На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информационные жанры журналистики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ВВЕДЕНИЕ 

   Теория  журналистики, как любая наука, имеет  свои законы и стремится к классификации  материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды  раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты по теории журналистики занимаются разбором материалов, объединяя их в группы по жанрам.
   Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа.
   Журналисты  активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую  газету: вы найдете и хронику, и  заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и  так далее. При этом человек, не имеющий  отношения к журналистике, любой  материал может назвать статьей  или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей.  

   ХРОНИКА 

Хроника – информационный жанр, в котором содержится короткое сообщение. Обычно публикуются подборками и без заголовка.1
   Хронику используют для фактологического изложения  материала или как оригинальную форму какого-либо другого жанра (например, фельетона). Фактологическое  изложение материала удобно, когда  необходимо обойтись без субъективного  мнения автора. Хроника подразумевает наличие времени (или дат) и описания событий, соответствующих этому времени.
Как пишется хроника?
     Начинать хронику лучше со  вступления, в котором кратко  указывается, какие события будут  описываться, далее следует собственно хроника, заканчивать хронику лучше выводом или кратким резюме происходившего. В хронике могут быть описаны какие-либо ситуации объединенные одной темой. Часто хронику используют как элемент, иллюстрирующий статью другого жанра. 

   ЗАМЕТКА 

Заметка – информационный жанр, наиболее широко распространенный в ежедневной печати. По сути, то же, что и информация, заметка носит обычно менее официозный, более персонифицированный характер, помимо изложения хода событий иногда включает в себя и элементы анализа.2
   Заметка соответствует важнейшие требования, предъявляемым к оперативно-новостным текстам, таким как:
    Оперативность;
    Релевантность – соответствие интересам аудитории;
    Фактическая точность;
    Декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;
    Очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей, отвлекающих от смысла основной темы);
    Краткость информации.
   Ее  жанровое своеобразие выражается в  максимальной локализации пространственно временных координат. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней объединены одной темой, фиксируются одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст. Такой зачин в заметке называется лидом.
Лид – фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, ссылками на источники полученной информации.3
   Но  как бы точен и правдив ни был  материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный  из реальности, а во-вторых, сохранит абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически не возможно.
Структура заметки
   Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности  и уточняются названные в лиде факты).
   Для написания информационной заметки следует ответить на 4 основных вопроса: Кто? Что? Где? Когда? Ответ на эти вопросы дает  сжатое представление о событии.
Примечания:
    Заметка никогда не начинается с цифры, начинать с цифры – совершать стилистическую ошибку. Лишь только в том случае, когда делается акцент на дате или времени происшествия, можно начинать материал с цифры;
    Имя человека – героя публикации, участника события, эксперта и т.п. – пишется всегда перед фамилией;
    Заметка не должна содержать более шести цифр, так как человеческий мозг может усвоить, запомнить только это небольшое число цифр, остальные останутся не усвоенными.
 
 
 
 
 
ЗАРИСОВКА 

Зарисовкаобобщение фактов и описание обстановки. Короткий живой и образный рассказ журналиста о своих впечатлениях.4
   Цель  зарисовки – объективно отражать жизнь. Необходимо уметь не только схватывать существо дела, но и видеть людей, вещи в их настоящем свете. Такая драгоценная  для каждого газетчика способность  называется наблюдательностью. В самом  названии жанра «зарисовка» - содержится заявка: зарисовать событие, явление  ту или иную сторону нашей действительности.
Требования  к зарисовке:
    Начинать необходимо с самого главного в описываемом объекте;
    Описывать необходимо только самое интересное и необычное;
    Выразить собственное «я», свое субъективное отношение;
    Писать нужно в рамках избранной темы;
    Соблюдать последовательность в описании;
    Язык зарисовки, по сравнению с языком других жанров, должен быть более художественным. Он должен отличаться высокой степенью образности, иносказательностью и использованием средств художественной выразительности – тропов. Это позволяет сделать материал более интересным, красочным, помогает найти эмоциональный отклик в душе читателя. Высокая степень образности обеспечивается стилистическими фигурами и тропами.
 
