На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Валютный контроль и регулирование в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 
 

    Введение
    Механизм валютной системы: правовые аспекты
    Объекты правового  регулирования в валютной системе России
    Субъекты валютной деятельности
    Субъекты, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
    Принципы   валютного   регулирования  и  валютного    контроля
    Заключение
    Список  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Одним из важнейших элементов успешного  проведения как внутренней, так и  внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
     Важная  роль в валютном регулировании принадлежит  Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центрального банка России относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
     Весьма  существенный объем операций с иностранной  валютой приходится на коммерческие банки, действующие на основе полного  хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости.
     В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.
     В законодательстве РФ подчеркивается самостоятельная  роль валютного контроля, признаваемого  одним из самостоятельных методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
     Важным  стало принятие в конце 2003 года нового закона “О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации”, что позволяет сказать, что законодательство нашей страны приводится во все большее соответствие с международными правилами и стандартами.  Закон введен в действия в мае 2004 года.
     Цель  работы – изучение правовых основ валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
     Задачами  работы явились раскрытие понятий  валютное регулирование, валютный контроль, характеристика нового закона ФЗ от 10 декабря 2003, вступившего в действие с 1 мая 2004 года.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Механизм валютной системы: правовые аспекты
     Как система норм государственно-властного  характера имеющее целью ограничение и упорядочение банковской деятельности банковское регулирование в любом обществе представлено в двух видах: пруденциальное и валютное.
     Первое  предназначено обеспечивать стабильное и надежное функционирование банковской системы государства в целом, а также защищать интересы вкладчиков. Все это достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций).
     Цель  валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики. Можно  утверждать, что валютное регулирование  и валютный контроль - составная  часть регулирующего механизма - объективно способствуют поддержанию сбалансированности финансовых потоков, что благоприятствует стабильности банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.
     Таким образом, несмотря на разницу в целях, оба вида банковского регулирования дают один и тот же результат - оптимизируют функционирование банков и прочих кредитных организаций, выполняющих банковские функции.
     Рассмотрим  структурные элементы механизма  валютного регулирования в нашей  стране.
     Существующая  система нормативно-правовых актов  образует юридический механизм регулирования  валютных отношений, имеющий двойное  функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации названного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования.
     Подчеркнем, что вне рамок существующей системы  нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе эта система получила название валютное законодательство. Термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка Российской Федерации и т.п.).
     Механизм  регулирования включает в себя три  структурных элемента:
- валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
- валютные отношения - те, что складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;
-  регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.
     Рассмотрим  каждый структурный элемент в  отдельности. Отметим, что на практике их разделение невозможно, лишь постоянно  взаимодействуя, эти элементы представляют собой более или менее слаженно работающий механизм.
     Именно  валютное законодательство выполняет  регулятивную функцию в исследуемом  нами механизме. В РФ оно представляет собой крайне неоднородный нормативный  комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно п. «ж" ст.71 Конституции РФ 1993 г. валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.
     С 10 мая 2004 года вступил в силу Федеральный  закон  № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" 1.
     Данный  закон состоит из 5 глав: Глава 1 «Общие положения» (ст. 1-4), Глава 2 «Валютное  регулирование» (ст. 5-18), Глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки» (ст. 19-21), Глава 4 «Валютный контроль» (ст.22-25), Глава 5 «Заключительные положения» (ст.26-27) .
     Новый закон отличается конкретностью  и логичностью, более четко отражая  статус и полномочия субъектов, осуществляющих валютное регулирование, статус резидентов и нерезидентов валютных операций, также изменился состав объектов правового регулирования, отраженных в данном законе. Рассмотрим эти вопросы подробнее. 

     2. Объекты правового  регулирования в валютной системе России
     Объектом  валютного регулирования являются валютные ценности. Согласно п.5 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к валютным ценностям теперь относятся иностранная валюта  и внешние  ценные бумаги. Рассмотрим более подробно состав валютных ценностей по новому закону.
     Первым  элементом является иностранная валюта. В состав иностранной  валюты законодатель включил следующие элементы:
- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
- средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
     Вторым  элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам.
