На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Парламент Саами общественно-политического движения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ЧАСТЬ 1. ИЗ ИСТОРИИ СААМСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ……………………….
1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДО 1944 ГОДА……………………………………………………………….
1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
 В  60-80-Е ГОДЫ……………………………………………………….
ЧАСТЬ 2. ПАРЛАМЕНТ  СААМОВ…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА……………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Территория  проживания саамов простирается от Северной Норвегии и Швеции) через северные области Финляндии до самого Кольского полуострова, принадлежащего России, то есть так называемая Лапландия представляет собой огромную территорию протяжённостью примерно 1500—2000 км и шириной от 200 до 400 км (общей площадью около 400 тыс. кв. км). Численность лапландцев оценивается примерно в 70—80 тыс. чел., из которых более половины говорит на своём древнем языке, унаследованном от предков. Что касается образа жизни саамов, большая их часть занимается домашним оленеводством, земледелием и рыболовством. К настоящему времени почти повсеместно они являются национальным меньшинством.
     Саамский  народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии  в ранненеолитическую эпоху (после  отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры комша, проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тыс до н. э. Предположительно в 1500—1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов.
     После второй мировой войны в Финляндии  и обеих скандинавских странах  положение саамов улучшилось, и параллельно  с этим, главным образом начиная  с 60-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950—1951 гг. в Норвегии и  Швеции был создан единый саамский литературный язык. С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. В 1974 г. был основан Саамский институт. В o6eих скандинавских странах и Финляндии работает отдельный Саамский парламент (или Народное собрание). В 90-х гг. появились законы о языке, которые в определенной степени придают саамскому языку статус государственного. В 1986 г. саамская конференция утвердила саамский национальный флаг и гимн и правила их использования. В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- и телепередачи. С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных и, родов (WC1P). В 1986 г. на национальном конгрессе саамов в Швеции принят саамский флаг. 74 г. был основан Саамский институт. В o6eих скандинавских странах и Финляндии работает отдельный Саамский парламент (или Народное собрание). В 90-х гг. появились законы о языке, которые в определенной степени придают саамскому языку статус государственного. В 1986 г. саамская конференция утвердила саамский национальный флаг и гимн и правила их использования. В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- и телепередачи. С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных и, родов (WC1P). В 1986 г. на национальном конгрессе саамов в Швеции принят саамский флаг. 
 
 
 
 

     ЧАСТЬ 1. ИЗ ИСТОРИИ СААМСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ 

     Корни саамского общественно-политического  движения можно найти у самых  южных саамов Швеции и Норвегии. Они относятся к первому десятилетию XX века. Но еще до этого издавалась первая саамская газета в Норвегии (с 1873 г.), правда, существовала она только два года, но, тем не менее, создала основу общественно-политическому движению саамов.
     Сегодня северные саамы — самые активные среди всех саамов.
     Одна причина заключается в том, что южные саамы лучше знали шведский и норвежский язык, чем братья и сестры на севере, и таким образом могли следить за работой общественных организаций шведов и норвежцев. Кроме того, южные саамы участвовали в работе шведских организаций и там осваивали навыки такой деятельности. Среди южных саамов были люди, которые имели высшее образование и знали, как организовать себя.
     Цель  политического движения саамов в  начале XX века была двоякой: действовать  «внутри», вовлекать саамов в работу на национальной и этнической основе и действовать «снаружи», влиять на общее мнение и власть, чтобы она приняла требования саамов. Эта цель остается во многом и сегодня. 

     1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНЫХ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДО 1944 ГОДА 

