На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Системный подход и анализ

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1.1.
Понятие системы как центральной  категории 
системного  подхода. 

      Объектом  изучения системного анализа являются сложные системы. Понятие системы стало широко использоваться в XX в. Длительное время оно применялось в самом общем смысле. Не было строгого формализованного определения данного понятия. По мере развития дисциплин кибернетического направления и особенно в связи с развитием и внедрением в различные сферы человеческой деятельности вычислительной техники появилась необходимость формализовать понятие сложной системы, попытаться дать его строгое определение.
      В повседневной жизни термин система используют в тех случаях, когда хотят охарактеризовать объект как нечто целое, сложное, о чем невозможно сразу дать представление. Предполагается, что для характеристики системы необходимо рассмотреть различные аспекты ее функционирования, проанализировать различные ее свойства.
     Понятие системы имеет множество различных  толкований и в общем плане  характеризуется формулой:
объект + цель = система.
     В наиболее общем виде под системой понимается множество составляющих единство элементов, их связей между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность.
     Среди основных свойств системы необходимо особо отметить эмерджентные свойства системы и ее синергизм. Основные ее особенности (признаки):
      1. Каждая система представляет  собой структурно-организационную целостную совокупность более простых частей, которые называются элементами или подсистемами.
      Под элементом системы принято понимать простейшую неделимую часть системы. Элемент – это предел членения системы с точки зрения решения конкретной задачи и поставленной цели.
      Подсистема – совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами системы (в частности, свойством целостности), способная выполнять относительно независимые функции, подцели, направленные на достижение общей цели системы. Отличие подсистемы от группы элементов состоит в том, что для подсистемы формулируются подцели ее функционирования.
      2. Иерархичность.
      Иерархия в общем плане – это структура системы. Любые системы могут быть представлены в виде модели «черного ящика», однако этого для адекватного ее анализа недостаточно. Любая система должна быть отражена в виде подсистем с учетом взаимосвязей и взаимозависимости между ними и в свою очередь каждая подсистема должна быть представлена в виде совокупности элементов и связей между ними.
      Структура системы – это определенно взаимосвязанное взаиморасположение составных частей системы.
      Выделяют  следующие структуры системы:
     А. Линейная структура
     Б. Иерархическая или древовидная  структура (представляет собой декомпозицию системы в пространстве)
     В. Сетевая структура (представляет собой  декомпозицию системы во времени).
     Г. Матричная структура (представляет собой параллельное выполнение функций с постоянным взаимным сотрудничеством).
     Д. Пространственно-матричная структура. Такая структура пользуется тесно  связанными и равноправными горизонтами и вертикальными структурными связями.
     Структура системы должна предполагать обмен  ресурсами между любыми двумя  подсистемами, т.е. обладать свойством  связанности.
      3. Взаимосвязь подсистем предполагает  их взаимодействие в процессе  функционирования и развития системы.
     Функционирование предусматривает деятельность системы без смены цели.
     Развитие – деятельность системы, предполагающая временную или кардинальную смену цели.
     Целое предусматривает наличие связей и это способствует возникновению  и сохранению целостных свойств системы.
     4. Признак динамичности (связан с признаком взаимосвязи)
     Связь воспринимается как ограничение степени свободы системы. Поэтому подсистемы, вступая во взаимосвязь, утрачивают часть своих первоначальных свойств. В общем плане связь можно характеризовать как совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы, как ограничение степени свободы элементов.
      Связь обеспечивает возникновение и сохранение структуры и целостных свойств системы.
      В зависимости от направления связи могут быть:
    направленные;
    ненаправленные.
      В зависимости от силы связи бывают:
    сильные;
    слабые.
      По  характеру выделяют связи:
    подчинения;
    равноправные;
    генетические;
    управления.
      По  направленности процессов различают связи:
    прямые предназначены для заданной функциональной передачи ресурсов;
    обратные выполняют в основном функции управления процессами и могут быть положительными, сохраняющими тенденции происходящих в системе изменений того или иного параметра, и отрицательными – противодействующими тенденциям изменения выходного параметра. Обратная связь в системе играет очень важную роль, она является основой саморегуляции системы к изменениям внешних условий и используется для корректировки внутренней среды предприятия.
      По  виду проявления связи бывают:
    детерминированные – однозначно определяют причину и следствие, дают четко обусловленную формулу взаимодействия элементов;
    вероятностные – определяют неявную, косвенную зависимость между элементами системы.
      5. Наличие интегративных свойств. Такие свойства отдельности не присущи ни одному из элементов, но характерны для системы в целом.
      6. Системы образуют связи, которые  не характерны для групп элементов. Система как целостная совокупность не сводится без остатка к свойствам составляющих ее элементов, данная несводимость является следствием определенной структурной организации системы. Появление у целого свойств невозможных, ненаблюдаемых свойств суммы частей называется принципом эмерджентности.
     7. Наличие цели.
     Цель – это образ несуществующего, но желаемого с точки зрения задачи или рассматриваемой проблемы состояния среды, т.е. такого состояния, которое позволяет решить проблему при наличных ресурсах. С другой стороны, цель – это описание или представление некоторого наиболее предпочтительного состояния системы.
     Наличие цели связано с декомпозицией, с взаимодействием подсистем и наличии у подсистем той же направленности функционирования, что и у самой системы. Характеризуя понятие цели, часто обращается внимание на наличие целевой функции (целенаправленной функции).
      Целенаправленность системы определяется процессами, которые в ней происходят. Процессы системы – это совокупность последовательных изменений состояния системы для достижения цели. К процессам системы относятся:
    входной процесс – продукт деятельности других систем;
    выходной процесс – результат функционирования системы, который приводит к изменению внешней среды;
    переходный процесс – переход входных воздействий в выходные характеристики системы.

