На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Жизнь и творчество А. де Сент-Экзепери. Анализ произведения «Маленький принц»

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему: 
 

«Жизнь  и творчество А. де Сент-Экзепери. Анализ произведения «Маленький принц» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка з/о
Исаева Ольга 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орёл - 2011 

 

Содержание  
 

    Введение 

      Биография.
      Творчество.
      «Маленький принц» – итог исканий писателя. Мир образов сказки.
    Заключение
    Список  литературы 

 


     Введение 

     Писатель  Антуан де Сент-Экзюпери – поразительный пример единства творчества и собственной жизни. В своих произведениях он писал о полетах, о своей работе, о товарищах, о тех местах, где летал и работал и главное – о небе. Многие образы Сент-Экзюпери – это его друзья или просто знакомые люди. Все свои годы он писал одно-единственное произведение – его собственную жизнь.
     Ни  одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивал столько  времени, сколько сказку «Маленький принц». Феномен этой сказки в том, что написанная для взрослых она  прочно вошла в круг детского чтения.
     «Маленький  принц» – мудрая и человечная сказка, и автор ее не только поэт, но и  философ. Просто и проникновенно, как  и в повестях и в письмах, говорит  он о самом важном: о долге и  верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и  к людям, о нетерпимости к злу  и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земля. Сказка эта  аллегорична и иносказательна, ее герои, образы и события отражают реальную жизнь и даже философские  проблемы. 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
Биография Сент-Экзюпери Антуана де 

Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери (родился 29 июня 1900, Лион, Франция — без  вести пропал 31 июля 1944) — французский  писатель и профессиональный лётчик.

Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском  городе Лионе, в семье провинциального  дворянина (графа). В возрасте четырёх  лет потерял отца. Воспитанием  маленького Антуана занималась мать. Экзюпери окончил школу иезуитов в Ле-Мане, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных  искусств на факультет архитектуры.
...ведь  когда краснеешь,  это значит «да», не так ли?
(Маленький  принц)
Сент-Экзюпери
Поворотным  в его судьбе стал 1921 год —  тогда он был призван в армию  и попал на курсы пилотов. Год  спустя Экзюпери получил удостоверение  пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не снискал себе лавров и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.
Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание  — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье  Африки. Через два года его назначили  начальником аэропорта Кап-Джуби (город Вилья-Бенс), на самом краю Сахары, и там наконец обрел  то внутреннее спокойствие, какого исполнены  его поздние книги.
В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; в 1931 вернулся в  Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем, а с середины 1930-х гг. выступал и как журналист, в частности, в 1935 году побывал в качестве корреспондента в Москве и описал этот визит в  пяти небезынтересных очерках. Корреспондентом  отправился он и на войну в Испании.
Будь  то дом, звезды или  пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.
(Маленький  принц) Сент-Экзюпери
В начале Второй мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов и был  представлен к награде («Военный крест» (Croix de Guerre)). В июне 1941 г. он переехал к сестре в неоккупированную фашистами  зону, а позже переехал в США. Жил  в Нью Йорке, где в числе  прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 г. он вернулся в ВВС Франции  и участвовал в кампании в Северной Африке. 31 июля 1944 года отправился с  аэродрома Борго на острове Корсика  в разведывательный полёт — и  не вернулся.
Долгое время  о его гибели было ничего не известно. И только в 1998 году в море близ Марселя  один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери.
Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу  французское правительство запретило  любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты  подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам  учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует  самолёту, который в ВВС США  значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-4 (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.
Быть  человеком — это  и значит чувствовать, что ты за все в  ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто  существует не по твоей  вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить  мир.
(Планета  людей) Сент-Экзюпери
Журналы Германских ВВС не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолетах, а сами обломки не имеют явных  следов обстрела. Это породило множество  версий о крушении, включая версии о технической неисправности  и суициде пилота.
Согласно  публикациям прессы от марта 2008 г., немецкий ветеран люфтваффе, 88-летний Хорст  Рипперт заявил о том, что именно он сбил самолет Антуана Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника: Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был  Сент-Экзюпери. Эти данные были получены в те же дни из радиоперехвата переговоров  французских аэродромов, которые  осуществляли немецкие войска. 
 