     Первое  десятилетие XX века было временем интенсивной мобилизации скандинавских саамов. Первая местная саамская организация была создана в 1903 году в пос. Тэрнабю (Швеция). А в следующем году в Швеции возникла «Лопарская центральная организация» (Lapparnas Central-Forbund). Руководителем ее была Элса Лаула Ренсберг (1877—1931), легендарная саамская женщина, которая в том же году издала книгу с драматическим названием «Перед жизнью или смертью?» (Infor liv eller Dod?). Однако эта организация все-таки плохо функционировала и была ликвидирована в 1923 году.
     В 1904 году организовались местные саамские организации в поселках Вильхелмина-Оселе, Фатмомакке, Гден (южные саамские регионы  Швеции). Целью их деятельности было улучшение социального, экономического и политического положения саамов. А на севере (в Норвегии, недалеко от г. Тромсё) стала издаваться саамская газета — «Сагай Муйталеаддьи», которая существовала до 1911 года.
     В 1905 году были изданы несколько номеров  первого саамского журнала в  Швеции. Следующая попытка издать саамский журнал была сделана в 1918 году, и он существует до сих пор (под названием «Самефолкет»).
     Шестого февраля 1906 года состоялась первая большая  встреча норвежских саамов, однако на ней присутствовали саамы только южных регионов. В том же году был избран первый саам в парламент Норвегии. Это был Исак Саба (1872—1929), из пос. Нессебю. В период избирательной кампании он написал стихотворение «Песня саамского рода», текст которого в 1986 году был утвержден как национальный гимн саамского народа.
     В 1908 году были организованы первые местные общественные саамские организации в губернии Тронхейм. Их создали оленеводы-саамы, так как тогда усилилась борьба за сохранение традиционных пастбищ, а власть старалась сократить кочевки оленеводов.
     Следующая общественная организация саамов была образована в 1910 году в районе Хельгеланд (Норвегия), и в том же году возникла первая саамская женская организация в районе Вефесн (организатором ее была все та же Элса Лаула Ренсберг).
     В 1910 году в Норвегии появилась Организация лопарей (Lappiske Forbund), в нее входили четыре местные организации южных саамов Норвегии. На севере Норвегии, в Финнмарке, первые организации были созданы в 1911 году (Полмак, Тана, Кистранд).
     Первая  встреча, в которой участвовали  южные и северные саамы Норвегии и Швеции, состоялась в феврале 1917 года в г. Тронхейм. В 1992 году этот день провозглашен как национальный праздник саамов всех стран.
     Почему  скандинавские саамы были такими активными в начале XX века? Прежде всего потому, что государственные  власти усилили давление на национальные меньшинства, шла ассимиляция саамов. Был даже тает более широко, вместе с Саме-Этнам издает журнал «Самефолкет». Но ССР не ведет переговоры с государством о цене и дотациях на оленину, зато проводит ежегодные конференции (3 дня), на которых обсуждаются актуальные проблемы шведских саамов. Секретариат ССР находится в г. Умео.
     Первая  конференция всех саамов северных стран  Европы состоялась 31 августа — 3 сентября 1953 года в шведском поселке Йоккмокк. Приехало около 200 делегатов из трех стран: из Норвегии, Финляндии, Швеции. На конференции был создан комитет, который начал создание Саамского союза северных стран и разработал проект устава, который был принят на второй саамской конференции в поселке Карасйок в августе 1956 года. Состав руководящего органа был тогда такой: пять человек — из Норвегии, 4 — из Швеции, 3 — из Финляндии. Они назначались и назначаются сейчас всеобщей саамской конференцией, которая ныне собирается раз в 4 года (раньше было чаще). Главные ассоциации саамов назначают делегатов на эти конференции, делегаты выбирают членов в Союз саамов. Секретариат Союза саамов находится в поселке Утсйоки (Финляндия), и там работают четыре сотрудника. Союз саамов приглашал в 1960—1980 годах на свои конференции советских саамов, но либо не получал ответа, либо получал отказ.
     Саамские  конференции обсуждали актуальные саамские проблемы, принимали резолюции  и разные политические и культурно-политические программы, одобряли орфографию тех  саамских языков, которые есть в  трех странах. 

