На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образовательное учреждение как субъект гражданского права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

 Введение 3
 1 Понятие образовательного учреждения 6
 1.1 Исторический аспект возникновения образовательных учреждений 6
 1.2 Классификация образовательных учреждений по правовому принципу 13
 2 Образовательное учреждение как субъект гражданского права 22
 2.1 Правовая субъектность образовательного учреждения 22
 2.2 Правовая ответственность образовательного учреждения и его структурных подразделений 36
 Заключение 40
 Список использованной литературы 42
 Приложения 45 

 


      Введение

 
     Актуальность  темы: Законодательство Российской Федерации в области образования, согласно ст. 3 Закона РФ «Об образовании», включает в себя Конституцию Российской Федерации, сам Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Соблюдение законных прав и исполнение обязанностей составляют основу формирования гуманитаризации образования.
     Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его  правам и интересам — характерная  черта современного общества и образования. Гуманитаризация современного образования, утверждая право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивает демократизацию управления образованием, активное и  заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педагогическом процессе.
     Образовательная система современной России предоставляет  широкие возможности для учета  национальных, религиозных и иных культурных, а также индивидуальных, различий в обучении и воспитании, т.е. имеет многокультурный характер. Между тем многокультурный характер современного образования может  иметь не только положительные (широкие  возможности для самореализации обучающихся, воспитанников), но и отрицательные  последствия (разногласия и конфликты  на национальной, религиозной, идеологической основе). В образовании возможны два пути предотвращения таких негативных явлений – внутренний и внешний. Регулирование отношений участников образовательного процесса – педагогов  и обучающихся, воспитанников —  «изнутри» возможно при условии  сформированности у них гуманитарной позиции, обеспечивающей терпимость к «инакости» и одновременно устойчивость собственных взглядов и убеждений. Но пока гуманитарная позиция не сформирована у большинства людей, включенных в образовательный процесс, необходимо регулирование их отношений извне. Здесь также возможны два варианта: с помощью норм морали и посредством применения норм права. Зачастую корректное применение правовых норм оказывается более эффективным (особенно в ситуациях, где необходима быстрая коррекция поведения участников образовательного процесса), нежели применение моральных санкций.
     Кроме того, законодательство в области  образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует  вариативность, множественность в  образовании.
     Объектом исследования служит образовательное учреждение как социальный феномен образовательной системы в России.
     Предметом исследования является правовой статус образовательного учреждения как субъекта гражданского права.
     Целью курсовой работы является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования образовательного учреждения как субъекта гражданского права, изучение состояния правовой базы такого регулирования.
     В этой связи были поставлены следующие задачи:
     - сформулировать понятие образовательного учреждения, дать характеристику его гражданской правосубъектности, проанализировать классификацию образовательных учреждений, которая дается в законодательстве.
     - изучить правовой статус образовательного учреждения как участника гражданского правоотношения.
     Теоретической основой курсовой работы является разработанная российской наукой теория государства и права, теория гражданского права, а также труды российских и зарубежных авторов в области теории юридического лица.
     Методологической основой работы является диалектический метод как общефилософский метод познания. Наряду с ним в работе применялись присущие юридической науке частные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, экономико-правовой, формальнологический, а также различные способы неофициального толкования нормативных актов.
     Нормативная база включает Административный кодекс РФ, специальное законодательство в области образования, в частности. Закон РФ «Об образовании». 

 


    Понятие образовательного учреждения
      Исторический аспект возникновения образовательных учреждений
 
