На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема антропосоциогенеза. Факторы антропогенеза

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
     Введение……………………………………………………………………………………………….2
    Проблема антропосоциогенеза. Факторы антропогенеза………………….3
    Единство биологического и социального в человеке
    (биологизаторский  и социологизаторский подходы)…………………………10
    Многомерность человека. Сферы бытия человека……………………………14
    Тема человека в современной филосовской антропологии……………….19
    Ответы на контрольные вопросы………………………………………………………..41
 
    Список  используемой литературы………………………………………………………43 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
          Проблема человека - одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования, не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако, чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, следует ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые достигнуты в рамках истории философии.
 /Философия Третье издание. Под редакцией профессора В. Н. Лавриненко… Москва 2007г. стр 566/
 


      Проблема антропосоциогенеза. Факторы антропогенеза.
          Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как возникновение живого и неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа.
          Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной , как возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Не удивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверным можно считать лишь общие (как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса.
К вопросу  о происхождении человека антропологии и философы подходят с различных  и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены  поисками «недостающего звена» в  биологической эволюции от обезьяноподобного  предка человека к Homo sapiens.  Философы стремятся выявить и обрисовать сам «перерыв постепенности»-революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировозренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, а оказывает на него эвристическое воздействие.
Давно признано, что превращение (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактовым событием. С С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становление общества (социогенеза). Как показывают современные исследования , они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течении 3-3,5 млн. лет, т.е. почти в тысячу раз дольше, чем вся «писанная история»
Важнейшая черта (антропосоциогенеза) – его  комплексный характер. Поэтому неверно  было бы утверждать, что, скажем «сначала» возник труд, «потом» общество, а «еще позднее»- язык, мышление и сознание. С конца XIX века в теме антропосоциогенеза на первый план снова выдвигается проблема труда. Однако, соглашаясь с этим, нельзя сразу же принять во внимание , что труд и сам имеет свой генезис, превращаясь в полноценно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д. /Введение в философию: Учебное пособие для ВУЗов авт. Коллегия: Фролов И.Т. и др. 3-е издание, переработанное и дополненное. Республика 2005 г./
Факторы антропогенеза  Осмысливая происхождение человека, Ч. Дарвин придавал большое значение таким факторам антропогенеза, как изменчивость телесных и психических свойств предков человека, использование ими тех или иных органов, естественный и половой отбор.  
          Естественный отбор действовал в популяциях как древнейших, так и древних людей. Однако он шел не только по физическим признакам. Он благоприятствовал таким чертам, как умение производить и использовать орудия, защита стариков, коллективные способы вести охоту и др. Можно сказать, что наряду с индивидуальным шел и групповой отбор.  
          Но действие естественного отбора полностью не прекратилось и в современную эпоху, о чем свидетельствуют данные, в соответствии с которыми в настоящее время в отдельных географических районах мира идет контрселекция индивидов на устойчивость к различным болезням. Например, среди жителей Африки и Средиземноморья распространена серповидноклеточная анемия, но гетерозиготы по этой анемии устойчивы к малярии. Точно так же, дефицит по глюкозе-6-фосфатдегидрогеназе также сопровождается повышением у таких индивидов резистентности к малярии.  
         В Центральной Азии очень низка встречаемость групп крови I (0), но очень высокая встречаемость группы III (В). В этом «повинны» былые эпидемии чумы, к которой обладатели группы крови I обычно характеризуются пониженной сопротивляемостью. Лица с группой крови II (А) очень редки в эндемичных районах по оспе, в Индии, Китае, Африке, поскольку они более восприимчивы к оспе.  