 
 
ИНТЕРВЬЮ 

Интервью1. Беседа журналиста с кем-либо, предназначенная для печати, радио или телевидения. 2. Газетный материал, излагающий содержание такой беседы. Основным признаком жанра является прямое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника. Интервью может быть информационным, когда речь идет лишь о фактической стороне темы разговора, т.е. интерес журналиста проявляется в вопросах Кто? Что? Где? Когда? В аналитическом интервью появляется вопрос - Почему? следовательно, в ответах оказываются уместными и необходимыми суждения, мнения, оценки, выводы расспрашиваемого. В практике существует также портретное интервью, задача которого представить собеседника в многообразии его персональных характеристик.5
   Один  из самых распространенных журналистских  жанров, интервью кажется и наиболее простым, однако и здесь следует  строго соблюдать жанровые рамки. Точный синоним английского слова interview - "беседа". Поэтому текст интервью должен быть именно беседой: из него должно быть предельно ясно, кто беседует (а в большинстве случаев - и  с кем), а также какова цель этой беседы, о чем, собственно, идет речь. Конечно, в журнальной или другой узкоспециальной журналистике возможны экзотические виды интервью, однако в массовой журналистике четко выделяются следующие виды интервью:
    Блиц-интервью. Наиболее распространенный тип, строящийся по принципу "вопрос - ответ". Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте;
    Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста;
    Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека;
    Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных; Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы;
    Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам;
    Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов;
    Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.
Этапы написания интервью
   Работа  над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа и написание.
Первый  этап – подготовка к интервью:
    Выбор темы;
    Выбор собеседника, соответствующего теме интервью;
    Составление примерного списка вопросов;
    Определение способа записи ответов. И, конечно же, необходимо узнать о том, согласны ли вам дать интервью.
  Вопросы, которые задает журналист своему собеседнику условно можно разделить  на несколько типов: общие, конкретные, альтернативные, закрытые, уточняющие, фильтрующие.
    Общие – вопросы на очень широкую тему, не направленные на какой-либо определенный ответ (Расскажите о ваших планах на будущее?);
    Конкретные – вопросы на узкую тему, они противопоставлены общим (На какой фильм вы ходили вчера?);
    Альтернативные – вопросы, предполагающие выбор между готовыми ответами (Вы сегодня пойдете в кину или на дискотеку?);
    Закрытые – требуют одного из двух возможных ответов: да или нет;
    Уточняющие – задаются после конкретных, альтернативных или закрытых вопросов, если информация, содержащаяся в предыдущих ответах, была недостаточно полной;
    Фильтрующие. Эти вопросы задаются для того, чтобы проверить правду ли говорит собеседник.
  Практические  рекомендации:
    Вопросы, задаваемые собеседнику, должны быть понятны и конкретны;
    Никогда не следует спрашивать о том, что и так известно;
    Спрашивать следует о том, что вам самому, как читателю, интересно узнать;
    Не следует задавать не этичных вопросов;
    Старайтесь избегать стандартных вопросов;
    Собеседник, которого вы выбрали, должен представлять интерес для читателя.
 