 

 


Творчество Сент-Экзюпери Антуана де 

Можно ли назвать  его книги романами? Едва ли. От произведения к произведению элемент вымысла  в них все сокращается. Скорее это эссе о деянии, о людях, о  Земле, о жизни. Декорация почти  всегда изображает летное поле. И дело тут не в стремлении писателя прослыть специалистом, а в его тяге к  искренности. Ведь именно так живет  и мыслит автор. Отчего же ему не описывать мир сквозь призму своей  профессии, коль скоро именно таким  способом он, как всякий летчик, вступает в контакт с окружающим миром.
«Южный почтовый»  — это самая романтическая  книга Сент-Экзюпери. Летчик Жак  Бернис, пилот компании «Аэропосталь», возвращается в Париж и встречает  там подругу своего детства —  Женевьеву Эрлен. Муж у нее  человек посредственный; ее ребенок  умирает; она любит Берниса и  соглашается уехать с ним. Но почти  тотчас же Жак понимает, что они  не созданы друг для друга. Чего он ищет в жизни? Он ищет «сокровище», в  котором заключена истина, «ключ  к разгадке» жизни. Сначала он надеялся найти его в женщине. Неудача. Позднее он, как Клодель, надеялся найти его в Соборе Парижской  Богоматери, куда Бернис зашел, потому что он чувствовал себя слишком несчастным; но и эта надежда обманула его. Быть может, ключ к разгадке лежит  в ремесле? И Бернис упорно, мужественно  везет почту в Дакар, летя над  Рио-де-Оро. Однажды автор находит  труп Жака Берниса — летчика сразили  пули арабов. Но почта была спасена. Она будет доставлена в Дакар  в установленный срок.
«Ночной полет» относится к южноамериканскому  периоду жизни Сент-Экзюпери. Для  того, чтобы почта, полученная из Патагонии, из Чили, из Парагвая, вовремя прибыла в Буэнос-Айрес, пилотам компании «Аэропосталь» приходится лететь ночью над нескончаемыми горными хребтами. Если там их настигнет буря, если они сбиваются с пути, они обречены. Но их начальник, Ривьер, знает, что на такой риск необходимо идти. Вместе с Ривьером, вместе с одним из инспекторов, Робино, вместе с женой летчика Фабьена мы следим за продвижением трех самолетов во время грозы. Один из них, самолет Фабьена, сбивается с курса. Перед ним словно смыкаются цепи Кордильер. У летчика остается всего на полчаса горючего, он понимает, что надежды больше нет. И тогда он поднимается к звездам, туда, где нет ни одного живого существа, кроме него самого. Завоеватель легендарных сокровищ Фабьен погибнет. Молодая женщина, зажженная ею лампа, с такой любовью приготовленный обед тщетно будут ожидать его. Тем не менее Ривьер, который также на собственный лад любил Фабьена, с холодным отчаянием занимается отправкой почты в Европу. Ривьер прислушивается к тому, как трансатлантический самолет «возникнет, пророкочет, и растает», словно грозная поступь армии, движущейся среди звезд. Стоя перед окном, Ривьер думает:
«Победа…  поражение… эти высокие слова  лишены всякого смысла… Победа ослабляет  народ; поражение пробуждает в нем  новые силы… Лишь одно следует  принимать в расчет: движение событий.
Через пять минут радисты поднимут на ноги аэродромы. Все пятнадцать тысяч километров ощутят биение жизни; в этом — решение  всех задач.
Уже взлетает к небу мелодия органа: самолет.
Медленно  проходя мимо секретарей, которые  сгибаются под его суровым  взглядом, Ривьер возвращается к своей  работе. Ривьер Великий, Ривьер Победитель, несущий груз своей трудной победы».
«Планета  людей» — это прекрасный сборник  эссе, некоторые из них имеют форму  новеллы. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к  ремеслу новичков, о том, как во время полета происходит борьба с  «тремя изначальными божествами —  с горами, морем и бурей». Портреты товарищей автора: Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах благодаря своему мужеству и упорству… Эссе о «Самолете  и планете», небесные пейзажи, оазисы, посадка в пустыне, в самом  стане мавров, и рассказ о том  дне, когда, затерявшись в ливийских  песках, точно в густой смоле, сам  автор едва не умер от жажды. Но сюжеты сами по себе мало что значат; важнее то, что человек, который обозревает с такой высоты планету людей, знает: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека». За последние  двадцать лет слишком много писателей  прожужжали нам уши разговорами  о слабостях человека. Наконец-то нашелся писатель, который говорит  нам о его величии. «Ей-богу, я  такое сумел, — восклицает Гийоме, — что ни одной скотине не под  силу!» .
Наконец, «Военный летчик». Эта книга написана Сент-Экзюпери после короткой кампании — и поражения  — 1940 года… Во время немецкого  наступления во Франции капитан  де Сент-Экзюпери и экипаж самолета получают от своего начальника, майора Алиаса, приказ совершить разведывательный полет над Аррасом. Вполне возможно, что во время этого полета их встретит смерть, смерть бесполезная, так как  им поручено собрать сведения, которые  они уже никому не смогут передать, — дороги будут безнадежно забиты, телефонная связь прервана, генеральный  штаб переместится в другое место. Отдавая  приказ, майор Алиас и сам знает, что приказ этот бессмыслен. Но что  тут можно сказать? Никому и в  голову не приходит сетовать. Подчиненный  отвечает: «Слушаюсь, господин майор… Так точно, господин майор…» —  и экипаж отправляется на выполнение ставшего бесполезным задания. 