     Педагогическая  деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества, существовала уже в период первобытности. Обучение и воспитание осуществлялись в форме коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. С возникновением религии педагогические функции стали выполнять шаманы, заклинатели, знахари. С появлением потребности в специализированном обучении вследствие усложнения трудовых операций, общественных отношений и разделения труда выделялись люди, лучшие в своем деле, передающие знания, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности.
     С возникновением частной собственности  общественное воспитание постепенно уступало место семейному. Богатые слои населения  стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям. Именно в этот период выделилась социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях.
     В Средние века по инициативе объединений  ремесленников в городах возникли цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы, педагогами были священники, монахи, в городских школах и университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование.
     В Древней Руси первой естественной воспитательницей ребенка признавалась мать, от нее  дитя воспринимало обычаи, традиции. Разнообразные  пестушки, потешки, запреты (запуки) служили  для ребенка источником знаний о  ближайшем окружении, предметах  обихода, животных, птицах и др. С введением при князе Владимире христианства появились школы. Большую просветительскую, а значит, и педагогическую работу проводили грамотные люди, называемые в народе баснотворцами, беседованниками, писательниками, наставниками.
     В XVII в. впервые появляются термины  учитель, домовой учитель, чин учения.
     С разложением родового строя и  зарождением феодальной собственности, с возникновением классов совершалось четкое размежевание целей, содержания, задач воспитания. Одновременно проходило разделение педагогической культуры на народную педагогику и педагогику господствующего класса. Вклад в развитие школьного дела, в формирование педагогических взглядов учителей внесли труды Ивана Федорова, Федора Ртищева, Василия Бурцева, Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и др.
     Обращаясь к учителю, Симеон Полоцкий указывал, что если учитель учит одному, а  сам поступает по-другому, то успеха не достигнет. Учителю надлежит хорошо знать то, чему учит, уметь слово  свое украсить правдой, действием, быть справедливым и уметь побуждать  «ко творению делес»: «Иже желает прав учитель быти, чему же учит, достоин  творити. Ибо делам учителя подражают  его ученики» [12, 112]. В «Школьном благочинии» упоминаются такие качества учителя, как кротость, смиренномудрие, добродетельность. Если же учитель не обладает этими качествами, то ему лучше «учительско имя отставить» [Там же].
     В эпоху капитализма в связи  с развитием школьного дела профессия  учителя становится массовой. Учителя  занимают штатные должности в  многочисленных школах и училищах различных  типов. Первоначально лица, выполнявшие  учительские обязанности, не имели  никакой специальной подготовки. В конце XVIII в., с возникновением и  развитием педагогического образования, в России определяются государственные  требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется его правовое положение в зависимости от образования.
     В. Н. Татищев, историк, просветитель, организатор  профессионального образования на Урале, в «Учреждении, коим порядком учителя русских школ имеют поступать», излагает следующие требования к учителю: «…учитель есть человек, который детей читать и писать или иным каким наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. ‹…› И им без лености и продолжения все ясно и внятно добрым порядком и наставлением показывать. ‹…› Должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пианица, не зершик, не блудник, не крадлив, не лжив, от всякого зла и неприличных, паче же младенцем соблазненных, поступков отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец; с ними (учениками) ласково поступать и более любовию, нежели страхом, обходиться, и для того не токмо в школах, но и в гулянии за ними надзирали; сквернословие и всякие непристойные слова не токмо в училище, но и вне весьма накрепко запрещаются» [14, 98].