     1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СААМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
       В 60-80-Е ГОДЫ 

     В 1960 году состоялся визит норвежских саамов в Ловозеро, который вызвал большой общественный резонанс в  Норвегии, ибо участники поездки  хвалили систему оленеводства в  СССР. Эти оценки не нравились норвежским властям, которые в свою очередь сильно критиковали саамов-оленеводов. (В книге «Образцы саамской речи» профессор Г. Я. Керт дает описание этого визита по рассказу Октябрины Матрехиной-Вороновой).
     Между тем общественная активность саамов северных стран продолжала расти. Более или менее регулярно проходили саамские конференции: в 1962 году — в г. Кируна, в 1965 году — в г. Тана, в 1968 году — в Хетте, где впервые присутствовали четыре советских ученых (Керт, Тароева, Лукьянченко, Савватеев).
     В 1966 году в Швеции был начат крупный  в истории этой страны судебный процесс. Саамы обратились в суд, оспаривая  у государства права на собственность  ряда гор в южных регионах саамской территории. После пятнадцатилетнего  обсуждения Верховный суд Швеции отклонил требования саамов на право собственности тех земель, где они веками пасли своих оленей.
     В 1968 году была создана Главная ассоциация саамов Норвегии (НСР), которая стала  самой крупной саамской организацией Королевства и вошла в Союз саамов. НСР организовала свою первую конференцию в 1969 году, там были приняты резолюции о саамских промыслах, о праве на землю, о компенсации потерянных ресурсов. Секретариат НСР находится в пос. Каутокейно, который можно считать неофициальной саамской столицей всех саамов.
     В 1973 году был создан саамский парламент  Финляндии. Право на участие в  его выборах имели только саамы, которые соответствовали следующим  критериям:
     он  или она говорят на саамском языке  в качестве родного языка; 

     его или ее мать или отец говорят по-саамски; 

     бабушка или дедушка говорили на родном языке. 

     Обязательным  условием было считать себя саамом. 

     В саамском парламенте первоначально  было 20 представителей, избранных на 4 года. В 1996 году структура и название парламента были изменены, и сейчас он имеет 21 депутата.
     На  практике саамские парламенты всех трех стран являются совещательными органами при правительствах. Так как они  являются частью государственных структур, то не считаются членами Союза  саамов, который объединяет общественные саамские организации. Секретариат саамского парламента находится в пос. Инари.
     70-е  годы в саамском общественно-демократическом  движении характерны тремя факторами:  во-первых, участием в движении  коренных народов мира; во-вторых, борьбой против строительства  водохранилища на реке Альта-Каутокейно; в-третьих, расколом среди НСР (Главная ассоциация саамов Норвегии).
     Первая  конференция движения коренных народов  мира состоялась в 1973 году в Копенгагене  под названием «Конференция арктических  народов». Союз саамов участвовал в ее работе от имени всех саамов. В 1975 году в Канаде была создана Ассоциация коренных народов мира (World Council of Indigenous Peoples, WCIP), и на ее учредительной конференции были делегаты 19 стран, в том числе и скандинавских. В первое время эта ассоциация работала очень активно, однако сейчас находится в стадии упадка.
     Что же касается конфликта по поводу строительства  гидростанции на одной из рек Северной Норвегии, то после принятия парламентом  Норвегии окончательного решения о  строительстве гидростанции недалеко от пос. Альта в 1978 году было создано общественное движение против строительства ГЭС. В него вошли и саамы, и норвежцы из экологических организаций. Группа саамов объявила тогда голодовку и поставила чум перед парламентским дворцом в Осло.
     В январе 1981 года 1100 демонстрантов собрались  в тундре недалеко от Альты и сели перед бульдозерами, в том месте, где хотели начать строительство  ГЭС. Против демонстрантов было отправлено 600 полицейских, которые таскали  саамов в полицейские машины и  возили на допросы. Некоторым дали такие крупные штрафы, что им не хотелось больше отправляться на стройку гидростанции.
     Эти события, которые потом стали  называть «делом Альты», стали водоразделом для развития саамских вопросов Скандинавии, в них участвовали также финские и шведские саамы.
     И хотя формально саамы потерпели  тогда поражение (ГЭС вступила в  строй в 1987 году), но во всем этом был  и положительный момент: норвежское правительство стало понимать, что  для решения таких вопросов нужен  специально избранный орган саамским народом и надо разъяснять права саамов на землю и воду. Первая часть таких разъяснении прав саамов Норвегии была готова в 1984 году (669 стр.), вторая часть — в 1997 году (649 стр.). Было предложено создать специальный институт для управления природными ресурсами саамской территории, в который вошли бы и саамы и представители власти. Однако до сих пор этот вопрос полностью так и не решен.
     И наконец, о расколе внутри НСР, происшедшем  в конце 70-х годов. Тогда в Ассоциации возникла консервативная группировка, которая одобрила решение правительства Норвегии о строительстве гидростанции вблизи Альты. В 1979 году эта группа создала свою организацию — Народный союз саамов (СЛФ). В норвежской прессе этот союз получил широкую поддержку, и время от времени он имел больше членов, чем НСР.
     В 1980 году была создана новая саамская организация и в Швеции — Всеобщий союз шведских саамов (ЛСС). Ее создали  люди, недовольные политикой ССР (оленеводы) и Саме-Этнам (рукодельцы). Она существует и сегодня, но особой активностью не отличается.
     Из  других событий общественно-политической жизни саамов в 80-е годы надо вспомнить  следующие.
     В августе 1983 года в поселке Утсйоки (Финляндия) состоялась XII конференция  Союза саамов. На ее открытии присутствовал  президент Финляндии Мауно Койвисто. Советских саамов представлял житель Ловозера Василий Селиванов (это произошло впервые в новейшей истории саамов). Как В. П. Селиванов сам впоследствии рассказывал, все было ему внове, и он тогда был «пуглив как заяц».
     Но  замалчивание саамских проблем в СССР продолжалось, и статья об этой конференции появилась в «Ловозерской правде» только 7 апреля 1984 года.
     В 1986 году в поселке Оре (Швеция) на XIII конференции Союза саамов были утверждены саамский флаг и текст  гимна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧАСТЬ 2. ПАРЛАМЕНТ СААМОВ 