      Формы входных и выходных процессов:

    Результат предшествующего процесса последовательно связан с данным процессом.
    Результат предшествующего процесса беспорядочно связан с данным процессом.
    Результат процесса данной системы вновь вводится в нее
     Системы могут быть классифицированы на разные виды: социально-экономические, технические, кибернетические, биологические. В зависимости от вида изучаемой системы могут быть выделены различные классификационные признаки систем: по обусловленности действия, по происхождению, по взаимодействию со средой, по степени сложности, по типу поведения.
      Для выделения классов систем могут использоваться различные классификационные признаки, основными из которых являются следующие:
      1. По природе элементов.
    Физические (реальные) – объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них обычно выделяют механические, электрические, биологические, социальные и другие подклассы систем и их комбинации.
    Абстрактные – элементы, не имеющие прямых аналогов в реальном мире. Они создаются в результате творческой деятельности человека (идеи, планы, гипотезы, теории).
      2. В зависимости от происхождения.
    Природные – возникли без вмешательства человека (климат, почва, живые организмы, солнечная система).
    Искусственные – результат созидательной деятельности человека (следовательно, со временем их количество увеличивается). Искусственные системы, как правило, отличаются от природных наличием определенных целей функционирования (назначением) и наличием управления.
      3. По длительности существования.
    Постоянные – искусственные системы, которые в процессе заданного времени функционирования сохраняют существенные свойства, определяемые предназначением этих систем.
    Временные.
      4. В зависимости от степени изменчивости свойств.
    Статические – система с одним состоянием.
    Динамические – системы, имеющие множество возможных состояний, которые могут меняться как непрерывно, так и в дискретные моменты времени.
      5. В зависимости от степени сложности.
    Простые – системы, которые с достаточной степенью точности могут быть описаны известными математическими соотношениями (отдельные детали, элементы, электронные схемы).
    Сложные – системы, которые состоят из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы (подсистемы). Сложные системы – это биологические организмы, человек, ЭВМ и т.д. Особенность сложных систем заключается в существенной взаимосвязи их свойств.
    Большие – сложные пространственно-распределенные системы, в которых подсистемы (ее составные части) относятся к категориям сложных (автоматизированные системы управления, воинские части, системы связи, промышленные предприятия, отрасли промышленности).
      6. В зависимости от отношения к среде.
    Изолированные – системы, которые не обмениваются со средой энергией и веществом. Процессы самоорганизации в них невозможны.
    Закрытые – системы, не обменивающиеся с окружающей средой веществом, но обменивающиеся энергией. Они способны к фазовым переходам в равновесное упорядоченное состояние. При достаточно низкой температуре в закрытой системе возникает кристаллический порядок.
    Открытые – системы, которые обмениваются с окружающей средой энергией и веществом.
      Открытые равновесные – системы, которые при отклонении от стационарного состояния возвращаются в него экспоненциально, без осцилляции.
      Открытые диссипативные – системы, возникающие в результате кооперативных процессов. Их поведение нелинейно. Механизм образования диссипативной структуры: подсистемы флуктуируют, иногда достигая точки бифуркации, после которой может наступить порядок более высокого уровня.
      7. В зависимости от реакции на возмущение воздействия.
    Активные – системы, способные противостоять воздействиям среды (противника, конкурента и т.д.) и сами воздействовать на нее.
    Пассивные – системы, у которых отсутствует свойство противостоять воздействиям среды.
      8. По характеру поведения.
    Детерминированные – система, состояние которой в будущем однозначно определяется ее состоянием в настоящий момент времени и законами, описывающими переходы элементов и системы из одних состояний в другие. Составные части в детерминированной системе взаимодействуют точно известным образом. Примером такой системы может служить механический арифмометр.
    Вероятностные – системы, поведение которых описывается законами теории вероятностей. Для вероятностной системы знание текущего состояния и особенностей взаимной связи элементов недостаточно для предсказания будущего поведения системы со всей определенностью.
    Игровые – система, осуществляющая разумный выбор своего поведения в будущем.
      9. В зависимости от степени участия человека в реализации управляющих воздействий.
    Технические – системы, которые функционируют без участия человека.
    Человеко-машинные – автоматизированные системы управления различного назначения. Их характерной особенностью является то, что человек сопряжен с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства информатизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения.
    Организационно-экономические – социальные системы-группы, коллективы людей, общество в целом.
      10. По признаку организованности.
    Хорошо организованная – система, у которой определены все элементы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты, связи между всеми компонентами и целями системы, ради достижения которых она создается или функционирует.