     Мнение  В. Н. Татищева разделял Феофан Прокопович, который говорил о необходимости предварительной аттестации людей, претендующих на место учителя: «…искушать всячески, каков в деле своем есть, кто хощет быть учитель школы...» [24, 369].
     Особо строгие требования предъявлялись  к нравственности учителей того времени. Так, например, В. И. Геннин пишет, что  «ежели учители будут ленивы и  в науке оплошны, и неспособны, и будут гулять и пьянствовать, и учеников для своих корыстей без ведома в домы отпускать, или  в свои домовые нужды употреблять, и о том сыщетца допряма, и  за то оных надлежит наказывать по указом, смотря по вине и преступлению» [13,102].
     И. И. Бецкой подчеркивал следующие  качества, которыми должны обладать учителя, воспитатели: «…Им надобно быть всем известной и доказанной честности  и праводушия, а поведение их и  нравы долженствуют быть наперед  ведомы и непорочны: особливо же надлежит им быть терпеливыми, рассмотрительными, твердым и правосудным и, одним словом, таковым, чтоб воспитывающееся юношество любило их и почитало, и во всем добрый от них пример получало» [22, 112].
     Г. Н. Теплов обращал внимание на отношения  с учащимся: «…Леность учащихся и другие непорядки, могущие испортить нравы, наказывает по рассуждению своему, не употребляя отнюдь телесного наказания, и без всякого изобличения, так чтобы наказующийся больше всего боялся стыда» [20, 65].
     Также высокие требования к учителю, включая  и такие аспекты, как культура поведения, культура речи, предъявлял Ф. И. Янкович де Мириево: «Нипаче  же требуется, чтоб учителя подавали учащимся своим собственным поведением и поступками примеры ко благочестию, добронравию, дружелюбию, учтивости, прилежанию. Учителям препоручается также подавать воспитанникам своим наставления  во благонравии и вежливости, показывая, как сидеть благопристойно, ходить, кланяться, просить учтиво и говорить ласково» [23, 302]. Говорил он и о необходимости методической подготовки учителей: «...Должны наперед экзаменованы быть... не токмо в тех самых науках, кои они преподавать желают, но также и в способе преподавания оных» [Там же].
     Наиболее  полно требования, предъявляемые  к учителю, перечислены в?«Руководстве учителям первого и второго классов  народных училищ Российской империи», которое дает структурную характеристику педагогической культуры учителя, к  компонентам которой были отнесены благочестие («миролюбив, порядочен, ко всем дружелюбен и услужлив, избегать он должен брани, клятвы… клеветы  и сквернословия, так же как и  безмерия в питии и в обхождении с непотребными женщинами»); любовь («поступать с учениками отечески, т. е. ласково и любовно; обходиться с ними с приязнию и скромностью  и не казать досады, когда они  в школу приходят или когда  предложения его скоро не уразумеют; должен им дать приметить, что ему  приятно, когда они прилежны и  в школу все часто ходят, и что он их любит; любовь сия должна быть не ребяческая, но соединена всегда с постоянным и важным видом, она не должна основываться на достатке родителей учеников, но на благонравии и прилежании детей»); бодрость («учитель не должен быть сонлив, угрюм или, когда хвалить надобно детей, равнодушен, но он должен хвалить тех, которые ведут себя хорошо, и ободрять прочих как ласковым уговариванием, так и показыванием того, сколь много старается он об облечении им всего»); терпение («когда есть у учителя такие ученики, которые нерадивы, резвы и упрямы, и когда притом родители их кладут на него вину, что дети их ничему не учатся, тогда не должен он выходить из терпения; должен себе представлять, что он, яко человек, рожден на свет для многотрудной работы»); прилежание («прилежен тот, кто над тем, к чему он по должности своей обязан, трудится неутомимо и с величайшим тщанием, не ослабевая ни от каких препятствий или трудностей; крайне должен быть прилежен, дабы через свой пример сделать равным образом и учеников прилежными; учитель и для самой малейшей причины не бережет школу, или часто приходит поздно, или начинает учить не в надлежащее время, или вместо того, чтобы учить, исправляет домашние свои дела или какое рукоделие, то и дети становятся так же нерадивы, приходят в школу поздно, не столько стараются учиться или и совсем не ходят; чрез нерадение свое потеряет учитель доверенность родителей, любовь детей и свою плату, потому что родители не захотят платить напрасно деньги, когда их дети так мало или совсем ничего не учатся») [30,289].