     В 1987 году парламент Норвегии принял закон о саамском парламенте, по которому в его состав избирались 39 представителей от 13 избирательных  округов, в том числе из Финнмарка  — 18 депутатов, и из губернии Тромс  — 9 депутатов.
     В 1988 году норвежский парламент утвердил дополнение к конституции страны. Статья 110a стала звучать так: «Государственные ведомства должны обеспечить и развивать  язык, культуру и общественную жизнь  саамского населения».
     Девятого  октября 1989 года король Норвегии открыл первую сессию саамского парламента и выступил с речью. Цель новой общественной организации была определена так: «Работать над тем, чтобы саамы Норвегии могли развивать свой язык, свою культуру и свою общественную жизнь».
     Администрация саамского парламента находится в пос. Карасйок. (Зимой 2001 года парламент получил новые роскошные помещения в центре поселка).
     В том же 1989 году в пос. Лаксельв состоялась XIV конференция Союза саамов. В  ее работе участвовал советский саам из Сосновки Эдуард Юлии, который никогда не был особенно активен в общественной жизни саамской диаспоры России.
     Перестройка, начавшаяся в СССР по инициативе М. С. Горбачева в 1985 году, всколыхнула  и Кольских саамов. 3 сентября 1989 года в Мурманске состоялась учредительная  конференция, на которую съехались представители саамов из всех городов и районов Кольского полуострова. Тогдашний облисполком направил на конференцию двух чиновников, чтобы уговорить участников форума отказаться от этого дела. Однако эффект был противоположный: Кольские саамы давно убедились в необходимости своей организации. Так возникла Ассоциация Кольских саамов. Первым представителем был избран Василий Селиванов, нынешний президент — Нина Афанасьева.
     В 1990 году парламент Норвегии ратифицировал  конвенцию № 169 Международной организации труда. Главным пунктом конвенции было провозглашение права на собственность тех земель и вод, где живут коренные народы. Однако Швеция, Финляндия и Россия пока не ратифицировали эту конвенцию.
     В 1992 году на саамской конференции в Хельсинки российские саамы были приняты в Союз саамов северных стран, который тогда переименовался просто в Союз саамов. Из 15 мест Союза российские саамы получили два.
     В 1992 году в Норвегии и Финляндии  были приняты законы о саамском языке. По новому положению предписывалось, что если саам, живущий на Севере, обращается к власти по-саамски, он должен получить ответ на том же саамском языке. Разные анкеты, таблицы и даже дорожные знаки тоже должны быть переведены на саамский.
     В 1993 году был создан саамский парламент в Швеции, в нем 31 депутат. Открытие первой сессии состоялось 26 августа 1993 года в г. Кируна, на этой церемонии присутствовали король и королева Швеции.
     Секретариат парламента находится в г. Кируна. Цели этого парламента похожи на планы парламентов соседних стран:
     Согласно  данным, полученным от Саамского парламента в 1995 году, число финляндских граждан, отвечающих требованиям определения "саамы", - приблизительно 7000 человек. Большинство из них, 4000, продолжают жить на исконной Саамской территории, состоящей из четырех самых северных муниципалитетов Лапландской губернии: Утсйоки, Инари, Энонтекиэ и северной части муниципалитетаСоданкюля. На этой территории действуют "Закон о саамском языке" 1991 года и "Закон о Саамском парламенте" 1995 года. Финляндское законодательство ввело определение "саама", основанное, в первую очередь, на языковых критериях. Саамом является лицо, которое осознает себя таковым и которое само или у которого, по крайней мере, один из родителей или прародителей выучили саамский в качестве первого языка. В 1995 году определение "саама" расширили таким образом, что оно охватывает также потомков лиц, внесенных в земельный, налоговый или демографический реестр как саамы горные, лесные или рыболовы. Саамский