Книга состоит  из размышлений летчика во время  полета к Аррасу, а затем во время  его возвращения посреди рвущихся вокруг вражеских снарядов и висящих  над ним вражеских истребителей. Размышления эти возвышены. «Так точно, господин майор…» Почему майор  Алиас посылает своих подчиненных, которые являются в то же время  его друзьями, на бессмысленную гибель? Почему тысячи молодых людей согласны погибнуть в ходе сражения, которое, судя по всему, уже проиграно? Потому что они понимают: участвуя в этом безнадежном бою, они поддерживают дисциплину в армии и укрепляют  единство Франции. Они хорошо знают, что им не удастся за несколько  минут, совершив несколько героических  поступков и принеся в жертву несколько жизней, превратить побежденных  в победителей. Но они знают также, что поражение можно превратить в отправной пункт на пути к  возрождению нации. Почему они сражаются? Что ими движет? Отчаяние? Вовсе  нет.
«Есть истина более высокая, чем все доводы разума. Что-то проникает в нас  и управляет нами, чему я подчиняюсь, но чего не сумел еще осознать. У  дерева нет языка. Мы — ветви дерева. Есть истины очевидные, хотя их и невозможно выразить словами. Я умираю не для  того, чтобы задержать нашествие, потому что нет такой крепости, укрывшись в которой я мог  бы сопротивляться вместе с теми, кого люблю. Я умираю не ради спасения чести, потому что не считаю, что задета чья-либо честь, — я отвергаю судей. И я умираю не от отчаяния. И все-таки я знаю: Дютертр, который сейчас смотрит  на карту, рассчитает, что Аррас находится  где-то там, на курсовом угле сто семьдесят  пять градусов, и через полминуты  скажет мне:
 — Курс  сто семьдесят пять, господин  капитан… 

