На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели и методы принятия управленческих решений на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
                        Экономики  
Кафедра  __________________
                        Менеджмент
Дисциплина________________ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

Студентки группы_____________________ 

_____________________________________________
(фамилия,имя,отчество)
Модели  и методы принятия управленческих
____________________________________________
(название  темы)
решений на предприятии
____________________________________________ 
 

Проверил_________________________ 

Дата_____________________________ 

Оценка___________________________ 
 
 
 

Санкт-Петербург
2009 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

             стр.                                                                                                                                                                          

Введение………………………...……………………………………………….     3           
                                      
  1. Наука о принятии управленческих решений…………………………..    6 

     1.1. Возникновение науки об управлении и ее связь
     С другими науками об управлении………………………………………    6                                                                 
     1.2. Характерные отличия науки управления…………………………...     7
     1.3. Подход с позиций выделения  различных школ в управлении….....     9
     1.4. Эволюция теории принятия решения……………………….............    12
     1.5. Условия, при которых осуществляется  принятие решения……......   13 

 2. Сущность и классификация  управленческих решений……………….   14
 3. Модели процесса  принятия управленческих решений………………..   22
 4. Классификация методов  разработки и принятия
   управленческих решений................................................................................    26
     4.1. Методы, применяемые на этапе  диагностики проблемы                                                              
                и формулирования ограничений и критериев………………………   27
     4.2 Методы, применяемые на этапе  определения альтернатив………..    29
     4.3. Методы, применяемые на этапе  оценки альтернатив……………..    30
     4.4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения
       и оценки результата…................................................................................   31 

   Заключение………………………………………………………………….    33
   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...    35 
 
 

Модели  и методы принятия управленческих решений  на предприятии. 
 

  Введение. 

      Принятие решений – это функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, возможно, специалисты консультационных организаций. Принятие эффективных решений руководителями любого ранга – одно из наиболее важных условий успешного развития предприятия, его выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к  изменениям внешней среды.
     Менеджер  должен принимать обоснованные, взвешенные решения, представляющие собой звенья цепочки, соединяющей поставленную цель и конкретный результат, а также добиваться их исполнения. Принять решение — значит сделать выбор одной из альтернатив. Успешное принятие решения зависит от уровня профессиональных знаний менеджера.
     Эффективное управленческое решение — это, как  правило, сплав профессионализма менеджера и его искусства управленца, поскольку, как справедливо считают ведущие специалисты в области принятия управленческих решений, принятие решений одновременно и наука, и искусство
     Таким образом, роль принятия решений в  управлении — ключевая. Реакция менеджера на полученную по каналам связи информацию о наличии проблемы выражается в управленческом решении, в котором определены цель, содержание и методы воздействия на объект управления. Следовательно, решение пронизывает и определяет все последующие действия в управленческом цикле.
       Важность принятия решений в  управлении предприятием так  охарактеризовал один из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ века Питер Ф. Друкер: « Что бы ни делал менеджер, в основе его действий лежит принятие тех или иных решений. Принятие решений столь тесно вплетено в повседневную деятельность менеджера, что, принимая их, он иногда и не замечает этого. Впрочем, иногда менеджеру приходится принимать решения, судьбоносные для его предприятия. На принятие подобных решений подчас уходят годы! Но, как бы-то ни было, менеджмент – это всегда процесс принятия решений.»1
     От  обеспечения эффективности управленческого решения в значительной мере зависит успех всего предпринятого менеджером дела. Изучение технологий выработки, принятия и реализации управленческих решений, помогает руководителю осуществить эффективное управление предприятием в сложной, постоянно изменяющейся экономической обстановке.
     В данной работе будет изучен понятийный аппарат и методологическая база управленческих решений. Поскольку  только понимание всех тонкостей  процесса принятия решений играет значительную роль в эффективной работе управленца.
     В курсовой работе я ставлю пред собой следующие задачи:
      Проследить историю возникновения науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении. Показать подход к управленческим решениям с позиций различных школ в управлении и эволюцию теории принятия решения.
      Рассмотреть сущность и отличия управленческих решений, а также их классификацию по однотипным группам.
      Привести  общепринятые классификации моделей принятия управленческих решений.
      Показать классификацию методов разработки и принятия управленческих решений по этапам процесса их разработки принятия.
      В заключительной части на основании рассмотренных в работе моделей и методов принятия управленческих решений, сформулировать общие требования, которым должно удовлетворять управленческое решение. Подчеркнуть важность принятия оптимальных управленческих решений в условиях финансово – экономического кризиса.
     В качестве источников изучения были использованы работы влиятельных зарубежных теоретиков науки управления, основоположников российской школы менеджмента, современная учебная литература. А также использованы публикации в экономических периодических изданиях, материалы, размещенные в сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Наука о принятии  управленческих решений.
1.1. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении.
     Эффективное принятие решений необходимо для  выполнения основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Именно поэтому изучение и организация процесса принятия решений и их исполнения составляет основу теории управления. Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и (или) к необходимым действиям. Субъекты решения — лица, наделенные правом инициировать решения или их реализовать. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (должностные лица: директор, главный экономист и др.). Объекты решения — исполнители решений.
          Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании. Современные организации отличает от организаций старого типа большое количество руководителей высшего и среднего управленческого звена, а также наличие сравнительно большого числа специалистов, которые, не будучи руководителями, в силу делегированных им полномочий должны принимать важные для организации решения. Коллективная работа и рациональность, в основе которых лежит профессиональное управленческое решение, стали стержнем организационной культуры современного предприятия. Перечисленные выше особенности, оказали значительное влияние на возникновение принципиально нового характера управления предприятием, дали толчок интенсивному развитию теории и практики принятия управленческого решения.
     Одно  из основных достижений современной  науки об управлении, и прежде всего школы научного управления, возглавлявшейся Ф. У. Тейлором, состоит в том, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы. Это означает, что процесс принятия управленческого решения рассматривается как самостоятельный управленческий акт. Наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в. Началом интенсивного развития теории принятия управленческих решений можно считать 1940-е гг. В 1950—1960-е гг. сложившаяся и получившая широкое распространение система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована. Сформировались новые научные дисциплины, такие как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений.
1.2. Характерные отличия науки управления.
     В основе любого научного исследования лежит применение научного метода. В практике школы научного управления применение научного метода состоит из трех этапов:
     1) Наблюдение – объективный сбор и анализ информации по проблеме или ситуации. К примеру, если рассматривается зависимость между потребностью в изделиях и уровнем запасов, руководитель должен оценивать, как варьируется уровень запасов в зависимости от спроса.
     2) Формулирование гипотезы – Выявление  исследователем имеющихся альтернатив  (вариантов действий) и их последствий для  ситуации, а также составление прогноза, основанного на этих наблюдениях. Цель этого этапа - установление взаимосвязи между компонентами проблемы.
     3) Верификация (подтверждение достоверности  гипотезы) – проверка гипотезы на основании результатов принятого решения (рис. 1.2.1). 