парламент возражает против расширения определения, ссылаясь на то, что это откроет дверь в саамскую общину лицам, чьи предки уже давно слились с финским населением. Из десяти саамских языков в Финляндии говорят на трех: северном, инари и сколтском. Самую большую группу образует северный саамский, на котором говорит 70-80 процентов саамов. Следовательно, это самый значительный саамский язык и, в результате этого, - естественное средство общения в Северном сотрудничестве саамов. Численность инарских саамов - около 900, а православных сколтов - около 600. Говорят, что почти целое поколение утратило свой саамский язык. Согласно Центральному статистическому бюро Финляндии, на 1 января 1998 года на учете состояли 1716 лиц, указавших саамский язык как родной, в то время как Саамский парламент называет цифру 2500. Около 330 человек говорит на языке инари, около 200 на сколтском, при чем большинство из них - пожилые люди. Эти два меньших языка находятся под угрозой исчезновения, и для обеспечения их выживания устраиваются интенсивные языковые курсы.
     В 1995 году в Основной закон Финляндии  были внесены изменения с целью  предоставления саамам более действенных  гарантий прав, обеспечивающих им культурную автономию по отношению к родному  языку и культуре в пределах Саамской территории. Отдельный "Закон о саамском языке" вступил в силу в 1992 году и применяется, в основном, на этой территории. Саам, являющийся участником или заслушиваемой стороной, может применять свой язык в судах и государственных и муниципальных органах, чья правовая или административная юрисдикция охватывает всю Саамскую территорию или ее часть. Согласно Закону, саамский житель Финляндии может объявить саамский как свой родной язык в реестре населения. Решения парламента, а также декреты и постановления правительства, касающиеся саамских вопросов, должны переводиться на саамский язык. На дорожных указателях в последнее время появились названия местности и на финском, и на саамском. В муниципалитете Инари часть названий местности указывается на всех трех саамских языках.
     Ратифицируя "Европейскую хартию о региональных языках и языках меньшинств" правительство  Финляндии приняло 59 обязательств по отношению к саамскому языку. Действующий "Закон о саамском языке" не полностью решил поставленных задач, в связи с чем создана  рабочая группа, обсуждающая возможности пересмотра Закона с тем, чтобы он более эффективно содействовал применению саамских языков. Обучение на саамском ввели в некоторых школах низшей ступени в середине 1970-х годов. Первые законодательные акты о саамском, как языке обучения, восходят к 1983 году. Саамский приобрел статус независимого родного языка в "Законе о гимназиях" 1991 года и "Законе об общеобразовательной школе" 1995 года. С 1983 года саамский преподают в общеобразовательной школе как часть предмета "родной язык" (соединенный предмет по преподаванию финского и саамского). Саамские дети, проживающие на Саамской территории и говорящие на саамском, согласно новому "Закону об общем образовании", вступившему в силу с начала 1999 года, вправе получать основную часть образования в 1-х -- 9-х классах на саамском языке. Положение о языке обучения в данном законе впервые недвусмысленно обязывает муниципалитеты Саамской территории обеспечить обучение на саамском. В соответствии с новыми законами о гимназиях и профессионально-технических училищах, также вступившими в силу с начала 1999 года, преподавание на саамском возможно также в гимназиях и профессионально-технических училищах. Одновременно со школьной реформой изменилась система государственных субсидий, в результате чего расходы Саамской территории на обучение саамского и на саамском полностью покрываются из государственного бюджета.