        Современные представления о факторах антропогенеза в общем сводятся к пониманию того, что человек является продуктом действия тех же факторов эволюции, которые создали живой мир, однако с учетом специфики человека должны были действовать также и специфические факторы антропогенеза.  
        Основы учения о специфических факторах антропогенеза были заложены Ф. Энгельсом еще в последней трети XIX в. Считая, что появление человека не является лишь ступенью в эволюции природы, ибо с человеком появляется новая сила в виде труда, который, воздействуя на природу, не только изменяет ее, но изменяет и человека. Ф. Энгельс назвал важнейшим специфическим фактором антропогенеза труд.  
Можно сказать, что труд отделил человека от животных, а люди, благо-даря совместной деятельности руки, органов речи и мозга, стали обладать способностью выполнять все усложняющиеся операции, ставить перед собой каждый раз все более высокие цели и достигать этих целей.  
        Однако признанию труда в качестве фактора антропогенеза мешает незнание причин, заставивших австралопитеков и более поздние формы прибегнуть к труду. В поисках объяснения этих причин некоторые исследователи предполагают, что происходившие в плиоцене бурные тектонические процессы, активный вулканизм, горообразование, землетрясения и другие факторы привели в Восточной Африке к обнажению урановых руд и повышению там уровня ионизирующей радиации. Являясь мутагенным фактором, ионизирующая радиация индуцировала у австралопитеков мутации, которые в совокупности сделали их настолько слабыми, что они оказались неспособными добывать пищу присущими им животными методами. Единственным в этих условиях путем выжить был переход части или отдельных австралопитеков от использования камней и палок к изготовлению более совершенных орудий нападения и защиты.  
          В последующем изготовление орудий обеспечило древнейшим людям выход на господствующее положение в природе. Поскольку для общения необ-ходим был язык, то в головном мозге древнейших людей стали развиваться теменные и лобные доли (центры речи), стали совершен-ствоваться анализаторы.  
         Важным специфическим фактором антропогенеза явилась также мясная пища. Как предполагают, австралопитеки были хищными существами. Больше того, Н. habilis со своими орудиями, вероятно, оказался более опасным хищником и для самих австралопитеков. Возмо-жно, что уже на этой стадии возник каннибализм.  
         Современные представления о роли этого фактора антропогенеза сводятся к тому, что употребление мяса обеспечивало предков современ-ного человека незаменимыми аминокислотами.  
          Многие антропологи уделяют большое внимание такому возможному фактору антропогенеза, как альтруизм. Изготовление эффективных орудий древнейшими и древними людьми возможно было только на основе навыков, наследуемых от предыдущих поколений, что вело к повышению в первобытных сообществах роли и значения людей старшего поколения, хранящих опыт изготовления орудий, охоты и т. д. Чем лучше охранялись слабые, тем больше оставалось шансов на выживание. Видимо в этот период стала прекращаться внутривидовая борьба за существование, падать значение естественного отбора. Напротив, важным фактором антропогенеза становились возникавшие социальные закономерности.  
         Таким образом, создав социальные отношения в группах древнейших и древних людей, естественный отбор в этот период стал уступать свое место со-циальным факторам. В борьбе за существование стали побеждать не только те, которые были самыми сильными, но и те, которые охраняли слабых' (стариков, женщин и детей).  
          В результате этого в борьбе за существование преимуществ стали достигать те группы или племена, в которых больше заботились о поддержании стариков, ибо последние сохраняли накопленный опыт в изготовлении орудий, поисках мест охоты и съедобных растений, в ориентировке на местности и т. д.  
          Следовательно, если у ранних австралопитеков в основном действовал естественный отбор особей, лучше владеющих руками, а также отбор на повышение роли и эффективности орудийной деятельности, то в возникновении, скажем, Н. habilis большое значение имел альтруизм, ставший фактором эволюции и дававший многие преимущества в условиях коллективной жизни. Возникновение социальной среды стало необратимым. Популяции, лучше изготовлявшие и использовавшие орудия, вытесняли отстававшие в развитии популяции в районы, менее благоприятные для жизни, что вело там к их уничтожению.  
        Наконец, в антропогенезе действовали факторы, связанные с возникновением сельского хозяйства. Например, введение в питание молока вело к отбору индивидов, обладающих способностью утилизировать (расщеплять) лактозу. Известно, что в популяциях современных людей, не использующих молоко, концентрация генов, контролирующих расщепление лактозы, ничтожно мала.