    Плохо организованная – при представлении объекта в виде плохо организованной системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между собой, а также с целями системы.
    Самоорганизующаяся – системы, обладающие свойством адаптации к изменению условий внешней среды, способные изменять структуру при взаимодействии системы со средой, сохраняя при этом свойства целостности; системы, способные формировать возможные варианты поведения и выбирать из них наилучшие.
     В зависимости от особенностей изучаемых систем могут быть применены различные методы описания систем: морфологическое, функциональное и информационное, представляющие собой разные стороны деятельности систем.
      1. Параметрическое описание. Параметры – это отдельные элементы и взаимосвязи с другими элементами. Представляет собой низшую форму описания, исходный уровень исследования объекта и основано на эмпирическом наблюдении.
      2. Морфологическое описание системы дает представление о ее строении, подсистемах и элементах. Морфологическое описание не может быть исчерпывающим и зависит от глубины описания и степени детализации.
      Морфологическое описание – иерархично. Число уровней  описания определятся сложностью системы, то есть создается описание, дающее полную и достаточно глубокую оценку свойств системы. В иерархии описания может существовать такая ступень, когда способы описания, применявшиеся на более высоких уровнях, становятся неприемлемыми и необходимо использовать принципиально новый способ описания системы.
     В целом морфологическое описание систем строится по иерархическому методу путем последовательной декомпозиции. Уровни декомпозиции системы, уровни иерархии морфологического и функционального описания должны совпадать. Морфологическое описание можно выполнить последовательным расчленением системы на подсистемы. Это удобно в том случае, когда связи между подсистемами одного уровня иерархии не слишком сложны.
      3. Функциональное описание исходит из того, что всякая система выполняет некоторые функции: просто существует, является областью обитания другой системы, обслуживает систему более высокого порядка, является контрольной для некоторого класса систем, служит средством или материалом для создания более сложной или совершенной системы, является первосистемой и т.д.
      Основное  качество, присущее любой системе, – это ее функции, соответственно система может быть однофунк-циональной или многофункциональной.
      Функциональное  описание, как и морфологическое, – иерархично. Функции системы представляются двумя способами: числовым функционалом, который зависит от функций, описывающих внутренние процессы, или качественным функционалом (типа упорядочивания лучше-хуже).
     4. Информационное описание – самый высокий уровень описания, включающий в себя с одной стороны все представленные виды описания, с другой – описание обратных связей и внешней среды системы. Информационное описание позволяет определить зависимость морфологических и функциональных свойств системы от качества и количества внутренней (о самой себе и о внутренней среде) и внешней (поступающей из внешней среды) информации. Так как информация о каком-либо процессе снижает количество вероятных исходов данного процесса, то информация, полученная системой, повышает степень предсказуемости ее развития. Информация увеличивает организованность, упорядоченность системы, т.е. потенциальную меру предсказуемости будущего данной системы, что, в свою очередь, влечет снижение энтропии (неопределенности относительно состояний системы). Информация, полученная системой, напрямую влияет на ее работу, а значит, и на функциональные свойства ее элементов, морфологию. Частные же аспекты информационного описания могут касаться отдельных процессов и подпроцессов. Информационное описание определяет возможную точность оценки как сходства систем различных классов, так и их близость внутри класса.
      Самым важным с точки зрения изучения социально-экономических  систем является понятие большой (или сложной) системы. Декомпозиция – разделение системы на части при ее исследовании или проектировании.
      Термин  декомпозиция первоначально в теории систем был более широко распространен, чем термин структуризация, и применялся для членения любых объектов при представлении их в виде систем.
      Задача  системного аналитика при построении модели системы заключается в  разделении сложной системы на подсистемы. Аналогично целевая функция объекта должна быть представлена в виде последовательности подцелей, задач, функций, операций, выполнение которых ведет к достижению глобальной цели системного исследования. Далее желательно каждой подсистеме поставить в соответствие некоторую подцель (задачу, функцию, операцию) и наоборот. В этом и заключается смысл декомпозиции. Необходимость таких действий обусловлена тем, что для отдельных подсистем объекта существенно проще предложить математическое описание, чем для всего объекта. В дальнейшем математическое описание объекта строится как совокупность математических описаний подсистем. Таким образом, декомпозиция – один из основных подходов к разработке математических моделей сложных систем. Однако проведение декомпозиции существенно зависит от класса объекта, для которого разрабатывается математическая модель. 
 