     В первой половине XIX в. в «Уставе учебных  заведений, подведомых университетам», также был прописан своеобразный перечень качеств, которыми должен обладать учитель: «…учителя должны с точностью наблюдать учебные часы, никогда не пропускать классов, не уведомляя о том заблаговременно директора; должен стараться всеми силами, дабы ученики преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно. ‹…› Для малолетних детей он старается сделать учение свое легким, приятным и более забавным, нежели тягостным; должен стараться более об образовании и изощрении рассудка их, нежели о наполнении и упражнении памяти… приучить детей к трудолюбию, возбудить в них охоту и привязанность к наукам, которая по выходе из училища заставила бы их печись о дальнейшем усовершенствовании себя; показать им путь к наукам, дать почувствовать цену оных и употребление; должны принять их (учеников) чувствования, кротость, ласковость, терпение и внимание к их пользе, сердцу родителей свойственные. Строгость их не должна иметь в себе ничего сурового, а благосклонность — ничего мягкосердого… Они не должны быть ни сердиты, ни вспыльчивы; но не должны также пропускать без замечания проступков учеников своих; должен всегда как сам говорить правду, так и детей наставлять говорить оную, поощрять их к чести, употреблять похвалы, награждения, ласковость; приучать к учтивству, опрятности и исправности и руководствовать ко всякому добру своими речами и примерами; примечания, сделанные им в продолжение истекшего месяца о прилежании и успехах учеников, и мнения свои, каким бы образом сделать учение занимательнее, также и об удобнейшем усовершении способа учения; должны стараться о распространении своих познаний в науках… вести исторические, метеорологические, топографические и статистические записки о губерниях» [30 289].
     Краткий исторический анализ педагогической мысли  позволяет прийти к выводу о том, что уже в древности люди интуитивно понимали, что не каждый человек  может выполнять функции обучающего, что такой человек должен отвечать ряду требований: быть самому искусным в выполняемой работе; уметь научить  других, как и что нужно делать; чтобы успешно обучать других, необходимо целиком посвящать себя этой деятельности, специализироваться в ней; обучающий должен уметь  приобретать педагогический опыт самостоятельно, непосредственно в процессе практической педагогической деятельности.
     На  следующем этапе педагогическая культура учителя пополняется группой  нравственных качеств, особое внимание уделяется положительному примеру  поведения учителя, предъявляются  требования к его компетентности: владению материалом и методической подготовкой, также предполагается наличие у учителя умения мотивировать учащихся на сознательное и активное получение и усвоение знаний.
     В первой половине XIX в. был сформулирован  достаточно полный перечень требований, предъявляемых к учителю, который  к настоящему моменту значительно  расширился, но в котором, по сути, перечислены  основные требования, актуальные до сих  пор, которые составляют основу для  разработки педагогической культуры в  современном понимании, т. е. как  части общечеловеческой культуры, имеющей  своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующих  им образовательных парадигм, историю  педагогической науки (А. П. Валицкая, Г. Ф. Карпова, И. А. Колесникова, З. И. Равкин). Также эти представления соответствуют  идее рассмотрения педагогической культуры в различных планах: в социально-педагогическом, где она представлена в качестве средства педагогизации окружающей среды, носителями и творцами которой  являются учителя, родители, педагогические сообщества; с позиции свойств, внутренне  присущих образовательным учреждениям  как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы; в индивидуально-личностном плане как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя (Е. В. Бондаревская). 
 