И я возьму этот курс.» 
Так размышлял  французский летчик в ожидании гибели над охваченным пламенем Аррасом; и  до тех пор, пока у таких людей  будут такие мысли и пока они  будут излагать их столь возвышенным  языком, французская цивилизация  не погибнет. «Слушаюсь, господин майор…»  Сент-Экз и его товарищи не скажут ничего другого. «Завтра мы тоже ничего не скажем. Завтра для свидетелей мы будем побежденными. А побежденные  должны молчать. Как зерна.» 
Испытываешь крайнее изумление, что нашлись  критики, которые сочли эту прекрасную книгу «пораженческой». А вот  я не знаю другой книги, которая вселяла  бы большую веру в будущее Франции.
«Поражение… Победа… (повторяет автор вслед  за Ривьером). Я плохо разбираюсь в этих формулах. Есть победы, которые  наполняют воодушевлением, есть и  другие, которые принижают. Одни поражения  несут гибель, другие — пробуждают к жизни. Жизнь проявляется не в состояниях, а в действиях. Единственная победа, которая не вызывает у меня сомнений, это победа, заложенная в  силе зерна. Зерно, брошенное в чернозем, уже одержало победу. Но должно пройти время, чтобы наступил час его  торжества в созревшей пшенице.» 
Французские семена прорастут. Они уже пустили  ростки с той поры, когда был  написан «Военный летчик», и новая  жатва близится. И Франция, которая  долго страдала, терпеливо ожидая новой весны, сохраняет признательность  Сент-Экзюпери за то, что он ни разу не отрекся от нее.
«Раз я  неотделим от своих, я никогда  от них не отрекусь, чтобы они  ни сделали. Я никогда не стану  обвинять их перед посторонними. Если я смогу взять их под защиту, я буду их защищать. Если они покроют меня позором, я затаю этот позор в своем сердце и промолчу. Что бы я тогда ни думал о них, я никогда не выступлю свидетелем обвинения…
Вот почему я не снимаю с себя ответственности  за поражение, из-за которого не раз  буду чувствовать себя униженным. Я  неотделим от Франции. Франция воспитала  Ренуаров, Паскалей, Пастеров, Гийоме, Ошедэ. Она воспитала также тупиц, политиканов и жуликов. Но мне  кажется слишком удобным провозглашать  свою солидарность с одними и отрицать всякое родство с другими.
Поражение раскалывает. Поражение разрушает  построенное единство. Нам это  угрожает смертью; я не буду способствовать такому расколу, сваливая ответственность  за разгром на тех из моих соотечественников, которые думают иначе, чем  я. Подобные споры без судей ни к чему не ведут. Мы все были побеждены…» 
Признавать  свою собственную, а не только чужую  ответственность за поражение —  это не пораженчество; это справедливость. Призывать французов к единству, которое сделает возможным будущее  величие, — это не пораженчество; это патриотизм. «Военный летчик», без  сомнения, останется в истории  французской литературы книгой столь  же значительной, как «Рабство и  величие солдата».
Разумеется  я не стану даже пытаться «объяснить»  «Маленького принца». Эта «детская»  книга для взрослых изобилует  символами, и символы ее прекрасны, потому что они кажутся одновременно прозрачными и туманными. Главное  достоинство произведения искусства  заключается в том, что оно  выражает само по себе, независимо от абстрактных  концепций. Кафедральный собор не нуждается  в комментариях, как не нуждается  в аннотациях звездный небосвод. Я допускаю, что «Маленький принц» — некое воплощение Тонио-ребенка. Но подобно тому, как «Алиса в Стране Чудес» была одновременно и сказкой для девочек, и сатирой на викторианское общество, так и поэтическая меланхолия «Маленького принца» заключает в себе целую философию. «Короля тут слушают лишь в тех случаях, когда он приказывает сделать то, что и без этого осуществилось бы; фонарщика тут уважают потому, что он занят делом, а не самим собою; делового человека тут осмеивают, так как он полагает, что можно «владеть» звездами и цветами; Лис тут позволяет приручить себя, чтобы различать шаги хозяина среди тысяч других. «Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — говорит Лис. — Люди покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей».
«Маленький  принц» — творение мудрого и нежного героя, у которого было много друзей.
Теперь следует  поговорить о «Цитадели», посмертно  изданной книге Сент-Экзюпери: он оставил  для нее множество набросков  и заметок, но у него не хватило  времени, чтобы отшлифовать это  произведение и поработать над его  композицией. Вот почему так трудно судить об этой книге. Сам автор, несомненно, придавал «Цитадели» большое значение. То был как бы итог, обращение, завещание. Жорж Пелисье, который был в Алжире близким другом Сент-Экза, утверждает, что в этом сочинении следует  видеть квинтэссенцию мыслей писателя; он сообщает нам, что первый набросок носил заглавие «Владыка берберов»  и одно время Сент-Экзюпери хотел  назвать эту поэму в прозе  «Каид», но затем вернулся к первоначальному  варианту заглавия «Цитадель». Еще  один из друзей писателя, Леон Верт, пишет: «Текст „Цитадели“ — всего лишь оболочка. И самая внешняя. Это  собрание заметок, записанных с помощью диктофона, заметок устных, заметок беглых… „Цитадель“ — это импровизация».