     Законодатель  исключил из состава валютных ценностей  драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений  и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Это вполне логично, т.к. в современных условиях более целесообразно более четкая дифференциация объектов правового регулирования в данной сфере. Поэтому драгоценные металлы вполне обоснованно отделены законодателем от валютных ценностей как объекта правового регулирования и выделены в отдельный объект правового регулирования.
     Также объектом правового регулирования  в данной сфере являются валютные операции. К валютным операциям согласно п.9 ст.1 Закона № 173-ФЗ законодатель отнес:
     1. Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа. Правовой режим валютных операций между резидентами определяет ст. 9 Закона № 173-ФЗ.
     Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемых ими от своего имени и за свой счет, осуществляющихся в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации и операций связанных:
     а) Валютных операций между  резидентами и уполномоченными банками, связанных:
     с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
     с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
     с банковскими гарантиями, а также  с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
     с приобретением резидентами у  уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе";
     с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
     с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
     с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     б) Валютных операций со средствами юридических лиц - резидентов, зачисленными в соответствии с Законом № 173-ФЗ на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами.
     в) Валютных операций со средствами физических лиц - резидентов, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории  Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.
     г) Передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию.
     д) Дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
     е) Завещания валютных ценностей или  получения их по праву  расследования;
     ж) Приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
     з) Перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
     и) Покупки у уполномоченного банка  или продажи уполномоченному  банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.
     к) Операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
     л) Операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
     м) Операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
     н) Операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     о) Операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
     п) Операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2. Приобретение резидентом у нерезидента  либо нерезидентом у резидента  и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
     3. Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. Правовой режим валютных операций между нерезидентами регулируются ст. 10 Закона № 173-ФЗ:
     Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
     Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации  с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке   ценных   бумаг, в порядке, установленном Центральным  банком Российской  Федерации,  который может предусматривать  требование  об использовании  специального счета при совершении указанных валютных операций.
     Валютные  операции   между  нерезидентами  на   территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации  осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона.
     4. Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг. Правовой режим ввоза и вывоза валютных ценностей регулируется ст. 15 Закона № 173-ФЗ.
     Ввоз  в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
     Физические  лица - резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию.
     Физические  лица - резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.
     При единовременном вывозе из Российской Федерации  физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной  валюты  в сумме,  равной в эквиваленте 3000 долларов  США или не превышающей этой суммы,  вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
     При единовременном вывозе из Российской Федерации  физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты  в  сумме,  превышающей  в  эквиваленте  3000 долларов  США,  вывозимая  наличная  иностранная  валюта  подлежит декларированию  таможенному   органу   путем   подачи   письменной таможенной  декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.
     Единовременный  вывоз  из  Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной  валюты в сумме,  превышающей  в  эквиваленте 10000 долларов США, не допускается,   за исключением случаев, когда в таможенный орган представлены документы,  подтверждающие, что вывозимая  наличная  иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.
     При единовременном вывозе из Российской Федерации резидентами и нерезидентами иностранной валюты  и внешних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, за исключением случаев когда в таможенный орган представлены документы,  подтверждающие, что вывозимые  валютные ценности были ранее ввезены, пересланы или переведены в Российскую Федерацию либо приобретены в Российской Федерации, вывозимые иностранная  валюта  и внешние ценные бумаги в документарной  форме  подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
     Ввоз  и пересылка в Российскую Федерацию  и вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты  Российской Федерации и  внутренних ценных бумаг в  документарной форме  осуществляются резидентами  и нерезидентами в  порядке, который  устанавливается  Правительством Российской  Федерации по  согласованию с Центральным банком Российской  Федерации  и  может   предусматривать  требование о предварительной регистрации.
     Перевод  иностранной валюты,  валюты Российской  Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории  Российской  Федерации,  и   со  счета,  открытого   на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации.
     6. Перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории  Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
     Безусловной новеллой является введение в Закон  № 173-ФЗ целой главы посвященной  правовому регулированию порядка  репатриации резидентами иностранной  валюты и валюты Российской Федерации и обязательной продажи части валютной выручки как обязательный элемент валютных операций и, соответственно, объект правового регулирования в этой сфере. В старом законе РФ этому вопросу был посвящен п. 5 ст.5, который только упоминал об обязательности продажи валютной выручки, а по поводу порядка осуществления этой операции  там имелась только бланкетная диспозиция, отсылающая к соответствующему указу Президента.