 

        Классификация образовательных учреждений по правовому принципу
 
     В рамках действующего законодательства для правового обеспечения и взаимодействия образовательных учреждений применимы три правовые формы:
     1) договор между юридическими лицами (в т.ч. с участием органов управления);
     2) создание ассоциации (союза) некоммерческих организаций;
     3) создание интегрированного (комплексного) учреждения путем реорганизация отдельных учреждений в форме присоединения, слияния, выделения, преобразования, например, по модели «базовая школа - сеть филиалов» (присоединение) или по модели "социокультурный комплекс" (слияние)[29. 410].
     Договор. Сетевое взаимодействие на основе договора без создания юридического лица наиболее широко применяется в регионах, участвующих в эксперименте по реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Договор заключается между юридическими лицами - учреждениями, в договоре могут участвовать и органы управления, но только в рамках своей компетенции. Часто используется договор простого товарищества (ПТ) называемый также договором о совместной деятельности (договор ПТ подробно регламентируется ст.ст. 1041 – 1054 ГК РФ).
     По договору ПТ участники (товарищи) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения не противоречащей закону цели. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также репутация и деловые связи. Денежная оценка вклада производится по соглашению между товарищами.
     Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также полученные от совместной деятельности доходы являются их общей долевой собственностью. Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на правах оперативного управления, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей. Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре юридических лиц.
     Обязанности товарищей по содержанию общего имущества определяются договором.
     Решения, касающиеся общих дел товарищей, принимаются товарищами по общему согласию, если иное не предусмотрено договором.
     Порядок покрытия расходов, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов, недействительно.
     Каждый  товарищ отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело.
     Из  вышеприведенных положений ГК РФ очевидно, что этот инструмент установления правоотношений между учреждениями является наиболее простым. Юридические сложности возникают с передачей имущественных прав и финансированием: поскольку имущество и финансовые средства не являются собственностью бюджетных учреждений, требуется принятие соответствующих распорядительных документов муниципальными органами, а в случае участия в ПТ учреждений профессионального образования - актов субъектов федерации. Однако при наличии "внебюджетных средств" и имущества, приобретенного за счет этих средств, учреждения вправе самостоятельно распоряжаться этими средствами и имуществом[4].
     Кроме договора ПТ заключаются "смешанные" договоры (с элементами разных договоров) и договоры, не предусмотренные ГК РФ, но имеющие юридическую силу на основании общих принципов и норм гражданского права (см. п.п. 2, 3 и 4 ст. 421 ГК РФ). Такие договоры, как правило, называют договорами о сотрудничестве, координации и т.п.
     Условия таких договоров определяются по усмотрению сторон и не должны нарушать требования законодательства (п.2 ст. 1 ГК РФ).
     Договорная форма применяется при организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений по моделям «школьный автобус», «передвижная учебная лаборатория», «ресурсный центр».
     Ассоциация. Юридическое обеспечение реструктуризации и сетевого взаимодействия возможно и посредством создания объединяющей отдельные учреждения организации с правами юридического лица - ассоциации или союза.
     Ассоциации образовательных учреждений создаются добровольно участвующими в ассоциации учреждениями в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов при сохранении самостоятельности и прав юридического лица создающими ее учреждениями (см. ст. 50 ГК РФ; ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
     Эта форма редко применяется в процессе реструктуризации сети сельских школ в экспериментальных регионах, поскольку неудобна из-за необходимости создания постоянных органов управления и отчуждения имущества. Имущественные взносы, переданные ассоциации, становятся собственностью ассоциации и не возвращаются учредителям после прекращения ее деятельности (должны быть направлены на уставные цели), что малоприемлемо для участников и их учредителей.
     Кроме того, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ правоспособность ассоциации ограничена координацией деятельности объединенных в ассоциацию организаций, представлением и защитой их общих интересов. Этим же законом ассоциациям фактически запрещено заниматься предпринимательской и иной деятельностью, приносящей доходы. Для осуществления такой деятельности ассоциация должна быть преобразована в хозяйственное общество, например, АО, или в товарищество, либо должна создать (стать участником) отдельное юридическое лицо в форме хозяйственного общества или товарищества. При этом следует отметить, что согласно действующему Закону РФ "Об образовании" коммерческие организации, к каковым относятся хозяйственные общества и товарищества, не имеют права реализовывать общеобразовательные программы.
     Если  объединяющиеся в ассоциацию учреждения относятся к собственности разных публично-правовых образований (например, разных муниципалитетов; муниципалитета и субъекта федерации), то требуется принятие уполномоченными органами правовых актов, предусматривающих выделение ассоциации имущества и финансирования взносов.
     Перечисленные выше ограничения прав ассоциации делают эту организационно-правовую форму некоммерческого юридического лица практически неприемлемой для реструктуризации и организации сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений.
     Широкое использование самого термина "ассоциация" не должно вводить в заблуждение - в экспериментальных регионах термин используется для обозначения договорных отношений.
     Тем не менее, с помощью ассоциации могут быть решены некоторые вопросы реструктуризации, в частности координации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, принадлежащих разным муниципалитетам. Взаимодействие учреждений в форме ассоциации обеспечивает более стабильные правоотношения по сравнению с договорной формой взаимодействия.