Другие высказывались  более сдержанно. Люк Эстан, который  так восхищается Сент-Экзюпери, автором  «Ночного полета» и «Планеты людей», признается в том, что он не приемлет «этот монотонный речитатив восточного владыки-патриарха». А ведь этот «монотонный  речитатив» занимает сотни страниц. Кажется, что неумолимо течет  песок: «Набираешь в горсть песку: искрятся красивые блестки, но они тотчас же исчезают в монотонном течении, в  котором увязает и читатель. Внимание рассеивается: восхищение уступает место  скуке». Это правда. Уже сама природа  произведения таит в себе опасность. Есть нечто искусственное в том, что современный нам житель Западной Европы усваивает тон, присущий книге  Иова. Евангельские притчи возвышенны, но они лаконичны и полны тайны, между тем как «Цитадель» растянута  и дидактична. В этой книге, конечно  же, есть кое-что от «Заратустры» и  «Речей верующего» Ламенне, конечно  же, ее философия остается философией «Военного летчика», но нет в ней  жизненного стержня.
И все-таки блестки, остающиеся в тигле после  чтения этой книги, из чистого золота. Ее тема в высшей степени характерна для Сент-Экзюпери. Старый владыка  пустыни, который делится с нами своей мудростью и опытом, был  в прошлом кочевником. Затем он понял, что человек может обрести  мир, только если он воздвигнет свою цитадель. Человек испытывает потребность  в собственном крове, в своем  поле, в стране, которую он может  любить. Груда кирпичей и камней — еще ничто, ей не хватает души зодчего. Цитадель возникает прежде всего в сердце человека. Она соткана  из воспоминаний и обрядов. И самое  главное — хранить верность этой цитадели, «ибо мне никогда не украсить храм, если я каждое мгновение начинаю возводить его заново». Если человек рушит стены, желая обрести этим свободу, он сам уподобляется «полуразрушенной крепости». И тогда им овладевает тревога, потому что он перестает ощущать свое реальное существование. «Мои владения — это не стада, не поля, не дома и не горы, это нечто совсем иное, это то, что главенствует над ними и связывает их воедино».
И цитадель и жилище скреплены узами определенных отношений. «И обряды занимают такое  же место во времени, какое занимает жилище в пространстве». Хорошо, когда  время также представляет собою  как бы некое сооружение и человек  постепенно переходит от праздника  к празднику, от годовщины к годовщине, от одного сбора винограда к другому. Уже Огюст Конт, а вслед за ним  Ален доказывали важность церемоний  и торжественных обрядов, ибо  без этого, считали они, не можете существовать человеческое общество. «Я вновь учреждаю иерархию, — говорит  владыка пустыни. - Сегодняшнюю несправедливость я преобразую в завтрашнюю справедливость. И таким путем я облагораживаю  свое царство». Сент-Экзюпери, подобно  Валери, восхваляет условности. Ибо  если уничтожить условности и забыть о них, человек снова становится дикарем. «Несносный болтун» упрекает кедр за то, что он не пальма, он хотел  бы уничтожить все вокруг и стремится  к хаосу. «Однако жизнь противится беспорядку и стихийным наклонностям».
Такая же строгость  и в вопросах любви. «Я замыкаю  женщину в браке и повелеваю  побивать камнями неверную супругу, уличенную в прелюбодеянии». Разумеется, он понимает, что женщина — существо трепетное, она вся во власти мучительного желания быть нежной и потому взывает  к любви во мраке ночи. Но тщетно станет она переходить из шатра в  шатер, ибо ни одному мужчине не дано удовлетворить её желания полностью. А раз так, для чего разрешать ей менять супруга? «Я спасаю только ту женщину, которая не преступает запрета и дает волю своим чувствам лишь в мечтах. Я спасаю ту, которая любит не любовь вообще, а лишь того мужчину, чей облик воплотил для нее любовь». Женщина также должна воздвигнуть цитадель в своем сердце.
Кто так  повелевает? Владыка пустыни. А кто  повелевает владыкой пустыни? Кто диктует  ему это почтение к условностям, и прочным узам? «Упрямо я поднимался к богу, чтобы вопросить его  о смысле вещей. Но на вершине горы я обнаружил только тяжелую глыбу  черного гранита, она-то и была богом». И он молит бога вразумить его. Однако гранитная глыба остается непроницаемой. И должна вовеки пребывать  такой. Бог, который разрешает себя разжалобить, — уже не бог. «Он  уже не бог и тогда, когда прислушивается к молитве. Впервые в жизни  я постиг, что величие молитвы  состоит прежде всего в том, что  она не находит отклика, в том, что это общение между верующим и богом не омрачается неприглядной сделкой. И урок молитвы — это  урок молчания. И любовь возникает  только тогда, когда уже не ждут дара. Любовь — это прежде всего упражнение в молитве, а молитва — упражнение в молчании».
Вот, быть может, последнее слово мистического героизма.
 