     В статье 19 Закона № 173-ФЗ четко установлены  обязанности резидентов обеспечить репатриацию соответствующих валютных средств.
При  осуществлении внешнеторговой  деятельности  резиденты,  если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,  обязаны  в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
     •    получение  от  нерезидентов  на  свои  банковские  счета  в уполномоченных банках  иностранной валюты или  валюты  Российской Федерации, причитающейся  в соответствии  с  условиями указанных договоров (контрактов)    за переданные   нерезидентам товары, выполненные для них работы,  оказанные им  услуги,  переданные  им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
     •    возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за  не ввезенные на  таможенную территорию  Российской Федерации  (неполученные  на  таможенной  территории Российской Федерации)  товары,  невыполненные  работы,  не оказанные услуги, не переданные  информацию и  результаты  интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
     Резиденты вправе  не зачислять на  свои банковские счета  в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:
     - при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц  -резидентов или третьих лиц в банках за  пределами  территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц -  резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися  агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ    на срок свыше двух лет;
     - при  оплате  заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами  объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
     - при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок,  спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами  территории  Российской Федерации, для покрытия расходов по их  проведению -  на период проведения этих мероприятий;
     - при проведении  зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации.
     Теперь  в статье 20 Закон № 173-ФЗ определяет статус паспорта сделки, который ранее закреплялся на уровне подзаконного акта.
Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
     Также теперь в статье 21 Закона № 173-ФЗ четко  закреплен порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Данный порядок ранее также регулировался на уровне подзаконного акта – Указа Президента.
     Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи  части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.
     Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
     Объектом  обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени  сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:
     •    сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
     •    сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции  Федерального закона от  3 февраля  1996    года N 17-ФЗ);
     •    валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
     •    сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав    на внешние эмиссионные ценные бумаги).
Перечень  иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации.
     Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок,  расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим  Федеральным законом в иностранной валюте:
     •     оплата  транспортировки, страхования  и  экспедирования грузов;
     •    уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
     •    выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов  валютного контроля;
     •    иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.
     Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки Центральному банку Российской Федерации.
     Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку Российской Федерации.
     Обязательная  продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.
     Льготы  по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации. 

3. Субъекты валютной деятельности 
      Субъектами  валютной деятельности  согласно Закону № 173-ФЗ являются резиденты и нерезиденты.
     К резидентам относятся:
     •    физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации,  за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
     • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
     • юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством Российской Федерации;
     • находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     • дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
     • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
     К нерезидентам относятся:
     • физические лица, не являющиеся резидентами, а именно - не являющиеся физическими лицами, а, именно, не являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства и постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
     • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
     • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
     • аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
     • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
     • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
     • иные лица, не являющиеся резидентами. 

4. Субъекты, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
     Исчерпывающий перечень органов, осуществляющих валютное регулирование в РФ и их статус определен законодателем в ст. 5 Закона № 173-ФЗ.
     Органами  валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
     Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
     Если  порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом № 173-ФЗ.
     Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
     Не  допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, когда резиденты открывают счета в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета, и в случае ввоза и пересылки в Российскую Федерацию, а также вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать требование о предварительной регистрации
     Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
     Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации,  а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.
     В статьях 7 и 8 дан перечень полномочий Правительства Российской Федерации и Центрального банка в сфере валютного регулирования, что является новеллой. В пока еще действующем Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» было проведено разграничение полномочий между Правительством РФ и Центральным банком РФ. В разделе, посвященном валютному регулированию данного закона, Правительство РФ практически не упомянуто, зато были четко определены функции Центрального банка как органа, осуществляющего валютное регулирование, главенствующая роль Правительству РФ отводилась только в сфере валютного контроля, что объективно не отражало потребности общества в этой сфере. Новый закон устранил данный дисбаланс, четко закрепив статус Правительства РФ как органа валютного регулирования.
     Глава 4 Закона № 173-ФЗ практически повторяет  раздел 3 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» за исключением более четкого определения полномочий органов валютного контроля, которые закреплены в ст. 23 Закона № 173-ФЗ.
     Органы  и агенты валютного контроля, и их должностные лица в  пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
     • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
     •проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
     • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
     Органы  валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
     • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.