Рис. 1.2.1. Алгоритм выполнения основных этапов научного подхода. 


 





        
     В силу сложности проблем управления и трудностей проведения экспериментов в реальной жизни используется моделирование. Значительный вклад школы научного управления заключается в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Многие из таких моделей настолько сложны, что не всякий руководитель в состоянии воспользоваться ими самостоятельно. Однако отсутствие представления о моделях может привести руководителя к применению метода проб и ошибок вместо использования проверенных методов и, следовательно, принятию необдуманных решений.
     При разработке управленческих решений  менеджеру необходимо знать особенности  важнейших, исторически сложившихся подходов к управлению. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. 

     1.3 Подход с позиций выделения различных школ в управлении.
     Подход  с позиций выделения различных  школ в управлении заключает в  себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. Все эти школы возникли и развивались в конце XIX — начале ХХ-го вв. Приемы и методы, предложенные каждой из школ, во многом пересекаются и используются в практике современных предприятий и по сей день. В этой связи рассмотрим особенности этих школ, и их вклад в развитие управленческой мысли.
     Научное управление (1885-1920) связано с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет и Г. Ганнта. Основной идеей создателей этой школы было то, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем требовалось изменить рабочие операции, устранив лишние, непродуктивные движения, и, используя стандартные процедуры и оборудование, повысить эффективность работы.
     Концепция научного управления стала серьезным  переломным этапом, благодаря которому управление получило широкое признание  как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике достижения целей организации. Основной вклад этой школы в развитие управленческой мысли состоит в том, что она: 1) использовала научный анализ для определения лучших способов выполнения задачи; 2) осознавала необходимость отбора работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечения их обучения; 3) осознавала важность обеспечения работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач; 4) осознавала важность систематического и правильного использования материального стимулирования для повышения производительности; отделила планирование и обдумывание от самой работы.
     Классическая, или административная, школа в управлении (1920—1950) связана с именем Анри Файоля. Приверженцы этой школы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций, в значительной степени исходили из своих наблюдений, а не основывались на научной методологии. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым привело бы организацию к успеху.
     Первая  группа классических принципов затрагивала  разработку рациональной системы управления организацией и определение лучшего способа разделения организации на рабочие группы и подразделения. Вторая группа принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
     Вклад классической школы в развитие управленческой мысли в том, что она: 1) развивала принципы управления; 2) описывала функции управления; 3) систематизировала подход к управлению всей организацией.
     Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930—1950) и поведенческие науки (1950 г. — настоящее время) зародились в ответ на неспособность ранее возникших школ полностью осознать человеческий фактор, как основной элемент эффективности организации. Приверженцы этой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников возрастает, что в свою очередь ведет к увеличению производительности.
     Развитие  поведенческих наук связано с изучением различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организации, лидерства и т.п.
     Вкладом этих школ в развитие управления стало: 1) применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников и производительности; 2) применение выводов наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
     Наука управления, или количественный метод (1950 г. — настоящее время), связана с развитием математики, статистики и инженерных наук. Применение методов научного исследования к операционным проблемам организации получило название «исследование операций». При исследовании операций строилась модель — некая форма представления реальности. Использование компьютера позволило исследователям конструировать математические модели возрастающей сложности, наиболее приближенные к реальности и более точные.
     Вкладом школы науки управления стало: 1) углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; 2) развитие количественных методов принятия решений в сложных ситуациях.
     Процессный подход. Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, контроля и мотивации. Эти четыре базовые функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
     Системный подход. Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (таких как люди, структура, задачи и технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Этот подход связан с применением теории систем к управлению и позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Кроме того, этот подход позволяет интегрировать достижения всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