          Эволюционизм Ламарка и Дарвина Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началась в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Достаточно целостную концепцию эволюции живой природы создал французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк. Согласно его концепции виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего строения всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл её подлинных причин.
              В 1859г. Ч. Дарвин опубликовал свой знаменитый труд «происхождение видов путем естественного отбора». В этой работе на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и специальной практики и вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. В1871г. в книге Происхождение человека от обезьяноподобного предка.
              Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях в организмов. Наследственность закрепляет их. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существующие устроняются организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что ведет в конечном счете к образованию новых видов.
          Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественно-научным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала причинное объяснение развития видов и тем самым заложил основы научной концепции эволюции. С тех пор стало ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем.  Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.
          Однако, разработав теорию естественного происхождения чело- века, он не включил в нее влияние социального фактора на eго развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется  тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.
 
          Трудовая теория Внимание на это было обращено в трудовой теории  антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф. Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, не преобразовывает характер действия естественного отбора. Труд, в процессе становления развивает в нем способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.  Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие действительно оказали огромное влияние на антропосоциогенз. Причем важным моментом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, орудия труда являются и основным способом передачи социального опыта, т.е. лежат в основе новой, социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает. Следовательно, становление человека и общества — процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности.  

          Мутационная  и синтетическая теории эволюции. Новый аспект критики дарвинской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже XX в. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это явление никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.
Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х гг. XX в., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль в этом сыграла популяционная генетика, основанная отечественными биологами С.С. Четвериковым и И. В. Тимофеевым-Ресовским. Она изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.  

          Теория антропогенеза  Тейяра де Шардена Важное значение для понимания проблемы имела и эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена, которую он изложил в своей работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» определялся внутренними силами самого организма будущего homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был Тейяр, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями.
По мнению Тейяра де Шардена, появление homo sapiens — это
скачок в  антропогенезе.
Человек, —  пишет он, — вошел бесшумно.... он шел столь тихо, что когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь.
      При этом автор делает весьма характерный  вывод о том, что возникновение  человека — это процесс коллективный и «первым человеком» является и  может быть только множество людей...». Заслуга Тейяра де Шардена состоит не только в том, что он как един из открывателей синантропа помог замкнуть цепь наших представлений об антропогенезе, найдя критическое, недостающее в ней звено между обезьяночеловеком и неандертальцем. Его заслуга заключается также в том, что в рамках эволюционной природы человека. Если представить ближайший к homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитек — питекантроп — синантроп — homo sapiens.
Вся цепочка  предшественников современного человека, с точки зрения сегодняшнего естествознания, будет выглядеть так: сам древний  известный науке предок человека и высших обезьян — рамапитек  — жил на территории от Индии  до Африки около 14 млн. лет назад. Примерно 10 млн. лет назад от него отделился  предок  орангутанга — сивапитек, который остался в Азии. Общий  же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие opyдия  труда (примерно 2,5 млн. лет назад) и остатки жилищ (1,75 млн. лет назад). В Африке найдены останки человека умелого —- зинджантропа,  жившего 2 млн. лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими признаками, как прямохождение и знаметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» ему дано за умение изготовлять и применять первобытные каменные орудия труда. От человека умелого прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом — австралопитеком, жившем от 4 до 2 млн. лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (обитавший во временных рамках 1,9- 0,65 млн. лет назад), синантроп (400 тыс. лет назад) и неандерталец (ранняя форма homo sapiens), появившийся, по разным данным от 30 до 40 тыс. лет назад.
      Необходимо  отметить, что антропогенез не следует  представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и социальной), видимо, вообще маловероятен процесс строго линейного развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, который пишет:
 Все попытки  доказать, — пишет он, — что  тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое' с настоящим.
Такова общая  теоритическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний  день. Не все в ней до конца  выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Ног в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы  – человеком. Важно подчеркнуть  следующее: в науке можно доказанным тот факт, что человек – это  продукт естественного развития природы.
/Философия Третье издание, под редакцией профессора В.Н.Лавриненко, профессора Ретчикова В.П. Москва 2007 стр. 580-582/ 
 

