На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет, источники и объекты экологического права, общественная экологическая экспертиза, правовой режим особо охраняемых природных объектов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Федеральное агентство по образованию

 
      Государственное образовательное  учреждение 
                                       Высшего профессионального образования
Московский  государственный  индустриальный университет 

(ГОУ МГИУ) 
 
 

Кафедра № 73 «Государственно и гражданско-правовых дисциплин» 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине «Экологическое право» 
 
 

Факультет 

Шифр  и название специальности 

Курс: 3 

Группа: Зб06ю22П 

Фамилия: Акимов 

Имя: Игорь 

Отчество: Владимирович 

Адрес постоянного проживания: г. Зубцов 

Телефон 

E-mail 
 
 
 

Москва 2009

    ОГЛАВЛЕНИЕ

 
1. Предмет, источники  и объекты экологического  права ….………..…. стр.3
1.1. Понятие и формы проявления экологического права…………………...стр.3
      . Экологические правоотношения………………………………………….стр.4

1.3. Система экологического права……………………………………...…….стр.5

2. Общественная экологическая экспертиза ……………………………...стр.7

2.1. Законодательные возможности и ограничения на современном этапе ..стр.7

2.2. Экологический контроль (понятие и задачи) …………………………....стр.7

2.3. Виды экологического контроля ……………………………………….….стр.9
3. Правовой режим особо охраняемых природных объектов ……..…...стр.12
3.1. Понятие,  виды и цели образования особо  охраняемых природных 
территорий ……………………………………………………………………..стр.12
3.2. Законодательство  об особо охраняемых природных территориях и
объектах ………………………………………………………………………..стр.16
Библиографический список.………………………………………….……..стр.18
 


    1. Предмет, источники и объекты экологического права

 
    
      Понятия и формы проявления экологического права
 
    Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль.
    Его предметом являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, подразделяющие на две группы:
    отраслевые (земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водо-охранные отношения и отношения по охране фауны и атмосферного воздуха);
    комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).
    Рассмотрим  методы экологического права, т.е. способы воздействия на общественные отношения.
    Исходя  из специфики природных объектов, наиболее приемлемым является административный метод, при котором господствующее положение занимают запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Это соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний и охраны окружающей среды.
    Большое значение в рамках гражданско-правового  способа воздействия стал приобретать  экономический метод, т.е. влияние на охрану среды через материальный интерес к ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, метод экологического права - это совокупность экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.
    Для понимания сущности экологического права важно рассматривать его как органическое единство всех форм его проявления. Это – правовые идеи, входящие в правовую концепцию взаимодействия общества и природы, опираясь на которую определяется содержание правовых норм. Далее, нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды, (эти нормы образуют экологическое законодательство). И, конечно – правоотношения, без которых экологическое право остается бумажным, не достигнув своей реальной сущности и не выполнив  цель, поставленную законом по охране окружающей среды. 1
    Нормы экологического права являются правилами  поведения, регулирующими отношения  людей по поводу охраны и использования  природной среды. Существует следующее разделение норм:
    отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов),
    комплексные (охрана и использование природных комплексов)
    экологизированные (нормы других отраслей права).
    По  содержанию, правовые нормы делятся  на: нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила.
    Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды.
    Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Они бывают следующих уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Отраслевые приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны природной среды – обеспечение качества окружающей человека среды и оптимальных условий для жизни и здоровья человека.
    Нормы-правила – третья категория экологических норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.
    Предупредительные императивы призваны предотвратить  наступление вредных последствий  в результате неправомерного действия.
    Запретительные  императивы направлены на недопущение  действий, причиняющих вред окружающей природной среде.
    Восстановительные нормы права содержать требование, обращенное к правонарушителю, о  восстановлении нарушенного состояния  природной среды.
    Карательные императивы проявляются в случаях  привлечения к ответственности  за экологическое правонарушение или преступление в соответствии  с нормами соответствующего закона.
    Поощрительные эколого-правовые нормы относятся  к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды.
    Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю.
      Экологические правоотношения
 
    Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
    Основаниями из возникновения служат юридические  факты. В области экологии их делят  на события и действия. Событие  возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (различного рода стихийные бедствия). Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Так как действия проявляются через поступки человека, их можно разделить на позитивные (выполнение человеком в процессе природопользования экологически предписаний закона) и негативные (нарушение человеком экологических предписаний, причинение вреда природной среде и здоровью человека).
    Субъектом экологических правоотношений является государство, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью физических (юридических) лиц, или физическое (юридическое) лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления. Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия и организации, воздействующие на природную среду.
    Объектами экологических правоотношений являются природные объекты (земля, недра и пр., а также природные комплексы при особых обстоятельствах). От вида объекта правоотношения и его особенностей зависят те права и обязанности, которые и возникают у субъектов правоотношений.2
    Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, общественные объединения экологического профиля и органы судебного надзора. Особенности содержания экологического правоотношения зависят также от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.
      Система экологического права
 
    Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.
    В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять частей. Первая – предмет, источники и объекты экологического права.
    Вторая – механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды и экологический контроль.
    Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана ее в промышленности и пр.
    Четвёртая – экологическая ответственность, а именно ее основания и виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения.
    И пятая -  механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Общественная экологическая  экспертиза 