     Интегрированный образовательный комплекс как единое учреждение.
     «Оптимальной формой реструктуризации и объединения ресурсов образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, является создание интегрированного (комплексного) образовательного учреждения – единого юридического лица. Хотя в юридическом смысле такое учреждение уже нельзя считать формой взаимодействия учреждений (последние утрачивают статус юридического лица), однако задача объединения ресурсов решается эффективно. Преимуществом комплексного учреждения является сокращение управленческих издержек»[16, 98].
     Интегрированное (комплексное) учреждение создается на базе существующих в качестве отдельных юридических лиц учреждений, которые реорганизуются (прекращаются как юридические лица) и включаются в состав нового учреждения на правах его структурных подразделений (отделов, филиалов).
     Центральным элементом интегрированного учреждения должна стать крупная и оснащенная современным учебным оборудованием школа.
     Создание интегрированного (комплексного) учреждения требует проведения реорганизации учреждений, включаемых в его состав. Например, при реализации модели «базовая школа – сеть филиалов», малокомплектные сельские школы прекращаются как юридические лица и реорганизуются в структурные подразделения базовой (сельской, либо по договору о передаче полномочий и имущества - городской) школы. В этом случае обучающиеся и работники всех реорганизуемых школ включаются в списочный состав базовой школы, легко решается проблема зачета оценок, промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся, а также организации труда педагогического персонала.
     Интегрированные (комплексные) учреждения в сфере образования сочетают в себе разные комбинации реализуемых образовательных программ.
     Например, районный муниципалитет может учредить одну общеобразовательную школу с правами юридического лица, включающую в свой состав на правах структурных подразделений другие (реорганизованные) школы на территории района, учреждения дополнительного и дошкольного образования, а также культуры и спорта.
     Юридических запретов на включение в состав интегрированного учреждения иных учреждений не усматривается. Однако такому объединению препятствуют ведомственные интересы и неразработанность правовых актов о регистрации, статьях бюджетного финансирования, кодах бюджетной классификации.
     Вопрос с государственной аккредитацией решается путем установления статуса по образовательной программе более высокого уровня. Процедуры лицензирования и аттестации осуществляются в соответствии с требованиями по всем реализуемым программам. Деятельность учреждения регламентируется одновременно несколькими соответствующими типовыми положениями.
     «Проблемным вопросом является распределение полномочий между уровнями государства: общее и дошкольное образование отнесено законодательством к полномочиям муниципального уровня управления, в то время как начальное профессиональное - к полномочиям уровня государственной власти субъекта федерации. Распределение полномочий создает препятствия юридико-технического характера: для создания интегрированного учреждения потребуется передача полномочий, имущества и соответствующих финансовых обязательств от одного уровня другому, что в принципе предусмотрено действующим законодательством при условии соблюдения достаточно трудно реализуемых и не проработанных на практике процедур. Так, пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что "в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления»[2,122].
     В соответствии с пунктом 4 ст. 15 того же федерального закона о местном самоуправлении установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
     Другим  проблемным вопросом может быть ведомственная принадлежность, однако в социальной сфере эта проблема решается путем издания правового акта главы администрации и/или представительного органа соответствующего публично-правового образования (муниципалитета, субъекта федерации), предусматривающего уточнение (перераспределение) полномочий подчиненных ведомственных органов управления, либо упразднение или слияние ведомственных органов управления.
     Совместное учредительство.
     Предлагаемое введение права государственных и муниципальных органов на совместное учредительство образовательных учреждений для реструктуризации сети сельских образовательных учреждений малоприемлемо в связи с тем, что
     1) соучредительство не решает проблему финансовых и имущественных взаимоотношений между разными публично-правовыми образованиями (муниципалитетами), которые в соответствии с конституционным устройством государства обладают обособленными бюджетами и собственностью (имуществом). Финансирование в порядке соучредительства видов деятельности, отнесенных законодательством к полномочиям публично-правового образования другого уровня, противоречит требованию законодательства об использовании бюджетных средств по назначению.
     2) Соучредительство, как юридический инструмент, не соответствует политике разграничения полномочий и финансовых обязательств уровней государства, которые могут перераспределяться согласно законодательству о местном самоуправлении и субъектах федерации с помощью юридических инструментов передачи полномочий и договоров[1, 697].
     В рамках существующих социально-экономических и географических условий равный доступ к образованию может быть обеспечен принятием на местах специальных административных и организационных мер по реструктуризации сети образовательных учреждений. Осуществляемая в регионах России в соответствии с Концепцией реструктуризации экспериментальная работа помогает определить основные способы (организационные модели) проведения реструктуризации сельских школ.
     К настоящему времени разработано и апробируется в экспериментальных регионах множество организационных моделей построения сети образовательных учреждений в сельской местности: это и модели, основанные на договорных отношениях между образовательными учреждениями, модели, организуемые путем создания ассоциаций образовательных учреждений, социально-культурных комплексов, включающих в свой состав помимо общеобразовательных учреждений учреждения дополнительного образования, культуры, спорта.  
 