    2. Единство биологического и социального в человеке.
              Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировалась не сразу. Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху просвещения многие мыслители диффиринцируя природное и общественное рассматривали последнее как искусственно созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни – духовные потребности, социальные институты, нраственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия,как естественное право, естественное равенство, естественная мораль. Единственное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивавть, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды.
              Во второй половине XIX значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распростронить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформированные  английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным. Возникновление общества, егол развитие рассматривалось тольно в рамках эволюционных изминений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими  как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для отдельных индивидов.
              В XX веке попытки биологизаторского «объяснения» сущности человека и его социальных качеств не прекращаятся. В качестве примера можно привести феноменального человека, известного французкого мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тайяра де Шардена. Егол учение опирается на две основные посылки «Первая из них-признание первичности психического и мысли в ткани универсума. Вторая- признание за окружающей нас общественной жизнью «биологического» значения.
              Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В чем она достигает как бы высшего своего развития и одновременно он же выступает своеобразным началом её сознательного, а, слеловательно, социального развития.
              В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Hommo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сей час вряд ли кто-либо осмелился отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений-магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земляных стихий и бедствий
              С другой стороны, в становлении, существовании человека, и об этом было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимотоношения между людьми, их политическим и социальным институтам. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновлению человека, его выделению из мира животных, это стало возможным только благодаря их взаимовлиянию и диалектическому единству.
              Биологическую природу человека, а он относится к одному из биологических видов, существующих на земле, определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду (человекоподобному). Причем на многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние могут оказывать социальные факторы. Так, например, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека находится в пределах 80-120 лет с учетом, разумеется, того, что он не подвержен наследственным и инфекционным болезням. Подобная «живучесть» Homo sapiens, считают ученые, предопределена его принадлежностью к виду гомоноидов. Но практически лишь немногие из живущих укладывается в эти параметры и не в последнюю очередь из-за влияния наших социальных факторов, загрязнения окружающей среды, стрессовых ситуаций.
              Биологически предопределены у человека возрастные периоды-детство, взрослость, старость. Но и на их продолжительностьмогут оказывать влияния социальные факторы. Так, при разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из детства во взрослое состояние.
    Каждый  человек уникален и это же предопределено его природой, в частности, неповторимой сосокупностью генов, наследуемых  им от родителей.
    Необходимо  также сказать и о том, что  физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами-мужчинами и женщинами,которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия - цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами.
              Именно этими факторами, а так же неравными условиями исторического различия в быту, психологии, социальным положением народов различных сторон. И, тем не менее, не смотря на эти добровольно фунтдаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциалам . Люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой либо расы над другой.
              Социальная природа людей заключается в том, что по словам Маркса, «сущность человека не есть обстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Но марксизм, а мы в данном случае излагаем, марксисткие взгляды на социальную природу человека, подтверждает, что «человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа …-он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в виде задатков и способностей, в виде влечений…». Социальное в человеке – это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллегтивные формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Hommo sapiens как человек и личность не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети  в силу разных причин попадали под опеку животных, «воспитывались» ими и когдаони посленескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. О значении труда и его роли в формировании человека, его личностных качеств уже было сказано раньше. Подчеркнем еще раз социальную функцию языка. Язык выступает не только средством общения между людьми, но, что особенно важно, фунтдоментальным стимуляторам развития у человека мышления. В свою очередь, умственные способности человека, его мышление не только выделяют человека из животного мира, но и составляют основу его существования как личности. В современной жизни умственные способности обеспечивают человеку его благополучие, существование и функционирование научных, производственных и социальных институтов. Но конец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми, - в быту, на работе, во время досуга. Но кроме того, человек еще участвует с разной степенью активности в таких социально-политических событиях, как выборы представительных органов власти, принимает участие в деятельности политических, профсоюзных и др. общественных организаций. Ни у кого другого представителя животного мира нет ничего подобного. Уже сказанного достаточно, чтобы с полным основанием утверждать, что социальных условий существование Hommo sapiens как человека былро бы невозможно.
              В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Hommo sapiens, его существование обестечивается единством биологического и социального
    /Уч. для Вузов, авт:  В.Ф. Титов, И.Н.  Смирнов Философия  2003 Стр. 203-207/ 

 