Тема 1.2.
Системный подход. 

     Системный подход и системный анализ полезно применять к объектам, для изучения которых недостаточно знаний одной дисциплины, а требуются знания различных дисциплин. Системный эффект заключается в возникновении нового качества при совокупности факторов.
      Первым  в явной форме вопрос о научном  подходе к управлению сложными системами поставил A.M. Ампер. Он впервые выделил кибернетику как специальную науку об управлении государством и сформулировал ее системные особенности. Идеи системности применительно к управлению государством развивались в работах польского ученого Б. Трентовского.
      К числу основоположников теории систем можно отнести российского ученого, академика Е.С. Федорова. Основные научные результаты были достигнуты им в области минералогии. Следующим этапом в развитии системных представлений явились работы А.А. Богданова, который в начале XX в. начал создавать теорию организации (тектологию). Основная идея его теории состоит в том, что все существующие объекты и процессы имеют определенный уровень организованности, который тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств комплектующих элементов.
     В 50-х годах XX в. австрийский ученый Л. фон Берталанфи организовал в Канаде центр системных исследований, а также опубликовал большое количество работ, в которых исследовал взаимодействие систем с окружающей средой. Массовое распространение системных представлений, осознание системности мира, общества и человеческой деятельности связано с именем американского математика Н. Винера.
     Наконец, необходимо отметить достижения в области  исследования систем бельгийской школы во главе с И. Пригожиным. Ученые этой школы исследовали механизм самоорганизации систем. Они определили, что в результате взаимодействия с окружающей средой система может перейти в неравновесное состояние. В результате чего изменяется организованность системы.
     Основные  принципы системного подхода:
    1. Принцип целостного подхода к объекту.
     Разделение  системы на элементы должно производиться  таким образом, чтобы каждый элемент нес на себе некоторые свойства целого.
    2. Принцип иерархичности  (соподчиненности).
      Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой.
    3. Принцип дифференциации  – интеграции.
     Целое с новыми свойствами создается только на основе дифференциации элементов, которая способствует появлению материально-технической основы их взаимодействия (потенциальные связи) и с последующей интеграцией этих элементов (образование фактических связей)
    4. Принцип множественности  описания системы.
     Существуют 3 способа описания систем:
    С точки зрения присущих системе внешних целостных свойств (макроописания)
    С точки зрения внутреннего строения и вклада его компонентов в формирование целостных свойств в системе (микроописание)
    С точки зрения понимания данной системы как подсистемы более высокого уровня (иерархическое описание)
    5. Принцип открытости  системы.
     Исследование  системы неотделимо от условий ее существования, но в зависимости от точки зрения, с которой рассматривается система. Разнообразие элементов среды, с которыми она взаимодействует, может быть определенным образом ограничено.
    6. Принцип непрерывного  саморазвития системы.
     Источник развития системы находится обычно в самой системе. В объектах, являющих собой единое целое, возникают противоречия, которые делают невозможным сохранение объекта в неизменном состоянии. Для преодоления возникающих противоречий в системе происходят изменения, которые могут представлять собой источник новых противоречий и т. д.
     Системный подход позволяет оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
      Для реализации системного подхода необходимо предусмотреть следующую последовательность действий:
    Формирование задачи исследования.
    Выявление объекта исследования как системы из окружающей среды.
    Установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей.
    Определение или постановка целей перед элементами, исходя из ожидаемого результата функционирования системы в целом.
    Разработка модели системы и проведение на ней исследования.
     Социально-экономические  проблемы, как особый вид проблем, возникающих в социально-экономических системах (т.е. коллективах людей), требуют особого подхода к своему решению вследствие нелинейности поведения самой системы. Исследование как вид деятельности в процессе управления организацией включает следующие работы:
    распознание проблем и проблемных ситуаций;
    определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития;
    установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления);
    нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;
    разработка вариантов решения проблем;
    выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности.
     В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности. 

Тема 1.3.
Системный анализ, его содержание и этапы.
      Системный анализ признается в настоящее время наиболее конструктивным из направлений системных исследований.
      Этот  термин впервые появился в 1948 г. в  работах корпорации RAND в связи с задачами военного управления. Получил распространение в отечественной литературе после перевода в 1969 г. книги С. Оптнера «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».
     Анализ любой системы предполагает под собой декомпозицию ее с последующим определением статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и окружающей средой.
      Системный анализ – это совокупность исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
     Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.