Второй  этап – беседа:
    Беседа начинается со знакомства, если вы видите собеседника впервые, прежде всего вы должны представиться сами;
    Первый вопрос, который вы зададите собеседнику, пусть будет общим, вы сможете установить, насколько собеседник общителен, какое у него настроение;
    В конце беседы поблагодарите собеседника и договоритесь о встрече для согласования интервью.
Практические  рекомендации:
    Существует информация, которая требует тщательной проверки, например: биографические данные, всевозможные даты, наименования учреждений и др.; это можно сделать прямо во время беседы, поэтому не бойтесь переспрашивать, уточнять;
    Старайтесь не перебивать собеседника во время разговора;
    Обязательно задавайте уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость;
    Постарайтесь расположить к себе собеседника.
Третий  этап – написание  материала:
    Расшифровка интервью, запись всех вопросов и ответов;
    Редактирование; необходимо решить, все ли вопросы и ответы интересны, актуальны, выстроить текст логически, исправить стилистические ошибки;
    Написать вступление.
Типичные  примеры вступлений
    Представление. Журналист только представляет собеседника.
    Зарисовка. Описание собеседника, обстановки, в которой происходит беседа, если это является значимым и интересным.
    Повод, послуживший причиной интервью. Почему именно эту тему и этого собеседника выбрал журналист.
    Постановка проблемы. Журналист рассказывает о том, почему именно с этим собеседником он ведет разговор о данной проблеме.
    Анонс. Журналист очень кратко излагает тему интервью, рассказывает о своем собеседнике, старается заинтересовать и заинтриговать читателя.
Формы организации интервью
Пресс-конференция
   Журналистам приходится задавать вопросы в разных ситуациях, которые зависят от самых  разных, иногда и непредвиденных обстоятельств. Но чаще интервью проводятся в заранее  определенных местах и в сложившихся  уже традиционных форматах (пресс-конференции, выход к представителям прессы, брифинги). Это диктуется либо самим ньюсмейкером, либо информационной службой, которая  является своего рода посредником в  передаче информации потребителю.
Пресс-конференция – мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.6
   Чаще  всего местом встречи становятся информационная служба, агентство или  специально оборудованное помещение  в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции  обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.
   Проводятся  подобные мероприятия по заранее  заведенному порядку: инициатор  делает подробное сообщение о  свершившемся или планируемом событии, решении, предложении, после чего журналистам  предоставляется возможность задать вопросы. Часто информация заранее  готовится для распространения  письменно, в виде пресс-релизов, что, с одной стороны, облегчает журналистам  процесс подготовки материала (имена, факты, цитаты уже выверены), с другой – представляет собой способ контроля за его «выходом» (в пресс-релизе излагается та информация, которая  выгодна заинтересованным лицам).
   Практика  проведения пресс-конференций в  большинстве стран мира показывает, что процессом передачи информации, как правило, руководит модератор. Эта фигура на пресс-конференции  ключевая: именно он сначала предлагает слово ньюсмейкеру или его  представителю, а затем дает журналистам  возможность задавать вопросы. Модератору приходится решать, кто из них это  сделает. Правда, в некоторых странах, например в Швеции, существует традиция: журналист сам берет слово, не дожидаясь приглашения.
   Журналисты, часто посещающие пресс-конференции, сталкиваются и с фактами ущемления  информационных свобод, например, когда  право задать вопрос получают представители  изданий, которые «выгодны» организаторам  пресс-конференции по политическим или иным соображениям. Вообще надо иметь в виду, что многие пресс-конференции  являются частью спланированных PR-акций, цель которых – выставить в положительном свете определенного человека или событие.
   В связи с развитием PR-технологий и распространением их методов почти во всех сферах жизни пресс-конференции стали неотъемлемой частью информационного обмена, а участие в них журналистов стало обыденным и в чем-то даже рутинным делом. Обычно редакционное начальство старается посылать на такие мероприятия молодых журналистов, которым редко удается подготовить на основе полученного материала нечто сенсационное. Хотя известны редкие случаи, когда журналисты делали себе имя, задав на пресс-конференции один-единственный вопрос.
Выход к прессе
   Выход к прессе – фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия (заседания, переговоров и т.п.), инициатором которого является ньюсмейкер. Это, как правило, заранее не планируется, что отличает данный формат интервью от предыдущего. Выход к прессе ньюсмейкер или его пресс-секретарь осуществляют сразу по окончании заседания, как и на пресс-конференции, делая заявление и отвечая на вопросы журналистов с предоставлением лишь необходимой дозы информации. У этого мероприятия, которое вполне можно отнести к формам информационной поддержки СМИ, есть уязвимое место: инициатива в нем принадлежит ньюсмейкеру, который и определяет дозу информации.
Ньюсмейкер – (англ. newsmaker) – личность, достойная упоминания в средствах массовой информации, представляющая интерес для широкой публики. Ньюсмейкерами всегда становятся люди, которые принимают решения, касающиеся многих других; персоны, привлекающие своей деятельностью, работой внимание, выступают авторитетом, предметом поклонения значительного количества людей.7
   Но  у выхода к прессе есть и преимущество: делается он «по горячим следам»  события, когда эмоции после дискуссий  еще не улеглись. Именно поэтому журналистам надо очень внимательно слушать ответы и следить за настроением «ответчика».
Брифинг
Брифинг - (англ. briefing - от brief - краткий), встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, заседаниях, конференциях, информация об их ходе, взглядах сторон и т. д.8
   Это плановое мероприятие проводится с  регулярной периодичностью и посвящается  распространению текущей информации о деятельности организации или  компании. Например, регулярно проводит брифинги министерство иностранных  дел. На них журналисты оповещаются  о текущих вопросах внешней политики. Вниманию работников СМИ предлагается также официальная ведомственная  трактовка наиболее актуальных событий  мировой политики. На брифингах министерства внутренних дел, проходящих раз в  неделю, можно услышать официальную  статистику дорожно-транспортных происшествий, раскрытых преступлений, узнать о  планируемых профилактических мерах  по борьбе с организованной преступностью.
Круглый стол
   Сложным форматом интервью является «круглый стол», на котором журналист ведет  разговор не с одним, а с несколькими  участниками. Здесь функции интервьюера  шире – как у модератора: в его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление беседой. В отличие от предыдущих форматов «круглый стол» и его разновидности – должны быть еще более тщательно проработаны. Особое внимание надо уделить подготовительной стадии, продумать стратегию встречи, четко прописать сценарий.
   «Круглый  стол» подразумевает серьезность  анализа затрагиваемых проблем, поэтому к участию в нем  приглашаются в основном эксперты. С помощью интерактивных форм возможно привлечение к дискуссии  и широкой аудитории, что делает роль журналиста-модератора полифункциональной.
Интервью  по телефону
   В состоянии временного прессинга  работают журналисты почти всех СМИ, однако с особым рвением за каждую сэкономленную минуту борются в  Интернет-изданиях. В них телефонные интервью являются самым популярным у журналистов инструментом добывания  информации.
   Конечно, главным аргументом в пользу телефонного  интервью является фактор времени. Сегодня  по оперативности конкуренцию телефонному  звонку может составить, пожалуй, только общение по электронной почте.
   Интервью  по телефону – рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат.
   Нередко телефонные интервью используются в теле и радиоэфире для актуальных включений, например в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. На телевидении при этом, конечно, теряется эффект «картинки», зато выигрывается время. Такое интервью обладает еще одним преимуществом – оно дешево, не требует сборов в дорогу, покупки билета на самолет, чтобы лететь на встречу с героем ради нескольких вопросов.
   Во  время телефонного интервью журналист  не может полностью контролировать ситуацию. Например, если вы звоните  в учреждение и секретарша отвечает, что начальник в данный момент отсутствует, проверить это нелегко. Контакта с вами могут избегать, но вы об этом не узнаете. А явившись в присутственное место лично, вы по отдельным признакам с легкостью  определите, на месте ли ваш «герой», даже если он не намерен с вами общаться. 