      Многомерность человека. Сферы бытия  человека.
          Не вызывает сомнения тот факт, что человек рождается в мире, полном для него тайн и загадок. С архаичных пор человек осознает то, что мир как реальность существует и в нем, и помимо него. Но не сразу человек осознал то важное обстоятельство, что мир, который существует в нем, может быть таковым не только как реальность, но и как иллюзия, образ, модель или даже пародия. В ходе своего эволюционно-исторического филогенеза человек обрел настолько уникальные возможности и способности отражения мира, что навсегда утратил изначальность своего существования в мире как в чистой реальности, помимо которой он существовать и не мог. С этой утратой связано зарождение той самой великой тайны мира, которая навсегда останется для человека вечно непостижимой.
          С появлением религии, науки, искусства, техники перед человеком открылась почти ничем не ограниченная возможность объективировать свои образы и иллюзии. Современный человек как бы «обожествился» тем, что начал строить особый виртуальный мир, способный оживлять любые желания, иллюзии, замыслы и намерения. Эти иллюзии могут становиться настолько значимыми, что способны вытеснять даже и самого человека из той реальности, за пределами которой мир никогда прежде не существовал.
          В итоге между миром и реальностью человек прочертил такую черту, которая сразу же стала и внутренним разломом для всего человеческого бытия. Теперь для человека мир — это не только реальность, а реальность — это не только мир. Иначе говоря, реальность приобрела такое «Нечто», которое превратило ее в «Ничто». Оказавшись в таком положении, как говорит Ж. Бодрийар в статье «Совершенное преступление», — «под угрозой страха мы должны расшифровать мир, и этим уничтожить материальную иллюзию». Мы должны расшифровать мир в таком ключе, который необходим для нашего нового, «разломного» существования. Это значит, что мы вынуждены очеловечить мир до того, пока мир не расчеловечил нас.
          Очеловечивание мира сопровождается расчеловечиванием человека. В этом фундаментальном противоречии человека с миром скрыт один из существенных механизмов истории. Что происходит в этом механизме — раскачка маятника или уравновешивание «весовых категорий» между человеком и миром? В какую эпоху, куда и как может раскачиваться этот маятник истории, или же он зависнет между уравновешенными чашами весов, соизмеряющих человечность мира со всемирность человека? Пока на эти основные вопросы мы не получим вразумительных ответов, не может быть и речи о предрекаемом Фукуямой конце всемирной истории.
          Соотношение человека с миром раскрывается в ходе анализа таких признаков как многомерность и совершенство. Проблема многомерности человека и мира тесно связана с проблемой их гармонии и совершенства. Ясно, что одномерность формы бытия не предъявляет особых претензий к движению в направлении совершенства, как это обстоит в отношении к многомерности. Несовершенство элементов своего многомерного существования человек преодолевает благодаря использованию более совершенных частей и элементов открытого перед ним мира. Так, функционально-физиологическое несовершенство своего кожного покрова человек устраняет тем, что может использовать одежду, а эстетическое несовершенство фигуры своего тела человек скрывает за стильной и модной одеждой. Этическое несовершенство отдельных человеческих нравов корректируется социальной умиротворенностью и формально-обезличенной юриспруденцией.
          Но, за все это человеку приходится расплачиваться такими последствиями, о которых он сначала не имеет ни малейших представлений. Оказывается, что формально-обезличенная юриспруденция не только корректирует некоторые изъяны нравственности, но вместе с тем и вовсе нивелирует всю систему моральных устоев человека, подминает их под себя, — под государственно-правовую регламентацию.
          Многомерность не только открывает перед человеком весь мир и скрытые в мире возможности, но и самого человека делает открытым для всего мира. Многомерность мира своеобразно отражается и в многомерности человека, — в разных его способностях, состояниях и свойствах. Соизмеряя свою многомерность с многомерностью мира, человек может попадать в такие ловушки, которые парадоксальным образом формируют одномерного человека.
          Так, вера и надежда всегда актуализирует в человеке ожидание более совершенного будущего существования, но вместе с тем она примиряет человека с такой соразмерностью наличного бытия, которую он обнаруживает и признает в качестве данного ему условия жизни («верую, ибо абсурдно»). Это временное примирение человека с данным ему миром может стать и постоянным. Тогда оно чревато формированием линейной одномерности самого человека, доводящей его до фанатизма.
          Разум и воля могут не только признавать, но и отвергать данную нам соразмерность существования в мире, реструктурировать ее под сущность и многомерность самого человека («мыслю, следовательно, существую»). Благодаря отражению разных тенденций своей соразмерности с миром, человек постигает такую тенденцию, сферу или область соразмерности, которая совместима с ожиданиями человека. Но в каждом случае мера такой совместимости и соразмерности может оказаться исторически относительной, своеобразной и феноменальной.
          Многомерность человека можно в сопоставительном виде представить и выразить через три способа бытия, отличающиеся друг от друга по качеству и степени совместимости и соразмерности человека с миром. Речь идет о человеческом, нечеловеческом и античеловеческом способах бытия, которые настолько едины и переливаются друг в друга, что между ними можно проводить только теоретические разграничения.
          Во-первых, — это человеческий способ бытия, сполна соответствующий природе («первосущности») самого человека. В первозданном человеческом способе бытия разные формы реальности (физическая, биологическая, социальная, духовная реальность) пребывают в своем естественном сочетающемся состоянии. Механизмы социальной адаптации функционируют здесь в таком направлении, чтобы содержание и различные формы реального человеческого бытия через влияние друг на друга всегда стремились к своему естественному соответствию родовой сущности человека. Результатом социальной адаптации здесь становятся такие качества как сплоченность, сострадание, солидарность, сотрудничество, справедливость и др., в которых проявляется суть человечности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.