 

     «Маленький  принц» – итог исканий  писателя. Мир образов  сказки 

     Сама  история о «Маленьком принце»  возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной  посадки самого писателя и его  механика в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими  от жажды летчиками, их физические страдания  и удивительное спасение. Символ жизни  – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего  на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность  возрождения.
     В «Маленьком принце» Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни – вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного  войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это  мир, в котором человек умирает  от духовной жажды.
     «Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном  направлении» – эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции  накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую  человечность, живую искру в душах  людей. В известном смысле повесть  явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
     Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого  жанра, его дидактическая обусловленность  позволили писателю выразить свои взгляды  на волновавшие его нравственные проблемы времени. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного  творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые  еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и  способность фантазировать. То, что  «Маленький принц» – сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным  признакам: фантастическое путешествие  героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).
     «Прообразом»  литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную  сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках  счастья и приключений. Он старается  снискать славу и покорить тем  самым неприступное сердце принцессы.
     Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает  его по-своему, даже иронически. Его  прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка.
     В скитаниях маленький принц встречается  не со сказочными чудовищами, а с  людьми, околдованными, словно злыми  чарами, эгоистическими и мелочными  страстями.
     Но  это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская  сказка. И за, казалось бы, простым  и незатейливым сюжетом и иронией  скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает  в ней отвлеченном виде через  иносказания, метафоры и символы  темы космического масштаба: добра  и зла, жизни и смерти, человеческого  бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения  личности и толпы и многие другие.
     В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство  человечества, а тема детства в  романтизме является одной из ключевых тем.
     Написанные  в традиции романтической философской  сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как  мы можем только угадывать, что хотел  сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного  восприятия. Основными образами-символами  являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.
     Маленький принц – это символ человека-странника  во Вселенной, ищущего скрытый смысл  вещей и собственной жизни.
     Пустыня – символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти  которые человеку помогает только сердце.
     Рассказчик  терпит аварию в пустыне – такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в ней. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький  принц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа в  произведении особое – он подобен  рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.