     В учебном году 1997/98 в общей сложности 480 учеников учили саамский язык, а 115 получили часть образования на саамских языках. Задачей Саамского бюро по учебным материалам и пособиям является содействие обучению саамского языка и на нем. Бюро действует при Саамском парламенте, отвечающем за распределение средств, выделенных в годовом государственном бюджете на издание учебных пособий на саамском. В 1999 году Саамский парламент получил 1 миллион финских марок на культурные цели и 1,3 миллиона марок - на совершенствование учебных материалов. Саамский учебный центр был создан в 1977 году по решению парламента. Это главное профессиональное учебное заведение на Саамской территории. Языки обучения - финский и саамский. На Центр возложены особые обязанности по содействию саамскому языку и саамской культуре. Основное профессиональное обучение в традиционных областях саамской культуры, таких как основные промыслы и саамские ремесла, можно получить в специальном отделе саамского языка и саамской культуры. Учителей готовит Саамский педагогический институт в Коутокейно (Норвегия). Телерадиовещательная компания Финляндии впервые передала новости на саамском в 1947 году. Теперь закон обязывает ее предоставлять услуги на саамском. В настоящее время по радио передают программы на саамском 40 часов в неделю. Саамские фильмы передают по телевидению реже. Саамское радио работает теперь как отдельное подразделение в Инари, имея свою зону вещания, подобно региональным радиостанциям. Имеются совместные передачи с Норвегией и Швецией. В начале 1996 года по решению парламента был создан новый Саамский парламент как представительный орган саамов. Он является преемником Саамской делегации (или старого Саамского парламента), основанной в 1973 году. Выборы Саамского парламента проводятся каждые четыре года. Действующий "Закон о Саамском парламенте" предусматривает наличие не менее 3 депутатов из каждого из четырех муниципалитетов: Энонтекиэ,Инари, Утсйоки, Соданкюля. Саамский парламент решает, как распределить средства, выделенные в государственном бюджете на развитие саамской культуры. Он может также выступать с инициативами, выдвигать предложения и делать заявления по вопросам саамского языка, саамской культуры и статуса саамов как коренной народности. Его сфера деятельности широка, с охватом заявок на месторождения, планирования общества, выдачи государственных земель в аренду, учреждения заповедников и т. д.
     В связи с пересмотром избирательных законов в 1989 году обсуждалась возможность гарантирования саамам одного места в парламенте Финляндии. От этого отказались, но обязанность правительства и парламента выслушивать саамов во всех вопросах, особо касающихся их, была введена в законодательство Финляндии. Права вето, однако, нет.
     Сколты  имеют независимую официальную  организацию, признанную "Законом  о сколтах" 1995 года. Сельские собрания сколтов имеются в регионах Няэтэмэ  и Неллим-Кевяярви и являются основными  форумами для обсуждения повседневных дел сколтов. Имеются также Сколтский совет и Сколтский староста . Сколты представлены также в Саамском парламенте. Сколтская территория, куда сколты переселились после присоединения региона Петсамо к Советскому Союзу, определена законом и охватывает восточную часть муниципалитета Инари. Инарские саамы не имеют отдельного официального представительного органа, но их общество действует очень активно с целью возрождения саамского языка инари.
     Совещательная комиссия по делам саамов была основана в 1960 году, как консультативный орган с представителями из министерств, Лапландской губернии и Саамского парламента для улучшения социального, культурного, образовательного, экономического и правового положения саамов. Союз саамов , созданный в 1956 году как Северный саамский совет, является теперь общим консультативным органом саамских обществ Финляндии, Норвегии, Швеции и России. В 2000 году будет проведена перва
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.