    2.1. Законодательные возможности и ограничения на современном этапе 

    Федеральный закон «Об экологической экспертизе» четко определил место общественной экологической экспертизы по отношению к государственной:
    «Общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой».
    Согласно  закону, любая экологическая экспертиза является экспертизой конкретной документации, например, технико-экономического обоснования проектов намечаемой деятельности или расширения/реконструкции существующей, проекта международного соглашения или обоснования заявления о выдаче лицензии.
    В законе впервые декларируется, что  экологической экспертизе могут быть подвергнуты также проекты нормативно-правовых актов, комплексных и целевых федеральных программ, генеральных планов развития территорий, схем развития отраслей народного хозяйства.
    Общественная  экологическая экспертиза должна быть официально зарегистрирована. Порядок регистрации общественной экологической экспертизы определяется ст. 23 ФЗ «Об экологической экспертизе». Регистрация осуществляется в органах местного самоуправления (городской или районной администрации) на основании заявления от общественной организации (объединения), организующей общественную экологическую экспертизу.
    Заключение  общественной экологической экспертизы приобретает юридический статус только после утверждения его  в органах государственной экологической  экспертизы. В том случае, если позиция государственных органов охраны природы в отношении экологических последствий намечаемой деятельности расходится с позицией общественности по этому вопросу, с приданием юридического статуса заключению общественной экологической экспертизы могут возникнуть затруднения. 4 

    2.2. Экологический контроль (понятие  и задачи) 

    Государственный контроль (надзор) – проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
    Мероприятие по контролю – совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
    Контроль  в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
    Содержание  экологического контроля объединяет такие  категории, как качество окружающей природной среды и его нормирование, экологический мониторинг, экологическая  экспертиза и др.
    Хозяйственная и иная деятельность сопровождается использованием природных ресурсов и объектов. Одна часть последних перерабатывается в конечный продукт, а остальная идет в отходы. Твердые и жидкие складируются на поверхности, зарываются в землю, сливаются в водоемы, а газообразные выбрасываются в атмосферу. Экологический контроль призван минимизировать ущерб окружающей среде, наносимый скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.
    Главными  задачами государственного экологического контроля являются обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими  лицами (в том числе должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства и иностранными лицами) требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей природной среды.
    Главная задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.
    Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и  нормативы и в соответствии с  закрепленной процедурой их утверждения облекаются в форму нормативно-правовых актов.
    В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:
    а) предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
    б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
    в) предельно допустимые уровни вредных  воздействий – вибрации, электромагнитных излучений и т.д. 5
    Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности хозяйственная и иная деятельность одновременно действует на различные по величине и виду природные объекты и комплексы, загрязняя их вредными веществами и оказывая иное негативное воздействие.
    Содержание  экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
    Выделяют  информационный, предупредительный  и карательный экологические  контроли. Информационный контроль, как  правило, предшествует двум другим и  сводится к сбору информации для  принятия предупредительных и властно-пресекательных действий. Предупредительный контроль проводится в целях предотвращения последствий нарушения требований экологического законодательства. Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям. 

    2.3. Виды экологического контроля 

    В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный  и общественный контроль в области  охраны окружающей среды.
    Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Перечень  объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 – ФЗ от 10.01.2002 г., другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
    Перечень  должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.
    Перечень  должностных лиц органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
    Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
    Государственный экологический контроль на континентальном шельфе представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов.
    Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
    Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным на то федеральным  органом по охране окружающей среды  и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
    Порядок проведения государственного экологического контроля в закрытых (обособленных) военных городках, находящихся в  ведении Службы, на иных подведомственных Службе территориях, проведения государственной экологической экспертизы объектов, сооружений и техники Службы, а также осуществления государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, находящихся на закрепленных за Службой земельных участках, определяется Правительством Российской Федерации.
    Производственный  контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический  контроль) осуществляется в целях  обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
    Субъекты  хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации  производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.
    Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический  контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
    Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический  контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Общественный  контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический  контроль) осуществляется в целях  реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
    Общественный  контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический  контроль) осуществляется общественными  и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
    Результаты  общественного контроля в области  охраны окружающей среды (общественного  экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Правовой режим  особо охраняемых природных объектов 

    3.1. Понятие, виды и цели образования особо охраняемых природных территорий 

    Хотя  на всей территории государства устанавливается  в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы  и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим.
    На  основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории  особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.) и особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.
    Общественная  потребность выделения данной категории  территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и  интересов. При ретроспективной  оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них — экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.
    Объявление  особого режима использования и  охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» — неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Потребность в этом появилась несколько веков назад. Уже с XVI в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. («Засека» — преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами. 6
    Заповедование служило средством защиты экономических интересов государства. Так, именно казенные интересы заставили Московское правительство объявить заповедными с середины XVII в. целые районы Сибири. Это было связано с тем, что соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост. Соболиная охота в этих местах запрещалась.
    Петр  I своими указами запретил уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Он объявил заповедными некоторые особо ценные леса и деревья.
    Круг  интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире, чем в древности. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. 7
    Одновременно, при учреждении того или иного  вида особо охраняемых природных  территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.
    а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо  охраняемые природные комплексы  и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника  имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.