
     2. Цели и приоритеты развития  научно-инновационной деятельности  в регионе. 
     Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих  принципов:
     - региональные цели должны вытекать  из общей концепции научно-технического  развития страны и не противоречить  стратегическим федеральным целям; 
     - региональные цели должны быть  сформулированы с учетом специфики  и потребностей региона; 
     - цели региональной программы  должны исходить не из наличия  ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться  из установленных целей;
      - конкретная разработка структуры  целей и в целом целевой  программы должна осуществляться  на уровне современных методик  с широким использованием независимых  экспертов и системы экспертных  оценок;
     -   международного научно-технического сотрудничества;
     - государственных (федеральных) программ  ускорения научно-технического прогресса; 
     - собственно региональной (муниципальной)  политики развития научно-технического  потенциала;
     - отдельных промышленных предприятий  и научных учреждений государственной  и муниципальной форм собственности; 
     - отдельных приватизационных промышленных  и научно-технических фирм;
     - применительно к конкретным научным  коллективам (группам) и отдельным  ученым, самостоятельно решающим  приоритетные научно-технические  задачи.
     Ранги целей на перечисленных уровнях  региональной инновационной политики устанавливаются в системе долгосрочного  и краткосрочного планирования и  прогнозирования регионального  социально-экономического развития. Самым  реалистичным по выбору приоритетов  развития инновационной сферы можно  считать подход, ориентированный  на глобальные критерии НТП, развитие высоких технологий. Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономического развития. Главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере. Третий момент: инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов. Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов (в Калужском регионе есть такой опыт: Обнинскому научно-технологическому парку - технополису "Интегро", формирующемуся на базе государственного научного Центра РФ "Физико-энергетический институт", был придан статус наукограда Указом Президента РФ в ноябре 1997 г.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.