 


    Образовательное учреждение как субъект гражданского права
      Правовая субъектность образовательного учреждения
 
     Субъектность  человека, проявляется как качество личности в его витальном пространстве жизнедеятельности, как воспроизведение  психофизиологической целостности. Это  его предметная деятельность, деятельность общения, деятельность сознания. Как  субъект предметной деятельности «мир и Я» человека взаимодействуют в  актах познания и практики для  производства предметов культуры. В  общении субъект выступает как  общность с другими людьми. Человек  мыслящий выступает как субъект  сознания, его носитель .
     Быть  личностью - значит быть субъектом деятельности. Личность определяется субъектностью, а ее самодетерминация заключается  в том, что по мере становления  субъектности человек становится автором  новых деятельностей в культуре, истории, обществе.
     Субъектность  определяется как способность и  возможность преобразования реальности и выстраивания в окружающем мире своей собственной действительности – как формы и средства самоактуализации и самореализации человека во взаимодействии с другими людьми, культурными  традициями, объектами и явлениями  природы. На практике мера субъектности определяется уровнем развития субъектной позиции
     Рассматривая  образовательное учреждение как  функциональное место в обществе, необходимо учитывать субъектность каждого образовательного учреждения, проявляющуюся в предъявлении и  реализации собственного проекта развития. Проект возникает из культурных ценностей  в виде идеальной модели и удерживается коллективным субъектом данного  образовательного учреждения.
     Построение  системы оценивания образовательного учреждения как субъекта собственного развития (или его инновационной  части) может осуществляться через  экспертизу соответствия декларируемой  цели реальным ценностям и, в дальнейшем, через оценивание реализации проекта, как шага развития.
     Субъектность  – предполагает активную позицию в образовательном процессе всех его участников: педагогов, родителей, представителей общественности и самих учащихся прежде всего, что включает процессы взаимовоспитания и самовоспитания.
     Обретая субъектность, образовательное учреждение выходит за границы стандартов, инструкций, норм и т. д. И эта обретаемая субъектность требует больше прав и свобод для  данного образовательного учреждения
     Принцип субъектности - быть субъектом - значит быть инициатором собственной активности и принцип свободы выбора - признание  права учащегося на индивидуальный выбор и соответственно отказа педагогу в праве на жесткий прогноз в отношении жизнедеятельности учащегося.
     Правосубъе?ктность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.
     Правовая субъектность образовательных учреждений определяется их экономической автономностью, востребованностью учащимися. Коммерческие и некоммерческие автономные образовательные учреждения должны работать в соответствии с договорами по выполнению государственного муниципального заказа. На начальном этапе автономные образовательные учреждения должны поддерживаться налоговыми льготами, налоговыми каникулами и другими экономическими преференциями.
     Предлагаемое  изменение форм и механизмов финансирования и организации образовательных  учреждений гражданам России может  и должно устранить существующую и переходящую из прошлого декларативность бесплатного образования учащимися. Оно позволит сформировать механизмы, адекватные новым экономическим, правовым и политическим условиям, мотивировать граждан, домохозяйства и работодателей к обучению. позволит совершить поворот от системы образования населения вообще к системе обучения каждого гражданина России.
     В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Образовательным же признаётся учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона об образовании). Для признания учреждения образовательным также необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:
       а) было зарегистрировано как образовательное учреждение;
       б) осуществляло реализацию одной или нескольких образовательных программ.
       Образовательное учреждение является юридическим лицом и отвечает требованиям ст. 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут быть обозначены как «дополнительные» признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие:
       1. учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем);
       2. учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;
       3. учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;
       4. учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;
       5. учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.
     Также образовательному учреждению, для осуществления в полной мере прав юридического лица, необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров. Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера.
     Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.[5] Как правило, большинство общеобразовательных учреждений заключают такие договора, а высшие учебные заведения имеют свою бухгалтерию.
       В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником (т.е. учредителем) имущества учреждения, но такое указание есть в ст.11 Закона об образовании, которая называет в качестве учредителя (учредителей) образовательного учреждения следующих субъектов гражданского права: органы государственной власти и органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации и иностранные граждане; также законом допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
       Учредитель образовательного учреждения – собственник имущества или обладатель прав пользования имуществом, которое закрепляется за создаваемым образовательным учреждением.
       Финансирование образовательного учреждения, по общему правилу, должно осуществляться собственником его создавшим, т.е. учредителем.
       Анализ Закона об образовании позволяет выделить целый комплекс прав и обязанностей учредителя.
       Учредитель имеет право:
       . создавать образовательное учреждение любого типа;
       . создавать, регистрировать образовательное учреждение без разрешения органов управления образованием по собственной инициативе (п.1 ст.33);
       . определять язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении (п.3 ст.6);
       . назначать руководителя образовательного учреждения;
       . устанавливать порядок приёма граждан в образовательное учреждение в части, не отрегулированной законом (п.1 ст.16);
       . устанавливать порядок приёма в муниципальном образовательном учреждении на ступени начального общего и основного общего образования с соблюдением предусмотренных прав граждан (ч.2 п.1 ст.16);
       . контролировать образовательное учреждение по вопросам сохранности и эффективности использования закреплённой за ним собственности (п.3 ст.39);
       . реорганизовать образовательное учреждение в иное учреждение (п.1 ст.34);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.