   ОТЧЕТ 

Отчетпоследовательное изложение основных фактов либо в хронологическом порядке, либо освещение нескольких, наиболее важных. Допустимо высказывание своей точки зрения либо цитирование действующих лиц.9
   Отчет представляет собой развернутое  информационное сообщение о конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр., т.е. о том событии, на котором  совершается большой обмен информацией.
   Некогда отчет относили к сугубо информационным жанрам. Сегодня некоторые специалисты включают его в число аналитических жанров. Раньше, предметную сторону отчета видели в действии, выраженном в слове: текст писал журналист, побывавший на собрании, на конференции. При этом допускалось, что описание событий во всей его полноте возможно не только в строго последовательной, хронологической форме, но и в форме «комплектации» отдельных смысловых узлов (тематический и аналитический отчет). Однако главной жанровосодержащей приметой отчета было строго документальное изложение происходящего.
   Сегодня в отчете, широко используются элементы корреспонденции (картинки с натуры), репортажа (эффект присутствия), статьи (система рассуждений автора),  комментария (описание факта с последующим  его анализом). Расширилась и предметная основа отчета – «Спорт-экспресс»  публикует отчеты о матчах, турнирах, соревнованиях; в «Известиях» нередки  отчеты, связанные с проведением  общественных акций (например, компания за возвращение дезертиров в свои части); «Комсомольская правда», «Московский  комсомолец» публикуют отчеты, рассказывающие о разнообразных событиях политической, экономической, культурной жизни страны. Естественно, не исчез и традиционный прямой отчет, протокольно фиксирующий  разного рода заседания (правительства, местных органов власти), собрания общественности и т. д.
   Современный отчет видоизменился, но сохранил свои родовые жанровые признаки, такие  как:
    В основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемом автором;
    Повествование ограничено отдельными пространственно-временными рамками, охватывающими описываемое событие. Однако это не означает, что публицист не может раздвинуть границы своего рассказа, но такое расширение выглядит как намеренное вкрапливание дополнительных эпизодов в описание хода событий;
    Существенным содержательным элементом отчета является детализация события, изложение подробностей. Причем в качестве детали и подробности выступают непредметные описания вещи или ситуации, а, как правило, реплики действующих лиц;
    Стремясь эмоционально воздействовать на аудиторию, автор не обязан приглушать формальные приемы «самовыражения» (они, как известно, все равно очевидцы в структуре повествования, в отборе деталей, в индивидуальных особенностях письма). Побуждение аудитории к активному восприятию текста отчета связано с прямой демонстрацией  собственной позиции.
   Разумеется, отчет как жанр более строг  в сравнении с репортажем или  интервью. Его главная задача –  предельно объективно изложить происходящее.  Но не значит, что публицист должен выступает бесстрастным информатором.  

       ОБОЗРЕНИЕ 

Обозрение – публицистический жанр, представляющий собой основную, на разнообразных факторах, картину действительности в форме панорамы жизни общества.10
   Обозрение публикуется во многих газетах и  журналах. Основные программы радио  и телевидения имеют соответствующие  рубрики. Определяющий признак жанра  обозрения – единство начального освещения общественных событий  и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мыслей обозревателя. В чем отличие этого жанра  от других жанров журналистики, в чем  его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции  и предмета обозрения. Обозревать –  значит наблюдать и обдумывать замеченное. В обозрении ярко проявляется  позиция журналиста.
Обозреватель  должен:
    Возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах происходящих в общественной жизни;
    Отстаивать точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;
    Обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
    Способствовать практическому решению проблем общества.
   Определение этих функций жанра помогает обрисовать в общих чертах предмет обозрения  – это общие вопросы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.