        Ситуационный подход. Концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное количество влияющих на ситуацию факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — метод, который более всего соответствует данной ситуации.
     Ситуационный  подход и его основа — ситуационный анализ стал на сегодняшний день одним из наиболее перспективных инструментов принятия обоснованных управленческих решений. Он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации, в которой принимается решение, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации. Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением об объекте управления и его функционировании во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. При этом решения принимают, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а, не исходя из традиционного метода проб и ошибок, что позволяет избежать потерь ресурсов и времени.
     1.4. Эволюция теории принятия решения.
     На первой стадии развивался дескриптивный подход к принятию решений. Здесь усилия ученых были направлены на описание процесса выбора одного из решений человеком в целях определения рационального зерна, характерного для всякого разумного выбора. В результате проведенных исследований оказалось, что большинство людей действуют интуитивно, проявляя при этом непоследовательность и противоречивость в суждениях. Положительным аспектом исследований в рамках дескриптивного подхода стало то, что удалось дать достаточно четкий ответ на вопрос, что может и чего не может человек, решая задачу выбора.
     На второй стадии исследователи разрабатывали нормативный подход к принятию решений. Однако и здесь их постигла неудача, поскольку идеализированные теории, рассчитанные на сверхрационального человека с мощным интеллектом, не нашли практического применения.
     На третьей стадии был развит прескриптивный подход к принятию решений. Он оказался наиболее плодотворным, поскольку предписывал, как должен поступать человек с нормальным интеллектом, желающий напряженно и систематизированно обдумывать все аспекты своей задачи. Прескриптивный подход не гарантирует нахождения оптимального решения в любой ситуации, но обеспечивает выбор такого решения, которое не заключает в себе противоречий и непоследовательностей. Данный подход предъявляет к человеку серьезные требования освоить методы и приемы теории принятия решений, а также предписывает проведение многочисленных вычислений, связанных с реализацией этих методов. 

1.5 Условия, при которых  осуществляется принятие решения. 

     Необходимость принять решение возникает при  следующих условиях: 1) наличие цели (если
цель  не поставлена, то необходимости принятия решений не возникает); 2) наличие альтернативных вариантов достижения цели (в отсутствие альтернатив решение однозначно) — решения принимаются в условиях, когда существует более одного способа достижения цели, с различными альтернативами могут быть связаны различные затраты и различные вероятности достижения цели; 3) наличие ограничивающих факторов, т.е. факторов, ограничивающих выбор, или ограничений.
     Ограничивающие  факторы можно разбить на три  группы: экономические (ресурсы) — время, денежные средства, трудовые ресурсы, производственные возможности; технические, непосредственно связанные с инженерным анализом и удовлетворением требований к техническим характеристикам объектов (габариты, вес, прочность, надежность, точность, дизайн и т.д.); социальные, в том числе и нравственно-этические, которые выражают требования не только социальной целесообразности осуществления той или иной альтернативы, но и высокой нравственности, этики, морали.
     Таким образом, задача принятия решения возникает  в том случае, когда есть цель, возможны различные способы ее достижения и имеются ограничения. В достаточно простых ситуациях принятия решения удается ограничиться единственным критерием оптимальности. Соответствующие задачи принятия решений называются одноцелевыми, или однокритериальными, в противном случае — это многоцелевые, или многокритериальные, задачи. Теория многокритериальных задач принятия решений в настоящее время находится в стадии разработки. 
 

    2. Сущность и классификация  управленческих решений. 
 

    Каждому из нас ежедневно приходится десятки  раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д.
    Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
    Что же отличает управленческие решения?
      Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решения исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
      Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
      Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
      Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своих интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
     Таким образом, управленческое решение –  это выбор оптимальной альтернативы, осуществляемой руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации.
     Любая теория включает классификацию объекта  исследования, т.е. выделения однотипных групп. Классифицировать управленческие решения можно следующим образом (таблица 2.1).    

     2.1. Классификация управленческих решений. 

 
    Управленческие решения
По  функциональной направленности         планирующие         организационные
        активизирующие
        координирующие
        контролирующие
        информирующие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.